Прогресс в автомобильной промышленности, дальнейшее увеличение грузооборота автомобильного транспорта предусматривает не только количественный рост автопарка, но и значительное улучшение использования имеющихся автомобилей, повышение культуры эксплуатации, увеличение межремонтных сроков службы.
В области развития и совершенствования автомобильных двигателей основными задачами являются: расширение использования двигателей, снижение расхода топлива и удельной массы двигателей, стоимости их производства и эксплуатации. На принципиально новый уровень ставится борьба с токсичными выбросами двигателей в атмосферу, а также задачи по снижению шума и вибрации в процессе их эксплуатации. Значительно больше внимания уделяется использованию электронно-вычислительных машин при расчетах и испытаниях двигателей. В настоящее время вычислительная техника широко используется на моторостроительных заводах, в научноисследовательских центрах, конструкторских и ремонтных организациях, а также высших учебных заведениях.
Выполнение сегодняшних задач требует от специалистов, связанных с производством и эксплуатацией автомобильных двигателей, глубоких знаний теории, конструкции и расчета двигателей внутреннего сгорания.
Охлаждение двигателя применяется в целях принудительного отвода теплоты от нагретых деталей для обеспечения оптимального теплового состояния двигателя и его нормальной работы. Большая часть отводимой теплоты воспринимается системой охлаждения, меньшая - системой смазки и непосредственно окружающей средой.
Жидкостный насос служит для обеспечения непрерывной циркуляции жидкости в системе охлаждения. В автомобильных и тракторных двигателях наибольшее применение получили центробежные насосы с односторонним подводом жидкости.
По данным теплового баланса количества теплоты, отводимой от двигателя жидкостью: ^=67844 Дж/с; средняя теплоемкость жидкости сж=4187 Дж/(кг'К), средняя плотность жидкости рж~1000 кг/м3; рж=120000 Па; частота вращения насоса и=4600 мин-1.
Циркуляционный расход жидкости в системе охлаждения
Ож=2в/(Сж^жАТж)=67844/(4187.1000.9,6)=0,00168 м3/с, (8.26) где АТж=9,6 К - температурный перепад жидкости при принудительной циркуляции.
Расчётная производительность насоса
Ожр=Ож/д =0,00168/0,82=0,00206 м3/с (8.27)
где д =0,82 - коэффициент подачи насоса.
Радиус входного отверстия крыльчатки
r1 = -- + r02 = 0,00206 + 0,012 = J0,000364 + 0,0001 = 0,0215 м (8 28)
1 р.сх 0 р,14 +1,8 м (8.28)
где с1=1,8 - скорость потока жидкости на выходе из колеса, м/с; г0=0,01 - радиус ступицы крыльчатки, м.
Окружная скорость потока жидкости на выходе из колеса
„2 = J1 + tg^2 • CtgP2 .
Рж ^h
где угол а2=10°, а угол Д2=45°; д h=0,65 - гидравлический КПД насоса.
Радиус крыльчатки колеса на выходе
Угол между скоростями с1 и и1 принимается а1=90°, при этом
1дД1=с1/м1=1,8/10,4=0,173, откуда в^’ЗОП.
Ширина лопатки на входе
b = 2- = 0,0206 =0018
D1 z^ 4 • 0 003 0,018 м (8.32)
(2лТ1 -^-) • С1 (2 • 3,14 • 0,0215 - 4^) • 1,8 V 7
sin Д sin 9,5
где z=4 - число лопаток на крыльчатке насоса; 5=0,003 - толщина лопаток у входа, м.
Радиальная скорость потока на выходе из колеса с = рж • *ё<*2 = 120000• tg10 =22
r Рж •Ль • и2 1000• 0,65-14,7 , м
Ширина лопатки на выходе
b G.. 0,00206
(2ЯТ2 —Z<>'2 ) • c (2 • 3,14 • 0,0304 - 4 •0,003) • 2,2
2 r
sin Д sin 45
где 5=0,003 - толщина лопаток на выходе, м.
Мощность, потребляемая жидкостным насосом:
N Gж.р • рж _ 0,00206 • 120000
1111 1000 -цм 1000 • 0,82 ’ кВт
= 0,0054
(8.33)
м (8.34)
(8.35)
Радиатор представляет собой теплообменный аппарат для воздушного охлаждения жидкости, поступающей от нагретых деталей двигателя.
Расчёт радиатора состоит в определении поверхности охлаждения, необходимой для передачи теплоты от жидкости к окружающему воздуху.
