ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ 6
1.1.Сущность и основы теории мотивации 6
1.2. Факторы формирования комплексной системы мотивации 15
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА НА ПРИМЕРЕ ГБОУ «РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЛИЦЕЙ-ИНТЕРНАТ» Г.УФЫ 23
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 23
2.2 Анализ кадрового обеспечения и существующей системы мотивации предприятия
учебный комбинат, частное учреждение дополнительного профессионального образования 29
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВНЕДРЕНИЮ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА 42
3.1. Мероприятия по формированию комплексной системы мотивации предприятия 42
3.2 Оценка эффективности предлагаемых мероприятий 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 55
Формирование комплексной системы мотивации персонала является базовой составляющей системы управления предприятием. Мотивация персонала предприятия сферы услуг особенно важна, т.к. она определяет человеческую активность и детерминирует особенности поведения работника, ведет к активизации персонала.
Поведение работника определяется набором или комплексом отдельных мотивов, в котором они взаимодействуют и определяют поведение персонала предприятия, т.е. можно говорить о воздействии всего комплекса мотивов.
Мотивационная структура комплексной системы образуется состоянием и взаимодействием различных мотивов, характеризующих поведение персонала.
У каждого работника она индивидуальна и обусловливается множеством различных факторов. Например, внешними и внутренними: уровнем благосостояния, социальным статусом, квалификацией, должностью, ценностными ориентирами и т.д., т.е. нематериальными и материальными компонентами. Мотивационная структура предприятия сферы услуг должна обладать определенной стабильностью, устойчивостью. Однако она может меняться, развиваться.
Проблема мотивации и мотивов поведения персонала – одна из ключевых и доминирующих в системе управления предприятием сферы услуг.
Эффективная деятельность персонала предприятия сферы услуг в рамках комплексной системы мотивации позволяет видеть результаты своей работы и оценивать степень удовлетворенности.
Эффективная система мотивации персонала в комплексе является значимой частью системы управления персоналом предприятия.
Необходимость поиска и разработки эффективных методов формирования комплексной системы мотивации персонала в современных организациях определяет актуальность выбранной темы исследования.
Целью дипломной работы является разработка практических рекомендаций по формированию действующей, установленной системы мотивации персонала ГБОУ «Республиканский экономический лицей-интернат» г. Уфы.
Для решения поставленной цели сформулированы и решены следующие задачи исследования:
- изучить сущность и основы теории мотивации;
- выявить основные факторы формирования комплексной системы мотивации;
- отразить организационно-экономическую характеристику предприятия;
- провести анализ кадрового обеспечения и системы мотивации предприятия;
- разработать мероприятия по формированию комплексной системы предприятия;
- привести оценку эффективности предлагаемых мероприятий.
Объектом исследования является система мотивации персонала ГБОУ «Республиканский экономический лицей-интернат» г. Уфы.
Предметом исследования являются управленческие отношения, возникающие в процессе формирования комплексной системы мотивации предприятия сферы услуг.
Структура дипломной работы состоит из введения, трех глав и заключения.
Во введении обосновывается актуальность проблемы, определяются цели и задачи исследования.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты формирования комплексной системы мотивации персонала предприятия сферы услуг.
Во второй главе дается организационно-экономическая характеристика ГБОУ «Республиканский экономический лицей-интернат» г. Уфы, проводится анализ кадрового обеспечения и существующей системы мотивации предприятия, выявляются ее проблемные области.
В третьей главе предлагаются мероприятия по формированию комплексной системы мотивации персонала, и оценивается эффективность внедрения предлагаемых мероприятий.
В заключении подводятся итоги проделанной работы.
Информационную базу работы составили нормативно-правовые документы федерального и регионального уровня, информационные материалы Министерства регионального развития РФ, Министерства внутренних дел РФ, Министерства экономического развития РФ, информационные ресурсы глобальной сети Internet, материалы сборников научных статей в периодических изданиях, монографические исследования отечественных и зарубежных ученых.
Практическая значимость дипломной работы заключается в том, что разработанные в результате исследования мероприятия помогут сформировать комплексную систему мотивации персонала на предприятии, что в свою очередь повысит эффективность деятельности ГБОУ «Республиканский экономический лицей-интернат» г. Уфы.
По результатам проведенного исследования были получены следующие результаты.
Теоретические основы формирования комплексной системы мотивации позволяют отразить сущность мотивации.
