ВЗЫСКАНИЕ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО НАЛОГАМ ОРГАНАМИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ РОССИИ
|
Введение
1 Теоретические и правовые основы возникновения и взыскания задолженности по налогам
1.1 Правовые основы возникновения задолженности по налогам 6
1.2 Методы взыскания задолженности по налоговым обязательствам 9
2 Практическое применение методов взыскания задолженности налоговыми
органами 30
2.1 Возникновение задолженности и процедура ее взыскания на примере юридического лица 30
2.2 Возникновение задолженности и процедура ее взыскания на примере физического лица 37
3 Проблемные вопросы и пути совершенствования института взыскания
задолженности по налоговым платежам 47
3.1 Эффективность применения мер взыскания задолженности по налоговым
обязательствам 47
3.2 Пути повышения эффективности взыскания задолженности по налоговым
обязательствам 54
Заключение
Список использованных источников
Приложения А-Н
1 Теоретические и правовые основы возникновения и взыскания задолженности по налогам
1.1 Правовые основы возникновения задолженности по налогам 6
1.2 Методы взыскания задолженности по налоговым обязательствам 9
2 Практическое применение методов взыскания задолженности налоговыми
органами 30
2.1 Возникновение задолженности и процедура ее взыскания на примере юридического лица 30
2.2 Возникновение задолженности и процедура ее взыскания на примере физического лица 37
3 Проблемные вопросы и пути совершенствования института взыскания
задолженности по налоговым платежам 47
3.1 Эффективность применения мер взыскания задолженности по налоговым
обязательствам 47
3.2 Пути повышения эффективности взыскания задолженности по налоговым
обязательствам 54
Заключение
Список использованных источников
Приложения А-Н
Одним из основных условий существования государства, развития общества, экономического и социального процветания является взимание налоговых платежей. Именно за счет налогов осуществляется выполнение основной функции государства - удовлетворение общественных потребностей. Российский опыт и мировая практика показывают, что свыше 70 % доходов государственного бюджета составляют налоговые платежи.
На сегодняшний день наиболее актуальной является проблема организации эффективного налогового контроля. Общественные отношения, которые складываются в ходе взыскания сумм задолженности по налогам и сборам, в независимости от различий в основаниях и условиях, обладают общими правовыми и экономическими признаками.
С правовой точки зрения, взыскание - такая реализация государством предусмотренных законом мер в сфере принуждения налогоплательщика к должному выполнению возложенных на него обязанностей и мер наказания в случае допущенных правонарушениях в сфере налогообложения. С экономической позиции, взыскание - это непременно расходы для налогоплательщика и источник доходов для государственного или регионального бюджета.
Красноярский край является одним из перспективных и быстро развивающихся регионов Российской Федерации, а, следовательно, рассмотрение данной проблемы на основе сложившейся ситуации именно в этом регионе наиболее наглядно и детально поможет разобраться в изучаемом вопросе.
Актуальность выбранной темы дипломной работы обусловлена тем, что в настоящее время сложилась большая проблема неплатежей в бюджет
Целью данной дипломной работы является исследование механизма взыскания налоговой задолженности с позиции органов Федеральной налоговой службы, анализ уровня задолженности по налогам и сборам и разработка предложений по повышению эффективности ее взыскания.
Для достижения цели данной работы необходимо решение следующих задач:
1. Изучение правовых основ возникновения задолженности по налогам, методов ее взыскания налоговыми органами;
2. Анализ ситуации с налоговой задолженностью, сложившейся в текущем году в Красноярском крае;
3. Исследование на практике механизма взыскания задолженности с физических и юридических лиц;
4. Анализ эффективности применения методов взыскания налоговыми органами;
5. Разработка путей повышения эффективности взыскания задолженности по налоговым обязательствам.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся при возникновении задолженности по налоговым платежам и ее взыскании налоговыми органами.
Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие возникновение и взыскание задолженности по налогам, и механизм ее взыскания, применяемый органами Федеральной налоговой службы России.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в полном и своевременном применении методов взыскания задолженности по налогам и сборам, возможности их совершенствования.
Методами исследования являются анализ законодательной базы, научной литературы, документации по взысканию задолженности с позиции налогового органа и судебных приставов-исполнителей.
