АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 8
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1 Сущность социальной сферы муниципального образования 9
1.2 Особенности управления развитием социальной сферы муниципального
образования 15
1.3 Программно-целевой подход в управлении развитием территории 22
1.4 Методика анализа эффективности управления развитием социальной сферы
муниципального образования 27
АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В ЧЕЛЯБИНСКОМ ГОРОДСКОМ ОКРУГЕ
2.1 Управление развитием социальной сферы в Челябинском городском округе35
2.2 Оценка эффективности управления развитием социальной сферы 40
2.3Проблемы управления развитием социальной сферы муниципального образования 54
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
3.1 Рекомендации по совершенствованию управления социальным развитием
муниципального образования 61
3.2 Прогноз эффективности предложенных мероприятий 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 82
ПРИЛОЖЕНИЕ 87
Актуальность темы. В настоящее время в Российской Федерации продолжается реформирование социальной сферы, которое обусловлено реально существующими проблемами в данной области. Невозможность государства в полной мере обеспечивать своих граждан достойным уровнем социального обеспечения свидетельствует о низкой эффективности проводимых преобразований в данной сфере, в целом о неэффективности принимаемых решений по данному вопросу.
Объектом работы является социальная сфера муниципального образования.
Предметом является процесс управления развитием социальной сферой муниципального образования.
Целью работы является разработка рекомендаций по совершенствованию управления развитием социальной сферы Челябинского городского округа.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить сущность и проанализировать особенности управления развитием социальной сферы муниципального образования;
- проанализировать методики анализа эффективности управления развитием социальной сферы муниципального образования;
- дать оценку эффективности управления развитием социальной сферы; проанализировать проблемы управления развитием социальной сферы
муниципального образования;
- составить рекомендации по совершенствованию управления социальным развитием муниципального образования;
- представить прогноз эффективности предложенных мероприятий.
Результаты дипломного проекта, в частности разработанные рекомендации по совершенствованию управления развитием социальной сферы Челябинского городского округа могут быть использованы органами местного самоуправления.
В работе на основании проведенного исследования сделан ряд выводов и обобщений.
Изучена сущность социальной сферы муниципального образования; проанализированных особенности управления развитием социальной сферы муниципального образования, рассмотрен программно-целевой подход в управлении развитием территории, изучена методика анализа эффективности управления развитием социальной сферы муниципального образования.
Рассмотрено управление развитием социальной сферы в Челябинском городском округе, дана оценка эффективности управления развитием социальной сферы, проанализированы проблемы управления развитием социальной сферы муниципального образования.
Составлены рекомендации по совершенствованию управления социальным развитием муниципального образования, представлен прогноз эффективности предложенных мероприятий.
В настоящее время увеличение результативности государственных расходов на оказание услуг связывается с мерами по совершенствованию инструментов финансового обеспечения услуг.
Стимулирование организаций к обеспечению результативного использования бюджетных средств осуществляется преимущественно через процедуры формирования и доведения государственного задания (контрольных цифр). В этих условиях повышение результативности бюджетных расходов на оказание государственных услуг требует совершенствования механизма их финансового обеспечения, в том числе: введения права на сокращение бюджетных ассигнований по результатам выполнения государственного задания после завершения финансового года; формирования органами государственной власти, реализующими функции и полномочия учредителей, системы оперативного мониторинга выполнения государственных заданий; введения корректирующих коэффициентов к базовым нормативам возмещения затрат в зависимости от оценки качества государственных услуг.
Управление развитием социальной сферы в Челябинском городском округе выполняет Комитет социальной политики города Челябинска.
В настоящее время в городе реализуются следующие муниципальные программы по социальной поддержке населения:
- муниципальная программа «Социальная поддержка населения города Челябинска на 2015-2018 годы»;
- муниципальная программа «Организация социальной защиты, охрана прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в муниципальных образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, города Челябинска» на 2015-2018 годы»;
- муниципальная программа «Предоставление льгот и социальных гарантий отдельным категориям граждан на 2014-2018 годы»;
- муниципальная программа «Управление в сфере социальной защиты населения города Челябинска на 2014-2018 годы»;
- муниципальная программа «Обеспечение беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры и информации в городе Челябинске на 2014-2017 годы»;
- муниципальная программа «Развитие муниципальной службы в муниципальном образовании город Челябинск на 2013-2017 годы».
На основе предложенной в 1 главе методики был проведен анализ управления развитием социальной сферы в Челябинском городском округе.
В 2016 году из бюджетов разных уровней для отрасли «Социальная политика» для выполнения переданных государственных полномочий, предоставления социальных льгот и гарантий, развитие сферы муниципальных услуг в городе Челябинске было направлено 5 млрд. 804 млн. рублей, что на 6,8% больше, чем сумма финансовых средств, выделенных в 2015 году. В 2017 было направлено 5,8 млрд. рублей, что на 0,1% больше, чем сумма финансовых средств, выделенных в 2016 году.
Анализируя мероприятия по управлению социальным развитием в
Челябинском городском округе, были выявлены следующие проблемы:
1. Увеличение количества семей «группы риска», состоящих на профилактическом учете;
2. Низкий уровень социальной помощи детям из неблагополучных семей;
3. Действующая система оплаты труда воспитателя дошкольного образовательного учреждения не имеет мотивационной составляющей.
C целью снижения количества семей «группы риска», состоящих на профилактическом учете было предложено разработать план взаимодействия отдела опеки и попечительства с образовательными учреждениями по технологии раннего выявления неблагополучных семей.