По данным теплового баланса количество теплоты, отводимой от двигателя и передаваемого от жидкости к охлаждающему воздуху: Свозд Сж 67844 Дж/с; средняя теплоёмкость воздуха свозд=1000дж/(кгК); объемный расход жидкости, проходящей через радиатор. Сж=0,00168 м3/с; средняя плотность жидкости рж=1000 кг/м3.
Количество воздуха, проходящего через радиатор:
Г, = 9ВО2Д = 67844 = -> «4 ,
ВОЗД СЮЗДАТЮЗД 1000 • 24 ’ кг/с
(8.36)
где АТвозд = 24 - температурный перепад воздуха в решётке радиатора, К.
Массовый расход жидкости, проходящей через радиатор:
С1ж = &жрж = 0,00168 *1000 = 1,68 кг/с (8.37)
Средняя температура охлаждающего воздуха, проходящего через радиатор:
, Твозд.вх + (Твозд.вх + АГВ03Д) _ 313 + (313 + 24)
ср.возд Г) Г) 325 К
=313 - расчётная температура воздуха перед радиатором, К.
(8.38)
где
Твозд.вх
Средняя температура жидкости в радиаторе:
т Т™ + (Тж.вх +АТвозд) 363 + (363 - 9,6)
Тср.ж = = Z = 358,2 К
(8.39)
где Тж.вх=363 - температура жидкости перед радиатором; К; АТв=9,6 - температурный перепад жидкости в радиаторе.
Поверхность охлаждения радиатора
F - Q - 67844 - 11,39 м 2
К(Тср.ж - Т,> 160(358,2 - 325) ’ м
где К=160 - коэффициент теплопередачи для радиаторов легковых автомобилей, Вт/(м2К).
Вентилятор служит для создания направления воздушного потока, обеспечивающего отвод теплоты от радиатора.
По данным расчёта жидкостного радиатора массовый расход воздуха, подаваемый вентилятором: GBO3d= 0,056 кг/с, а его средняя температура
Тср.возд=325 К. Напор, создаваемы вентилятором, принимается Ау|р 800 Па.
Плотность воздуха при средней его температуре в радиаторе
„ _О 106 _п, 106 .W ,
Рвозд - P - 0,1 ТТ^у^ГГ- 1,07 кг/м
RBTср. возд 287'325
Производительность вентилятора
G,o,d - — - 0056 - 0,053м3/с
Рвозд 1,07
Фронтовая поверхность радиатора
Fppaa - ' - 0053 - 0,00256м3/с
фр.рад We03d 20 ’
где и'1!ои 20 - скорость воздуха перед фронтом радиатора без учета скорости движения автомобиля, м/с.
Диаметра вентилятора
Мощность, затрачиваемая на привод осевого вентилятора
M _GвоздЛ'., 0,053 • 800 ....
1000 р, 1000 • 0,38 Вт (8.47)
где д в=0,38 - КПД клепаного вентилятора.
1. Шароглазов, Б.А. Поршневые двигатели: теория, моделирование и расчет процессов: [учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 140501 "Двигатели внутреннего сгорания" направления подготовки 140500 "Энергомашиностроение"] / Б. А. Шароглазов, В. В. Шишков. - Челябинск: Издательский центр ЮУрГУ, 2011. - 525 с.
2. Вибе И.И. Теория двигателей внутреннего сгорания: Конспект лекции.
- Челябинск: ЧПИ, 1974.
3. Фарафонтов М.Ф. Автомобильные двигатели: Учебное пособие для студентов- заочников. - Челябинск: ЧГТУ, 1990. - 70 с.
4. Попык К.Г. Динамика автомобильных и тракторных двигателей. Изд. 2-е, и доп. Учебник для вузов по специальности «Двигатели внутреннего сгорания». - 1970.
5. Колчин А.И. Расчет автомобильных и тракторных двигателей: Учеб. Пособие для вузов. /А.И. Колчин, В.П. Демидов - 3-е изд. перераб. и доп., 2002 - 496 с.: ил.
6. Бунов В.М. Конструирование и расчет ДВС: Метод. указания по курсовому проекту / ЧПИ им. Ленинского комсомола, Каф. Двигатели внутреннего сгорания - Челябинск: Издательство ЧПИ, 1983
7. Кавтарадзе Р.З. Теория поршневых двигателей: Специальные главы. Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана, 706 с., Москва, 2008.