Введение
1. Теоретические основы анализа и оценки конкурентоспособности предприятия
1.1. Конкурентоспособность предприятия: понятие, сущность, классификация
1.2 Инструменты повышения конкурентоспособности предприятия в современных условиях
1.3. Информационно - методическое обеспечение оценки конкурентоспособности системы управления
Заключение
Список использованных источников
В мировой экономике нет примеров совершенной конкуренции. Понятие совершенная конкуренция используется как некий стандарт для оценки других форм рыночной организации. Эффективная (реальная) конкуренция возникает тогда, когда покупатели и продавцы оперируют независимо. Чтобы быть эффективной конкурирующая система должна быть открытой и свободной, а ее участники - сравнимы, так как нельзя назвать состязание между неравными настоящей конкуренцией [23].
В современных условиях каждому предприятию особенно важно правильно оценить создавшуюся рыночную обстановку с тем, чтобы предложить эффективные средства конкуренции, которые, с одной стороны, отвечали бы сложившейся в России рыночной ситуации и тенденциям ее развития, с другой стороны - особенностям конкретного производства.
В связи с этим, необходимо отметить, конкурентоспособность не является иммонентным (внутренне присущим) качеством. Конкурентоспособность может быть оценена в сравнении конкурентов. Поэтому конкурентоспособность - понятие относительное [9].
Опыт последних лет подсказывает, что далеко не все отечественные предприятия готовы к ведению конкурентной борьбы. Многие, даже обладая конкурентоспособной продукцией, из-за отсутствия практики использования всего комплекса маркетинга, не могут реализовать это преимущество.
Вместе с тем конкурентная ситуация с каждым годом все более осложняется постепенным расширением границы рынка и вовлечением в него западных фирм, имеющих значительный опыт работы в условиях жесткой конкуренции. Прямое использование этого опыта на российских предприятиях часто затруднено из-за отсутствия универсальных схем конкурентного поведения на рынке.
Достигнуть этого возможно при значительном повышении уровня организации деятельности компании. Важную роль в этом в рыночных условиях играет использование принципов маркетинга, получивших широкое распространение в мировой практике [21].
Наиболее сложными этапами этой работы являются осмысление путей достижения конкурентных преимуществ и разработка на этой основе мероприятий по усилению конкурентной позиции предприятия. Все это делает актуальной тему данной дипломной работы.
В настоящее время данная проблема очень актуальна для СС «BRONZA» ИП Жигалов Е.А, которая и является объектом исследования данного дипломного проекта.
Целью дипломной работы является разработка проекта формирования инструментов повышения конкурентоспособности СС «BRONZA» ИП Жигалов Е.А. в современных условиях.
В соответствии с целью были поставлены и решены следующие основные задачи:
- исследовать сущность понятий «конкурентоспособность» и «инструменты повышения конкурентоспособности» как экономической категории;
- выделить и проанализировать факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия и резервы ее повышения;
- привести организационно-экономическую характеристику СС «BRONZA» ИП Жигалов Е.А.;
-провести анализ внешней и внутренней среды СС «BRONZA» ИП Жигалов Е.А.;
- провести анализ существующего уровня конкурентоспособности исследуемого предприятия;
- разработать проект формирования инструментов повышения конкурентоспособности СС «BRONZA» ИП Жигалов Е.А.
Общие теоретические вопросы конкуренции и конкурентоспособности исследовались в работах ряда зарубежных и отечественных авторов: Ансоффа И., Котлера Ф., Портера М.Э., Томпсона А.А., Войцеховской И.А., Горбашко Е.А., Дубининой Н.А., Светунькова С.Г., Фасхиева Х.А., Философовой Т.Г., Чаплиной А.Н., Юшковой Л.В. и др.
Методологической и теоретической основой дипломной работы явилась общенаучная методология системного анализа, методы научного познания (анализ и синтез, абстрагирование, индукция и дедукция, экономические модели), методы исторического и логического анализа исследования.
