ЗАЩИТА ПРАВ РАБОТОДАТЕЛЯ В ПРАВООТНОШЕНИЯХ С КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫМИ ОРГАНАМИ
|
АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНТРОЛЬНОНАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 11
1.1 Правовая характеристика института контроля и надзора 11
1.2 Правовая природа отношений по государственному контролю
и надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права 16
1.3 Государственная инспекция труда как субъект контрольнонадзорного правоотношения 28
1.4 Проблема конкуренции компетенции судебных органов и
государственной инспекции труда 37
ГЛАВА 2 ФОРМЫ И СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ РАБОТОДАТЕЛЕЙ В КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ 44
2.1 Защита прав и законных интересов работодателей при
проведении проверок Государственной инспекцией труда 44
2.2 Судебные споры работодателей с Государственной инспекцией
труда 51
ГЛАВА 3 КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 72
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНТРОЛЬНОНАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 11
1.1 Правовая характеристика института контроля и надзора 11
1.2 Правовая природа отношений по государственному контролю
и надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права 16
1.3 Государственная инспекция труда как субъект контрольнонадзорного правоотношения 28
1.4 Проблема конкуренции компетенции судебных органов и
государственной инспекции труда 37
ГЛАВА 2 ФОРМЫ И СПОСОБЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ РАБОТОДАТЕЛЕЙ В КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЯХ 44
2.1 Защита прав и законных интересов работодателей при
проведении проверок Государственной инспекцией труда 44
2.2 Судебные споры работодателей с Государственной инспекцией
труда 51
ГЛАВА 3 КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 72
В силу 1 статьи Трудового Кодекса Российской Федерации одна из задач трудового законодательства - это защита прав и законных интересов работников и работодателей. Для воплощения этих положений статья 352 Трудового Кодекса Российской Федерации содержит основные способы защиты трудовых прав и свобод, к которым относится государственный контроль и надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
В наше время остро стоит проблема защиты прав и законных интересов работодателей. Причин этому много, как мы считаем, одной из немаловажных является недостаточность внимания государства к процессам, которые происходят в трудовой сфере, так как эффективность и успешность защиты прав и законных интересов работодателей непосредственно зависит от роли государства в этом процессе.
Поэтому чтобы усилить успешность защиты прав и законных интересов работодателей необходимо совершенствовать роль государства в этом процессе посредством пересмотра правового положения, компетенции и деятельности государственных органов контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Эффективность и успешность защиты прав и законных интересов обусловлена деятельностью государственных органов контроля и надзора, так как осуществление ими своей компетенции имеет целью предотвращать возникновение трудовых споров.
Трудовой Кодекс Российской Федерации закрепляет нормы о защите прав, причем содержит способы и защиты, однако защита законных интересов в кодексе никак не регламентируется, а лишь только провозглашается. Мы считаем, что этот вопрос необходимо устранить посредством закрепления определения исследуемых объектов защиты, форм и способов их защиты, а также участия государственных органов в процессе защиты.
В связи с вышеизложенным, исследование проблем, связанных с повышением эффективности и успешности защиты прав и законных интересов работодателей, безусловно, является актуальным вопросом в трудовом праве России.
Теоретической основой настоящей работы являются научные исследования ученых-правоведов в области общей теории права, трудового, гражданского и административного права, в частности: О.В. Абрамова, Т.Ю. Коршунова, И.Л. Бачило, А.К. Исаев, И.Я. Киселев, А.П. Клюшниченко, Б.М. Лазарев, А.М. Лушников, М.В. Лушникова, О.В. Смирнов, Л.С. Таль, Н.Ю. Хаманева, Е.Б. Хохлов, С.П. Басалаева, В.А. Юсупов и другие известные ученые в области права.
Объектом научного исследования являются отношения, складывающиеся в процессе защиты прав и законных интересов работодателей в правоотношениях с контрольно-надзорными органами.
