Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ФЕНОМЕНА
ПОЛИТИЧЕСКОГО МАНИПУЛИРОВАНИЯ В МЕДИАПРОСТРАНСТВЕ ... 11
1.1 Современные подходы к анализу феномена политического
манипулирования массовым сознанием 11
1.2 Систематизация и классификация технологий политического
манипулирования в медиапространстве 19
2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОТИВОБОРСТВО КАК СРЕДА ДЛЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО МАНИПУЛИРОВАНИЯ МАССОВЫМ
СОЗНАНИЕМ 34
2.1 Современные подходы к классификации и типологизации
информационного противоборства 34
2.2 Исторический аспект информационных войн 43
2.3 Политологический аспект информационных войн 49
2.4 Социально-психологический аспект информационных войн 60
2.5 Вооруженный конфликт как особая сфера ведения информационных
войн 67
3. ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОТИВОБОРСТВО В УСЛОВИЯХ ВООРУЖЕННОГО КОНФЛИКТА КАК ОТДЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО МАНИПУЛИРОВАНИЯ МАССОВЫМ
СОЗНАНИЕМ 77
3.1 Инструменты ведения информационных войн в СМИ 77
3.2 Манипулятивные стратегии и особенности средств воздействия в
российских печатных СМИ в освещении вооруженных конфликтов ХХ! века в Сирии и Ливии 86
3.2.1 Манипулятивные технологии в текстах о конфликте в Ливии (с 2011) 86
3.2.2 Манипулятивные технологии в текстах о конфликте в Сирии(с 2011).94
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 108
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 112
Актуальность исследуемой темы: В эпоху постсовременности
политические коммуникации представляют собой непрерывный процесс взаимодействия политических акторов с массовой аудиторией. Политической власти необходимо перманентно легитимизировать свое право выполнять функции власти, и происходит это посредством генерации новых сообщений массовой аудитории. Но массовое распространение таких сообщений возможно только с помощью медиатехнологий, которые выступают в качестве инструмента формирования коммуникационной среды.
В текущих реалиях медиа перестали быть лишь транслятором сообщений, теперь они характеризуются возможностью генерировать самостоятельные смыслы, которые после создания алгоритма сообщения посредством медиатехнологий становятся, в свою очередь, медиасообщением. Наполнение информационного пространства медиасообщениями формирует
неконтролируемое медиапространство, в котором медиа перестают быть исключительно посредником в политической коммуникации. Новое свойство медиа в политической коммуникации заключается в побуждении автономной и цикличной генерации новых смыслов, в том числе и политических. Кроме того, медиа становятся главным модератором искажений. В такой парадигме пропадает понятие «истины», а вымысел и факт - это лишь тип линзы, один из профилей (взглядов), закладываемых в медиасообщение. Ускорение темпов изменений в сфере массовой коммуникации приводит к тому, что информация становится ценна не по достоверности, а по её новизне.
Политическое манипулирование массовым сознанием является неотъемлемой частью политических коммуникаций. Технологии манипулирования, реализуемые политическими акторами, позволяют им добиваться своих целей. Формирование необходимого общественного настроения, а также вмешательство извне в дела других государств - неотъемлемая часть современного политического процесса. Сращивание политтехнологий и медиатехнологий генерирует новые методы и способы осуществления манипуляций.
Потребность в укреплении информационного фронта стоит особо остро в период подготовки и эскалации вооруженных военных конфликтах. Даже государства, не принимающие участие в военных действиях, информационным освещением событий позволяют своими действиями поддержать союзников и дестабилизировать недружественные силы. В этой связи, совершенствование информационной политики, которая включает в себя многогранную и многоканальную работу со СМИ особенно важна. Конечная цель комплекса такого рода мероприятий - захват медиапространства собственными политическими нарративами.
