🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

Уголовно-правовая и криминологическая характеристика хищений автотранспорта и меры по их предупреждению

Работа №195355

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы94
Год сдачи2018
Стоимость4940 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
29
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 6
1 УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХИЩЕНИЙ АВТОТРАНСПОРТА
1.1 Хищение автотранспортных средств: исторический аспект 9
1.2 Объективные и субъективные признаки хищений автотранспорта 20
1.3 Отграничение хищения автотранспорта от смежных составов 35
1.4 Зарубежный опыт хищения автотранспорта 51
2 КРИМИНОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ХИЩЕНИЙ АВТОТРАНСПОРТА И ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА
2.1. Общая криминологическая характеристика и факторы,
способствующие совершению хищений автотранспортных средств 61
2.2 Криминологическая характеристика лиц, совершающих хищения
автотранспортных средств 67
2.3 Предупреждение хищений автотранспортных средств 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 94


Хищения автомобилей, прежде всего легковых, во многих городах и регионах России сохраняют устойчивую тенденцию к росту, характеризуясь при этом очень низкими процентами раскрываемости.
К концу прошлого столетия хищения автотранспортных средств стали целью деятельности организованной преступности, получив наименование «черный автобизнес». Преступные группировки, специализирующиеся на хищении автомашин с целью их дальнейшего сбыта, совершают такие преступления не только в отдельных регионах, но и выходят за рамки государства, представляя серьезную проблему как для российских, так и для иностранных правоохранительных органов. В силу этого в 2009 г. в России принят Федеральный закон «О ратификации Соглашения о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с хищениями автотранспортных средств и обеспечении их возврата»1.
Для преступных групп, специализирующихся на хищениях автотранспортных средств, характерна высокая конспирация, четкая система межрегиональных и межгосударственных связей, отличная техническая оснащенность, мобильность. Совершая многие однотипные преступления, они продолжительное время остаются неразоблаченными.
Вопросы борьбы с хищением автомобилей приобретают значительную актуальность, что требует принятия срочных правовых, организационных и технических мер обеспечения высоко эффективной борьбы с указанными посягательствами, особенно если в их совершении участвуют организованные преступные группы.
В борьбе с хищениями и угоном транспортных средств без цели хищения важнейшая роль принадлежит правоохранительным органам, прежде всего службе уголовного розыска и органам предварительного расследования. Несмотря на принимаемые меры, пока не произошло положительных изменений в виде повышения эффективности работы соответствующих органов по предупреждению, пресечению, раскрытию и особенно расследованию таких преступлений.
Актуальность темы работы состоит в том, что противодействие хищений автотранспорта напрямую связано с качеством и точностью уголовно - правовых запретов, которые могут применяться при незаконном завладении транспортом, а так же изучением криминологических аспект данного вида преступности.
Целью настоящей работы является исследование уголовно-правовой и криминологической характеристики хищений автотранспорта и мер по их предупреждению.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
- проанализировать хищение автотранспортных средств: исторический аспект;
- исследовать объективные и субъективные признаки хищений автотранспорта;
- раскрыть отграничение хищения автотранспорта от смежных составов;
- рассмотреть зарубежный опыт хищения автотранспорта;
- проанализировать общую криминологическую характеристику и факторы, способствующие совершению хищений автотранспортных средств;
- раскрыть криминологическую характеристику лиц, совершающих хищения автотранспортных средств;
- охарактеризовать меры по предупреждению хищений автотранспортных средств.
Предметом исследования выпускной квалификационной работы являются нормы действующего законодательства, регулирующие уголовную ответственности за посягательства на автотранспорт.
Объект исследования составляют общественные отношения, возникающие в сфере уголовно-правовой ответственности за хищения автотранспорта, количественные и качественные показатели хищений автотранспорта и вопросы личности их совершающих, а так же отношения в области предупреждения данного вида преступности.
Методологическую основу исследования составили общенаучный диалектический метод познания, а также общие, специальные и частные методы исследования, среди которых формально-юридический, исторический, сравнительно-правовой, системный, правового
моделирования, анализ и синтез.
Нормативной базой исследования выступила Конституция Российской Федерации. В работе использованы относимые к теме исследования федеральное законодательство и подзаконные акты.
Теоретической основой исследования являются труды российских ученых по уголовному праву и криминологии - Р.Э. Адамяна, В.А. Жаворонкова, Р.П. Сапунова и некоторых других ученых. В работе использованы разъяснения Верховного суда РФ по вопросам, связанным с объектом исследования.
Эмпирической базой выступили судебные решения по вопросам хищений автотранспорта и смежным с ними составам преступлений.
Обусловленная целью и задачами исследования, работа состоит из введения, двух глав, разделенных на 7 параграфов, заключения и библиографического списка.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Автотранспорт как средство для передвижения и перевозки грузов в России получил широкое распространение только с развитием отечественного автомобилестроения в 60-е годы XX века. Автомобиль стал доступным для широких масс населения. В связи с этим увеличились и различные преступные посягательства на автотранспорт. Поэтому законодатель закрепил в отечественном законодательстве в середине 60-х годов ответственность за угон транспортных средств без цели хищения, а в постсоветском законодательстве в середине 90-х годов за неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения.