Предметом научного исследования является совокупность норм трудового законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих указанные в данной работе отношения. Анализируется также соответствующая судебная практика, что позволяет составить целостное представление о применении законодательства в части защиты прав и законных интересов работодателей в правоотношениях с контрольно-надзорными органами.
Цель настоящего исследования - это комплексное изучение теоретических и практических проблем защиты прав и законных интересов работодателей в правоотношениях с контрольно-надзорными органами, построение соответствующей концепции и разработка предложений и рекомендаций по совершенствованию законодательства в этой сфере.
Достижение названных целей обеспечивается посредством установления и решения следующих задач:
• исследование правовой природы правоотношений по государственному контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
• анализ субъектного состава правоотношений по государственному контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
• исследование прав как объектов защиты и обоснование наличия законных интересов в качестве объектов защиты;
• пересмотр роли контрольно-надзорных органов с точки зрения усиления роли государства в процессе защиты прав и законных интересов работодателей;
• пересмотр компетенции федеральной инспекции труда в целях повышения эффективности и успешности ее деятельности;
• разграничение компетенции государственных органов контроля и надзора в защите трудовых прав и компетенцию суда в области рассмотрения обращений граждан.
Методологическая основа научного исследования определяется поставленными в работе целью и задачами. В процессе поставленной проблемы использовался общенаучный диалектический метод познания, основанный на принципах объективности, системности, единства теории и практики, с использованием сравнительно-правового, формальноюридического и исторического методов познания в юридической науке.
Выпускная квалификационная работа состоит из:
1) введения, в котором раскрываем актуальность, цели, задачи, объект и предмет исследования, методологию, теоретическую и практическую значимость исследования, структуру работы;
2) основной части, состоящей из трех глав.
В первой главе «Теоретические аспекты контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации» исследуется понятие института контроля и надзора в трудовом праве. Рассматривается правовая природа отношений по государственному контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Изучен вопрос государственной инспекции труда как субъекте контрольно-надзорного правоотношения и проблема конкуренции компетенции судебных органов и государственной инспекции труда.
Во второй главе «Формы и способы защиты прав и законных интересов работодателей в контрольно-надзорных правоотношениях» мы раскрываем вопросы при реализации работодателями права на защиту прав и законных интересов в правоотношениях с контрольно-надзорными органами при проведении проверок и в судебном порядке.
В третьей главе «Контрольно-надзорные правоотношения в зарубежных странах» проводится сравнительный анализ систем инспекции труда в российском трудовом праве с иностранными системами права;
3) заключения с формулировкой общих выводов;
4) библиографического списка.
В наше время остро стоит проблема защиты прав и законных интересов работодателей. Причин этому много, как мы считаем, одной из немаловажных является недостаточность внимания государства к процессам, которые происходят в трудовой сфере, так как эффективность и успешность защиты прав и законных интересов работодателей непосредственно зависит от роли государства в этом процессе.
Поэтому чтобы усилить успешность защиты прав и законных интересов работодателей необходимо совершенствовать роль государства в этом процессе посредством пересмотра правового положения, компетенции и деятельности государственных органов контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Эффективность и успешность защиты прав и законных интересов обусловлена деятельностью государственных органов контроля и надзора, так как осуществление ими своей компетенции имеет целью предотвращать возникновение трудовых споров.
Трудовой Кодекс Российской Федерации закрепляет нормы о защите прав, причем содержит способы и защиты, однако защита законных интересов в кодексе никак не регламентируется, а лишь только провозглашается. Мы считаем, что этот вопрос необходимо устранить посредством закрепления определения исследуемых объектов защиты, форм и способов их защиты, а также участия государственных органов в процессе защиты.
В связи с вышеизложенным, исследование проблем, связанных с повышением эффективности и успешности защиты прав и законных интересов работодателей, безусловно, является актуальным вопросом в трудовом праве России.
