🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

СИСТЕМА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРАВОСУДИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Работа №194996

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы65
Год сдачи2018
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
18
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
I ГЕНЕЗИС И СУЩНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРАВОСУДИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1 Понятие и принципы экономического правосудия в Российской
Федерации 7
1.2 Становление и развитие экономического правосудия в России 19
1.3 Признаки эффективности системы экономического правосудия в
России 27
II АРБИТРАЖНЫЕ И ТРЕТЕЙСКИЕ СУДЫ В СИСТЕМЕ
ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРАВОСУДИЯ
2.1 Структура и компетенция арбитражных судов 36
2.2 Место арбитража (третейского разбирательства) в системе
экономического правосудия 40
2.3 Анализ статистики рассмотрения дел в арбитражных и третейских
судах 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 59


Россия последних двух десятилетий характеризуется значительными преобразованиями, затрагивающими все сферы жизнедеятельности российского общества и государства. Ключевые изменения произошли и в экономической системе России. Формирование основных институтов рыночной экономики, изменение политики государства в сфере регулирования общественных отношений, пересмотр методов государственного участия в сфере производства - все эти факторы способствовали переходу на качественно новый уровень экономического развития.
История становления рыночной экономики показывает, что динамично развивающееся рыночное пространство предполагает, прежде всего, наличие строгого правового порядка, единых, стабильных, однозначно понимаемых и неукоснительно соблюдаемых правил экономической деятельности .
Существовавшая на момент проведения экономических реформ правовая система не была готова к регулированию новых экономических отношений, поэтому в юридической среде встал вопрос об её изменении. Следует отметить, что за сравнительно короткий период времени правовая база, регулирующая правоотношения в сфере экономики, полностью обновилась. Принятые Федеральные Законы об акционерных обществах и товариществах, о банках и банковской системе, о ценных бумагах, о валютном регулировании,
антидемпинговые и антимонопольные законы, законодательства о
несостоятельности и банкротстве и др. способствовали созданию правовых барьеров функционирования экономики и сбалансировали интересы различных участников делового оборота, позволив им адаптироваться к изменяющемся экономическим условиям.
Существенные преобразования отечественной правовой системы не смогли обойти стороной и сферу правосудия, в рамках которой сформировалась абсолютно новая, неизвестная ранее, ветвь арбитражных судов, рассматривающих и разрешающих споры, возникающие в процессе осуществления экономической деятельности. Именно экономический характер рассматриваемых арбитражными судами дел послужил поводом для применения в отношении данного вида судопроизводства понятия «экономическое правосудие».
Актуальность изучения системы экономического правосудия в современных условиях обусловлена тем, что устойчивость и динамизм развития России требуют, прежде всего, баланса между реализацией прав и свобод граждан и функционированием прочной и устойчивой государственной власти. Обеспечить этот баланс, должна Конституция Российской Федерации , которая призвана быть гибким каркасом всей правовой системы. При этом главная обязанность, а, соответственно, и интересы государственной власти, должны заключаться в признании, соблюдении и защите прав и свобод, чести и достоинства человека, ибо в демократическом государстве человек, его права и свободы - высшая ценность.
Особую роль это положение приобретает тогда, когда речь идет о деятельности органов судебной власти, наделенных исключительной функцией отправления экономического правосудия.
Однако следует признать, что многие законы, принимаемые в нашей стране, еще далеки от совершенства, нередко противоречат друг другу и допускают неоднозначного толкования. Устранять эти недостатки призван Конституционный суд Российской Федерации, восстанавливая справедливость в отношении граждан, их конституционные права и свободы.
Само наличие экономического правосудия имеет большое профилактическое значение: оно дисциплинирует и законодателя при создании законов, и чиновника при принятии правоприменительного решения, и участников экономических споров в случаях возникновения таковых.
Поэтому исследование системы экономического правосудия, представляется важным и актуальным, как в теоретическом, так и в практическом плане.
В отечественной дореволюционной юриспруденции различные стороны проблемы организации и осуществления экономического правосудия затрагивали в своих трудах Н.Н. Алексеев, В.Н. Бочкарев, И.В. Гессен, Г.А. Джаншиев, А.Ф. Кони, А.П. Куницын, А.Н. Лазаренко, П.И. Новгородцев, Е.Н. Трубецкой и др.
Среди отечественных исследователей советского и современного периодов, посвятивших свои работы различным вопросам реализации и защиты субъективных прав в процессе правосудия, следует выделить таких ученых, как Н.В. Витрук, В.В. Ершов, Л.В. Лазарев, Ж.И. Овсепян, И.Л. Полянский, Ю.Л. Шульженко, Б.С. Эбзеев, Ю.К. Якимович и др.
Целью данной работы является комплексный анализ системы
экономического правосудия в Российской Федерации.
Исходя из поставленной цели, были определены и задачи исследования:
- рассмотреть понятие и принципы экономического правосудия в Российской Федерации;
- исследовать становление и развитие экономического правосудия в России;
- проанализировать признаки эффективности системы экономического правосудия в России;
- рассмотреть структуру и компетенцию Арбитражных судов в Российской Федерации;
- исследовать Третейские суды в системе экономического правосудия;
- проанализировать статистику дел в Арбитражных и Третейских судах.
Объект исследования - общественные отношения в системе экономического правосудия в Российской Федерации.
Предмет исследования - нормативно правовые акты, регулирующие деятельность по осуществлению экономического правосудия в Российской Федерации.
Нормативную основу дипломной работы составили Конституция Российской Федерации 1993 года, а также законодательство, регулирующее деятельность по осуществлению экономического правосудия в Российской Федерации.
При решении поставленных задач были применены методы, конкретноисторического анализа; функциональный, системно-структурный и сравнительный подходы; методы диалектического познания.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Существенные преобразования отечественной правовой системы не смогли обойти стороной и сферу правосудия, в рамках которой сформировалась абсолютно новая, неизвестная ранее, ветвь арбитражных судов, рассматривающих и разрешающих споры, возникающие в процессе осуществления экономической деятельности. Именно экономический характер рассматриваемых арбитражными судами дел послужил поводом для применения в отношении данного вида судопроизводства понятия «экономическое правосудие».
Актуальность изучения системы экономического правосудия в современных условиях обусловлена тем, что устойчивость и динамизм развития России требуют, прежде всего, баланса между реализацией прав и свобод граждан и функционированием прочной и устойчивой государственной власти.
Экономическое правосудие является одной из составляющих понятия «правосудие», его элементом. В свою очередь принципы осуществления экономического правосудия определяют организационное устройство судебных органов, организацию процесса осуществления правосудия.
