Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса с учетом ожиданий учащихся
|
Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПРОБЛЕМЫ ОЖИДАНИЙ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ 11
1.1 Изучение процессов гуманизации образования и их влияния на
образовательный процесс 11
Е2 Развитие личности учащегося в подростковом возрасте 15
1.3 Роль ожиданий учащихся в учебно-воспитательном процессе 18
ГЛАВА 2. ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ 24
2.1 Цель, задачи, предмет, объект и этапы исследования 24
2.2 Методы исследования 25
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ОЖИДАНИЙ
УЧАЩИХСЯ ОТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 28
3.1 Исследование ценностных ориентаций подростков 28
в системе образования 28
3.2 Исследование ожиданий учащихся 7- 8 классов от уровня
профессионализма учителя 31
3.3 Исследование эмоционального состояния на уроке, степени
удовлетворенности учащихся образовательным процессом в школе и выявление взаимосвязи между ними 36
3.4 Программа психолого-педагогического сопровождения образовательного
процесса с учетом ожиданий учащихся 41
ВЫВОДЫ 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ А 62
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 63
ПРИЛОЖЕНИЕ В 64
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 65
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 66
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 67
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 72
ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПРОБЛЕМЫ ОЖИДАНИЙ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ 11
1.1 Изучение процессов гуманизации образования и их влияния на
образовательный процесс 11
Е2 Развитие личности учащегося в подростковом возрасте 15
1.3 Роль ожиданий учащихся в учебно-воспитательном процессе 18
ГЛАВА 2. ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ 24
2.1 Цель, задачи, предмет, объект и этапы исследования 24
2.2 Методы исследования 25
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ОЖИДАНИЙ
УЧАЩИХСЯ ОТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 28
3.1 Исследование ценностных ориентаций подростков 28
в системе образования 28
3.2 Исследование ожиданий учащихся 7- 8 классов от уровня
профессионализма учителя 31
3.3 Исследование эмоционального состояния на уроке, степени
удовлетворенности учащихся образовательным процессом в школе и выявление взаимосвязи между ними 36
3.4 Программа психолого-педагогического сопровождения образовательного
процесса с учетом ожиданий учащихся 41
ВЫВОДЫ 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ А 62
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 63
ПРИЛОЖЕНИЕ В 64
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 65
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 66
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 67
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 72
Актуальность исследования ожиданий учащихся от образовательного процесса предопределена поиском новых, наиболее эффективных способов воздействия на развитие личности, которые, в свою очередь, обусловлены продолжающейся гуманизацией сферы образования и модернизацией российского образовательного процесса, которая базируется на принципах гуманизации. Одним из направлений модернизации образования в нашей стране является личностно-ориентированное обучение.
Современная школа находится в том периоде развития, когда назрели глубокие перемены в организации всего образовательного процесса. Сегодняшнее время - это время высоких информационных технологий, глубокого гуманистического понимания роли человека, его интеграция в общественные отношения. Задача современного школьного образования состоит не только в обучении ребенка основам современной науки, раскрытии его (ребенка) потенциала, но и в формировании навыка, умения быстро адаптироваться в социуме, взаимодействовать в группе, реализовывать себя как творческую, социально ответственную личность.
Долгое время в школьном образовании существовала уравнительная система, в которой мало или совсем не учитывалась индивидуальность учащихся. В настоящее время, с изменением реалий и запросов современного общества, в образовании происходит отказ от административно-командной системы. Акцент смещается в сторону личности ребенка, его запросов, ожиданий и т.п.
В новой модели образования центральное место принадлежит взаимодействию педагога и учащегося. Изучение ожиданий учеников необходимо учителю для того, чтобы, выстраивать оптимальные формы взаимодействия со школьниками, учитывать их индивидуально - возрастные особенности и, тем самым, максимально эффективно определять и ставить адекватные цели, а также решать поставленные задачи при организации педагогического процесса.
Ожидания учащихся - достаточно интересный, но мало представленный в русскоязычной научной литературе феномен.
Ожидания во многом определяют и формируют установки учащихся, которые проявляется в мотивах и в ценностных ориентациях, в поведении, а также в отношении к учебе, учителю, сверстникам, самому себе.
