ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРОПЫ И ИХ РОЛЬ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ И ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ: ОПЫТ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИЯ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРОПЫ И ИХ ФУНКЦИИ 6
1.1 Примеры учебных экологических троп 8
1.2 Основные этапы создания учебно-познавательной экологической тропы 11
2 УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА
«В ЗАПОВЕДНОМ ПАРКЕ» 18
2.1 Заповедный парк Сибирского ботанического сада, его история и современное
состояние 18
2.2 Экологическая тропа в Заповедном парке 20
2.3 Остановочные пункты экологической тропы 21
3 ЭКОЛОГО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, РЕАЛИЗУЕМАЯ НА
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЕ 36
3.1 Опыт проведения мероприятий эколого-просветительской направленности 36
3.2 Социально-экологическое проектирование как форма интеграции со школой 40
3.3 Реализация проекта «Интеллектуальный эко-квест «Сокровища Заповедного
парка» 48
3.4 Эффективность интеграции СибБС ТГУ со школами г. Томска 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ А 66
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 67
ПРИЛОЖЕНИЕ В 68
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 84
1 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ТРОПЫ И ИХ ФУНКЦИИ 6
1.1 Примеры учебных экологических троп 8
1.2 Основные этапы создания учебно-познавательной экологической тропы 11
2 УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА
«В ЗАПОВЕДНОМ ПАРКЕ» 18
2.1 Заповедный парк Сибирского ботанического сада, его история и современное
состояние 18
2.2 Экологическая тропа в Заповедном парке 20
2.3 Остановочные пункты экологической тропы 21
3 ЭКОЛОГО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, РЕАЛИЗУЕМАЯ НА
ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЕ 36
3.1 Опыт проведения мероприятий эколого-просветительской направленности 36
3.2 Социально-экологическое проектирование как форма интеграции со школой 40
3.3 Реализация проекта «Интеллектуальный эко-квест «Сокровища Заповедного
парка» 48
3.4 Эффективность интеграции СибБС ТГУ со школами г. Томска 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ А 66
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 67
ПРИЛОЖЕНИЕ В 68
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 84
Согласно «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы», направленной на распространение научного опыта, практической и творческой деятельности учащихся необходимо создание инфраструктуры, позволяющей на высоком уровне реализовывать программу образования. Данная программа предполагает популяризацию среди детей и молодежи научно-образовательной и творческой деятельности и выявление талантливых учащихся. Учитывая особенности каждого ребенка, необходимо создавать условия для реализации индивидуальной траектории развития учащегося, делая упор на социальную ориентированность мероприятий [1].
Образование и воспитание учащихся в области охраны окружающей среды на сегодняшний день является одним из приоритетных направлений работы с молодежью. Природная среда - это интереснейший источник развития интеллектуальной и познавательной сферы личности. Еще на начальном этапе знакомства ребенка с природой очень важно стремиться воспитывать бережное отношение к каждому природному объекту. Непрерывное экологическое образование способно сформировать мировоззрение, нацеленное на сохранение и рациональное использование природных богатств, что в свою очередь способствует решению природоохранных задач и предотвратит нарушение биологического равновесия в природной среде [2, 3].
В мировой практике становится актуальной деятельность по обустройству особо охраняемых природных территорий (ООПТ) в качестве образовательных площадок [4]. В первую очередь на базе ООПТ создаются экологические тропы, которые знакомят посетителей с уникальными природными объектами региона. Особое внимание на таких маршрутах, как правило, уделяется проблемам сохранения биоразнообразия [5]. Грамотно спланированное обустройство и информационное сопровождение экологических троп позволяет получить максимальное количество знаний о процессах, происходящих в окружающей среде, и способствует формированию мировоззрения, нацеленного на сохранение и рациональное использование природных богатств.
За последние 300 лет в мире и в России количество ботанических садов постоянно растет; современные ботанические сады преобразуются в особый тип охраняемых природных территорий и социально ориентированных экологических учреждений [6].