Теоретико-методологической основой исследования послужили научные труды таких авторов, как Иоффе О.С., Шаргородский М.Д., Богданов Е.П., Погорельская Г.А., Майбуров И.А., Эриашвили Н.Д., Косов М.Е., Осокина И.В., Борисов А.Н., Крохина Ю.А., Куклина Т.В., Сазанов С.В., Гринкевич, Л.С. и другие. Кроме того, была изучена документация ИФНС по Центральному району г.Красноярска и Отдел судебных приставов по Центральному району г.Красноярска Управления Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю (далее ОСП по Центральному району г.Красноярска), статистическая и аналитическая отчетности Управления Федеральной налоговой службы России по Красноярскому краю.
Дипломная работа состоит из введения, трех частей, заключения, списка использованной литературы и приложений.
На сегодняшний день наиболее актуальной является проблема организации эффективного налогового контроля. Общественные отношения, которые складываются в ходе взыскания сумм задолженности по налогам и сборам, в независимости от различий в основаниях и условиях, обладают общими правовыми и экономическими признаками.
С правовой точки зрения, взыскание - такая реализация государством предусмотренных законом мер в сфере принуждения налогоплательщика к должному выполнению возложенных на него обязанностей и мер наказания в случае допущенных правонарушениях в сфере налогообложения. С экономической позиции, взыскание - это непременно расходы для налогоплательщика и источник доходов для государственного или регионального бюджета.
Красноярский край является одним из перспективных и быстро развивающихся регионов Российской Федерации, а, следовательно, рассмотрение данной проблемы на основе сложившейся ситуации именно в этом регионе наиболее наглядно и детально поможет разобраться в изучаемом вопросе.
Актуальность выбранной темы дипломной работы обусловлена тем, что в настоящее время сложилась большая проблема неплатежей в бюджет
Целью данной дипломной работы является исследование механизма взыскания налоговой задолженности с позиции органов Федеральной налоговой службы, анализ уровня задолженности по налогам и сборам и разработка предложений по повышению эффективности ее взыскания.
Для достижения цели данной работы необходимо решение следующих задач:
1. Изучение правовых основ возникновения задолженности по налогам, методов ее взыскания налоговыми органами;
2. Анализ ситуации с налоговой задолженностью, сложившейся в текущем году в Красноярском крае;
3. Исследование на практике механизма взыскания задолженности с физических и юридических лиц;
4. Анализ эффективности применения методов взыскания налоговыми органами;
5. Разработка путей повышения эффективности взыскания задолженности по налоговым обязательствам.
Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся при возникновении задолженности по налоговым платежам и ее взыскании налоговыми органами.
Предметом исследования являются правовые нормы, регулирующие возникновение и взыскание задолженности по налогам, и механизм ее взыскания, применяемый органами Федеральной налоговой службы России.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в полном и своевременном применении методов взыскания задолженности по налогам и сборам, возможности их совершенствования.
Методами исследования являются анализ законодательной базы, научной литературы, документации по взысканию задолженности с позиции налогового органа и судебных приставов-исполнителей.
Теоретико-методологической основой исследования послужили научные труды таких авторов, как Иоффе О.С., Шаргородский М.Д., Богданов Е.П., Погорельская Г.А., Майбуров И.А., Эриашвили Н.Д., Косов М.Е., Осокина И.В., Борисов А.Н., Крохина Ю.А., Куклина Т.В., Сазанов С.В., Гринкевич, Л.С. и другие. Кроме того, была изучена документация ИФНС по Центральному району г.Красноярска и Отдел судебных приставов по Центральному району г.Красноярска Управления Федеральной службы судебных приставов по Красноярскому краю (далее ОСП по Центральному району г.Красноярска), статистическая и аналитическая отчетности Управления Федеральной налоговой службы России по Красноярскому краю.
Дипломная работа состоит из введения, трех частей, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Налоговые платежи являются основной составной частью государственного бюджета Российской Федерации. Налоговым кодексом Российской Федерации установлены юридические факты, наступление которых влечет за собой возникновение обязанности по уплате налога. Так же Налоговым кодексом РФ установлено, что при наличии налогового обязательства и наступлении срока уплаты соответствующего налога и в случае отсутствия исполнения этого обязательства, у налогоплательщика возникает задолженность по налоговым платежам.