Результат: снижение количества семей с детьми на ранних этапах семейного неблагополучия.
Для решения второй проблемы (низкий уровень социальной помощи детям из неблагополучных семей) было предложено разработать типовое положение о социальном контракте для неблагополучных семей.
После разработанного положения о типовом контракте ожидается следующая эффективность:
- увеличение количества семей с детьми, решивших существовавшие проблемы по итогам выполнения индивидуальной программы социального сопровождения;
- увеличение количества семей, переведенных с кризисного уровня семейного положения на базовый (профилактический) по итогам выполнения индивидуальной программы социального сопровождения.
Для решения третьей проблемы (действующая система оплаты труда воспитателя дошкольного образовательного учреждения не имеет мотивационной составляющей) предлагается разработать мероприятия для совершенствования стимулирования труда воспитателей в дошкольных учреждениях.
Выделенные направления совершенствования системы управления дошкольным образованием прямо или косвенно затрагивают проблему повышения качества дошкольного образования. В этой связи наиболее актуальным направлением совершенствования управления в сфере дошкольного образования является проработка меры по совершенствованию стимулирования труда воспитателей в дошкольных учреждениях. В настоящее время система мотивации педагогических работников дошкольных образовательных учреждений не учитывает качественных характеристики и ключевые ориентиры предоставления услуг в рамках дошкольного образования.
Совершенствование действующей модели мотивации труда воспитателей дошкольных учреждений Челябинской области предполагает включение в действующую модель мотивации труда ряда стимулирующих выплат (за личный вклад работника в достижение эффективности работы учреждения, за подготовку воспитанников, за личное участие в экспериментах, проектах, мероприятиях, конкурсах, мастер-классах). Введение повышающих коэффициентов к заработной плате воспитателя дошкольного образовательного учреждения в целом позволит добиться повышения его заработной платы в 2 и более раза.
Применение предлагаемых доплат позволит обеспечить объективно обоснованное повышение заработной платы воспитателя дошкольного образовательного учреждения и решить ряд кадровых проблем, таких как нехватка профессионального педагогического состава, привлечения и удержания молодых специалистов. Кроме того, усовершенствованная модель мотивации труда воспитателей дошкольных учреждений Челябинской области представляется более эффективной с позиции стимулирования работников дошкольных образовательных организаций к повышению качества воспитательнообразовательного
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Текст] от 31.07.1998 № 145- ФЗ (ред. от 13.07.2017) (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.09.2015) // Собрание законодательства Российской федерации. - 1998. - № 31. - Ст. 3823.
2. О некоммерческих организациях [Текст] : Федеральный закон РФ от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ (в ред. от 13 июля 2015 г. № 225-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 3. - Ст. 145; 2010. - № 19. - Ст. 2291.
3. Об утверждении порядка составления и утверждения плана финансово - хозяйственной деятельности государственных бюджетных учреждений, находящихся в ведении Министерства финансов российской Федерации [Электронный ресурс] : Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30 августа 2010 г. № 422 (в ред. от 17.11.2011 № 419) // СПС «Гарант», 2015.
4. Аракчеев, В.С. Право социального обеспечения России [Текст] / В.С. Аракчеев, Д.В. Агашев, Л.А. Гречук - Томск : Изд-во НТЛ, 2006. — 228 с.
5. Батыгин, К.С. Право социального обеспечения. Общая часть. [Текст] / К.С. Батыгин - М: Прогресс, 2008. - 284 с.
6. Белоножко, М.Л. Государственные и муниципальные финансы: учебник [Текст] / М.Л. Белоножко, А.Л. Скифская - СПб: ИЦ «Интермедия», 2014 - 208 с.
7. Беляев, А. Изменение правового статуса учреждений: деление на бюджетные и казенные [Текст] / А.Беляев // Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение. - 2010. - № 8, 9.
8. Боженко, С.В. Использование социальных ваучеров для предоставления социальных услуг: особенности, проблемы перспективы. [Текст] / С.В. Боженко, М.В. Ефанова // Проблемы экономики, финансов и управления производством. -
2011. - №30. - С. 182-187.
9. Бюджетная классификация и ее значение для организации учета исполнения смет расходов бюджетных учреждений. [Текст] / Под ред. А.А Чернюк. - М.. - 2011. - 429 с.
10. Бюджетная система Российской Федерации. [Текст] / Под ред. М.В. Романовского и О.В. Врублевской. М. - 2008. - 209 с.
11. Бюджетная система России: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям [Текст] / Под ред. проф. Г.Б. Поляка. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА. - 2012 - 703 с.
12. Гарнов, И.Ю. Реорганизация бюджетных учреждений [Текст] / И.Ю. Гарнов //Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях.- 2014.- № 18 (сентябрь).
13. Дмитриева, И.Е. Финансы: краткий курс лекций [Текст] / И.Е. Дмитриева, Н.А. Биндасова - Пятигорск: ПГЛУ, 2011. - 145 с.
14. Заболонкова, О. План финансово-хозяйственной деятельности
бюджетного учреждения социальной сферы [Текст] / О. Заболонкова // Бюджетные учреждения здравоохранения: бухгалтерский учет и
налогообложение. - 2014.- № 12 (декабрь).
15. Зайцева, Г.Г. Госзадание: уточняем правила работы [Текст] / Г.Г.Зайцева // Руководитель автономного учреждения.- 2013.- № 11 (ноябрь).
..51