Хищение автотранспортного средства - это совершенное с корыстной целью, безвозмездное, противоправное изъятие и (или) обращение (при присвоении) виновным чужого автотранспортного средства в свою пользу или в пользу других лиц, которое причинило ущерб собственнику или иному законному владельцу данного автотранспортного средства.
Основными признаками направленности умысла виновного на хищение транспортного средства являются:
- продолжительность пользования автотранспортным средством;
- неоднократное использование, хотя бы и в течение короткого времени, автотранспортного средства;
- передача автомобиля или иного транспортного средства в пользование другим лицам;
- изменение внешнего вида автомобиля или иного транспортного средства;
- подделка или уничтожение идентификационного номера транспортного средства;
- неправомерное изъятие автомобиля или иного транспортного средства из хранилища, что повышает общественную опасность данного преступления и нередко свидетельствует о наличии цели хищения;
- совершение неправомерного завладения группой лиц нередко свидетельствует о наличии у виновных цели хищения;
- принятие мер к сокрытию транспортного средства (например, в арендованном гараже, на стоянке, предприятии);
- наличие фиктивных документов на право владения транспортным средством, измененных идентификационных номеров на кузове, двигателе;
- разукомплектование и переоборудование транспортного средства;
- продажа транспортного средства или его частей, а также использование последних для ремонта аналогичного транспорта.
Основными признаками, не свойственными угону, в отличие от хищения, являются: наличие корыстной цели; изъятие и (или) обращение предмета преступления в пользу виновного или других лиц. В частности, сам законодатель в диспозиции ст. 166 УК РФ отмечает, что угоном считается неправомерное завладение автомобилем без цели хищения.
В связи с изложенным целесообразно предложить Пленуму Верховного Суда РФ принять постановление по вопросам разграничения хищений автотранспортных средств и неправомерных завладений автомобилями или иными транспортными средствами без цели хищения, где привести перечень объективных данных, которые должны учитываться судом при квалификации указанных общественно опасных деяний, а именно: продолжительность пользования автотранспортным средством; передача виновным автотранспортного средства в пользование иным лицам; неоднократность использования автомобиля или иного транспортного средства даже в течение короткого промежутка времени; изменение внешнего вида автомобиля; время формирования умысла у виновного на неправомерное завладение автотранспортными средствами и др. Реализация указанных предложений позволит улучшить деятельность служб и подразделений органов внутренних дел в борьбе с преступными посягательствами на автотранспорт, создаст дополнительные предпосылки для успешного проведения оперативно - розыскных и иных мероприятий по предупреждению, раскрытию, а также и расследованию угонов и хищений автотранспортных средств.
Изучив криминологическую характеристику лиц, совершающих хищения транспортных средств, можно создать «портрет» личности преступника. Как правило, это лица мужского пола в возрасте от 14-25 лет, чаще всего не имеющие высшего профессионального образования, не состоящие в браке, не имеющие постоянного источника дохода, обладающие ярко выраженной антиобщественной ориентацией и характеризующиеся активной установкой на неправомерное обогащение путем хищений транспортных средств. Сведения о типичных группах правонарушителей, совершающих преступные посягательства на транспортные средства, позволяют сконцентрировать внимание органов внутренних дел на проведении профилактической работы среди этих категорий лиц, в их среде, а также выработать меры по предупреждению хищений транспортных средств.
В качестве основной причины неэффективной деятельности следственных и иных служб органов внутренних дел в части раскрытия хищений и угона без цели хищения транспортных средств и расследования уголовных дел по ним выступают недостатки их организационного обеспечения, особенно на первоначальном этапе. К таковым можно отнести:
а) несвоевременное реагирование на заявления и сообщения о
правонарушениях и преступлениях на дорогах и на автотранспорте;
б) недостаточное взаимодействие дознавателя или следователя с сотрудниками других подразделений органов внутренних дел, прежде всего с работниками ГИБДД;
в) запаздывание с проведением неотложных следственных действий либо вообще их непроведение;
г) невысокая эффективность расследования по причине неприменения
при производстве следственных действий технических средств,
криминалистических тактики, методов, приемов и операций;
д) недостаточное использование специальных познаний экспертов и возможностей справочных, оперативно-розыскных и криминалистических учетов.
Мерами, снижающими заинтересованность преступника, выступают:
- обязательное оборудование транспортных средств противоугонными устройствами, а также нанесение при производстве транспорта видимой и скрытой маркировки основных узлов и агрегатов, например, по аналогии с защитной маркировкой мобильных телефонов, обеспечивающей автоматическую передачу IMEI-кода оператору связи при включении телефона;
- увеличение осознаваемой угрозы разоблачения через различные формы наблюдения (патрулирование со стороны сотрудников полиции или неформальное наблюдение со стороны частных лиц, а также надлежащее освещение в ночное время суток мест парковки транспорта и видеонаблюдение на них).
Самым распространенным способом защиты автомашин от краж является использование различных противоугонных механических и электронных средств и устройств. Их выбор весьма широк и доступен.
Достаточно эффективными являются радиоуправляемые реле блокировки двигателя и модуль GPS нового поколения (SiRF), позволяющий связываться со спутниками и работающий от отраженного сигнала, устанавливаемый в машине довольно глубоко, что осложняет его поиск. Также эффективным является использование «закладок» - сотовых устройств с SIM-картой и с автономным питанием, которые не защищают машину от угона, но помогают ее найти, по сути являясь радиомаяком, который можно спрятать куда угодно.



