СОЦИАЛЬНО ОГРАНИЧЕННАЯ ЛЕКСИКА В РЕЧИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
|
ВВЕДЕНИЕ 6
1. ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО ОГРАНИЧЕННОЙ ЛЕКСИКИ В РУССКОМ
ЯЗЫКОЗНАНИИ
1.1. История появления и распространения жаргонной лексики. 9
1.2. Периодизация изучения русских жаргонов 10
1.3. Определение основных понятий 10
1.4. Классификация жаргонизмов 13
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ЖАРГОНИЗМОВ В РЕЧИ
МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
2.1. Этимологическая классификация 16
2.2. Словообразовательная классификация 25
2.3. Классификация по смысловой функции 38
2.4. Морфологическая классификация 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 49
1. ИЗУЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНО ОГРАНИЧЕННОЙ ЛЕКСИКИ В РУССКОМ
ЯЗЫКОЗНАНИИ
1.1. История появления и распространения жаргонной лексики. 9
1.2. Периодизация изучения русских жаргонов 10
1.3. Определение основных понятий 10
1.4. Классификация жаргонизмов 13
2. ХАРАКТЕРИСТИКА ЖАРГОНИЗМОВ В РЕЧИ
МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ
2.1. Этимологическая классификация 16
2.2. Словообразовательная классификация 25
2.3. Классификация по смысловой функции 38
2.4. Морфологическая классификация 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 49
Данная работа посвящена исследованиям, лежащим в области лингвистики, и касается изучения социально ограниченной лексики в речи определенной социальной группы, а именно медицинских работников.
Актуальность данной темы проявляется в том, что данная область социолингвистики и языкознания динамично развивается и словарный запас активно пополняется требующими изучения языковыми единицами.
Научная новизна данного исследования заключается в том, что комплексного монографического исследования, позволяющего рассмотреть стилистические, морфологические и этимологические особенности жаргонизмов в речи медицинских работников, насколько известно, ранее не предпринималось.
Целью работы является изучение социально ограниченной лексики как раздела лексикологии русского языка и как составляющей речи медицинских работников.
Выбор цели обусловил постановку следующих задач:
1) на основе анализа ряда понятий, связанных с выбранной областью языкознания, определить, к какому из них относятся исследуемые единицы речи;
2) составить словник из не менее 80 - 100 наименований, представляющих собой языковые единицы для последующего анализа с примерами употребления в речи;
3) проанализировать имеющиеся языковые единицы с точки зрения их происхождения, словообразования, смысловой функции и морфологической принадлежности;
4) представить результаты анализа в виде классификаций по выбранным критериям;
5) сделать выводы о морфологических особенностях, этимологии, способе образования языковых единиц и их функциях в речи выбранной социальной группы;
Объект исследования - социально ограниченная лексика.
Предмет исследования - ее характеристики, функции и языковые единицы.
Наиболее значимые исследования жаргонов как главной составляющей социально ограниченной лексики в настоящее время ведутся в рамках социолингвистики. Теоретическая база данного направления была заложена в 20 - 30-х гг. XX века благодаря выдающимся трудам Б. А. Ларина , Л. П. Якубинского , В. В. Виноградова .
Интенсивное изучение жаргонов показано в труде В. М. Жирмунского «Национальный язык и социальные диалекты» (1936) .
Значительный вклад в исследование социальных диалектов, проводившихся в конце XIX века и в течение XX века, внесли Л. И. Скворцов , Ю. Д. Дешериев , Л. П. Крысин и другие учёные.
В рамках изучения лексикологии тему жаргонов освещали Н. М. Шанский , А. В. Калинин , В. В. Иванов.
В настоящее время социолингвистика представлена разноаспектными исследованиями по таким вопросам, как: классификация и квалификация жаргонов, определение терминологической системы в рамках изучения жаргонов и определение стилистической роли жаргонизмов
Юрий Анатольевич Гвоздарев дает лексикологическую характеристику слов с точки зрения сферы употребления, где дает свое определение жаргона, арго и других элементов непосредственно социально ограниченной лексики
Актуальность данной темы проявляется в том, что данная область социолингвистики и языкознания динамично развивается и словарный запас активно пополняется требующими изучения языковыми единицами.
