ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИКО - МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИЗУЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИМВОЛИКИ 6
1.1 Понятие государственной символики. Структура и функции государственного символа 6
1.2 Основные подходы к изучению государственной символики РФ 18
Глава 2. ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ СФУ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИМВОЛИКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 28
2.1. Методическое обоснование исследования отношения к государственной символике студентов Сибирского федерального университета 28
2.2. Анализ результатов исследования 33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 47
ПРИЛОЖЕНИЕ 52
Символика нашего государства насчитывает не одну сотню лет и имеет богатую историю. Первый государственный герб России - главная государственная эмблема, воплотившаяся в виде двуглавого орла, появилась в конце XV в. во время правления князя Иване III, позднее, в XVIII веке Петр Великий закрепил за Россией трехцветный флаг, а первый национальный гимн появился в XIX веке в Эпоху Николая I. Были у них, и предшественники, и соперники. На протяжении Российской истории её государственные символы неоднократно видоизменялись. Одни сменяли другие, некоторые исчезали, а потом возрождались вновь, иные навсегда ушли в прошлое, оставив по себе долгую и благородную память потомков. Все эти символы российской государственности выражали основные идею государства и устремления не только самодержцев и высшего сословия, но и широких слоев российского общества.
В настоящее время Россия обладает государственной символикой, которая представляет собой триаду - флаг, используемый ещё в эпоху Петра Великого, гимн, слова которого наложены на музыку, оставшуюся с советского периода, и герб, с древнейшей символикой двуглавого орла.
Государственная символика служит, прежде всего, для того, чтобы отличать одно государство от другого. Название государства сопоставляется с его символами (флагом, гербом и гимном). Поэтому если люди проявляют уважение к государственным символам, значит, проявляют уважение и к владеющей ими стране, ведь их значение отражает исторический путь страны, жизнь её народов, великие победы, о которых необходимо помнить.
Если люди являются носителями исторической памяти своего этноса, то он, несомненно, будет процветать. В современной политической ситуации очень важно помнить и уважать историю нашего государства, а значит, и знать значение государственных символов Российской Федерации.
Как можно увидеть из множества сводок новостей, символику своей страны не знают не только обычные граждане, но и Федеральные службы, медийные лица, люди, состоящие на государственной службе и это настоящая угроза безопасности нашей страны, особенно в современной политической ситуации. Ведь на лицо нарушение единства государства, его мощи, причем не только культурной, но и военной. Например, в этом году, а точнее 14.06.2015 года, на новостном портале «Российской газеты» появилась новость «В Уфе на Дне России перепутали цвета флага РФ». В ней говорилось о том, что на баннере, посвящённом празднованию Дня города и Дня России, вместо бело-сине-красных полос на флаге были изображены бело-красно-синие, что противоречит действующему флагу Российской Федерации. Казалось бы, ничего особенного, но ведь День России - государственный праздник и администрация города оказалась в очень нелепом положении.
К тому же, символика государства определяет его позицию на международной арене. На Олимпиаде, чемпионатах мира и иных спортивных состязаниях государственные символы имеет важное значение, с помощью них люди отличают своё государство от других. Также исполнение гимна страны способствует поднятию духа спортсменов и увеличению поддержки их со стороны зрителей. Но, к сожалению, даже на таком уровне имеются промахи. Примером тому является ситуация на чемпионате мира по хоккею с мячом в 2017 году, описанная на новостном портале «Спорт экспресс», где во время исполнения российского гимна, певица сначала перепутала, а потом и вовсе забыла слова, но далее после паузы, она продолжила, хоть и совершенно не попадала в ноты. Данный инцидент выставил Россию не в лучшем свете, принес осуждение со стороны представителей разных стран, а уж тем более не смог поднять настрой спортсменов на победу. К слову, в той игре наши спортсмены потерпели поражение.
