🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

Исследования стресса у педагогических работников колледжа

Работа №195081

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы90
Год сдачи2024
Стоимость4950 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
36
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты исследования взаимосвязи стресса и психологического здоровья у педагогических работников……………… 11
Понятие стресса: определение, виды, стадии и механизмы развития
1.2 Сущность феномена психологическое здоровье……………… 36
1.3 Взаимосвязь стресса и психологического здоровья у педагогов. 44
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи уровня стресса и психологического здоровья у педагогических работников общеобразовательных учреждений
2.1 Описание выборки и условия проведения исследования……. 54
2.2 Анализ результатов исследования…………………………….. 59
2.3 Практические рекомендации по результатам исследования… 73
Заключение
Список литературы
Приложение Б Результаты по методике шкала психологического стресса (PSM-25)
Приложение В Результаты по методике «Копинг-поведение в стрессовых
Ситуациях, CISS»
Приложение Г Результаты по методике «Шкала депрессии, тревоги и стресса (DASS-21)»
Приложение Д Результаты по методике «Шкала воспринимаемого стресса (PerceivedStressScale, PSS)»

Актуальность исследования. Тема уровня стресса, работающих в образовательных учреждениях, актуальна в современном мире. Здоровье и качественные показатели жизни педагогов во многом зависят от условий, организации и содержания их профессиональной деятельности. В последние десятилетия особое распространение получили стрессовые факторы в образовательной среде. Профессия российского учителя считается одной из самых эмоционально и интеллектуально напряженных видов деятельности, что объясняется сложностью современного педагогического труда [6, с. 84].
Система образования становится источником непрерывных изменений, которые затрагивают как преподавателей, так и учащихся. Учителя должны адаптироваться к новым методам, приобретать новые компетенции, поддерживать высокий уровень профессиональной мотивации [10, с. 47].
Профессиональный стресс у педагогов часто связан с различными нарушениями психического и физического здоровья. Педагог – одна из самых эмоционально и интеллектуально интенсивных профессий. В образовательной среде широко распространены стрессовые факторы, приводящие к психосоматическим заболеваниям, эмоциональной ригидности и высокому уровню фрустрации. Это негативно влияет на качество жизни и психоэмоциональное состояние педагогов, приводя к профессиональной деформации и выгоранию.
Следует отметить, что к факторам стресса в профессиональной деятельности учителя относятся интенсивность рабочей нагрузки, разнообразие и сложность задач, когнитивное напряжение и контроль выполнения заданий. В то же время неудовлетворенность условиями труда и низкая оплата труда усугубляют эти условия. Кроме того, высокий уровень тревожности и эмоционального напряжения у учителей связан с развитием хронического стресса и снижением их функционального статуса.
Психологическое здоровье педагогов во многом зависит от их способности справляться с профессиональными задачами и сохранять баланс между работой и личной жизнью. Исследования показывают, что высокий уровень профессионального стресса напрямую влияет на психическое состояние педагогов, вызывая выгорание, тревожность и снижение самооценки. Эти факторы подчеркивают важность исследования стресса и психологического здоровья педагогов, поскольку решение этой проблемы может способствовать повышению качества их профессиональной жизни и тем самым благотворно повлиять на образовательный процесс в целом. [54 с. 2]
Современные изменения в обществе, в том числе разрушение прежних норм и ценностей, усиливают духовный кризис педагогов что, в свою очередь, увеличивает вероятность эмоционального выгорания. Профессиональная деятельность педагога является одной из самых напряженных, так как предполагает высокое эмоциональное и умственное напряжение, что приводит к постепенному истощению внутренних ресурсов [48, с. 5].
Таким образом, изучение восприятие стресса у педагогов является актуальным, так как позволяет выявить уровень стресса у педагогов.
При рассмотрении связи между уровнем стресса и психологическим здоровьем преподавателей общеобразовательных учреждений проблема заключается в том, что в условиях современной системы образования преподаватели подвергаются значительному психоэмоциональному напряжению. Причиной этого является необходимость постоянного взаимодействия со студентами и коллегами, большая ответственность за качество образовательного процесса, потребность в постоянном профессиональном развитии. Такая стрессовая обстановка часто вызывает хронический стресс.
