Аннотация
Введение 3
1 Многоквартирный дом и имущество в многоквартирном доме как объекты гражданских
прав и объекты управления 8
1.1 Понятие и правовой режим многоквартирного дома 8
1.2 Понятие, особенности, проблематика и взаимосвязь индивидуального и общего
имущества собственников многоквартирного дома 19
1.3 Сущностная характеристика понятия «управление имуществом» 28
2 Гражданско-правовой механизм управления общим имуществом многоквартирного дома 35
2.1 Проблемы общего собрания собственников как органа принятия решений по
управлению общим имуществом многоквартирного дома 35
2.2 Особенности законодательного регулирования отношений по управлению общим
имуществом при выбранном способе управления многоквартирным домом 45
2.3 Понятие и специфика договора управления многоквартирным домом 57
Заключение 71
Список использованных источников и литературы 75
Актуальность диссертационной темы исследования Приватизация жилья, начавшаяся в начале 90-х годов 20 века на основании Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.1991 N 1541-1, положила начало появлению частной собственности на жилые помещения, вследствие чего произошло резкое увеличение числа собственников помещений в многоквартирный домах, которые также стали и собственниками общего имущества такого дома в определенных долях в праве на данное имущество.
Дальнейшее принятие Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 30.12.2004 № 214-ФЗ обусловило увеличение числа частных собственников жилых помещений. Это, в свою очередь, способствовало возникновению проблем, связанных как с управлением общим имуществом многоквартирного дома, так и с распределением между собственниками бремени его содержания.
Однако на данном этапе выявляется множество теоретических и практических проблем, которые в настоящее время остается разрешать только посредством выработки единообразных правовых судебных позиций. Например, вопрос по возможности участия застройщика в общем собрании собственников, определении количества голосов собственников (кворума), которыми минимально можно принимать решения по отдельным вопросам (как пример, размещение входной группы при переводе жилого помещения в нежилого).
Несмотря на распространенность
заключения
договоров управления
многоквартирными домами с управляющими организациями, до сих пор законодателем не определена природа данного договора. Следовательно, это является предметом как научных дискуссий, так и порождает неоднозначную судебную практику.
Отсутствие легальных дефиниций (как пример, общее имущество, управление многоквартирным домом), порождает и трудности в определении объекта управления. Имеющееся в законе легальное определение «многоквартирный дом» (ч.6 ст. 15 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ)) подвергается критике со стороны большинства исследователей.
Все вышесказанное позволяет считать тему исследования достаточно актуальной, вызывающей как практический, так и научный интерес.
Объектом исследования выступают организационные и имущественные правоотношения, возникающие в сфере управления многоквартирным домом.
Предметом исследования являются нормы как гражданского, так и жилищного законодательства, регулирующие отношения по управлению общим имуществом многоквартирного дома, судебная практика в сфере разрешения соответствующих споров.
Целью диссертационной работы является выявление правовой сущности отношений, связанных с управлением общим имуществом многоквартирного дома.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- произвести теоретический анализ проблем по теме исследования;
- изучить судебную практику и литературу по теме исследования;
- проанализировать имеющиеся средства правового регулирования отношений, связанных с управлением общим имуществом многоквартирного дома;
- выработать теоретические положения, которые послужили бы основой для совершенствования законодательства и практики его применения.
Теоретическая база исследования. В основе настоящего исследования лежат результаты работ следующих ученых-правоведов в сфере управления многоквартирными домами: Крашенинникова П.В., Юрьевой Л.А., Суханова Е.А., Крюковой Е.С., Марковой И.В., Рузановой В.Д., Береговой Т.А., Борзенковой Т.А., Кириченко О.В., Накушновой Е.В., Тарасовой А.Е., Чефрановой Е.А., Кудиной С.А., Кицай Ю.А., Певницкого С.Г., Маркина И.В., Корякина В.М., Брагинского М.И., Витрянского В.В., Мантула Н.М., Кудиной С.А., Назарова Р., Райзберга Б.А., и многих других ученых, указанных в данной работе.
Эмпирическая и нормативно-правовая база исследования. Эмпирической основой диссертационного исследования послужила судебная практика Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, арбитражных судов и судов общей юрисдикции.
Нормативно-правовую базу настоящего исследования составили Гражданский кодекс РФ, Жилищный кодекс РФ, другие федеральные законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации, направленные на регулирование правоотношений в сфере жилищного и гражданского законодательства.
Методологическую основу исследования составили общенаучные методы (диалектический, системный, исторический, логический) и специальные методы познания (комплексного правового анализа, формально-юридического толкования, сравнительноправовой и другие).
С помощью диалектического метода познания правовой действительности проведен анализ различных научных подходов по актуальным вопросам темы, в том числе при изучении сущности управления многоквартирным домом и его имуществом с позиции гражданского и жилищного законодательства.
