🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

ЗЕМЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА И ЕЁ РЕАЛИЗАЦИЯ В СЕКТОРЕ АПК РОССИИ

Работа №195416

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы73
Год сдачи2016
Стоимость4500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
21
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Земельная политика в России
1.1 Теория и практика формирования земельной политики 5
1.2 Экономические методы реализации земельной политики в современной 16
России
1.3 Земельная политика в отношении земель сельскохозяйственного 19
назначения
2 Сравнительный анализ отечественной и зарубежной статистики агропромышленного комплекса России
2.1 Развитие отечественного сельского хозяйства согласно официальной 27 статистике Росстата
2.2 Зарубежная статистика российского сельского хозяйства на примере 38
исследования Euromonitor International
3 Формирование земельной политики местных органов власти в интересах АПК
3.1 Возможности и перспективы управления эффективным использованием 46
земельных ресурсов на местном уровне (на примере Администрации Аскизского района Республики Хакасия)
3.2 Развитие сельского хозяйства Республики Хакасия и Аскизского района 53
Заключение 66
Список использованных источников и литературы 69

Российская Федерация занимает большую часть Восточной Европы и Северную Азию. Площадь территории страны составляет 17098,2 тыс. км2 - это первое место в мире.
Проблема эффективного использования национального богатства страны была и остаётся актуальной во все времена. В официальной статистике стоимостное отражение находит лишь малая часть богатства, которым располагает Россия. «В оценке природных ресурсов, а следовательно, и в представлениях об их ценности возник опасный перекос. Здания, оборудование и другие, созданные руками человека фонды рассматриваются как капитал, приносящий доход, а их износ включается в производственные затраты... К активам, которые образованы природными ресурсами, отношение иное. Их проедание, даже если оно может привести в будущем к значительному спаду производства, ничем не компенсируется в текущем доходе страны» - отмечает Р. Репетто.
Ясно, что сама по себе проблема измерений не решит главной задачи - эффективного использования национального богатства. Для реализации природно-ресурсного потенциала и тех активов, которые находятся в государственной или частной собственности нужен системный подход, и главное место здесь занимает вопрос о земле. Земельные отношения являются основой сельскохозяйственного производства, лесного хозяйства, строительства и др., активно влияют на развитие производительных сил, рационального землепользования и землевладения, развития сельских территорий.
Земельные отношения и земельная политика в России за свою историю претерпели несколько фундаментальных трансформаций. В результате последней из них, «рыночной», 11,9 млн. человек сельского населения стали владельцами земельных долей, появился слой крестьянских (фермерских) хозяйств, в пользовании которых оказалось около 18 млн га земельных угодий. Однако, несмотря на действие современного Земельного кодекса РФ, Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и многих других нормативных документов, система земельного законодательства не выстроена, остаются и проблемы эффективного использования сельскохозяйственных земель, выбытия их из сельскохозяйственного оборота, нерационального использования.
Тем временем нашей стране под действием ряда внешнеэкономических факторов выпал уникальный шанс на качественный скачок в развитии отечественного производства. В частности, отрасль сельского хозяйства впервые за долгое время попала в круг первостепенных интересов государства в контексте политики форсированного импортозамещения, вернулось осознание важности её роли в экономике.
Курс на наращивание отечественного производства продовольствия задал Президент в Послании Федеральному собранию 2015 года: «Считаю, что нужно поставить задачу национального уровня и к 2020 году полностью обеспечить внутренний рынок отечественным продовольствием. Мы не только можем сами себя накормить с учётом своих земельных, водных, что особенно важно, ресурсов. Россия способна стать крупнейшим мировым поставщиком здоровых, экологически чистых, качественных продуктов питания, которые давно уже пропали у некоторых западных производителей, тем более что спрос на глобальном рынке на такую продукцию устойчиво растёт».
Новые обстоятельства и поставленные задачи требуют переоценки роли и сущности земельных отношений, необходимо выдвинуть их на первый план как основу эффективного сельскохозяйственного производства и землепользования, как важный фактор сохранения сельских территорий, как составляющую национальной безопасности, наконец. Недавно Президент России подписал закон о бесплатной выдаче земли россиянам на Дальнем Востоке. Согласно документу, любой гражданин России может безвозмездно получить 1 га земли, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Предмет исследования - использование земель сельскохозяйственного назначения.
Объект исследования - земельная политика.
Целью данной работы является исследование земельной политики РФ и местной власти (на примере Аскизского района Республики Хакасия) в контексте развития АПК.
Для достижения данной цели решались следующие задачи:
• раскрыть понятие земельной политики, цели, методы и направления её воздействия;
• выявить проблемы использования земель сельскохозяйственного назначения в РФ и современные методы государственного регулирования такого использования;
• оценить изменения в результатах отечественного сельскохозяйственного производства, вызванные сменой режима доступа и системы прав собственности на землю;
• проанализировать состояние и динамику отрасли сельского хозяйства РФ на основе федеральной (Росстат), зарубежной (Euromonitor International) и местной статистики, выяснить причины, сдерживающие её развитие;
• на примере Администрации Аскизского района Республики Хакасия выявить реальные возможности местных органов власти по обеспечению эффективного использования земельных ресурсов.
Статистической базой исследования послужили данные Росстата и анализ отрасли сельского хозяйства (ISIC 01) в России британской исследовательской компании Euromonitor International, а также отчёты по основной деятельности совхозов Аскизского района Республики Хакасия дореформенного периода 1987 - 1989 гг.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Первичным компонентом национального богатства страны является земля, в которой могут находиться разные природные богатства: нефть и газ, железная руда и другие полезные ископаемые. Земля - основополагающий фактор сельскохозяйственного производства, без которого, в свою очередь, не может прожить человечество. Несмотря на это в России многие годы отмечается перекос в структуре экономической политики: много внимания и соответствующее финансирование направлялось в нефтегазовый, оборонный и банковский сектор в ущерб всем прочим и в т.ч. аграрному сектору.