Экономическое правосудие в России прошло длительный период своего становления и развития. При этом все произошедшие изменения в данной области, были обусловлены особенностями того или иного исторического этапа развития страны.
Повышение эффективности экономического правосудия - процесс, который требует четкой теоретической определенности концепции эффективности судебной деятельности в целом, а также выбора обоснованных критериев и показателей эффективности. Рассматривая в единстве социальный и экономические аспекты эффективности, правосудие следует считать эффективным, если процессуальный конфликт разрешен правильно; права лиц, которые принимали участие в судопроизводстве, не были нарушены; социальные издержки минимальны.
Важнейшей особенностью арбитражных судов является то, что арбитражные суды осуществляют не просто правосудие, а правосудие экономическое. Необходимо отметить, что, хотя термин «экономическое правосудие» в настоящее время достаточно широко используется в юридической литературе, четкого и однозначного определения данного термина нет. Для определения понятия экономического правосудия, представляется необходимым, прежде всего, проанализировать термин «правосудие».
Под принципами правосудия понимаются закрепленные в законе основополагающие правовые идеи и требования, определяющие его сущность, содержание, систему, характер, демократические черты этого вида государственной деятельности.
Общие принципы правосудия определяет Конституция России. Что касается принципов экономического правосудия, то их перечень предусмотрен Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - АПК РФ), куда входят:
- независимость судей арбитражных судов;
- законность при рассмотрении дел арбитражным судом;
- разумные сроки судопроизводства в арбитражных судах и исполнения судебного акта;
- равенство всех перед законом и судом;
- равноправие сторон;
- состязательность сторон;
- непосредственность судебного разбирательства - судом непосредственно исследуются все доказательства по делу;
- гласность судебного разбирательства;
- государственный язык экономического судопроизводства;
- обязательность судебных актов (ст. 16) .
Третейский суд является одним из институтов гражданского общества, наделенных публично значимыми функциями. Преимуществами третейского разбирательства являются свобода сторон в выборе судей, конфиденциальность третейского разбирательства, участие сторон в определении порядка рассмотрения дела, простота и доступность процедур.
При рассмотрении дела в третейском суде у сторон сохраняется возможность обращения в государственный суд с заявлением об обеспечении иска, предъявленного в третейский суд, требованиями об оспаривании решения третейского и о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.
Арбитражные суды представляют собой особую разновидность судебных органов, осуществляющих судебную власть путем разрешения экономических споров и иных дел, отнесенных к их ведению. Арбитражные суды имеют собственную подведомственность, порядок судопроизводства в них имеет специфику, установленную Арбитражным процессуальным кодексом РФ.
Организационно-структурная система арбитражных судов строится на четырех уровнях.
Исследуя третейский суд как наиболее старый и традиционный для нашей страны способ разрешения споров, приходится констатировать, что, несмотря на довольно длительный путь своего развития, он не приобрел в предпринимательской среде той популярности, которую имеют аналогичные институты в большинстве развитых стран.
Таким образом, низкий авторитет арбитражного суда как органа власти и недоверие к нему со стороны участников экономического оборота тем более порождают скептическое отношение к третейскому суду, не входящему в систему государственных органов и судебную систему.
Таким образом, основным стимулом развития третейского судопроизводства, прежде всего для разрешения экономических споров, должно стать реальное выполнение закрепленной в ст. 2 АПК РФ задачи судопроизводства в арбитражных судах - формирования уважительного отношения к закону и суду и, как следствие, роста авторитета арбитражного суда.
В условиях постоянно увеличивающейся нагрузки арбитражных судов положительна динамика работы судов над соблюдением норм процессуального законодательств.
В качестве наиболее актуальных рисков и угроз стабильности функционирования системы экономического правосудия по результатам исследования, необходимо выделить:
1) Опасность дальнейшего реформирования судебной системы в ситуации общей экономической нестабильности. Речь в данном случае идет не только об опасностях прямого реформирования, например через структурное слияние арбитражных судов с судами общей юрисдикции.
Не меньшую опасность несет в себе отказ от институционализации специфики экономического правосудия. Так, значительные риски несут в себе попытки ограничения компетенции арбитражных судов (в форме прямого или латентного изменения подведомственности рассмотрения споров), а также процессуальные изменения, направленные на нивелирование и неоправданную «унификацию» без учета специфики рассмотрения экономических споров.
2) Опасность резкого снижения эффективности дальнейшей работы по обеспечению единообразия правоприменительной практики и повышению качества экономического правосудия.
Речь в данном случае идет в первую очередь об отсутствии у Верховного Суда (прежде всего, СКЭС) необходимых и достаточных формальных рычагов для обеспечения единства судебной практики.
Низкая активность Президиума ВС Российской Федерации по экономическим спорам, а также отсутствие в законодательстве норм, определявших и закреплявших статус Определений Коллегии в части формирования правовых позиций, чреваты прекращением необходимого профессионального толкования права высшей судебной инстанцией и неспособностью обеспечивать надлежащий уровень единообразия практики.
3) Утрата достижений и наработок ВАС РФ в части информационной открытости судопроизводства. Представляется, что данный риск все еще может реализоваться как в связи с отсутствием видимой динамики в развитии существующей инфраструктуры «электронного правосудия», так и с учетом неэффективной работы ГАС «Правосудие».
В свою очередь, снижение открытости судопроизводства может повлечь за собой значительное снижение качества работы судебной арбитражной системы.
В качестве мер, направленных на минимизацию указанных рисков могут быть рассмотрены:
- временный мораторий на структурные реформы системы экономического судопроизводства в Российской Федерации в актуальных общественноэкономических условиях.
Сохранение существующего организационного и процессуального порядка осуществления арбитражного правосудия позволит обеспечить стабильность делового оборота, а также «правовой» характер разрешения гражданских и административных споров;
- изменение порядка работы Президиума ВС РФ - создание в его структуре нескольких составов, один из которых будет специализироваться на экономических спорах;
- изменение формального статуса определений Судебных коллегий Верховного Суда РФ - придание им формально обще значимого (прецедентного) статуса, предоставление Коллегиям права пересматривать дела в связи с нарушением единообразия практики, придание определениям, содержащим истолкования норм права, характера актов, которые являются основанием для пересмотра дел по вновь открывшимся обстоятельствам;
- сохранение и повышение уровня информационной открытости судебной арбитражной системы, развитие и актуализация современных сервисов «электронного правосудия».



