Аннотация
Введение 3
1 Правовые и политико-управленческие аспекты формирования государственной
экологической политики в России 14
1.1 Федеральное и региональное законодательство о правовых механизмах
регулирования охраны окружающей среды и недропользования 14
1.2 Система управления территориальным недропользованием и охраной
окружающей среды в Иркутской области и Республике Алтай 32
2 Реализация региональной экологической политики в субъектах Российской
Федерации 47
2.1 Основные направления деятельности органов государственной власти субъектов
РФ по решению региональных экологических проблем 47
2.2 Региональные экологические программы: цели, методы, содержание, итоги
реализации 64
Заключение 78
Список источников и литературы 80
Приложение А Модель формирования экологической политики в РФ 88
Формирование сбалансированной экологической политики является важной составляющей социально-экономической политики каждого субъекта Российской Федерации. Под экологическая политикой понимается целенаправленная и согласованная деятельность федеральных, региональных и местных органов власти во взаимодействии с обществом и хозяйствующими субъектами по стабилизации экологического равновесия с целью устойчивого территориального развития. В Российской Федерации, согласно ст. 72 вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности отнесены к вопросам совместного ведения, что означает отнесение этих вопросов к компетенции как Федерации, так и ее субъектов 2 . Поэтому в России формируется региональная экологическая политика, которая подразумевает политику как государства относительно регионов, так и экологическую политику, осуществляемую субъектами Федерации.
Россия обладает огромным запасом природных ресурсов, как возобновляемых, так и не возобновляемых. К примеру, Россия - ведущий экспортер леса наравне с США, Канадой, Бразилией, а также занимает второе место в мире по производству нефти и природного газа. Природный потенциал нашей страны - это важное конкурентное преимущество Российской экономики, но, к сожалению, наряду с этим, экология и экономика часто противопоставляются - многие компании и лица, принимающие решения, воспринимают экологические требования как дополнительные обременения для ведения бизнеса и хозяйственной деятельности.
Актуальность темы формирования моделей экологической политики субъектов Российской Федерации заключается в том, что, во-первых, на данный момент природопользование в России реализуется в больших масштабах и нерационально, с последующим ухудшением экологической ситуации. Рост городов, рост населения, увеличение потребления ресурсов, рост предприятий и транспорта, с одной стороны, означает улучшение материального благосостояния граждан. С другой стороны, в настоящее время среди различных неразрешенных проблем в РФ остро стоит вопрос о рациональном природопользовании и охране окружающей среды.
Во-вторых, антропогенная нагрузка приводит к экологическому дисбалансу, что негативно отражается на состоянии здоровья людей. Отмечается, что отрицательные факторы внешней среды и уровень медицинского обслуживания определяют в совокупности до 70 % жизненного ресурса человека3. Значение экологии велико с позиций поддержания и увеличения продолжительности жизни, сохранения здоровья человека. Экологическая политика в России должна быть направлена на исправление демографической ситуации в стране. Комплекс мероприятий, в первую очередь, должен быть направлен на увеличение продолжительности жизни, предотвращение инвалидизации населения, улучшения материального положения россиян, что должно найти отражение в повышении качества жизни нации и помочь гражданину России вести достойную жизнь, в полной мере удовлетворяющую его материальные и духовные потребности.
В-третьих, данная тема входит в рамки мировых трендов, и с каждым годом набирает всю большую заинтересованность со стороны государств, общества, общественных организаций и предприятий. Цели устойчивого развития ООН 6, 14, и 15 гласят об обеспечении наличия и рационального использования водных ресурсов и санитарии для всех, сохранение и рациональное использование океанов, морей и морских ресурсов в интересах устойчивого развития, защита и восстановление экосистем суши и содействие их рациональному использованию, рациональное лесопользование, борьба с опустыниванием, прекращение и обращение вспять процесса деградации земель и прекращение процесса утраты биоразнообразия . Наряду с экологическими приоритетами, социальные и экономические аспекты этих Целей также имеют важнейшее значение для человечества и подавляющего большинства стран.
...
Таким образом, выявив правовые и политико-управленческие аспекты формирования государственной экологической политики и проанализировав ее реализацию на уровне субъектов РФ, можно сделать вывод о том, что региональная экологическая политика формируется на основе характерных особенностей региона, и осуществляется путем взаимодействия экополитических субъектов, на основе принципа разделения полномочий между государственными органами власти и органами государственной власти субъектов РФ.
Особенностью реализации экологической политики Иркутской области выступает наличие множества органов государственной власти, осуществляющих контрольнонадзорные функции, функции по выполнению государственных программ, охраны ООПТ, сохранения природной среды озера Байкал и др., а также специальных комитетов и ведомств, выполняющих консультативные функции. Стоит также отметить влияние федеральных органов власти на формирование и выполнение экологической политики Иркутской области, что связано с расположенным на территории области озером Байкал и высоким уровнем загрязнения региона в целом, что объясняется его промышленным потенциалом. С одной стороны, сложившаяся структура государственного управления призвана обеспечить целостность экологической политики региона и качественного выполнения всех нормативов охраны окружающей среды. С другой стороны, такое обилие полномочий и схожих дублирующих функций органов управленческой системы Иркутской области говорит о несбалансированности системы управления, что порождает расхождение в принятии решений, направлениях, параметрах оценки, механизмах реализации экологической политики различными органами власти, и, как следствие, ее неэффективности.
