ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ШКОЛЬНИКОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОНСТРУКТОРОВ ВИРТУАЛЬНЫХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ (на примере темы: «Законы сохранения в механике»)
Только PDF
Введение 3
Глава 1. Анализ различных образовательных программ по физике для средней
общеобразовательной школы 5
1.1 Анализ ФГОС общего образования первого и второго поколений 5
1.2 Сравнительный анализ использования современных учебников физики в
основной школе 7
Глава 2. Методика и технологии разработки ЭОР 10
2.1 Формулировка понятий ЭОР 10
2.2 Цели и задачи ЭОР 10
2.3 Преимущества и недостатки использования ЭОР 11
2.4 Виды ЭОР 12
2.5Технология и методика разработки ЭОР 13
Заключение 37
Список использованной литературы 38
Модификация современного образования направляет образовательные организации на разностороннее развитие личности. Личностноориентированное обучение, учитывая возрастные и индивидуальные особенности школьников, основанное на современных педагогических и информационных технологиях, становится преобладающей направлением современного образования. Переход современной школы к разнообразию образовательных систем, стремление осуществить в практике школьного образования личностноориентированную модель обучения учащегося существенно актуализируют проблему его индивидуализации. В настоящее время в условиях глобальной информатизации новые методы обучения, основанные на активных, самостоятельных формах формирование компетенций, значительно обогащают возможности традиционных методов, направленных, в основном, на коллективное восприятие информации. Появление современных информационных технологий позволило поновому подойти к проблеме индивидуализации обучения. Использование компьютерных средств является перспективным направлением при осуществлении личностно-ориентированного обучения. К настоящему времени создано множество компьютерных средств, применяемых в образовательном процессе: контролирующие, тренажерные, моделирующие и демонстрационные программы; автоматизированные обучающие системы; гиперсреды, мультимедиа и программы виртуальной реальности; электронные учебники; интеллектуальные и экспертные обучающие системы. Компьютерные технологии начинают все активнее использоваться для поддержки и расширения возможностей традиционных методов обучения. Важным ресурсом для реализации личностноориентированного метода обучения выступает, в частности, электронный учебник. Несмотря на достоинства и дидактические возможности современных программных средств обучения, в существующей школьной практике многие достижения, реализующие концептуально новые решения в области разработки информационно-компьютерных технологий, используются недостаточно. Методика применения компьютерных технологий основана, как правило, на эмпирических подходах, а компьютерные средства, составленные с учетом требований индивидуализации обучения в подготовке школьников практически отсутствуют. Кроме этого, следует иметь ввиду, что имеющиеся на сегодняшний день электронно-образовательные ресурсы обладают рядом существенных недостатков. Наиболее важными из этих недостатков является неполнота учебно-методического сопровождения.
В результате работы над диссертацией был подготовлен учебнометодический комплекс «Законы сохранения в механике». Весь материал размещен в системе информационной среды Moodle МАОУ Лицей № 1 им. А. С. Пушкина. Содержание УМК соответствует требованиям, которые предъявляются к электронным образовательным ресурсам такого вида. В системе Moodle содержатся: рабочая программа курса, тесты для входного контроля знаний, задания для самостоятельной работы, примеры решения задач и описание демонстрационных экспериментов. Рабочая программа курса включает все необходимые элементы: аннотация, календарно-тематическое планирование, методические указания и контрольные вопросы. Курс состоит из 3 модулей и 10 тем, рассчитанных на 72 учебных часа. В качестве целевой аудитории для прохождения курса рассматриваются учащиеся 9-11 классов физико-математического профиля. Уникальной чертой разработанного учебно-методического является использование конструктора виртуальных экспериментов «Живая физика». Именно использование конструкторов виртуальных экспериментов для сопровождения уроков физики наиболее эффективно позволяет ученикам достигать личностных, предметных и метапредметных результатов. Это обусловлено тем, что конструкторы предоставляют благоприятную информационную среду с минимумом ограничений для моделирования физических явлений. Материал учебно-методического комплекса был апробирован в учебном процессе на группе учеников 10–х классов физико-математического профиля МАОУ Лицей № 1 им. А. С. Пушкина. В процессе апробации было проведено 12 уроков, на которых разбирались решения задач по физике с использованием конструктора виртуальных экспериментов «Живая физика». В качестве формы отчета ученикам были предложены проектные задания по заранее разработанным задачам высокого уровня сложности. Полученные результаты свидетельствуют о том, что применение конструкторов виртуальных экспериментов, способствуют более эффективному формированию учебнопознавательных компетенций.
