Только PDF
Аннотация
Ведение 3
1 Теоретические основы исследования цифровой дипломатии 11
1.1 Определение понятия «цифровой дипломатии» 11
1.2 Определение теории самопрезентации 14
1.3 Определение тематической модели LDA .18
2 Темы и стратегии конкуренции в цифровой дипломатии между США и РФ 22
2.1 Анализ тем постов посольств России и США в Китае на основе LDA модели 22
2.2 Стратегии конкуренции в постах с общим темам 35
3 Эффекты конкуренции в цифровой дипломатии между США и РФ 42 3.1 Средний уровень хита постов с общими темами .42
3.2 Тональность настроения китайской аудитории к постам с общими темами 46
Заключение 57
Список использованных источников и литературы 62
Приложение А Коды языка программы Python 70
Приложение Б Теория самопрезентации и результаты анализа 74
Приложение В Процесс и результаты моделирования LDA 77
Приложение Г Результаты сентимент-анализ 83
Цифровизация вызвала и вызывает революцию в нашей повседневной жизни, и все
больше индустрий и организаций изменяются под влиянием цифровой эпохи. В 1995 году
во всем мире менее 1% населения имело доступ к Интернету. А к концу 2021 года число
людей, имеющих доступ к Интернету, достигнет 4,9 миллиарда, что составляет примерно
63% населения планеты.1
Эпидемия ускорила переход человечества к цифровой жизни. По данным
Международного союза электросвязи (МСЭ), после вспышки эпидемии, прибавилось 800
миллионов новым интернет-пользователям. В частности, в 2020 году темп роста числа
пользователей Интернета в мире достиг 10,2%, что являлось самым высоким показателем
за последнее десятилетие.
Мощная преобразующая сила цифровой революции заставила большинство стран и
международных организаций быстро адаптироваться к цифровой эпохе. Цифровые
инструменты все активнее используются международными акторами,
2 особенно в области
дипломатии. Дипломатические службы большинства стран начали переходить на "онлайн"
работе в начале 21 века и сумели соответствующим образом адаптировать свои
организационные структуры. Сотрудники Министерства иностранных дел активно
используют платформы социальных сетей, такие как Twitter и INS, для дипломатической
работы. С момента своего официального запуска в 2009 году Сина Вэйбо (Sina Weibo) стала
самой большой в Китае платформой по количеству аккаунтов посольств разных стран в
Китае и «самой влиятельной платформой микроблогов. Сегодня Сина Вэйбо уже стала
важным инструментом для посольств разных стран в Китае, способствующим общаться с
китайскими гражданами».
3 Посольство России в Китае и посольство США в Китае стали
первыми иностранными посольствами, открывшими аккаунты Сина Вэйбо в Китае.
Актуальность данного исследования заключается в том, что Китай имеет самое
большое количество пользователей социальных сетей и является крупнейшим рынком
социальных сетей в мире. Особенно после вспышки эпидемии, онлайн форма стала
популярной и распространённой в Китае. В 2022 году число пользователей социальных сетей в Китае достигнет 1 021,96 млн человек. Ожидается, что в 2027 году этот показатель
достигнет 1212,38 млн.4 Китайские пользователи социальных сетей активно участвуют на
разных платформах социальных сетей. Сина Вэйбо является самой крупной платформой по
активности пользователей. По данным в 2021 году на платформе ежедневные активные
пользователи составляют 249 миллионов.5 На платформе Сина Вэйбо пользователи активно
обсуждают актуальные вопросы.
С тех пор как посольство США в Китае открыло свой аккаунт на Сина Вэйбо в мае
2010 года, оно опубликовало более 30 000 постов и имеет более 3 миллионов подписчиков,
аккаунт находится на активном состоянии, особенно после вспышки эпидемии. Посольство
России в Китае открыло аккаунт на Сина Вэйбо в декабре 2011 года и разместило более 5
000 постов с более чем 700 000 подписчиков, хотя количество размещенных постов и число
подписчиков меньше, чем на аккаунте посольства США в Китае. Однако после вспышки
эпидемии, особенно после начала российско-украинского конфликта, число подписчиков
аккаунта посольства России в Китае увеличилось почти на 100 000, что является огромным
ростом. Тем более, оба посольства разметили значительно больше количества постов с
содержанием, упоминающим друг друга, чем раньше. Это хорошее время и возможность
изучить конкурирующую цифровую дипломатию двух стран в Китае.
