ВВЕДЕНИЕ 6
Глава I. Искусство миниатюры на Среднем Востоке (в XIV-XVI вв.) 11
1.1. Культурная история Среднего Востока. Становление и развитие
эстетических принципов средневосточной миниатюры 11
2.2. Основные центры развития и школы искусства миниатюры Среднего
Востока и особенности их образного языка 27
ГЛАВА II. Развитие образа воина в искусстве Среднего Востока 34
2.1. Героическая тематика в искусстве Среднего Востока. Образ человека-
воина в произведениях «Шахнаме», «Хамсе», «Зафарнаме»: сочетание
этического и эстетического 34
2.2. Образ воина в традициях основных школ средневосточной миниатюры:
иконография и иконологическая интерпретация 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 62
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. РУСТАМ 67
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ИСКАНДАР 73
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. АМИР ТИМУР 77
Средневосточная книжная миниатюра является одним из самых интересных и сложных для исследования феноменов. Миниатюра, развиваясь в неразрывной связи с искусством книги, может являться глубочайшим источником для понимания как древнего, так и современного мировоззрения культуры региона Среднего Востока, что является особенно важным в современных попытках выстраивания межкультурного диалога.
Художественная уникальность образов и многообразие смыслов, содержащихся в миниатюре, представляют собой обширное и еще недостаточно исследованное поле. Особое значение при этом приобретает исследование средневосточной миниатюры в контексте всей культуры региона, в контексте мировоззрения эпохи своего зарождения и расцвета.
Средневосточная книжная миниатюра позволяет зрителю приобщиться к культуре средневосточного региона даже без знания языка и специальной терминологии, поскольку в образах миниатюры не просто создается визуальный аналог текста, но особыми средствами творится целый символический мир, зримо отражающий представления человека о мире.
В средневосточной персоязычной литературе, поэты часто использовали сюжеты героических подвигов, мифологических, легендарных и исторических персонажей, на примере которых и раскрываются основные черты человека эпохи. Прежде всего - это образ героя-воина, представленный фигурами множества персонажей - богатыря Рустама, Бахрам-Гура, Хосрова, Александра Македонского, известного на Востоке под именем Искандара, Тамерлана и др. Образ воина - один из архетипических образов, демонстрирующих глубинные основания мировосприятия культуры, выражающий основные идеалы культурно-исторической и художественной эпохи. Данный образ может быть рассмотрен как один из вариантов трактовки концепции идеала человека на исламизированном Среднем Востоке. Именно поэтому обращение к образу героя-воина является актуальной темой исследования.
Степень научной разработанности проблемы. Традиционно сфера исследования средневековой книжной миниатюры, принадлежит искусствознанию. В силу такого отраслевого подхода, несмотря на достаточный в целом объем библиографии по данной проблематике, исследование знаково-символических, смысловых, собственно культурных основ формирования образного языка миниатюры в художественной культуре Среднего Востока во многом остается малоразработанным.
Искусствоведы и литературоведы, историки не раз обращались к специфике культуры и искусства различных регионов Среднего Востока.
Миниатюра Ирана и Средней Азии стала предметом изучения российских и зарубежных исследователей с конца XIX века. Исследование шло в историческом и искусствоведческом аспектах от накопления фактического материала до осмысления закономерностей развития этого вида искусства, его характера, образного строя. Значительно позже, уже во 2й половине XX века, добавляется культурологический аспект.
Первыми источниками изучения книжных миниатюр являются трактаты XIV-XVII вв.: "Устав цеха живописных дел мастеров" (рубеж XIVXV вв.), «Трактат о каллиграфах и художниках» Кази Ахмеда (XVI в.), «Трактат о каллиграфах и художниках» Дуст-Мухаммада (XVI в.), «Канон изображений» («Ганун ас-Совар» Садиг-бека Афшара (XVI-XVII вв.). Они содержат описания как технической части искусства каллиграфии и миниатюры (например, рецепты изготовления красок, секреты изготовления бумаги, сведения об элементах орнамента), так и рассуждения о смысле художественного ремесла.
...
В ходе проделанной работы был проанализирован образ героя-воина в средневосточной миниатюре в контексте мировосприятия эпохи, была выявлена связь образа с представлениями об идеальном человеке и проанализированы варианты интерпретации образа воина миниатюристами разных школ.
