Введение 5
1. Сетевой подход в изучении повседневности 9
1.1. Сетевой анализ в антропологии 9
1.2. Антропология повседневности: по следам Уильяма Ллойд Уорнера, Гарольда
Гарфинкеля и Ирвинга Гофмана 16
2. Институциональные аспекты детства в России 24
2.1. Этнография детства 24
2.2. Семейная политика в РФ: контекст исследования 28
2.3. Исследовательская стратегия 36
2.4. Описание кейса и история создания детской площадки «Фантазия» в городе Томске 40
3. Этнографическое исследование детской площадки 43
3.1. Инфраструктура и границы: видимые и невидимые 43
3.2. Сетевые взаимодействия детской площадки «Фантазия» 55
Заключение 60
Список литературы 62
Список основных использованных источников 64
Приложение 65
Организация городского пространства, как место семейного досуга попала в фокус анализа гуманитарных наук недавно. С одной стороны, институт семьи в целом испытывает кризис, этому свидетельствуют поздний возраст вступления в брак, высокий процент разводов, появление «чайлдфри», уменьшение количества детей в браке. С другой, политика, проводимая государством, наоборот, направлена на поддержание института материнства и детства. Введение материнского капитала, использовать который можно для улучшения жилищный условий, для образования детей или на будущую пенсию матери. Также у российских женщин существует возможность находиться в декретном отпуске до трех лет, половина из которого оплачиваема. Родители стали больше времени проводить со своим ребенком, остро встал вопрос о том, где можно это сделать, развитие современной городской среды комфортной для семьи стало актуальным. Все эти факторы обусловили потребность в осмыслении роли городского пространства в развитии современного института семьи, материнства и детства.
Развитию городского пространства принято уделять внимание в центральной части города, так как центр города - это его лицо, тогда как основная часть жителей живут в обычных спальных районах, которые зачастую построены еще в советское время. Если в новых районах организация пространства для проведения совместного досуга детей и родителей решается сразу, все новые районы оснащены хорошими игровыми и безопасными пространствами, так как целевая аудитория застройщиков - это молодые семьи с детьми. То в старых районах ситуация с организацией городского пространства не так хороша. Хотя детская площадка - это особое пространство, где могут проводить время не только дети, но и их родители или пенсионеры, живущие рядом. Это особое пространство, где есть свои правила и нормы поведения. Поэтому объектом исследования стало публичное городское пространства - типовая детская площадка, находящаяся в одном из спальных районов города Томска, а именно, - игровая площадки «Фантазия», находящейся по адресу г. Томск, Иркутский тракт 127. Свою историю детская площадка «Фантазия» ведет с 70-х годов прошлого столетия, в это время был открыт Томский приборный завод, который и начал обустраивать третий микрорайон, строительство жилья велось высокими темпами, вместе с этим развивалась и социальная сфера: строительство спорткомплекса «Кедр», медсанчасти №2, ДК «Авангард». В районе появилось две новые школы № 38 и № 36, два детских садика № 56, № 35. Появилась потребность детского времяпрепровождения после школы и садика. За время своего существования площадка менялась в соответствии с требованиями времени. В советское время там был грибок с детской песочницей, две качели, небольшая горка, футбольная площадка и обязательный атрибут городского публичного пространства прошлого: сушилка для белья. В девяностые годы площадка пришла в запустение. И лишь в 2014 году она была полностью модернизирована, и даже в рамках городского конкурса «Томский дворик» площадка победила в номинации «Лучшая игровая площадка».
Предметом исследования выступают сетевые взаимодействия посетителей детской площадки «Фантазия» в городе Томске в условиях трансформации института семьи.
Цель, задачи исследования
Основной целью исследования является определение основных сетевых взаимодействий посетителей детской площадки «Фантазия» в городе Томске, а также условия их реализации.
Для достижения поставленной цели требовалось решить следующие задачи:
1. Проанализировать существующие в гуманитарных науках подходы к изучению сетевых взаимодействий.
2. Осуществить теоретический анализ существующих концепций антропологии повседневности.
3. Изучить устройство детской площадки «Фантазия» в городе Томске.
4. Описать и объяснить специфику сетевых взаимодействий посетителей детской площадки «Фантазия» в городе Томске.
Разработанность проблемы
Классической работой по изучению городского пространства считается работа Р. Ольденбурга «Третье место» в нем он говорит о том, что фундаментом повседневной жизни человека является «третье место» - («первое место» - дом, «второе место» - работа) - общественное. Это места для неформальных встреч: кафе, библиотеки, магазины, парки, и другие места, формирующие городскую среду. В ней он рассматривает социальную функцию общественных пространств в американских городах и подробно описывает их. Что касается, российского научного сообщества, то работы по изучению городского пространства есть, но изучению детского городского пространства в российской антропологии посвящено не так много работ, первооткрывателями здесь можно считать Шпаковскую Л.Л. она изучала городские публичные пространства детства в городе Санкт- Петербурге, но с точки зрения их комфортности для родителей.
