Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Кластерный подход к развитию туристских дестинаций Челябинской области

Работа №195849

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

туризм

Объем работы89
Год сдачи2018
Стоимость4890 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
24
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 7
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА К
ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ ТУРИСТСКИХ ДЕСТИНАЦИЙ.. 12
1.1 Сущность и особенности «кластерного подхода» в туризме 12
1.2 Туристская дестинация как основной элемент туристкой системы ... 25
1.3 Модель формирования туристской дестинации на основе
кластерного подхода 33
Выводы по главе один 40
2 КОНЦЕПЦИЯ ТУРИСТСКОЙ ДЕСТИНАЦИИ НЯЗЕПЕТРОВСКОГО
МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НА ОСНОВЕ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА 44
2.1 Характеристика туристских ресурсов Нязепетровского
муниципального района («Северный кластер») 44
2.2 Разработка концепции туристской дестинации в Нязепертровском
муниципальном районе («Северный кластер») 53
2.3 Технико-экономические показатели (финансовый план) развития
туристкой дестинации на 2018-2019 годы 66
Выводы по главе два 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 81
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Классификация видов туристских кластеров 91
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Туристская дестинация 92
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Модель создания туристской дестинации 93
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Фотоматериалы 94
ПРИЛОЖЕНИЕ Д. Коллективные и иные средства размещения 95
ПРИЛОЖЕНИЕ Е. Презентация МД ПРИЛОЖЕНИЕ Ж. Электронная версия МД


Актуальность диссертационного исследования заключается в том, что в современном мире туризм рассматривается как социально-экономический феномен, оказывающий прямое или косвенное действие на развитие всей связанной с ним инфраструктуры. Современный туризм, как отрасль экономики, опирается на высокий уровень развития культуры, транспортного обслуживания, социальной жизни и сферы услуг, что, в результате, преобразовывает его в высокодоходную и динамично развивающуюся отрасль мировой экономики. Масштабы туризма и его интенсивность развития в значительной степени зависят от признания мировым сообществом ценности природного и культурного потенциала страны, ее историко-культурного наследия.
Наличие исключительных по своей природе, культуре и истории туристских ресурсов в России предполагает, что наша страна и ее регионы обладают предпосылками для формирования и развития культурно-познавательного туризма, который способствует удовлетворению потребностей духовного обогащения и принятию культур мира благодаря непосредственному постижению и переживанию разных культур в различных неизведанных уголках нашей планеты, где лично увиденное становится наследием, принадлежностью мыслей и чувств туриста, меняя горизонты его восприятия. Развитие культурнопознавательного туризма в Челябинской области, является одной из приоритетных задач, поставленных перед регионом в рамках реализации Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 годы)».
На современном этапе развития туризма в Российской Федерации активно используется кластерный подход, который позволяет значительно повысить социально-экономическую эффективность туристской деятельности. В содержании Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» предусмотрена государственная поддержка 13 туристских кластеров, разработаны и реализуются проекты еще большего количества региональных туристских кластеров без федеральной поддержки. Как правило, в основе их разработки лежит формирование уникального туристского продукта на основе государственночастного партнерства, в том числе и в Челябинской области, где активно развиваются различные виды туризма на основе кластерного подхода.
Челябинская область расположена на восточных склонах Южного Урала. Территория области представляет собой горно-лесной край с огромным количеством больших и малых озер, особо охраняемых природных территорий, санаторно-курортной базой. Сегодня богатейшие туристские ресурсы области, включающие природные, исторические и культурные достопримечательности, открыты для многочисленных любителей путешествий и экскурсий. Тем не менее, мы можем отметить, что сейчас эти ресурсы не привлекают путешественников и туристов в должной мере, так как не отработаны основные механизмы взаимодействия между бизнес-сообществом, государством и потребителем туристских услуг, страдает инфраструктура, недостаточное количество средств размещения, предприятий общественного питания, событийных, культурнодосуговых программ, квалифицированного персонала. Что усиливает актуальность выбранной темы исследования «Кластерный подход к развитию туристских дестинаций Челябинской области». Для решения этой проблемы разрабатывается концепция создания «Северного туристического кластера», где доминантой кластера является Нязепетровский муниципальный район. Однако, говоря о развитии туризма в Нязепетровском муниципальном районе нельзя не учитывать потенциал ближайших территорий, их логистические схемы и инфраструктуру.