Именно в этом и состоит проблема исследования, современные россияне не то что не знают значения государственных символов, но и даже не помнят, как они выглядят (путают цвета флага, не знают количества куплетов в гимне или как выглядит герб). С этим я сталкивалась лично, например, на медалях об окончании средней школы, которые выдавали выпускникам в 2013 году, был изображен флаг не Российской Федерации, а Сербии (были перепутаны местами цвета, вместо бело-сине-красных полос, на них были изображены красно-сине-белые).
Тема данного исследования: социологический анализ отношения студентов Сибирского федерального университета (далее СФУ) к государственной символике Российской Федерации.
Объектом исследования являются студенты СФУ.
Предметом исследования является отношение студентов СФУ к государственной символике Российской Федерации.
Гипотеза исследования: большинство студентов СФУ относятся к символике положительно.
Целью данной работы является анализ отношения студентов СФУ к государственной символике Российской Федерации.
Для достижения цели в данной работе необходимо решить стоящие передо мной задачи:
1. Рассмотреть понятие государственной символики, структуру и функции символа;
2. Рассмотреть государственную символику современной России;
3. Разработать программу исследования отношения студентов СФУ к государственной символике РФ.
4. Провести социологическое исследование и сделать определенные выводы.
Символ пронизывает всю паутину человеческой культуры, они окружают нас повсюду. Повторюсь о том, что символы - это культурные объекты, выступающие как знаки, которые не просто указывают на обозначаемый объект, а выражают его смысл, т. е. в наглядно - образной форме передают абстрактные идеи или понятия, связанные с этим объектом. Внимания заслуживают в этой работе именно государственные символы, т.к. они несут в себе образ и исторический путь государства. Любое современное государство имеет гимн, флаг и герб. Это - главные символы каждого государства, отражающие исторический процесс становления страны, национальные особенности, определяющие то, к чему в своей политике стремится государство, отличающие этого государство от всех остальных. Но символы нашей страны не все помнят. Так как они очень молоды, практически все современные символика Российской Федерации была признана официально сравнительно недавно, а именно, в течение последнего десятилетия. До этого существовал Советский Союз, составной частью которого была наша страна, он имел собственные государственные символы, свою, отличающуюся от прежней, идеологию. Новой России потребовались новые символы, которые бы в полной мере отразили изменения, произошедшие в стране.
В данной работе была поставлена цель проанализировать отношение студентов СФУ к государственной символике РФ. Большинство респондентов, как показало исследование, всё - таки, не забывают свои корни и уважают эти символы, а значит и страну, в которой живут. Лишь единицы не считают, что нужно уделять особое внимание государственной символике, я думаю, это происходит ввиду неправильно привитых ценностей молодежи в семьях, т.е. неправильного воспитания.
Итак, отношение студентов СФУ к государственной символике нашей страны в общем положительное, хоть и в некоторой степени противоречиво. Внешнее знание символов присутствует, но является поверхностным. Так происходит потому что государственные символы окружают людей так часто, что изображение запоминается на бессознательном уровне, и о значении, истории и происхождении, к сожалению, знают не все. Здесь как раз видно воплощение функции символа как воздействие на подсознание граждан. Символы настолько вошли в нашу жизнь, что стали нам привычны, поэтому студенты воспринимают их как обыденные символы, поэтому и не вкладывают в них особый смысл, не замечают изображений на монетах и не испытывают гордость, видя развевающийся Государственный флаг. Без должного напоминания о важности государственной символики она становится обыденной, мне кажется, таким образом теряет свою ценность в глазах граждан.
Почти все респонденты утверждают, что необходимо уважать государственные символы страны, но осуществляется ли это на практике, неизвестно. Такая ситуация показывает, что исследования в данной области проводить необходимо, но это нужно делать более глубоко, дабы найти истоки и причины таких мнений респондентов.
1. Cobb R., Elder Ch. THE POLITICAL USES OF SYMBOLISM. - Providence, Philadelphia, USA. Translated by I.S. Polyakova // Политическая лингвистика. - 2009. № 3(29). - с. 1311 - 145.
