🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса с учетом ожиданий учащихся

Работа №195004

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы71
Год сдачи2018
Стоимость4710 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ПРОБЛЕМЫ ОЖИДАНИЙ УЧАЩИХСЯ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ШКОЛЕ 11
1.1 Изучение процессов гуманизации образования и их влияния на
образовательный процесс 11
Е2 Развитие личности учащегося в подростковом возрасте 15
1.3 Роль ожиданий учащихся в учебно-воспитательном процессе 18
ГЛАВА 2. ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ 24
2.1 Цель, задачи, предмет, объект и этапы исследования 24
2.2 Методы исследования 25
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ОЖИДАНИЙ
УЧАЩИХСЯ ОТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 28
3.1 Исследование ценностных ориентаций подростков 28
в системе образования 28
3.2 Исследование ожиданий учащихся 7- 8 классов от уровня
профессионализма учителя 31
3.3 Исследование эмоционального состояния на уроке, степени
удовлетворенности учащихся образовательным процессом в школе и выявление взаимосвязи между ними 36
3.4 Программа психолого-педагогического сопровождения образовательного
процесса с учетом ожиданий учащихся 41
ВЫВОДЫ 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 57
ПРИЛОЖЕНИЯ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ А 62
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 63
ПРИЛОЖЕНИЕ В 64
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 65
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 66
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 67
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 72


