ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ
1.1. Развитие теории управления
1.2. Правоохранительная деятельность как объект управления
1.3. Субъекты управления в правоохранительных органах
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ НА МАТЕРИАЛАХ УМВД РОССИИ ПО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1 Реализация методов управления в УМВД.
2.2. Организационно-правовые проблемы управления персоналом.
2.3. Пути совершенствования деятельности и решения проблемных вопросов.
Актуальность темы исследования. В современном мире продолжает быстро развиваться и приобретать новые качественные грани процесс по-вышения роли правоохранительной деятельности во всех сферах обще-ственной жизни, а также государственного управления. Главное место в сфере правоохранительной деятельности занимают органы внутренних дел.
Весомое место в теории и практике управления занимает вопрос о методах его исполнения. Методы управления в действительности определя-ют, как и какими путями это управление осуществляется.
В современном мире стиль и методы работы отдельных руководите-лей чаще всего не соответствуют складывающей-ся криминогенной обстановке и правилам, предписывающим органам внутренних дел на современном этапе в организации управления: ослабле-на роль штабных аппаратов; не эффективно осуществляется работа по вве-дению в практику передовых форм и методов руководства органами внут-ренних дел, организации служебной подготовки руководящего состава.
Недостатки в деятельности органов внутренних дел по организации работы личного состава руководителей всех уровней свидетельствуют о том, что не все должностные лица выполняют свою деятельность в полной мере и со всей ответственностью при исполнении своих служебных обязанно-стей.
Все вышесказанное допускает сделать вывод, что совершенствование управленческой деятельности, есть важнейший резервповышения эффек-тивности работы органов внутренних дел.
Необходимостьнаучно-методического обеспечения управления си-стемы органов внутренних дел обусловлена совершенствованием методов работы с кадрами, методов оперативной, служебной и служебно-боевой де-ятельности, организационных методов, а также проведением мероприятий, касающихся:
1. Обеспечения целенаправленного систематического обучения руко-водящего состава и сотрудников штабных подразделений эффективным ме-тодам и формам управления;
2. Разработки мер по улучшению организационного обеспечения выполнения планируемых мероприятий;
3. Более полного использования электронно-вычислительной и ком-пьютерной техники в информационно-аналитической работе».
Анализ данных положений показывает, что улучшение организаци-онного обеспечения предполагает совершенствование организационных ме-тодов управления. В свою очередь, обеспечение органов компьютерной тех-никой окажет не только существенное влияние на построение оптимальной структуры управления, но и позволит более эффективно применять матема-тические методы в органах внутренних дел, повысит качество принимаемых управленческих решений.
Теоретическая актуальность данной темы объясняется также и тем, что на современном этапе происходит становление новых государственных устоев, что обосновывает развитие и совершенствование подходов к госу-дарственному управлению. В этой связи на более качественный уровень должно выходить и управление в органах внутренних дел, что требует пе-ресмотра системы методов управления. На смену старой структуре методов управления, в которой административные методы были абсолютизированы до предельной нормы, должна прийти новая, более гибкая, всесторонне учитывающая многоаспектный характер управления в органах внутренних дел.
Сказанное, по-нашему мнению, обуславливает актуальность данной темы, что, в свою очередь, требует совершенствования управленческой дея-тельности как важнейшего резерва повышения эффективности работы орга-нов внутренних дел. В центре таких исследований должны быть как теоре-тические, так и прикладные аспекты применения и совершенствования ме-тодов управления в деятельности органов внутренних дел.
Объектом исследования являются организационные и правовые от-ношения, возникающие в процессе управленческой деятельности органов внутренних дел.
Предмет исследования - методы управления, пути их совершенство-вание и роль в осуществлении целей, задач и функций управления в орга-нах внутренних дел.
Цель исследования - выявить основополагающие теоретические и практические проблемы наиболее эффективного использования методов управления и предложить рекомендации по их совершенствованию в пра-воохранительной деятельности.
Для достижения этой цели предполагалось решить следующие зада-чи:
- осуществить анализ подходов к определению понятия и сущности методов управления, их места в управленческом процессе органов внутрен-них дел и выработать собственную позицию по данному вопросу;
- рассмотреть классификацию методов государственного управления по различным основаниям, произвести анализ их положительных и отрица-тельных сторон, выработать собственную точку зрения на классификацию методов управления в органах внутренних дел;
- обосновать необходимость более широкого применения познава-тельных методов при выработке управленческих решений, обозначить спо-собы их более эффективного использования;
- проанализировать основные пути совершенствования организаци-онных методов управления;
- рассмотреть содержание методов регулирования, выработать пред-ложения по эффективному применению административных, экономических и социально-психологических методов управления в органах внутренних дел.
