Введение 3
I. Любительское кино как феномен современной культуры 8
1.1 История развития любительского кино 8
I.2 Любительское кино современной России: предпосылки развития 15
II. Творческая деятельность томских режиссеров-любителей 25
2.1. Особенности организационно-производственной деятельности томского любительского кинопроизводства 25
2.3. Художественно-эстетические особенности томского любительского кинематографа 37
Заключение 51
Список использованных источников и литературы 54
Фильмография 59
Актуальность темы и постановка проблемы. Отечественный кинематограф, представленный не только столичным, но и региональным кинопроизводством, имеет богатое историческое наследие со времен СССР. Важной составляющей развития кинематографа в регионах является любительское кино. Распространение регионального любительского кино имеет отношение не только к российскому кинопространству, но, по мнению кинокритиков, становится общемировой тенденцией. Специфика данного феномена определяется двумя важными моментами. Во-первых, территориальной принадлежностью - это «не столичное», а провинциальное кино, имеющее региональную локацию. Во -вторых, термин «любительское» подчеркивает особый характер кинопроизводства - «инициативное неинституциализированное по природе художественное творчество» (Н. Ф. Хилько) режиссеров-энтузиастов, непрофессионалов, снимающих кино вне официальных систем киностудий
Свое начало любительское кино берет в 20-ых гг XX века, когда впервые стали создаваться кружки кинолюбителей. Вначале их целью была съемка хроники исторических событий, но постепенно кинолюбительство расширялось, стали создаваться жанровые игровые ленты, организовываться кинофестивали. Студии кинолюбителей возникали практически во всех регионах СССР. Определенной вехой развития любительского кинопроизводства становится рубеж XX-XXI веков.
В первую очередь этому способствуют цифровые технологии, ставшие неотъемлемой частью жизни современного человека и изменившие конфигурацию пространства его жизнедеятельности. Так, Интернет позволяет создать площадку для собственного контента и формировать зрительскую аудиторию; низкобюджетные камеры и даже собственный смартфон могут использоваться для съемок фильма; питчинги (презентации своего кинопроекта) помогают в поиске финансового спонсора. Кроме того, появляется возможность получить навыки киносъемки, благодаря обучающему контенту, онлайн-курсам и т. п. Наконец, с распространением практики организации фестивалей, у режиссеров-любителей появляется шанс представить работу и получить обратную связь от экспертов. Примером подобных мероприятий можно рассматривать Всероссийский Шукшинский кинофестиваль, Открытый Российский кинофестиваль “Киношок”, #ФМЛ48, От идеи до короткометражки за 48 часов и др. Таким образом, сегодня практически любой человек может осуществить желание снять свой фильм.
Как показывает практика, региональное любительское кино Томска и Томской области прекрасно вписывается в общую тенденцию и набирает большую популярность. Существует несколько студий и режиссеров, которые развивают данный тип кинодвижения. Все они не имеют специализированного образования и занимаются кинопроизводством в качестве хобби. Однако их деятельность практически не изучена и не проанализирована.
С учетом вышесказанного, автор данного исследования обращается к проблеме развития регионального любительского кино в Томске. Интерес направлен на творческую деятельность режиссеров-любителей города Томска и Томской области (представляющих короткометражное, авторское и документальное кино, а также web-сериалы). Актуальность исследования обуславливает недостаток интереса теоретиков к феномену регионального любительского кинематографа в целом, а также отсутствие исследований, посвященных творчеству томских режиссеров-любителей.
Целью работы является анализ художественных и производственных особенностей регионального любительского кинопроизводства Томска и Томской области.
Гипотеза исследования: отечественный региональный любительский кинематограф обладает своими особенностями, которые не характерны для большого кинематографа. Показательным примером является деятельность режиссеров-любителей г. Томска, демонстрирующих не только специфические принципы самоорганизации, но и создающих свое особое художественно- эстетическое пространство, с которым они работают, и благодаря которому устанавливается коммуникация со «своим» зрителем.