Анализ литературных источников и осмысление вышеуказанных вопросов в контексте педагогической деятельности позволили выявить некоторые принципиальные противоречия между ними. Одно из таких противоречий заключается в том, что, несмотря на обилие исследований, посвященных проблемам стресса педагогов, практические рекомендации, сформулированные в этих работах, зачастую носят обобщающий характер и не учитывают индивидуальные особенности учителей деятельности и условий образовательной среды.
Еще одним противоречием является несоответствие между возрастающей интенсивностью педагогического труда и недостаточным уровнем поддержки, связанной с профессиональным благополучием педагогов. Во многих исследованиях подчеркивается важность создания благоприятных условий труда педагогов, однако реальные изменения в образовательных учреждениях зачастую происходят медленно, не позволяя своевременно и эффективно реагировать на возникающие стрессоры.
Кроме того, литературные источники указывают на необходимость включения в образовательный процесс психологических методов борьбы со стрессом. Однако на практике использование таких методов сталкивается со многими препятствиями, в том числе с нехваткой ресурсов, времени и профессиональной подготовки в области психологии. Это создает противоречие между теоретической значимостью психологической поддержки и практическими возможностями ее реализации в повседневной деятельности педагогов.
Цель исследования – изучить взаимосвязь между уровнем стресса и психологическим здоровьем преподавателей общеобразовательных учреждений, а также выявить факторы, влияющие на эти параметры, с целью разработки рекомендаций по улучшению психологического благополучия педагогов.
Объект исследования – специфика связи стресса и психологического здоровья учителей.
Предмет исследования – взаимосвязь между уровнем стресса и психологическим здоровьем преподавателей общеобразовательных учреждений.
Гипотеза исследования – существует значимая связь между уровнем стресса и психологическим здоровьем педагогических кадров общеобразовательных учреждений. Высказано предположение, что высокий уровень стресса негативно влияет на различные аспекты психологического здоровья учителей, в том числе на их эмоциональное состояние, профессиональную удовлетворенность и эффективность работы.
Задачи исследования:
- Провести теоретический анализ проблемы взаимосвязи стресса и психологического здоровья учителей;
- Осуществить эмпирическое исследование взаимосвязи уровня стресса и психологического здоровья;
- Анализ полученных результатов;
- Разработка практических рекомендаций.
Теоретико-методологические основы исследования. В основе исследования лежат работы ведущих отечественных и зарубежных ученых в области психологии стресса, профессионального выгорания и психологии здоровья, в том числе работы Г. Селье, К. Маслаха, С. Джексона, В.В. Бойко, К. Рифф и занимается педагогической психологией и психофизиологией труда. Методологической основой исследования является системный, деятельностный и личностно-ориентированный подход к исследованию психических явлений, а также восприятие психологического здоровья как интегративного явления.
Методы исследования – анализ, синтез, сравнение научных источников; эмпирические методы (опрос, тестирование).
Методики, применяемые в исследовании.
Экспериментальная база исследования. Исследование проведено на базе Московского областного медицинского колледжа № 1. на основе участия 40 преподавателей в возрасте 30-55 лет с разным опытом работы.
Новизна исследования. Исследование является одним из первых в отечественной практике, целью которого является изучение особенностей уровня стресса у педагогов колледжа. Полученные результаты позволяют глубже понять, как те или иные профессиональные стрессоры влияют на психологическое состояние педагогов, и выявить основные механизмы их психической адаптации.
Теоретическая значимость исследования заключается в расширении понимания взаимосвязи стресса и психологического здоровья учителей. В ходе исследования была разработана и поддержана модель, описывающая влияние профессиональных стрессоров на различные аспекты психологического благополучия педагогов, что позволяет дополнить существующие теоретические модели профессионального стресса.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть использованы для разработки практических рекомендаций по укреплению психического здоровья учителей. Предложенные рекомендации могут применяться как на индивидуальном уровне, так и в рамках программ профессиональной поддержки и профессиональной подготовки учителей.