Краткий обзор культурной истории средневосточного региона и Ирана, позволил выявить, какое многообразие традиций повлияло на формирование художественной культуры и искусства миниатюры. Это и многообразие этнического состава данного региона, и постоянные войны, и смена правящих династий, и исламизация Ирана и всего средневосточного региона, и стремление народов, населяющих данную территорию к сохранению и утверждению собственного культурного самосознания и
самоидентификации. Последнее отчетливо прослеживается в становлении и развитии литературы на фарси, который наравне с арабским, стал языком ислама. Прежде всего, в работе обращается внимание на такие произведения как «Шахнаме» Фирдоуси, «Хамсе» Низами и «Зафар-наме» Йазди. Отмечено и существенное влияние суфизма, как в развитии литературы, так и в становлении эстетических принципов миниатюры. Безусловным фактором является и развитие собственных художественных традиций различных школ миниатюры, нарастание интереса к человеку, его личности.
Таким образом, благодаря влиянию перечисленных факторов складывается уникальный феномен средневосточной книжной миниатюры, который особым передает нам миропонимание целого культурного региона.
Разработка образа воина в искусстве миниатюры рассматривалось в связи с развитием книжной культуры Среднего Востока. Однако миниатюра является не просто визуализацией, иллюстрацией сюжета, но создает свой собственный зримый мир.
В ходе исследования были охарактеризованы следующие особенности миниатюры:
1. Символизм и метафоризм, сочетание «сокрытого» и «явленного», внутреннего и внешнего, плана выражения и плана содержания. Иранская миниатюра - искусство воображения.
2. Миниатюра понималась, в соответствии с суфийскими канонами сочетания мудрости и красоты, как особый познавательный и даже медитативный процесс, позволяющий посредством приобщения к красоте проникнуть в тайны бытия. приобщения к тайне бытия,
3.
- создания особого «ответа» в виде более совершенного произведения.
3. Плоскостность и декоративность, орнаментальный характер изображения, «ковровая» композиция миниатюры, не терпящая пустого, незаполненного пространства и отражающая принцип многообразия мира.
4. Условный и идеализирующий характер миниатюры, который основывается на глубоких философско-этических и эстетических принципах, поэтому ее нельзя рассматривать как реалистическую живопись.
Рассмотрев особенности трех школ миниатюры - ширазской, тебризской и гератской, мы сделали вывод о том, что, обращаясь к одним и тем же произведениям и сюжетам, различные школы миниатюры проявляли собственные черты и создавали уникальные произведения. Каждая из школ сосредотачивала внимание на собственном художественном аспекте: монументальность и простота ширазской школы, изысканный колорит и сложность композиции тебризской школы, гармоничность и уравновешенность гератской школы.
...
1. Адамова А.Т. Персидская живопись и рисунок XV-XIX веков в собрании Эрмитажа: каталог выставки. - СПб.: Славия, 1996. - 375 с.
2. Адамова А.Т., Гюзальян Л.Т. Миниатюры рукописи поэмы «Шахнаме» 1333 года. - Л.: Искусство, 1985. - 167 с.
3. Бартольд В.В. Работы по истории ислама и Арабского Халифата.
• М.: Издательская фирма «Восточная литература РАН», 2002. - 784 с.
4. Бертельс А.Е. Художественный образ в искусстве Ирана IX-XV вв. - М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1997. - 422с.
5. Бертельс Е. Низами. - М.: Издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», 1947. - 102 с.
6. Бренд Б. Искусство ислама / Пер. с англ. А. Гарькавого. - М.: «Издательство ФАИР», 2008. - 336 с.
7. Бретаницкий Л.С., Веймарн Б.В. Искусство Азербайджана IVXVIII вв. - М.: Искусство, 1976. - 272 с.
8. Буркхардт Т. Искусство ислама. Язык и значение. /Пер. с англ. Локман Н.П. - Таганрог: Ирби, 2009. - 288 с.
9. Веймарн Б.В. Искусство Средней Азии. - М.-Л.: Искусство, 1940.
• 192 с.
10. Веймарн Б.В. Классическое искусство стран ислама. - М.:
Искусство, 2002. - 496 с.
11. Велаяти, Али Акбар. Исламская культура и цивилизация. - М.: Феория: Дизайн. Информация. Картография, 2011. — 320 с.
12. Гаджинаев Г.М. Особенности визуального арабо-мусульманского искусства // Исламоведение, 2010. - № 3. - С. 52-59.
13. Гасанзаде Д., Эфендиев А. Большое тебризское «Шах-наме» и тебризская живопись 1330-40 гг. // Искусство, 2011. - № 3 (51). - С. 18-22.
14. Денике Б. Искусство Востока. Очерк истории мусульманского искусства. - Казань: Издание Комбината Издательства и Печати. А.Т.С.С.Р.,1925. - 251 с.
15. Додхудоева Л.Н. Поэмы Низами в средневековой миниатюрной живописи. - М.: Главная редакция восточной литературы издательства "Наука", 1985. - 315 с.
16. Игнатенко А. Зеркало ислама. - М.: Русский институт, 2004. - 2016 с.
... всего 53 источника