Разработка методического обеспечения программы дополнительной профессиональной подготовки «Общая психология»»
|
Введение
1 Теоретические основы организации процесса обучения по программе дополнительной профессиональной подготовки «Общая психология» 10
1.1 Специфика программы дополнительной профессиональной подготовки «Общая психология» 10
1.2 Педагогические технологии для преподавания программы дополнительной профессиональной подготовки «Общая психология» 15
2 Обоснование и разработка методического обеспечения программы дополнительной профессиональной подготовки «Общая психология» 25
2.1 Основные понятия и сущность методического обеспечения процесса обучения 25
2.2 Методическое обеспечение лекционных занятий
2.3 Методическое обеспечение практических занятий
2.4 Фонд оценочных средств
3 Разработка электронного обучающего курса «Общая психология»
3.1 Теоретические основы разработки педагогических программных средств 34
3.2 Педагогическое обоснование и описание электронного обучающего
курса «Общая психология» 45
3.3 Апробация и экспертиза электронного обучающего курса «Общая
психология» 60
Заключение
Список использованных источников
Приложение А 85
Приложение Б 96
Приложение В 99
Приложение Г 103
Приложение Д 130
1 Теоретические основы организации процесса обучения по программе дополнительной профессиональной подготовки «Общая психология» 10
1.1 Специфика программы дополнительной профессиональной подготовки «Общая психология» 10
1.2 Педагогические технологии для преподавания программы дополнительной профессиональной подготовки «Общая психология» 15
2 Обоснование и разработка методического обеспечения программы дополнительной профессиональной подготовки «Общая психология» 25
2.1 Основные понятия и сущность методического обеспечения процесса обучения 25
2.2 Методическое обеспечение лекционных занятий
2.3 Методическое обеспечение практических занятий
2.4 Фонд оценочных средств
3 Разработка электронного обучающего курса «Общая психология»
3.1 Теоретические основы разработки педагогических программных средств 34
3.2 Педагогическое обоснование и описание электронного обучающего
курса «Общая психология» 45
3.3 Апробация и экспертиза электронного обучающего курса «Общая
психология» 60
Заключение
Список использованных источников
Приложение А 85
Приложение Б 96
Приложение В 99
Приложение Г 103
Приложение Д 130
При организации процесса обучения есть необходимость учета возрастных и индивидуальных психологических особенностей обучающихся. Педагог должен знать эти особенности для повышения эффективности процесса обучения. Именно поэтому важна психолого-педагогическая подготовка студентов - будущих педагогов и переподготовка или дополнительная профессиональная подготовка преподавателей, не имеющих базового педагогического образования. Особенно актуально это становится с введением профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» В связи с введением данного профессионального стандарта актуализировалась проблема несоответствия большей части педагогов, не имеющих педагогического образования, данным трудовым функциям. С целью устранения данного несоответствия в настоящее время разрабатываются и реализуются программы дополнительной профессиональной подготовки.
Анализируя Федеральный закон об образовании, в частности статью 48 (Обязанности и ответственность педагогических работников), в которой говорится о том, что «Педагогические работники обязаны: учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания, систематически повышать свой профессиональный уровень мы убедились в необходимости психологической подготовки преподавателей.
Далее, в ходе анализа статьи 76 (Дополнительное профессиональное образование), было выявлено определение программы дополнительной профессиональной подготовки, а именно: «Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды. Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки)» 1].
О необходимости учета индивидуальных особенностей обучаемых также говорится в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года, а именно «... индивидуализация образовательного процесса за счет многообразия видов и форм образовательных учреждений и образовательных программ, учитывающих интересы и способности личности» [2].
Разработка и внедрение программ дополнительной профессиональной подготовки способствует получению или формированию необходимой трудовой функции для дальнейшей педагогической деятельности.
Для получения высоких результатов в процессе обучения по программе дополнительной профессиональной подготовки есть необходимость в разработке методического обеспечения.
При разработке программ дополнительной профессиональной подготовки и подборе педагогических технологий необходимо учитывать тот факт, что данные программы рассчитаны в большей степени на взрослую аудиторию.
