Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СИСТЕМА ПОМОЩИ СЛЕПЫМ В ТОМСКОЙ ГУБЕРНИИ (СЕРЕДИНА XIX - НАЧАЛО XX ВВ.): МЕЖДУ ТРАДИЦИЕЙ И НОВАЦИЕЙ

Работа №195021

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

история

Объем работы100
Год сдачи2025
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Слепота в Томской губернии: социальный портрет и масштабы проблемы 19
1.1 Масштабы слепоты в Томской губернии: статистический анализ 19
1.2 Социально-экономическое положение слепых 26
1.3 Правовое положение слепых: законодательное регулирование вопросов слепых и
слепоты и социальной поддержки 35
2 Взаимоотношение слепых с социальными институтами и структурами 45
2.1 Практика взаимодействия слепых с органами губернской государственной власти. 45
2.2 Помощь духовенства слепым 52
2.3 Слепой и попечительство Императрицы Марии Александровны о слепых 58
2.3.1 Социально-экономический аспект 58
2.3.2 Медицинский аспект помощи 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 76
ПРИЛОЖЕНИЕ А 83
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 89
ПРИЛОЖЕНИЕ В 90
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 91

«В хорошо организованной промышленности всегда найдутся места для калек, хромых и слепых...
В дифференцированном производстве больше должностей, могущих исполняться слепыми, чем существует слепых. Точно также имеется больше мест для калек, чем существует калек на свете».
Генри Форд Актуальность выбранной темы обусловлена несколькими факторами. Во-первых, в историографии благотворительности и социальной помощи инвалидам наблюдается недостаточная изученность региональных аспектов, особенно касающихся Сибири. Исследование системы помощи слепым в Томской губернии позволит расширить представления об общероссийских процессах и выявить их региональные особенности, что отвечает современному росту интереса к региональной истории и локальным особенностям. Уникальные социально-экономические и культурные условия Сибири требуют учета регионального контекста для полного понимания динамики благотворительности и социальной поддержки. Во-вторых, анализ исторического опыта интеграции слепых в общество приобретает особую значимость в современных условиях, когда вопросы социализации инвалидов остаются актуальными. Изучение проблем, с которыми сталкивались слепые в прошлом, и методов их решения может способствовать разработке эффективных стратегий социальной адаптации и поддержки. В-третьих, диссертация внесет вклад в развитие истории инвалидности в России, рассматривая социокультурные и социально-экономические аспекты жизни слепых на региональном уровне. Особое внимание уделяется роли различных акторов - государства, церкви, частных благотворителей и самих слепых - в формировании и функционировании системы помощи, что позволяет понять взаимодействие социальных сил в решении проблем инвалидов.
Новизна исследования заключается, прежде всего, в его фокусе на специфическом регионе - Томской губернии. Рассматривая положение, можно выделить несколько ключевых особенностей. Слепые, как и в других регионах России того времени, находились в маргинальном положении. В условиях сурового сибирского климата и преобладания тяжелого физического труда и сельского хозяйства слепота существенно ограничивала их возможности для самостоятельного заработка и социальной интеграции. Основными причинами слепоты были инфекционные заболевания, такие как трахома и конъюнктивит, различные травмы, а также врожденные патологии. Климатические и санитарные условия, а также недостаток квалифицированной медицинской помощи способствовали распространению глазных болезней. Общество в целом воспринимало слепых как нуждающихся в помощи и поддержке, при этом благотворительные и церковные организации оказывали некоторую помощь, однако системной социальной защиты не существовало. Из-за удаленности региона и недостатка инфраструктуры слепые часто оставались изолированными, что усугубляло их положение и делало выживание особенно трудным. Изучение системы помощи слепым именно в этом регионе позволит выявить уникальные особенности, обусловленные географическим положением, экономическими условиями, демографической ситуацией и культурными традициями. Кроме того, работа предполагает введение в научный оборот новых архивных материалов, полученных в результате работы в архивах Томской области и других региональных архивах. Эти материалы содержат ранее неиспользованные документы, статистические данные и личные истории, которые проливают свет на исследуемую проблему.
