АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 7
1 НАЗНАЧЕНИЕ И ОПИСАНИЕ МОСТОВОГО КРАНА 10
1.1 Технические характеристики выбранного механизма 16
1.2 Технические характеристики системы, фактические данные
электрооборудования 17
2 ВЫБОР И РАСЧЕТ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ 18
2.1 Обзор электроприводов механизма передвижения тележки мостового крана 18
2.1.1 Электропривод постоянного тока 19
2.1.3 Асинхронные двигатели переменного тока 20
3 ОБОСНОВАНИЕ ВЫБОРА РОДА ТОКА И ТИПА ЭЛЕКТРОПРИВОДА
3.1 Расчет моментов статических сопротивлений и предварительный расчет
двигателя 22
3.2 Предварительный выбор электродвигателя 27
3.3 Определение передаточного числа и предварительный выбор редуктора. 29
3.4 Приведение статических моментов к валу двигателя 30
3.5 Приведение моментов инерции к валу двигателя 32
3.6 Предварительная проверка двигателя по нагреву и производительности 34
3.7 Расчёт естественных и искусственных механических характеристик
электродвигателя 37
4 ВЫБОР ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯ 45
5 ИССЛЕДОВАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК СИСТЕМЫ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ
- ДВИГАТЕЛЬ 50
5.1 Построение переходных процессов 50
5.2 Расчет энергетических показателей электропривода 54
5.3 Проверка электропривода по нагреву и перегрузочной способности 56
6 АВТОМАТИЗАЦИЯ МЕХАНИЗМА 59
6.1 Выбор программируемого логического контроллера 59
6.2 Выбор элементной базы автоматизации и преобразователей технологической
6.3 Разработка функциональной схемы автоматизации 64
6.4 Разработка программного обеспечения системы автоматизации 66
7 РАЗРАБОТКА ПРИНЦИПИАЛЬНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ СХЕМЫ 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 72
Развитие краностроительной отрасли соответствует растущим требованиям обслуживаемых отраслей производства и народного хозяйства. Главная задача на текущий момент - увеличение максимальной грузоподъёмности и других сопутствующих параметров - длины пролётов, вылета стрелы, высоты подъёма груза, но при этом не утратив, а возможно, даже и улучшив манёвренность передвижных кранов, позволив тем самым расширить число сфер применения подъемных кранов. Также важным условием является рост их производительности, в связи с чем разрабатываются алгоритмы маневренности технических движений, применяются автоматические грузозахватные устройства и развивается автоматизация систем управления краном. Достаточно актуальной остается одна проблема - повышение точности технологических операций. Для решения данной задачи необходимо разработать устройство гашения колебаний и увеличить диапазон регулирования скорости. Также представляется возможным решение задачи снижения нагрузок при движении и уменьшения подвесной массы подъёмных кранов.
В механизмах крановых электроприводов, как правило, используют электродвигатели (основным для таких механизмов является асинхронный двигатель), ДВС (в большинстве своём - дизельные), гидравлические и пневматические двигатели. Электродвигатели постоянного тока находят своё применение при необходимости в больших пределах плавного регулирования скорости механизма. Если к кранам предъявляется требование к автономности, т.е. они должны работаться вне зависимости от наличия электрической сети (плавучие, железнодорожные, автомобильные, гусеничные), то допускается применение двигателей внутреннего сгорания. При работе в условиях крайнего севера к ряду механизмов применяется комбинированный дизельноэлектрический или дизельно-гидравлический привод.
Гидропривод компактнее и дает возможность в широких пределах бесступенчато регулировать скорость, н при этом имеет низкий КПД.В небольших подъемных кранах, которые работают во взрывоопасных помещениях, используется пневматический привод с поршневыми двигателями и цилиндрами. Ручной привод обычно используется для редкого перемещения грузов на малые расстояния так, как и скорость и мощность ограничена.
Управляет механизмами крана крановщик, который находится либо в кабине, которая располагается на поворотной башне, грузовой телеге или мосту крана, либо, если кран тихоходный или редко используется, находясь на полу (с помощью кнопочного аппарата). Дистанционное управление возможно как и с помощью проводных джойстиков, так и по радиопультам. При цикличной работе возможно управление с помощью программируемого логического контроллера, при этом же крановщик может за этим наблюдать и управлять с помощью радио- или видеосистемами связи.
Торможение и остановка механизмов осуществляется механически, с помощью автоматических тормозов или тормозов управляемых крановщиком. При использовании электроприводов используется электрическое торможения (динамического, реверсивного или противовключением).