Степень теоретической разработанности.
В то время как отечественный кинематограф имеет достойную научно - теоретическую базу, исследования же посвященные региональному кино в целом и любительскому, в частности, не столь многочисленны. К важным научным работам, раскрывающим специфику регионального и любительского кино, можно отнести работы Н. Ф. Хилько, Б. Н. Нащекина, С. И. Ильчева, В. Д. Симакова. Исторический контекст развития регионального отечественного кинематографа представлен в таких источниках как “Краткая история советского кино” (А. Грошев, С. Гинзбург, И. Долинский, И. Лебедев, Е. Смирнов, Н. Туманова), «История советского документального кино» (С. Дробашенко), «Теория кино» (С.И. Фрейлих).
О любительском творчестве можно найти информацию на сайтах любительского кинематографа, например, «Кинокомпания «Саха-фильм», Soyol.ru и т.д. Проблемы любительского искусства затрагивают Ю. И. Полиничко, А. А. Гук и др....
В представленной дипломной работе мы обращаемся к проблеме развития регионального любительского кинематографа. Цель исследования - анализ художественных и производственных особенностей регионального любительского кинопроизводства Томска и Томской области. В ходе исследования, в соответствии с поставленными задачами, были получены следующие результаты.
Изучив историю развития отечественного регионального
кинопроизводства, мы пришли к следующим выводам: с момента становления большого кинематографа начинает появляться любительское кино. Для любителей создавались специальные организации. Советский период характеризуется активным развитием кинолюбительства: организацией
фестивалей, большим зрительским спросом на любительское кино. Создавалась специальная техника для любителей. Любительское кино носило коллективный характер творческой деятельности. Сама деятельность любителей рассматривалась как массовая разносторонняя сфера творческой деятельности. Кинолюбительство стало массовым видом производства.
Поле упадка интереса к любительскому кино в 1990-ых гг, его развитие возобновляется в условиях современной культуры с распространеним новых технологий. Появляются возможности заняться кинопроизводством благодаря развитию медиа-сфер; появлению обучающих курсов; доступности недорогой, но качественной техники и т.д. Происходит подъем регионального институционального кинематографа (например, феномен Якутского кино), а также регионального любительского (бурятское кино).
Опираясь на исследователей затрагивающих проблематику любительского кино (Н. Ф. Хилько, С. И. Иличев, Б.Н. Нащекин и др.), мы обозначили его специфику: неинституционализированный характер (нет связи с государственным студиями); местная локация съемок, которые организуются в регионе; отсутствие профессионального образования; отсутствие нацеленности на прибыль, а также на выход в большое кино; универсальный характер деятельности.
Далее, были проанализированы работы режиссеров-любителей г. Томска и Томской области («Мечтатели» (А. Шапошников); «Купон на измену», «Молот ведьм», «Большое сердце маленького города» (CAST Production); «Вера», «Байкал-Салярис» (А. Нерадовский); «Эксперт», «Я Враг», «Дети минут», «Вирус Counter Strike», «С Рождеством!», «Одиночество» (В. Доронкин); «Наставник» (В. Золотов) и др. В результате были выявлены следующие организационно-производственные особенности:
- неинституционализованный характер деятельности;
- отсутствие государственное финансирование (поиск и использование других возможностей);
- организация съемочного процесса в регионе (в местной географической локации);
- работают непрофессионалы-энтузиасты;
- универсализм и полифункциональность творческой работы;
- не ставится задача выйти на столичное кино;
- отсутствует цель прибыли.
Кроме того, ряд ключевых моментов, характеризующих организационную сторону: отток талантов; малое количество ресурсов (временные, денежные, человеческие), нехватка качественного оборудования, хотя у некоторых киноделов есть свои камеры, осветительные и звуковые приборы; нехватка поддержки от профильных организаций. Важно отметить, что деятельность носит неструктурированный и децентрализованный характер . Нет конкретного центра, формирующего общую киносреду региона.