Концепция развития туризма на территории Нязепетровского муниципального района основывается на комплексном анализе и оценке тенденций и проблем развития туристского рынка в международном пространтве и Уральском регионе в частности, оценке ресурсной базы территории и определяет направления и приоритеты её развития.
Концепция является базовым документом, лежащим в основе разработки и принятия всех последующих муниципальных правовых актов в сфере туризма на территории Нязепетровского муниципального района.
Анализ различных научных источников показал, что в настоящее время недостаточно проработаны вопросы организации и управления кластерами туристско -рекреационных услуг, их эффективности, что сдерживает развитие этой сферы услуг. В связи с этим актуальность диссертационного исследования обусловлена тем, что в условиях развития внутреннего и въездного туризма существенное значение придается разработке новых туристских продуктов в регионах, в том числе необходимостью разработки теоретико -методологических положений организационно -экономического механизма, обеспечивающего эффективное управление формированием и развитием туристских дестинаций.
Нязепетровский муниципальный район и близлежащие районы, обладают уникальными ресурсами, в том числе и мирового значения, туризм приобретает значение перспективной отрасли местной экономики, что подкрепляется инициативами по разработке программ развития различных видов туризма и поиску инвесторов. Таким образом, не вызывает сомнений актуальность создания северного туристского кластера на территории Челябинской области.
Региональные исследования территории Челябинской области
общегеографического и туристско-рекреационного направления представлены в работах: М.А. Андреевой, С.Г. Захарова, С.М. Баранова, А.И. Левита и других. Следует также отметить большой объем краеведческой литературы и публикаций, посвященных практической туристской деятельности.
Вопросы моделирования широко освещены в работах: А.С. Акопова, В.В. Афонина, С.А. Федосина, Л.Ф. Вьюненко, М.В. Михайлова, Т.Н. Первозванская.
Вопросам экономики туризма посвящены работы А.М. Лопаревой, М .А. Морозова, И.В. Зорина, А.Ю. Александровой и др. В работах В.В. Шахова и И. С. Масленникова, рассматриваются вопросы по обеспечению безопасности в туризме.
Цель диссертационного исследования - разработка концепции туристской дестинации Челябинской области на основе кластерного подхода.
Объектом диссертационного исследования является туристский потенциал Нязепетровского муниципального района.
Предмет диссертационного исследования - проектирование туристской дестинации Нязепетровского муниципального района в рамках «Северного» туристического кластера на основе кластерного подхода.
Реализация поставленной цели диссертационного исследования предполагает решение следующих основных задач:
• выявить сущность и особенности кластерного подхода применительно к туристской дестинации;
• разработать и обосновать модель формирования туристской дестинации на основе кластерного подхода;
• на основе представленной модели разработать концепцию туристкой дестинации Нязепетровского муниципального района как доминанты «Северного» туристического кластера.
Теоретической и методологической основой диссертационного исследования являются общенаучные методы познания. В исследовании использовались принципы и методы предметно-логистический и функциональный,
интегрированный, программно -целевой, системного анализа, метод анализа больших систем, классификации, кластерного анализа, метод экспертных оценок , статистическая обработка данных.
Научная новизна диссертационного исследования заключается в том что разработана и обоснована концепция развития туристской дестинации для «Северного » туристического кластера, которая, позволит реализовать системный подход по координации действий субъектов, участвующих в процессе расширенного воспроизводства туристского продукта, и удовлетворит возрастающие потребности туристов в качественных услугах отдыха, а также позволит более эффективно использовать ресурсы кластера в целом.
Направления практического использования: разработанная концепция
развития туристской дестинации (Нязепетровского муниципального района) для «Северного» туристического кластера, позволит разрабатывать качественный туристский продукт с учетом уже имеющейся инфраструктуры и привлечь инвесторов для реализации проектов в сфере туризма и гостеприимства на территории Нязепетровского муниципального района.
Апробация информационного культурно-познавательного тура для представителей туристского сообщества была осуществлена в ноябре 2017 г. Результаты исследования были представлены на международной туристской выставке «Интурмаркет -2018», г. Москва (пленарный доклад), коллегии министерства культуры Челябинской области, март 2018 г., межрегиональной выставке «Туризм 2018», г. Челябинск (стендовый доклад), региональном туристском форуме в г. Миассе 17-18 мая 2018 года.
