АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 7
1 Транспортный Комплекс: Сущность И Процесс Управления
1.1 Структура и функции транспортного городского комплекса 9
1.2 Система управления городским транспортным комплексом 15
2 АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА ГОРОДА
2.1 Анализ состояния городского транспортного комплекса 23
2.2 Анализ практики управления транспортной системой 39
3 РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЯ ГОРОДСКОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМОЙ
3.1 Основные направления совершенствования управления транспортным
комплексом 50
3.2 Формирование проездного тарифа в общественном транспорте как условие
совершенствования управления городским транспортом 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 65
Транспорт - неотъемлемая составляющая материально-технической базы общества. Без транспорта невозможно современное производство. Он связывает различные удаленные друг от друга страны, области, районы, города, посёлки нашей огромной страны и обеспечивает ее внешнеэкономические связи.
Решение крупномасштабных экономических и социальных задач тесно связано с развитием и повышением эффективности всех видов транспорта. Особое место транспорта в сфере производства заключается в том, что, с одной стороны, транспортная промышленность составляет самостоятельную отрасль производства, а потому особую отрасль вложения производственного капитала. Таким образом, транспорт играет очень важную роль как в жизни каждого человека так и в экономике мира в целом. Для продуктивного функционирования транспортной системы необходимо управлять ею. В настоящее время система управления транспортным комплексом не совершенна и имеет ряд проблем, которые необходимо решать.
Транспортный комплекс является одним из ключевых секторов экономики современного мегаполиса. Его роль подчеркивается значительным вкладом транспорта в формирование макроэкономических показателей страны в целом (в России по последним данным его доля в ВВП составляет порядка 7,1%) и соответствующего региона, а также существенным влиянием на другие отрасли экономики и социальную сферу.
Цель работы - разработка рекомендаций по совершенствованию управления городской транспортной системой.
Объект исследования - транспортный комплекс города Челябинска.
Предмет исследования - анализ управления транспортным комплексом мегаполиса на примере города Челябинска.
Задачи исследования:
- рассмотреть структуру и функции транспортного городского комплекса;
- изучить систему управления городским транспортным комплексом;
- провести анализ состояния городского транспортного комплекса;
- проанализировать практику управления транспортной системой;
- разработать рекомендации по совершенствованию управления городской транспортной системой.
Таким образом, в процессе исследования были сделаны следующие основные выводы, подведены итоги, получены результаты.
Под термином транспорт в научной литературе понимается один из самых важных компонентов материально-технической базы всего общества. Отдельные составляющие транспорта объединены в единый транспортный комплекс. Транспортным комплексом можно считать совокупность всех видов транспорта России, которые соединены между собой транспортными узлами и сетями.
Регулирование транспорта в Российской Федерации включает в себя экономические и административные методы работы, при этом работающие как в рамках оперативного решения тех или иных вопросов, так и на долго-срочную перспективу.
Проведя анализ состояния городского транспортного комплекса получили следующие результаты. Перевезенных грузов за период 2014-2016гг. заметно снижается и к 2016г. темп роста составляет 91,1%, а грузооборот наоборот увеличивается и темп роста в 2016г. составляет 108,6%. Количество перевезенных пассажиров автобусным транспортом общего пользования за рассматриваемый период увеличивается. Однако увеличение в 2015 году еще является незначительным и составляет всего лишь 0,1%, а в 2016 году увеличивается 26,0%. Пассажирооборот автобусного транспорта общего пользования также показывает прирост в 2016 году на 41,8%.
В 2015 году происходит резкий рост грузового транспорта по сравнению с
2014 годом (88,0%), а в 2016 году всего на 1,6%. Количество грузовых транспортных средств в организациях в свою очередь наоборот сокращается в
2015 году на 7,9%, в 2016 году - на 8,2%, что говорит об увеличении количества грузового транспорта в собственности граждан, а именно прирост в 2015 году составляет 58,9%, а в 2016 году 0,9%. Рассматривая структуру грузового
транспорта видно, что в 2014 году 24,5% находится в собственности организаций, 75,5% - в собственности граждан, в 2015 году - 12% в собственности
организаций, 88% - в собственности граждан, и в 2016 году - 10,8% в
собственности организаций, 89,2% - в собственности граждан.
Также происходит прирост автобусов и в 2015году их общее количество увеличивается на 26%, а в 2016 году - на 7,7% В 2015 году количество легковых автомобилей уменьшается 1,7% по сравнению с 2014 годом, а в 2016 году наблюдается незначительный прирост на 0,1%. Количество автомобилей в собственности граждан также уменьшается в 2015 году на 2,6%, а в 2016 году увеличивается на 0,1%.