Структура исследования. Данная работа состоит из введения, двух глав (по 2 параграфа в каждой), заключения и списка используемой литера-туры.
Процесс реформирования правоохранительных органов Российской Федерации в интересах устойчивого развития страны предполагает решение задач по совершенствованию кадровой политики. В настоящее время ос-новной целью управления в системе правоохранительных органов является формирование профессионального состава кадров, сохранение, воспроиз-водство, укрепление, развитие, рациональное и эффективное использование кадрового потенциала органов внутренних дел в интересах оперативно-служебной деятельности; приведение её в соответствие с требованиями ин-новационного социально ориентированного развития Российской Федера-ции. Повышение качества кадрового потенциала признается одним из важ-нейших ресурсов интенсификации служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел.
Определяющая роль в процессе качественного комплектования служб и подразделений органов внутренних дел (и, как следствие, высокие опера-тивно-служебные показатели) принадлежит кадровым аппаратам. На кадро-вые аппараты возлагается обязанность обеспечить в системе органов внут-ренних дел проведение в жизнь требований кадровой политики государства в целях успешного выполнения задач по укреплению правопорядка и обес-печению охраны прав и законных интересов граждан от преступных посяга-тельств и административных правонарушений.
В соответствии с поставленными перед ними в настоящее время зада-чами службы управления персоналом осуществляют свою деятельность по-следующим направлениям: организация прохождения службы, организация профессиональной подготовки, организация морально-психологического обеспечения, организация мобилизационной подготовки, организация про-филактики коррупционных и иных правонарушений, организационно-аналитическая деятельность.
Вместе с тем в процессе прохождения службы, выполняя свои функ-циональные обязанности, сотрудники правоохранительных органов также должны хорошо знать свой правовой статус, основания возникновения и изменения правоотношений на службе в органах внутренних дел и не до-пускать отклонений при реализации прав и обязанностей.
От выбора и сочетания соответствующих методов, занимающих цен-тральное место в механизме управления во многом зависит грамотное и эффективное управление социальными системами, в том числе и деятельно-стью органов внутренних дел. Именно правильный выбор методов управле-ния, позволит обеспечить сознательное, активное, творческое участие лю-дей в трудовой деятельности, т.е. стимулировать работника к труду путем учета его интересов.
Процесс социального управления осуществляется посредством целе-направленного воздействия субъекта управления на объект управления, на волю людей, под которой понимается регулирующий фактор сознания, вы-ражающийся в способности человека совершать целенаправленные дей-ствия. Воля регулирует поведение людей, направляет действия людей на до-стижение поставленной цели. Для достижения единства людей нужно до-биваться единства их воли. Единство воли достигается благодаря согласова-нию целей и порядка деятельности, подчинению одной воли другой.
В системе управления велика роль руководящий кадров, так как от них зависит выбор и применение тех или иных методов управления, хотя как система, так и кадры не свободны в их выборе. Вместе с тем в управле-нии ключевой фигурой остается человек, лицо, принимающее решение. Особенно важно названное обстоятельство в современных условиях. Оно, по сути, приобретает решающую роль, когда созревают объективные пред-посылки.
Практика свидетельствует о том, что многим руководителям не хвата-ет знаний и умений наладить контакты, организовать взаимодействие с другими учреждениями, гибкости в использовании наиболее действенных методов и форм при формировании правильных взаимоотношений в кол-лективе, а тем более в условиях чрезвычайных ситуаций.
Совершенствование организационных методов управления в совре-менный период должно идти по пути постоянного поиска оптимальной ор-ганизационной структуры с четким определением функциональных обязан-ностей сотрудников, максимально возможного сокращения текучести кад-ров и повышения эффективности информационного обеспечения деятель-ности органов внутренних дел на основе технического переоснащения и внедрения современных информационных технологий.
Необходимо и постоянное совершенствование методов регулирования в органах внутренних дел. Как показало исследование, административные методы по-прежнему являются определяющими в практике взаимоотноше-ний руководитель - подчиненный. Но их применение должно строится с учетом ряда факторов, прежде всего, соблюдения правомочности и предо-ставления относительной инициативы нижестоящим объектам управления, а также учета социально-психологических особенностей ситуации и кон-кретного участника управленческих отношений.
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. - 25 декабря 1993. - № 237.
2. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ (ред. от 23.06.2016) «О полиции» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. - № 7. - Ст. 900.
3. Распоряжение Правительства РФ от 19 августа 2011 года №1471-р «Об утверждении планов мониторинга правоприменения в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ. - 2011. - №35. - Ст.5102.
4. Приказ МВД РФ от 21 апреля 2011 г. № 222 «Об утверждении Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации на районном уровне» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 11.07.2011. - № 28.
