Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие иконографического образа Владимирской иконы Божией Матери в ведущих иконописных школах XIV-XVI веков

Работа №195990

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

культурология

Объем работы54
Год сдачи2016
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
22
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 5
Глава 1.История изучения и проблема бытования образа Владимирской иконы
Божией Матери 12
1.1. Исторический контекст и значение образа Владимирской иконы Божией
Матери 12
1.2. Особенности иконографии образа Владимирской иконы Божией Матери. 18
Глава 2. Развитие иконографического образа Владимирской иконы Божией
Матери в ведущих иконописных школах XIV-XVI веков 27
2.1. Развитие иконографического образа Владимирской иконы методом
компаративного анализа списков московской и владимиро-суздальской иконописных школ 27
2.2. Развитие иконографического образа Владимирской иконы Божией Матери
методом компаративного анализа списков внутри владимиро-суздальской иконописной школы 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ПРИЛОЖЕНИЕ 46

Актуальность темы обусловлена усиленным интересом к вопросам духовности, одним из которых является осмысление иконографии христианской традиции. Именно иконография является сущностью духовного достояния христианства, в которой в своеобразной форме отображается его мировосприятия и миропонимания. Однако исследованию образа Божией Матери как составляющей восточно-христианской иконографической традиции как религиоведами, богословами, так и искусствоведами не уделяется достаточного внимания.
Повышенное внимание к древнерусскому искусству и культуре появляется через век после реформ Петра Великого. Этот интерес вызвал обращение к древнерусской иконописи. В «Истории государства российского»1
Н. М. Карамзин говорит о древнерусских иконописцах и упоминает их произведения. На рубеже XIX-XX веков в России появляются бесчисленные коллекции икон, где иконы были собраны как настоящие произведения искусства.
В начале XX века происходит настоящее открытие древнерусской иконописи, признание ее художественного значения и понимание ее истинного духовного смысла. С середины XX века икона появляется в музейном пространстве и становится предметом изучения и исследования таких специалистов как М.В. Алпатов, Н.А.Барская, В.Н. Лазарев, Л.Д. Любимов и многих других.
Искусствоведческая литература, включающая публикации, монографии, альбомы и музейные каталоги (И. Э. Грабарь, В.И. Антонова, B. Г. Брюсова, Н.
A. Барская, А. А. Салтыков, Э. С. Смирнова, И. Л. Бусева- Давыдова, Н. С. Кутейникова), научные исследования по иконографии ( Н. П. Кондаков,
B. Д.Лихачева, Н. В. Покровский, Г. Д. Филимонов, И. А. Припачкин, Б. В. Раушенбах, Ю. Г. Бобров, С. Г. Савин).
Богословская литература, включающая труды, посвященные богословскому истолкованию категорий прекрасного в церковном искусстве (Е. Н. Трубецкой, C. Н. Булгаков, А. Н. Овчинников, архимандрит Зинон (Теодор), инок Григорий (Круг), В. В. Лепахин, О. В. Губарева, А. М. Лидов, И. К. Языкова). Церковные авторы (О. Б. Ионайтис, архиепископ Анатолий (Мартыновский), Н. М. Тарабукин), занимающиеся проблемой бытования иконы и осмыслением ее истинного значения.
Литература по истории России, культуре и Русской Православной Церкви (В. О. Ключевский, В. А. Дуров, A.B. Висковатов, Е.Е. Голубинский, Г. П. Федотов, А. Курбский, М. Хитров, Е. Замысловский, Е. Изергина).
Исследования, посвященные проблеме иконописи, условно можно разделить на три группы: 1) исследования, изданные в дореволюционный период; 2) исследования советского периода; 3) современные исследования.
Дореволюционный период. О православном иконопочитании и сущности иконописи писали преподобный Иосиф Волоцкий «Послание иконописцу и и три «слова» о почитании святых икон» (XVI в.), Максим Грек «О святых иконах» (XVI в.), Симон Ушаков «Слово к люботщательному иконного писания» (XVII в.).
Характерной особенностью дореволюционных исследований было всестороннее изучения памятников художественной культуры, освящение вопросов истории в контексте литургического действа и истории Церкви.
К этому времени относятся работы магистра богословия Дмитрия Соснина «О святых чудотворных иконах в церкви христианской» (1833), Николая Надеждина «Изображение Божьей Матери» (1846).
И.М. Снегирев в работе «О значении отечественной иконописи»2 (1848) убеждал воспринимать иконопись как развивающееся искусство: оно имеет периоды расцвета и упадка с характерными для каждого времени стилистическими направлениями — «пошибами».
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Православная вера пришла на Русь из Византии — первой в мире большой христианского государства. Естественно, что все сопутствующее православию пришло к нам оттуда же. Византийскими (греческими) были первые богослужебные книги. Византийскими были и первые иконы, которые пришли на Русь (такие, как Владимирская Богоматерь). Для построения храмов и «писания образов» приглашались византийские мастера (в XI веке мастера, выполнившие мозаику киевской Софии; в конце XIV века — Феофан Грек, учитель Андрея Рублева).
Существует четыре основных типа изображения Богоматери: Знамение, Одигитрия, Акафист и Елеуса.
Иконографический тип Богородицы — Елеуса, для которой характерно любование Марии своим младенцем, что прижался к матери. Именно к этому типу принадлежит знаменитая чудотворная икона — Елеуса, которую в начале XII века были привезены из Константинополя в Вышгород под Киевом (известная как икона Владимирской Божьей Матери). Этот тип иконографии изображает взаимное проявление любви между Матерью и Младенцем Иисусом.
Большое значение в иконе предоставляется цветовой гамме, что имеет отображать как историческая вероятность облика Богородицы, так и религиозный смысл, закрепленный церковным каноном. Так, красный мафорий на плечах символизировал будущие страдания Христа и одновременно — любовь к Богу; зеленый гиматий — весеннее возрождение, буйство земли; золото — Царское божественное величие; кайма на мафории — олицетворение ее прославления.
С иконы Владимирской Божией Матери еще в начальный период были сделаны многочисленные списки различными иконографическими школами (в частности, московская и владимиро-суздальская), и до нас дошли сотни повторений более поздних времен. Ей посвящено множество научных исследований и церковных сочинений.
Владимирская икона Божьей Матери оказала огромное влияние на становление отечественной иконописи и органически вошла не только в церковную и политическую жизнь средневековой Руси, но и в историю древнерусской культуры.
Целью нашего исследования было выявление особенностей развития иконографического образа Владимирской иконы Божией Матери в ведущих иконописных школах XIV-XVI веков.
Для достижения указанной цели были решены следующие задачи:
1. Рассмотрен исторический контекст и значение образа Владимирской иконы Божией Матери;
2. выявлены особенности иконографии образа Владимирской иконы Божией Матери;
3. изучено развитие иконографического образа Владимирской иконы Божией Матери методом сравнительного-стилистического анализа списков московской и владимиро-суздальской иконописных школ;
4. прослежено развитие иконографического образа Владимирской иконы Божией Матери методом сравнительно-стилистического анализа списков внутри владимиро-суздальской иконописной школы.
Решение этих задач позволило нам сделать следующие выводы:
В развитии Богородичной темы выделились процессы постепенной трансформации и эволюции образа, который наряду с летописным хроникам отражал эпохальные явления, став своеобразным «документом» той эпохи, в котором он создавался.
В процессе художественного творчества, в попытке приблизиться к божественной идеи иконописец высокую истину стремился воспроизвести сложнее по содержанию средствами — обобщенным символически-глубоким выражением. В иконописи XV-XVI вв., эта углубленность все возрастала. И хотя образ Богородицы вызвал несколько иллюзорно-земное подражания, принцип изображения оставался непоколебимым — приближение к божественной идеи, выражено художественными возможностями.
Иконы владимирско-суздальской школы отличаются сочностью письма, повышенной эмоциональностью персонажей. Наследие владимирско- суздальской школы в XIV-XV вв. послужило одним из главных источников для возникновения и развития московской школы иконописи. Она отличается мягкостью письма и утонченной гармонией колорита.
Отметим, что списки XV - первой четверти XVI века «в меру и подобие» древней святыни Владимирской Богоматери единичны, все они были созданы в периоды поновления чудотворного образа как иконы-наместницы.
...