Вопросами разработками педагогических технологий занимались такие ученые, как: В.А. Сластенин, Б.Т. Лихачев, В.В. Петрусинский и др.
Особенностями обучения взрослых занимались следующие авторы: М.Н. Кох, Т.Н. Пешкова, Н.В. Лебедева и др.
Для повышения качества обучения на программе дополнительной профессиональной подготовки целесообразно использовать современные педагогические программы средства, а именно электронный обучающий курс, который способствует активному вовлечению всех категорий слушателей в процесс обучения.
Использованию в процессе обучения педагогических средств посвящены работы таких авторов, как Н.Н. Горлушкина, И.В. Роберт и др.
Актуальность решения проблемы, которая появилась в связи с введением профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» [3] и несоответствием большей части педагогов, требуемым трудовым функциям, обозначенным в данном стандарте, обусловила выбор темы исследования.
Исходя из вышесказанного, была сформулирована тема исследования: «Разработка методического обеспечения программы дополнительной профессиональной подготовки «Общая психология»».
В соответствии с темой определена цель исследования: разработать методическое обеспечение программы дополнительной профессиональной подготовки «Общая психология»
Объект исследования: процесс обучения по программе дополнительной профессиональной подготовки «Общая психология».
Предмет исследования: методическое обеспечение программы дополнительной профессиональной подготовки «Общая психология».
Задачи исследования:
1) Раскрыть специфику программы дополнительной профессиональной подготовки «Общая психология».
2) Выявить педагогические технологии для преподавания программы дополнительной профессиональной подготовки «Общая психология».
3) Обосновать и разработать методическое обеспечение программы дополнительной профессиональной подготовки «Общая психология».
4) Обосновать и разработать электронный обучающий курс «Общая психология».
5) Провести апробацию и экспертизу электронного обучающего курса «Общая психология».
Для решения задач исследования нами были использованы следующие методы:
- анализ профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»
- анализ литературы по вопросам особенностей обучения взрослых;
- анализ педагогической литературы по вопросам разработки методического обеспечения программы дополнительной профессиональной подготовки;
- анализ литературы по вопросам разработки педагогических программных средств;
- анкетирование;
- метод экспертных оценок.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 глав, содержащих выводы, заключения, списка использованных источников и 5 приложений. Список использованных источников включает в себя 45 изданий. В работе содержатся 4 таблицы и 50 рисунков. Общий объем работы без учета приложений составляет 84 страницы.
Анализируя Федеральный закон об образовании, в частности статью 48 (Обязанности и ответственность педагогических работников), в которой говорится о том, что «Педагогические работники обязаны: учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания, систематически повышать свой профессиональный уровень мы убедились в необходимости психологической подготовки преподавателей.
Далее, в ходе анализа статьи 76 (Дополнительное профессиональное образование), было выявлено определение программы дополнительной профессиональной подготовки, а именно: «Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды. Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки)» 1].
О необходимости учета индивидуальных особенностей обучаемых также говорится в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года, а именно «... индивидуализация образовательного процесса за счет многообразия видов и форм образовательных учреждений и образовательных программ, учитывающих интересы и способности личности» [2].
Разработка и внедрение программ дополнительной профессиональной подготовки способствует получению или формированию необходимой трудовой функции для дальнейшей педагогической деятельности.
Для получения высоких результатов в процессе обучения по программе дополнительной профессиональной подготовки есть необходимость в разработке методического обеспечения.
При разработке программ дополнительной профессиональной подготовки и подборе педагогических технологий необходимо учитывать тот факт, что данные программы рассчитаны в большей степени на взрослую аудиторию.
Вопросами разработками педагогических технологий занимались такие ученые, как: В.А. Сластенин, Б.Т. Лихачев, В.В. Петрусинский и др.
Особенностями обучения взрослых занимались следующие авторы: М.Н. Кох, Т.Н. Пешкова, Н.В. Лебедева и др.
Для повышения качества обучения на программе дополнительной профессиональной подготовки целесообразно использовать современные педагогические программы средства, а именно электронный обучающий курс, который способствует активному вовлечению всех категорий слушателей в процесс обучения.
