ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ НА ПРИМЕРЕ ОВЛАДЕНИЯ АБСТРАКТНЫМИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы обучения иностранным языкам на основе интерактивных методов 7
1.1 Современные методы обучения в формировании иноязычной
коммуникативной компетенции 7
1.2 Сущность интерактивной методики обучения иностранным языкам.... 14
1.3 Особенности применения интерактивных методов обучения на уроках
иностранного языка 18
Глава 2. Особенности применения интерактивных методов при обучении абстрактным существительным на уроках английского языка 27
2.1 Роль абстрактных существительных в изучении английского языка 27
2.2 Методические основы обучения абстрактным существительным при
помощи интерактивных методов 30
2.3 Комплекс упражнений, направленный на формирование иноязычной
коммуникативной компетенции при обучении абстрактным существительным и их использованию в речевой деятельности 35
Заключение 55
Список использованных источников 57
Глава 1. Теоретические основы обучения иностранным языкам на основе интерактивных методов 7
1.1 Современные методы обучения в формировании иноязычной
коммуникативной компетенции 7
1.2 Сущность интерактивной методики обучения иностранным языкам.... 14
1.3 Особенности применения интерактивных методов обучения на уроках
иностранного языка 18
Глава 2. Особенности применения интерактивных методов при обучении абстрактным существительным на уроках английского языка 27
2.1 Роль абстрактных существительных в изучении английского языка 27
2.2 Методические основы обучения абстрактным существительным при
помощи интерактивных методов 30
2.3 Комплекс упражнений, направленный на формирование иноязычной
коммуникативной компетенции при обучении абстрактным существительным и их использованию в речевой деятельности 35
Заключение 55
Список использованных источников 57
Данное исследование посвящено изучению применения интерактивных методов при изучении абстрактных существительных на уроках английского языка в средней общеобразовательной школе. На современном этапе развития методики преподавания стратегической целью обучения иностранному языку в школе является практическое владение всеми видами речевой деятельности (аудированием, говорением, чтением и письмом). Ведущим видом речевой деятельности традиционно рассматривается говорение, для обучения которому последовательно используются остальные виды деятельности.
Обучение говорению как процессу продуктивному, требующему от учащегося построения высказывания, обусловленного ситуацией общения, представляет собой сложную методическую задачу, поскольку овладение им связано с наибольшими трудностями для учащихся и требует больших временных затрат и усилий как со стороны учителя, так и учащихся. Для того, чтобы сделать процесс овладением знаниями по изучаемой теме более простым и интересным для учеников, а также интегрировать полученные знания в разговорную речь, учителя прибегают к использованию интерактивных методов обучения. Интерактивная методика направлена на то, чтобы в процессе говорения изучать различные явления иностранного языка, в том числе абстрактные существительные.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что изучение иностранного языка на современном этапе диктует необходимость широкого использования личностно-ориентированных образовательных технологий. В сравнении с традиционными подходами интерактивное обучение способствуют более конструктивному и продуктивному педагогическому взаимодействию в учебных группах. При этом сегодня учащиеся не заинтересованы в учении слов наизусть, как это практиковалось еще в начале 21 в., поэтому интерактивные методы играют важную роль в процессе овладения лексическими единицами иностранного языка, в том числе для изучения абстрактных существительных.
Цель исследования - выявить возможности использования интерактивных методов при обучении иностранным языкам и разработать комплекс упражнений для их использования на примере изучения абстрактных существительных.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть сущность интерактивной методики обучения иностранным языкам;
2) проанализировать применение интерактивных методов на уроках иностранного языка при обучении говорению;
3) определить роль абстрактных существительных в обучении говорению на английском языке;
4) выявить возможности обучения абстрактным существительным при помощи интерактивных методов;
5) разработать комплекс упражнений для обучения говорению при овладении абстрактными существительными.
Объект исследования - интерактивные методы в процессе обучения иностранным языкам в средней общеобразовательной школе.
Предмет исследования -использование интерактивных методов при обучении говорению на примере изучения абстрактных существительных на уроках английского языка.