Внешнеполитические факторы (санкции, контрсанкции и девальвация), вызвавшие необходимость экстренно замещать импорт продовольствия и поднявшие вопрос продовольственной безопасности, привлекли внимание государства и крупных игроков рынка к проблемам отечественного сельского хозяйства и его развитию. На высшем уровне поставлена задача наращивания экспорта продуктов питания. Однако на данном этапе для продуктивного движения обозначенным курсом у России нет серьёзных предпосылок.
Вопреки оптимистичным заявлениям руководителей страны отечественное сельскохозяйственное производство находится в затяжном инвестиционном кризисе. По большинству продуктов сельского хозяйства до сих пор не удалось выйти на уровень объемов производства 1990 года. Превысило дореформенную планку только производство подсолнечника, сахарной свёклы (на фоне 90% импорта семенного материала), овощей и мяса птицы. Наибольшее отставание показали производство шерсти, мяса КРС, овец и коз, молока и мёда.
В ходе исследования обеспеченности внутреннего рынка собственным продовольствием, было выяснено, что внутреннего производства полностью достаточно для удовлетворения потребностей страны в зерне и картофеле, также близкий показатель по яйцам. По остальным продуктам, очевидно, присутствует импортное предложение. Наибольший недостаток отечественного производства наблюдается по фруктам и ягодам. Но нужно отметить, что в последние 4 года по всем продуктам, кроме молока и яиц есть положительная динамика.
Причины плачевного положения сельскохозяйственного производства многочисленны и обусловлены в целом недофинансированием: как известно, за период реформ объемы государственных средств, направленные сельскому хозяйству, сократились более чем в 10 раз. Основные проблемы отрасли: тяжелое финансовое состояние хозяйств, физический и моральный износ основных фондов, ухудшение социально-экономической ситуации на селе; нехватка трудовых ресурсов, в т.ч. квалифицированных кадров; диспаритет цен, административные барьеры получения господдержки. Но всё же главной проблемой, без решения которой невозможно возрождение сельскохозяйственного производства, является проблема земель сельскохозяйственного назначения.
Земельные отношения и механизм их регулирования в России претерпели несколько глобальных трансформаций. На особенностях их развития сказались и преимущественно общинный характер землевладения в царской России, и всеобщая отмена частной собственности в СССР, развитие административных методов регулирования, и переход к рыночным основам построения экономики в современном обществе. Поэтому основной задачей аграрной реформы в России, проводимой с 1991 года, являлась приватизация земли и реорганизация совхозов и колхозов с целью формирования эффективного сельскохозяйственного производства. Базу для создания нового способа хозяйствования составили частная собственность на землю и личные предпринимательские способности производителей сельскохозяйственной продукции.
По состоянию на 1 января 2015 года в собственности граждан и юридических лиц находилось 132,6 млн. га, что составило 7,8% земельного фонда страны. Большую часть земель, находящихся в частной собственности, составляют земельные доли граждан (включая право в общей совместной собственности) - 67,3% (89,3 млн. га). Частная собственность повлекла за собой формирование рынка земли. Его современными особенностями являются: сильная привязка объектов к населенным пунктам; использование земли как финансового, а не реального экономического актива; слабое развитие рынка сельскохозяйственных земель и, как следствие, относительно низкая стоимость земель этой категории; большое количество земли, не поставленной на кадастровый учет; недоразвитая инфраструктура земельного рынка.
Важно отметить, что новая для России система земельных отношений имеет многосубъектный характер. В обязательном порядке помимо собственников и землепользователей в земельных отношениях сегодня участвуют государственные и муниципальные органы власти, общественные организации и профессиональные общества. Абсолютный характер частной земельной собственности в интересах общества ограничивается различными административными регламентами и нормами.
Муниципальные органы власти являются первыми и основными «катализаторами» эффективной земельной политики. Во-первых, власти субъектов Российской Федерации имеют реальные возможности по созданию законодательной базы использования земли, включающей как способы и правила предоставления земельных участков, так и методы по наращиванию инвестиционной привлекательности и в целом инвестиционного потенциала земли. Во-вторых, органам МСУ сегодня передано право реализации собственной земельной политики через регулирование налогообложения, арендной платы и возможность изъятия земли у неэффективных собственников. Наконец, местные и региональные власти имеют организационные рычаги по созданию системы эффективного взаимодействия органов власти, инвесторов и сельскохозяйственных производителей.
Возрастает актуальность проблемы справедливости кадастровой оценки земли. В условиях устойчивого сокращения налоговой базы местного бюджета основным стабильным источником его пополнения местного происхождения выступает муниципальная собственность, в состав которой включены и муниципальные земли. На результатах кадастровой оценки земельных участков основывается начисление земельного налога и арендной платы. В консолидированном бюджете Российской Федерации за 2012 год доля земельного налога составляла лишь 2,4%, тогда как в среднем по миру до 40% доходов в местные бюджеты поступает за счет земельных платежей.
Совокупность сложившихся внешнеэкономических факторов, называемая «уникальным шансом на качественный скачок» отечественного производства, в аграрном секторе не сопровождалась мощным ростом инвестиций. В результате во многих случаях под видом импортозамещения продовольствия можно наблюдать лишь вынужденную замену проверенных поставщиков, рост посреднических структур и контрабанды, последствиями чего являются обеднение рынка и рост внутренних цен на продовольственные товары. Такое положение дел выглядит вполне закономерным, если учесть фактическое состояние отрасли сельского хозяйства страны. Действительное импотрозамещение возможно лишь после преодоления системного кризиса и технологического обновления отрасли. При условии внедрения новых технологий, учёта спецификации регионов и соблюдения принципа устойчивого развития в отношении природных ресурсов сельское хозяйство в нашей стране имеет шанс возродиться и стать перспективным направлением развития экономики.
...