Использованию в процессе обучения педагогических средств посвящены работы таких авторов, как Н.Н. Горлушкина, И.В. Роберт и др.
Актуальность решения проблемы, которая появилась в связи с введением профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» [3] и несоответствием большей части педагогов, требуемым трудовым функциям, обозначенным в данном стандарте, обусловила выбор темы исследования.
Исходя из вышесказанного, была сформулирована тема исследования: «Разработка методического обеспечения программы дополнительной профессиональной подготовки «Общая психология»».
В соответствии с темой определена цель исследования: разработать методическое обеспечение программы дополнительной профессиональной подготовки «Общая психология»
Объект исследования: процесс обучения по программе дополнительной профессиональной подготовки «Общая психология».
Предмет исследования: методическое обеспечение программы дополнительной профессиональной подготовки «Общая психология».
Задачи исследования:
1) Раскрыть специфику программы дополнительной профессиональной подготовки «Общая психология».
2) Выявить педагогические технологии для преподавания программы дополнительной профессиональной подготовки «Общая психология».
3) Обосновать и разработать методическое обеспечение программы дополнительной профессиональной подготовки «Общая психология».
4) Обосновать и разработать электронный обучающий курс «Общая психология».
5) Провести апробацию и экспертизу электронного обучающего курса «Общая психология».
Для решения задач исследования нами были использованы следующие методы:
- анализ профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»
- анализ литературы по вопросам особенностей обучения взрослых;
- анализ педагогической литературы по вопросам разработки методического обеспечения программы дополнительной профессиональной подготовки;
- анализ литературы по вопросам разработки педагогических программных средств;
- анкетирование;
- метод экспертных оценок.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, 3 глав, содержащих выводы, заключения, списка использованных источников и 5 приложений. Список использованных источников включает в себя 45 изданий. В работе содержатся 4 таблицы и 50 рисунков. Общий объем работы без учета приложений составляет 84 страницы.
Цель выпускной квалификационной работы состояла в разработке методического обеспечения программы дополнительной профессиональной подготовки «Общая психология».
Для решения первой задачи выпускной квалификационной работы нами был проанализирован профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», на основе которого раскрыли специфику программы дополнительной профессиональной подготовки «Общая психология».
В ходе анализа профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» было выявлено, что главной целью профессиональной деятельности педагога профессионального обучения является организация деятельности обучающихся на протяжении всего процесса обучения. Для этого необходимо овладеть такими трудовыми функциями, как:
- «Организация учебной деятельности обучающихся по освоению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ профессионального обучения, СПО и (или) ДНИ» (код А/01.6);
- «Создание педагогических условий для развития группы (курса) обучающихся по программам СПО» (код С/01.6).
На наш взгляд, формированию вышеперечисленных функций будет способствовать изучение программы дополнительной профессиональной подготовки «Общая психология».
Данная программа рассчитана на 36 учебных часов, из которых 18 часов отводится на лекционные занятия и 18 часов на практические.
Результатом данной программы обучения будет формирование у преподавателей, не имеющих педагогического образования, готовности использовать педагогически обоснованные формы, методы и приемы организации деятельности обучающихся, применять современные технические средства обучения и образовательные технологии с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
В ходе решения второй задачи выпускной квалификационной работы было рассмотрено понятие педагогических технологий, и за основное в работе принято определение Б.Т. Лихачева, который пишет о том, что педагогическая технология представляет собой совокупность психолого¬педагогических установок, определяющих специальный подбор и компоновку форм, методов, способов, приемов, воспитательных средств.
Программа дополнительной профессиональной подготовки «Общая психология» рассчитана на взрослую аудиторию, поэтому при подборе педагогических технологий мы учли данный факт.
Процесс обучения взрослого поколения отличается от других учебных процессов и имеет свои особенности. При организации профессионального обучения необходимо учитывать следующие особенности взрослых людей:
1) Осознанное отношение к процессу своего обучения.
2) Потребность в самостоятельности.
3) Практическая направленность в отношении обучения, стремление к применению полученных знаний, умений и навыков.
4) Наличие жизненного опыта - важного источника обучения.