Степень научной разработанности темы. Теоретические аспекты феномена политического манипулирования массовым сознанием описаны такими авторами, как А.Р. Андреев, С. Шумов, которые в труде «Государь. Власть в истории человечества» рассматривают изначальный базис феномена манипуляции сознанием и предлагают раскрытое определение с рядом характеристик. Книга Э. Бернейса «Пропаганда», по сути, можно считать первой попыткой систематизировать методы воздействия на массы. И.М. Дзялошинский в работе «Манипулятивные технологии в СМИ» предлагает ключевые характеристики манипулятивного воздействия во взаимодействии с медиа. А.Н. Баранов, П.Б. Паршин в совместнном труде «Речевое воздействие и аргументация» описывают принцип формирования медиатекстов в которых встраиваются манипулятивные практики. Г.В. Грачев, И.К. Мельник в авторском издании «Манипулирование личностью: организация, способы и технологии информационно-психологического воздействия» раскрывают управленческую компоненту в манипулировании сознании. А.Б. Вебер, В.В. Борщенко (и др.) предлагают свой взгляд на классификацию технологий манипулирования сознанием.
Медиапространство, рассматриваемое как инструмент и среда реализации политического манипулирования, изучалось следующими авторами: М.А. Буряк определил медиапространство как сферу, через которую возможно осуществлять политическое воздействие; В.А Евдокимов соотносит разницу между понятиями информационное пространство как пространство текучей информации и медиапространство, в основе которого - коммуникативные процессы; Л.Р. Имшакова и И.З. Раузеев освещают результат трансформации медиапространства в эпоху новых медиа.
В публикации С.И. Рудакова, Т.Г. Солодовниковой описываются ключевые особенности медийного воздействия, которые фактически являются алгоритмом для эскалации конфликтов и дестабилизации общества.
Блок теоретических знаний об феномене информационной войны, а также блок практических методов реализации инструментов политического манипулирования массовым сознанием в условиях информационного противоборства раскрыты следующими авторами: Вирен Георгий раскрывает специфику медиапрактик, которые актуальны именно в процессе ведения информационных войн, предлагая рассматривать именно психико - психологическую компоненту; Н.Р. Красовская и А.А. Гуляев, а также А.В. Левин классифицируют и типологизируют по различным основаниям информационные войны, выделяя их общие характеристик.
Исследователь С.В. Володенков подтверждает тезис о том, что политическое манипулирование массовым сознанием являться частью и видом политической коммуникации. И А.В Манойло в труде «Государственная информационная политика в особых условиях» раскрывает важность совершенствования информационной политики как единого щита и меча в условиях вооруженного конфликта.
Из этого следует, что объектом исследования является феномен политического манипулирования массовым сознанием в медиапространстве. В свою очередь предмет исследования - технологии манипулятивного воздействия на массовое сознание в условиях информационного противоборства.
Цель исследования - выявить особенности использования технологий информационного противоборства в медиапространстве.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить определенный перечень задач:
1. Определить теоретико-методологические подходы к исследованию феномена манипулирования массовым политическим сознанием.
2. Классифицировать и систематизировать технологии манипуляционного воздействия на политическое поведение индивидов и групп в медиапространстве.
3. Охарактеризовать инструменты манипулятивного воздействия на основе изучения медийных практик.
4. Выявить сущность информационного противоборства, особенности его проявления в условиях вооруженного конфликта.
5. Описать методы и способы политического манипулирования массовым сознанием, применяемые в медиапространстве в ходе освещения вооруженного конфликта.
6. Проанализировать основные манипулятивные приемы в медиатекстах, опубликованных в русскоязычной прессе на примере вооруженных конфликтов в Сирии и Ливии.
Теоретико-методологические основания исследования. В данной работе политическое манипулирование изучается как последовательный процесс воздействия на массовое сознание посредством медиапрактик, что позволяет рассмотреть манипуляцию как коммуникативный процесс в рамках базовой модели, предложенной Г. Лассуэлом как части интерационного подхода. Много отправных точек содержит коммуникативная теория Ю. Хабермаса, традицию которого продолжает М.А. Буряк. Психологический подход, раскрываемый исследователями Е.Л. Доценко, Г.В. Грачевым, И.К. Мельником, применяется для формирования представлений о возможной причине политического поведения реципиентов, основанной на эмоциональной компоненте. Также в исследовании применяется социо - психологический подход, который раскрывается в трудах С.В. Володенкова и Е.В. Андриенко при оценивании ментальных кластеров, формирующих массовое сознание. Структурно-семантический подход, который раскрывается в трудах И.М. Дзялошинского и Ю.А. Ильичевой, позволит выявить смысловые и семантические оттенки в медиатекстов, а лингвистический подход необходим для анализа встраиваемых текстовых манипулятивных практик в композицию медиатекстов. Также применяется метод систематизации и классификации в исследовании перечня технологий, инструментов и методов манипулирования сознанием, а также видов, типов и форм информационного противоборства....
