ВЗАИМОСВЯЗЬ ОНЛАЙН ИГРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ И АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В КИТАЙСКОМ ВУЗЕ
|
Только PDF
Аннотация
Введение 5
1 Теоретико-методологические основания исследования онлайн игровой зависимости студенческой молодежи 11
1.1 Содержательные характеристики интернет-зависимости 11
1.1.1 Понятие интернет-зависимости 11
1.1.2 Теоретические обоснования интернет-зависимости 14
1.1.3 Подходы к измерению интернет-зависимости 16
1.1.4 Распространенность интернет-зависимости среди студенческой молодежи 19
1.2 Содержательные характеристики онлайн игровой зависимости 22
1.2.1 Понятие онлайн игровой зависимости. 22
1.2.2 Подходы к измерению оналйн игровой зависимости 25
1.2.3 Распространенность оналйн игровой зависимости среди студенческой молодежи 28
1.3 Проблема академической мотивации студентов в современных условиях 30
1.3.1 Понятие академической мотивации 30
1.3.2 Факторы, оказывающие влияние на академическую мотивацию студентов в современных условиях 33
1.3.3 Взаимосвязь интернет-зависимости и академической мотивации студентов 35
Выводы по первой главе 37
2 Исследование взаимосвязи онлайн игровой зависимости и академической мотивации студентов младших курсов, обучающихся в китайском вузе 40
2.1 Описание процедуры исследования 40
2.2 Оценка степени выраженности исследуемых параметров 46
2.3 Анализ взаимосвязи параметров онлайн игровой зависимости и академической мотивации 56
Выводы по второй главе 66
3 Рекомендации по разработке программы психологической помощи для студентов, зависимых от онлайн-игр 68
3.1 Возможности когнитивной терапии 68
3.1.1 Развитие убеждениий о психологическом здоровье 69
3.1.2 Изменение метапознания 70
3.2 Возможности поведенческой терапии 71
3.2.1 Связь между игровыми ситуациями и аверсивными стимулами.. 71
3.2.2 Десенсибилизация к триггерным точкам зависимости 72
3.3 Возможности когнитивно-поведенческой терапии 74
3.3.1 Модификация поведения – когнитивная реструктуризация 75
3.3.2 Когнитивные изменения и модификация поведения 76
3.4 Возможности групповой терапии 77
3.4.1 Повышение самоэффективности 72
3.4.2 Улучшение навыков межличностного общения 79
3.4.3 Уменьшение психологической тяги 79
3.5 Возможности семейной терапии 80
3.5.1 Выявление и коррекция психологических дефицитов семьи . 81
3.5.2 Баланс психологических ресурсов членов семьи 82
3.5.3 Улучшение сплоченности семьи 83
3.6 Персональные предложения по организации психологической помощи студентам, зависимым от онлайн-игр 84
3.6.1 Психологическая помощь на уровне семьи 84
3.6.2 Психологическая помощь на уровне университета 87
Выводы по третьей главе 91 Заключение 92
Список литературы . 94
Приложение А 101
Приложение Б 102
Приложение В 103
Аннотация
Введение 5
1 Теоретико-методологические основания исследования онлайн игровой зависимости студенческой молодежи 11
1.1 Содержательные характеристики интернет-зависимости 11
1.1.1 Понятие интернет-зависимости 11
1.1.2 Теоретические обоснования интернет-зависимости 14
1.1.3 Подходы к измерению интернет-зависимости 16
1.1.4 Распространенность интернет-зависимости среди студенческой молодежи 19
1.2 Содержательные характеристики онлайн игровой зависимости 22
1.2.1 Понятие онлайн игровой зависимости. 22
1.2.2 Подходы к измерению оналйн игровой зависимости 25
1.2.3 Распространенность оналйн игровой зависимости среди студенческой молодежи 28
1.3 Проблема академической мотивации студентов в современных условиях 30
1.3.1 Понятие академической мотивации 30
1.3.2 Факторы, оказывающие влияние на академическую мотивацию студентов в современных условиях 33
1.3.3 Взаимосвязь интернет-зависимости и академической мотивации студентов 35
Выводы по первой главе 37
2 Исследование взаимосвязи онлайн игровой зависимости и академической мотивации студентов младших курсов, обучающихся в китайском вузе 40