Наряду с задолженностью по основному долгу (налогу) в отношении налогоплательщика ежедневно начисляются пени за просрочку платежа. Так же по результатам мероприятий налогового контроля за нарушение законодательства о налогах и сборах налоговые органы вправе начислить штрафы, регламентированные НК РФ. Неуплата (неполная уплата) таких платежей так же является налоговой задолженностью.
При выявлении задолженности у налогоплательщика органы Федеральной налоговой службы России вправе применить в отношении должника принудительные методы взыскания задолженности. В отношении любой категории налогоплательщика первоначально налоговые органы формируют требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа. Требование является уведомительной и предупредительной формой взыскания. При отсутствии исполнения налогового обязательства в срок, установленный в требовании для добровольной оплаты, применяются одинаковые методы взыскания для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и отличные от них для физических лиц.
Так, в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей применяется взыскание за счет денежных средств, регламентированное статьей 46 НК РФ. Одновременно с данным методом
При отсутствии или недостаточности денежных средств на счетах налогоплательщика в отношении него применяется взыскание за счет имущества, регламентированное статье 47 НК РФ. При этом задолженность передается на взыскание в службу судебных приставов, которые возбуждают исполнительное производство и взыскивают задолженность в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», Федеральным законом от 21.07.1997 года №118-ФЗ «О судебных приставах» и иными законодательными актами Российской Федерации. Так же, при наличии оснований полагать, что должник скроется либо скроет свое имущество, налоговый орган вправе наложить на имущество должника административный арест при наличии санкции прокурора. Данная обеспечительная мера установлена статьей 77 НК РФ.
В отношении физических лиц при отсутствии оплаты по требованию применяется статья 48 НК РФ, в соответствии с которой налоговые органы вправе обратиться в судебные органы за взысканием задолженности. При получении исполнительного документа он направляется на взыскание судебным приставам, которые возбуждают исполнительное производство.
В соответствии с данными статистической отчетности ИФНС России по Центральному району г.Красноярска в главе 3 нашей дипломной работы рассчитаны показатели эффективности применения мер принудительного взыскания задолженности по налогам по состоянию на 01.01.2016 года:
— Эффективность взыскания по требованиям составила 21,7%
— Эффективность взыскания по инкассовым поручениям 23,2%
— Эффективность взыскания за счет имущества (ст.47 НК РФ) 56,5%
— Эффективность взыскания за счет имущества (ст.48 НК РФ) 33,6%.
По приведенным данным можно сделать вывод об относительной эффективности применения мер принудительного взыскания. Так, применение статьи 47 НК РФ находится на более высоком уровне, чем применение других
В пункте 2 главы 3 данной дипломной работы нами представлены возможные пути повышения эффективности мер принудительного взыскания:
— Внесение изменений в текст требования об уплате задолженности;
— Исключение стадии взыскания задолженности в судебном порядке с
физических лиц либо ограничение по сумме;
— Предоставление отсрочки, рассрочки, налогового кредита;
— Увеличение размера пени;
— Направление инкассовых поручений на счета исключительно в электронном виде;
— Проведение проверок банков;
— Проведение арестов имущества должников;
— Повышение ответственности судебных приставов-исполнителей;
— Увеличение штата Службы судебных приставов;
— Возложение расходов по взысканию на должников;
— Обращение взыскание на лицевые счета, открытые у сотовых операторов связи;
— Приостановление лицензий и патентов в ходе исполнительного производства;
— Передача функций по взысканию налоговой задолженности от органов Службы судебных приставов органам Федеральной налоговой службы;
— Сокращение статистической отчетности, представляемой территориальными подразделениями вышестоящим органам;
— Повышение налоговой культуры и информированности налогоплательщиков.
В результате проведенного в данной дипломной работе анализа можно сделать вывод, что предусмотренные законодательством меры принудительного взыскания задолженности по налогам, являются не в полной мере эффективными. Но в случае внесения тех или иных изменений в законодательство Российской Федерации рассматриваемую проблему можно свести к минимуму.
Наряду с задолженностью по основному долгу (налогу) в отношении налогоплательщика ежедневно начисляются пени за просрочку платежа. Так же по результатам мероприятий налогового контроля за нарушение законодательства о налогах и сборах налоговые органы вправе начислить штрафы, регламентированные НК РФ. Неуплата (неполная уплата) таких платежей так же является налоговой задолженностью.