Государственный аппарат Республики Алтай в области охраны окружающей среды отличается меньшим количеством консультативно-совещательных органов - комиссий и комитетов, однако емкостью функционала этих органов. С одной стороны, данная ситуация могла сложиться в связи с благополучным экологическим состоянием региона и наличием небольшого спектра проблем. Также это может быть обусловлено более жестким централизованным политическим режимом, поэтому принятие решений органами власти не требует обсуждения и вмешательства совещательных органов. С другой стороны, возможно, данная система доказала свою эффективность на практике, и стоит задуматься об этом факторе в выстраивании модели формирования экологической политики Иркутской области.
Как мы можем увидеть (Приложение А) между центральным и региональным аппаратами существует взаимосвязь. Региональные особенности территорий оказывают влияние на разработку федеральной экологической политики, в свою очередь региональная экологическая политика выстраивается в соответствии с вектором государственной политики.
Вектор государственная политики в области экологии задается законодательными и нормативными правовыми актами, формирующими общую управленческую базу экологической политики и систему контроля. Данная система декларирует отношение государства в вопросах охраны окружающей среды.
В рассмотренных субъектах применен программно-целевой метод осуществления экологической политики, путем государственных программ, участия регионов в национальном проекте «Экология» и др. В целом, на мой взгляд, программно-целевой метод достаточно эффективен в регионах с сильным загрязнением природной среды, и, наоборот, в регионах с небольшим количеством экологических проблем, коим являются Иркутская область и Республика Алтай. Очевидно, что осуществление данных программ напрямую зависит от финансирования и соблюдением заданных программами критериев. В виду того, что финансирование осуществляется на паритетных условиях, промышленный регион может позволить себе большие масштабы осуществления программы экологической политики, например внедрение инновационных систем очистки воздуха, в отличие от аграрного региона, занимающего 83 место в рейтинге регионов России по социальноэкономическому развитию на 2020 год1. Осуществлению эффективной экологической региональной политики также препятствует несоблюдение крупными промышленными предприятиями экологических критериев (превышение выброса загрязняющих веществ в атмосферу, водные ресурсы, почву и т. д.), что связано с противопоставлением экономики и экологии, ведь многие компании и лица, принимающие решения, воспринимают экологические требования как дополнительные обременения для ведения бизнеса и хозяйственной деятельности.
1. Конституция Российской Федерации: принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. : (с изм. от 1 июля 2020 г.) // КонсультантПлюс : справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2021. - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
2. Федеральный закон РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 09.03.2021) «Об охране окружающей среды» // КонсультантПлюс: справ. правовая система. М., 2021. - URL: https://clck.ru/VYn2N (дата обращения: 02.06.2021).
3. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации,
информационных технологиях и о защите информации» // Консультант Плюс: справ. правовая система. М., 2006. - URL: https://clck.ru/VYn5R (дата обращения: 02.06.2021).
4. Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к
информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» // Консультант Плюс: справ. правовая система. М., 2009. - URL:
https://clck.ru/VYnff (дата обращения: 02.06.2021).
5. Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно
эпидемиологическом благополучии населения» // Консультант Плюс: справ. правовая система. М., 1999. - URL: http://www.co№sulta№t.ru/docume№t/co№s_doc_LAW_22481/ (дата обращения: 02.06.2021).
6. Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного
воздуха» // Консультант Плюс: справ. правовая система. М., 1999. - URL:
https://clck.ru/VYnzJ (дата обращения: 02.06.2021).
7. Федеральный закон от 01.05.1999 № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал» // Гарант.ру. [Б. м.], 1999. - URL: https://base.gara№t.ru/2157025/ (дата обращения: 02.06.2021).
8. Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 (ред. от 08.12.2020) «О недрах» // Консультант Плюс: справ. правовая система. М., 2020. - URL: https://clck.ru/VYnAp (дата обращения: 02.06.2021).
9. Указ Президента РФ от 19.04.2017 № 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» // Консультант Плюс: справ. правовая система. М., 2017. - URL: https://clck.ru/VYnBb (дата обращения: 02.06.2021).
10. Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» // Консультант Плюс: справ. правовая система. М., 2017. - URL: https://clck.ru/VYo2F (дата обращения: 02.06.2021).
11. Указ Президента РФ от 16.01.2017 № 17 «Об утверждении Основ
государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до
2025 года» // Консультант Плюс: справ. правовая система. М., 2017. - URL:
https://clck.ru/VYnDH (дата обращения: 02.06.2021).
12. Распоряжение Правительства РФ от 13.02.2019 № 207-р (ред. От 23.03.2021)
«Об утверждении Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года» // Консультант Плюс: справ. правовая система. М., 2021. - URL:
https://clck.ru/VYo4q (дата обращения: 02.06.2021).
13. Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2002 № 1225-р «Об Экологической доктрине Российской Федерации» // Консультант Плюс: справ. правовая система. М., 2021. - URL: https://clck.ru/VYnEe (дата обращения: 02.06.2021).
14. Конституция Республики Алтай (Основной Закон) от 07.07.1999 г. (с
изменениями и дополнениями) // Республика Алтай. [Б. м.], 2021. - URL:
https://clck.ru/VYqFJ
15. Устав Иркутской области от 17.04.2009 // Гарант.ру. [Б. м.], 2009. - URL: https://co№stitutio№.gara№t.ru/regio№/ustav_irkut/ (дата обращения: 02.06.2021).
... всего 71 источников