На основе этого был сформулирован исследовательский вопрос - насколько эффективно была построена система социально-медицинской помощи и социализации в Томской губернии для удовлетворения потребностей такой уязвимой категории населения, как слепые.
Вследствие нарастающего воздействия как природных, так и антропогенных факторов, оказывающих влияние на здоровье населения, наблюдается устойчивая тенденция к увеличению численности инвалидов. В силу этого в наше время проводятся актуальные исследования, направленные на улучшение условий жизнедеятельности людей с ОВЗ, не только в сфере медицины и биоинженерии, где происходит борьба с заболеваниями и создания различных протезов, но также и в социально-гуманитарной сфере. Поскольку человек является социальным существом, ему необходимо для успешной самореализации и продолжения рода адаптироваться к обществу и окружающей среде с учетом своих особенностей. Поэтому изучения и накопления уже имеющегося наработанного опыта наших предков в области инклюзии, позволяют нам, как проанализировать эффективность и актуальность проводимой социальной политики, так и, учитывая прошлые ошибки, наметить перспективные векторы развития.
Исторический опыт России в области социальной поддержки людей с ОВЗ, восходящий к XIX веку, делает этот вопрос особенно актуальным для изучения. Учитывая масштаб территории Российской империи и, соответственно, сложность охвата всех исторических данных, исследование фокусируется на региональном уровне. Предполагается, что последующее расширение базы исторических источников позволит воссоздать более полную картину, двигаясь от частного к общему.
Объект исследования: государственные и общественные организации по оказанию помощи слепым в Томской губернии сер. XIX - нач. XX вв.
Предмет исследования: процесс развития оказания социальной и медицинской помощи слепым в Томской губернии сер. XIX - нач. XX вв.
Цель: реконструкция целостной картины развития деятельности государственных и благотворительных организаций в Томской губернии по оказанию помощи слепым людям.
На основе этого были выработаны следующие задачи:
1. Проанализировать динамику численности слепых в Томской губернии;
2. Рассмотреть социально-экономическое положение слепых;
3. Исследовать законодательную базу, регулирующую положение слепых;
4. Определить особенности функционирования системы социальной и медицинской помощи слепым в Томской губернии .
Хронологические рамки: 1861 - 1917 гг. Рамки были выбраны в силу того, что Великие реформы Александра II оказали серьезное влияние на развитие благотворительности и социальной помощи в Российской империи, период, когда традиционные формы помощи начинают дополняться новыми, более организованными и специализированными. Более того в период правления Александра II начинает функционировать Попечительство Императрицы Марии Александровны о слепых (1881 - 1917 гг.), занимающееся специализированной помощью отдельной категории населения - людям с проблемами по зрению. Верхняя граница связана с революционными событиями, приведшие к смене социально-экономического и политического устройства, которые также затронули вопросы отношения к слепым и формам их помощи и социализации.
В качестве территориальных рамок исследования определена Томская губерния, что связано с охватом всей ее территории деятельностью по оказанию помощи слепым.
Практическая значимость. В условиях рыночной экономики и гражданского общества в Российской Федерации обращение к опыту деятельности государственных и общественных организаций Российской империи по медицинской и социальной поддержке лиц, страдающих заболеваниями органов зрения в сер. XIX - нач. XX вв., позволит не только оценить эффективность проводимой в нашей стране социальной политики, но и наметить рубежи ее дальнейшего совершенствования.
Рост числа людей с инвалидностью в обществе обусловливает социальную значимость данного исследования, направленного на изучение путей расширения и совершенствования системы социальной и медицинской поддержки. В современной России эта задача приобретает особую актуальность, в связи с чем представляется ценным изучение опыта благотворительных организаций конца XIX - начала XX вв. Необходимость всесторонней поддержки людей с ограниченными возможностями здоровья, как отметил Президент РФ, является приоритетным направлением государственной политики, нацеленным на построение инклюзивного общества, где каждый гражданин имеет равные возможности.