5) Влияние на процесс обучения профессиональных, социальных, бытовых и временных факторов.
После рассмотрения различных педагогических технологий мы подобрали наиболее подходящие для преподавания программы дополнительной профессиональной подготовки «Общая психология». Такими технологиями являются:
- игровая технология;
- проблемное обучение;
- метод проектов;
- коллективный способ обучения;
- технология тренинга.
Решая третью задачу, нами было рассмотрено понятие методического обеспечения, за основное было принято определение П.И. Образцова, который понимает под методическим обеспечением учебного процесса обеспеченность его соответствующими методиками, то есть совокупностью методов, методических приемов, частных методических процедур и операций, позволяющих педагогу достичь определенных целей обучения, используя наиболее эффективные виды педагогического воздействия или педагогического взаимодействия с обучающимися.
Методическое обеспечение включает в себя учебно-методическую и научно-методическую работу.
Учебно-методическая работа включает:
- разработку методического содержания нормативных документов по качественной реализации учебных планов и программ, тематических и календарных планов учебных дисциплин;
- создание электронной базы учебных и учебно-методических пособий по каждой специальности подготовки студентов;
- исследование состояния и перспектив методического обеспечения учебного процесса на факультетском и кафедральном уровнях;
- совершенствование и повышение эффективности применения методов, форм и средств обучения студентов;
- непрерывное повышение педагогической квалификации руководящего и профессорско-преподавательского состава института;
- создание условий для их творческой работы.
Научно-методическая работа включает:
- комплексирование научной деятельности структурных подразделений института по методическому обеспечению учебного процесса;
- анализ, обобщение и распространение методического опыта;
- разработку и апробацию новых методов, форм и средств обучения студентов, внедрение их в учебный процесс института.
Далее было рассмотрено понятие лекционных занятий.
Лекция - один из методов обучения, одна из основных системообразующих форм организации процесса обучения в вузе. Лекционное занятие представляет собой систематическое, последовательное, монологическое изложение преподавателем-лектором учебного материала, как правило, теоретического характера.
Различают несколько основных видов лекций:
- вводная;
- установочная;
- программная;
- обзорная;
- итоговая.
Следующим понятием было рассмотрено понятие практического занятия.
Ивашкин И.Г. и Жукова Л.П. считают, что практическое занятие - это занятие, проводимое под руководством преподавателя в учебной аудитории, направленное на углубление научно - теоретических знаний и овладение определенными методами самостоятельной работы.
Как правило, выделяют следующие функции практических занятий:
- познавательная;
- воспитательная;
- функция контроля и учета.
Далее рассмотрели понятие фонда оценочных средств.
Фонд оценочных средств - комплект методических и контрольно-измерительных материалов, предназначенных для оценивания уровня знаний, умений, навыков и компетенций обучающихся по образовательным программам высшего образования.
Цель разработки оценочных средств - обеспечить внутренний мониторинг качества освоения дополнительных профессиональных программ.
В рамках третьей задачи было разработано методическое обеспечение для лекционных занятий в объеме 18 часов и практических занятий в объеме 18 часов. Также был разработан фонд оценочных средств по программе дополнительной профессиональной подготовки «Общая психология».
В ходе решения четвертой задачи нами было рассмотрено понятие педагогических программных средств, классификации педагогических программных средств и принципы их разработки. После был разработан электронный обучающий курс «Общая психология».
За основное понятие педагогических программных средств было принято определение, данное Горлушкиной Н.Н., в котором говорится о том, что педагогические программные средства представляют собой технологическое обеспечение учебного процесса, основанное на использовании компьютерных и коммуникационных технологий.
Далее были изучены классификации педагогических программных средств. Самой распространенной оказалась классификация того же автора, Горлушкиной Н.Н. Согласно данной классификации электронный курс «Общая психология» является:
По целевому назначению: демонстрационным, формирующим (формирует знания: информационно-справочные, поисковые; формирует умения: генераторы задания; формирует навыки: игровые программы) и контролирующим (тестирующим: совокупность алгоритмов и программ для поддержки компьютерного тестирования в конкретной учебной дисциплине; организующие самоконтроль).