Проведенное исследование теоретических аспектов и практических данных позволило выполнить поставленные задачи для достижения цели исследования. В ходе исследования сделаны следующие выводы:
1. Рассмотренные теоретико-методологические подходы к исследованию феномена политического манипулирования массовым сознанием позволили выявить необходимость применения манипулятивных практик в качестве способа осуществления политической коммуникации. Несмотря на нравственную проблему, которую описывают представители психологического подхода, разделяя формы «белой, «серой» и «черной» манипуляции, тем не менее, политическое манипулирование так или иначе встроено в коммуникативную стратегию и одновременно является следствием развития политических коммуникаций.
2. Классификация и систематизация технологий политического манипулирования массовым сознанием позволила определить набор актуальных методов воздействия политическими акторами на массы посредством медиатехнологий. Установлено, что наибольшая эффективность таких технологий достигается за счет умения скрыто интегрировать кластер манипуляции, реализуя весь потенциал медиатехнологий. Сами технологии следующим образом делятся по механизму воздействия:
• либо воздействие оказывается на когнитивную компоненту реципиента, заставляя его критически осмыслить и с полным согласием принять смысл транслирующийся посредством манипуляции;
• либо воздействие оказывается на психико-психологическую компоненту реципиента, эмоционально вовлекая реципиента, тем самым воздействуя на подсознание, отключая, или вовсе невелируя механизмы критического мышления.
3. В процессе исследования инструментов манипулятивного воздействия на основе изучения медийных практик обнаружилось, что современное медиапространство формируется бесструктурным методом, поскольку медиа становится самостоятельным генератором смысловых конструкций. Любая информация или акт политической коммуникации медиатизируется, а значит искажается из-за вмешательства редакционной политики или технических инструментов медиа, образуя отдельное медиасообщение, которое может представлять угрозу изначальным заказчикам сообщения - политическим акторам, а встроенная манипулятивная конструкция из-за неверной реализации может навредить как политическим акторам так и медиаструктурам.
4. Определяя характеристики информационного противоборства как условия для применения особого политического воздействия на массовое сознание, в ходе исследования были типологизированы виды информационных войн. Психологический аспект информационного противоборства сложнее контролируется и более абстрактен в своем феномене. Современное медиапространство характеризуется массовым распространением и доступом контента любой формы со встроенным политическим нарративом, что , в свою очередь, формирует особые типы личности на индивидуальном уровне воздействия, так и наибольшему обезличиванию масс посредством реализуемых медиапрактик. Легкость в процессе воздействия на массовое сознание создает ещё большее поле возможностей для политического манипулятивного воздействия. Таким образом, информационное противоборство перестает быть «условием» в классическом понимании - теперь это неотъемлемая часть, характеризующая всю медиасреду. Заполняя медиаполе политической информацией , всегда необходимо учитывать риски того, как этой информацией могут воспользоваться недружественные государства. Ведь современных реалиях социальные группы и государства проводят свой вектор информационного воздействия в медиаполе, таким образом государству необходимо эффективно задействовать манипулятивные практики как стратегию политической коммуникации, иначе , отказываясь от манипулятивного воздействия, реципиенты будут подвержены различным способам политического воздействия противник или сторонних сил.
5. Описание методов и способов политического манипулирования
массовым сознанием, которые применялись в медиапространстве в ходе освещения вооруженного столкновения, позволило сформировать целый комплекс действий и сформулировать задачи для формирования устойчивой государственной информационной политики. Усовершенствование
государственной информационной политики достигается за счет довоенной подготовки, которая осуществляется посредством применения наиболее медиаагрессивных методов воздействия, а для это нужно сращивание медиаструктур с властью, формируя в том числе и псевдооппозиционные СМИ, а посредством методов политических манипуляций «сбивать с толку» оппозиционные СМИ, скармливая им «нужную» информацию.
Информационное противоборство является главным инструментом в ходе вооруженного конфликта. Необходимо учитывать, что информационное противостояние в ходе вооруженного противоборство основано на эмоциональной компоненте в управлении не только массовым сознанием населения государств, причастных к военным действиям, но также посредством медианасилия можно осуществлять теневое управление военно -политическими элитами государства-противника.