Специфика нашего исследования заключается в рассмотрении городского пространства с точки зрения сетевого анализа. У истоков появления сетевой теории в антропологии стоял признанный классик А. Р. Рэдклиф-Браун. Но, свое развитие она получила в конце 1960-х - начале 1970-х в исследовательских работах таких ученых, как Д. Барнс (исследование норвежского прихода), Э. Бот (исследование городских семей в Лондоне), К. Митчелл (исследование общин в южной Малавии). Исследователи, использовавшие сетевой подход столкнулись с несколькими проблемами. Первая это смещение фокуса анализа, в попытке разработать новый инструмент, антропологи стали изучать «социальные сети», вместо того, чтобы отвечать на возникающие антропологические вопросы при помощи методов сетевого анализа, поэтому часто выводы, к которым они приходили, были неинтересны, и вполне ожидаемы, например, то, что наиболее часто индивид общается с родственниками. Второе, само понятие «сеть» стало казаться уже не таким революционным, по сути, понятие «сеть» синонимично понятию социальных отношений, все это привело к тому, что в середине 1970-х годов антропологи стали отходить от сетевого анализа.
Конец 1980х начало 1990х годов интерес к «сетевой теории» появился вновь, этот период можно считать началом «сетевой революции», которая впоследствии охватила многие гуманитарные науки, и связана она в первую очередь с именем Б. Латура, изучавшего с помощью методов этнографии развитие технологий и науки в целом, широкую известность теория приобрела под название ANT (actor network theory) и STS (science and technology studies).
Методологические и теоретические основы исследования
Метод получения информации при исследовании детской площадки «Фантазия» - наблюдение. Наблюдение проводилось в период с 1 апреля по 1 ноября 2016 года. По результатам проведения включенного наблюдения подготовлены дневники наблюдения. Также проводилось интервью с руководителем модернизации детской площадки «Фантазия» в 2014 году Дедюриной З.Ю.
В роли стратегии исследования была выбрана качественная стратегия кейс-стадии. Методология этнографического кейс-стадии подробно описана в трудах Б. Латура на примере работы ученого в лаборатории, в данной работе мы частично используем его методологию при этнографическом исследовании детской площадки «Фантазия».
Мы используем понятие сетевых взаимодействий, под которыми понимаем процесс обмена действиями между двумя акторами (участниками взаимодействия) и более, акторами взаимодействия могут выступать не только люди, но и вещи («актанты»). ANT вводят понятие «актора» причем к актору относятся не только индивиды, но и так называемые «нечеловеки», если обратиться к условиям лаборатории, то здесь роль «нечеловеков» выполняют пробирки, колбы и другое лабораторное оборудование. В случае нашего исследования «нечеловеки» - оборудование детской площадки (качели, карусели, песочница). Кроме этого материальные объекты «фреймируют» ситуацию. Понятие «фрейма» было введено И. Гофманом при анализе структуры повседневного взаимодействия. «Фреймы» это рамки, образцы, с помощью которых происходит интерпретация действий окружающих людей. Они работают, прежде всего, на поддержание доверия и чувства безопасности. Жизнедеятельность детской площадки - это повседневность, поэтому использование терминологии И. Гофмана кажется автору уместным в рамках данного исследования.
В заключении подводятся итоги диссертации, формируются основные выводы исследования.
Всесторонний анализ существующей зарубежной и отечественной научной литературы по этнографии детства, антропологии повседневности и пространства, истории материнства и семейной политики, позволил прийти к следующим выводам. Этнографическое изучение пространства детства характеризуется крайней междисциплинарностью. Невозможно изучать, описывать анализировать повседневные практики посетителей детской площадки без привлечения знаний по антропологии, социологии, истории, этнографии и психологии.
Для описания существующих на детской площадке взаимодействий был использован сетевой анализ. Несмотря на то, что детская площадка это публичное место и посещают ее большое количество детей и взрослых, тем не менее постоянное наблюдение позволило выявить существование стабильных сетевых взаимодействий, и выделение участников в разные группы в соответствии с характером взаимодействий. Самая многочисленная группа это группа мам от 32 до 38 лет, у каждой из них двое детей, возраст детей разный от 2х до 8 лет, основная цель посещения площадки общения друг с другом, сетевые взаимодействия между ними оказались самыми крепкими, так как объединяет их не только совместные прогулки, но и повседневные практики вне «жизни» на площадке, их старшие дети ходят в одну школу или детский сад, они общаются на личные темы во время прогулки. Еще одна интересная группа выделенная в процессе этнографического описания площадки - это папы. Пап можно увидеть на площадке не так часто, как мам. Они создают единую группу, но при этом все держатся отдельно друг от друга, не стремятся к общению с другими папами или мамами, как правило, проводят время либо со своим ребенком, либо с телефоном.