Общенаучные методы позволили определить управление имуществом многоквартирного дома как обобщенное комплексное явление (логический), а также систематизировать уровни, на которых происходит управление с позиции закономерного и необходимого (системный).
Применение комплексного правового анализа сделало возможным выявить особенности общего и индивидуального имущества собственников помещений, ряд противоречий, заложенных в требованиях к управлению многоквартирным домом со стороны гражданского и жилищного законодательства в их взаимосвязи.
С помощью метода системного толкования правовых норм был сделан вывод об объектах управления (общее и индивидуальное имущество многоквартирного дома), субъектах управления (собственники помещений многоквартирного дома, а также лица, избираемые собственниками для управления общим имуществом), о характере договора управления, о правовых коллизиях в жилищном и гражданском праве относительно от - ношений по управлению имуществом многоквартирного дома и др. Сравнительно - правовой метод способствовал проведению сравнительного анализа сходных правовых институтов в различных правовых системах.
Для обеспечения формирования целостной системы межотраслевой взаимосвязанности института управления имуществом многоквартирного дома, послужил межотраслевой метод исследования. С его помощью сделан вывод о комплексном характере данного института, то есть о взаимосвязанности и взаимообусловленности гражданского и жилищного законодательства в регулировании отношений по управлению имуществом многоквартирного дома.
Научная новизна работы. Автор впервые освещает понятие «индивидуальное имущество многоквартирного дома» и подтверждает, что понятие «многоквартирный дом» не тождественно понятию «общее имущество собственников», а является совокупностью общего и индивидуального имущества многоквартирного дома, которые обозначаются в работе как объекты управления. В зависимости от объектов управления в некоторых рассматриваемых в работе случаях будет различен субъект управления, но неизменимым объектом управления всегда является собственник имущества многоквартирного дома.
Также настоящая работа поднимает не нашедшие подробного освещения в юридической литературе проблемы значительности урегулирования гражданским законодательством вопросов управления имуществом многоквартирного дома (как общим, так и индивидуальным). Подтверждается, что сама деятельность по управлению многоквартирным домом, а также общим и индивидуальным имуществом не является исключительно регулируемой жилищным законодательством.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Анализ влияния гражданского права на отношения по управлению имуществом многоквартирного дома позволил выявить ряд проблем и противоречий в данной сфере. Сформулированные автором работы выводы и предложения по совершенствованию жилищного и гражданского законодательства могут быть использованы в дальнейших научных исследованиях и правотворческой деятельности, а также и правоприменительной практике в целях приведения ее к единообразию.
Положения и выводы, изложенные в настоящем исследовании, преображают науку жилищного и гражданского права. Материалы диссертации предлагается использовать в учебном процессе при преподавании дисциплин «Гражданское право», «Жилищное право», а также смежных дисциплин.
Структура диссертации включает в себя введение, две главы, объединяющие в себе по три параграфа, заключение и список использованных источников и литературы.
В результате проведенного исследования автор пришел к следующим выводам:
1. Понятие «многоквартирный дом» неоднозначно определено в ч.6 ст. 15 ЖК РФ. В результате анализа различных источников автор предлагает следующее определение: Многоквартирный дом - это комплекс конструктивно взаимосвязанного недвижимого имущества в виде здания с наличием технической и иной необходимой документацией, включающий в себя имущество, принадлежащее на праве собственности конкретным лицам (жилые и нежилые помещения, машино-места), с наличием более двух квартир, а также включающий общее имущество, находящееся в долевой собственности этих лиц, и имеющий своим единым назначением создание условий для безопасного и комфортного проживания указанных лиц.
2. Сделан вывод, что многоквартирный дом является совокупностью недвижимых вещей различного правового режима: помещений, которые принадлежат конкретным лицам на праве собственности (индивидуальное имущество), а также общего имущества собственников указанных помещений. Правовой статус многоквартирного дома позволяет охарактеризовать его как:
- объект гражданских прав (является недвижимостью (зданием), не обладает свойством оборотоспособности, является объектом гражданско-правовых сделок);
- объект, посредством управления которым собственники исполняют свою законодательную обязанность по несению бремени содержания имущества (общего имущества и имущества, принадлежащего на праве собственности конкретным лицам), а также создают благоприятные и безопасные условия для проживания в таком доме;
- объект капитального строительства, кадастрового и технического учета.
3. Установлено, что право общей долевой собственности на общее имущество связывает воедино общее и индивидуальное имущество, поскольку право общей долевой собственности на общее имущество не может существовать самостоятельно, из -за чего оно следует в силу закона за правом на жилое или нежилое помещение в доме. Следовательно, два вида имущества соотносятся как главная вещь (индивидуальное имущество) и принадлежность (общее имущество), вместе составляют сложный объект - многоквартирный дом, а также конструктивно взаимосвязаны друг с другом.