2.1 Описание процедуры исследования 40
2.2 Оценка степени выраженности исследуемых параметров 46
2.3 Анализ взаимосвязи параметров онлайн игровой зависимости и академической мотивации 56
Выводы по второй главе 66
3 Рекомендации по разработке программы психологической помощи для студентов, зависимых от онлайн-игр 68
3.1 Возможности когнитивной терапии 68
3.1.1 Развитие убеждениий о психологическом здоровье 69
3.1.2 Изменение метапознания 70
3.2 Возможности поведенческой терапии 71
3.2.1 Связь между игровыми ситуациями и аверсивными стимулами.. 71
3.2.2 Десенсибилизация к триггерным точкам зависимости 72
3.3 Возможности когнитивно-поведенческой терапии 74
3.3.1 Модификация поведения – когнитивная реструктуризация 75
3.3.2 Когнитивные изменения и модификация поведения 76
3.4 Возможности групповой терапии 77
3.4.1 Повышение самоэффективности 72
3.4.2 Улучшение навыков межличностного общения 79
3.4.3 Уменьшение психологической тяги 79
3.5 Возможности семейной терапии 80
3.5.1 Выявление и коррекция психологических дефицитов семьи . 81
3.5.2 Баланс психологических ресурсов членов семьи 82
3.5.3 Улучшение сплоченности семьи 83
3.6 Персональные предложения по организации психологической помощи студентам, зависимым от онлайн-игр 84
3.6.1 Психологическая помощь на уровне семьи 84
3.6.2 Психологическая помощь на уровне университета 87
Выводы по третьей главе 91 Заключение 92
Список литературы . 94
Приложение А 101
Приложение Б 102
Приложение В 103
Актуальность исследования. Интернет-зависимость – это явление
чрезмерного использования сетью Интернет, приводящее к значительному
социальному и психологическому вреду. В 1997 году Американская
психологическая ассоциация (АПА) официально признала научную ценность
исследований интернет-зависимости. 19 января 2021 года Китайский
информационный центр сети Интернет (CNNIC) опубликовал 27-й
статистический отчет о развитии интернета в Китае (далее «Отчет»). Данные
этого отчета показывают, что по состоянию на декабрь 2020 года число
пользователей интернета в Китае достигло 457 миллионов, пользователей
мобильного интернета – 303 миллиона, а уровень проникновения
пользователей широкополосного интернета вырос до 98,3%. В основном это
– молодые люди, среди которых наибольшее количество приходится на
молодых людей в возрасте 18-24 лет, составляющих 35,2%. В этой
возрастной группе важное место занимают студенты-пользователи сети
Интернет, которые любят развлечения и часто становятся бенефициарами
интернета. Они стали группой высокого риска интернет-зависимости,
поэтому особенно важно проводить исследования характеристик
использования сети Интернет среди студентов университетов.
Академическая мотивация – это субъективная готовность
обучающихся осуществлять учебную деятельность, и это внутренняя
психологическая сила, которая непосредственно способствует их учебной
деятельности. Закон Йеркса-Додсона показывает, что связь между
интенсивностью мотивации и производительностью труда представляет
собой не чисто линейную зависимость, а кривую в форме перевернутой
буквы U. Китайский ученый Ван Сяолиу (1988) обнаружил, что разница в
успеваемости среди обучающихся с плохой академической успеваемостью в
6
значительной степени связана с неинтеллектуальным уровнем. Это означает,
что плохая успеваемость является результатом отсутствия мотивации у таких
обучающихся. В группе студентов с плохой успеваемостью, например,
отмечается отсутствие мотивации к учебе, энтузиазма к учебе, настойчивости
в учебе и т.д. Большое количество эмпирических исследований показало, что
интернет-зависимость студентов негативно влияет на их академическую
успеваемость. Интернет-зависимость студентов может привести к снижению
успеваемости, также существует корреляция между интернет-зависимостью
и мотивацией к обучению....