Научная новизна данного исследования заключается в том, что комплексного монографического исследования, позволяющего рассмотреть стилистические, морфологические и этимологические особенности жаргонизмов в речи медицинских работников, насколько известно, ранее не предпринималось.
Целью работы является изучение социально ограниченной лексики как раздела лексикологии русского языка и как составляющей речи медицинских работников.
Выбор цели обусловил постановку следующих задач:
1) на основе анализа ряда понятий, связанных с выбранной областью языкознания, определить, к какому из них относятся исследуемые единицы речи;
2) составить словник из не менее 80 - 100 наименований, представляющих собой языковые единицы для последующего анализа с примерами употребления в речи;
3) проанализировать имеющиеся языковые единицы с точки зрения их происхождения, словообразования, смысловой функции и морфологической принадлежности;
4) представить результаты анализа в виде классификаций по выбранным критериям;
5) сделать выводы о морфологических особенностях, этимологии, способе образования языковых единиц и их функциях в речи выбранной социальной группы;
Объект исследования - социально ограниченная лексика.
Предмет исследования - ее характеристики, функции и языковые единицы.
Наиболее значимые исследования жаргонов как главной составляющей социально ограниченной лексики в настоящее время ведутся в рамках социолингвистики. Теоретическая база данного направления была заложена в 20 - 30-х гг. XX века благодаря выдающимся трудам Б. А. Ларина , Л. П. Якубинского , В. В. Виноградова .
Интенсивное изучение жаргонов показано в труде В. М. Жирмунского «Национальный язык и социальные диалекты» (1936) .
Значительный вклад в исследование социальных диалектов, проводившихся в конце XIX века и в течение XX века, внесли Л. И. Скворцов , Ю. Д. Дешериев , Л. П. Крысин и другие учёные.
В рамках изучения лексикологии тему жаргонов освещали Н. М. Шанский , А. В. Калинин , В. В. Иванов.
В настоящее время социолингвистика представлена разноаспектными исследованиями по таким вопросам, как: классификация и квалификация жаргонов, определение терминологической системы в рамках изучения жаргонов и определение стилистической роли жаргонизмов
Юрий Анатольевич Гвоздарев дает лексикологическую характеристику слов с точки зрения сферы употребления, где дает свое определение жаргона, арго и других элементов непосредственно социально ограниченной лексики
В данной работе была раскрыта тема социально ограниченной лексики в речи медицинских работников. Данная тема еще не была исследована на материале речи выбранной социальной группы, в чем и заключается ее актуальность.
В ходе написания выпускной квалификационной работы были раскрыты такие задачи, как определение основных понятий, к которым относятся исследуемые единицы речи, составление словника из не менее 80 - 100 наименований с примерами употребления и их последующий анализ и классифицирование по выбранным признакам, формирование выводов о морфологических особенностях, этимологии, способе образования языковых единиц и их функции в речи выбранной социальной группы, в результате чего была достигнута цель исследования - изучена социально ограниченная лексика как раздел лексикологии русского языка и как составляющая речи медицинских работников.
При написании дипломной работы была изучена специальная литература, включающая в себя учебники и статьи известных лингвистов по выбранной теме, представлены различные определения, основные признаки и классификация жаргонизмов.
Были сделаны выводы об этимологии, способе образования, смысловой функции и морфологической принадлежности рассматриваемых языковых единиц:
1. Социально ограниченная лексика в речи медицинских работников происходит от иностранных (49 %), преимущественно латинских (12 %) и греческих (12 %) корней, так как медицинская терминология вообще представляет собой греческие и латинские слова, а также от русских (48 %), реже славянских (3 %) корней путем переосмысления значения слов, содержащих эти корни.
2. Жаргонизмы, используемые медицинскими работниками, образованы в основном лексико-семантическим способом (52 %) с помощью метафорического переноса значения слова (83 %), что вызвано течением максимально приблизить речь к разговорной, сделать её более понятной, чтобы избежать её перегрузки.
3. Вторым по частотности способом образования является морфологический, а именно суффиксальный (48 %) от существительных (38 %) или прилагательных (34 %) и аббревиация (53 %), а также путем сложения основ с усечением (44 %), что является необходимостью упращения речи из-за грамоздскости терминов, которыми она насыщена, быстротой ее темпа и высоким содержанием в ней слов, обозначающих предмет и его признак.
