Особенности оценки эффективности и принятия решений по реализации муниципальных социальных проектов
|
Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ 7
1.1 Понятие и цели социального проекта 7
1.2 Типология социального проектирования 13
1.3 Методы социального проектирования 46
1.4 Нормативная база социального проектирования 48
Вывод по главе 1 52
2 МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ 54
2.1 Экономические показатели эффективности социального проекта 54
2.2 Качественные критерии оценки социальных проектов 54
2.3 Количественные критерии оценки эффективности социальных проектов 57
2.4 Недостатки методики при ее применении на муниципальном уровне 59
Вывод по главе 2 64
3 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО
ПРОЕКТА 66
3.1 Описание проекта 66
3.2 Основные параметры муниципального социального проекта по строительству школы 69
3.3 Оценка эффективности проекта строительства школы 75
3.4 Переоценка эффективности проекта с учетом муниципальной специфики 84
Вывод по главе 3 90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 94
ПРИЛОЖЕНИЯ 101
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Экспликация помещений 101
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Затраты на оборудование помещений школы 103
ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ 7
1.1 Понятие и цели социального проекта 7
1.2 Типология социального проектирования 13
1.3 Методы социального проектирования 46
1.4 Нормативная база социального проектирования 48
Вывод по главе 1 52
2 МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ 54
2.1 Экономические показатели эффективности социального проекта 54
2.2 Качественные критерии оценки социальных проектов 54
2.3 Количественные критерии оценки эффективности социальных проектов 57
2.4 Недостатки методики при ее применении на муниципальном уровне 59
Вывод по главе 2 64
3 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО
ПРОЕКТА 66
3.1 Описание проекта 66
3.2 Основные параметры муниципального социального проекта по строительству школы 69
3.3 Оценка эффективности проекта строительства школы 75
3.4 Переоценка эффективности проекта с учетом муниципальной специфики 84
Вывод по главе 3 90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 94
ПРИЛОЖЕНИЯ 101
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Экспликация помещений 101
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Затраты на оборудование помещений школы 103
Актуальность выбранной темы связана с тем, что перспективы устойчивого повышения благосостояния российских граждан, национальной безопасности, динамичного развития экономики, укрепления позиций России в мировом сообществе сегодня во многом определяются эффективностью социальных проектов в целом. Об этом наглядно свидетельствуют Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы [10].
Существует мнение, что оценка эффективности не учитывает особой природы государственного и муниципального управления: общественные услуги нередко предоставляются в сотрудничестве с третьими лицами и не всегда поддаются однозначной оценке, т.к. должны учитывать различные ценностные установки.
Качество управления государственными и муниципальными инвестициями является низким, если ресурсы тратятся нецелевым образом и действуют коррупционные схемы. В результате проекты, имевшие высокие показатели ожидаемых результатов и эффективности на стадии планирования, по итогам реализации могут оказаться убыточными, либо не достичь заявленных целей.
Несмотря на большое количество научных статей, методических и нормативных документов, посвященных оценке эффективности бюджетных расходов и проектному управлению, до сих пор в России не существует таких разработок, которые содержали бы комплексные подходы к оценке эффективности управления государственными и муниципальными инфраструктурными инвестициями. Разработка такой методики целесообразна в контексте формирования системы оценки качества управления общественными финансами.
Объектом исследования в работе является - Муниципальный социальный проект «Строительство общеобразовательной муниципальной школы на 800 мест в городе Ряжске, Рязанской области», направленный на укрепление образовательной инфраструктуры.
Предмет исследования - методика оценки эффективности муниципального социального проекта.
Целью данной работы является формирование максимально достаточных критериев и показателей необходимых для принятий обоснованных решений по реализации социального проекта на муниципальном уровне.
Задачи работы:
- исследование методологических основ оценки эффективности инвестиционных проектов социальной направленности;
- выявление проблем оценки эффективности инвестиционных проектов социальной направленности и определение возможных путей их решения;
-оценка эффективности муниципального проекта по строительству с учётом заявленной системы критериев и показателей.
В работе использованы разработки российских и иностранных учёных, такие как. Джон Ллойд, Кузнецова Е.С., Богданова А.С., Ситников А.П., Орлова Е.Р., Сафин Р.Н. и др., а также Федеральные законы, Постановления правительства, с помощью которых установлена методика оценки эффективности использования средств Федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения.
Существует мнение, что оценка эффективности не учитывает особой природы государственного и муниципального управления: общественные услуги нередко предоставляются в сотрудничестве с третьими лицами и не всегда поддаются однозначной оценке, т.к. должны учитывать различные ценностные установки.
Качество управления государственными и муниципальными инвестициями является низким, если ресурсы тратятся нецелевым образом и действуют коррупционные схемы. В результате проекты, имевшие высокие показатели ожидаемых результатов и эффективности на стадии планирования, по итогам реализации могут оказаться убыточными, либо не достичь заявленных целей.