Аналитическая часть работы построена на методах классификации и группировок, сравнительного и ситуационного анализа, выборочного наблюдения, факторного анализа, экспертных оценок.
Информационная база исследования сформирована на основе использования законодательных и нормативных актов Российской Федерации.
Дипломная работа общим объемом 115 страниц состоит из введения, трех глав, заключения; содержит 57 таблицы, 11 рисунков. Библиографический список включает 60 источников.
Конкуренция превращает потребителя в индикатор предпринимательской деятельности. Поэтому существует множество трактовок понятия «конкурентоспособность», т.к. каждый автор понимает данное понятие по-своему. В любом случае конкурентоспособность рассматривается как неотъемлемая часть организации. Определение конкурентоспособности фирмы, играет важную роль в повышении эффективности деятельности предприятия.
Для того чтобы создать определенный уровень конкурентоспособности организации руководство использует различные методы и инструменты управления, которые и создают инструментарий конкурентоспособности.
Инструментарий - совокупность различных инструментов,применяемых в какой-либо специальности; совокупность методов, применяемых в какой-либо области деятельности. Следовательно, инструментарий конкурентоспособности - это набор различных инструментов, позволяющих создавать конкурентоспособность различных объектов системы.
Структура понятия конкурентоспособность позволяет утверждать, что конкурентоспособность объекта складывается из конкурентоспособности его элементов и их организованности для достижения цели.
Оценка конкурентоспособности предприятия является неотъемлемым элементом деятельности любого хозяйствующего субъекта. Важность проведения такой оценки обусловлена целым рядом обстоятельств. Среди главных можно назвать необходимость разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности, выбор предприятием партнера для организации совместного выпуска продукции, привлечение средств инвестора в перспективное производство, составление программ выхода предприятия на новые рынки сбыта и др. Можно сказать, что проведение оценки преследует цель: определить положение предприятия на отраслевом рынке, но достижение этой цели возможно лишь при наличии оперативной и объективной методики оценки конкурентоспособности.
Индивидуальный предприниматель Жигалов Е.А. действует в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации и Федеральным законом Российской Федерации «Об индивидуальных предпринимателях».
Предприятие «BRONZA» было создано 06.03.2008 г. является солярием - салоном красоты. Солярий - салон красоты «BRONZA» расположено на первом этаже жилого дома. Выставочная площадь солярия «BRONZA» - *** кв. м.
Управление осуществляет директор, она же и является основателем солярия - салона «BRONZA» в ее подчинение входят все остальные работники. Директор реализует функции маркетинга на предприятии, поскольку предприятие не имеет маркетолога в своем штате.
Угрозами для формирования стратегии в ИП Жигалов Е.А. стали: высокий уровень конкуренции на рынке; угрозы со стороны покупателей, их власть на рынке.
Отсутствуют по результатам исследования для предприятия ИП Жигалов Е.А. угрозы от поставщиков, появления на рынке новых игроков и угрозы наличия (появления) услуг-заменителей.
В таких условиях, согласно модели М. Портера, конкурентными преимуществами у предприятия должны стать: невысокий уровень цен на наибольшую долю ассортимента; учет требований покупателей.
На основании различных стратегических методов по оценке конкурентоспособности предприятия ИП Жигалов Е.А. были выделены следующие конкурентные преимущества: эффективный кадровый потенциал, удобное расположение и режим работы, высокое качество обслуживания покупателей, высокое качество оказываемых дополнительных услуг.
А конкурентными недостатками предприятия ИП Жигалов Е.А. при используемых методах были выделены: не большая известность предприятия, не высокие рекламные ресурсы, малая относительная позиция на потребительском рынке; учет требований покупателей происходит только в отношении стоимости услуг.
Следовательно, можно сказать, что ИП Жигалов Е.А. СС «BRONZA» имеет высокий уровень конкурентоспособности.