По функциональному строению: нелинейным (комбинированным - включающим в себя фрагменты линейного, разветвленного, адаптивного программирования).
По степени активности учащегося: активным (позволяет обучаемому самому задавать вопросы, а вопросы, задаваемые компьютером, могут меняться в зависимости от учебных целей).
Далее были рассмотрены дидактические принципы разработки педагогических программных средств, представленные в учебном пособии Н.В. Гафуровой и Е.Ю. Чуриловой «Педагогическое применение мультимедиа средств»:
- принцип научности;
- принцип доступности;
- принцип адаптивности;
- принцип обеспечения систематичности и последовательности обучения;
- принцип обеспечения компьютерной визуализации учебной информации;
- принцип обеспечения сознательности обучения,
самостоятельности и активизации деятельности обучаемого;
- принцип обеспечения прочности усвоения результатов обучения;
- принцип обеспечения интерактивного диалога;
- принцип обеспечения суггестивной обратной связи.
Также существуют основные принципы разработки педагогических программных средств, которые необходимо соблюдать:
- учета психофизиологических особенностей обучаемых;
- психологической и педагогической эргономичности;
- учета технических возможностей компьютерной и телекоммуникационной техники;
- функциональной полноты;
- приоритетности стратегии обучения;
- мотивационной и активностной обеспеченности;
- универсальности применения;
- модульности построения.
Все представленные принципы были соблюдены при разработке электронного курса «Общая психология».
Электронный курс «Общая психология» разрабатывался с методическими целями:
- тренировка в усвоении учебного материала и самоподготовка (возврат к пройденному материалу необходимое количество раз);
- осуществление обучающимися механизма самоконтроля и самокоррекции (выполнение заданий и тестов анализ результатов и ошибок);
- компьютерная визуализация учебной информации (посредством использования презентаций, видеороликов, схем, таблиц и т.д.);
- усиление у студентов мотивации к обучению (создание благоприятной атмосферы для изучения материала);
- оптимизация деятельности обучающихся;
- формирование информационной культуры обучающихся.
Методические задачи электронного курса «Общая психология»:
1) Обеспечить доступ к необходимому учебному материалу в полном объеме.
2) Организовать самоподготовку и самоконтроль обучаемых.
3) Визуализировать учебную информацию.
4) Повысить интерес обучаемых.
Представили структуру электронного обучающего курса «Общая психология», в основу которой была положена информационно-технологическая конструкция, представленная в Положении об электронных образовательных ресурсах СФУ:
- описание предполагаемого режима обучения;
- структурированный теоретический материал, представленный с использованием мультимедийных компонентов, повышающих степень выразительности теоретического материала и иллюстрирующих основное понятие или объект изучения;
- электронный терминологический словарь;
- электронный фонд контрольно-измерительных материалов оценки знаний для организации промежуточного и итогового видов контроля знаний, соответствующих структуре предметной области;
- электронная хрестоматия;
- электронное наглядное пособие;
- электронный практикум;
- электронный курс лекций;
- реализованные на базе информационной обучающей системы средства взаимодействия преподавателя и обучаемых (форум, средства on¬line общения (чаты), выставления отзывов преподавателя к учебным заданиям, рецензирование результатов выполнения заданий обучаемыми, использование wiki-страниц для совместной работы, обмен сообщениями учебного содержания между преподавателем и обучаемыми, прочие средства);
- список основной и дополнительной литературы;
- гиперссылки на внешние источники (печатные и мультимедийные издания и ресурсы).
Также представлены педагогический и технологический сценарии электронного курса.
Для решения последней задачи выпускной квалификационной работы была проведена апробация электронного обучающего курса «Общая психология», которая проходила в рамках педагогической практики, в процессе преподавания дисциплины «Психология профессионального образования». Анализ результатов опроса студентов показал, что курс достаточно наполнен мультимедийным составляющим, удобен в работе, понятен теоретический материал, особых проблем при работе не возникало, достаточно графических объектов, предполагается самостоятельная деятельность, имеются мотивирующие элементы, осуществляется обратная связь, самоконтроль и контроль усвоения знаний.