Обобщая концепции в наиболее широком смысле, мотивацию можно определить как внутреннеобусловленный (личностными свойствами индивида: системой потребностей, установок, целей, ценностей) динамический процесс, который активизирует (побуждает и направляет) деятельность индивида и эта активизация связана с внешнеобусловленными событиями (условиями, в которых протекает реализация поставленных целей и возможность их достижения).
Система мотивации и стимулирования профессиональной деятельности существует на любом предприятии, но не всегда она оказывается эффективной. Поэтому, как следствие, возникает текучесть кадров, неудовлетворенность своей работой, наличие конфликтов.
Наибольшей эффективности система мотивации достигает при использовании комплексного подхода, путем сочетания материального и нематериального стимулирования работников.
В ходе анализа кадрового обеспечения ГБОУ «Республиканский экономический лицей-интернат» г. Уфы было выявлено:
большое количество вакансий, недостаточно педагогов;
увеличивает учебную нагрузку педагогов (9% учителей работаю на 1,5 ставки, то есть с перегрузкой);
в лицее очень мало учителей мужчин 20%;
количество ставок педагогов дополнительного образования компенсируется основными педагогическими работниками;
замещение вакансии происходит за счет основных работников, что существенно увеличивает нагрузку и в конечном итоге влияет на показатель качества;
педагогов, имеющих первую категорию на 2 чел. больше, чем имеющих высшую категорию. При этом 6 чел. педагогов-предметников не квалификационной категории;
четыре педагогических работника города в предпенсионном и пенсионном возрасте.
Анализируя действующую систему мотивации в ГБОУ «Республиканский экономический лицей-интернат» г. Уфы были выявлены следующие способы мотивации труда педагогических работников предприятия:
- аттестация труда педагогического состава;
- повешение квалификации на базе различных учебных площадок путем заочного и дистанционного обучения;
- стимулирующие надбавки.
Однако существующие в лицее способы мотивации персонала не решают проблемы ухода квалифицированных кадров, их нехватку, что влияет на качество образовательного процесса.
Для решения данных проблем и формирования комплексной системы мотивации в ГБОУ «Республиканский экономический лицей-интернат» г. Уфы был предложен следующие мероприятия:
создание организационной культуры;
премирование;
вынесение благодарностей;
грамоты;
корпоративные праздники;
присвоение званий;
дополнительные дни отпуска;
выезды на природу;
гибкий рабочий график;
возможность работать без внешнего контроля.
Была проведена оценка эффективности внедрения предложенных мероприятий на основе оценки экспертов.
Общими результатами от внедрения комплексной системы мотивации персонала будут:
• Рост производительности труда;
• Увеличение объемов деятельности;
• Повышение качества образования;
• Обеспечение соответствия темпов роста заработной платы результатам деятельности.
1. Абанкина И.В., Филатова Л.М. Эффективный контракт: тенденции изменения мотивации учителей // Народное образование. 2015. № 7. С. 98-104.
2. Азизова К.А. Формирование коммуникативно-воспитательной компетенции будущих учителей в процессе обучения иностранному языку на фоне педагогической технологии // Вестник Таджикского национального университета. 2015. № 3-2 (162). С. 302-307.
3. Айхель К.В. Вопросы эффективности реализации на практике современных предприятий теорий мотивации персонала // В сборнике: Наука ЮУрГУ Материалы 67-й научной конференции. 2015. С. 1419-1422.
4. Аметова Э.И., Карабаш Э.Р. Теоретические аспекты моделирования системы мотивации персонала предприятия // Инновационная наука. 2016. № 3-1. С. 22-26.
5. Андросова Ю.В., Вершинина Л.В. Ценностные ориентации и мотивация выбора профессии учителя как компоненты профессионально-педагогического мировоззрения студентов вуза // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2015. № 9. С. 9-14.
6. Атласова С.С. Мотивации к организации исследовательной деятельности учителя // В сборнике: Современные концепции развития науки Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2016. С. 68-69.
7. Афанасьева Г.А., Кузнецова М.А. Пути совершенствования мотивации труда персонала ЗАО МПБК «ОЧАКОВО» // В сборнике: День науки Общеуниверситетская научная конференция молодых учёных и специалистов, сборник материалов. 2015. С. 156-159.