Теоретической основой настоящей работы являются научные исследования ученых-правоведов в области общей теории права, трудового, гражданского и административного права, в частности: О.В. Абрамова, Т.Ю. Коршунова, И.Л. Бачило, А.К. Исаев, И.Я. Киселев, А.П. Клюшниченко, Б.М. Лазарев, А.М. Лушников, М.В. Лушникова, О.В. Смирнов, Л.С. Таль, Н.Ю. Хаманева, Е.Б. Хохлов, С.П. Басалаева, В.А. Юсупов и другие известные ученые в области права.
Объектом научного исследования являются отношения, складывающиеся в процессе защиты прав и законных интересов работодателей в правоотношениях с контрольно-надзорными органами.
Предметом научного исследования является совокупность норм трудового законодательства и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих указанные в данной работе отношения. Анализируется также соответствующая судебная практика, что позволяет составить целостное представление о применении законодательства в части защиты прав и законных интересов работодателей в правоотношениях с контрольно-надзорными органами.
Цель настоящего исследования - это комплексное изучение теоретических и практических проблем защиты прав и законных интересов работодателей в правоотношениях с контрольно-надзорными органами, построение соответствующей концепции и разработка предложений и рекомендаций по совершенствованию законодательства в этой сфере.
Достижение названных целей обеспечивается посредством установления и решения следующих задач:
• исследование правовой природы правоотношений по государственному контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
• анализ субъектного состава правоотношений по государственному контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
• исследование прав как объектов защиты и обоснование наличия законных интересов в качестве объектов защиты;
• пересмотр роли контрольно-надзорных органов с точки зрения усиления роли государства в процессе защиты прав и законных интересов работодателей;
• пересмотр компетенции федеральной инспекции труда в целях повышения эффективности и успешности ее деятельности;
• разграничение компетенции государственных органов контроля и надзора в защите трудовых прав и компетенцию суда в области рассмотрения обращений граждан.
Методологическая основа научного исследования определяется поставленными в работе целью и задачами. В процессе поставленной проблемы использовался общенаучный диалектический метод познания, основанный на принципах объективности, системности, единства теории и практики, с использованием сравнительно-правового, формальноюридического и исторического методов познания в юридической науке.
Выпускная квалификационная работа состоит из:
1) введения, в котором раскрываем актуальность, цели, задачи, объект и предмет исследования, методологию, теоретическую и практическую значимость исследования, структуру работы;
2) основной части, состоящей из трех глав.
В первой главе «Теоретические аспекты контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации» исследуется понятие института контроля и надзора в трудовом праве. Рассматривается правовая природа отношений по государственному контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Изучен вопрос государственной инспекции труда как субъекте контрольно-надзорного правоотношения и проблема конкуренции компетенции судебных органов и государственной инспекции труда.
Во второй главе «Формы и способы защиты прав и законных интересов работодателей в контрольно-надзорных правоотношениях» мы раскрываем вопросы при реализации работодателями права на защиту прав и законных интересов в правоотношениях с контрольно-надзорными органами при проведении проверок и в судебном порядке.
В третьей главе «Контрольно-надзорные правоотношения в зарубежных странах» проводится сравнительный анализ систем инспекции труда в российском трудовом праве с иностранными системами права;
3) заключения с формулировкой общих выводов;
4) библиографического списка.
Отметив необходимость усиления роли государства в процессе защиты прав и законных интересов работодателей, были разработаны основы защиты прав и законных интересов работодателей. Для этого была изучена деятельность основного контрольно-надзорного органа - федеральной инспекции труда, а также предложены пути совершенствования ее компетенции.
Таким образом, на основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Чтобы повысить результативность защиты прав и законных интересов работодателей в правоотношениях с контрольно-надзорными органами необходимо разумно реализовывать роль государства в этих отношениях.
2. Мы считаем, что надо более четко разграничить понятия «контроль» и «надзор», которые отличаются друг от друга целью, предметом, формами и методами их осуществления.
Государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, - это деятельность государственной инспекции труда, имеющей целью восстановление нарушенных трудовых прав работников и привлечение к административной ответственности виновных лиц в рамках действующего законодательства.
Государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, - это деятельность государственной инспекции труда, имеющей целью пресечение и предупреждение нарушений трудового законодательства.
3. Правовая природа отношений по государственному контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет сложный характер. В соответствии с особенностями их субъектного состава и содержания государственного контроля и надзора правоотношения по государственному контролю и надзору - это комплексные отношения со смежным правовым регулированием, поскольку регулируются нормами трудового и административного права.
Субъекты правоотношений по государственному контролю и надзору - это организационно неподчиненные друг другу субъекты: контрольнонадзорные органы и работодатели, в отношении которых осуществляется государственный контроль и надзор. Смысл осуществления государственного контроля и надзора заключается в воплощении норм трудового права и имеет цель - восстановление нарушенных трудовых прав работников, обеспечение их законных интересов путем выдачи должностным лицом государственного органа по контролю и надзору соответствующего акта.
4. Понятия «защита трудовых прав и законных интересов» и «охрана трудовых прав и законных интересов» имеют разные цели. Цель охраны - это предупреждение трудовых прав и законных интересов, а цель защиты - восстановление нарушенных трудовых прав, обеспечение законных интересов.
Охрана трудовых прав и законных интересов - это совокупность мер, посредством которых государственными органами, физическими или юридическими лицами осуществляется предупреждение нарушений трудовых прав и законных интересов работников. Защита - это активная позиция субъекта, когда он осуществляет свою деятельность при обращении лица, субъективное право которого нарушено.
Названные различия охраны и защиты трудовых прав и законных интересов, как мы считаем, необходимо отобразить в Трудовом Кодексе Российской Федерации.
5. Считаем необходимым установить срок деятельности контрольнонадзорных органов, поскольку на данный момент таковой не закреплен. Формально закрепленный срок для восстановления контрольно-надзорным органом прав работников в дальнейшем обеспечит стабильность в этих правоотношениях.
6. Что касается споров об обжаловании действий контрольнонадзорных органов, то здесь необходимо учитывать следующие моменты. В зависимости от предмета обжаловании споры могут разрешаться в арбитражном суде и суде общей юрисдикции. В случае, если предметом обжалования является порядок проведения проверки, что вытекает из сферы управления, то спор должен разбираться в арбитражном суде. В другом случае, когда требование работодателя направлено на признание правомерности своих действий во взаимоотношениях с работником в противовес решению контрольно-надзорного органа, то есть обращено к нормам материального права - в этом случае спор должен рассматривать суд общей юрисдикции.
7. Работодателям необходимо внимательно относится к проверке контрольно-надзорного органа. Безусловно, они должны быть готовы к ней. Однако помимо этого им следует все происходящее фиксировать в протокол проверки. Это послужит в дальнейшем хорошей доказательственной базой при обжаловании действий контрольно-надзорного органа. Как мы считаем, на сегодняшний день это является единственным наиболее верным и надежным способом отстоять и защитить права и законные интересы работодателей.
Таким образом, на основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Чтобы повысить результативность защиты прав и законных интересов работодателей в правоотношениях с контрольно-надзорными органами необходимо разумно реализовывать роль государства в этих отношениях.
2. Мы считаем, что надо более четко разграничить понятия «контроль» и «надзор», которые отличаются друг от друга целью, предметом, формами и методами их осуществления.
Государственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, - это деятельность государственной инспекции труда, имеющей целью восстановление нарушенных трудовых прав работников и привлечение к административной ответственности виновных лиц в рамках действующего законодательства.
Государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, - это деятельность государственной инспекции труда, имеющей целью пресечение и предупреждение нарушений трудового законодательства.
3. Правовая природа отношений по государственному контролю и надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет сложный характер. В соответствии с особенностями их субъектного состава и содержания государственного контроля и надзора правоотношения по государственному контролю и надзору - это комплексные отношения со смежным правовым регулированием, поскольку регулируются нормами трудового и административного права.