В свою очередь, к индивидуальному имуществу относятся не только жилые помещения, но и нежилые помещения, принадлежащие отдельным собственникам, а также машино-места. В целях упрощения наименования вышеперечисленного имущества автором предложено именовать его «индивидуальное». Так, во-первых, так будет учтена принадлежность имущества конкретному(ым) собственнику(ам). Во-вторых, антонимы «общее» и «индивидуальное» позволят разграничить такое имущество по его назначению и характеристикам. В-третьих, слово «индивидуальный» несколько раз встречается в жилищном законодательстве, в частности «индивидуальный жилищный фонд», как совокупность жилых помещений для личного проживания собственниками и их членов семьи, для сдачи иным лицам на основании договора ссуды (п.3 ч.3 ст. 19 ЖК РФ), «индивидуальный прибор учета», как средство измерения, устанавливаемое в конкретном жилом или нежилом помещении (абз.5 п.2 раздела 1 ПН РФ от 06.05.2011 № 354). В данных контекстах слово «индивидуальный» означает принадлежность чего-то конкретному, определенному лицу, вещи и т.д.
Индивидуальное имущество является индивидуально-определенной и обладающей свойством оборотоспособности недвижимостью.
Наоборот, общее имущество представляет собой необоротоспособную совокупность движимых и недвижимых вещей. В целях упрощения отнесения конкретного имущества к общему предложено закрепить дополнительным абзацем в ст. 290 ГК РФ, дополнительным пунктом в ч. 1 ст. 36 ГК РФ, а также дополнительным пунктом в раздел 1 НН РФ № 491 от 13.08.2006г. следующие критерии:
- пригодность для обслуживания более одного помещения;
- отсутствие конкретного собственника;
- целевое назначение - обслуживание, эксплуатация, благоустройство и(или) удовлетворение социально-бытовых потребностей собственников помещений;
- расположение объекта в пределах границ земельного участка, сформированного под определенным многоквартирным домом и входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Также предложено в п.1 ч.1 ст. 36 ЖК РФ и в пп.«а» п.1 раздела 1 ПН РФ № 491 от 13.08.2006г. заменить лестницы и лестничные площадки на лестнично-лифтовой узел как помещение, а лифты переместить из указанных выше пунктов (в которых лифт причисляется к помещениям) в п.3 ч.1 ст. 36 ЖК РФ и пп.«д» п.1 раздела 1 ПН РФ № 491 от 13.08.2006г., в которых перечислено оборудование.
4. Дано авторское понятие «управление имуществом»: это организованная и структурированная система действий, выражающаяся в осуществлении субъектом управления прав и исполнении обязанностей в отношении имущества, направленная на содержание имущества в соответствии с его назначением и на его эффективное использование в целях недопущения бесхозяйственного обращения с ним. Нри этом
субъектом управления в зависимости от вида имущества выступает собственник, либо иное лицо, определенное собственником или законом.
5. Установлено, что управление многоквартирным домом - это деятельность разноплановая, осуществляемая в целях обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан и включающая в себя:
- управление общим имуществом (в т.ч. его содержание и текущий ремонт, решение вопросов пользования таким имуществом и др.);
- действия по организации коммунального обслуживания собственников (пользователей) помещений в доме.
6. Установлена нецелесообразность в определении общего собрания собственников помещений многоквартирного дома в качестве органа управления, вследствие чего автор диссертации предлагает наименовать его как форму объединения гражданско-правового сообщества в целях принятия совместных решений по вопросам управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня, опросным путем или иным способом, указанном в законе.
7. Сделан вывод, что в отношениях по управлению многоквартирным домом возможно существование многоуровневой системы управления таким домом: непосредственное управление, которое реализуется собственниками на общем собрании, опосредованное управление через ТСЖ, и профессиональное управление, осуществляемое специальным субъектом - управляющей организацией, которая нанимается ТСЖ по договору управления многоквартирным домом. При этом собственники в данной системе являются главным и центральным звеном, от принятия решений которых во многом зависят действия иных субъектов на указанных уровнях.
8. Обосновано, что в целях устранения проблемы недостаточности кворума и вследствие чего невозможности принятия решений, связанных с управлением многоквартирным домом, необходимо приравнять собственников, не участвующих более двух раз без уважительных причин в общих собраниях собственников, в которых кворум не был набран, и при этом уведомленных о проведении таких собраний, к недобросовестным участникам гражданско-правового сообщества, из-за чего предложено их голоса приравнивать в последующих общих собраниях собственников к тем голосам, где большая часть принята по соответствующему решению «за», «против», «воздержаться» фактически участвующих собственников. В случае закрепления такого требования в ч.1.4 ст. 46 ЖК РФ молчание будет считаться согласием в силу п.4 ст. 157 ГК РФ.