Научность и достоверность результатов исследования. Достоверность результатов исследования обеспечивается использованием надежных и валидных психодиагностических методик, репрезентативной выборки респондентов, применением соответствующих методов статистической обработки данных. Научный характер исследования подтверждается его методологической обоснованностью и строгим соблюдением этических принципов при его проведении.
Утверждение результатов. Основные положения и результаты исследования будут представлены на конференциях, семинарах, круглых столах и т.п. были представлены и обсуждены на заседаниях научных сообществ.
Личное участие автора. Автор активно участвовал в организации исследования и непосредственной разработке методологии, выборе методов исследования и проведении эмпирического исследования. Автор также проанализировал полученные данные и на их основе сформулировал выводы. После этого он разработал практические рекомендации по результатам расследования.
Положения, выносимые на защиту:
- Уровень стресса учителей общеобразовательных учреждений оказывает непосредственное влияние на их психологическое здоровье, влияет на их профессиональную эффективность и личностное благополучие.
- К факторам, способствующим развитию стресса учителя, относятся организационные, личностные и социальные аспекты, которые необходимо учитывать при разработке мер по предотвращению выгорания.
- Разработка и реализация стратегий, направленных на преодоление стресса и поддержку психологического здоровья педагогов, способствует повышению их профессиональной эффективности и улучшению общей атмосферы образовательной среды.
- Психологическое здоровье преподавателей является ключевым фактором создания позитивной образовательной среды, влияющим на взаимоотношения с учениками и коллегами, качество образовательного процесса.
- Профилактика и коррекция уровня стресса педагогического коллектива общеобразовательных учреждений возможна при системном подходе, включающем индивидуальные и организационные стратегии поддержки.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Общий объем работы составляет 98 страницы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Заключение сформировано на основе углублённого анализа взаимосвязи между уровнем стрессовых воздействий и состоянием психологического здоровья педагогов, работающих в общеобразовательных учреждениях. Проведённое исследование позволило более полно раскрыть, каким образом профессиональные стрессоры оказывают влияние на эмоциональное и психическое благополучие педагогов, включая их способность эффективно справляться с профессиональными обязанностями.
Исходной целью исследования стало изучение взаимосвязи между уровнем стресса и психологическим состоянием педагогов. Также была проанализирована природа воздействия различных стрессовых факторов и их связь с развитием тревожности, депрессии, эмоционального выгорания и снижением самооценки. На основе анализа теоретических материалов и эмпирических данных подтвердилось, что педагоги, находящиеся под воздействием значительных стрессовых нагрузок, чаще сталкиваются с эмоциональными и психическими трудностями, что негативно отражается как на их профессиональной деятельности, так и на общем уровне удовлетворённости жизнью.
Обнаружено, что повышенный уровень стресса отрицательно сказывается на психологическом здоровье педагогов. В условиях постоянного эмоционального напряжения и профессиональной перегрузки отмечается рост тревожности, которая приводит к ухудшению организации рабочего процесса. Это выражается в снижении эффективности выполнения обязанностей, утрате интереса к профессии, проявлениях эмоционального выгорания и ухудшении качества взаимодействия с коллегами и учениками. На основе этих данных сделан вывод о прямом влиянии уровня стресса на эмоциональное состояние педагогов, что усиливает их внутренний дискомфорт и затрудняет адаптацию в профессиональной среде.
Дополнительно установлено, что длительное воздействие стрессовых факторов провоцирует развитие депрессивных состояний. У педагогов, подвергающихся постоянному стрессу, проявляются такие симптомы, как хроническая усталость, апатия и нежелание выполнять профессиональные функции. Эти проявления становятся более выраженными при отсутствии навыков управления стрессом. Исследование подчёркивает, что отсутствие саморегуляции и социальной поддержки значительно увеличивает вероятность депрессивных проявлений, что подчёркивает важность применения эффективных стратегий преодоления стрессовых ситуаций.
