АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 9
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПЛАНИРОВАНИЯ 12
1.1 Содержание и структура стратегического планирования 12
1.2 Принципы и методы планирования 15
1.2.1 Принципы планирования 15
1.2.2 Основные методы планирования 16
1.2.3 Виды планирования 18
1.3 Инструменты для обеспечения эффективного планирования
производства 20
1.3.2 Инструменты для определения миссий и целей предприятия 24
1.3.3 Инструменты для выбора стратегии 27
1.3.4 Инструменты для разработки базовой стратегии 31
1.3.5 Инструменты для реализации стратегии 33
1.4 Инструмент для оценки и контроля выполнения стратегии 35
2 ОСНОВНОЙ МАТЕРИАЛ ПО СПЕЦИАЛЬНОЙ ЧАСТИ 37
2.1 Анализ внешней и внутренней среды предприятия ПАО «Уральская
кузница» 37
2.1.1 Краткая характеристика предприятия 37
2.1.2 Анализ внутренней среды предприятия 38
2.1.3 Анализ основных конкурентов предприятия 44
2.2 SWOT-анализ предприятия 48
2.3 Определение миссии и целей предприятия 50
2.4 Внедрение на предприятии стратегии Бостонской консалтинговой
группы 52
2.5 Стратегии и выводы по матрице БКГ 56
3 ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ 61
3.1 Расчет материальных затрат (Зм) на разработку проектной работы 61
3.2 Определение трудоемкости работ 63
3.3 Расходы на оплату труда 64
3.4 Расчет отчислений в фонд социального страхования (ФСС) 66
3.5 Расчет накладных расходов 67
3.6 Расчет общепроизводственных расходов 68
3.7 Расходы на служебные командировки 68
3.8 Общие затраты 69
3.9 Определение экономического эффекта 69
4 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ РАБОТЕ 72
НА КОМПЬЮТЕРЕ 72
4.1 Инструкция предприятия ПАО «Уральская кузница» 72
4.2 Воздействие опасных и вредных факторов 73
4.3 Организация и общие правила работы за компьютером 75
4.4 Требования охраны труда во время работы 80
4.5 Медико-профилактические и оздоровительные мероприятия 84
4.6 Ответственность руководства 85
4.7 Ответственность руководителя 85
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 87
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 90
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Любое предприятие создается с определенным набором целей - разработка продукта, выведение его на рынок, расширение бизнеса, получение стабильной прибыли. Чтобы эти многочисленные цели были достигнуты, руководителю нужно вести свой бизнес, учитывая воздействие многих факторов. То есть, ему нужно избрать стратегию развития предприятия.
Предприятие появляется и развивается в конкурентной среде, на которую влияют также внешние факторы - состояние мировой экономики, политика государства. Чтобы достичь поставленных целей, компания должна приспосабливаться к условиям, развиваться, находить новые технологии, повышать производительность, изыскивать новые пути выведения продукта на рынок. По своей сути, стратегия развития - это набор планов и задач предприятия, которые нужно выполнять, чтобы достичь долгосрочных целей. Производственные планы являются важной составляющей всей системы планирования на предприятии.
Каждое предприятие в условиях рыночной экономики самостоятельно разрабатывает принципы и суть своего производства, осуществляет планирование производственного процесса.
Производство может осуществляться с помощью различных форм и методов, при этом важно, чтобы соблюдались основные принципы любого производственного процесса, а именно его непрерывность и ритмичность, последовательность. Знание данных принципов и возможностей их реализации с помощью методов организации производства актуально для любого специалиста экономических специальностей, в связи с этим возрастает роль предмета и объекта исследования в работе.
Актуальность данной дипломной работы заключается в том, что, построив грамотную стратегию развития предприятие станет наращивать
экономические мощи и рост конкурентоспособности ее продукции.
Цель дипломной работы заключается в рассмотрении инструментов для обеспечения эффективного планирования производства.
Объектом исследования является ПАО «Уральская кузница» - крупнейший в России поставщик штампованной продукции из специальных сталей и жаропрочных сплавов, применяемых в различных отраслях машиностроения, аэрокосмическом комплексе, химической, пищевой, горнорудной и других отраслях народного хозяйства РФ.