Структура магистерской диссертации отражает общую логику исследования и содержит: введение, две главы, заключение, библиографический список,
состоящий из 61 источника, 8 приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Туризм уже давно рассматривается как одна из наиболее доходных и интенсивно развивающихся отраслей мирового хозяйства. К началу третьего тысячелетия на долю международного туризма приходилось 8 процентов общего объема мирового экспорта и 30-35 процентов мировой торговли услугами. Общие расходы на внутренний и международный туризм составляют 12 процентов мирового валового национального продукта.
Развитие туризма играет важную роль в решении социальных проблем. Во многих странах мира именно за счет туризма создаются новые рабочие места, поддерживается высокий уровень жизни населения, создаются предпосылки для улучшения платежного баланса страны. Необходимость развития сферы туризма способствует повышению уровня образования, совершенствованию системы медицинского обслуживания населения, внедрению новых информационных технологий и т.д. Туризм оказывает влияние на сохранение и развитие культурного потенциала, ведет к гармонизации отношений между различными странами и народами, заставляет правительства, общественные организации и коммерческие структуры активно участвовать в деле сохранения и оздоровления окружающей среды.
Федеральным законом от 24.11.96 No132 - ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туризм отнесен к приоритетным направлениям развития экономики страны, а основным сектором отрасли назван туризм въездной и внутренний.
На основе проведенного исследования, можно отметить, что использование кластерного подхода в туристском секторе позволяет увеличить источник дохода, способствовать формированию новых рабочих мест, развитию территории, стимулировать развитие социальной и экологической инфраструктуры. Существует прямая связь между устойчивым развитием экономической, социально-культурной, природной, институциональной подсистемами и устойчивым развитием сферы туризма, включающей в себя элементы всех перечисленных подсистем.
Разделяя точку зрения ведущих исследователей по данной проблематике, акцентирующих свое внимание на отдельных аспектах сущности туристско- рекреационных кластеров, и обобщая имеющиеся подходы, отметим имманентность кластерного подхода в туристско-рекреационной сфере, которая объясняется, с одной стороны, специфическими особенностями туристской деятельности и ее результата - туристского продукта, услуги, а с другой стороны, значительными положительными эффектами, возникающими вследствие реализации кластерных проектов. По нашему мнению, основными побудительными причинами формирования кластерных систем в туристско- рекреационной сфере являются следующие:
• технологическая специфика формирования и реализации туристского продукта, обусловливающая технологически связанный и комплементарный характер туристской деятельности;
• пространственная локализация туристского продукта;
• преимущества доступа и использования уникальных туристско- рекреационных ресурсов;
• маршрутная территориальная организация туризма;
• значительная доля малого и среднего бизнеса, занятого в формировании и обслуживании туристских потоков.
Отмеченные особенности определяют структуру и особенности формирования туристских кластеров. По нашему мнению, наиболее целесообразным направлением развития традиционного понимания кластерного подхода в туризме, в настоящее, время является исследование его с позиции общей теории систем. Системный подход предполагает взгляд на туристские кластеры как на единое, целостное, системное образование, состоящее из множества взаимодействующих элементов или подсистем туристской дестинации. При этом одним из важнейших вопросов является анализ механизмов организации, обуславливающих возникновение в целостной системе - туристской дестинации новых, интегративных свойств. Наличие у туристских кластеров системных свойств позволяет рассматривать их в качестве эффективного инструмента роста и развития региональной экономики. В экономической литературе, посвященной общим проблемам реализации кластерного подхода, рассматривается несколько основных способов идентификации экономических кластеров. Следовательно, кластеризация может стать новым и перспективным направлением развития этого сектора с точки зрения развития туристских дестинаций.
Дестинация, в свою очередь, является объектом большинства туристских исследований, вследствие чего возникает множество вариантов ее определения. Трансформация понятия туристской дестинации - это долгий процесс, от традиционного до существующего на настоящий момент и продолжающего изменяться понимания через преломление сквозь призму взглядов посетителя и менеджера дестинации. Предлагая комплексную модель понятия «дестинация» мы ставили целью показать, что понимание туристской дестинации как концепта лежит над дисциплинарными границами. Это многосоставной концепт, каждый аспект которого находится в тесной взаимосвязи с другими. Для исследований в сфере туризма, вне зависимости от дисциплинарной принадлежности (маркетинг, социология, менеджмент, география и др.) принципиально важным является четкая экспликация ключевого понятия - «туристская дестинация».