Научная значимость исследования заключается в формировании наиболее полной картины построения социальных институтов и медицинских учреждений, которые занимались вопросами жизнедеятельности населения Томской губернии. Кроме того изучение государственных и общественных организаций, помогавших людям с ОВЗ, позволяет лучше проанализировать социально -экономическое положение данного социального слоя в обществе изучаемого периода, чему ранее придавалось крайне малое внимание.
При проведении исследования были использованы следующие методы:
1. Историко-системный метод, дающий возможность проанализировать
объект прошлого, как целостную систему социальной жизни того времени;
2. Историко-хронологический метод дает возможность выделить определенные отличающиеся качественно друг от друга периоды развития системы социально-медицинской защиты в исследуемый период.
3. Контент-анализ позволит изучить, как формировался образ слепого человека в обществе Томской губернии;
4. Анализ и синтез;
В основу данного исследования также были положены принципы историзма и объективности. Принцип историзма предполагает рассмотрение всех исследуемых явлений и процессов в их историческом контексте, с обязательным учетом конкретных исторических условий и особенностей изучаемого периода. В свою очередь, принцип объективности подразумевает стремление к непредвзятому анализу исторических источников и интерпретации фактов, избегая субъективных оценок и предвзятых суждений, что обеспечит максимально достоверное и полное представление о трансформации системы помощи слепым в Томской губернии.
Кроме того в данной работе применяется предложенная Н.Н. Малофеевым градация, представляющая собой модель эволюции взаимодействия государства и общества по отношению к лицам с инвалидностью . Методологический подход, разработанный Н.Н. Малофеевым, был проанализирован в рамках библиографического обзора. Подчеркивается ее значимость в качестве инструмента для компаративного изучения прав лиц с инвалидностью в различных государствах, включая Российскую Федерацию. Вместе с тем, отмечается отсутствие прецедентов применения данной методологии для анализа отношения к инвалидам в рамках различных субъектов, составляющих одно государство. В настоящем исследовании предпринята попытка адаптации и применения разработок Н.Н. Малофеева к изучению системы помощи слепым в контексте отдельного региона - Томской губернии.
Применение подхода Мишеля Фуко позволяет рассмотреть систему помощи не как благотворительную деятельность, а как сложный комплекс практик, тесно связанный с властными отношениями и доминирующими социальными дискурсами . Анализ ограниченных возможностей трудоустройства, создания семьи, самовыражения и участия в общественной жизни (включая игровую деятельность) показывает, как слепые лишались статуса полноценных членов общества и закреплялись в роли пассивных реципиентов помощи. В заключение, мы покажем, что система помощи, вместо интеграции, фактически усугубляла маргинализацию слепых в Томской губернии.
Интерес к проблемам благотворительности в Российской империи, в том числе и к вопросам призрения слепых, начал формироваться еще в дореволюционный период. Однако, зачастую, работы того времени носили описательный и практикоориентированный характер, призывающие читателя к активной благотворительной деятельности....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, на основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Во-первых, к началу XX в. в Томской губернии начинают материально обеспечивать слепых с помощью выдачи пособий, однако это было не способно решить проблему их материального благополучия, поскольку им приходилось рассчитывать на помощь родственником или прибегать к сбору милостыни. Учитывая в целом еще консервативное на тот мировоззрение в обществе, слепому не позволяли рассчитывать на собственные силы, способности, считая его опекаемым объектом. За редким исключением, когда незрячего могли отправить в специальное учебное заведение для слепых, слепой мог призрение в богадельне, либо помощь родственников, что плавно перетекает ко второму нашему выводу.
В Томской губернии, в отличие от соседних Енисейской и Иркутской, не наблюдалось формирования специализированных институтов социальной поддержки лиц с нарушениями зрения. В то время как в Енисейской и Иркутской губерниях функционировали отделения Мариинского попечительства о слепых, а в Иркутске существовало специальное училище для слепых, в Томской губернии отсутствовали аналогичные структуры. Императорский Томский университет с его медицинским факультетом, а также множество клиник могли оказывать только медицинскую помощь, то есть предотвращать наступление слепоты, но были бессильны в помощи уже ослепшему.