1 Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г // Российская газета. 25.12.1993. № 237.
2 Кодек Российской Федераци об административны правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № (ч. 1) Ст. 1.
3 Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации
от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3012.
4 Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 46. Ст. 4532.
5 Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 18. Ст. 1589.
6 Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 102-ФЗ «О третейских судах в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3019.
7 Федеральный закон от 27 июля 2010 г. №193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» // СЗ РФ. 2010. № 31. Ст. 4162.
8 Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. № 382-ФЗ «Об арбитраже (третейском разбирательстве) в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2016. №1, ч. I. Ст. 2.
9 Концепция единого Гражданского процессуального кодекса Российской
Федерации (одобрена решением Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству ГД ФС РФ от 8 декабря 2014 г. № 124(1)). // Документ официально опубликован не был
[Электронный ресурс]. СПС «Гарант».
10 Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята ВС СССР 07.10.1977 г.) // Ведомости ВС СССР. 1977. № 41. Ст. 617.
11 Декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 29 декабря 1917 г. «О направлении неоконченных дел упраздненных судебных установлений» // Документ официально опубликован не был [Электронный ресурс]. СПС «Гарант».
12 Декрет ВЦИК, СНК РСФСР от 21 сентября 1922 г. «Положение о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями и предприятиями» // Известия ВЦИК. 23.09.1922. № 214 (утратил силу).
13 Декрет ЦИК СССР, СНК СССР от 6 мая 1924 г. «Положение об Арбитражной комиссии при Совете Труда и Обороны Союза С.С.Р. // Вестник ЦИК, СНК, и СТО СССР. 1924. № 6. Ст. 200.
14 Постановление ЦИК СССР № 57, СНК СССР № 90 от 4 марта 1931 г. «Об упразднении арбитражных комиссий» // Известия ЦИК СССР и ВЦИК. 06.03.1931. № 64 (утратил силу).
15 Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 30 мая 1931 г. «Об учреждении государственного арбитража РСФСР» // Собрание узаконений РСФСР. 1931. № 28. Ст. 254 (утратил силу).
..75


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