Туристская дестинация - решающий элемент туристской системы. Ее можно охарактеризовать как центр (территорию) со всевозможными удобствами, средствами обслуживания и услугами для обеспечения всевозможных нужд туристов. Таким образом, в данной работе дестинация рассматривается, прежде всего, как основополагающий элемент туристской системы.
Проектируя модель формирования туристской дестинации на основе кластерного подхода, мы исходили из основных положений о многообразии научных моделей рассмотренных в работах Б.Я. Советова, С.А. Яковлева, научная модель представляет собой абстрагируемое выражение сущности исследуемого явления. В качестве рабочего понятия модели мы использовали следующее определение: модель - это умозрительная материально реализованная система, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы-оригинала в таком отношении замещения и сходства, что исследование ее служит опосредованным способом получения знаний об оригинале.
Использование модели формирования туристской дестинации позволяет нам сохранить представление об изучаемом предмете как о целостном явлении и облегчает проникновение в его сущность. Модель может дополняться и трансформироваться вместе с кластером.
Таким образом, на основе кластерного подхода, была разработана технологическая модель формирования туристской дестинации в контексте «Северного» туристического кластера, которая будет способствовать созданию качественного туристского продукта на территории Челябинской области. Облегчит формирование задач, связанных с последовательностью разработки кластера. Укажет на основные точки взаимодействие структурных и содержательных компонентов модели
Проведенные аналитические обзоры туристских ресурсов Челябинской области говорят о том, что регион обладает достаточно широким потенциалом туристского предложения, базирующимся на уникальных ресурсах. Спектр возможностей туристского предложения достаточно широк и основывается, прежде всего, на уникальной природе, а также сохранившихся памятниках инженерного искусства, археологии, культуры, а также историко-архитектурных памятниках.
Разработка концепции туристской дестинации в Нязепетровском
муниципальном районе («Северный кластер») на основе кластерного подхода включает в себя, анализ туристских ресурсов территории, отметим, что Нязепетровский муниципальный район обладает как природными, так и историко-культурными, промышленными объектами, представляющими интерес для развития различных видов туризма на территории. На территории Нязепетровского муниципального района выделяются три зоны притяжения туристов: город Нязепетровск, Нязепетровское водохранилище, Северная зона Нязепетровского муниципального района, куда входят такие объекты как пещера юннатов и древними наскальными рисунками «Араслановская писаница»; Шемахинское карстовое поле с серией пещер и иных карстовых форм; муниципальное охотничье хозяйство «Межевское»; Нязепетровский природный заказник областного значения; останки плотины и цехов Шемахинского железоделательного завода; село Арасланово, сохранившее культуру и быт местного татарского населения.
Для создания туристской дестинации на территории Нязепетровского муниципального района, который является доминантой «Северного» кластера важно определить целевую аудиторию туристов. Концепция туристской дестинации определяет в качестве ключевой целевой аудитории семьи с детьми и детей до 17 лет из г. Екатеринбурга, г. Челябинска, г. Уфы, г. Перми и других крупных городов Уральского региона.
В результате анализа состояния туристских ресурсов Нязепетровского муниципального района нами были определены следующие перспективные виды туризма: экологический, оздоровительный, культурно-познавательный,
спортивный.
Концепция развития туризма в районе предполагает обращенность к природе и основана на использовании преимущественно природных ресурсов; минимизация ущерба среде обитания. Нацеленность на экологическое образование и просвещение, на формирование отношений равноправного партнерства с природой. Заботится о сохранении и развитии местной социокультурной среды.
Целью создания кластера является становление и развитие системы внутреннего устойчивого туризма на базе туристско-рекреационных ресурсов Нязепетровского муниципального района.