В настоящее время данная проблема является весьма актуальной. Появляется необходимость дополнения теоретических построений, относящихся к данному явлению. Помимо этого, актуальность работы состоит в том, что на сегодняшний день парадигме личностно-ориентированного образования с его ориентацией на саморазвитие, самообразование и самореализацию личности придается особый смысл. Для реализации данной парадигмы необходимо знать, что ожидают учащиеся от учебно-воспитательного процесса. Принятие во внимание ожиданий учащихся соответствует личностно ориентированному обучению, а комплексный подход к рассмотрению проблемы ожиданий учащихся, ее анализ, дает возможность получения нового знания, для использования в его в практических целях.
Теоретической основой данного исследования послужили труды многих ученых: Митиной Л.М. [31], Якиманской И.С. [54], Бондаревской Е.В. [14], Дубровиной И.В. [19] и прочих.
Целью данного исследования является разработка программы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса с учетом ожиданий учащихся на основе анализа результатов исследования ожиданий учащихся.
В соответствии с выдвинутой целью были поставлены следующие задачи:
1. Определение ведущих ценностных ориентаций подростков в области образования.
2. Выявление ожиданий учащихся 7-8 классов от уровня профессионализма учителя.
3. Исследование эмоционального состояния на уроке, степени удовлетворенности учащихся образовательным процессом в школе и выявление взаимосвязи между ними.
4. Разработка психолого-педагогических рекомендаций по совершенствованию образовательного процесса с учетом ожиданий учащихся.
Объект исследования: учет ожиданий учащихся при организации образовательного процесса в школе.
Предмет исследования: ожидания учащихся от образовательного процесса в виде ценностных ориентаций, степени удовлетворенности школьной жизнью, преобладающих эмоциональных состояний на уроке и ожиданий от уровня профессионализма учителя.
Гипотеза исследования: степень эффективности образовательного процесса значительно возрастет, если он будет выстроен с учетом ожиданий учащихся, в частности, их ценностных ориентаций, степени удовлетворенности школьной жизнью, преобладающими эмоциональными состояниями на уроках, а также ожиданий от уровня профессионализма и особенностей поведения педагога.
Научная новизна данного исследования заключается в обобщении теоретических закономерностей влияния ожиданий учащихся на образовательный процесс.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что его результаты могут послужить основой для повышения квалификации педагогических коллективов учебных заведений, курсов повышения квалификации педагогов-психологов, а также для самоподготовки студентов психологических факультетов.
Базу исследования составила выборочная совокупность учащихся 7-8 классов средней общеобразовательной школы г.Челябинска (14-15 лет), в количестве ПО человек, 52 мальчика и 58 девочек.
Методы исследования: «Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью» А.А. Андреева.
Анкета для школьников по определению ценностных ориентаций Б.С. Круглова, «Методика «предмет-чувства» Т.Е. Ковиной, А.К. Колеченко, Т.Ю. Агафоновой, «Методика незаконченные предложения И.Ю. Кулагиной, метод контент-анализа, методы математической статистики, корреляционный анализ по Пирсону.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Введение раскрывает актуальность исследования, определяет степень научной разработанности темы, объект, предмет, цель, задачи, методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы. Первая глава посвящена теоретическому обзору подходов к изучаемой проблеме. Во второй главе рассматриваются организация и методы исследования: цель, задачи, предмет и объект исследования, методы данного исследования. В третьей главе проведен анализ полученных в ходе исследования результатов, на основе которых разработана программа психолого-педагогического сопровождения по совершенствованию образовательного процесса в школе. В заключении подводятся итоги исследования и формируются выводы по рассматриваемой теме. В тексте работы содержится 13 таблиц. Общий объем работы составляет 75 страниц.
Библиографический список составляет 58 источников, из них: учебные пособия - 38, монографий - 6, словарей - 2, публикаций в периодических изданиях - 12. В конец работы вынесены 7 приложений, в которых отражены данные результатов исследования, а также представлены бланки методик исследования.