Среди ключевых аспектов исследования выделена роль конструктивных копинг-стратегий, способствующих компенсации негативных эффектов стресса. Установлено, что педагоги, использующие подходы, направленные на активное решение проблем, поиск поддержки у коллег или самоконтроль, демонстрируют более высокую устойчивость к профессиональным вызовам и сохраняют эмоциональное равновесие. В противоположность этому, применение деструктивных стратегий, таких как избегание, чрезмерная концентрация на работе или эмоциональное дистанцирование, способствует усилению психоэмоциональных трудностей.
Наконец, выявлен значительный эффект недостатка организационной и социальной поддержки на рабочем месте как фактора, усиливающего стресс. Педагоги, не ощущающие должного взаимодействия и поддержки со стороны руководства и коллег, чаще сталкиваются с трудностями управления стрессом. В таких случаях растёт чувство изоляции и беспомощности, что усиливает проявления эмоционального выгорания. Результаты исследования подчёркивают, что наличие благоприятного рабочего климата, характеризующегося поддержкой и признанием заслуг педагогов, способствует снижению уровня стресса и улучшению их психологического состояния.
Практическая ценность проведённого исследования заключается в создании рекомендаций, направленных на снижение уровня стресса среди педагогов и предотвращение профессионального выгорания. Основываясь на результатах работы, предложено внедрение программ психологической поддержки и обучения навыкам саморегуляции. Эти программы должны способствовать повышению устойчивости педагогов к стрессу через обучение управления эмоциональным состоянием и навыков контроля в сложных ситуациях. В рамках таких программ целесообразно организовать тренинги, направленные на развитие навыков самообладания и эмоциональной стабильности. Одновременно акцент сделан на необходимость укрепления социальной поддержки педагогов путём создания групп взаимопомощи и усиления внутриколлективного взаимодействия.
На основании данных исследования предложено улучшение организационных условий труда педагогов. Важными мерами являются снижение профессиональной нагрузки, рациональное перераспределение обязанностей и использование гибких режимов работы. Эти изменения способствуют уменьшению физического и эмоционального напряжения, что, в свою очередь, повышает мотивацию педагогов и их удовлетворённость выполнением профессиональных задач. Предлагается также пересмотреть подходы к оценке работы педагогов, с акцентом на систему стимулирования, что позитивно отразится на их эмоциональном состоянии и профессиональной активности.
Результаты исследования могут служить основой для разработки мероприятий, направленных на предотвращение депрессивных состояний у педагогов. Среди таких мер выделяется оказание психологической помощи педагогам, испытывающим симптомы эмоционального выгорания. Для этого рекомендуется проведение индивидуальных консультаций, организация обучающих курсов для повышения устойчивости к стрессу и эмоциональной грамотности. Также важно улучшение условий труда, включая создание благоприятной атмосферы на рабочем месте и предоставление педагогам инструментов для эффективного управления стрессом.
Таким образом, цели и задачи исследования были выполнены, а комплексный анализ воздействия стресса на психологическое состояние педагогов позволил выявить ключевые факторы, способствующие развитию стрессовых состояний. Также были определены наиболее эффективные стратегии их преодоления и профилактики профессионального выгорания. Исследование подтвердило гипотезу о значительном влиянии стресса на психологическое благополучие педагогов, а также о зависимости последствий стресса от выбранных копинг-стратегий и качества организационной поддержки.
В заключение подчёркивается необходимость системного подхода к решению проблемы профессионального стресса педагогов. Гармоничное сочетание улучшения условий труда с развитием личных ресурсов педагогов создаёт основу для эффективного преодоления стрессовых ситуаций. Только в таких условиях возможно обеспечить сохранение психологического здоровья и профессиональной устойчивости педагогов.
В итоге, данное исследование внесло существенный вклад в понимание проблем профессионального стресса педагогов, предложив практические рекомендации для их решения. Полученные данные могут быть использованы для дальнейших исследований в этой области и разработки программ психологической поддержки, направленных на профилактику эмоционального выгорания педагогов в образовательных учреждениях.