чрезмерного использования сетью Интернет, приводящее к значительному
социальному и психологическому вреду. В 1997 году Американская
психологическая ассоциация (АПА) официально признала научную ценность
исследований интернет-зависимости. 19 января 2021 года Китайский
информационный центр сети Интернет (CNNIC) опубликовал 27-й
статистический отчет о развитии интернета в Китае (далее «Отчет»). Данные
этого отчета показывают, что по состоянию на декабрь 2020 года число
пользователей интернета в Китае достигло 457 миллионов, пользователей
мобильного интернета – 303 миллиона, а уровень проникновения
пользователей широкополосного интернета вырос до 98,3%. В основном это
– молодые люди, среди которых наибольшее количество приходится на
молодых людей в возрасте 18-24 лет, составляющих 35,2%. В этой
возрастной группе важное место занимают студенты-пользователи сети
Интернет, которые любят развлечения и часто становятся бенефициарами
интернета. Они стали группой высокого риска интернет-зависимости,
поэтому особенно важно проводить исследования характеристик
использования сети Интернет среди студентов университетов.
Академическая мотивация – это субъективная готовность
обучающихся осуществлять учебную деятельность, и это внутренняя
психологическая сила, которая непосредственно способствует их учебной
деятельности. Закон Йеркса-Додсона показывает, что связь между
интенсивностью мотивации и производительностью труда представляет
собой не чисто линейную зависимость, а кривую в форме перевернутой
буквы U. Китайский ученый Ван Сяолиу (1988) обнаружил, что разница в
успеваемости среди обучающихся с плохой академической успеваемостью в
6
значительной степени связана с неинтеллектуальным уровнем. Это означает,
что плохая успеваемость является результатом отсутствия мотивации у таких
обучающихся. В группе студентов с плохой успеваемостью, например,
отмечается отсутствие мотивации к учебе, энтузиазма к учебе, настойчивости
в учебе и т.д. Большое количество эмпирических исследований показало, что
интернет-зависимость студентов негативно влияет на их академическую
успеваемость. Интернет-зависимость студентов может привести к снижению
успеваемости, также существует корреляция между интернет-зависимостью
и мотивацией к обучению....
Проведенный теоретический анализ научной литературы обобщил
представления исследователей по проблеме интернет-зависимости и онлайн
игровой зависимости, включая теоретическую основу, методы измерения,
влияющие факторы, а также меры профилактики и вмешательства.
Исследование показало, что степень выраженности интернетзависимости и зависимости от онлайн-игр среди студентов, обучающихся на
младших курсах в китайском вузе, находится на среднем и низком уровне.
Параметры академической мотивации выражены в меньшей степени по
сравнению с нормативными значениями, за исключением параметра
«амотивация», который выражен в большей степени. Статистически
значимой разницы в степени выраженности изучаемых показателей между
юношами и девушками, обучающихся на младших курсах в китайском вузе, а
также группами студентов первого и второго курса не выявлено. Обнаружено
статистически значимое различие между параметром онлайн игровой
зависимости «Изменения настроения» и параметром академической
мотивации «Итроецированная мотивация» в группах, различающихся по
времени, проводимому в сети Интернет в день. Группы, различающиеся по
времени, проводимому за онлайн-играми, также показали статистически
значимые различия по параметру онлайн игровой зависимости «Конфликт».
Характер взаимосвязи между параметрами онлайн игровой
зависимости и академической мотивации у студентов младших курсов,
обучающихся в китайском вузе, обусловлен такими параметрами онлайн
игровой зависимости, как «Выраженность», «Толерантность» и
«Возобновление». Характер взаимосвязи между параметрами онлайн игровой
зависимости и академической мотивации у юношей, обучающихся на
младших курсах в китайском вузе, обусловлен такими параметрами онлайн
игровой зависимости, как «Толерантность», «Возобновление»,
93
«Выраженность» и «Конфликт». Характер взаимосвязи между параметрами
онлайн игровой зависимости и академической мотивации у девушек,
обучающихся на младших курсах в китайском вузе, обусловлен такими
параметрами онлайн игровой зависимости, как «Изменение настроения»,
«Толерантность» и «Конфликт». Указанные параметры образуют наибольшее
количество взаимосвязей с параметрами академической мотивации.
