🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

У Юйхан РОЛЬ МОТИВИРОВАННЫХ СЛОВ В ОСВОЕНИИ ЧТЕНИЯ ГАЗЕТНОГО ТЕКСТА НА УРОКАХ РКИ

Работа №195883

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

филология

Объем работы92
Год сдачи2017
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация
Введение 4
Глава 1. Лексическое явление мотивации и его роль в методике преподавания русского языка как иностранного 11
1.1. Основные понятия теории мотивации в лингвометодическом
аспекте 11
1.2. Использование лексического свойства мотивированности на разных этапах
обучения русскому языку 13
1.3. Чтение как вид речевой деятельности 15
1.4. Учет мотивированных слов при чтении газетного текста в иностранной
аудитории 19
1.5. Функциональный аспект мотивологии на материале газетного текста 21
Выводы по первой главе 24
Глава 2. «Свежая газета». Чтение газетного текста в иноязычной аудитории: комплекс учебных заданий для студентов с базовым уровнем владения русским
языком 27
Заключение 58
Приложение A 60
Список использованных источников и литературы 76

Мотивология - это развивающееся научное направление в русской лингвистике, предмет изучения которого - лексическое явление мотивации. Становление мотивологии как самостоятельного раздела науки о языке относится к середине 70-ых годов XX века. О.И. Блинова, автор монографии «Мотивология и её аспекты», разносторонне охарактеризовала явление мотивации слов как ведущее лексическое явление языка; ею выявлена сущность мотивационных отношений слов, их роль в языке и речи, в синхронии и диахронии, своеобразие в аспекте сопоставления языков.
О.И. Блиновой разработан и систематизирован понятийный и терминологический аппарат мотивологии как лексикологической дисциплины, антропоцентричной по своей сущности, ставящей во главу угла метаязыковое сознание носителя языка, его восприятие и осознание связи звукового и семантического планов лексических единиц. Основные термины - мотивация, мотивированность, внутренняя форма слова, мотивационные отношения - стали ключевыми в данной работе.
Мотивированное слово - это такое слово, связь звучания и значения которого можно объяснить [18. С. 5]. Связь звучания и значения лексической елиницы определяется с помощью других слов, которые называются мотиваторами и являются однокоренными и одноструктурными по отношению к мотивированному слову. Мотивированные слова охватывают почти весь лексикон языка (см. работы Блиновой О.И.) [18. С. 6].
Мотивированность определяется как структурно-семантическое свойство слова, позволяющего осознать взаимообусловленность его значения и
звучания на основе соотносительности с языковой или неязыковой действительностью [18. С. 19]. Мотивированность выражается в слове с помощью внутренней формы.
Внутренняя форма слова (ВФС) как научное понятие является одним из основополагающих в теории мотивации, служит средством выражения ряда свойств слова [18. С. 37]. Внутренняя форма слова - это структура слова, 4 которая помогает объяснить связь его звуковой оболочки и семантического наполнения. ВФС двупланова, состоит из мотивационной формы, частично или полностью совпадающей сл звуковой оболочкой, и мотивационного значения, стоящего в ряду грамматического, словообразовательного значений слова. Внутренняя форма слова несомненно обладает методическим потенциалом для обучения русскому языку как иностранному (РКИ), ещё не изученным.
Лексические единицы языка существуют в системе, они вступают в разнообразные системные связи (отношения). Системные связи слов, строящиеся на основе свойства мотивированности и проявляющие мотивированность слов, называются мотивационными отношениями [18. С. 6]. Синонимичным является термин мотивация. В мотивационные отношения вступает пара слов - мотивированное и мотивирующее (мотивационная пара), также мотивационными отношениями могут быть связаны три и более слова (мотивационная цепочка). Слова, которые вступают в мотивационные отношения в одном тексте, называются мотивационно связанными словами (МСС) [18. С. 30].
О.И. Блинова в пособии «Явление мотивации слов (лексикологический аспект)» [25. С. 5] указывает на уникальность мотивированности как лексического свойства, изучаемого в рамках самых различных лингвистических направлений - этимологии, ономасиологии, топономастики, фразеологии, синхронного словообразования, собственно лексикологии, семасиологии.
Интенсивное и многоаспектное развитие мотивология получила в трудах учёных Томской школы русистики, что отражено в сотнях публикаций и обобщено в названной выше монографии О.И. Блиновой. В настоящее время выделены следующие аспекты науки: онтологический (О.И. Блинова, Н.Д. Голев, Г.В. Калиткина, Н.Г. Нестерова, А.Н. Ростова), динамический (О.И. Блинова, Н.Д. Голев, М.В. Курышева, Е.В. Михалева, И.А. Кунгушева), функциональный (О.И. Блинова, Н.Д. Голев, В.Г. Наумов, Т.А. Демешкина), сопоставительный (О.И. Блинова, А.Д. Адилова, И.Е. Козлова, А.С. Савенко, Н.А. Тихонова, А.В. Шевчик), источниковедческий (О.И. Блинова), 5 лексикографический (О.И. Блинова, С.В. Сыпченко).
В практике преподавания русского языка как неродного вопрос об учете мотивационных отношений впервые был поднят в рецензии В.К. Янцена на учебное пособие О.И. Блиновой «Явление мотивации слов (лексикологический аспект)» [73. С. 57]. Автор рецензии отмечает необходимость учета явления мотивации слов «в разработке общей стратегии изучения русской лексики в национальной школе - от составления лексических минимумов и определения порядка поэтапной подачи лексического материала до создания целостной системы лексико-фразеологической работы» [73. С. 57].