ООПТ регионального значения Сибирский ботанический сад (СибБС) - структурное подразделение Томского государственного университета и центр садовопарковой культуры региона. Ботанический сад осуществляет научную, образовательную и эколого-просветительскую деятельность, которая проводится в тесной связи со школами и учреждениями дополнительного образования города Томска и Томской области.
С 2012 года при финансовой поддержке Эндаумент-фонда ТГУ в Заповедном парке ботанического сада развивается учебная экологическая тропа. В разработке и реализации проекта тропы принимают участие специалисты таких дисциплин как: ботаника, экология, зоология, ландшафтная архитектура, агрономия и др., а также студенты Биологического института ТГУ, учителя и школьники города Томска. На маршруте тропы планируется оборудовать 12 остановочных пунктов, оснащенных информационными стендами. Например: «Цветок Купалы», «Грибное царство», «Плодовый сад», «Легкие планеты», «Сокровища природы» и др. [7, 8].
Экологическое просвещение и обучение на тропе осуществляется посредством непринужденного освоения предложенной информации, а успешность этого процесса заключается в органичном сочетании познания и активного отдыха. Непосредственное общение с природой позволяет получить максимальное количество знаний о процессах, происходящих в «среде обитания» человека [9].
На сегодняшний день в парковой зоне сада активно ведется работа по благоустройству тропы, и определяются наиболее эффективные и востребованные мероприятия по экологическому просвещению граждан.
Объектом исследования является экологическая тропа «В Заповедном парке» в Сибирском ботаническом саду.
Предмет исследования: использование экологических троп в образовательных и воспитательных целях.
Цель работы: создание и апробация экологической тропы Сибирского
ботанического сада для экологического образования и просвещения.
Задачи:
1. Проанализировать опыт создания и использования экологических троп в целях экологического просвещения и образования.
2. Создать просветительские объекты различной тематической направленности по маршруту экологической тропы «В Заповедном парке».
3. Разработать и апробировать эколого-ориентированные мероприятия со школами города Томска.
4. Определить возможность и успешность проектного метода обучения на экологической тропе «В Заповедном парке».
У автора имеются публикации по данной тематике в сборниках следующих конференций: Всероссийской научно-практической конференции «Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы» (Томск, 2015, 2017); VIII Международной конференции «Ландшафтная архитектура в ботанических садах и дендропарках» (Южно-Сахалинск, 2016); XIX Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием «Научные основы развития АПК» (Томск-Новосибирск, 2017); Научной студенческой конференции Биологического института «Старт в науку» (Томск, 2014, 2017, 2018); V Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов с международным участием «Актуальные проблемы физической культуры, спорта, рекреации и туризма» (Томск, 2017); II Всероссийской научно-практической конференции с Международным участием «Экология и управление природопользованием» (Томск, 2018).
В 2017 году автор победил в конкурсе инициативных проектов по развитию Томского государственного университета. Тема проекта: «Интеллектуальный эко-квест «Сокровища Заповедного парка».
Диссертация состоит из введения, трех основных глав, разбитых на под главы, заключения, списка используемых источников и литературы, 4 приложений. Работа изложена на 87 страницах, включает 5 таблиц и 46 рисунков.
Магистерская диссертация выполнена с использованием собственных наработок автора в ходе производственной и педагогической практик, а также в ходе работы в Сибирском ботаническом саду (2014-2018 год).
Автор выражает искреннюю благодарность за помощь в выполнении работы научным руководителям: к.б.н., доценту А. С. Прокопьеву, к.б.н. Н. В. Щеголевой; сотрудникам лаборатории редких растений Сибирского ботанического сада; преподавателям Е. Н. Лысаковой, А. М. Коноваловой и учащимся МБОУ СОШ № 49 г. Томска.
Образование и воспитание учащихся в области охраны окружающей среды на сегодняшний день является одним из приоритетных направлений работы с молодежью. Природная среда - это интереснейший источник развития интеллектуальной и познавательной сферы личности. Еще на начальном этапе знакомства ребенка с природой очень важно стремиться воспитывать бережное отношение к каждому природному объекту. Непрерывное экологическое образование способно сформировать мировоззрение, нацеленное на сохранение и рациональное использование природных богатств, что в свою очередь способствует решению природоохранных задач и предотвратит нарушение биологического равновесия в природной среде [2, 3].
