ВВЕДЕНИЕ 6
1 ИСТОРИЯ УГОЛОВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НЕПРАВОМЕРНОЕ ЗАВЛАДЕНИЕ АВТОМОБИЛЕМ ИЛИ ИНЫМ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ
БЕЗ ЦЕЛИ ХИЩЕНИЯ В РОССИИ 9
2 УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ, ПРЕДУСМОТРЕННОГО СТ. 166 УК РФ
2.1 Понятие угона автомобиля или иного транспортного
средства 17
2.2 Разграничение угона с хищением 27
2.3 Объект и объективная сторона 34
2.4. Субъект и субъективная сторона 47
3 ОСОБЕННОСТИ КВАЛИФИКАЦИИ УГОНА
3.1 Квалифицирующие признаки угона автомобиля или иного
транспортного средства 61
3.2 Проблемы квалификации 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
В настоящее время собственность занимает особое место в системе обеспечения прав человека и гражданина, служит показателем
благополучия членов общества и регулятором социально-экономических отношений.1
Одним из объектов уголовно-правовой охраны является собственность. Термин «собственность» употребляется в самых разнообразных значениях. С одной стороны, это синоним, эквивалент понятий "имущество" или "вещи" (передача собственности, приобретение собственности), а с другой стороны - это либо сугубо экономическое отношение, либо право собственности как юридическая категория. Именно такая многозначность, по мнению известного цивилиста Е.А. Суханова, порождает ошибочные представления и стереотипы относительно понятия собственности.2 Это отражается и в уголовно-правовой науке, которая не имеет нормативно или однозначно понимаемого доктринального определения собственности, хотя сам термин «собственность» используется, как уже отмечалось, для обозначения объекта уголовно-правовой охраны в ч. 1 ст. 2 УК РФ, в наименовании гл. 21 УК РФ «Преступления против собственности», а также в иных фрагментах уголовного законодательства.
Преступления против собственности находят свое отражение в гл. 21 УК РФ, которая структурно входит в раздел VIII «Преступления против экономики». Вместе с тем их нормативного определения закон не содержит. Так, высказывается мнение, что отсутствует какая-либо необходимость в формулировке не только законодательного, но и научного определения преступления против собственности, поскольку содержание этого понятия вытекает из самого названия гл. 21 УК РФ. «Остается лишь, - пишет Г.Н. Борзенков, - определить собственность как родовой объект названной группы преступлений»3. К преступлениям против собственности относится неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (угон), ответственность за которое предусматривает статья 166 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Бесспорно, что завладение помимо и вопреки волеизъявлению собственника принадлежащим ему автомобилем или другим транспортным средством существенно нарушает его правомочия по владению, пользованию и распоряжению указанными видами имущества. Поэтому рассматриваемое преступление посягает, несомненно, на отношения собственности и совершенно обоснованно впервые отнесено законодателем к группе деяний, посягающих на эту экономическую категорию.
Тема настоящей дипломной работы интересна и актуальна на сегодняшний день. Исследование такого вопроса как неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством, рассмотренное через призму принципов неотвратимости уголовно-правового воздействия, вины, справедливости и гуманизма представляет собой особую ценность, поскольку использование транспортных средств, согласно Гражданскому кодексу4 является источником повышенной опасности для окружающих.
Таким образом, целью представленной дипломной работы является определение понятия угона автомобиля или иного транспортного средства, исследование проблем особенностей квалификации.
Данная цель определяется посредством решения следующих задач:
1. Рассмотреть историю уголовного законодательства об ответственности за неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения;
2. Определить понятие угона автомобиля или иного транспортного средства, изучить проблему разграничения с хищением;
3. Раскрыть объект и объективную сторону, субъект и субъективную стороны преступления;
...
На основании проведенного исследования, рассмотрев такой вид преступления, как неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, можно сделать следующие выводы. Итак, угон - это неправомерное временное завладение автомобилем или иным транспортным средством и поездку на нем без согласия собственника или иного владельца, без намерения присвоить его целиком или по частям. Неправомерность в данном случае означает отсутствие у виновного лица каких-либо прав на пользование, владение или распоряжение транспортным средством.
Подводя итог в представленной работе транспортное средство можно определить, как устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем. Под иными транспортными средствами понимаются механические транспортные средства, то есть транспортные средства, приводимые в движение двигателем с рабочим объемом более 50 кубических сантиметров и имеющие максимальную конструктивную скорость более 50 километров в час. Термин "автомобиль" означает механическое транспортное средство, используемое обычно для перевозки по дорогам людей или грузов или для буксировки по дорогам транспортных средств, используемых для перевозки людей или грузов.