При изучении сетевых взаимодействий нам был интересен не только процесс обмена действиями между людьми, но и какую роль в этом выполняют актанты («нечеловеки»).
Роль материальных объектов в повседневном взаимодействии посетителей детской площадки велика. Они придают повседневным ситуациям определенный смысл, и задают характер и поле для деятельности. На площадке выделены несколько зон по возрастам, в зоне для детей до трех лет предлагается песочница, счеты и маленькая горка, такое зонирование сразу определяет повседневную деятельность маленького ребенка на площадке, ему предлагается только три вида деятельности, в то время, например, спортивное оборудование установлено в зоне, где играют старшие дети. Нарушение границ межу зонами делает их видимыми, причем нарушение как со стороны детей, так и со стороны взрослых. Если дети старшего возраста стали играть на площадке для детей помладше, это вызывает негативную реакцию со стороны посетителей, им делают замечание или просят уйти.
Физические границы предназначены не только для обозначения границ территории, но и задают нормы поведения внутри детской площадки. Например, ситуация с курением. Таблички о том, что курить на детской площадке запрещено нет, тем не менее за все время наблюдения ни один посетитель не позволил себя курить в границах детской площадки.
Этнографическое изучение детской площадки может стать ключом к пониманию детской, гендерной, социальной, повседневной истории России. Включение исследований городских публичных пространств детства в исследования антропологов, этнографов в качестве самостоятельного предмета научного рассмотрения, может стать важным шагом в развитии таких направлений как антропология города или этнография детства. Кроме того такие исследования могут нести и практический характер для структур, отвечающих за обустройства города, для представителей администраций, курирующих социальную политику, на основании подобных исследований можно делать выводы о том, какие публичные пространства детства можно считать комфортными, что не хватает современным родителям, чтобы город стал доступным и безопасным для их детей.
1. Антонов А.И. Социология семьи. / Медков В.М. - М.: Изд-во МГУ: Изд-во
Международного университета бизнеса и управления ("Братья Карич"), 1996. - 640 с.
2. Арьес Ф. Ребенок и семейная жизнь при старом порядке, Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 1999. - 416 с.
3. Батыгин Г.С. Континуум Фреймов: Драматургический реализм Ирвинга Гофмана // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. - 2001.-№2.-С.5- 25.
4. Бурдье П. Социология социального пространства / пер. с франц.; отв. ред. перевода Н. А. Шматко. М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2007. -288 с.
5. Вахштайн В.С. Возвращение материального. «Пространства», «сети», «потоки» в акторно-сетевой теории // Социологическое обозрение. - 2005.- Т4.- № 1. - С. 94-115.
6. Вахштайн В.С. К концептуализации сообщества: еще раз о резидентности или работа над ошибками // Социология власти. - 2003. - № 3. - С 8-26.
7. Вахштайн В.С. Игрушки как «объекты в кавычках»: транспонирование vs. транспозиция // Новое литературное обозрение. - 2013. - № 3 (121). - С. 28-45.
8. Вахштайн. В. С. К микросоциологии игрушек: сценарий, афорданс, транспозиция // «Логос». - 2013. - № 2.- С. 3-37.
9. Гарфинкель Г. Исследования по этнометодологии. СПб.: Питер, 2007. - 335 с.
10. Гофман И. Анализ фреймов: эссе об организации повседневного опыта / Под ред. Г.С. Батыгина и Л.А. Козловой; М.: Институт социологии РАН, 2003. - 752 с.
11. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни / Пер. с англ. А.Д. Ковалева. М.: «Канон-Пресс-Ц», «Кучково поле», 2000. - 304 с.
12. Девятко И. Ф. Методы социологического исследования. - Екатеринбург: Изд-во Уральского ун- та, 1998. - 208 с.
13. Дуденкова И. «Детский вопрос» в социологии: между нормативностью и автономией // Социология власти. - 2014. - № 3. С 47-59.
14. Ильин. В. И. Драматургия качественного полевого исследования. — СПб:
Интерсоцис, 2006. - 256 с.
15. Ионин Л. Г. Социология как non-fiction. О развитии этнометодологии //
Социологический журнал. - 2006. - № 1-2. C. 74-90.
16. Комарова А.Г. Этнография детства: междисциплинарные исследования. Изд. 2-е, доп. М.: ИЭА РАН, 2014. - 160 с.
17. Кон И. С. Детство как социальный феномен. // Журнал исследований социальной политики. - 2004. - Т. 2.- № 2.- С. 151-174.
18. Кон И. С. Ребенок и общество: Учебное пособие для студентов высших учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 336 с.