Электрический привод - это электромеханическое устройство, которое приводит в движение рабочий орган той или иной машины и управляет её технологическим процессом. Он состоит из трех частей:
- электродвигателя - данное устройство осуществляет электромеханическое преобразование электрической энергии;
- механической части - передача механической энергии рабочему органу механизма;
- системы управления - обеспечивает необходимое управление технологическим процессом по заданным критериям.
Точность и производительность выполнения различных технологических операций, способность переносить динамические нагрузки, приложенные кмеханическому оборудованию, все это определяется характеристиками двигателя и возможностями системы управления.
В связи с этим, электрические и механические элементы электропривода принято объединять в единую систему, структурные части которой находятся в полном взаимодействии.
Нововведения, отличающие современную технологичную продукцию: установка частотных преобразователей для плавного пуска электропривода механизма передвижения тележки мостового крана и самого крана; безопасные троллеи; дублирующее радиоуправление (пультового или джойстикового типа).
Использование импортных комплектующих в сочетании с
высококачественной сталью основных конструкций позволяет предприятиям производить современные надежные краны, которые ориентированы на новые условия работы в промышленности, когда предприятиям необходимо сокращать производственные издержки и повышать конкурентоспособность своей продукции для успешной работы, в то время как управление и обслуживание кранов становится намного удобнее и экономичнее. Потребляемая
электрическая мощность сокращается в 2 - 3 раза, что актуально при
интенсивном использовании. Особое внимание уделяется вопросам качества, надежности и безопасной эксплуатации.
В данном дипломном проекте представлено проектирование системы электропривода механизма передвижения тележки мостового крана. В процессе проектирования была изложена актуальность данной разработки, были учтены основные положения при проектировании систем электроприводов с соблюдением требований, данных в техническом задании. В ходе проектирования был произведён расчёт мощности электропривода. Выбран двигатель АМТК132М6. Для того, чтобы управлять системой был выбран частотный преобразователь Unidrive SP. Выбор на данный преобразователь пал вследствие его относительной не дороговизной, надёжными показателями, небольшими габаритами и простотой в обслуживании. Для выбранного оборудования была составлена принципиальная и функциональная схемы автоматизации заданного технологического процесса. Основой автоматизации является программируемый контроллер Direct LOGIC DL06. Была выбрана элементная база и составлены логические уравнения для автоматической работы механизма управления мостовым краном. С использованием программного пакета Matlab были построены механические и электромеханические характеристики.
1 Ключев В.И. Теория электропривода: Учебник для вузов. - М.:
Энергоатомиздат, 1985. - 560 с., ил.
2 Ковчин С.А., Сабинин Ю.А. Теория электропривода: Учебник для вузов. - СПб.: Энергоатомиздат. Санкт-Петербургское отделение, 1994 - 496 с., ил.
3 Москаленко В.В. Автоматизированный электропривод: Учебник для вузов.
- М.: Энергоатомиздат, 1986. - 416 с., ил.
4 Вешеневский С.Н. Характеристики двигателей в электроприводе. - М.: Энергия, 1977. - 432 с., ил.
5 Драчев Г.И. Теория электропривода: Учебное пособие к курсовому проектированию. - Челябинск: Изд. ЮУрГУ, 1998. - 160 с.
6 Справочник по электрическим машинам. Под ред И.П. Копылова и В.В. Клокова - М.: Энергоатомиздат, 1988. Т1. - 456 с., ил.
7 Яуре А.Г. , Певзнер Е.М. Крановый электропривод: справочник. - М.: Энергоатомиздат, 1988. - 344 с., ил.
8 Стандарт предприятия: курсовые и дипломные проекты. Общие требования к оформлению. СТП ЧГТУ 04-96. - Челябинск: ЧГТУ, 2001. - 40 с.
9 Средства автоматизации и управления: учебное пособие / А.М. Борисов, А.С. Нестеров. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2007. - 207 с
10 Автоматизация технологических процессов и установок: учебное пособие / А.М. Борисов, А.С. Нестеров, А.Н. Горожанкин. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2013. - 160 с.
11 Программируемые устройства автоматизации: учебное пособие /А.М. Борисов, А.С. Нестеров, Н.А. Логинова. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2010. - 186 с.
12 Моделирование систем электроприводов в Simulink Matlab учебное пособие / В.Б. Терёхин, Национальный исследовательский Томский политехнический университет. - Томс: Изд-во Томского политехнического университета, 2010. - 292 с.
13 Контроллеры DirectLOGIC Основы программирования -
https: //www.plcsystems .ru/catalog/DirectLOGIC_2/doc
14 Электронный справочник технических данных Mean Well -
https://www.meanwell-web.com/en/product-info/ac-dc-power-supply/open-frame/gt- 151 -w/pid-250/product/PID-250B
15 Сайт фирмы производителя крановых и рольганговых систем КранРос - http: //www. kranro s. ru/