От хищения данное преступление отличается временным характером пользования и отсутствием цели обращения его в свою собственность. Уголовную ответственность за угон могут нести лица, достигшие 14 лет, так же как и в хищении в форме кражи, грабежа и разбоя - лица 14-летнего возраста, в форме мошенничества - лица, достигшие 16 лет, присвоение или растрата предусматривает специальный субъект. Формой вины как в угоне, так и в хищении выступает прямой умысел, однако при угоне может иметь место и неосторожность, выражающаяся в отношении имущественных и физических последствий. Угон окончен с момента увода автомобиля любым способом, в том числе и без посредства двигателя (формальный состав), а хищение - с момента возникновения у виновного реальной возможности распорядиться украденным автомобилем по своему собственному усмотрению. Наиболее сложным в разграничении данных составов является субъективная сторона, так как квалификация ст.166 УК РФ основывается на субъективном умысле преступника, а точнее только на его собственных показаниях относительно цели завладения транспортным средством, которую не всегда удается установить и доказать.
Родовым объектом выступают общественные отношения в сфере экономики, видовым- отношения собственности, основным
непосредственным - общественные отношения, связанные с конкретной формой собственности на угнанное транспортное средство, дополнительным объектом угона, связанного с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия - общественные отношения, обеспечивающие неприкосновенность личности, ее здоровья, с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия - общественные отношения, обеспечивающие здоровье и безопасность жизни потерпевшего. Объективная сторона выражается в неправомерном завладении автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, совершенного, например, путем его буксировки, ручного толкания, эвакуации, т.е. не только посредством использования самого автомобиля. Если по каким-либо причинам транспортное средство не удалось угнать, например не удалось его завести, налицо покушение на это преступление. Не подлежат уголовной ответственности за угон собственник транспортного средства, иной законный владелец (лицо, которому вверено транспортное средство в силу состояния в трудовых отношениях с автотранспортной или иной организацией, а также гражданин, имеющий доверенность на право управления), супруг владельца. Мотивами угона могут также служить, например, стремление сэкономить на транспортных расходах, месть, озорство, любознательность, желание добраться до определенного места, доставить груз, с целью совершения других преступлений. скрыться с места совершения преступления и т.д.
...
1. Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12.12.1993 (в ред. от 21.07.2014) // Российская газета. - 1993. - 25 декабря. - № 237.
2. Конвенция о дорожном движении. Принята в Вене 08.11.1968// Ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР № 5938-VIII от 29.04.1974. (с изменениями на 28.09.2004).
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (в
ред. от 30.12.2015) // Российская газета. - 1996. - 18 (ст.ст. 1-96), 19
(ст.ст. 97-200), 20 (ст.ст. 201-265), 25 (ст.ст. 266-360) июня.
• № 113, 114, 115, 118.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ (в ред. от. 29.06.2015) // Российская газета. - 1996.
• 6,7,8 февраля. - №23, 24, 25.
5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от. 05.08.2000 № 117-ФЗ (в ред. от 15.03.2016) // Российская газета. - 2000. - 10 августа. - №151-152.
6. Федеральный Закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» от 25.04.2002 № 40-ФЗ (в ред. от 28.11.2015) // Российская газета. - 2002. - 7 мая. - №80.
7. Федеральный Закон «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ (в ред. от 15.01.2016) // Российская газета. - 2005.
• 26 декабря.
8. Федеральный Закон «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» от 08.12.2003 № 162-ФЗ // Российская газета. - 2003. - 16 декабря. - №252.
9. Федеральный Закон «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» от 07.03.2011 № 26-ФЗ
// Российская газета. - 2011. - 11 марта. - №12.
10. Федеральный Закон «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 07.12.2011 № 420-ФЗ // Российская газета. - 2011. - 09 декабря. - №278.
11. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 03.07.1965 «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР» // Ведомости Верховного Совета РСФСР от 08.07.1965 г., - № 27, - С. 670.
12. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 03.12.1982 «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР» // Ведомости Верховного Совета РСФСР от 1982, - № 49. - С. 1821.
13. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (ред. от
21.01.2016) "О Правилах дорожного движения" (вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения") // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации от 22.11.1993 г. - № 47. - С. 4531.
14. Постановление Правительства РФ от 29.06.1995 № 647 (ред. от
04.09.2012) "Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий"// Собрание законодательства Российской Федерации от 10.07.1995 г. - № 28. - С. 2681.
Раздел 2. Литература
15. Аветисян, Л.Р. К вопросу об объекте неправомерного завладения автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения /Л.Р. Аветисян// Вестник Челябинского государственного университета. - 2009. - №15. - С.4.
... всего 92 источников