В мировой практике становится актуальной деятельность по обустройству особо охраняемых природных территорий (ООПТ) в качестве образовательных площадок [4]. В первую очередь на базе ООПТ создаются экологические тропы, которые знакомят посетителей с уникальными природными объектами региона. Особое внимание на таких маршрутах, как правило, уделяется проблемам сохранения биоразнообразия [5]. Грамотно спланированное обустройство и информационное сопровождение экологических троп позволяет получить максимальное количество знаний о процессах, происходящих в окружающей среде, и способствует формированию мировоззрения, нацеленного на сохранение и рациональное использование природных богатств.
За последние 300 лет в мире и в России количество ботанических садов постоянно растет; современные ботанические сады преобразуются в особый тип охраняемых природных территорий и социально ориентированных экологических учреждений [6].
ООПТ регионального значения Сибирский ботанический сад (СибБС) - структурное подразделение Томского государственного университета и центр садовопарковой культуры региона. Ботанический сад осуществляет научную, образовательную и эколого-просветительскую деятельность, которая проводится в тесной связи со школами и учреждениями дополнительного образования города Томска и Томской области.
С 2012 года при финансовой поддержке Эндаумент-фонда ТГУ в Заповедном парке ботанического сада развивается учебная экологическая тропа. В разработке и реализации проекта тропы принимают участие специалисты таких дисциплин как: ботаника, экология, зоология, ландшафтная архитектура, агрономия и др., а также студенты Биологического института ТГУ, учителя и школьники города Томска. На маршруте тропы планируется оборудовать 12 остановочных пунктов, оснащенных информационными стендами. Например: «Цветок Купалы», «Грибное царство», «Плодовый сад», «Легкие планеты», «Сокровища природы» и др. [7, 8].
Экологическое просвещение и обучение на тропе осуществляется посредством непринужденного освоения предложенной информации, а успешность этого процесса заключается в органичном сочетании познания и активного отдыха. Непосредственное общение с природой позволяет получить максимальное количество знаний о процессах, происходящих в «среде обитания» человека [9].
На сегодняшний день в парковой зоне сада активно ведется работа по благоустройству тропы, и определяются наиболее эффективные и востребованные мероприятия по экологическому просвещению граждан.
Объектом исследования является экологическая тропа «В Заповедном парке» в Сибирском ботаническом саду.
Предмет исследования: использование экологических троп в образовательных и воспитательных целях.
Цель работы: создание и апробация экологической тропы Сибирского
ботанического сада для экологического образования и просвещения.
Задачи:
1. Проанализировать опыт создания и использования экологических троп в целях экологического просвещения и образования.
2. Создать просветительские объекты различной тематической направленности по маршруту экологической тропы «В Заповедном парке».
3. Разработать и апробировать эколого-ориентированные мероприятия со школами города Томска.
4. Определить возможность и успешность проектного метода обучения на экологической тропе «В Заповедном парке».
У автора имеются публикации по данной тематике в сборниках следующих конференций: Всероссийской научно-практической конференции «Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы» (Томск, 2015, 2017); VIII Международной конференции «Ландшафтная архитектура в ботанических садах и дендропарках» (Южно-Сахалинск, 2016); XIX Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых с международным участием «Научные основы развития АПК» (Томск-Новосибирск, 2017); Научной студенческой конференции Биологического института «Старт в науку» (Томск, 2014, 2017, 2018); V Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов с международным участием «Актуальные проблемы физической культуры, спорта, рекреации и туризма» (Томск, 2017); II Всероссийской научно-практической конференции с Международным участием «Экология и управление природопользованием» (Томск, 2018).
В 2017 году автор победил в конкурсе инициативных проектов по развитию Томского государственного университета. Тема проекта: «Интеллектуальный эко-квест «Сокровища Заповедного парка».
Диссертация состоит из введения, трех основных глав, разбитых на под главы, заключения, списка используемых источников и литературы, 4 приложений. Работа изложена на 87 страницах, включает 5 таблиц и 46 рисунков.