Анализ ситуации с организацией помощи слепым в Томской губернии выявляет комплекс причин, обуславливающих ее отставание от Иркутской губернии, находящейся, согласно классификации Н.Н. Малофеева, на более развитом этапе отношения к инвалидам. Во-первых, отмечается влияние консервативных общественных настроений в Томске, препятствующих внедрению прогрессивных социальных инициатив. Во-вторых, констатируется недостаточная заинтересованность и активность региональных властей в инициировании и поддержке деятельности, связанной с организацией специализированной помощи слепым, в частности, создания отделения Попечительства о слепых. В результате, в то время как в Иркутской губернии функционировало отделение и специализированные учреждения для слепых (соответствующие второму этапу классификации Н.Н. Малофеева), в Томской губернии наблюдалась лишь начальная фаза формирования системы помощи, характеризующаяся общим правом на призрение и доступностью офтальмологической помощи, однако без наличия специализированных институтов, ориентированных на нужды слепых.
Рассмотрение системы помощи слепым в Томской губернии через методологию Мишеля Фуко показывает, как властные отношения и доминирующие дискурсы формировали и поддерживали определенное социальное положение людей с нарушениями зрения. В контексте концепции «труда» как экономического воспроизводства, отсутствие развитой системы профессионального обучения и трудоустройства для слепых в Томской губернии фактически исключало их из экономической деятельности. Это обусловливало их положение как «опекаемых», лишенных возможности самостоятельного труда и, как следствие, экономической независимости. Данная ситуация представляет собой не только экономическую проблему, но и проявление властных отношений, посредством которых общество лишало лиц с нарушениями зрения статуса активных экономических субъектов, закрепляя за ними роль пассивных реципиентов помощи.
В рамках концепции «сексуальности и семьи» как формы воспроизводства общества, укоренившиеся представления о слепых как о неполноценных членах общества, вероятно, оказывали негативное влияние на их возможности создания семьи и участия в репродуктивных процессах. Хотя прямые эмпирические данные, подтверждающие это, в настоящем исследовании отсутствуют, косвенные свидетельства можно обнаружить в доминирующем дискурсе об опеке. Вероятно, семейная жизнь, как один из ключевых механизмов социального воспроизводства, была затруднена или вовсе недоступна для данной категории населения вследствие стигматизации. Таким образом, исключение слепых из этого механизма способствовало усилению их маргинального положения в обществе.
Изучение вопроса в контексте концепции «говорения и речи» показывает, что лица с нарушениями зрения лишены специализированных институтов, способных обеспечить им возможность высказывать свое мнение и быть услышанными обществом. Отсутствие «голоса» у этой социальной группы способствовало поддержанию и воспроизводству доминирующих дискурсов, представляющих их исключительно как нуждающихся в опеке, а не как субъектов, способных к самостоятельной жизни и принятию решений. Важно отметить, что «молчание» слепых в данном контексте следует рассматривать не как их сознательный выбор, а как результат их исключения из сферы публичной коммуникации.
В отношении «игровой деятельности», вопрос об участии слепых в играх и празднествах в Томской губернии остается недостаточно изученным. Однако, учитывая общий контекст их исключения из различных сфер общественной жизни, представляется вероятным, что их возможности в этой области также были ограничены. Участие в играх и празднествах следует рассматривать не только как форму досуга, но и как механизм социальной интеграции и признания. Ограничение доступа к данной форме деятельности усиливало социальную изоляцию слепых и закрепляло их маргинальный статус.
Применение методологии М. Фуко позволяет констатировать, что система помощи слепым в Томской губернии не только не соответствовала современным требованиям, но и являлась неотъемлемой частью более широкой системы властных отношений и социальных дискурсов, детерминировавших положение данной социальной группы. Анализ через призму указанных концепций позволяет выйти за рамки простого констатирования фактов и углубиться в понимание механизмов социального исключения и формирования идентичности «слепого» как объекта опеки, а не как активного субъекта общественной жизни.