А.Д. Жакупова и О.А. Султаньяев в методическом пособии для учителей начальных классов средней школы «Явление мотивации слов в школе» [38. С. 12] рассматривают вопрос о роли мотивологии в обучении русскому языку. Авторы пособия считают, что с лингвистической позиции «при знакомстве с основными компонентами теории мотивации ребенок, несомненно, повышает свою языковую грамотность, учится осознанно подходить к запоминанию сложных орфограмм, тем самым улучшая свои знания в области правописания». А с психологической позиции «способность соотносить языковые единицы позволяет развивать не только языковое чутье, но также помогает ребенку совершенствовать речь, ассоциативное, образное мышление, повысить интеллектуальный уровень» [38. С. 12]. Разработанные авторами пособия методические приёмы, комплексы заданий актуальны для методики преподавания русского как родного языка и для билингвов (пособие ориентировано на учащихся школ Республики Казахстан).
Вопрос о необходимости учета мотивационных связей слов в методике поднимается в статье А.В. Михеевой «Мотивологический подход в практике преподавания русского языка как иностранного» [48. С.341-346]. В ней
определены возможности применения сведений по мотивологии при обучении разным видам речевой деятельности и на разных этапах работы с новой лексикой.
Роль внутренней формы слова, мотивационного значения, мотивационно
6
связанных слов изучалась студентами кафедры русского языка ТГУ Гу Жунпин [36. С. 196-199], Ма Чуньшуан [47. С. 247-250], Лю Айвэй [46. С. 242-244], Сун Хайтин [62. С. 314-317], Ван Ди [33. С. 166-168].
Данная работа продолжает ряд исследований, раскрывающих методический потенциал свойства мотивированности слов и языковых единиц, связанных с мотивацией (внутренней формы слова, мотивационных пар и цепочек)....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Роль мотивированных слов в методике преподавания русского языка как иностранного является значимой. Методическая работа с опорой на лексическое свойство мотивированности может быть как лексикоцентрической, так и текстоцентрической, в данной работе эти подходы использовались совместною
Целью работы явилось прояснение возможностей и преимуществ использования теории мотивации на занятиях с иностранными учащимися-филологами при обучении чтению газетного текста.
Для достижения данной цели была изучена научная и методическая литераутра по мотивологии, лингводидактике, методике преподавания РКИ, первые работы, посвящённые дингводидактическому аспекту мотивологии.
Вопрос о роли мотивированных слов в освоении чтения газетного текста на уроках РКИ является актуальным, что обусловлено, во-первых, сложностью и необходимостью данного вида работы для иностранных студентов, во-вторых, большим потенциалом лексической теории мотивации методики обучения чтению студентов-иностранцев.
В рамках данной магистерской работы выявлены следующие аспекты использования мотивированных слов при освоении чтения газетных текстов студентами-иностранцами:
1. Работа над расширением словарного запаса, систематизацией лексики изучаемого языка, квалифицированная работа со словарями может быть основана на приёмах мотивологического анализа слов, отыскании их мотивационных связей.
2. Привлечение внутренней формы и мотиваторов слов при лексической работе в процессе чтения газетного текста позволяет точнее раскрыть смысл новых для студентов слов, обучать беспереводной семантизации.
3. Мотивированные и мотивационно связанные слова в газетном тексте несут большую смысловую нагрузку: они передают основную информацию (информативная, классифицирующая функции), являются ключевыми словами текста (функция ключевых слов), организуют языковую структуру текста (текстоформирующая функция), поэтому выделение в тексте данных слов и анализ их роли в тексте позволяет проявить в определённой мере идею текста и средства их выражения.
Выявленный методический потенциал и функциональная палитра ВФС и МСС в текстах газетных статей были положены в основу разработки комплекса учебных заданий «Свежая газета», направленного на обучение иностранных студентов с базовым уровнем владения русским языком чтению двух учебных видов - изучающему (информативная, текстоформирующая, перечисления, классифицирующая функции МСС) и ознакомительному (функция ключевых слов, коммуникативная функция ВФС).
Обучение чтению при помощи предложенного в работе учебного комплекса проводится на материале текстов статей газеты Томского государственного университета «Alma mater», что вводит новый, актуальный и интресный материал в структуру урока РКИ, позволяет знакомить студентов с особенностями медиатекста и открывает для них источник свежей информации о стране изучаемого языка.
Особенностью разработанного комплекса является введение в лингвистический кругозор иностранных студентов-филологов сведений о лексической теории мотивации: свойстве мотивированности слова, внутренней форме слова, функциональном спектре мотивационно связанных слов в тексте. Система предтекстовых, притекстовых и послетекстовых заданий, базирующихся на данной теории, обеспечивает методическую и лингвистическую основу освоения чтения на неродном языке.
Таким образом, при помощи работы с мотивированнами словами можно сделать более точным и глубоким понимание газетного текста на уровне слова и словосочетания, предложения и текста. Опора на мотивированные слова и мотивационно связанные слова помогает расширить словарный запас учащихся и добиться понимания как газетных, так и других текстов. В процессе чтения студенты формируют навыки лингвистического анализа при помощи разработанного учебного комплекса.