Современная школа находится в том периоде развития, когда назрели глубокие перемены в организации всего образовательного процесса. Сегодняшнее время - это время высоких информационных технологий, глубокого гуманистического понимания роли человека, его интеграция в общественные отношения. Задача современного школьного образования состоит не только в обучении ребенка основам современной науки, раскрытии его (ребенка) потенциала, но и в формировании навыка, умения быстро адаптироваться в социуме, взаимодействовать в группе, реализовывать себя как творческую, социально ответственную личность.
Долгое время в школьном образовании существовала уравнительная система, в которой мало или совсем не учитывалась индивидуальность учащихся. В настоящее время, с изменением реалий и запросов современного общества, в образовании происходит отказ от административно-командной системы. Акцент смещается в сторону личности ребенка, его запросов, ожиданий и т.п.
В новой модели образования центральное место принадлежит взаимодействию педагога и учащегося. Изучение ожиданий учеников необходимо учителю для того, чтобы, выстраивать оптимальные формы взаимодействия со школьниками, учитывать их индивидуально - возрастные особенности и, тем самым, максимально эффективно определять и ставить адекватные цели, а также решать поставленные задачи при организации педагогического процесса.
Ожидания учащихся - достаточно интересный, но мало представленный в русскоязычной научной литературе феномен.
Ожидания во многом определяют и формируют установки учащихся, которые проявляется в мотивах и в ценностных ориентациях, в поведении, а также в отношении к учебе, учителю, сверстникам, самому себе.
В настоящее время данная проблема является весьма актуальной. Появляется необходимость дополнения теоретических построений, относящихся к данному явлению. Помимо этого, актуальность работы состоит в том, что на сегодняшний день парадигме личностно-ориентированного образования с его ориентацией на саморазвитие, самообразование и самореализацию личности придается особый смысл. Для реализации данной парадигмы необходимо знать, что ожидают учащиеся от учебно-воспитательного процесса. Принятие во внимание ожиданий учащихся соответствует личностно ориентированному обучению, а комплексный подход к рассмотрению проблемы ожиданий учащихся, ее анализ, дает возможность получения нового знания, для использования в его в практических целях.
Теоретической основой данного исследования послужили труды многих ученых: Митиной Л.М. [31], Якиманской И.С. [54], Бондаревской Е.В. [14], Дубровиной И.В. [19] и прочих.
Целью данного исследования является разработка программы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса с учетом ожиданий учащихся на основе анализа результатов исследования ожиданий учащихся.
В соответствии с выдвинутой целью были поставлены следующие задачи:
1. Определение ведущих ценностных ориентаций подростков в области образования.
2. Выявление ожиданий учащихся 7-8 классов от уровня профессионализма учителя.
3. Исследование эмоционального состояния на уроке, степени удовлетворенности учащихся образовательным процессом в школе и выявление взаимосвязи между ними.
4. Разработка психолого-педагогических рекомендаций по совершенствованию образовательного процесса с учетом ожиданий учащихся.
Объект исследования: учет ожиданий учащихся при организации образовательного процесса в школе.
Предмет исследования: ожидания учащихся от образовательного процесса в виде ценностных ориентаций, степени удовлетворенности школьной жизнью, преобладающих эмоциональных состояний на уроке и ожиданий от уровня профессионализма учителя.
Гипотеза исследования: степень эффективности образовательного процесса значительно возрастет, если он будет выстроен с учетом ожиданий учащихся, в частности, их ценностных ориентаций, степени удовлетворенности школьной жизнью, преобладающими эмоциональными состояниями на уроках, а также ожиданий от уровня профессионализма и особенностей поведения педагога.
Научная новизна данного исследования заключается в обобщении теоретических закономерностей влияния ожиданий учащихся на образовательный процесс.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что его результаты могут послужить основой для повышения квалификации педагогических коллективов учебных заведений, курсов повышения квалификации педагогов-психологов, а также для самоподготовки студентов психологических факультетов.
Базу исследования составила выборочная совокупность учащихся 7-8 классов средней общеобразовательной школы г.Челябинска (14-15 лет), в количестве ПО человек, 52 мальчика и 58 девочек.
Методы исследования: «Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью» А.А. Андреева.