Субъекты правоотношений по государственному контролю и надзору - это организационно неподчиненные друг другу субъекты: контрольнонадзорные органы и работодатели, в отношении которых осуществляется государственный контроль и надзор. Смысл осуществления государственного контроля и надзора заключается в воплощении норм трудового права и имеет цель - восстановление нарушенных трудовых прав работников, обеспечение их законных интересов путем выдачи должностным лицом государственного органа по контролю и надзору соответствующего акта.
4. Понятия «защита трудовых прав и законных интересов» и «охрана трудовых прав и законных интересов» имеют разные цели. Цель охраны - это предупреждение трудовых прав и законных интересов, а цель защиты - восстановление нарушенных трудовых прав, обеспечение законных интересов.
Охрана трудовых прав и законных интересов - это совокупность мер, посредством которых государственными органами, физическими или юридическими лицами осуществляется предупреждение нарушений трудовых прав и законных интересов работников. Защита - это активная позиция субъекта, когда он осуществляет свою деятельность при обращении лица, субъективное право которого нарушено.
Названные различия охраны и защиты трудовых прав и законных интересов, как мы считаем, необходимо отобразить в Трудовом Кодексе Российской Федерации.
5. Считаем необходимым установить срок деятельности контрольнонадзорных органов, поскольку на данный момент таковой не закреплен. Формально закрепленный срок для восстановления контрольно-надзорным органом прав работников в дальнейшем обеспечит стабильность в этих правоотношениях.
6. Что касается споров об обжаловании действий контрольнонадзорных органов, то здесь необходимо учитывать следующие моменты. В зависимости от предмета обжаловании споры могут разрешаться в арбитражном суде и суде общей юрисдикции. В случае, если предметом обжалования является порядок проведения проверки, что вытекает из сферы управления, то спор должен разбираться в арбитражном суде. В другом случае, когда требование работодателя направлено на признание правомерности своих действий во взаимоотношениях с работником в противовес решению контрольно-надзорного органа, то есть обращено к нормам материального права - в этом случае спор должен рассматривать суд общей юрисдикции.
7. Работодателям необходимо внимательно относится к проверке контрольно-надзорного органа. Безусловно, они должны быть готовы к ней. Однако помимо этого им следует все происходящее фиксировать в протокол проверки. Это послужит в дальнейшем хорошей доказательственной базой при обжаловании действий контрольно-надзорного органа. Как мы считаем, на сегодняшний день это является единственным наиболее верным и надежным способом отстоять и защитить права и законные интересы работодателей.
Подобные работы
- СПОСОБЫ И ФОРМЫ ЗАЩИТЫ ТРУДОВЫХ ПРАВ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в организациях торговли (на примере Воронежской области)
Магистерская диссертация, техносферная безопасность. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2021 - Анализ и технология осуществления федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативно правовых актов, содержащих нормы трудового права в организациях промышленного комплекса (на базе НТЦ Промышленной и экологической безопасности ФГБОУ ВО Тольяттинский государственный университет)
Магистерская диссертация, техносферная безопасность. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2021 - ПРОКУРАТУРА КАК ОРГАН НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ
ЗАКОНОВ
Дипломные работы, ВКР, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2016 - Государственная экспертиза условий труда. Виды, порядок и анализ правовых последствий проведения
Магистерская диссертация, техносферная безопасность. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2020 - Обеспечение защиты трудовых прав граждан органами публичной власти (на примере Государственной инспекции труда в Пензенской области)
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2024 - Прокурорский надзор за исполнением трудового
законодательства в Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Федеральная служба по труду и занятости населения, ее компетенция и правовое положение на рынке труда (Российская академия народного хозяйства и государственной службы)
Дипломные работы, ВКР, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 2800 р. Год сдачи: 2022 - Механизм защиты трудовых прав граждан (Уфимский Университет Науки и Технологий)
Дипломные работы, ВКР, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 1200 р. Год сдачи: 2024





