ВВЕДЕНИЕ 6
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УСЛОВНО-ДОСРОЧНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ
1.1 Ретроспективный анализ развития института условно-досрочного 9
освобождения от отбывания наказания
1.2 Понятие, сущность, правовая природа и значение института 18
условно-досрочного освобождения от отбывания наказания
2 ПРИМЕНЕНИЕ УСЛОВНО-ДОСРОЧНОГО ОСВОБОЖДЕНИЯ ОТ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ
2.1 Основания, условия и порядок применения условно-досрочного 33
освобождения от отбывания наказания
2.2 Проблемы условно-досрочного освобождения от отбывания 48
наказания и способы их решения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 79
ПРИЛОЖЕНИЕ 92
Современный этап развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации показывает, что главным направлением его является гуманизация наказания и системы его исполнения. Приоритетом являются наказания, не связанные с лишением свободы, а также применение условнодосрочного освобождения, являющимися важнейшими факторами реализации принципов гуманизма, дифференциации и индивидуализации исполнения наказания.
Демократическое устройство Российской Федерации предполагает открытость информации, гласность, поэтому Правительство,
законодательные органы, специалисты различных сфер научной деятельности, средства массовой информации, правозащитники уделяют большое внимание уголовно-исполнительной системе государства. Об этом говорят законодательные акты, постановления, статьи в СМИ.
4 апреля 2013 г. было принято распоряжение Правительства РФ № 517-Р, которым была утверждена Государственная программа «Юстиция». Программа предусмотрела реформирование всей уголовно-исполнительной системы в три этапа. На первом этапе спланировано внести изменения в нормативно-правовые акты, регулирующие институт УДО.
В 2009 году было принято Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21 апреля 2009 г. № 8 «О судебной практике условно-досрочного
освобождения от отбывания наказания, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания», с изменениями и дополнениями от 23 декабря 2010 г.; 9 февраля 2012 г.; 17 ноября 2015 г. Принятие этого
Постановления было вызвано вопросами, которые возникали у судов при применении законодательства об условно-досрочном освобождении от наказания, замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания.
В последнее время условно-досрочное освобождение (УДО) применяется гораздо чаще по сравнению с другими видами освобождения от наказания. Данный институт носит поощрительный характер, поскольку представляет 6
собой освобождение от отбывания наказания осужденного до истечения указанного в судебном решении срока, при условии достижения целей наказания.
Теоретический анализ литературы по данной теме показывает, что существует множество дискуссионных вопросов в данной области юридических знаний, например, по вопросу правовой природы УДО. Не существует единой точки зрения о понятии «исправление осужденного», которое фактически является основанием для применения УДО. Таким образом, научные и практические аспекты уголовного и уголовноисполнительного права, касающиеся применения УДО вызывают большой интерес, дискуссии, не только в научных кругах, но и в судопроизводстве.
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, влияние условно-досрочного освобождения от отбывания наказания на судьбы конкретных людей, подпавших под уголовный закон, можно говорить об острой актуальности темы нашего исследования.
При проведении исследования мы использовали нормативно-правовые акты, теоретические работы, научные статьи, материалы судебной практики по данной теме. Проблема УДО от отбывания наказания всегда была актуальной, о чем свидетельствуют многочисленные научные и практические работы ученых. Неоспоримый вклад в исследование института УДО внесли юристы начала и середины 20 века, такие как A.A. Пионтковский, Е.Э. Попова, И.Д. Перлов, Н.С. Таганцев, так и современные ученые и практики А.А. Барыгина, С.Л. Бабаян, В.Д. Исмаилов, В.В. Кидяев, Ф.Р. Сундуров, М.В.Талан и другие авторы.
Объект исследования: общественные отношения, возникающие по поводу применения условно-досрочного освобождения от отбывания наказания.
Предмет исследования: нормы уголовно-исполнительного права,
регулирующие применение условно-досрочного освобождения от отбывания наказания.
Цель работы: исследование условно-досрочного освобождения от отбывания наказания как института уголовно-процессуального законодательства.
При написании дипломной работы следует решить следующие задачи:
- провести ретроспективный анализ развития института освобождения от отбывания наказания.
- рассмотреть понятие, признаки, сущность, правовую природу и значение института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания.
- выделить основания, условия и порядок применения условнодосрочного освобождения от отбывания наказания.
- проанализировать проблемы условно-досрочного освобождения от отбывания наказания и способы их решения.
- по результату исследования сделать основные выводы и внести предложения по совершенствованию теоретических и практических аспектов нашей темы.