Проблемы, с которыми сталкиваются любители: несогласованная организация съемочного процесса; не у всех есть мотивация к развитию кино; несовпадение ожиданий и возможностей.
В свою очередь, анализ ценностно-смысловой и художественно-образной специфики творчества Томских режиссеров-любителей позволил выявить следующие особенности.
1) Специфику кинотекста определяют два момента: региональная принадлежность и творческий индивидуализм, желание обратиться к тому, что наиболее беспокоит. Творческий индивидуализм - особая черта любительского кино. Это определяет жанровое разнообразие томских любительских фильмов.
2) Не все фильмы сняты на качественном уровне: наблюдается заимствование приемов, нечеткая драматургическая конструкция, слабая проработка персонажей, неестественность актерской игры и т.д.
3) Активное использование художественных приемов, которые обеспечивают коммуникацию со «своим» зрителем: съемки узнаваемых природных и городских пейзажей, знаковых мест города; актуальные и понятные истории в основе сюжета. Кроме того, обращение к таким «вечным» темам как добро, любовь, уважение, альтруизм, жертвенность.
4) Обращение к конкретным жанрам, к художественной традиции и эстетике.
В целом, томское любительское кино продолжает свое развитие, а деятельность режиссеров привлекает внимание не только профессионалов, но и творческих людей стремящихся самореализоваться в данной сфере.
1. Social-culture.ru (Электронный ресурс). URL: http://social-
culture.ru/index.php?request=list_category&id=827# (дата обращения -
10.06.2020)
2. Throndsen W., Skjolsvold T. M., Ryghaug M., Christensen T. H. From consumer to prosumer. Enrolling users into a Norwegian PV pilot // European Council for an Energy Efficient Economy Eceee. Summer Study proceedings. 2017. 2011-2020.
3. А. Грошев, С. Гинзбург, И. Долинский, Н. Лебедев, Е. Смирнова, Н. Туманова. Краткая история советского кино. М.: Искусство, 1968 г., 615 с.
4. Агафонова Н. А. Общая теория кино и основы анализа фильма / Н. А. Агафонова - Минск: Минск, 2008. 392 с.
5. Агент влияния: как работает самый популярный кинокритик России. 27. 08.
2018. [Электронный ресурс]. URL:
https ://www.rbc.ru/magazine/2018/09/5b7 d7b889a79470c61951592 (дата
обращения: 22.06.2020)
6. Александр Роднянский. Выходит продюсер /- 3-е изд., дополненное. - М.: Манн, Иванов и Фребер, 2017. - 420 с.
7. Александров Г.В. Эпоха и кино. М.: Политиздат. 1983 - 336 с.
8. Богданова П. Режиссеры-шестидесятники. - М.: Новое литературное
обозрение, 2010. - 176 с.
9. Вайсфельд И. Многонациональное советское киноискусство. — М., 1972
10. Вайсфельд И. Так начиналось искусство кино. - М.: Искусство, 1972. - 70 с.
11. Вистенгаузен В. К. кинофестивали в алтайском крае // Культурное наследие Сибири. 2016. № 16. С. 33-45.
12. Давайте разбираться: существует ли региональное кино. 13.04.2017 [Электронный ресурс]. URL: http://www.sobaka.ru/kzn/city/cinema/56580 (дата обращения: 01.04.2020).
13. Дин Мовшовиц. От идеи до злодея. Учимся создавать истории вместе с Pixar / - М.: Эксмо, 2019. - 128 с. - (Мастер сцены).
14. Дробашенко С. История советского документального кино : Учеб. метод. пособие. — М. : Изд-во МГУ, 1980, 90 с.
15. Дробашко С. Пространство экранного документа : [Эстетика
документализма]. — М. : Искусство, 1986. — 320 с...53