2. Аверинцев С.С. София - Логос. Словарь. 2-е испр. Изд. - К: Дух i Лыера, 2001, С. 155-161.
3. Агоштоп М. К вопросу о происхождении российской государственной символики // Известия ВолгГТУ. - 2005. с. 89 - 92.
4. Барыбин А. Как появился двуглавый орел в гербе России // Наука и жизнь. - 2001. № 3. С. 47 - 51.
5. Белоусова Е.Г. К вопросу о теоретической модели символа и его интерпретации. // Теория литературы С. 70 - 75.
6. Борисов Д. Государственный гимн: история гимна России // История. - 2001. - № 7. - С. 1-3.
7. Бурдье П. Социология политики. - М., 1993.
8. Введение в психоанализ [Электронный ресурс]: К.Г. Юнг - Массовая психология и политика - Режим доступа: http://psychowwed.narod.ru/.
9. Вилинбахов Г. Родословная российского герба // Родина. - 1993. - № 1. - С. 112-115.
10. Воробьев Б. Не моде дань, а традиций уважение! // Мурманский вестник. - 2005. - 20 авг. - С.1.
11. Гегель Г.В.Ф. Лекции по эстетике. В 2 т. Т. 1. СПб.: Наука, 1999, 662 с.
12. Герб, гимн и флаг России: знание и отношение - https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115359
13. Герб, флаг и гимн России. Изучение государственных символов Российской Федерации в школе: метод. реком. / сот. М. К. Антошин. - М.: Айрис-Пресс, 2004. - 73 с
14. Голубева Т.С. Государственная символика России / Голубева Т.С. // Начальная школа. - 2001. - №7. С.3 - 8.
15. Госсимвол: что он символизирует // Эхо планеты. - 2000. - № 44. - С. 6-8.
16. Государственная символика России [Электронный ресурс] -
Режим доступа:http://www.greece.mid.ru/rus/.
17. Государственная символика России [Электронный ресурс] -
Режим доступа:http://www.greece.mid.ru/rus/.
18. Государственные символы России [Электронный ресурс] -
Режим доступа:https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=1361
19. Долгушина Л. Символ достоинства нации // Граждановедение. - 2005. - № 2. - С.7
20. Знают ли россияне государственные символы [Электронный ресурс] - Режим доступа:https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=111869
21. Зубко Г.В. Древний символ. Истоки. Смысловая структура Эволюция. - М: Университетская книга, 2010.
22. Издательство «Грамота» [Электронный ресурс]: Телепина Ю.В. - типы и функции символов в культуре цивилизаций. - Режим доступа: http://scjournal.ru/.
23. Исполнительница гимна России забыла слова [Электронный ресурс] -
express.ru/bandy/news/ispolnitelnica-gimna-rossii-vo-vremya-finala-chm-zabyla-slova-1214192/
24. Кеверик Е. Государственные символы России // Воспитание школьников. - 2003. - №9. - С. 27 - 30.
25. Кобозева Е.В. Государственная символика как средство патриотического воспитания школьников // Вестник Новгородского Государственного университета. - 2008. № 45. С. 43 - 46.
26. Конституция Российской федерации: Конституция РФ. Государственный флаг РФ. Государственный герб РФ. Государственный гимн РФ. - М.: ACT: Астрель, 2006. - 63 с.
27. Лосев А.Ф. Проблемы становления символа и реалистическое искусство. - М., 1979.2.
28. Мисюров Д. А. Символическое моделирование в России: трансформации «имперско-советско-президентской» модели // Идеи на вырост. С. 125 - 135
29. Мисюров Д. А. Символы о символах: Начала культурно - символической политики. - М.: Книжный дом «либроКом», 2009. 232 с.
30. Мисюров Д.А. Политическая символика: структура и функции // Вестник МГУ. Сер. 12: Политические науки, 1999, №1.