1. Акежева А.И. Эмоциональный стресс и пути выхода из деструктивного состояния // Традиции и инновации в психологии и социальной работе: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Карачаевск.2020.Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева. 2020. С. 7-14. EDN SHNOIJ.
2. Алдакова З.А. Психологические факторы, влияющие на возникновения стресса // Вопросы науки и образования. 2021. №8 (133). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-faktory-vliyayuschie-na-vozniknoveniya-stressa (дата обращения: 17.09.2024).
3. Андреева И.А. Стрессовые ситуации и методы снятия стресса // Психология личностного взаимодействия в современном обществе: семейные традиции и инновации: Сборник материалов III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Армавир.2024 года. Чебоксары. «Издательский дом «Среда», 2024. С. 172-177. EDN ZOHLQU.
4. Анищенко Е. Б., Транковская Л. В., Важенина А.А., Тарасенко Г.А., Ковальчук В.К. Особенности условий труда и состояния здоровья работников педагогического профиля пожилого возраста (обзор литературы) // ТМЖ. 2022.№3(89).URL:https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-usloviy-truda-i-sostoyaniya-zdorovya-rabotnikov-pedagogicheskogo-profilya-pozhilogo-vozrasta-obzor-literatury (дата обращения: 27.06.2024).
5. Артемьева Т. В. Исследование копинг-стратегий педагогов в профессиональной деятельности // Образование и саморазвитие. 2014. № 4 (42). С. 79-82.
6. Багнетова Е.А. Факторы профессионального стресса педагогов общеобразовательных школ // Вестник Сургутского государственного педагогического университета .2017. № 3(48). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-professionalnogo-stressa-pedagogov-obscheobrazovatelnyh-shkol (дата обращения: 18.09.2024).
7. Балык А.С. Макаренко И. П. Факторы стресса в профессиональной деятельности сотрудников дошкольной образовательной организации // Общество: социология, психология, педагогика. 2019. № 11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-stressa-v-professionalnoy-deyatelnosti-sotrudnikov-doshkolnoy-obrazovatelnoy-organizatsii (дата обращения: 17.09.2024).
8. Безуглая Т.И. Становление проблемы психологического здоровья // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». 2020. №2.URL:https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-problemy-psihologicheskogo-zdorovya (дата обращения: 17.09.2024).
9. Безуглая Т.И. Психологическое здоровье как психолого-педагогическая проблема // Евразийский Союз Ученых. 2020. № 3-4 (72). https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-zdorovie-kak-psihologo-pedagogicheskaya-problema
10. Бергис Т.А. Личностные ресурсы стрессоустойчивости в профессиональной деятельности педагога // InternationalJournalofMedicineandPsychology. 2022. Т. 5, № 4. С. 58-66. EDN ZUUSIS.
11. Бергис Т. А., Кривуля Ю. С. Проблема профессионального стресса педагогов в условиях современной образовательной системы // КНЖ. 2020. № 1(30). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-professionalnogo-stressa-pedagogov-v-usloviyah-sovremennoy-obrazovatelnoy-sistemy (дата обращения: 18.09.2024).
12. Болдырева Д.А. Факторы снижения психологического здоровья подростков // Наука и реальность. 2023. № 1(13). С. 82-88. https://cyberleninka.ru/article/n/faktory-snizheniya-psihologicheskogo-zdorovya-podrostkov
13. Варданян Ю.В.,Камаева Ж.М. Психологическая сущность личностных и профессиональных ресурсов преодоления стресса // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. 2023. №S1 (67). URL:https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskaya-suschnost-lichnostnyh-i-professionalnyh-resursov-preodoleniya-stressa (дата обращения: 17.09.2024).
14. Варданян Ю. В., Парамонов А. А. Оптимизация стрессоустойчивости педагогов с формирующимся эмоциональным выгоранием // Мир науки. Педагогика и психология.2019. №6.URL:https://cyberleninka.ru/article/n/optimizatsiya-stressoustoychivosti-pedagogov-s-formiruyuschimsya-emotsionalnym-vygoraniem (дата обращения: 17.09.2024)
15. Васильева Т.Н., Федотова И.В., Некрасова М.М., Зуев А.В. Психопрофилактика негативного влияния профессиональных факторов на здоровье и работоспособность школьных учителей // Социальные аспекты здоровья населения. 2019. № 3 (67).