Работа состоит из двух глав. В первой главе мы провели ретроспективный анализ развития института освобождения от отбывания наказания; рассмотрели понятие, признаки, сущность, правовую природу и значение института УДО. Во второй главе рассмотрели основания, условия и порядок применения условно-досрочного освобождения от отбывания наказания; проанализировали проблемы условно-досрочного освобождения от отбывания наказания и способы их решения.
Для выполнения цели и задач исследования, мы использовали как теоретические, так и практические (эмпирические) методы: анализ и синтез научного материала и судебной практики, аналогию, дедукцию и индукцию, обобщение, классификацию, сравнение.
В заключение работы отметим, что цель исследования достигнута - проведено исследование условно-досрочного освобождения от отбывания наказания как института уголовно-процессуального законодательства.
На основании анализа действующего законодательства мы сделали следующие выводы:
Современное законодательство, регулирующее институт УДО довольно бессистемно. Правовые нормы, относящиеся к нему, находятся в разных кодексах, конкурируют между собой, а порой противоречат друг другу. Существуют пробелы в законодательном регулировании института условнодосрочного освобождения от отбывания наказания. Назрела необходимость систематизации норм института УДО, наличие связанных элементов которой превратит этот институт в средство достижения целей наказания осужденных.
Условно-досрочное освобождение от наказания не является условным помилованием, принудительное воздействие приговора не прекращается, а лицо, к которому применили УДО, является осужденным. Однако, правоограничения, которые могут устанавливаться судом для условнодосрочно освобожденного, не являются карательными, а носят воспитательно-предупредительный характер, и призваны содействовать правопослушному поведению осужденного на свободе.
Условно-досрочное освобождение от наказания нельзя рассматривать как внесение корректив в приговор, изменить его может только вышестоящий суд в порядке кассационного или надзорного производства, а не суд, который решает вопрос об условно-досрочном освобождении осужденного от отбывания наказания. Условно-досрочное освобождение не колеблет стабильности приговора.
Анализ теоретических и практических материалов по теме нашего исследования показал, что пробелы в законе влекут трудности и ошибки в судопроизводстве при вынесении решения по ходатайству об условнодосрочном освобождении от отбывания наказания.
1. Материальное основание УДО, согласно ч. 1 ст. 79 УК РФ, носит неопределенный характер, у него нет четких критериев, с помощью которых можно было бы судить о том, что лицо для своего исправления не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания.
Дискуссионным является вопрос о том, какие факторы являются определяющими для принятия судом решений об УДО. Данная неоднозначность в определении отрицательно влияет на соблюдение принципов законности, справедливости, гуманизма, препятствуя процессу ресоциализации осужденных.
Предлагается конкретизировать критерии оценки поведения осужденных, которая соответствует их УДО. Решение данной проблемы лежит в законодательной плоскости, в изменении закона, регламентирующего материальное основание УДО.
2. Другая сторона проблемы наличия материального основания для условно-досрочного освобождения, лежит в социально-психологической плоскости. В ИУ активно развивается психологическая служба, которая нуждается в более совершенных психологических методиках диагностики личности.
Решение данной проблемы, также, можно решить законодательно, закрепив в обязанности администрации ИУ предоставлять в суд заключение психолога о целесообразности применения УДО в отношении осужденного.
3. Отсутствует единообразный подход к признанию осужденного не нуждающимся в дальнейшем отбывании наказания. Пробелы законодательного регулирования, на наш взгляд, снижают эффективность института УДО, что отражается и в статистических данных, приведенных ранее, когда в 2016 году в России был освобожден только каждый второй из имеющих право на условно-досрочное освобождение от наказания.
Из-за пробелов в законодательстве об условно-досрочном освобождении от наказания, судебная практика, складывающаяся при разрешении ходатайства осужденного и его адвоката, очень противоречива.
4. Существует мнение, что формальный признак применения УДО, в соответствии с ч. 3 ст. 79 УК РФ ведет к девальвации данного института как средства поощрения, создавая иллюзию мягкости наказания у осужденного, нивелируя принцип соответствия наказания тяжести совершенного преступления. Освобожденные по УДО нередко совершают новые преступления, а уровень их рецидива сопоставим с освобожденными по отбытию срока наказания. Поэтому, в процессе судебного заседания необходимо учитывать проблему рецидива, предвидеть последствия УДО.
Предлагается в судебном порядке выяснять, в какой обстановке будет находиться осужденный после УДО, уточнять социальную среду по месту жительства, возможность трудоустройства освобожденного, ведь отсутствие работы может толкнутьосвобожденного на новое преступление.