Также предложено законодательно запретить застройщику участвовать в голосовании, либо предоставить ему количество голосов, равное количеству голосов 73
совокупности иных участвующих в общем собрании собственников. Такая позиция приведет к компромиссу между застройщиком и собственниками и не будет способствовать принятию несправедливых или обременительных решений для собственников в личных, в том числе корыстных, целях.
Помимо прочего в целях справедливости и побуждению к желанию инициировать собрание собственниками предложено распределять расходы на организацию и проведение общего собрание между всеми собственниками дома, пропорционально их доле в праве общей собственности на общедомовое имущество. Исключением может быть проведение общих собраний управляющей организацией, которая сможет взять все траты на себя.
9. Доказано, что независимо от выбранного способа управления домом собственники - это главный субъект управления многоквартирным домом. Таким образом, собственники должны быть проявлять активность и инициативность при управлении такими сложными объектами, как многоквартирный дом и общее имущество в нем, а также осознавать ответственность, которую они также несут за совокупность всего своего недвижимого имущества (общее и индивидуальное имущество, составляющие вместе многоквартирный дом).
10. Предложено в целях устранения неопределенности в компетенции общего собрания собственников и общего собрания членов ТСЖ по принятию решений по распоряжению имуществом изложить п.1 ч.2 ст. 137 ЖК РФ в следующей редакции: «предоставлять в пользование или ограниченное пользование часть общего имущества в многоквартирном доме на условиях, основанных на решении общего собрания собственников помещений многоквартирного дома». Таким образом, закрепить исключительную компетенцию по вопросу о передаче общего имущества третьим лицам за общим собранием собственников...
1. Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть 1 [Электронный ресурс] : федер. закон от 30 нояб. 1994 г. № 51-ФЗ : (ред. от 08.08.2024) // Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (2024г.). - Версия Проф. - Электрон. Дан.
2. Жилищный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер.
закон от 29 дек. 2004 № 188-ФЗ : (ред. от 08.08.2024) // Доступ из СПС
«КонсультантПлюс» (2024г.). - Версия Проф. - Электрон. Дан.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации часть 2 (НК РФ ч.2) [Электронный
ресурс] : федер. закон от 5 августа 2000 года N 117-ФЗ // Доступ из СПС
«КонсультантПлюс» (2024г.). - Версия Проф. - Электрон. Дан.
4. Градостроительный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 29 апреля 2004 № 190-ФЗ : (ред. от 08.08.2024) // Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (2024г.). - Версия Проф. - Электрон. Дан.
5. Об ипотеке (залоге недвижимости) [Электронный ресурс] : федер. закон от 16 июля 1998 № 102-ФЗ : (ред. от 12.06.2024) // Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (2024г.). - Версия Проф. - Электрон. Дан.
6. О связи [Электронный ресурс] : федер. закон от от 07 июля 2003 № 126-ФЗ : (ред. от 08.08.2024) // Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (2024г.). - Версия Проф. - Электрон. Дан.
7. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 06 ноября 2003 № 131-ФЗ : (ред. от 08.08.2024) // Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (2024г.). - Версия Проф. - Электрон. Дан.
8. О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 29 дек. 2004 № 189-ФЗ : (ред. от 30.12.2021) // Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (2024г.). - Версия Проф. - Электрон. Дан.
9. Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 30 дек. 2004 № 214-ФЗ : (ред. от 08.08.2024) // Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (2024г.). - Версия Проф. - Электрон. Дан.
10. О государственной регистрации недвижимости [Электронный ресурс] : федер. закон от 13 июля 2015 № 218-ФЗ : (ред. от 08.08.2024) // Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (2024г.). - Версия Проф. - Электрон. Дан.
11. О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ [Электронный ресурс] : федер. закон от 29 июля 2017 № 217-ФЗ : (ред. от 22.07.2024) // Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (2024г.). - Версия Проф. - Электрон. Дан.
12. О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и
отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 31 дек. 2017 № 485-ФЗ : (ред. от 21.12.2021) // Доступ из СПС
«КонсультантПлюс» (2024г.). - Версия Проф. - Электрон. Дан.
13. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 30 дек. 2021 № 476-ФЗ // Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (2024г.). - Версия Проф. - Электрон. Дан.
14. О внесении изменений в статьи 2 и 3 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» и Жилищный кодекс Российской Федерации» [Электронный ресурс] : федер. закон от 18 марта 2023 № 71 // Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (2024г.). - Версия Проф. - Электрон. Дан.
15. О гаражных объединениях и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ [Электронный ресурс] : федер. закон от 24 июля 2023 № 338- ФЗ // Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (2024г.). - Версия Проф. - Электрон. Дан....144