16. Волкова Т.И., Таланцева В.К., Алтынова Н.В. Состояние здоровья и уровень профессионального выгорания у работников педагогической сферы. Проблемы современного педагогического образования. 2020. № 66(4). С. 49-52.
17. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания. СПб. : Питер, 2008. 156с.
18. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. СПб. : Питер, 2009. 234с.
19. Гуляева, Н.В. Нейрохимия стресса: химия стресс-реактивности и чувствительности к стрессу // Нейрохимия. 2018. Т. 35, № 2. С. 111-114. DOI 10.7868/S1027813318020012. EDN URRXAM.
20. Гурьев М.Е. Социально-психологическая характеристика профессионального стресса в отечественной и зарубежной психологической литературе // Современные исследования в гуманитарных и естественнонаучных отраслях: сборник научных статей. Том Часть III. Москва: Издательство «Перо», 2020. С. 57-67. EDN YQBCID.
21. Деланьян М.М. Взаимосвязь психологического состояния и здоровья человека // Национальные тенденции в современном образовании: сборник статей III Всероссийской научно-практической конференции, в 5 Ч., Омск, 25 декабря 2020 года. Том Ч.2. Омск: Омская гуманитарная академия, 2021. С. 188-191. EDN UHVDRD.
22. Дубровина И.В. Психологическое здоровье личности как феномен // гуманизация образования. 2022. №4.URL:https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-zdorovie-lichnosti-kak-fenomen (дата обращения: 17.09.2024).
23. Егорышев С.А. Эмоциональное выгорание учителей как фактор снижения эффективности их профессиональной деятельности // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2023. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/emotsionalnoe-vygoranie-uchiteley-kak-faktor-snizheniya-effektivnosti-ih-professionalnoy-deyatelnosti (дата обращения: 18.09.2024).
24. Золотарева А.А. Психометрическая оценка русскоязычной версии шкалы депрессии, тревоги и стресса (DASS-21) // Психологический журнал, 2021. №5. С. 78-79.
25. Золотарева А.А. Психометрические свойства русскоязычной версии Шкалы воспринимаемого стресса (версии PSS-4, 10, 14) // Клиническая и специальная психология, 2023. № 1. С. 56-62.
26. Киселева А.А., Козлов В.В., Кузьмин М.Ю. Особенности связи копинг-стратегий и профессионального выгорания у педагогов с разным стажем // Известия Иркутского государственного университета. Серия :Психология. 2019. №.1URL:https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-svyazi-koping-strategiy-i-professionalnogo-vygoraniya-u-pedagogov-s-raznym-stazhem (дата обращения: 18.09.2024).
27. Китаев-Смык Л А. Психология стресса. М. : Наука, 1983. 234 с.
28. Козлов В.В. Интегративная психология: пути духовного поиска или освящение повседневности. М. : Психотерапия, 2007. 528 с.
29. Коломейцев Ю. А. Основные научные подходы к копинг-поведению (совладающему поведению) // Проблемы управления. № 1(5). С. 1-15.
30. Колосова, Е. В. Феномен психологического здоровья // Страховские Чтения. 2019. № 27. С. 178-183. EDN VPOJLT.
31. Костин Е. Ю. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагогов дошкольного образовательного учреждения // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова. Педагогика и психология. 2013. № 2. С. 40-44.
32. Красникова О.В., Катунова В.В., Божкова Е.Д. Анализ проблемы сохранения и развития психологического здоровья педагога в Российских учебных организациях // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2021. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-problemy-sohraneniya-i-razvitiya-psihologicheskogo-zdorovya-pedagoga-v-rossiyskih-uchebnyh-organizatsiyah (дата обращения: 17.09.2024)
33. Ларионова М. А. Психологическое здоровье педагога российской образовательной системы // Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2017. С. 99-103.
34. Лебедева О.В. Структурный анализ феномена «психологическое здоровье» в контексте гуманистической психологии // Мир психологии. 2017. № 4(92). С. 238-245. EDN YNOLRM.