Достижение цели планируется через решение следующих задач:
• создание транспортной доступности из г. Екатеринбурга и г. Челябинска;
• организация средств размещения на базе Шемахинского Природного парка;
• разработка туристических программ в рамках Шемахинского Природного парка, историко-культурных и природных памятников;
• развитие широкого спектра дополнительных туристских услуг;
• разработка системы продвижения.
Что, в конечном счете, приведет к увеличению туристического потока.
Кластер будет способствовать повышению результативности деятельности входящих в него предприятий.
Кластерообразующим ядром в Нязепетровком муниципальном районе выступают следующие туристские организации и территории: «Шемахинский Природный парк» (Шемахинское карстовое поле, Арслановская писанница, подземное русло Уфы в районе Тимофеева камня), «Визит-центр», «Сафари- парк», «Детский учебный центр», «Нязепетровский природный государственный биологический заказник».
Сопутствующие объекты: «Дубовая роща», «Лиственная роща», «Реликтовый ельник», городище древних металлургов в урочище Серный ключ, экспозиция музейно-выставочного центра, художественна пимокатный цех ООО «Северянка», в котором до сих пор работает оборудование XIX века, мастерская РДК, останки плотины и цехов Шемахинского железоделательного завода, р. Уфа, р. Куказар.
Реализация намеченных при разработке концепции мероприятий позволит осуществить развитие туристкой, дорожной, инженерной и социальной инфраструктур, обеспечить развитие экологического, образовательного, экстремального, спортивного туризма и, повышение качества жизни местного населения на основе использования инновационных технологий и реализации инвестиционных проектов по развитию индустрии туризма, стимулированию малого и среднего предпринимательства в сфере туризма, создания новых рабочих мест.



1 Александрова, А.Ю. География туризма. Учебник/ А.Ю. Александрова. - М.: КНОРУС, 2013. - 592 с.
2 Александрова, А.Ю. Международный туризм: учебник/ А.Ю. Александрова.
- М.: Аспект Пресс 2014. - 470 с.
3 Афонин, В.В. Моделирование систем: учебно-практическое пособие/ В.В. Афонин, С.А. Федосин. - М.: Интуит, 2016. - 231 с.
4 Башалханова, Л.Б. Проблемы оценки рекреационного потенциала территории. Проблемы и перспективы развития туризма в странах с переходной экономикой/ Л.Б. Башалханова, И.А. Башалханов. - Смоленск, 2013. С. 158-160.
5 Биржаков, М.Б. Введение в туризм: учебник/ М.Б. Биржаков. - СПб.: Издательский дом «Герда», 2014. - 448 с.
6 Бирицкая, Н.М. Туроперейтинг: учеб. метод. пособие/ Н.М. Бирицкая. - Мн.: БГЭУ, 2016. - 209 с.
7 Бунаков, О.А. Кластерный подход к позиционированию в туризме/ О.А. Бунаков - М.: КНОРУС, 2009. - 592 с.
8 Блашенкова, В.С. Бренд территории: создание и продвижение. Как это делается в России/ В.С. Блашенкова. - М.: Конкретика, 2011. - 250 с.
9 Бойко, А.Е. Формирование туристских кластеров как инструмент развития внутреннего туризма в России / А.Е. Бойко - М.: КНОРУС, 2009. - 592 с.
10 Голубева, Н.В. Математическое моделирование систем и процессов: учебное пособие / Н.В. Голубева. - СПб.: Лань, 2013. - 192 с.
11 Горбунова, М.Ю. Организационные основания культурного туризма// Проблемы и перспективы развития культурного туризма Саратовской области/ М.Ю. Горбунова. - Саратов, 2016. - 200 с.
12 Горбылева, З.М. Экономика предприятий туризма: учеб. практ. пособие/ З.М. Горбылева. - Минск: БГЭУ, 2013. - 295 с.
13 ГОСТ 30389-2013 Услуги общественного питания. Предприятия
общественного питания. Классификация и общие требования. Введен
01.01.2016. - М.: Стандартинформ, 2014. - 14 с.
14 ГОСТ 32611-2014 Туристские услуги. Требования по обеспечению безопасности туристов. Введен 01.01.2016. - М.: Стандартинформ, 2014. - 9 с.
15 ГОСТ 32612-2014 Туристские услуги. Информация для потребителей. Общие требования. Введен 01.01.2016. - М.: Стандартинформ, 2014. - 10 с.
..66



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