6. Анализ медиатекстов на выявление основных текстовых манипулятивных приемов в медиатекстах опубликованных в русскоязычной прессе на примере конфликтах в Сирии и Ливии, позволяет сказать следующее:
• Необходимо четко определить, что часть приемов в составленной классификации - универсальны. Например, работа с семантикой и смешение стилей, а также вынесение цитат не требует крупных медиаресурсов для воздействия на массовую аудиторию.
• Выявленные методы политического манипулирования посредством медиа, в свою очередь, являются тактическими приемами, позволяющими шаблонно подготавливать информационные атаки или медийные контрдействия. Такой подход может стать основой для формирования набора стратегических действий в комплексе, становясь базой для выстраивания глобальной информационной политики.
1. Андреев А. Р Государь. Власть в истории человечества / А. Р Андреев, С. Шумов. - М. : Дилектус, 2009. - 320 с.
2. Андриенко Е. В. Социальная психология : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 264 с.
3. Антонова Е. Смерть Муамара Каддафи породила новую Ливию / Е.
Антонова, П. Тарасенко // Коммерсантъ. - 2011. - 21 окт. - URL:
https://www.kommersant.ru/doc/1799847 (дата обращения: 13.06.2024).
4. Астафьева Н. С. Информационно-политические манипуляции: ситуативные проявления // Вестник Самарского государственного университета. - 2011. - № 9 (90). - С. 4-10.
5. Баранец В. Зачем Трамп выпустил $100 миллионов в «молоко» //
Комсомольская правда. - 2017. - 7 апр. - URL:
https://www.kp.ru/daily/26663/3685041/ (дата обращения: 13.06.2024).
6. Баранец В. Россия лупит из всех «калибров», пока США тестирует «зонтик» // Комсомольская правда. - 2017. - 31 мая. - URL: https://www.kp.ru/daily/26686.4/3709139/ (дата обращения: 13.06.2024).
7. Баранец В. «Томагавки» по Сирии выпустила «ночная ведьма» //
Комсомольская правда. - 2017. - 7 апр. - URL:
https://www.kp.ru/daily/26663/3685192/ (дата обращения: 13.06.2024).
8. Баранов А. Н. Речевое воздействие и аргументация / А. Н. Баранов, П. Б. Паршин // Рекламный текст: семиотика и лингвистика. - М., 2000. - С. 109-163.
9. Бернейс Э. Пропаганда / Э. Бернейс ; пер. с англ. И. Ющенко. - М. : Hippo Publishing, 2010. - 166 с.
10. Бодрунова С. С. Медиакратия. Атлантические подходы к определению термина // Медиафилософия II : по матер. Второй междунар. науч. конф. «Медиафилософия. Границы дисциплины», Санкт-Петербург, 21-22 нояб. 2008 г. - СПб., 2009. - С. 91-105.
11. Бозаджиев В. Л. Словарь основных политико-психологических понятий // Научная электронная библиотека. - [М.], 2024. - URL: https://monographies.ru/ru/
book/section?id=8217 (дата обращения: 07.06.2024).
12. Борисов Л. П. История политических и правовых учений : учеб. пособие / Л. П. Борисов. - М. : Спутник, 2000. - 316 с.
13. Борщенко В. В. Политическое манипулирование в Интернет -
пространстве как угроза информационной безопасности: дис. ... канд. полит. наук : / В. В. Борщенко. - СПб., 2021. - URL:
https://disser.spbu.ru/files/2021/disser_borschenko.pdf (дата обращения:
07.06.2024).
14. Буряк М. А. Медиасфера: концептуализация понятия // Вестник
Санкт-Петербургского университета. Серия 9 : Филология. Востоковедение. Журналистика. - 2014. - Вып. 2. - URL:
https://jf.spbu.ru/upload/files/file_1431592771_6618.pdf (дата обращения:
07.06.2024).
15. Вебер А. Б. Массы и власть: массовое сознание и политическая система в России // Вестник Института социологии. - 2015. - № 1 (12). - URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/massy-i-vlast-massovoe-soznanie-i-politicheskaya-sistema-v-rossii (дата обращения: 07.06.2024)....116