Актуальность исследования ожиданий учащихся от образовательного процесса предопределена поиском новых, наиболее эффективных способов воздействия на развитие личности, которые, в свою очередь, обусловлены продолжающейся гуманизацией сферы образования и модернизацией российского образовательного процесса, которая базируется на принципах гуманизации. Одним из направлений модернизации образования в нашей стране является личностно-ориентированное обучение.
Современная школа находится в том периоде развития, когда назрели глубокие перемены в организации всего образовательного процесса. Сегодняшнее время - это время высоких информационных технологий, глубокого гуманистического понимания роли человека, его интеграция в общественные отношения. Задача современного школьного образования состоит не только в обучении ребенка основам современной науки, раскрытии его (ребенка) потенциала, но и в формировании навыка, умения быстро адаптироваться в социуме, взаимодействовать в группе, реализовывать себя как творческую, социально ответственную личность.
Долгое время в школьном образовании существовала уравнительная система, в которой мало или совсем не учитывалась индивидуальность учащихся. В настоящее время, с изменением реалий и запросов современного общества, в образовании происходит отказ от административно-командной системы. Акцент смещается в сторону личности ребенка, его запросов, ожиданий и т.п.
В новой модели образования центральное место принадлежит взаимодействию педагога и учащегося. Изучение ожиданий учеников необходимо учителю для того, чтобы, выстраивать оптимальные формы взаимодействия со школьниками, учитывать их индивидуально - возрастные особенности и, тем самым, максимально эффективно определять и ставить адекватные цели, а также решать поставленные задачи при организации педагогического процесса.
Ожидания учащихся - достаточно интересный, но мало представленный в русскоязычной научной литературе феномен.
Ожидания во многом определяют и формируют установки учащихся, которые проявляется в мотивах и в ценностных ориентациях, в поведении, а также в отношении к учебе, учителю, сверстникам, самому себе.
В настоящее время данная проблема является весьма актуальной. Появляется необходимость дополнения теоретических построений, относящихся к данному явлению. Помимо этого, актуальность работы состоит в том, что на сегодняшний день парадигме личностно-ориентированного образования с его ориентацией на саморазвитие, самообразование и самореализацию личности придается особый смысл. Для реализации данной парадигмы необходимо знать, что ожидают учащиеся от учебно-воспитательного процесса. Принятие во внимание ожиданий учащихся соответствует личностно ориентированному обучению, а комплексный подход к рассмотрению проблемы ожиданий учащихся, ее анализ, дает возможность получения нового знания, для использования в его в практических целях.
Теоретической основой данного исследования послужили труды многих ученых: Митиной Л.М. [31], Якиманской И.С. [54], Бондаревской Е.В. [14], Дубровиной И.В. [19] и прочих.
Целью данного исследования является разработка программы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса с учетом ожиданий учащихся на основе анализа результатов исследования ожиданий учащихся.
В соответствии с выдвинутой целью были поставлены следующие задачи:
1. Определение ведущих ценностных ориентаций подростков в области образования.
2. Выявление ожиданий учащихся 7-8 классов от уровня профессионализма учителя.
3. Исследование эмоционального состояния на уроке, степени удовлетворенности учащихся образовательным процессом в школе и выявление взаимосвязи между ними.
4. Разработка психолого-педагогических рекомендаций по совершенствованию образовательного процесса с учетом ожиданий учащихся.
Объект исследования: учет ожиданий учащихся при организации образовательного процесса в школе.
Предмет исследования: ожидания учащихся от образовательного процесса в виде ценностных ориентаций, степени удовлетворенности школьной жизнью, преобладающих эмоциональных состояний на уроке и ожиданий от уровня профессионализма учителя.
Гипотеза исследования: степень эффективности образовательного процесса значительно возрастет, если он будет выстроен с учетом ожиданий учащихся, в частности, их ценностных ориентаций, степени удовлетворенности школьной жизнью, преобладающими эмоциональными состояниями на уроках, а также ожиданий от уровня профессионализма и особенностей поведения педагога.
Научная новизна данного исследования заключается в обобщении теоретических закономерностей влияния ожиданий учащихся на образовательный процесс.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что его результаты могут послужить основой для повышения квалификации педагогических коллективов учебных заведений, курсов повышения квалификации педагогов-психологов, а также для самоподготовки студентов психологических факультетов.
Базу исследования составила выборочная совокупность учащихся 7-8 классов средней общеобразовательной школы г.Челябинска (14-15 лет), в количестве ПО человек, 52 мальчика и 58 девочек.
Методы исследования: «Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью» А.А. Андреева.
Анкета для школьников по определению ценностных ориентаций Б.С. Круглова, «Методика «предмет-чувства» Т.Е. Ковиной, А.К. Колеченко, Т.Ю. Агафоновой, «Методика незаконченные предложения И.Ю. Кулагиной, метод контент-анализа, методы математической статистики, корреляционный анализ по Пирсону.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Введение раскрывает актуальность исследования, определяет степень научной разработанности темы, объект, предмет, цель, задачи, методы исследования, раскрывает теоретическую и практическую значимость работы. Первая глава посвящена теоретическому обзору подходов к изучаемой проблеме. Во второй главе рассматриваются организация и методы исследования: цель, задачи, предмет и объект исследования, методы данного исследования. В третьей главе проведен анализ полученных в ходе исследования результатов, на основе которых разработана программа психолого-педагогического сопровождения по совершенствованию образовательного процесса в школе. В заключении подводятся итоги исследования и формируются выводы по рассматриваемой теме. В тексте работы содержится 13 таблиц. Общий объем работы составляет 75 страниц.
Библиографический список составляет 58 источников, из них: учебные пособия - 38, монографий - 6, словарей - 2, публикаций в периодических изданиях - 12. В конец работы вынесены 7 приложений, в которых отражены данные результатов исследования, а также представлены бланки методик исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Позитивные ожидания от учебного процесса способствуют формированию положительной установки у учащихся, которая проявляется и в мотивах, и в ценностных ориентациях, и в поведении, и в отношении к учебе, учителю, сверстникам, самому себе. Под ожиданием мы понимаем: 1) предвосхищаемый результат вероятностной ситуации; 2) эмоциональное состояние предвосхищения.
При изучении данной проблемы мы выделили задачи, на основе которых были подобраны методики, направленные на выявление ценностных ориентаций, а также ожиданий учащихся от уровня профессионализма учителя, выявление эмоционального состояния и удовлетворенности школьной жизнью.
Анализ результатов по определению ценностных ориентаций в области образования позволил нам сделать вывод, что к 8 классу происходит смещение ценностей, в сторону материального благополучия и направленности к самореализации и самораскрытию. Отношения со взрослыми выходят на новую ступень развития, взрослые не просто образец для подражания, а равные участники взаимодействия с подростком.
При выявлении потребностей и ожиданий учащихся от профессиональных и личностных качеств учителя, оказалось, что в 7-8 классах личностные качества учителя преобладают над профессиональными. Также были рассмотрены факторы, влияющие на успешность учебного процесса. Наиболее значимыми факторами являются «плохое поведение класса» и неэффективный учитель («крик», «оскорбление учащихся», «злость», «унижение класса»), что свидетельствует о расхождении ожиданий учащихся и реальной ситуацией. Это может говорить о том, что учащимся не хватает понимания со стороны учителя. Негативные эмоциональные состояния учащихся связаны с оценкой и оценочной ситуацией. В большинстве случаев ученики стремятся к конструктивному решению возникающих. Это говорит о познавательных интересах, учащиеся хотят добиться высшего статуса, возрастает мотивация достижения. В целом анализ эмоционального состояния на уроке показал, что положительные эмоции преобладают над негативными, что свидетельствует о благоприятной картине на сегодняшний день.
При изучении степени удовлетворенности школьной жизнью оказалось, что в большинстве случаев учащиеся 7-8 классов в средней степени удовлетворены школьной жизнью и это объясняет преобладание положительных эмоций над негативными. Так как 14-15 лет является критическим возрастом необходимо отслеживать состояние учащихся, чтобы не допустить рассогласования в реальной и идеальной картине мира у ученика. При выявлении корреляционной зависимости степени удовлетворенности школьной жизнью от эмоционального состояния было выявлено, что в 95% случаев положительные эмоции связаны с высокой степенью удовлетворенности школьной жизнью, а в 99% случаев эта взаимосвязь свидетельствует о том, что низкая степень удовлетворенности взаимосвязана с отрицательными эмоциями учащихся по отношению к учебе.
Таким образом, исследование показало, что ожидания учащихся от учебно- воспитательного процесса далеко не всегда совпадают с реальной ситуацией в школе.
По результатам исследования, нами была разработана программа психолого¬педагогического сопровождения образовательного процесса с учетом ожиданий учащихся, которая включала в себя различные формы, виды и способы взаимодействия как с учащимися и педагогами, так и с родителями. Это внеклассные занятия, проведение консультирования всех участников образовательного процесса, психологическое просвещение учащихся, педагогов и родителей и многое другое. Элементы данной программы могут в дальнейшем использоваться на практических занятиях с подростками, на факультативных занятиях, а также на основе полученных результатов возможна разработка программы личностно-ориентированного обучения. Следовательно, задачи, поставленные в данном исследовании, были нами успешно решены, а цель - достигнута.