Зависимость от интернет-игр – это серьезное поведенческое и
психологическое расстройство, на которое влияют многие факторы, в том
числе личностные факторы, факторы социального окружения и дизайн самой
игры. Проблема онлайн игровой зависимости требует совместных усилий
сообществ, школ и семей, чтобы помочь подросткам и молодежи
сформировать здоровый образ жизни и снизить негативные последствия
онлайн игровой зависимости посредством комплексных мер профилактики и
вмешательства. Кроме того, в исследовании также изучались методы
психотерапии зависимости от онлайн-игр, включая повышение
самоэффективности, улучшение навыков межличностного общения и
снижение психологической тяги. Профилактика зависимости от онлайн-игр
среди студентов университетов требует многостороннего подхода,
включающего совместные усилия семьи, школы и общества. В работе представлены практические рекомендации по обеспечению психологической помощи студентам, проявляющим склонность к онлайн игровой зависимости, на уровне семьи и на уровне университета.
представления исследователей по проблеме интернет-зависимости и онлайн
игровой зависимости, включая теоретическую основу, методы измерения,
влияющие факторы, а также меры профилактики и вмешательства.
Исследование показало, что степень выраженности интернетзависимости и зависимости от онлайн-игр среди студентов, обучающихся на
младших курсах в китайском вузе, находится на среднем и низком уровне.
Параметры академической мотивации выражены в меньшей степени по
сравнению с нормативными значениями, за исключением параметра
«амотивация», который выражен в большей степени. Статистически
значимой разницы в степени выраженности изучаемых показателей между
юношами и девушками, обучающихся на младших курсах в китайском вузе, а
также группами студентов первого и второго курса не выявлено. Обнаружено
статистически значимое различие между параметром онлайн игровой
зависимости «Изменения настроения» и параметром академической
мотивации «Итроецированная мотивация» в группах, различающихся по
времени, проводимому в сети Интернет в день. Группы, различающиеся по
времени, проводимому за онлайн-играми, также показали статистически
значимые различия по параметру онлайн игровой зависимости «Конфликт».
Характер взаимосвязи между параметрами онлайн игровой
зависимости и академической мотивации у студентов младших курсов,
обучающихся в китайском вузе, обусловлен такими параметрами онлайн
игровой зависимости, как «Выраженность», «Толерантность» и
«Возобновление». Характер взаимосвязи между параметрами онлайн игровой
зависимости и академической мотивации у юношей, обучающихся на
младших курсах в китайском вузе, обусловлен такими параметрами онлайн
игровой зависимости, как «Толерантность», «Возобновление»,
93
«Выраженность» и «Конфликт». Характер взаимосвязи между параметрами
онлайн игровой зависимости и академической мотивации у девушек,
обучающихся на младших курсах в китайском вузе, обусловлен такими
параметрами онлайн игровой зависимости, как «Изменение настроения»,
«Толерантность» и «Конфликт». Указанные параметры образуют наибольшее
количество взаимосвязей с параметрами академической мотивации.
Зависимость от интернет-игр – это серьезное поведенческое и
психологическое расстройство, на которое влияют многие факторы, в том
числе личностные факторы, факторы социального окружения и дизайн самой
игры. Проблема онлайн игровой зависимости требует совместных усилий
сообществ, школ и семей, чтобы помочь подросткам и молодежи
сформировать здоровый образ жизни и снизить негативные последствия
онлайн игровой зависимости посредством комплексных мер профилактики и
вмешательства. Кроме того, в исследовании также изучались методы
психотерапии зависимости от онлайн-игр, включая повышение
самоэффективности, улучшение навыков межличностного общения и
снижение психологической тяги. Профилактика зависимости от онлайн-игр
среди студентов университетов требует многостороннего подхода,
включающего совместные усилия семьи, школы и общества. В работе представлены практические рекомендации по обеспечению психологической помощи студентам, проявляющим склонность к онлайн игровой зависимости, на уровне семьи и на уровне университета.