Для оценки соответствия электронного курса принципам разработки электронных обучающих средств был использован метод экспертных оценок. Экспертами в исследовании выступали: 2 старших методиста ФПК СФУ и 2 специалиста отдела информатизации УД СФУ.
Исходя из результатов апробации и экспертной оценки, можно сделать вывод о том, что электронный обучающий курс «Общая психология» удовлетворяет дидактическим принципам, принципам разработки педагогических программных средств, а также основным требованиям, предъявляемым к электронным курсам.
Таким образом, задачи исследования были решены, цель была достигнута.
Для решения первой задачи выпускной квалификационной работы нами был проанализирован профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», на основе которого раскрыли специфику программы дополнительной профессиональной подготовки «Общая психология».
В ходе анализа профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» было выявлено, что главной целью профессиональной деятельности педагога профессионального обучения является организация деятельности обучающихся на протяжении всего процесса обучения. Для этого необходимо овладеть такими трудовыми функциями, как:
- «Организация учебной деятельности обучающихся по освоению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ профессионального обучения, СПО и (или) ДНИ» (код А/01.6);
- «Создание педагогических условий для развития группы (курса) обучающихся по программам СПО» (код С/01.6).
На наш взгляд, формированию вышеперечисленных функций будет способствовать изучение программы дополнительной профессиональной подготовки «Общая психология».
Данная программа рассчитана на 36 учебных часов, из которых 18 часов отводится на лекционные занятия и 18 часов на практические.
Результатом данной программы обучения будет формирование у преподавателей, не имеющих педагогического образования, готовности использовать педагогически обоснованные формы, методы и приемы организации деятельности обучающихся, применять современные технические средства обучения и образовательные технологии с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
В ходе решения второй задачи выпускной квалификационной работы было рассмотрено понятие педагогических технологий, и за основное в работе принято определение Б.Т. Лихачева, который пишет о том, что педагогическая технология представляет собой совокупность психолого¬педагогических установок, определяющих специальный подбор и компоновку форм, методов, способов, приемов, воспитательных средств.
Программа дополнительной профессиональной подготовки «Общая психология» рассчитана на взрослую аудиторию, поэтому при подборе педагогических технологий мы учли данный факт.
Процесс обучения взрослого поколения отличается от других учебных процессов и имеет свои особенности. При организации профессионального обучения необходимо учитывать следующие особенности взрослых людей:
1) Осознанное отношение к процессу своего обучения.
2) Потребность в самостоятельности.
3) Практическая направленность в отношении обучения, стремление к применению полученных знаний, умений и навыков.
4) Наличие жизненного опыта - важного источника обучения.
5) Влияние на процесс обучения профессиональных, социальных, бытовых и временных факторов.
После рассмотрения различных педагогических технологий мы подобрали наиболее подходящие для преподавания программы дополнительной профессиональной подготовки «Общая психология». Такими технологиями являются:
- игровая технология;
- проблемное обучение;
- метод проектов;
- коллективный способ обучения;
- технология тренинга.
Решая третью задачу, нами было рассмотрено понятие методического обеспечения, за основное было принято определение П.И. Образцова, который понимает под методическим обеспечением учебного процесса обеспеченность его соответствующими методиками, то есть совокупностью методов, методических приемов, частных методических процедур и операций, позволяющих педагогу достичь определенных целей обучения, используя наиболее эффективные виды педагогического воздействия или педагогического взаимодействия с обучающимися.
Методическое обеспечение включает в себя учебно-методическую и научно-методическую работу.
Учебно-методическая работа включает:
- разработку методического содержания нормативных документов по качественной реализации учебных планов и программ, тематических и календарных планов учебных дисциплин;
- создание электронной базы учебных и учебно-методических пособий по каждой специальности подготовки студентов;
- исследование состояния и перспектив методического обеспечения учебного процесса на факультетском и кафедральном уровнях;
- совершенствование и повышение эффективности применения методов, форм и средств обучения студентов;
- непрерывное повышение педагогической квалификации руководящего и профессорско-преподавательского состава института;
- создание условий для их творческой работы.