4. Многие слова, образованные с помощью метафорического переноса значения, представляют собой эвфемизмы. Высокая эвфемизация речи объясняется стремлением смягчить негативные или неприятные профессиональные моменты, снизить отрицательную речевую нагрузку.
5. По смысловой функции большинство жаргонизмов используется для выражения отношения к пациентам с коннотацией (18 %) или без нее (10 %), а также для обозначения медицинских дисциплин (14 %), процедур и обследований (14 %), что можно объяснить спецификой профессии и желанием сделать речь проще.
6. Морфологическая классификация жаргонизмов медицинских работников показала, что большинство из них являются существительными (76 %) или глаголами (11 %), так как медицинские термины в основном называют предмет, а работа в медицинской сфере подразумевает собой в большей степени деятельность, чем описание.
...
В ходе написания выпускной квалификационной работы были раскрыты такие задачи, как определение основных понятий, к которым относятся исследуемые единицы речи, составление словника из не менее 80 - 100 наименований с примерами употребления и их последующий анализ и классифицирование по выбранным признакам, формирование выводов о морфологических особенностях, этимологии, способе образования языковых единиц и их функции в речи выбранной социальной группы, в результате чего была достигнута цель исследования - изучена социально ограниченная лексика как раздел лексикологии русского языка и как составляющая речи медицинских работников.
При написании дипломной работы была изучена специальная литература, включающая в себя учебники и статьи известных лингвистов по выбранной теме, представлены различные определения, основные признаки и классификация жаргонизмов.
Были сделаны выводы об этимологии, способе образования, смысловой функции и морфологической принадлежности рассматриваемых языковых единиц:
1. Социально ограниченная лексика в речи медицинских работников происходит от иностранных (49 %), преимущественно латинских (12 %) и греческих (12 %) корней, так как медицинская терминология вообще представляет собой греческие и латинские слова, а также от русских (48 %), реже славянских (3 %) корней путем переосмысления значения слов, содержащих эти корни.
2. Жаргонизмы, используемые медицинскими работниками, образованы в основном лексико-семантическим способом (52 %) с помощью метафорического переноса значения слова (83 %), что вызвано течением максимально приблизить речь к разговорной, сделать её более понятной, чтобы избежать её перегрузки.
3. Вторым по частотности способом образования является морфологический, а именно суффиксальный (48 %) от существительных (38 %) или прилагательных (34 %) и аббревиация (53 %), а также путем сложения основ с усечением (44 %), что является необходимостью упращения речи из-за грамоздскости терминов, которыми она насыщена, быстротой ее темпа и высоким содержанием в ней слов, обозначающих предмет и его признак.
4. Многие слова, образованные с помощью метафорического переноса значения, представляют собой эвфемизмы. Высокая эвфемизация речи объясняется стремлением смягчить негативные или неприятные профессиональные моменты, снизить отрицательную речевую нагрузку.
5. По смысловой функции большинство жаргонизмов используется для выражения отношения к пациентам с коннотацией (18 %) или без нее (10 %), а также для обозначения медицинских дисциплин (14 %), процедур и обследований (14 %), что можно объяснить спецификой профессии и желанием сделать речь проще.
6. Морфологическая классификация жаргонизмов медицинских работников показала, что большинство из них являются существительными (76 %) или глаголами (11 %), так как медицинские термины в основном называют предмет, а работа в медицинской сфере подразумевает собой в большей степени деятельность, чем описание.
...
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4395 р. Год сдачи: 2020 - Преодоление нарушений письменной речи у младших школьников
с задержкой психического развития на логопедических занятиях
в общеобразовательной школе
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - Преодоление нарушений письменной речи у младших школьников с задержкой психического развития на логопедических занятиях в общеобразовательной школе
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2022 - COVID-19: Анализ эмоциональной окраски сообщений в социальных сетях (на материале сети «Twitter»)
Магистерская диссертация, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4815 р. Год сдачи: 2021 - СРАВНИТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ И НОРМОЙ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2020 - Педагогические условия развития коммуникативный умений учащихся 4 — 5-н классов
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2005 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 4-5-х КЛАССОВ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - УПРАВЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЕСБРЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДОЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4845 р. Год сдачи: 2017 - Формирование предикативной лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и дизартрией с использованием технологии развития семантических полей
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2022