35. Маклаков А. Г. Общая психология. СПб. : Питер, 2012. 592 с.
36. Малкина-Пых И. Г. Экстремальные ситуации. М. : Изд-во «Эксмо», 2005. 960 с.
37. Маркова А.К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 2006. 312 с.
38. Марищук. В.Л. ,Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. СПб. : Издательский дом «Сентябрь», 2001. 260 с.
39. Маслова Т. М. К вопросу о психологическом здоровье студентов вуза // Вестник ПГУ им. Шолом-Алейхема. 2021. № 4(45). https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-psihologicheskom-zdorovie-studentov-vuza.
40. Мельникова М. Л. Психология стресса: теория и практика. Урал.гос. пед. ун-т; науч. ред. Л. А. Максимова. Екатеринбург: 2018. 1 электрон.опт. диск (CD-ROM). ISBN 978-5-7186-1091-8.
41. Мерзлякова Д. Р. Особенности психологического здоровья педагогов с разным уровнем профессионального мастерства в условиях цифровой трансформации образовательного процесса // Психолого-педагогические исследования. 2022. Том 14. № 2. С. 48-63. DOI: 10.17759/psyedu.2022140204.
42. Михеева Ю. В., Петрова Л. А., Алексеева А. В. Основные изученные аспекты психического здоровья личности // RussianJournalofEducationandPsychology. 2010. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-izuchennye-aspekty-psihicheskogo-zdorovya-lichnosti-2 (дата обращения: 17.09.2024).
43. Мокаева М. А. Психологическое здоровье педагога как условие его эффективной деятельности // Педагогическое образование в России. 2010. № 3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-zdorovie-pedagoga-kak-uslovie-ego-effektivnoy-deyatelnosti (дата обращения: 17.09.2024).
44. Нижегородцева Н.В. ,Сизова А.А. Совладеющее поведение педагогов дошкольного образования с разным уровнем профессионального выгорания // Ярославский педагогический вестник. 2021. № 5(122). URL:https://cyberleninka.ru/article/n/sovladayuschee-povedeniepedagogov-doshkolnogo-obrazovaniya-s-raznym-urovnem-professionalnogo vygoraniya (дата обращения: 18.09.2024).
45. Никифоров Г.С. Психология здоровья. СПб. : Речь, 2002. 256 с.
46. Пазухина С.В. Психолого-социальные причины профессионально-личностного выгорания современного школьного педагога / /Концепт. 2022. №12. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-sotsialnye-prichiny-professionalno-lichnostnogo-vygoraniya-sovremennogo-shkolnogo-pedagoga (дата обращения: 18.09.2024).
47. Перышкова C.А. Проблема сохранения психологического здоровья педагога в современном обществе // Экологическая педагогика: проблемы и перспективы в свете развития технологий индустрии. 2017. № 4. С. 290-295.
48. Полина Ю. В., Кузьмина А. Е. Проблемы психологического здоровья в реалиях текущего времени // Universum: медицина и фармакология. 2023. № 2 (96). URL:https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-psihologicheskogo-zdorovya-v-realiyah-tekuschego-vremeni (дата обращения: 17.09.2024).
49. Савенышева С.С. Стрессоры повседневной жизни и семейное функционирование: анализ зарубежных исследований // Мир науки. Педагогика и психология. 2016. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stressory-povsednevnoy-zhizni-i-semeynoe-funktsionirovanie-analiz-zarubezhnyh-issledovaniy (дата обращения: 17.09.2024).
50. Селье Г. Стресс без дистресса. М. : Просвещение, 1982. 290 с.
51. Сизова И. Ю. Взаимосвязь профессионального стресса и некоторых аспектов психологического здоровья на примере воспитателей // Вестник магистратуры.2021.№ 7(118). URL:https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-professionalnogo-stressa-i-nekotoryh-aspektov-psihologicheskogo-zdorovya-na-primere-vospitateley-doshkolnyh (дата обращения: 18.09.2024).