Магистерская диссертация выполнена с использованием собственных наработок автора в ходе производственной и педагогической практик, а также в ходе работы в Сибирском ботаническом саду (2014-2018 год).
Автор выражает искреннюю благодарность за помощь в выполнении работы научным руководителям: к.б.н., доценту А. С. Прокопьеву, к.б.н. Н. В. Щеголевой; сотрудникам лаборатории редких растений Сибирского ботанического сада; преподавателям Е. Н. Лысаковой, А. М. Коноваловой и учащимся МБОУ СОШ № 49 г. Томска.
На территории Заповедного парка Сибирского ботанического сада создана учебная экологическая тропа, являющаяся специализированным маршрутом, который можно использовать в целях экологического образования. В первую очередь маршрут экологической тропы рассчитан на учащихся школ, но также может быть интересен для посетителей любого возраста.
При разработке маршрута учитывались следующие условия: привлекательность, доступность, информативность. Для того чтобы посетители могли легко получать новую для себя информацию об окружающей природе, тропа оборудована информационными стендами, указателями и знаками. Информационные стенды помогут ознакомиться с тематическими экспозициями на тропе.
В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:
1. По маршруту экологической тропы заложены тематические экспозиции: «Виды Красной книги Томской области», «Декоративные растений Сибири», «Лекарственные растения», «Цветок Купалы» и др., оборудованные информационными стендами.
2. По результатам тестирования и собеседования выявлена группа школьников МБОУ СОШ № 49 в составе 7 человек, обладающих наиболее развитыми коммуникативными и организаторскими способностями. Совместно с педагогами и учащимися школы они приняли участие в разработке и реализации социальноэкологического проекта «Интеллектуальный эко-квест «Сокровища Заповедного парка».
3. Реализация проектного метода обучения показала успешность интеграции
Сибирского ботанического сада с проектной школой № 49 г. Томска. Данное взаимодействие обеспечило возможность учащимся и педагогам школы продемонстрировать на международных и региональных конференциях и
конкурсах высокий уровень подготовки школьников.
При разработке маршрута учитывались следующие условия: привлекательность, доступность, информативность. Для того чтобы посетители могли легко получать новую для себя информацию об окружающей природе, тропа оборудована информационными стендами, указателями и знаками. Информационные стенды помогут ознакомиться с тематическими экспозициями на тропе.
В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы:
1. По маршруту экологической тропы заложены тематические экспозиции: «Виды Красной книги Томской области», «Декоративные растений Сибири», «Лекарственные растения», «Цветок Купалы» и др., оборудованные информационными стендами.
2. По результатам тестирования и собеседования выявлена группа школьников МБОУ СОШ № 49 в составе 7 человек, обладающих наиболее развитыми коммуникативными и организаторскими способностями. Совместно с педагогами и учащимися школы они приняли участие в разработке и реализации социальноэкологического проекта «Интеллектуальный эко-квест «Сокровища Заповедного парка».
3. Реализация проектного метода обучения показала успешность интеграции
Сибирского ботанического сада с проектной школой № 49 г. Томска. Данное взаимодействие обеспечило возможность учащимся и педагогам школы продемонстрировать на международных и региональных конференциях и
конкурсах высокий уровень подготовки школьников.
Подобные работы
- ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, биология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ГЕОГРАФИИ (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ РЕКУЛЬТИВАЦИИ ЗЕМЕЛЬ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4355 р. Год сдачи: 2018 - Экологическое образование учащихся на занятиях по физике в старшей школе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2020 - МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПЫ В ПАРКЕ-ДЕНДРАРИИ «ОБОЛЕНСКИЙ»
Дипломные работы, ВКР, биология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2024 - Экологическое просвещение родителей
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические условия формирование бережного отношения к природе в процессе экологического образования детей дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2019 - ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2021 - Живая природа урбанизированной среды как фактор формирования культурно-экологической компетенции школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2018 - Проектирование программы развития ДОО по реализации задач экологического воспитания
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2019