При помощи SWOT-матрицы была выбрано наиболее оптимальная конкурентная стратегия: усиления позиций на рынке. В дальнейшем была представлена детализация мероприятия повышения конкурентоспособности предприятия с перечислением возможных мероприятий по ее успешному внедрению, которые будут способствовать достижению генеральной цели предприятия, и предложены основные направления ее реализации:
— открытие Интернет-магазина;
— открытие «Лаборатории красоты»;
— видение системы дисконтных карт.
В дальнейшем для данных мероприятий разработана программа их реализации с четким выделением ответственных лиц и сроков реализации.
Заключительным этапом стало определение эффективности предлагаемых мероприятий. На основе проведенных расчетов можно сделать вывод, что реализация мероприятий повышения конкурентоспособности для предприятия ИП Жигалов Е.А. является эффективным проектом, позволяющим достичь поставленные цели.
1. Трудовой кодекс Российской Федерации (по состоянию на 1 февраля). - Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2016. - 206 с.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации: в 3 .: по сост. на 20 апр. 2015 г. - М.: Омега-Л, 2015. - 681с.
3. Россия в цифрах: стат.сб./Госкомстат России // www.gks.ru.
4. Красноярский край. Краевой комитет гос. статистики. Красноярский край в цифрах в 2015 году: Стат. сборник / Гос. Комитет РФ по статистике; Красноярский краевой комитет гос. статистики. - Красноярск, 2015. - 119 с.
5. Красноярский край. Краевой комитет гос. статистики. Торговля Красноярского края в 2015 году: Стат. ежегодник (№ 11-1)/ Гос. Комитет РФ по статистике; Красноярский краевой комитет гос. статистики. - Красноярск, 2015. - 97 с.
6. Красноярский край. Краевой комитет гос. статистики. Экономика Красноярского края в цифрах в 2015 году: Стат. сборник / Гос. Комитет РФ по статистике; Красноярский краевой комитет гос. статистики. - Красноярск, 2015. - 459 с.
7. Азоев Г. Л. Анализ деятельности конкурентов: учеб. пособие / Г. Л. Азоев. - М.: ГАУ, 2015. - 75 с.
8. Азоев Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия, практика. М.: Центр экономики и маркетинга, 2013. - 266 с.
9. Азоев Г. Л. Конкурентные преимущества фирмы / Г. Л. Азоев, A. П. Челенков. - М.: НОВОСТИ, 2012. - 256 с.
10. Аминов Э. Этапы разработки и реализации конкурентной стратегии / Э. Аминов // Практический маркетинг. - 2013. - №6. - С. 30 - 35.
11. Афанасьев М.П. Маркетинг: стратегия и практика фирмы. - М.: Финстатинформ. 2012. - 187 с.
12. Багиев Г.Л., тарасевич В.М., Анн Х. Маркетинг : Учебник для вузов / Под общ. ред. Г.Л.Багиева. - М.: ОАО —Изд-во —Экономика”, 2013. - 411 с.
13. Баринов В.А. Развитие организации в конкурентной среде / В.А. Баринов, А.В. Синельников // Менеджмент в России и за рубежом. — 2014. — №6. - С. 16 - 22.
14. Белоусов В. Л. Анализ конкурентоспособности фирмы / В. Л. Белоусов // Маркетинг в России и за рубежом. - 2013. - № 5. - С. 35-43.
15. Бельков Е.А. К вопросу о дефинициях конкурентного потенциала / Е.А.Бельков // Научные труды Московского Гуманитарного Университета - 2014. - № 133. - С.22 - 26.
16. Белякова Г.Я. Конкурентоспособность региональной экономики: концепция опережающего развития: Монография / Г.Я. Белякова. - Красноярск: СибГтУ, 2013. - 232 с.
17. Бондарева С.Р. Конкурентные преимущества и их роль в формировании конкурентных стратегий развития организации / С.Р.Бондарева //Экономические и гуманитарные науки - 2014. - №3. - С.101¬108.
18. Бондарева С.Р. Методы формирования стратегий конкуренции / С.А.Никитин, С.Р.Бондарева // Известия тулГУ. Экономические и юридические науки. - тула: тулГУ - 2014. - Выпуск 2, часть 1. - С.176-184.