Целью данного исследования является определение особенностей стратегий
конкуренции цифровой дипломатии между посольством России в Китае и посольством
США в Китае на китайской платформе Сина Вэйбо.
В связи с заявленной целью были поставлены следующие Задачи:
Рассмотреть теорию самопрезентации, адаптированную Мором Б.Д.
Установить общие темы и ключевые слова постов на платформе Сина Вэйбо,
опубликованных посольством России в Китае и посольством США в Китае.
Выявить стратегии конкуренции в постах с общими темами на основе теории
самопрезентации.
Проанализировать тональность настроения аудитории к постам с общими темами,
опубликованным аккаунтами двух посольств средством сентимент-анализа.
Определить изменение тональность настроения аудитории в пространственном и
временном измерениях. Выявить причины изменения тональность настроения аудитории, особенно в
событии российско-украинского конфликта.
Объектом исследования выступает цифровая дипломатия США и РФ в Китае.
Предмет исследования – конкуренции цифровой дипломатии между посольством
России в Китае и посольством США в Китае на китайской платформе Сина Вэйбо.
Научная новизна диссертации. Впервые дается применение тематической модели
LDA для исследования общих тем в конкурентной дипломатии, повышается
основательность и точность в изучении конкурирующих тем в цифровой дипломатии.
Хронологические рамки исследования – с 2010 г. по 2022 г. Аккаунт посольства США
в Китае был создан в 2010 году, аккаунт посольства России в Китае – в 2011 году. В данном
исследовании были рассмотрены все опубликованные посты со дня создания двух
аккаунтов.
Методологическая основа исследования опирается на комплекс научных методов и
принципов, специальные научные методы. В данной диссертации были использованы
следующие методы исследования: сравнительный метод, метод кейс-стади (ситуационного
анализа), анализа и визуализации «больших данных» (контент-анализа) и «малых данных»
(сентимент-анализа).
Применение сравнительного метода обосновано необходимостью выявления
разниц разнообразных аспектов (темы постов и риторические стратегии конкуренции,
отклик китайских пользователей и т.п.), определивших процессы конкуренции посольств
США и России в цифровой дипломатии.
Метод кейс-стади (ситуационного анализа) способствовал пониманию изменения
тональности настроения китайских пользователей с помощью сентимент-анализа
детального изучения российско-украинского кризисов.
К группе методов анализа «больших данных», примененных в рамках данной
диссертации, относятся методы извлечения, обработки и визуализации данных. Для
извлечения данных из социальной сети Сина Вэйбо использована компьютерная программа,
написанная на языке программирования Python с пакетом сегментации китайских слов Jieba
для сбора и предварительной обработки данных, полученных с веб-страницы расширенного
поиска в Сина Вэйбо. Для выявления общих тем постов и комментарий использовано
машинное обучение без учителя – тематическая модель LDA, также использована
программа Antconc 3.5.8 (Macintosh OS X) с помощью корпусного исследования для
анализа лексической сочетаемости языковых единиц постов, опубликованных
посольствами США и России в Китае. Для визуализации общих тем использован пакет
6
pyLDAvis, для визуализации тональности настроения в комментариях – компьютерная
программа FineBI.
Группа методов анализа «малых данных» представлена в данной работе контент -
анализом, а именно «ручным» кодированием тональности настроений исследуемых
комментарий китайских пользователей.
Автор также следовала принципу историзма и научной объективности. Принцип
историзма позволил автору рассмотреть все этапы изменения цифровой дипломатии
посольств обеих стран в Китае, а принцип научной объективности требовал провести
исследование исключительно на основе научных данных и анализа материалов.
Источниковая база настоящего диссертационного исследования включает в себя
источники на русском, китайском и английском языках, в том числе большие данные
социальной сети и проектов, официальные ресурсы, неофициальные материалы.