1. Антонова В. И. К вопросу о первоначальной композиции иконы Владимирской Богоматери / В.И. Антонова // Византийский временник. — М., 1961. — Т XVIII. — С. 198-205.
2. Антонова В.И. Иконографический тип Перивлепты и русские иконы Богоматери в XIV веке / В. И. Антонова // Из истории русского и западноевропейского искусства: Материалы и исследования. — М., 1960. — С. 103-117.
3. Барская Н.А. Сюжеты и образы древнерусской живописи / Н.А. Барская. — М.: Просвещение, 1993. — 223 с.
4. Беляев Л. А. Чудотворная икона в сакральной топографии средневекового города: первый престол иконы Владимирской Богоматери в Москве / Л.А. Беляев // Чудотворная икона в Византии и Др. Руси. — М., 1996. — С. 303­320.
5. Бобров Ю. Г. Основы иконографии древнерусской живописи / Ю. Г. Бобров. СПб.: Мифрил, 1995. — 256 с.
6. Булгаков С. Почитание Богоматери и святых в Православии // Булгаков С.
Православие. Очерки учения право- славной церкви / прот. С. Булгаков. — К.: Лыбидь, 1991. — URL.:
http: //ru.philosophy.kiev. ua/library/misc/bul gakov prav. html (дата обращения 4.06.2016).
7. Буслаев Ф. Иконе чужда красота / Ф. Буслаев // Православная икона. Канон и стиль. — М.: Православный паломник, 1998. — 494 с.
8. Бычков В. В. Феномен иконы / В. В. Бычков. — М.: Ладомир, 2009. — 638 с.
9. Бычков В. В. Малая история византийской эстетики. «Путь к истине» / В.В. Бычков. — Киев, 1991. - 216 с.
10. Великая Русь. История художественной культуры X-XVII вв. / Под ред. Д. Лихачева, Г. Вагнера, Г. Вздорнова, Р Скрынникова. — М.: Искусство, 1994. — 488 с.
11. Вздорнов Г. И. Реставрация и наука. Очерки по истории открытия и изучения древнерусской живописи / Г. И. Вздорнов. — М.: Индрик, 2006. — 412 с.
12. Вздорнов Г. И. Андрей Рублев и Дионисий Ферапонтовский / Г. И. Вздорнов // Ферапонтовский сборник. - М., 2006. - Вып. 7. - С. 13-23.
13. Гребенюк В.П. Икона Владимирской Богоматери и духовное наследие Москвы / В. П. Гребенюк. — М., 1997. — С. 79-121.
14. Грищенко А. Русская икона как искусство живописи А. Грищенко // Вопросы живописи. Вып. 3. — М., 1957. — С. 78-112.
... всего 46 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