19. Конрой Н. В. Сетевой анализ в антропологии: история и современность // Инновации в антропологии: новые направления, объекты и методы в российских антропологических исследованиях. М. : Институт этнологии и антропологии РАН, 2015. С 35-58.
20. Костикова И. В. Введение в гендерные исследования: Учеб. Пособие для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2005. - 235 с.
21. Латур Б. Нового времени не было. СПб.: Изд-во Европ. ун-та в С.-Петербурге, 2006. С
22. Латур Б. Об интеробъективности. // Социологическое обозрение. - 2007. - Т.6.- №
2. - C. 79-96.
23. Латур. Б. Дайте мне лабораторию, и я переверну мир // Логос. -2002.- № 5-6 (35) - С. 211—242.
24. Латур. Б. Пересборка социального: введение в акторно-сетевую теорию / пер. с англ. И. Полонской; под ред. С. Гавриленко; Нац. исслед. ун-т "Высшая школа экономики". - М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2014. - 384 с
25. Мацковский М.С. Социология семьи. Проблемы, теории, методологии и методики- М., Наука, 1989. - 116 с.
26. Мид М. Культура и мир детства. - М.: Наука, 1988. - 430 с.
27. Ольденбург. Р. Третье место: кафе, кофейни, книжные магазины, бары, салоны красоты и другие места «тусовок» как фундамент сообщества. — М.: Новое литературное обозрение, 2014. - 456 с.
28. Парсонс Т. О структуре социального действия / Пер. с англ.; Под общ. ред. В.Ф.Чесноковой и С.А. Белановского. М.: Академический Проект, 2000. - 831 с.
29. Пушкарева Н.Л Гендерная система Советской России и судьбы россиянок. // Новое литературное обозрение. - 2012. - № 5 (117). - С. 3-16
30. Пушкарева Н. Л. Материнство как социально-исторический феномен (обзор зарубежных исследований по истории европейского материнства) // Женщина в российском обществе. - 2000. - № 1. - С. 9-24
31. Романов П.В. Стратегия case-study в исследовании социальных служб. // Социологические исследования. - 2005.- №4.- С.101-110.
32. Рэдклифф-Браун А.Р. Структура и функция в примитивном обществе. Очерки и лекции. Пер. с англ. — М: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. - 304 с.
33. Сивоконь А.С. Акторно-сетевой подход и перспективы в социально-философском дискурсе // Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. -2015.- № 1.- С. 163-169
34. Уорнер Уильям Ллойд «Живые и мертвые». Университетская книга, 2000. - 666 с.
35. Филиппова Г. Г. Психология материнства: Учебное пособие. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002 - 240 с.
36. Фуко М. Пространство, знание и власть // Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью. М.: Праксис, 2006. - 320 с.
37. Чернова Ж., Шпаковская Л. Политэкономия современного родительства: сетевое сообщество и социальный капитал // Экономическая социология.2011. - № 3.- C. 85-105
38. Чуркина Н.А. Семьеведение: Учебное пособие. - Новосибирск, НГТУ, 2003 - 207 с.
39. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. - М.: Добросвет, 2001. - 323 с.
40. Barlow, A. Duncan, S. 'Family Law, Moral Rationalities and New Labour's Communitarianism'// Journal of Social Welfare and Family Law. - 2000. - № 1.- 23-42 p.
41. Barnes J.A. Class and Committees in a Norwegian Island Parish. - URL:
https://pierremerckle.fr/wp-content/uploads/2012/03/Barnes.pdf(дата обращения 21.03.2017)
42. Bott E. Urban Families: Conjugal Roles and Social Networks.- URL:
http://www.moderntimesworkplace.com/archives/ericsess/sessvol1/Spilliusp323.opd.pdf
(дата обращения 25.02.2017)
43. Law J., Callon M. The Life and Death of an Aircraft // Shaping Technology, Building Society / Eds. W. Bijker, J. Law. Cambridge, MA: MIT Press, 1992. - 21-52 p.
44. Whyte W.H. The Social Life of Small Urban Spaces. Ann Arbor, MI: Edwards Brothers, 2001.- 125 p.
Список основных использованных источников
1. Законопроект о декриминализации домашнего насилия - URL https://www.hrw.org/ru/news/2017/01/23/29922
2. Национальная стратегия действий в интересах женщин на 2017 - 2022 годы: распоряжение Правительства Российской Федерации от 8.03.2017. URL.- http://government.ru/media/files/njlkIvH7WCvOIYRmcucV4jdNihEmTOUe.pdf
3. Интервью с директором ООО УК "ЖилФонд" Дедюриной Зулейхой Юсуповной.
4. Сборник «Томский дворик»-2014 http://www.admin.tomsk.ru/pgs/31o/$FILE/Dvorik2014 small.pdf