Научно-методическая работа включает:
- комплексирование научной деятельности структурных подразделений института по методическому обеспечению учебного процесса;
- анализ, обобщение и распространение методического опыта;
- разработку и апробацию новых методов, форм и средств обучения студентов, внедрение их в учебный процесс института.
Далее было рассмотрено понятие лекционных занятий.
Лекция - один из методов обучения, одна из основных системообразующих форм организации процесса обучения в вузе. Лекционное занятие представляет собой систематическое, последовательное, монологическое изложение преподавателем-лектором учебного материала, как правило, теоретического характера.
Различают несколько основных видов лекций:
- вводная;
- установочная;
- программная;
- обзорная;
- итоговая.
Следующим понятием было рассмотрено понятие практического занятия.
Ивашкин И.Г. и Жукова Л.П. считают, что практическое занятие - это занятие, проводимое под руководством преподавателя в учебной аудитории, направленное на углубление научно - теоретических знаний и овладение определенными методами самостоятельной работы.
Как правило, выделяют следующие функции практических занятий:
- познавательная;
- воспитательная;
- функция контроля и учета.
Далее рассмотрели понятие фонда оценочных средств.
Фонд оценочных средств - комплект методических и контрольно-измерительных материалов, предназначенных для оценивания уровня знаний, умений, навыков и компетенций обучающихся по образовательным программам высшего образования.
Цель разработки оценочных средств - обеспечить внутренний мониторинг качества освоения дополнительных профессиональных программ.
В рамках третьей задачи было разработано методическое обеспечение для лекционных занятий в объеме 18 часов и практических занятий в объеме 18 часов. Также был разработан фонд оценочных средств по программе дополнительной профессиональной подготовки «Общая психология».
В ходе решения четвертой задачи нами было рассмотрено понятие педагогических программных средств, классификации педагогических программных средств и принципы их разработки. После был разработан электронный обучающий курс «Общая психология».
За основное понятие педагогических программных средств было принято определение, данное Горлушкиной Н.Н., в котором говорится о том, что педагогические программные средства представляют собой технологическое обеспечение учебного процесса, основанное на использовании компьютерных и коммуникационных технологий.
Далее были изучены классификации педагогических программных средств. Самой распространенной оказалась классификация того же автора, Горлушкиной Н.Н. Согласно данной классификации электронный курс «Общая психология» является:
По целевому назначению: демонстрационным, формирующим (формирует знания: информационно-справочные, поисковые; формирует умения: генераторы задания; формирует навыки: игровые программы) и контролирующим (тестирующим: совокупность алгоритмов и программ для поддержки компьютерного тестирования в конкретной учебной дисциплине; организующие самоконтроль).
По функциональному строению: нелинейным (комбинированным - включающим в себя фрагменты линейного, разветвленного, адаптивного программирования).
По степени активности учащегося: активным (позволяет обучаемому самому задавать вопросы, а вопросы, задаваемые компьютером, могут меняться в зависимости от учебных целей).
Далее были рассмотрены дидактические принципы разработки педагогических программных средств, представленные в учебном пособии Н.В. Гафуровой и Е.Ю. Чуриловой «Педагогическое применение мультимедиа средств»:
- принцип научности;
- принцип доступности;
- принцип адаптивности;
- принцип обеспечения систематичности и последовательности обучения;
- принцип обеспечения компьютерной визуализации учебной информации;
- принцип обеспечения сознательности обучения,
самостоятельности и активизации деятельности обучаемого;
- принцип обеспечения прочности усвоения результатов обучения;
- принцип обеспечения интерактивного диалога;
- принцип обеспечения суггестивной обратной связи.
Также существуют основные принципы разработки педагогических программных средств, которые необходимо соблюдать:
- учета психофизиологических особенностей обучаемых;
- психологической и педагогической эргономичности;
- учета технических возможностей компьютерной и телекоммуникационной техники;
- функциональной полноты;
- приоритетности стратегии обучения;
- мотивационной и активностной обеспеченности;
- универсальности применения;
- модульности построения.
Все представленные принципы были соблюдены при разработке электронного курса «Общая психология».