Гипотеза исследования заключается в том, что применение интерактивных методов в процессе формирования умений говорения при обучении абстрактным существительным на уроках английского языка способствует повышению эффективности образовательного процесса.
В работе использовались следующие методы исследования: описательный, аналитический, метод обобщения и анализа педагогического и методического опыта, а также целостный, интегральный подходы к исследованию педагогических и методических явлений, моделирование, с использованием вероятностного, деятельностного, возрастного подходов.
Теоретическую базу исследования составили труды ученых психологов и методистов, среди которых такие, как Е.К. Григальчик, Н. Коломиец, Е.А. Припузова, Е.В. Пупынина, Г.В. Рогова, С.Б. Ступина, Н.А. Суворова, И. Бергесон, Р. Бертрам, Г.Д. Браун, Л.Г. Кларк, Соловова Е.Н., Пассов Е.И., Миролюбов А.А., Миньяр-Белоручева Р.К., Китайгородская Г.А., Зимняя И. А., Гальскова Н.Д. и др.
...
Обучение говорению как процессу продуктивному, требующему от учащегося построения высказывания, обусловленного ситуацией общения, представляет собой сложную методическую задачу, поскольку овладение им связано с наибольшими трудностями для учащихся и требует больших временных затрат и усилий как со стороны учителя, так и учащихся. Для того, чтобы сделать процесс овладением знаниями по изучаемой теме более простым и интересным для учеников, а также интегрировать полученные знания в разговорную речь, учителя прибегают к использованию интерактивных методов обучения. Интерактивная методика направлена на то, чтобы в процессе говорения изучать различные явления иностранного языка, в том числе абстрактные существительные.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что изучение иностранного языка на современном этапе диктует необходимость широкого использования личностно-ориентированных образовательных технологий. В сравнении с традиционными подходами интерактивное обучение способствуют более конструктивному и продуктивному педагогическому взаимодействию в учебных группах. При этом сегодня учащиеся не заинтересованы в учении слов наизусть, как это практиковалось еще в начале 21 в., поэтому интерактивные методы играют важную роль в процессе овладения лексическими единицами иностранного языка, в том числе для изучения абстрактных существительных.
Цель исследования - выявить возможности использования интерактивных методов при обучении иностранным языкам и разработать комплекс упражнений для их использования на примере изучения абстрактных существительных.
Для достижения поставленной цели в работе необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть сущность интерактивной методики обучения иностранным языкам;
2) проанализировать применение интерактивных методов на уроках иностранного языка при обучении говорению;
3) определить роль абстрактных существительных в обучении говорению на английском языке;
4) выявить возможности обучения абстрактным существительным при помощи интерактивных методов;
5) разработать комплекс упражнений для обучения говорению при овладении абстрактными существительными.
Объект исследования - интерактивные методы в процессе обучения иностранным языкам в средней общеобразовательной школе.
Предмет исследования -использование интерактивных методов при обучении говорению на примере изучения абстрактных существительных на уроках английского языка.
Гипотеза исследования заключается в том, что применение интерактивных методов в процессе формирования умений говорения при обучении абстрактным существительным на уроках английского языка способствует повышению эффективности образовательного процесса.
В работе использовались следующие методы исследования: описательный, аналитический, метод обобщения и анализа педагогического и методического опыта, а также целостный, интегральный подходы к исследованию педагогических и методических явлений, моделирование, с использованием вероятностного, деятельностного, возрастного подходов.
Теоретическую базу исследования составили труды ученых психологов и методистов, среди которых такие, как Е.К. Григальчик, Н. Коломиец, Е.А. Припузова, Е.В. Пупынина, Г.В. Рогова, С.Б. Ступина, Н.А. Суворова, И. Бергесон, Р. Бертрам, Г.Д. Браун, Л.Г. Кларк, Соловова Е.Н., Пассов Е.И., Миролюбов А.А., Миньяр-Белоручева Р.К., Китайгородская Г.А., Зимняя И. А., Гальскова Н.Д. и др.
...