1. Земельный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 30.12.2015; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2016.
2. О муниципальной службе в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ (ред. от 30.03.2015) // КонсультантПлюс : справ. правовая система.- Электрон. дан. - М., 2016.
3. Об обороте земель сельскохозяйственного назначения [Электронный ресурс]: федер. закон от 24.07.2002 № 101-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // КонсультантПлюс : справ. правовая система.- Электрон. дан. - М., 2016.
4. О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей
ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 23.04.2012 № 369 //
КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2016.
5. Об особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения в Республике Хакасия [Электронный ресурс]: закон Респ. Хакасия от 10.11.2007 №71 // КонсультантПлюс : справ. правовая система.- Электрон. дан. - М., 2016.
6. Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Республики Хакасия [Электронный ресурс]: постановление Правительства Респ. Хакасия от 23.01.08 № 05 (ред. от 07.10.14) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Электрон. дан. - М., 2016.
7. О бюджете муниципального образования Аскизский район Республики Хакасия на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 гг. [Электронный ресурс]: решение Совета депутатов Аскиз. р-на от 26 дек. 2014 г. № 161-рс // КонсультантПлюс : справ. правовая система.- Электрон. дан. - М., 2016.
8. Бабун Р. В. Организация местного самоуправления: учебное пособие / Р.В. Бабун. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Кнорус, 2013. - 280 с.
9. Будет что есть: интервью с министром сел. хоз-ва А. Ткачевым // Рос. газ. - 2015. - № 6795. - С. 32 - 37.
10. Государственный (нац.) доклад о состоянии и использовании земель в РФ в
2014 году / Росреестр. - М., 2015. - Электрон. версия печат. публ. - URL: https://rosreestr.ru/site/activity/sostoyanie-zemel-rossii/gosudarstvennyy-natsionalnyy-doklad-o- sostoyanii-i-ispolzovanii-zemel-v-rossiyskoy-federatsii/ (дата обращения: 22.03.2016).
11. Иванов Н. И. Особенности перераспределения земель сельскохозяйственного назначения в центральном федеральном округе // Изв. Тул. гос. ун-та. Экон. и юрид. науки. - 2015. - Вып. 1-1. - С. 93 - 100.
12. Ионов А. Ч. Совершенствование земельных отношений как неотъемлемый процесс развития АПК / А. Ч. Ионов, И. И. Рязанцев, Н. В. Еременко, Е. В. Абонеева // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 10-3. - С. 585-588.
13. Колесников А. В. Финансовая поддержка и государственное регулирование сельского хозяйства в ведущих странах Евросоюза и США / А. В. Колесников, Н. А. Стеблева, Н.В. Шишкина // Вестн. Воронеж. гос. аграр. ун-та. Экономика. - 2014. - № 1-2. - С. 294-302.
14. Комов Н. Роль земельного фактора в повышении эффективности аграрного сектора / Н. Комов, С. Шарипов // АПК: экономика, управление. - 2010. - № 8. - С. 8-14.
15. Копыткина Е. С. Эффективная земельная политика как основа обеспечения продовольственной безопасности // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2009. - №14. - С. 68-74.
... всего 46 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