Большая часть автотранспорта приходится на легковые автомобили и составляет от 86,6% до 92,2%, далее идет грузовой автотранспорт и на него приходится от 6,3% до 11,5%, и самая малая доля приходится на автобусы - 1,5%-1,9%
Километраж железнодорожных путей общего пользования не изменяются и составляют 1795,3 км. Автомобильные дороги в 2015 году увеличиваются на 7,6%, а в 2016 - на 2,6%. Плотность автомобильных дорог с твердым покрытием увеличиваются в 2015 году на 1,1%, в 2016 году - на 1,2%.
Число происшествий в 2015 году увеличилось на 4,6%, а в 2016 году снизилось на 9,2%. Также в 2016 году снизилось число происшествий с участием детей и подростков до 16 лет на 8,5%. Число погибших в происшествиях в 2015 году увеличивается незначительно (на 0,6%), а в 2016 году падает почти на 15%. Наблюдается резкий скачок погибших в происшествиях детей и подростков до 16 лет в 2015 году - на 61,1%. Количество раненых в происшествиях в 2015 году увеличивается на 6,3%, а в 2016 году снижается на 12%. Количество раненых в происшествиях детей и подростков до 16 лет увеличивается в 2015 году на 5,5%, а в 2016 снижается более чем на 7%.
Анализ управления транспортом города Челябинска показал, что управлением данных сфер хозяйственной жизни в Челябинске и Челябинской области занимается Администрация г. Челябинска и специально созданные в ее структуре для этих целей Управления, а также Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области.
Управление транспорта Администрации города Челябинска создает условия для предоставления транспортных услуг населению города, организовывает транспортное обслуживания населения в границах города, участвует в реализации на территории города Челябинска полномочий органов местного самоуправления и переданных в установленном законодательством порядке отдельных государственных полномочий в предоставлении льгот по проезду в транспорте, обеспечивает реализацию на территории города порядка проезда в пассажирском транспорте льготных категорий городского уровня, предоставляет муниципальные услуги в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При разработке рекомендаций по совершенствованию управления городской транспортной системой было выявлено, что совершенствование управления транспортным комплексом города требует активного внимания вопросам тарифной политики, развитию информационно-аналитической системы управления общественным транспортом, оптимизации единой маршрутной сети, созданию системы диспетчерского управления городским транспортом, снижение вредного воздействия общественного транспорта на окружающую среду.
Рассмотренное нами применение дифференцированного тарифа позволяет увеличить пассажиропоток на 19 процентов при снижении тарифа на 10 процентов, что обеспечивает большую привлекательность городского транспорта и снижает плотность загрузки транспортных магистралей.
1. Распоряжение от 2 марта 2015 года № 1842 «Об утверждении
муниципальной программы «Развитие улично-дорожной сети города Челябинска» на 2015-2020 годы.
2. Адамоков, Б.Б. Уставы муниципальных образований. Проблемы правового регулирования в субъектах Российской Федерации. Монография [Текст] / Б.Б. Адамоков. - М.: Проспект, 2017. - 322 с.
3. Абызов, В.В. Государственное регулирование транспортного комплекса: зарубежный опыт и российская практика / В.В. // Вестник Тамбовского университета. - 2015. - № 1. - С. 237-242.
4. Баженова, О. И. Правовые основы муниципальной хозяйственной деятельности/ О.И. Баженова, Н.С. Тимофеев. - М.: Издательство МГУ, 2016. - 256 с.
5. Бояринцев Б.И., Бикмухаметов И.И. Модернизация управления развитием социальной инфраструктуры крупного города // Управление экономическими системами. - 2012. - № 2.
6. Василенко, И.А. Государственное и муниципальное управление/ И.А. Василенко. - М.: Юрайт, 2014. - 416 с.
7. Велихов Л.А. Основы городской экономики. - Москва: Финансы и статистика, 2014.
8. Воронин А.Г., Лапин В.Л., Широков А.Н. Основы муниципального управления. - Москва: Дело, 2015.
9. Гаврилов, Д.С. Совершенствование управления на транспорте/ Д.С. Гаврилов, В.А. Грановский // Молодой ученый. - 2014. - №12. - С. 40-42.
10. Гимазова, Ю.В. Государственное и муниципальное управление. Учебник / Ю.В. Гимазова. - М.: Юрайт, 2014. - 464 с.
11. Гомола, А. И. Правовые основы государственного и муниципального управления/ А.И. Гомола, И.А. Гомола, Е.В. Борисова. - М.: Академия, 2016. - 336 с.
12. Горохов Д. Городская инфраструктура: и недостатки будут
преимуществами. // СтройЭксперт. - 2013. - № 3.
13. Дамдын, О.С. Государственное регулирование транспортной деятельности / О.С. Дамдын, Ю.С. Очур // Молодой ученый. - 2013. - №12. - С. 194-196.
14. Демин, А.В. Управление жилищно-коммунальным хозяйством муниципальных образований/ А.В. Демин. - М.: Издательство ассоциации строительных вузов, 2017. - 226 с.
15. Ершов, В.А. Государственное и муниципальное управление/ В.А. Ершов. - М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2017. - 256 с.
..34