Несмотря на большое количество научных статей, методических и нормативных документов, посвященных оценке эффективности бюджетных расходов и проектному управлению, до сих пор в России не существует таких разработок, которые содержали бы комплексные подходы к оценке эффективности управления государственными и муниципальными инфраструктурными инвестициями. Разработка такой методики целесообразна в контексте формирования системы оценки качества управления общественными финансами.
Объектом исследования в работе является - Муниципальный социальный проект «Строительство общеобразовательной муниципальной школы на 800 мест в городе Ряжске, Рязанской области», направленный на укрепление образовательной инфраструктуры.
Предмет исследования - методика оценки эффективности муниципального социального проекта.
Целью данной работы является формирование максимально достаточных критериев и показателей необходимых для принятий обоснованных решений по реализации социального проекта на муниципальном уровне.
Задачи работы:
- исследование методологических основ оценки эффективности инвестиционных проектов социальной направленности;
- выявление проблем оценки эффективности инвестиционных проектов социальной направленности и определение возможных путей их решения;
-оценка эффективности муниципального проекта по строительству с учётом заявленной системы критериев и показателей.
В работе использованы разработки российских и иностранных учёных, такие как. Джон Ллойд, Кузнецова Е.С., Богданова А.С., Ситников А.П., Орлова Е.Р., Сафин Р.Н. и др., а также Федеральные законы, Постановления правительства, с помощью которых установлена методика оценки эффективности использования средств Федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения.
Термин "оценка эффективности" в последние годы становится привычным применительно к системе государственного и муниципального управления. Государственные и муниципальные организации и учреждения производят продукты, выполняют работы и оказывают услуги, разрабатывают и реализуют инвестиционные проекты - следовательно, эффективность их деятельности поддается оценке. Однако определение методов, способов и принципов оценки эффективности проектов в сфере государственного и муниципального управления является предметом множественных научных дискуссий.
Существует мнение, что оценка эффективности социального проекта не учитывает особой природы государственного и муниципального управления: общественные услуги нередко предоставляются в сотрудничестве с третьими лицами и не всегда поддаются однозначной оценке, т.к. должны учитывать различные ценностные установки.
Чем сложнее проекты, разрабатываемые и реализуемые государственными организациями, тем больше необходимости в наделении этих организаций автономией. Но будучи автономными, они остаются подотчетными и должны отвечать на вопрос о том, как были потрачены бюджетные средства. Автономия без подотчетности способна как обеспечить эффективную работу, так и замаскировать неэффективную.
Оценка эффективности, являясь очень мощным средством коммуникации, дает возможность выявить недостаточную эффективность деятельности и своевременно перестроить систему управления проектом. Если согласиться с необходимостью и целесообразностью оценки эффективности государственных и муниципальных проектов, следует предположить, что привычных показателей бюджетной и финансовой эффективности может быть недостаточно и особое внимание необходимо уделять оценке социальной эффективности как качественной, так и количественной.
В целях получения комплексного подхода к представлению о существующих способах была обнаружена проблема оценки социальных проектов, которая во многом предопределяется в неоднозначном получении эффекта от их реализации, а именно:
• большинство проектов социальной направленности не могут быть оценены только с точки зрения экономических показателей, так как, как правило, они не только не гарантируют в дальнейшем возврат денежных инвестиций, но и требуют вложения средств в обеспечение деятельности, созданных социальных направлений, учреждений различных направлений.
• особенность осуществлений полномочий органов местного самоуправления не служат для создания извлечения прибыли муниципалитетам от деятельности коммерчески эффективных организаций, так как в большинстве случаев это выходит за рамки полномочий органов местного самоуправления и может быть расценена контрольными органами, как нарушение.
В качестве оценки эффективности муниципальных социальных проектов была рассмотрена методика оценки эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения на примере муниципального социального проекта «Строительство общеобразовательной муниципальной школы на 800 мест в городе Ряжске, Рязанской области».
Учитывая ограниченную возможность применение федеральной методики на муниципальном уровне в виду несоответствия ряда критериев, а также необходимости принятия решения в условиях ограниченности ресурсов в этом случае не безосновательно предположение, что существующая методика должна быть дополнена следующими показателями:
1) Оценка полноты использования объектов социальной
инфраструктуры, создаваемые при реализации проекта в долгосрочной перспективе с учетом демографической ситуации в регионе не менее чем на 5-7 лет вперед.
2) Число дополнительно создаваемых временных и постоянных рабочих мест при реализации проекта.
3) Оценка возможности альтернативного способа достижения целей, заявленных в рамках социального проекта.
4) Наличие указов, постановлений федерального уровня, регионального уровня, предписаний контрольных и надзорных органов, которые будут исполнены при реализации проекта.
Проведенная оценка эффективности муниципального социального проекта без учёта дополнительных показателей не позволила охарактеризовать проект как эффективный.
Для доказательства эффективности проекта и адаптации методики к условиям реализации на уровне муниципалитета были предложены изменения к подходу оценке некоторых количественных и дополнение качественных показателей, в том числе специфичных только для местного уровня.