8. Баумгартнер Г. Физиологические рамки зрительного эстетического отклика // Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики / под ред. И. Ренчлера, Б. Херцбергер, Д. Эпстайна. М.: Мир, 1995. С. 173–190.
9. Бахтина О.Ю., Виниченко Проблемные вопросы мотивации и стимулирования персонала вуза // Материалы Афанасьевских чтений. 2016. № 1 (14). С. 104-110.
10. Боллигер Л.В. Сравнительный анализ особенностей профессионального самообразования городских и сельских учителей // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2015. № 1 (96). С. 196-201.
11. Василенко И.В., Конева Н.Д. Учителя Волгоградского региона: профессиональные ориентиры и мотивация // Primo Aspectu. 2015. Т. 20. № 2 (155). С. 85-90.
12. Васильев И.А., Магомед-Эминов А.Ш. Мотивация и контроль за действиями. – М., 2011
13. Веснин Менеджмент: учебник, 3-е изд., переработанное и дополненное изд. «Проспект», 2010 год (512 с.) - 51-53с.
14. Винникова А.Б. Современные подходы к мотивации персонала // В сборнике: Наука и образование в жизни современного общества сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 12 частях. 2015. С. 39-40.
15. Гаврикова П.И. Мотивация персонала в условиях кризиса // В сборнике: Актуальные вопросы экономики, менеджмента и финансов в современных условиях Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. Инновационный центр развития образования и науки. Санкт-Петербург, 2015. С. 327-329.
16. Гавриш Е.С. Мотивация как элемент системы управления персоналом предприятия // В сборнике: Россия в меняющемся мире: социально-экономические, политические и гуманитарные ориентиры. Взгляд молодых Статьи и тезисы докладов XX Международной молодежной научной конференции. 2015. С. 23-25.
17. Гиллеспи Р. Мэйо, Дж.Э. // Классики менеджмента: Энциклопедия / Под ред. М. Уорнера. СПб.: Питер, 2009. - С. 563-569.
18. Голоктионов Д.А. Роль мотивации в системе управления персоналом предприятия // Научные записки ОрелГИЭТ. 2015. № 2 (12). С. 215-218.
19. Гончарова О.В., Ермакова И.Н. Современная мотивация и стимулирование персонала на сельскохозяйственных предприятиях // В сборнике: Инновационные тенденции развития российской науки Материалы VII Международной научно-практической конференции молодых ученых. Красноярск, 2015. С. 207-209.
20. Горелова Т.А. Методы повышения учебной мотивации на уроках литературы (из опыта работы учителя русского языка и литературы) // Вестник научных конференций. 2016. № 1-5 (5). С. 51-52.
21. Гормин А.С. Управление мотивацией повышения квалификации учителей в опыте работы Новгородского института развития образования // Непрерывное образование: XXI век. 2016. № 1 (13). С. 61-70.
22. Горячева К.Г. Анализ структуры мотивации научно-исследовательской деятельности студентов - будущих учителей математики // Современные тенденции развития науки и технологий. 2015. № 2-1. С. 21-22.
23. Горячева К.Г. Мотивация научно-исследовательской деятельности студентов - будущих учителей математики // В сборнике: Психология и педагогика: методология, теория и практика Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2015. С. 128-130.
24. Григорьева О.И. Мотивация как элемент управление персоналом // В сборнике: Новые технологии - нефтегазовому региону материалы Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. Ответственный редактор О.А. Новоселов. Тюмень, 2015. С. 54-56.
25. Данилова Л.Н. Сопротивление педагогов школьным реформам // Народное образование. 2015. № 6. С. 48-51.
26. Долгина Е. С., Васильева Е. В. Концепции мотивации персонала: содержательные и процессуальные теории // Молодой ученый. – 2015. – №7. – С. 387-390.
27. Долженкова Н.С. Коучинг как инструмент повышения мотивации персонала в организации // Управление развитием персонала. 2016. № 1. С. 46-51.
28. Дорошевская Т.А., Мандрица И.В. Исследование понятие «труд» и «работа» для построения модели стимулирования и мотивации персонала // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. 2016. № 1. С. 69-72.
29. Дудникова Е.Б., Волкова М.Б. Анализ мотивации персонала на предприятиях общественного питания // В сборнике: Аграрная наука в XXI веке: проблемы и перспективы Сборник статей X Всероссийской научно-практической конференции. ФГБОУ ВО Саратовский государственный аграрный университет; Под редакцией И.Л. Воротникова. 2016. С. 140-143.