При выявлении задолженности у налогоплательщика органы Федеральной налоговой службы России вправе применить в отношении должника принудительные методы взыскания задолженности. В отношении любой категории налогоплательщика первоначально налоговые органы формируют требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа. Требование является уведомительной и предупредительной формой взыскания. При отсутствии исполнения налогового обязательства в срок, установленный в требовании для добровольной оплаты, применяются одинаковые методы взыскания для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и отличные от них для физических лиц.
Так, в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей применяется взыскание за счет денежных средств, регламентированное статьей 46 НК РФ. Одновременно с данным методом
При отсутствии или недостаточности денежных средств на счетах налогоплательщика в отношении него применяется взыскание за счет имущества, регламентированное статье 47 НК РФ. При этом задолженность передается на взыскание в службу судебных приставов, которые возбуждают исполнительное производство и взыскивают задолженность в соответствии с Федеральным законом от 02.10.2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», Федеральным законом от 21.07.1997 года №118-ФЗ «О судебных приставах» и иными законодательными актами Российской Федерации. Так же, при наличии оснований полагать, что должник скроется либо скроет свое имущество, налоговый орган вправе наложить на имущество должника административный арест при наличии санкции прокурора. Данная обеспечительная мера установлена статьей 77 НК РФ.
В отношении физических лиц при отсутствии оплаты по требованию применяется статья 48 НК РФ, в соответствии с которой налоговые органы вправе обратиться в судебные органы за взысканием задолженности. При получении исполнительного документа он направляется на взыскание судебным приставам, которые возбуждают исполнительное производство.
В соответствии с данными статистической отчетности ИФНС России по Центральному району г.Красноярска в главе 3 нашей дипломной работы рассчитаны показатели эффективности применения мер принудительного взыскания задолженности по налогам по состоянию на 01.01.2016 года:
— Эффективность взыскания по требованиям составила 21,7%
— Эффективность взыскания по инкассовым поручениям 23,2%
— Эффективность взыскания за счет имущества (ст.47 НК РФ) 56,5%
— Эффективность взыскания за счет имущества (ст.48 НК РФ) 33,6%.
По приведенным данным можно сделать вывод об относительной эффективности применения мер принудительного взыскания. Так, применение статьи 47 НК РФ находится на более высоком уровне, чем применение других
В пункте 2 главы 3 данной дипломной работы нами представлены возможные пути повышения эффективности мер принудительного взыскания:
— Внесение изменений в текст требования об уплате задолженности;
— Исключение стадии взыскания задолженности в судебном порядке с
физических лиц либо ограничение по сумме;
— Предоставление отсрочки, рассрочки, налогового кредита;
— Увеличение размера пени;
— Направление инкассовых поручений на счета исключительно в электронном виде;
— Проведение проверок банков;
— Проведение арестов имущества должников;
— Повышение ответственности судебных приставов-исполнителей;
— Увеличение штата Службы судебных приставов;
— Возложение расходов по взысканию на должников;
— Обращение взыскание на лицевые счета, открытые у сотовых операторов связи;
— Приостановление лицензий и патентов в ходе исполнительного производства;
— Передача функций по взысканию налоговой задолженности от органов Службы судебных приставов органам Федеральной налоговой службы;
— Сокращение статистической отчетности, представляемой территориальными подразделениями вышестоящим органам;
— Повышение налоговой культуры и информированности налогоплательщиков.
В результате проведенного в данной дипломной работе анализа можно сделать вывод, что предусмотренные законодательством меры принудительного взыскания задолженности по налогам, являются не в полной мере эффективными. Но в случае внесения тех или иных изменений в законодательство Российской Федерации рассматриваемую проблему можно свести к минимуму.
Подобные работы
- НЕДОИМКИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ: ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И ПУТИ ИХ СНИЖЕНИЯ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Налоговые органы и развитие налогового администрирования в Российской Федерации» (на примере Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Татарстан).
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ С НАЛОГОВОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2017 - НАЛОГОВАЯ ЗАДОЛЖЕННОСТЬ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ И
МЕРОПРИЯТИЯ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ЕЕ СОКРАЩЕНИЕ
Дипломные работы, ВКР, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ЭВОЛЮЦИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Принудительное исполнение обязанности по уплате налога
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2016 - ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ С НАЛОГОВОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2018 - Задолженность по налогам и сборам: причины возникновения, способы предотвращения (Югорский Государственный Университет)
Курсовые работы, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2018 - НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ В РОССИИ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2019