52. Синкевич И. А., Тучкова Т. В. Профессиональный стресс педагогов и личностные ресурсы его преодоления // Проблемы современного педагогического образования. 2023. №78-2. С.89-103.
53. Скрипниченко Л. С. Особенности проявления синдрома эмоционального выгорания у педагогов, работающих в организациях общего и высшего образования // Общество: социология, психология, педагогика. 2019. № 11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-proyavleniya-sindroma-emotsionalnogo-vygoraniya-u-pedagogov-rabotayuschih-v-organizatsiyah-obschego-i-vysshego (дата обращения: 18.09.2024).
54. Сорокина Л. В., Попова О. А. Психологическое здоровье педагогов, факторы, его определяющие // Вестник российских университетов. Математика. 2012. №2. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskoe-zdorovie-pedagogov-faktory-ego-opredelyayuschie (дата обращения: 18.09.2024).
55. Терещенко Г.Ф. Устойчивость к стрессу как показатель профессионального здоровья педагога // Гаудеамус. 2018. №2 (36). С. 89-93.
56. Третьякова В. С., Мухлынина О. В. Управленческая деятельность по преодолению профессиональных деформаций педагогов колледжа // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. № 1(36). С. 55-65.
57. Филоненко Е. В., Долгов А. А., Кауц Э. А., Г. Селье – «изобретатель» стресса, так и не смогший сам его преодолеть // БМИК. 2019. № 12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gans-selie-izobretatel-stressa-tak-i-ne-smogshiy-sam-ego-preodolet (дата обращения: 17.09.2024).
58. Франкл В. Человек в поисках смысла. М. : Прогресс, 1990. 372 с.
59. Хадарцев А. А., Токарев А. Р., Трефилова И. Л. Профессиональный стресс у преподавателей (обзор литературы) // ВНМТ. 2019. № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnyy-stress-u-prepodavateley-obzor-literatury (дата обращения: 18.09.2024).
60. Черных С.С. Снижение стресса как путь к профессиональному здоровью педагогов // XXI век. Техносферная безопасность. 2023. №1. С. 91-101.
61. Човдырова Г. С. Копинг-стратегии личности при адаптации к стрессу // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2021. Т. 26, № 1(84). С. 41-47. DOI 10.24412/1999-6241-2021-184-41-47. EDN XVNNLG.
62. Шамуратова Н.Н. Психологические основы здоровья // Психологическое здоровье населения как важный фактор обеспечения процветания общества: Материалы международной онлайн научной-практической конференции, Екатеринбург-Фергана. 2020 года / Ферганский государственный университет кафедра психологии, Уральский государственный педагогический университет институт психологии, ответственные редакторы М.Б. Юлдашева, Л.А. Максимова, С.А. Водяха. Екатеринбург-Фергана: Уральский государственный педагогический университет, 2020. С. 21-24. EDN RWKJWQ.
63. Шогенов Б.Ю., Кумахова Д.Б. Влияние стресса на человека // Экономика и социум.2020. №1(68).URL:https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-stressa-na-cheloveka (дата обращения: 17.09.2024).
64. MachinskayaRegina& Д.А, Фарбер &Kurgansky, Andrei&Lomakin, Dmitry& М.Н, Захарова &Korneev, Aleksei. 2023. Регуляция поведения и когнитивной деятельности в подростковом возрасте. Мозговые механизмы/Под ред. Р. И. Мачинской Д. А. Фарбер. М.: Изд-во Московского психолого-социального университета, 2023. 616 с.
65. Freud S. Beyond the Pleasure Principle. International Psychoanalytic Press. 1920. 234с.
66. Jung C. G. The Archetypes and the Collective Unconscious.Princeton University Press. 1959. 345с.
67. Maslow A. H. Motivation and Personality (2nd ed.). Harper & Row. 1970. 449с.
68. Rogers C. R. On Becoming a Person: A Therapist's View of Psychotherapy.Houghton Mifflin. 1960. 346с.
69. Wong P. T. Effective management of life stress: The resource_con_ gruence model // Stress Medicine. 1993. Vol. 9.P. 51-60.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