30. Ерохина Е.В. Совершенствование системы управления и мотивации персонала в условиях инновационного развития // Потенциал современной науки. 2016. № 2 (19). С. 55-59.
31. Ершова Л.О. Особенности мотивации студентов-будущих учителей иностранного языка // В сборнике: Тенденции развития науки и образования Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 3 частях. ООО «АР-Консалт». 2015. С. 128-129.
32. Заббарова М.М. Формирование мотивации будущих учителей музыки к самообразованию на основе информационных технологий // Вестник Башкирского государственного педагогического университета. Серия: Гуманитарные науки. 2015. № 4. С. 137-142.
33. Захарова А.О. Мотивация профессионального самосовершенствования учителя в условиях модернизации системы образования // Вестник магистратуры. 2015. № 9 (48). С. 27-29.
34. Звеков Д.Е. К вопросу о проблемах мотивации персонала // Профессиональный проект: идеи, технологии, результаты. 2015. № 4 (21). С. 51-55.
35. Зеленов А.Д. Подходы к развитию системы мотивации трудовой деятельности персонала на малом инновационном предприятии // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2016. № 1 (43). С. 89-94.
36. Зяблов А.А., Карева А.Е. Современные способы мотивации труда персонала предприятий // В сборнике: День Науки Общеуниверситетская научная конференция молодых учёных и специалистов, сборник материалов. 2015. С. 81-84.
37. Зяблов А.А., Магомедова П.А. Особенности зарубежного и российского опыта мотивации труда и стимулирования персонала на предприятии // В сборнике: День Науки Общеуниверситетская научная конференция молодых учёных и специалистов, сборник материалов. 2015. С. 89-92.
38. Исмагилов Н.С. Механизм мотивации персонала // Социально-экономические науки и гуманитарные исследования. 2015. № 4. С. 25-28.
39. Карасев В.А. Моделирование внутренней мотивации персонала организации // Управленческие науки в современном мире. 2015. Т. 1. № 1. С. 327-331.
40. Карпова Е.В., Арташина А.С. Особенности мотивации учебной деятельности студентов - будущих учителей начальных классов // В книге: Современные проблемы естественно-математического образования младших школьников в рамках реализации стандартов второго поколения сборник научных статей второй интернет-конференции. ЯГПУ им. К.Д. Ушинского; под науч. ред. И.В. Налимовой, С.В. Жарова. 2015. С. 115-119.
41. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: Учебник Под ред. А.Я. Кибанова, – 4-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М,2010. – 695 с.
42. Киеня Е.А. Усиление мотивации труда персонала // Символ науки. 2016. № 2-2. С. 160-162.
43. Козинец Л.А. Конкурс профессионального мастерства как средство повышения мотивации учителей к изучению и обобщению инновационного педагогического опыта // В сборнике: Социокультурная интеграция и специальное образование Сборник научных статей. Электронное издание. Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского. Москва, 2015. С. 454-461.
44. Козлов К.В. Мотивация торгового персонала на малых предприятиях: проблемы и перспективы // Вестник Удмкртского инверситета. 2009. № 3. - с. 281.
45. Корзенко Н.И., Тимакова Т.В. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности в управлении персоналом // Вестник Челябинского государственного университета. 2015. № 1 (356). С. 124-126.
46. Корнеева И.В., Русакова Г.Н. Технология управления персоналом и особенности мотивации сотрудников малого инновационного предприятия // Нормирование и оплата труда в промышленности. 2015. № 11-12. С. 44-47.
47. Королева Т.И. Мотивация выбора профессии учителя музыки // В сборнике: Актуальные проблемы развития вертикальной интеграции системы образования, науки и бизнеса: экономические, правовые и социальные аспекты материалы III международной научно-практической конференции. 2015. С. 205-208.
48. Кравченко А.И., Тюрина И.О. Социология управления: фундаментальный курс: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Академический Проект,– 1136 с.
49. Кравченко М.А., Угримова С.Н. Мотивация персонала как фактор повышения производительности труда // В сборнике: Экономика и управление: традиции и инновации Материалы II кафедральной студенческой научно-практической конференции. 2015. С. 153-155.
50. Кристалинская О.М. Мотивация персонала и стимуляция труда работников сферы здравоохранения и образования в современной России // Символ науки. 2016. № 3-1. С. 88-90.