В настоящее время, несмотря на кризисные явления в экономике и снижения общего производства в отраслях, предприятие сохраняет долю рынка и усиливает присутствие на рынках сбыта штампованной продукции. Маркетинговые и статистические подразделения предприятия ведут постоянный контроль уровня продаж продукции, анализ рынка и перспектив его развития, проводят мероприятия по расширению рынка сбыта в целях увеличения объемов сбыта продукции.
Для достижения цели дипломной работы требуется решить следующие задачи:
1) общую характеристику планирования;
В первой главе дипломной работы рассмотрен теоретический материал по изучаемому вопросу. В результате проведенного анализа литературных источников в данной главе рассмотрены принципы и методы планирования, инструменты для обеспечения эффективного планирования;
2) внедрение метода Бостонской консалтинговой группы в стратегическое планирование предприятия;
Для определения наиболее подходящей стратегии в ПАО «Уральская кузница» во второй главе проведен анализ внешней и внутренней среды предприятия, определение миссий и целей предприятия, предложение по внедрению метода БКГ, основные стратегии по матрице БКГ;
3) рассмотрен финансово-экономический эффект предложеннойстратегии;
В третьей главе проводится обоснование экономической эффективности предложенной стратегии развития предприятия;
4) рассмотреть безопасность жизнедеятельности при работе на компьютере;
В четвертой главе рассматриваются возможные воздействия опасных и вредных факторов при работе на компьютере, требования перед началом, вовремя и по окончанию работы, требования в аварийных ситуациях.
Как показывает практика, не существует единой универсальной стратегии для развития деятельности предприятия. Для достижения поставленных целей, современного уровня управления необходимо использовать инструменты планирования, позволяющие быстрее устранять причины проблем, возникающих в процессе планирования деятельности предприятия, в процессе производства продукции, на стадии сбыта готовой продукции. Стратегия БКГ основана на показателях, которые формируют матрицу оценки (скорость развития производства и доля рынка, приходящего на компанию).
При написании работы мною были использованы законодательные акты, научные и учебные издания по менеджменту, материалы периодических изданий, годовая отчетность предприятий за 2016 год, а также курсы лекций пройденных мною дисциплин. Исходной базой анализа деятельности предприятия послужила документация предприятия: стандарты предприятия, регламенты, технические инструкции, отчёты.
Стратегические производственные планы являются важной составляющей всей системы планирования на предприятии. Цель стратегического производственного планирования —определить нормы производства, чтобы удовлетворить потребности покупателей, заказчиков или потребителей продукции компании.
Процесс стратегического планирования включает определение миссии предприятия, формулирование целей и задач функционирования предприятия, оценку и анализ внешней и внутренней среды (возможностей и потенциала предприятия), разработку и анализ стратегических альтернатив (как предприятие будет достигать своих целей), выбор оптимального варианта стратегического плана.
Для достижения поставленных целей, современного уровня управления необходимо использовать инструменты планирования, позволяющие быстрее устранять причины проблем, возникающих в процессе планирования деятельности предприятия, в процессе производства продукции, на стадии сбыта готовой продукции. Использование инструментов планирования на предприятии помогает отслеживать успешность и эффективность реализации планов, проектов и программ, а также принимать необходимые решения по их корректировке применительно к изменениям внешней и внутренней среды предприятия.
Готовых стратегических производственных планов не существует. Нужен комплексный подход к разработке оптимального стратегического плана производства с учетом хозяйственной деятельности и технологии производства.