В результате изучения теоретических основ применения интерактивных методов в процессе обучения иностранным языкам, а также после рассмотрения особенностей применения интерактивных методов при обучении абстрактным существительным на уроках английского языка, мы можем сделать следующие выводы:
В ходе проведения исследования было выявлено, что интерактивная технология базируется на следующих принципах: комплексный подход к процессу обучения на коммуникативно-ситуативной основе; интерактивность; дифференцированный подход к обучению; учет индивидуальных особенностей; вариативности режима работы. Именно они помогают в обучении умениям иноязычного общения и, в частности, говорению на иностранном языке. Разработаны методические рекомендации по организации проведению занятий с использованием интерактивной технологии и разработан комплекс соответствующих упражнений. Использование разработанного комплекса интерактивных упражнений, помогает в процессе формирование навыков говорения, позволяет каждому конкретному учащемуся осознанно включаться в общую дискуссию во время работы группы, развивать личностную рефлексию, занимать активную, субъектную позицию в процессе высказывания собственного мнения или выполнения любой другой формы разговорной деятельности. Интерактивные методы обучения на занятиях в средней школе могут повысить активность коммуникации между учащимися, что способствует обучению говорению. Поскольку упражнения направлены на достижение эффективных результатов в развитии коммуникационной компетенции учеников, они развивают умение довольно гибко подстраиваться под заданные социальные роли в зависимости от ситуации и высказываться по заданной теме исходя из своей позиции. У учеников, которые для изучения темы абстрактных существительных использовали подобранный нами комплекс интерактивных упражнений, в процессе обучения развилась устная речь и появилась возможность использовать изученные абстрактные существительные в иноязычном общении, а также в искусственно заданной ситуации, что способствовало их закреплению в памяти обучающихся. Таким образом, можно продлить период активного говорения в процессе реализации занятия, что способствует закреплению умений учащихся к осуществлению иноязычного общения. Принимая во внимание результаты анкетирования и тестирования обучающихся в начале и конце эксперимента, можно утверждать, что гипотеза, выдвинутая во введении, о том, что применение интерактивных методов в процессе обучения абстрактным существительным на уроках английского языка является более эффективным, чем стандартные, подтвердилась в процессе проведения исследования.
В ходе проведения исследования было выявлено, что интерактивная технология базируется на следующих принципах: комплексный подход к процессу обучения на коммуникативно-ситуативной основе; интерактивность; дифференцированный подход к обучению; учет индивидуальных особенностей; вариативности режима работы. Именно они помогают в обучении умениям иноязычного общения и, в частности, говорению на иностранном языке. Разработаны методические рекомендации по организации проведению занятий с использованием интерактивной технологии и разработан комплекс соответствующих упражнений. Использование разработанного комплекса интерактивных упражнений, помогает в процессе формирование навыков говорения, позволяет каждому конкретному учащемуся осознанно включаться в общую дискуссию во время работы группы, развивать личностную рефлексию, занимать активную, субъектную позицию в процессе высказывания собственного мнения или выполнения любой другой формы разговорной деятельности. Интерактивные методы обучения на занятиях в средней школе могут повысить активность коммуникации между учащимися, что способствует обучению говорению. Поскольку упражнения направлены на достижение эффективных результатов в развитии коммуникационной компетенции учеников, они развивают умение довольно гибко подстраиваться под заданные социальные роли в зависимости от ситуации и высказываться по заданной теме исходя из своей позиции. У учеников, которые для изучения темы абстрактных существительных использовали подобранный нами комплекс интерактивных упражнений, в процессе обучения развилась устная речь и появилась возможность использовать изученные абстрактные существительные в иноязычном общении, а также в искусственно заданной ситуации, что способствовало их закреплению в памяти обучающихся. Таким образом, можно продлить период активного говорения в процессе реализации занятия, что способствует закреплению умений учащихся к осуществлению иноязычного общения. Принимая во внимание результаты анкетирования и тестирования обучающихся в начале и конце эксперимента, можно утверждать, что гипотеза, выдвинутая во введении, о том, что применение интерактивных методов в процессе обучения абстрактным существительным на уроках английского языка является более эффективным, чем стандартные, подтвердилась в процессе проведения исследования.