Основополагающими для данного исследования стали большие данные социальной
сети Сина Вэйбо67
, из которой извлекли необходимые посты посольств США и России в
Китае и их комментарии для анализа. А проект Фонд исследований иностранных дел8
провел исследование ситуацией использования социальных сетей в министерствах
иностранных дел 50 стран по всему миру, сравнив показатели использования в разных
странах. Данные Фонда исследований иностранных дел позволили сделать общий обзор ситуации использования социальных сетей США и России....
Концепция цифровой дипломатии появилась в 1996 году, с момента её появления
определение цифровой дипломатии обосновывалось и в политических кругах, и в
академических кругах. В политических кругах определилась цифровая дипломатия как
применение социальных сетей в дипломатической практике правительства страны для
обеспечения взаимодействия дипломатов с зарубежными пользователями интернета. В
академических кругах коннотации цифровой дипломатии обогатились, она была
определена как использование веб и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)
для реализации дипломатических задач.
В целом цифровая дипломатия понимается в широком и узком смысле. Цифровая
дипломатия в узком смысле относится только к дипломатической деятельности,
осуществляемой для конкретных поставленных целей через социальные медиа, т.е.
информационные онлайн платформы (например, Facebook, Link, Twitter и т.д.). По данному
определению цифровая дипломатия аналогична дипломатии новых медиа (New media
diplomacy). Цифровая дипломатия в широком смысле относится к использованию
инструментов цифровых технологий во всех аспектах дипломатической деятельности,
включая принятие дипломатических решений, реализацию внешней политики, оценку
внешней политики и т.д. Данное исследование посвящена узкому понятию «цифровая
дипломатия». Исследовался кейс использования китайского платформа социальных сетей
Сина Вэйбо посольствами США и России для участия в конкуренции цифровой дипломатии.
Прежде чем рассматривать эффекты конкуренции между двумя посольствами,
необходимо прояснить сферы конкуренции между посольством России в Китае и
посольством США в Китае. С целью выявления общих затронутых тем обоих посольств в
Сина Вэйбо была творчески использована тематическая модель LDA, которая служила
машинным обучением без учителя в функции извлечения тем массовых текстов. В целях
извлечения постов из китайской социальной сети «Сина Вэйбо» использовался язык
программирования Python. С помощью составленной программы языка Python была
собрана коллекция всех постов аккаунта посольства России в Китае, опубликованных в
Сина Вэйбо за период c 1 декабря 2011 г. по 31 декабря 2022 г. Общее количество постов в
исследуемой коллекции – 5,318, общее количество иероглифов – 818,423. Также была
собрана коллекция всех постов аккаунта посольства США в Китае, опубликованных в
«Сина Вэйбо» за период c 21 мая 2010 г. по 31 декабря 2022 г. Общее количество постов в
исследуемой коллекции – 27,537, общее количество иероглифов – 4,796,558. После
сегментации китайских слов и удаления стоп-слов извлеченных коллекций был получен
датасет посольства России в Китае и датасет посольства США в Китае для отдельного тематического анализа средством модели LDA. По результатам моделирования общие
затронутые темы были посвящены сферам внешней политики, авиации и космонавтики, культуры, бизнес и экономики.
В рамках темы внешней политики российская сторона заботилась о таких странах и регионах, как США, Украина, Сирия, ЕС и Ирак, а США уделяли большое внимание
Афганистане и Украине. Более того, посольство Россия в Китае в своих постах уделяло
внимание G20, а посольство США в Китае дало акцент на АТЭС. В теме культуры обе
страны стремились к пропаганде своей собственной культуры в КНР. Российская сторона активно продвигала искусство, такое как балет и картины в Третьяковской галерее, при этом США сочетали культурный экспорт с такими символами бренда, как Голливуд и премия «Оскар». Что касается экономического сотрудничества, то слова «КНР» и
«Соединенные Штаты» постоянно упоминались в постах посольства России, слово «нефть»
также является одним из ключевых слов. В отличие от посольства России в Китае в
аккаунте посольства США в основном упоминались слова «инновация» и «Гонконг». Тем
более, и Россия, и США затронули аэрокосмическую тему, что отражало интенсивную конкуренцию в космосе между двумя крупнейшими державами в аэрокосмической отрасли.