При написании дипломной работы для внедрения стратегии Бостонской консалтинговой группы я использовал следующие инструменты планирования:
1) анализа внутренней среды предприятия где исследовалось пять
основных функциональных показателей: финансово-экономический, производственный, персонал, маркетинг, имидж предприятия. Такой анализ показал, что предприятие ПАО «Уральская кузница» является конкурентом в своем сегменте, стремиться к лидерству, проводит мероприятия по освоению новой продукции, завоеванию новых потребителей и увеличению доли рынка;
2) анализ основных конкурентов предприятия помог оценить силы конкуренции, позиции конкурентных предприятий на рынке, перспективу развития предприятия ПАО «Уральская кузница»;
3) конкурентный анализ планирования по модели «5 сил» М. Портера. Такой анализ помог определить «узкие места», определить стратегические альтернативы, касающихся развития рыночной ситуации;
4) проведенный SWOT анализ, показывает преимущества и недостатки предприятия. А также на что необходимо руководству предприятия обратить внимание в первую очередь для разработки комплекса необходимых мер направленных на эффективную реализацию стратегического планирования;
5) с помощью метода «мозгового штурма» ведущими специалистами предприятия были сформулированы сильные и слабые стороны, угрозы и возможности., а также пути их решения;
6) для разработки, анализа и выбора стратегии я предлагаю внедрить на предприятии стратегию Бостонской консалтинговой группы (БКГ), которая поможет определить скорость развития производства и долю рынка предприятия. А так с помощью матрицы БКГ можно принять решение какие подразделения или продукцию стоит развивать, а какие следует ликвидировать;
7) для разработки стратегического плана развития предприятия я предлагаю руководству предприятия разработать и внедрить укреплённую модель развития М. Ансоффа, которая также является диагностическиминструментом.
С помощью инструментов планирования я пришел к выводу, что предприятие ПАО «Уральская кузница» является конкурентом в своем сегменте, стремиться к лидерству, проводит мероприятия по освоению новой продукции, завоеванию новых потребителей и увеличению доли рынка. Все эти мероприятия направлены на рост финансового благополучия предприятия. Внедрение матрицы БКГ поможет руководству предприятия объективно оценить темп роста рынка и относительную долю рынка своей продукции.
1 Безопасность жизнедеятельности. Безопасность технологических процессов и производств (Охрана труда): Учебн. пособие для вузов/ П. П. Кукин, Е.А. Подгорных и др. - М.: Высш, шк., 1999. - 318 с.
2 Бухалков, М.И. Планирование на предприятии: Учебник. / М.И. Бухалков. - 3-е изд., испр. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 416 с.
3 Ионин, А.А. Планирование на предприятии (организации) (для бакалавров) / А.А. Ионин, В.Н. Братенков. - М.: КноРус, 2014. - 336 с.
4 Катькало, В. С. Эволюция теории стратегического управления /В. С. Катькало; Высшая школа менеджмента СПбГУ. 3-е изд. СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента»; Издат. дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2011
5 Курганская, Н.И. Планирование и анализ производственной деятельности предприятия: Учеб, пособие. / Н.И. Курганская, Н.В. Волкова, О.В. Вишневская. - Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 311 с.
6 Обеспечение безопасности при работе с ПЭВМ Маньков В.Д. НиТ 2005
7 Одинцова, Л.А. Планирование на предприятии: учеб, для вузов / Л.А. Одинцова. - Гриф УМО. - М.: Академия, 2012. - 267 с.
8 Организация и планирование производства: Учеб, пособие для вузов. / А.Н. Ильченко [и др.]; под ред. А.Н. Ильченко [и др.] - Гриф УМО. - М.: Академия, 2016. - 207 с.
9 Савкина, Р.В. Планирование на предприятии: Учебник для бакалавров / Р.В. Савкина. - М.: Дашков и К, 2015. - 320 с.
10 Годовой отчет по итогам работы предприятия ПАО «Уральская кузница» за 2016 год. [электронный ресурс], http ://www.uralkuz.ru/doc/doc .asp?obj=136877
11 Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности ПАО «ВСМПО АВИСМА» за 2016 год. [электронный ресурс],http://www. vsmpo.ru/doc_e/Invest2017/msfo_rus_2016.pdf
12 Аудиторское заключение о бухгалтерской (финансовой) отчетности АО «НПК «Уралвагонзавод» за период с 01. 01. 2016 по 31. 12. 2016 год, [электронный ресурс], http://uralvagonzavod.ru/export/202016.pd
13 9 ГОСТ Р ИСО 9001-2015 Системы менеджмента качества. Требования. М.: Стандартинформ, 2015
14 ГОСТ 12.2.032-78. Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Рабочее место при выполнении работ сидя. Общие эргономические требования. Введ. 1979-01-01. - М.: Изд-во стандартов, 1979. - 9 с.
15 СНиП 23.05-95. Естественное и искусственное освещение. - Введ. 1996-01-01. - М.: Изд-во стандартов, 1996.
..20