31. Нагорная Л.К., Чепашев И.В. - Политический символ в системе общественных отношений // Ползуновский вестник - 2006. №3
32. Наукова електронна бібліотека періодичних видань НАН Украіни [Электронный ресурс]: Проць Т. - понятие «символ» в философских и социологических теориях: два конкурирующих способа интерпретации. - Режим доступа:http://dspace.nbuv.gov.ua/.
33. Омаров О. Н. Патриотическое воспитание учащейся молодежи средствами государственной символики России // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого - педагогические науки. - 2009. № 2. С. 21 - 26.
34. Первушина Н. А. Феномен символа: концептуальные проблемы исследования // Вестник ТГПУ. - 201. № 11 (113). С. 187 - 191.
35. Пресс-выпуск №2093 [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=112973
36. Пчелов Е.В. Государственные символы России - герб, флаг, гимн: Учебное пособие. М.: «ТИД «Русское слово - РС», 2002.
37. Ражнев Г.В., Государственный герб России: история и современность // Военно - исторический журнал - 2001, №4. - С.36-41.
38. Рожков М.Б. Государственные символы России / М.Б.Рожков, Г.В. Семшова, Н.Л. Хлыстова // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2003. - №1. С.28 - 35.
39. Российская молодёжь. Реалии и прогнозы // Аналитический вестник Совета Федерации РФ. - 1999. - №6(94). - С.18.
40. Россияне - о государственных символах своей страны
[Электронный ресурс] - Режим доступа:
https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=114352
41. Седова Н. Н. Национально - государственная идентичность россиян и отношение к государственной символике // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. - 2005г. № 3(75). - с. 29 - 35.
42. Символы России: знаем и гордимся! [Электронный ресурс] - Режим доступа:https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=114943
43. Соболева Н. А. Очерки истории российской символики. От тамги до символов государственного суверенитета. / Изд.: Языки славянских культур. Знак. М.: 2006. - 488с.
44. Спирова Э.М. Функции символа. Журнал Знание. Понимание. Умение, №2/2009, 205-211.
45. Тавокин Е.П. Основы методики социологического исследования: учебное пособие. - м.: инфра-м, 2009.
46. Терентьева Г. Г. Государственная символика России и её субъектов: социологический и педагогический аспекты // Вестник Башкирского университета. - 2008. Т. 13. №1 - с. 184 - 187.
47. Тощенко Ж.Т. Методология и методы социологических исследований. - М.: 2013. - 415 с.
48. Указ Президента РФ от 11.12.1993 N 2126 (ред. от 28.09.1999) «О Государственном флаге Российской Федерации» [Электронный ресурс] - Режим доступа:http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_2837/
49. Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 N 2-ФКЗ
(ред. от 12.03.2014) «О Государственном гербе Российской Федерации» [Электронный
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_29674/
50. Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 N 3-ФКЗ
(ред. от 21.12.2013) «О Государственном гимне Российской Федерации» [Электронный ресурс] - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_29673/
51. Цветков А. В. Об актуальных проблемах психологического изучения символа // Вестник ТГУ. Серия «Гуманитарные науки. Психология», 2007. № 12 (56). С. 154-158.
52. Цит. по: Гаджиев КС. Политическая наука. - М., 1996.
53. Шеллинг Ф.В. Философия искусств, М., 1966, С. 110.
54. Шипицин А. И. рецензия на книгу Д. А. Мисюрова «символы о символах: Начала культурно - символической политики» (м.: Книжный дом «либроКом», 2009. 232 с.) // Известия ВГПУ. - 2010. С. 122 - 123.
55. Электронная библиотека БГУ [Электронный ресурс]: Ю.А. Гончаренко - обзор теоретических подходов к определению понятия «символ». - Режим доступа:http://elib.bsu.by/
56. Электронная библиотека Гражданское общество в России
[Электронный ресурс]: С.Н. Пшизова - От «гражданского общества» к «сообществу потребителей»: политический консюмеризм в сравнительной перспективе. - Режим доступа:
http://www.civisbook.ru/files/File/Pshizova_2009_2.pdf