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
3. Федеральный закон «О ратификации Соглашения о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с хищениями автотранспортных средств и обеспечении их возврата» от 03.06.2009 № 113-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 23. - Ст. 2768.
Раздел 2 Литература
1. Аветисян, Л.Р. Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения: уголовно-правовые и криминологические аспекты: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. / Л. Р. Аветисян - Тамбов, 2009. - 47 с.
2. Адамян, Р.Э. Особенности предупреждения тайного хищения автотранспорта в мегаполисе / Р. Э. Адамян // Российский следователь. - 2016. - № 16. - С. 6-14.
3. Белик, Ю.С. Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения: проблемы предмета, квалификации и профилактики: дис. ... канд. юрид. наук. / Ю.С. Белик - Екатеринбург, 2004. - 263 с.
4. Богданов, А.В. Актуальные вопросы противодействия кражам и угонам автомототранспортных средств оперативными подразделениями ОВД /
A. В. Богданов, Е.Н. Хазов // Вестник Московского университета МВД России. - 2016. - № 1. - С. 37-40.
5. Бойцов, А.И. Преступления против собственности / А. И. Бойцов - СПб.: Пресс, 2002. - 954 с.
6. Бохан, А.П. О понятии «автомобиль» в статьях особенной части уголовного кодекса Российской Федерации / А.П. Бохан, В.Д. Иванов // Юристъ - Правоведъ. - 2013. - № 6 (61). - С. 83-85.
7. Буз, С.И. Особенности становления и развития института кражи: к истории вопроса (911-1903 гг.) / С.И. Буз // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. - 2014. - № 3-4 (6364). - С. 83-89.
8. В России по каналам Интерпола разыскиваются более 2,3 млн машин [Электронный ресурс]. - http://www.interpol.int/default.asp
9. Владимирский-Буданов, М. Обзор истории русского права / М. Владимирский-Буданов - Ростов н/Дону: Закон, 1995. - 623 с.
10. Гаухман, Л.Д. Ответственность за преступления против собственности. / Л.Д., Гаухман, С.В. Максимов - М.: Юрист, 2002. - 415 с.
11. Гельфанд, И.А. Предупреждение преступлений - основа борьбы за искоренение преступности / И.А. Гельфанд, П.П. Михайленко. - М.: Юрид. лит., 1964. - 478 с.
12. Горбунов, А.Н. Проблемы предупреждения и раскрытия краж и угонов автотранспортных средств и пути их решения / А.Н. Горбунов, К.Ю. Калюжный // Общество и право. - 2014. - № 1 (47). - С. 164-175.
..81


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