В целом, ориентируясь на китайскую аудиторию, оба посольства пытались экспортировать в КНР свои сильные культурные стороны, а также свои сильные сферы такие, как авиация и космонавтика. При этом обеими посольствами уделялось значительное внимание пропаганде и выяснению своей внешней политики....
1. Владимир Мамонтов о том, с кем на самом деле воюет Россия в Украине и позиц
ии Лукашенко // Украина.ру. – [Б. м.], 2022. – URL: https://ukraina.ru/20220224/1033361472.
html (дата обращения: 24.11.2022)
2. Концеция вешней полиики Российской Федерации (2008) // Президент России. –
[М.], 2008. – URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/785, 2008-7-15. (дата обращения: 24.11.2
022)
3. Министерство иностранных дел Российской Федерации – [М.], 2022. – URL: https
://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/?ysclid=lb7krd8xh43452919 (дата обращения: 23.11.20
22)
4. Ростислав В. И. Путин и Одесса: пробует, хвалит, но не берёт // Украина.ру. – [Б.
м.], 2022. – URL: https://ukraina.ru/20221029/1040279867.html?ysclid=lbf6ftq08r634249624 (д
ата обращения: 06.12.2022)
5. Совещание послов и постоянных представителей России // Президент России. – [
М.], 2012. – URL: http://www.kremlin.ru/events/presid-ent/news/15902. (дата обращения: 24.1
1.2022)
6. Черненко Е. Е. Россия направляет посольства в Twitter // Газета «Коммерсантъ»,
– [М.], – 2012. – URL: https://www.kommersant.ru/doc/1981536 (дата обращения: 24.11.2022)
7. 21st century statecraft // U.S. Department of State – [D.C.], 2022. – URL: https://2009-
2017.state.gov/statecraft/overview/index.htm (дата обращения: 21.11.2022)
8. IRM's Office of e-Diplomacy // U.S. Department of State – [D.C.], 2022. – URL: https:
//2009-2017.state.gov/m/irm/ediplomacy/index.htm (дата обращения: 26.11.2022)
9. Kerry J. An Open and Secure Internet: We Must Have Both // U.S. Department of State
– [D.C.], 2015. – URL: https://2009-2017.state.gov/secretary/remarks/2015/05/242553.htm (дат
а обращения: 26.11.2022)
10. Long Description for Digital Diplomacy Infographic [Электронный ресурс] // U.S.
department of state. 2013. URL: https://2009-2017.state.gov/s/d/rm/rls/perfrpt/2013/html/221318
.htm (дата обращения: 29.01.2023)
11. NATO-Russia relations // NATO OTAN. – [Б. м.], 2022. – URL: https://www.nato.in
t/nato_static_fl2014/assets/pdf/2022/2/pdf/220214-factsheet_NATO-Russia_Relations_e.pdf (да
та обращения: 21.05.2022)
12. NATO-Ukraine relations // NATO OTAN. – [Б. м.], 2022. – URL: https://www.nato.i
nt/nato_static_fl2014/assets/pdf/2022/2/pdf/220214-factsheet_NATO-Ukraine_Relations_.pdf (д
ата обращения: 21.05.2022)
63
13. Number of social network users in selected countries in 2022 and 2027 // Statista. – [Б
. м.], 2022. – URL: https://www.statista.com/statistics/278341/number-of-social-network-users-i
n-selected-countries/ (дата обращения: 24.11.2022)
14. Remarks by President Biden Announcing Response to Russian Actions in Ukraine //
THE WHITE HOUSE. – [D.C.], 2022. – URL: https://www.whitehouse.gov/briefing-room/speec
hes-remarks/2022/02/22/remarks-by-president-biden-announcing-response-to-russian-actions-inukraine/ (дата обращения: 21.05.2022)
15. Rice C. Transformational Diplomacy: Remarks at Georgetown School of Foreign Ser
vice // U.S. Department of State – [D.C.], 2006. – URL: https://2001-2009.state.gov/secretary/rm
/2006/59306.htm (дата обращения: 26.11.2022)...85