Анкета для школьников по определению ценностных ориентаций Б.С. Круглова, «Методика «предмет-чувства» Т.Е. Ковиной, А.К. Колеченко, Т.Ю. Агафоновой, «Методика незаконченные предложения И.Ю. Кулагиной, метод контент-анализа, методы математической статистики, корреляционный анализ по Пирсону.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Введение раскрывает актуальность исследования, определяет степень научной разработанности темы, объект, предмет, цель, задачи, методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы. Первая глава посвящена теоретическому обзору подходов к изучаемой проблеме. Во второй главе рассматриваются организация и методы исследования: цель, задачи, предмет и объект исследования, методы данного исследования. В третьей главе проведен анализ полученных в ходе исследования результатов, на основе которых разработана программа психолого-педагогического сопровождения по совершенствованию образовательного процесса в школе. В заключении подводятся итоги исследования и формируются выводы по рассматриваемой теме. В тексте работы содержится 13 таблиц. Общий объем работы составляет 75 страниц.
Библиографический список составляет 58 источников, из них: учебные пособия - 38, монографий - 6, словарей - 2, публикаций в периодических изданиях - 12. В конец работы вынесены 7 приложений, в которых отражены данные результатов исследования, а также представлены бланки методик исследования.
Позитивные ожидания от учебного процесса способствуют формированию положительной установки у учащихся, которая проявляется и в мотивах, и в ценностных ориентациях, и в поведении, и в отношении к учебе, учителю, сверстникам, самому себе. Под ожиданием мы понимаем: 1) предвосхищаемый результат вероятностной ситуации; 2) эмоциональное состояние предвосхищения.
При изучении данной проблемы мы выделили задачи, на основе которых были подобраны методики, направленные на выявление ценностных ориентаций, а также ожиданий учащихся от уровня профессионализма учителя, выявление эмоционального состояния и удовлетворенности школьной жизнью.
Анализ результатов по определению ценностных ориентаций в области образования позволил нам сделать вывод, что к 8 классу происходит смещение ценностей, в сторону материального благополучия и направленности к самореализации и самораскрытию. Отношения со взрослыми выходят на новую ступень развития, взрослые не просто образец для подражания, а равные участники взаимодействия с подростком.
При выявлении потребностей и ожиданий учащихся от профессиональных и личностных качеств учителя, оказалось, что в 7-8 классах личностные качества учителя преобладают над профессиональными. Также были рассмотрены факторы, влияющие на успешность учебного процесса. Наиболее значимыми факторами являются «плохое поведение класса» и неэффективный учитель («крик», «оскорбление учащихся», «злость», «унижение класса»), что свидетельствует о расхождении ожиданий учащихся и реальной ситуацией. Это может говорить о том, что учащимся не хватает понимания со стороны учителя. Негативные эмоциональные состояния учащихся связаны с оценкой и оценочной ситуацией. В большинстве случаев ученики стремятся к конструктивному решению возникающих. Это говорит о познавательных интересах, учащиеся хотят добиться высшего статуса, возрастает мотивация достижения. В целом анализ эмоционального состояния на уроке показал, что положительные эмоции преобладают над негативными, что свидетельствует о благоприятной картине на сегодняшний день.
При изучении степени удовлетворенности школьной жизнью оказалось, что в большинстве случаев учащиеся 7-8 классов в средней степени удовлетворены школьной жизнью и это объясняет преобладание положительных эмоций над негативными. Так как 14-15 лет является критическим возрастом необходимо отслеживать состояние учащихся, чтобы не допустить рассогласования в реальной и идеальной картине мира у ученика. При выявлении корреляционной зависимости степени удовлетворенности школьной жизнью от эмоционального состояния было выявлено, что в 95% случаев положительные эмоции связаны с высокой степенью удовлетворенности школьной жизнью, а в 99% случаев эта взаимосвязь свидетельствует о том, что низкая степень удовлетворенности взаимосвязана с отрицательными эмоциями учащихся по отношению к учебе.
Таким образом, исследование показало, что ожидания учащихся от учебно- воспитательного процесса далеко не всегда совпадают с реальной ситуацией в школе.