19. Бондарева С.Р. теоретические основы формирования стратегий создания конкурентных преимуществ: Монография / под общ. ред. проф. Е.В. Сибирской. // Формирование и развитие системы инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности / С.Р. Бондарева - Воронеж: Научная книга, 2014. - С. 130-146.
20. Боровских Н. Конкурентные стратегии: методология
формирования и развития / Н. Боровских //Маркетинг. - 2013. - № 2. - С. 37¬48.
21. Булеев А.И. Количественный коэффициент конкурентоспособности товаров и услуг / А. И. Булеев // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. - 2015. -№ 5. - С. 46-52.
22. Власьевич Ю.Е. К созданию в России конкурентной среды / Ю.Е. Власьевич // Российский экономический журнал. - 2015. - № 10. - С. 99 - 103.
23. Воронов Д.С. Конкурентоспособность предприятия: оценка, анализ, пути повышения: монография / Д.С. Воронов, В.В. Криворотов - Екатеринбург: УГТУ - УПИ, 2013. - 96 с.
24. Голубков Е. П. Изучение конкурентов и завоевание преимуществ в конкурентной борьбе / Е. П. Голубков // Маркетинг в России и за рубежом. -2014.-№2.-С. 27-33.
25. Гольдштейн Г. Я., Катаев А. В. Маркетинг. Таганрог: ТГРУ, 2013. - 336 с.
26. Горькова Т. Стратегия конкурентной борьбы в предпринимательстве / Т. Горькова, Г. Шаповалов // Экономист. - 2013. - № 6. - С. 66 - 73.
27. Глухов А. Оценка конкурентоспособности товаров и способы ее обеспечения / А. Глухов // Маркетинг. - 2014. - № 2. - С. 56-64.
28. Дейли Д. Эффективное ценообразование - основа конкурентного преимущества: пер. с англ. / Д.Л. Дейли. - М.: Вильямс, 2013. - 302 с.
29. Дихтль Е., Хершген Х. Практический маркетинг: Учеб. пособие / Пер. с нем. А.М.Макарова; Под ред.И.С.Минько. - М.: Высш. шк. 2012. - 255 с.: ил.
30. Дзмишева И.В. Методика оценки конкурентоспособности услуги в розничной сети / И.В. Дзмишева // Маркетинг в России и за рубежом. -2012. - № 3. - С. 93-107.
31. Евдокимов Ф. И., Гавва В. М. Азбука маркетинга: Учеб. пособие. 3-е изд., перераб. И доп. - Д.: Сталкер, 2014. - 432с.
32. Егорова О.В. Проблемы оценки конкурентоспособности торговой организации / О.В. Егорова, И.В. Маликов // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2014. - №4. - С. 324 - 332.
33. Калюжнова Н.Я. Конкурентоспособность российских регионов в условиях глобализации: Монография / Н.Я. Калюжнова. - М.: ТЕИС, 2013. - 526 с.
34. Качалина Л.Н. Конкурентоспособный менеджмент / Л.Н. Качалина // Профессиональные издания для бизнеса / М.: Изд - во Эксмо, 2013. - 464 с.
35. Конкурентная стратегия компании, или Маркетинговые методы конкурентной борьбы. Надежда Носова Изд.о: Дашков и Ко серия: "Стратегия успешного бизнеса", 2014. - 256 с.
36. Короткий Ю. Г. Товарная конкурентоспособность и ее количественное представление / Ю. Г. Короткий // Маркетинг в России и за рубежом. - 2013.-№ 2. - С. 17-21.
37. Котлер Ф., Армстронг Г., Сандерс Дж., Вонг В. Основы маркетинга: Пер. с англ. - 2-е европ. изд. - М.; СПб.; К.; Изд. дом «Вильямс»,2014. - 1056с.
38. Кретов И.И. Маркетинг на предприятии: практическое пособие. - М.: Финстатинформ. 2014. - 287 с.