1. Хотите стать лидером? Легко! // Alma Mater. Газета Томского государственного университета.- 2015. - №2(2586), от 09.11.2015. - С.6.
2. В сетях образования // Alma Mater. Газета Томского государственного университета. - 2015. - №14(2586), от 29.11.2015. - С.6.
3. Почти как дома // Alma Mater. Газета Томского государственного университета. - 2015. - №14(2586), от 29.11.2015. - С.11.
4. Как студенты ТГУ оценивают качество образования // Alma Mater. Газета Томского государственного университета. - 2015. - №14(2590), от 31.03.2016. - С.6.
5. На всех паруса // Alma Mater. Газета Томского государственного университета. - 2015. - №3(2590), от 31.03.2016. - С.8.
6. Лыжные гонки, прыжки в мешках и хороводы // Alma Mater. Газета Томского государственного университета. - 2015. - №3(2590), от 31.03.2016. - С.12.
7. Молчаливые свидетели войны // Alma Mater. Газета Томского
государственного университета.- 2015. - №4(2591), от 29.04.2016. - С.6.
8. Детективые истории или дверь в неизведанный мир // Alma Mater.
Газета Томского государственного университета. - 2015. - №1(2588), от
29.04.2016. - С.3.
9. Как пройти в поликлинику будущего? // Alma Mater. Газета Томского государственного университета. - 2015. - №9(2562), от 28.05.2016. - С.4.
10. Ночь создана для музеев // Alma Mater. Газета Томского государственного университета.- 2015. - №5(2592), от 27.05.2016. - С.12.
ЛИТЕРАТУРА
11. Адилова А.Д. Основы мотивологического анализа / А.Д. Адилова. - Кокшетау: Изд - во Кокшет. ун - та, 1999. — 118 с.
12. Адилова А.Д. Принципы мотивологического исследования и его аспекты (На материале наименования птиц)./А. Д.Адилова: Дис. ... канд. филол. наук. - Томск, 1996. — 257 с.
13. Андрюшкина Н.П. Лексический минимум по русскому языку как иностранному. Элементарный уровень. Общее владение / Н.П. Андрюшкина, Т.В. Козлова - М. - СПб.: ЦМО МГУ - «Златоуст», 2006. - 80 с.
14. Арнольд И.В. Лексикология современного английского языка: Учеб. Для ин-тов и фак. иностр. яз. — 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд-во литературы на иностранных языках, 1959. - 351 с.
15. Балыхина. Т.М. Методика преподавания русского языка как неродного (нового): Учебное пособие для преподавателей и студентов. - М.: Издательство Российского университета дружбы народов, 2007....74


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