После Революции 1917 г., последующей Гражданской войны, а также сменой политического и социального устройства на проблему инвалидности взглянут по -новому. Будет введена градация инвалидности, расширится сеть специализированных учреждений, а также будет снова проведена перепись населения с учетом новых реалий (Перепись населения 1897 г. и 1928 г. имеют отличия, но это вопрос уже отдельного исследования.Проблема же образования слепых на территории г. Томска и смежных округов будет окончательно решен только в 1930-е гг., когда будет открыта начальная школа для слепых.
В целом, проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что система помощи слепым в Томской губернии во второй половине XIX - начале XX вв. представляла собой сложный и противоречивый феномен, сочетавший в себе элементы традиции и новации. Ее изучение позволяет лучше понять особенности формирования социальной политики в Российской империи и оценить вклад различных организаций и частных лиц в развитие благотворительности и помощи нуждающимся.
Важно понимать, что изучение исторического опыта помощи слепым в Томской губернии XIX - начала XX вв. выявляет важные принципы, сохраняющие актуальность для современной социальной политики в отношении людей с инвалидностью. Этот опыт подчеркивает необходимость комплексного подхода, децентрализации, борьбы со стигмой, активной роли общественных организаций, учета региональной специфики и преемственности позитивных традиций. Хотя некоторые из этих принципов уже используются, опыт Томской губернии указывает на необходимость их дальнейшего развития, особенно в удаленных регионах Российской федерации, где все еще ощущаются исторические последствия недостаточной поддержки.
Перспективы дальнейшего исследования обозначенной проблематики включают следующие направления: изучение региональных (в контексте Сибири) вариаций системы оказания помощи незрячим в различных губерниях Российской империи, а также в различных регионах Советского Союза, с целью выявления общих тенденций и специфических особенностей (региональный анализ). Необходимо провести анализ влияния политических и социально-экономических факторов на формирование и эволюцию государственной политики в отношении слепых, охватывая как дореволюционный, так и советский периоды (политико-экономический контекст). Это предполагает изучение изменений в законодательстве, развитии специализированных учреждений, образовательных программ и производственных предприятий для незрячих. Важным направлением является реконструкция индивидуальных жизненных траекторий и субъективного опыта незрячих жителей Томской губернии, а также других регионов СССР, анализируя их восприятие предоставляемой помощи и влияние идеологии на их жизнь (микроисторический подход). Комплексное изучение данных аспектов позволит углубить понимание исторического опыта социальной адаптации и интеграции слепых в российском и советском обществе.


1. Свод законов Российской империи. - СПб.: Тип. Второго Отделения Собственной Е.И.В. Канцелярии, 1857-1868
2. Свод узаконений и распоряжений правительства по врачебной и санитарной части в империи. Вып. 1 / под ред. Л. Ф. Рагозина; сост. Н. Ф. Здекауер. - СПб.: Изд. Мед. деп., 1895-1896. - 674 с.
3. Собрание узаконений и распоряжений правительства, издаваемое при Правительствующем Сенате. - СПб.: 1863-1917.
4. Полное собрание законов Российской Империи. Собрание Второе. 12 декабря 1825 - 28 февраля 1881 гг. - СПб.: Тип. II Отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830-1885 гг.
5. Полное собрание законов Российской Империи. Собрание Третье. 1 марта 1881 - 1913 гг. - СПб.: Государственная типография, 1885-1916 гг.
Периодическая печать
6. Томские губернские ведомости.- Томск, 1857 - 1917;
7. Томские Епархиальные ведомости.- Томск, 1880 - 1919;
8. Томский листок.- Томск, 1895 - 1897;
9. Сибирская газета.- Томск, 1881 - 1888;
10. Сибирская жизнь.- Томск, 1897 - 1919;
11. Сибирский врач.- Томск, 1913 - 1917;
12. Известия томского городского общественного управления .- Томск, 1887 - 1916;
13. Известия Иркутской городской думы. - Иркутск, 1886 - 1913;
14. Отчет Особого отдела по предупреждению слепоты. - СПб., 1896 - 1911.
15. Русский слепец: журнал для обсуждения вопросов, касающихся улучшения положения слепы. - СПб., 1886 - 1889;
16. Слепец: журнал для обсуждения вопросов, касающихся улучшения положения слепых.- СПб.,1889 - 1917...82


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