Электронный курс «Общая психология» разрабатывался с методическими целями:
- тренировка в усвоении учебного материала и самоподготовка (возврат к пройденному материалу необходимое количество раз);
- осуществление обучающимися механизма самоконтроля и самокоррекции (выполнение заданий и тестов анализ результатов и ошибок);
- компьютерная визуализация учебной информации (посредством использования презентаций, видеороликов, схем, таблиц и т.д.);
- усиление у студентов мотивации к обучению (создание благоприятной атмосферы для изучения материала);
- оптимизация деятельности обучающихся;
- формирование информационной культуры обучающихся.
Методические задачи электронного курса «Общая психология»:
1) Обеспечить доступ к необходимому учебному материалу в полном объеме.
2) Организовать самоподготовку и самоконтроль обучаемых.
3) Визуализировать учебную информацию.
4) Повысить интерес обучаемых.
Представили структуру электронного обучающего курса «Общая психология», в основу которой была положена информационно-технологическая конструкция, представленная в Положении об электронных образовательных ресурсах СФУ:
- описание предполагаемого режима обучения;
- структурированный теоретический материал, представленный с использованием мультимедийных компонентов, повышающих степень выразительности теоретического материала и иллюстрирующих основное понятие или объект изучения;
- электронный терминологический словарь;
- электронный фонд контрольно-измерительных материалов оценки знаний для организации промежуточного и итогового видов контроля знаний, соответствующих структуре предметной области;
- электронная хрестоматия;
- электронное наглядное пособие;
- электронный практикум;
- электронный курс лекций;
- реализованные на базе информационной обучающей системы средства взаимодействия преподавателя и обучаемых (форум, средства on¬line общения (чаты), выставления отзывов преподавателя к учебным заданиям, рецензирование результатов выполнения заданий обучаемыми, использование wiki-страниц для совместной работы, обмен сообщениями учебного содержания между преподавателем и обучаемыми, прочие средства);
- список основной и дополнительной литературы;
- гиперссылки на внешние источники (печатные и мультимедийные издания и ресурсы).
Также представлены педагогический и технологический сценарии электронного курса.
Для решения последней задачи выпускной квалификационной работы была проведена апробация электронного обучающего курса «Общая психология», которая проходила в рамках педагогической практики, в процессе преподавания дисциплины «Психология профессионального образования». Анализ результатов опроса студентов показал, что курс достаточно наполнен мультимедийным составляющим, удобен в работе, понятен теоретический материал, особых проблем при работе не возникало, достаточно графических объектов, предполагается самостоятельная деятельность, имеются мотивирующие элементы, осуществляется обратная связь, самоконтроль и контроль усвоения знаний.
Для оценки соответствия электронного курса принципам разработки электронных обучающих средств был использован метод экспертных оценок. Экспертами в исследовании выступали: 2 старших методиста ФПК СФУ и 2 специалиста отдела информатизации УД СФУ.
Исходя из результатов апробации и экспертной оценки, можно сделать вывод о том, что электронный обучающий курс «Общая психология» удовлетворяет дидактическим принципам, принципам разработки педагогических программных средств, а также основным требованиям, предъявляемым к электронным курсам.
Таким образом, задачи исследования были решены, цель была достигнута.
Подобные работы
- Разработка методического обеспечения программы дополнительной профессиональной подготовки «Методика воспитательной работы»
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Разработка методического обеспечения программы дополнительной профессиональной подготовки «Возрастная физиология и психофизиология»
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Разработка методического обеспечения программы дополнительной профессиональной подготовки «Менеджмент в образовании»
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Конструирование методического обеспечения программы дополнительной профессиональной подготовки «Практикум по физиологии»
Бакалаврская работа, программирование. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Разработка методического обеспечения программы дополнительной профессиональной подготовки «Введение в профессионально-педагогическую специальность»
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Разработка методического обеспечения программы дополнительной профессиональной подготовки «Мультимедиа технологии»
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2020 - Разработка методического обеспечения дисциплины «Методика профессионального обучения»
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Разработка методического обеспечения дисциплины «Возрастная физиология и психофизиология»
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - Разработка методического обеспечения дисциплины «Методология психолого-педагогических исследований»
Бакалаврская работа, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016