5. Приказ МВД РФ от 5 января 2007 г. № 5 «Об утверждении Ос-новных направлений совершенствования правового обеспечения организа-ции и деятельности системы Министерства внутренних дел Российской Фе-дерации» // СПС Консультант плюс
6. Приказ МВД РФ от 20 октября 2011 № 1090 «Вопросы информа-ционно-правового обеспечения деятельности органов внутренних дел Рос-сийской Федерации и внутренних войск МВД России» // СПС Консультант плюс
7. Положение о Главном управлении Министерства внутренних дел Российской Федерации по Мурманской области // Электронный ресурс. Режим доступа: https://51.мвд.рф/
1. Аврутин, Ю. Е., Зубов, И. Н. Органы внутренних дел в государ-ственном механизме Российской Федерации (государственно-правовые и социальные вопросы функционирования и перспектив развития) /Ю.Е. Аврутин. - Монография. - С-Пб.: Санкт - Петербургский Университет МВД России, 2018. - С. 65.
2. Административное право / Д. П. Звоненко. - М.: Юстицинформ, 2007. - С. 416.
3. Административное право / М.Б. Смоленский. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. - С. 346.
4. Административное право / А.П. Алехин. - М.: Зерцало, 2003. - С. 608.
5. Административная деятельность органов внутренних дел / Под ред. П.А. Коршунова. - М., 2009. - С. 109.
6. Административное право / Д. Н. Бахрах. - Изд. 3-е. - М.: Норма, 2018. - С. 816.
7. Анисимков, В.М. О приоритетных направлениях развития си-стемы органов внутренних дел / В. М. Анисимков // Вестник Московского государственного университета. - 2010. - С. 20-21.
8. Атаманчук, Г.В Управление - фактор развития. Размышления об управленческой деятельности - М., 2012. – 58 с.
9. Демидов, В.В., Доля, Е.А., Кашепов, В.П. и др. Правоохрани-тельные органы / Под ред. В.П.Божьева. - М., 2008. - С. 223.
10. Дмитриев Ю.А., Шапкин М.А. Правоохранительные органы Российской Федерации. М., 2017. - С. 225.
11. Зубов, И.Н. Система МВД России: современные проблемы функционирования и развития / И.Н. Зубов. - Монография. - С-Пб.: Санкт - Петербургский Университет МВД России, 2018. –280 с.
12. Комаров, К.Б. Понятие государственного управления и его при-знаки // Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.jourclub.ru
13. Управление организацией: Учебник /под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Орлова. Учебное пособие по административному праву. - М., 2015. – 267 с.
14. Электронный ресурс // Сайт Министерства внутренних дел Рос-сийской Федерации / Структура Министерства https://мвд.рф/mvd/structure1
ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ
1. https://51.xn – Историческая справка УМВД России Мурманской области.
2. https://urait.ru – Диссертация
3. http://economics.open-mechanics.com - Научный журнал НИУ ИТМО
4. https://jurisprudence.club – Методы управленческой деятельности ОВД
5. http://www.consultant.ru -Приказ МВД России от 20.06.2012 № 615 (с изм. от 29.11.2017) "Об утверждении Инструкции по делопроизвод-ству в органах внутренних дел Российской Федерации" // СПС Консультант Плюс.– 14.01.2019г.
6. http://www.constitution.ru// - Федеральные законы связанные с де-ятельностью УМВД России
7. http://www.dissercat.com – Диссертация на тему «Совершенство-вание методов управления как фактор повышения эффективности деятель-ности органов внутренних дел»
8. https://monographies.ru – Системы методов управления
9. http://zinref.ru – Характеристика управления в правоохранитель-ных органах
10. https://www.ronl.ru – Основы управления в ОВД
11. https://studme.org – Основы управления в органах внутренних дел
12. https://search.rsl.ru – Теория управления в сфере правоохрани-тельной деятельности
НАУЧНАЯ И МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Методы обеспечения реализации целей и функций государственного управления.78// Административное право России (конспект лекций). М.: ПРИОР, 1999. С. 72
2. Ипакян А.П. Методы научной организации управления. М., 1972. С. 8; Яськов Е.Ф Методы управления правоохранительной деятельно-стью. - М., 1994. С. 6. ДСП
3. Яськов Е.Ф. Методы управления правоохранительной деятельностью. М., 1994. С. 24. ДСП
4. Основы управления в органах внутренних дел: Учебник. М., 1996. С. 70.
5. Майдыков А.Ф. Понятие и классификация методов деятельности ру-ководителя городского (районного) органа внутренних дел. // Вопро-сы теории и практики управления ОВД. -М., 1985. С. 78-84