1. Алексеев, Н. А. Личностно-ориентированное обучение; вопросы теории и практики: монография / А.Н. Алексеев. - Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 1996. -216 с.
2. Алехина, С.В. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: методическое пособие / С.В. Алехина.
- М.: МГППУ, 2012. - 156 с.
3. Анн, Л.Ф. Психологический тренинг с подростками / Л.Ф. Анн. - СПб: Изд-во Питер, 2007. - 271 с.
4. Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека: учебник для вузов / А.Г. Асмолов. - Москва: Изд-во Смысл, 2010 - 448 с.
5. Балл, Г.А. Психология в рациогуманистической перспективе: избранные работы / Г.А. Балл. - Киев.: Изд-во Основа, 2006. - 408 с
6. Баракина, С.Ю. Воспитательные возможности работы классного руководителя со школьными ожиданиями старшеклассников гимназий и лицеев: дис.... канд. пед. Наук / С.Ю. Баракина. - У., 2003 - 241 с.
7. Башаримов, Ю.П. Гуманизация образования: проблемы и перспективы / Ю.П. Башаримов, В.А. Егоров // Вестник БГУ. Серия «Педагогика». - 2015. - №3. - С.13-15.
8. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р. Битянова.
- Москва: Изд-во Совершенство, 1998. - 298 с.
9. Битянова, М.Р. Работа психолога в начальной школе / М.Р. Битянова, Т.В. Азаратова, Е.И. Афанасьев. - М.: Генезис, 2001. - 352 с.
10. Большой толковый психологический словарь / Р. Артур. - М.: Вече, ACT,
2000. -Т.1.-560 с.
11. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - СПб.: Изд-во Питер, 2008. - 398 с.
12. Божович, Е.Д. Процесс учения: контроль, диагностика, коррекция, оценка / Е.Д. Божович: учебное пособие. - М.: Московский психолого-социальный институт, 1999. - 224 с.
13. Бондаревская, Е.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания / Е.В. Бондаревская, С.В. Кулевич. - Ростов н/Д.: Изд-во: Учитель, 1999. - 560 с.
14. Бондаревская, Е.В. Смыслы и стратегии личностно ориентированного воспитания / Е.В. Бондаревская //Педагогика. - 2001. - № 1. - С. 17-24.
15. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. - Москва: Изд-во Прогресс, 2004. - 422 с...46



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