Интегральная оценка эффективности инвестиционного проекта без учета дополнительных показателей составлял 0,56, а после учёта дополнительных моментов изменился до 0,77. Проект может быть оценен, как эффективный
Таким образом переоценка проекта с учетом дополнений позволила доказать его эффективность. Соответственно методика по оценке эффективности инвестиционных проектов может применяться для оценки муниципальных социальных проектов при учёте специфики реализации и финансирования проектов на муниципальном уровне.
Существует мнение, что оценка эффективности социального проекта не учитывает особой природы государственного и муниципального управления: общественные услуги нередко предоставляются в сотрудничестве с третьими лицами и не всегда поддаются однозначной оценке, т.к. должны учитывать различные ценностные установки.
Чем сложнее проекты, разрабатываемые и реализуемые государственными организациями, тем больше необходимости в наделении этих организаций автономией. Но будучи автономными, они остаются подотчетными и должны отвечать на вопрос о том, как были потрачены бюджетные средства. Автономия без подотчетности способна как обеспечить эффективную работу, так и замаскировать неэффективную.
Оценка эффективности, являясь очень мощным средством коммуникации, дает возможность выявить недостаточную эффективность деятельности и своевременно перестроить систему управления проектом. Если согласиться с необходимостью и целесообразностью оценки эффективности государственных и муниципальных проектов, следует предположить, что привычных показателей бюджетной и финансовой эффективности может быть недостаточно и особое внимание необходимо уделять оценке социальной эффективности как качественной, так и количественной.
В целях получения комплексного подхода к представлению о существующих способах была обнаружена проблема оценки социальных проектов, которая во многом предопределяется в неоднозначном получении эффекта от их реализации, а именно:
• большинство проектов социальной направленности не могут быть оценены только с точки зрения экономических показателей, так как, как правило, они не только не гарантируют в дальнейшем возврат денежных инвестиций, но и требуют вложения средств в обеспечение деятельности, созданных социальных направлений, учреждений различных направлений.
• особенность осуществлений полномочий органов местного самоуправления не служат для создания извлечения прибыли муниципалитетам от деятельности коммерчески эффективных организаций, так как в большинстве случаев это выходит за рамки полномочий органов местного самоуправления и может быть расценена контрольными органами, как нарушение.
В качестве оценки эффективности муниципальных социальных проектов была рассмотрена методика оценки эффективности использования средств федерального бюджета, направляемых на капитальные вложения на примере муниципального социального проекта «Строительство общеобразовательной муниципальной школы на 800 мест в городе Ряжске, Рязанской области».
Учитывая ограниченную возможность применение федеральной методики на муниципальном уровне в виду несоответствия ряда критериев, а также необходимости принятия решения в условиях ограниченности ресурсов в этом случае не безосновательно предположение, что существующая методика должна быть дополнена следующими показателями:
1) Оценка полноты использования объектов социальной
инфраструктуры, создаваемые при реализации проекта в долгосрочной перспективе с учетом демографической ситуации в регионе не менее чем на 5-7 лет вперед.
2) Число дополнительно создаваемых временных и постоянных рабочих мест при реализации проекта.
3) Оценка возможности альтернативного способа достижения целей, заявленных в рамках социального проекта.
4) Наличие указов, постановлений федерального уровня, регионального уровня, предписаний контрольных и надзорных органов, которые будут исполнены при реализации проекта.
Проведенная оценка эффективности муниципального социального проекта без учёта дополнительных показателей не позволила охарактеризовать проект как эффективный.
Для доказательства эффективности проекта и адаптации методики к условиям реализации на уровне муниципалитета были предложены изменения к подходу оценке некоторых количественных и дополнение качественных показателей, в том числе специфичных только для местного уровня.
Интегральная оценка эффективности инвестиционного проекта без учета дополнительных показателей составлял 0,56, а после учёта дополнительных моментов изменился до 0,77. Проект может быть оценен, как эффективный
Таким образом переоценка проекта с учетом дополнений позволила доказать его эффективность. Соответственно методика по оценке эффективности инвестиционных проектов может применяться для оценки муниципальных социальных проектов при учёте специфики реализации и финансирования проектов на муниципальном уровне.
Подобные работы
- МЕХАНИЗМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Магистерская диссертация, управление проектами. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Информационное обеспечение систем поддержки принятий решений в задачах управления проектами
Магистерская диссертация, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4945 р. Год сдачи: 2018 - БЮДЖЕТНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ И ИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Аудит эффективности использования бюджетных ассигнований при выполнении государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2019 - СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ПОЖИЛЫХ ГРАЖДАН И ИНВАЛИДОВ НА ДОМУ: ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ
Магистерская диссертация, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ПО МОДЕРНИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ В СЕВЕРНОМ РЕГИОНЕ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2015 - ПОДДЕРЖКА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ПО УПРАВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖИ
Дипломные работы, ВКР, информационные системы. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2018 - Разработка проекта «Фонд оценочных средств» по дисциплине «Муниципальное право» для студентов учреждений среднего профессионального образования
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - Деятельность органов государственного управления по реализации молодёжной политики: региональные аспекты (Санкт-Петербургский Университет Технологий Управления и Экономики)
Дипломные работы, ВКР, государственное регулирование экономики. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2025