1. Акользина Е. А. Использование электронных образовательных ресурсов в
процессе обучения: достоинства, недостатки // Психологопедагогический журнал «Гаудеамус». – Издательство: Тамбовский
государственный университет им. Г.Р. Державина (Тамбов), 2013. – № 2.
– С. 95-97.
2. Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов
нового поколения // Педагогика. – 2009. – № 4. – С. 18-22.
3. Болотов В., Ковалева Г. Опыт России в области оценки образовательных
достижений школьников. Каковы современные пути и способы
совершенствования управления качеством образования? //
Инновационные проекты и программы в образовании. – 2010. – №5. –
С.3-10.
4. Бухаркина М. Ю., Полат Е. С. Современные педагогические и
информационные технологии в системе образования: Учебное пособие /
под ред. Е. С. Полат. – М. : Изд. Центр «Академия», 2010. – 368 с.
5. Внедрение ФГОС. УМК нового поколения - школе XXI века. Опыт
реализации УМК под редакцией Л.Э. Генденштейна издательство
«Мнемозина» по физике в 7-9 классах в 2009-2012 учебных годах»
6. Использование электронных образовательных ресурсов нового
поколения// Физика. Все для учителя! – 2013- №6 – С.10-15
7. Исупова Н. И. Методические особенности применения электронных
образовательных ресурсов. Сборник научных трудов Sworld. 2012. Т. 23.
№ 4. С. 92-95.
8. Концепция модернизации российского образования на период до 2020
года. Утверждена распоряжением Правительства РФ от 29 декабря 2014 г.
N 2765-р
9. https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=1&ved=
0ahUKEwj51PS_2KXNAhUI7RQKHYZ3C0EQFggdMAA&url=http%3A%2
F%2Fxn--80abucjiibhv9a.xn--
p1ai%2F%25D0%25B4%25D0%25BE%25D0%25BA%25D1%2583%25D0
%25BC%25D0%25B5%25D0%25BD%25D1%2582%25D1%258B%2F4952
%2F%25D1%2584%25D0%25B0%25D0%25B9%25D0%25BB%2F3922%2
FPRAVITEL%27STVO_ROSSIISKOI_FEDERACII_FCPRO.doc&usg=AFQ
jCNEWAOAp-bveghdT0A0o2dGA36f8xw&sig2=t-7pb37OlS5Y8Jm-cWtEig
10.Низиенко Е., Шмелькова Л. Введение новых государственных
образовательных стандартов общего образования // Образовательная
политика. – 2010. – № 1-2. – С. 108-113.
11.Новое в деятельности учителя физики: готовимся к внедрению
стандартов второго поколения// Физика в школе – 2012- №1 – С.19-28
12.Новые образовательные стандарты как средство развития
учащихся//Физика в школе – 2012- №5 – С.20-24.
39
13.Постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013
г. № 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения
профессиональных стандартов»
14.Примерная основная образовательная программа образовательного
учреждения. Основная школа.- М.: Просвещение. 2010-2011 гг.
15.Проблемы ФГОС и научной грамотности школьников или новый
стандарт образования в действии: обучение и воспитание творчески
мыслящей личности на уроках физики// Физика в школе – 2012- №5 –С.4-8...23