5. Процесс исправления имеет активный характер, это не просто соблюдение требований режима, дисциплины под угрозой взысканий. Исправление доказывается стремлением трудиться, повышать свой образовательный и профессиональный уровень, компенсировать вред, причиненный преступлением. Поэтому осужденный должен представить более весомые аргументы своего исправления, чем отсутствие взысканий, соблюдения режима ИТУ (сведения о семье, социальном окружении, поведении в быту и т.п.).
Предлагается проблему скудности информации об осужденном решить законодательно, расширив объем предоставляемых суду сведений, на основе которых можно принимать более обоснованное и взвешенное решение об УДО.
6. Обобщение практики рассмотрения судами Челябинской области ходатайств об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания показывает, что имеются случаи, когда суды отказывают в удовлетворении ходатайства об УДО, не основываясь на законе, мотивируют свое решение тяжестью и повышенной общественной опасностью совершенного преступления, непризнанием осужденным вины, кратковременностью его пребывания в исправительном учреждений.
7. Проблемой УДО является процессуальные сроки. Так, правоприменительная практика показывает, что лица, которых заключили под стражу до вынесения приговора, фактически лишены права на УДО, поскольку большая часть наказания осужденных в этом случае отбыта в следственном изоляторе из-за длительного разбирательства дела. На практике такие осужденные фактически не имеют возможность получить положительное решение суда об УДО. Поскольку, срок содержания под стражей в ИУ до истечения формального срока наказания небольшой, то администрация учреждения не может сделать выводы об осужденном и встал ли он на путь исправления. Суд выносит решение по УДО, обосновывая его представленными доказательствами, в данном случае сложно представить, какие доказательства представит подсудимый.
Существует дискриминация данной категории осужденных, которые, как правило, составляют меньшую опасность для общества, состоящая в прямом ограничении прав этих осужденных на УДО.
8. 2012 г. на круглом столе в Общественной палате представитель ФСИН России заявил о следующей проблеме: ФСИН России не имеет решающего слова при рассмотрении вопроса об УДО для осужденных. Статистика следующая: за первое полугодие 2012 г. по УДО вышли около 4 тысяч человек, но, по их мнению представителей ФСИН России, они должны были отбывать наказание, поскольку материальное основание для УДО было недостаточным. И, наоборот, около 9 тысяч заключенных, которые имели положительные характеристики и многочисленные поощрения от администрации колонии, суд оставил отбывать наказание, не удовлетворив ходатайство об УДО.
Представители ФСИН России считают, что проблема состоит в том, что они не имеют решающего слова при рассмотрении вопроса об УДО для осужденных. Однако, среди ученых и практиков есть обратное предложение - минимизировать роль ФСИН России при решении вопроса об УДО.
9. При вынесении постановления об УДО, суды учитывают мнение прокурора. Однако, прокурор не изучает личность осужденного, выводы делает после анализа представленных в суд материалов, в том числе предоставленных администрацией колонии.
Также существует недоработка и в регламенте назначения судебного заседания. Часть 6 статьи 399 УПК регламентирует участие в судебном заседании, связанном с исполнением приговора, прокурора, но не обязывает суд извещать прокуратуру о его дате и времени. Случаи, когда прокуратуру не извещают о заседании суда, разрешающем ходатайство об УДО, не редкость.
Предлагается, для того, чтобы такие ситуации не возникали, необходимо внести изменение в ч. 2 ст. 399 УПК о том, что о времени и дате судебного заседания прокурор должен уведомляться обязательно.
10. Вероятность повторного совершения преступления лицом, освобожденным из мест лишения свободы условно-досрочно, во многом зависит от того, насколько эффективно в период подготовки к освобождению действовали органы, ответственные за ее осуществление. Задача учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, - подготовка осуждённых, отбывающих лишение свободы, к освобождению, в том числе и по УДО в целях успешной социальной адаптации после освобождения, а также предотвращение новых преступлений. Существуют специальные «Школы подготовки к освобождению», которые помогают повышать адаптацию осужденных, активизирует их позицию по поиску работы, вырабатывает позитивные установки на трудоустройство. Предлагается активно распространять опыт работы этих школ в рамках работы в ИТУ, проводить конференции в целях обмены опытом, учитывать при составлении ходатайства об УДО, принимал ли участие осужденный в работе «Школы подготовки к освобождению».