39. Лисенков Е.А. Конкурентный потенциал и конкурентная стратегия в совокупности отношений конкурентоспособности / Е.А. Лисенков // Вестник ТГУ. — Вып. 2 (58) — 2014. — С. 63-65.
40. Маркетинг: стратегии, планы, структуры. / Е.П. Голубков - М., «Издательство «Дело», 2015. - 336 с.
41. Маркетинг: Учебник, практикум и учеб.-метод. комплекс по маркетингу /Р.Б.Ноздрева, Г.Д.Крылова и др. - М.: Юристъ, 2012. - 402 с.
42. Маркетинг : Учебник /Под ред. А.Н.Романова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2013. - 309 с.
43. Наумов В.Н. Маркетинг сбыта // marketing.spb.ru
44. Ноздрева Р.Б., Цыгичко Л.И. Маркетинг : как побеждать на рынке. - М.: Финансы и статистика, 2012. - 299 с.
45. Муромцев С.В. Маркетинг для менеджеров. - Краснодар.; «ООО ФЛЕР - 1», 2014 - 219с.
46. Паладова Т.А. Конкурентный потенциал отрасли и предприятий: вопросы стратегического управления / Т.А. Паладова, А.С. Гарбуз, Ю.М. Сухина // Южнороссийский регион: потенциал и перспективы. Материалы Всеросс. науч. конф. - Краснодар. - Изд. ЮИМ. - 2013. - с. 117-120.
47. Паладова Т.А. Эффективные методы развития конкурентного потенциала хлебопекарных предприятий / Т.А. Палладова, А.А. Полиди // Краснодар: Изв. вузов. Пищевая технология. - №6. - 2014. - С. 133 - 135.
48. Плонский В. Снижение издержек - фактор конкурентной способности / В. Плонский // Экономичт. - 2014. - №4. - С. 52 - 57.
49. Портер М.Э. Конкуренция: учеб. пособие/ М. Э. Портер; пер. с англ.- М.: Вильямс, 2013. - 495 с.
50. Сабецкая Г. Рыночная модель конкурентоспособности продукции / Г. Сабецкая // Маркетинг. - 2014. - №1. - С. 29 -34.
51. Савченко И. Система управления предприятием как фактор повышения его конкурентоспособности / И. Савченко // Менеджмент сегодня. - 2014. - №3. - С. 42 - 49.
52. Столяров О.Б. К вопросу об оценке показателей конкурентоспособности / О.Б. Столяров // Проблемы менеджмента качества в современной России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции/УМО вузов России по образованию в области менеджмента. - Саранск: Тип. «Красн.Окт.», 2014. - С. 66 - 69.
53. Фатхутдинов Р. А. Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент / Р. А. Фатхутдинов. - М: Маркетинг, 2013. - 892 с.
54. Фатхутдинов Р. А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление / Р. А. Фатхутдинов - М.: ИНФРА-М, 2012. - 312 с.
55. Фирсенко С.С. Конкурентная среда регионального продовольственного рынка: монография.-М.: КГТЭИ./ С.С. Фирсенко, Л.В. Юшкова - Красноярск, 2011. - 300 с.
56. Хлусов В. П. Основы маркетинга - М.: «Приор», 2014. - 160с.
57. Шустов В.В. Конкуренция: реалии и перспективы / В.В. Шустов // Экономика. - №6. - 2013. - С. 45 - 50.
58. Юданов А.Ю. Конкуренция: теория и практика: Учебно-практическое пособие / А.Ю. Юданов. - 3-е изд., испр. И доп. - М.: ГНОМ и Д, 2014. - 304 с.
59. Юданов А. Теория конкуренции: прикладные аспекты / А. Юданов // МЭ и МО. - 2014. - №6. - С. 41 - 53.
60. Юшкова Л.В. Конкурентный анализ товарных рынков и услуг: учеб.пособие / Л.В. Юшкова; Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т. - Красноярск, 2008. - 294 с.