По результатам исследования, нами была разработана программа психолого¬педагогического сопровождения образовательного процесса с учетом ожиданий учащихся, которая включала в себя различные формы, виды и способы взаимодействия как с учащимися и педагогами, так и с родителями. Это внеклассные занятия, проведение консультирования всех участников образовательного процесса, психологическое просвещение учащихся, педагогов и родителей и многое другое. Элементы данной программы могут в дальнейшем использоваться на практических занятиях с подростками, на факультативных занятиях, а также на основе полученных результатов возможна разработка программы личностно-ориентированного обучения. Следовательно, задачи, поставленные в данном исследовании, были нами успешно решены, а цель - достигнута.
При изучении данной проблемы мы выделили задачи, на основе которых были подобраны методики, направленные на выявление ценностных ориентаций, а также ожиданий учащихся от уровня профессионализма учителя, выявление эмоционального состояния и удовлетворенности школьной жизнью.
Анализ результатов по определению ценностных ориентаций в области образования позволил нам сделать вывод, что к 8 классу происходит смещение ценностей, в сторону материального благополучия и направленности к самореализации и самораскрытию. Отношения со взрослыми выходят на новую ступень развития, взрослые не просто образец для подражания, а равные участники взаимодействия с подростком.
При выявлении потребностей и ожиданий учащихся от профессиональных и личностных качеств учителя, оказалось, что в 7-8 классах личностные качества учителя преобладают над профессиональными. Также были рассмотрены факторы, влияющие на успешность учебного процесса. Наиболее значимыми факторами являются «плохое поведение класса» и неэффективный учитель («крик», «оскорбление учащихся», «злость», «унижение класса»), что свидетельствует о расхождении ожиданий учащихся и реальной ситуацией. Это может говорить о том, что учащимся не хватает понимания со стороны учителя. Негативные эмоциональные состояния учащихся связаны с оценкой и оценочной ситуацией. В большинстве случаев ученики стремятся к конструктивному решению возникающих. Это говорит о познавательных интересах, учащиеся хотят добиться высшего статуса, возрастает мотивация достижения. В целом анализ эмоционального состояния на уроке показал, что положительные эмоции преобладают над негативными, что свидетельствует о благоприятной картине на сегодняшний день.
При изучении степени удовлетворенности школьной жизнью оказалось, что в большинстве случаев учащиеся 7-8 классов в средней степени удовлетворены школьной жизнью и это объясняет преобладание положительных эмоций над негативными. Так как 14-15 лет является критическим возрастом необходимо отслеживать состояние учащихся, чтобы не допустить рассогласования в реальной и идеальной картине мира у ученика. При выявлении корреляционной зависимости степени удовлетворенности школьной жизнью от эмоционального состояния было выявлено, что в 95% случаев положительные эмоции связаны с высокой степенью удовлетворенности школьной жизнью, а в 99% случаев эта взаимосвязь свидетельствует о том, что низкая степень удовлетворенности взаимосвязана с отрицательными эмоциями учащихся по отношению к учебе.
Таким образом, исследование показало, что ожидания учащихся от учебно- воспитательного процесса далеко не всегда совпадают с реальной ситуацией в школе.
По результатам исследования, нами была разработана программа психолого¬педагогического сопровождения образовательного процесса с учетом ожиданий учащихся, которая включала в себя различные формы, виды и способы взаимодействия как с учащимися и педагогами, так и с родителями. Это внеклассные занятия, проведение консультирования всех участников образовательного процесса, психологическое просвещение учащихся, педагогов и родителей и многое другое. Элементы данной программы могут в дальнейшем использоваться на практических занятиях с подростками, на факультативных занятиях, а также на основе полученных результатов возможна разработка программы личностно-ориентированного обучения. Следовательно, задачи, поставленные в данном исследовании, были нами успешно решены, а цель - достигнута.
Подобные работы
- ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СЕМЬИ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ЭТАПЕ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2017 - Обеспечение психологически безопасной образовательной среды в условиях дистанционного образования (Красноярский Государственный Педагогический Университет)
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2200 р. Год сдачи: 2024 - ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2018 - Психолого-педагогическое сопровождение обучения и развития интеллектуально одаренных детей в условиях дополнительного общего образования
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2004 - Психолого-акмеологическое сопровождение
инновационном деятельности в образовательной среде
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2006 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В УСЛОВИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2007 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ КОНФЛИКТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2018 - Управление процессом психолого-педагогической коррекции школьной тревожности у младших школьников с ЗПР
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2019