Кроме того, мы предлагаем ввести бальную систему для подсчета материальных и формальных оснований для условно-досрочного
освобождения от наказания. За каждый положительный критерий,
определенный в Постановлении Пленума ВС РФ № 8 от 21.04.2009,
начислять баллы, суммируя их, а в судебном решении о ходатайстве учитывать количество набранных осужденным баллов. Бальная система
будет стимулировать осужденного к исправлению, поскольку качественные характеристики его поведения в ИУ будут переводиться в количественные, более наглядные и понятные.
Таким образом, исследуя проблемы института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, мы выявили многочисленные пробелы законодательства и ошибки в правоприменении, обратили внимание на то, что статистические данные довольно скудные; не существует глубоких практических исследований, связанных с институтом УДО; обзоры судов, в том числе Челябинского областного суда, по данному вопросу крайне редки.
На наш взгляд, данные проблемы и трудности, в первую очередь, связаны с тем, что законодательные органы РФ, Прокуратура РФ, ФСИН РФ и судебная система работают вразнобой, мнения и взгляды на институт УДО разноречивы. Необходим межведомственный орган, курирующий вопросы УДО, который мог бы скоординировать работу и систематизировать статистические данные по условно-досрочно освобожденным.
1. Актуальные проблемы условно-досрочного освобождения от уголовного наказания / Российский тюремный Журнал - [Электронный ресурс]. -http: //zagr.org/471. html
2. Ашин, А.А. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания по российскому и зарубежному законодательству: сравнительноправовой анализ : учеб. пособие / А.А. Ашин, Н. А. Симагина; Владим. гос. ун-т им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. - Владимир: Изд-во ВлГУ, 2014. - 124 с.
3. Ашин, А.А. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания по российскому и зарубежному законодательству: сравнительноправовой анализ : учеб. пособие / А.А. Ашин, Н. А. Симагина; Владим. гос. ун-т им. А.Г. и Н.Г. Столетовых. - Владимир: Изд-во ВлГУ, 2014. - 124 с.
4. Бабаян, С.Л. Проблемы совершенствования поощрительного института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания. / С.Л. Бабаян // Статьи по предмету Уголовное право - [Электронный ресурс]. -http: //www.justicemaker.ru/view-article.php
5. Бабаян, С.Л. Проблемы совершенствования поощрительного института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания. / С.Л. Бабаян // Статьи по предмету Уголовное право - [Электронный ресурс]. -http: //www.justicemaker.ru/view-article.php
6. Барыгина, А.А. Процессуальные проблемы применения института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания / А.А. Барыгина // Отрасли права - [Электронный ресурс]. - http:article/6356
7. Барыгина, А.А. Процессуальные проблемы применения института условно-досрочного освобождения от отбывания наказания / А.А. Барыгина // Отрасли права - [Электронный ресурс]. - http:article/6356
8. Белослудцев, В.И. Проблемы достижения цели исправления осужденных посредством уголовного наказания / В.И. Белослудцев // Проблемы права. - 2013. - № 2. - С. 144-154.
9. Белослудцев, В.И. Проблемы достижения цели исправления осужденных посредством уголовного наказания / В.И. Белослудцев // Проблемы права. - 2013. - № 2. - С. 144-154.
10. Богданов, М.А. Институт условно-досрочного освобождения по
законодательству дореволюционной России: теоретический и
историко-правовой аспекты / М.А. Богданов // Вестник Владимирского юридического института. - 2009. - № 2 (11). - С. 168-173.
11. Богданов, М.А. Институт условно-досрочного освобождения по
законодательству дореволюционной России: теоретический и
историко-правовой аспекты / М.А. Богданов // Вестник Владимирского юридического института. - 2009. - № 2 (11). - С. 168-173.
12. Богданов, М.А. Становление института условно-досрочного освобождения в период формирования и кодификации советского уголовного и исправительно-трудового законодательства (1918-1939 гг.) / М.А. Богданов // Право: теория и практика. - 2009. - № 9 (122). - С. 16-22.
13. Богданов, М.А. Становление института условно-досрочного освобождения в период формирования и кодификации советского уголовного и исправительно-трудового законодательства (1918-1939 гг.) / М.А. Богданов // Право: теория и практика. - 2009. - № 9 (122). - С. 16-22.
14. Бунт в колонии Копейска: 15 сотрудников ФСИН привлечены к ответственности. // ГУЛагу.нет - [Электронный ресурс]. - http: //gul agu.net/news/2259.
15. Бунт в колонии Копейска: 15 сотрудников ФСИН привлечены к ответственности. // ГУЛагу.нет - [Электронный ресурс]. - http: //gul agu.net/news/2259...117