ВЗАИМОСВЯЗЬ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
|
Аннотация
Введение 3
1 Теоретические аспекты понятий детско-родительских отношений и
эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста 11
1.1 Подходы к анализу детско-родительских отношений 11
1. 1. 1 Стили семейного воспитания: отечественная и зарубежная классификация 13
1.2 Специфика развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста 17
1.3 Влияние детско-родительских отношений на развитие эмоциональной
сферы у детей дошкольного возраста в условиях онлайн-обучения 23
1.4 Психологические особенности онлайн-обучения дошкольников
иностранному языку 32
Выводы по главе 1 36
2 Организация и методы эмпирического исследования 38
2.1 Описание исследуемой группы 38
2.2 Методы исследования 39
3 Результаты эмпирического исследования особенностей детско - родительских отношений и развития эмоциональной сферы у дошкольников
в условиях онлайн-обучения иностранному языку 49
3.1 Результаты исследования особенностей детско-родительских отношений и уровня развития эмоциональной сферы дошкольников, обучающихся иностранному языку онлайн 49
3.2 Результаты корреляционного анализа между особенностями детско-
родительских отношений и характеристиками эмоциональной сферы дошкольников, обучающихся иностранному языку онлайн 62
3.3 Разработка программы оптимизации детско-родительских отношений и
эмоциональной сферы дошкольников, обучающихся иностранному языку онлайн 67
Выводы по главе 3 74
Введение 3
1 Теоретические аспекты понятий детско-родительских отношений и
эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста 11
1.1 Подходы к анализу детско-родительских отношений 11
1. 1. 1 Стили семейного воспитания: отечественная и зарубежная классификация 13
1.2 Специфика развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста 17
1.3 Влияние детско-родительских отношений на развитие эмоциональной
сферы у детей дошкольного возраста в условиях онлайн-обучения 23
1.4 Психологические особенности онлайн-обучения дошкольников
иностранному языку 32
Выводы по главе 1 36
2 Организация и методы эмпирического исследования 38
2.1 Описание исследуемой группы 38
2.2 Методы исследования 39
3 Результаты эмпирического исследования особенностей детско - родительских отношений и развития эмоциональной сферы у дошкольников
в условиях онлайн-обучения иностранному языку 49
3.1 Результаты исследования особенностей детско-родительских отношений и уровня развития эмоциональной сферы дошкольников, обучающихся иностранному языку онлайн 49
3.2 Результаты корреляционного анализа между особенностями детско-
родительских отношений и характеристиками эмоциональной сферы дошкольников, обучающихся иностранному языку онлайн 62
3.3 Разработка программы оптимизации детско-родительских отношений и
эмоциональной сферы дошкольников, обучающихся иностранному языку онлайн 67
Выводы по главе 3 74
В современной России наблюдается переход к информационной эпохе, при которой цифровые технологии играют всё более заметную роль. Рост влияния цифровой культуры открывает новый этап в общественном развитии и вызывает необходимость в новых подходах к осмыслению современного мира.
Влияние цифровых технологий приводит к изменениям в общении между родителями и детьми. Одним из результатов этих изменений становится развитие индустрии семейных услуг, включая медицинские, образовательные и психолого-педагогические услуги. Особенно популярными в настоящее время являются онлайн образовательные услуги, связанные с изучением иностранных языков детьми дошкольного возраста [28].
С каждым годом появляется все больше информации о том, что информационные технологии изменяют образ жизни детей. Дети дошкольного возраста становятся грамотными пользователями цифровых технологий, меняется представление о роли взрослого в детско-родительских отношениях [72]. Эти факторы приводят к значительным изменениям в отношениях между детьми и их родителями. Изучение этих изменений необходимо для понимания особенностей развития современных детей и для организации процесса воспитания, который не изолирует ребенка от реального мира, а способствует сохранению его психологического здоровья и эмоционального благополучия.
Обучение детей иностранному языку через интернет-платформы оказывает значительное воздействие на их эмоциональное благополучие и уровень осознания, идентификации и понимания эмоций. С каждым годом увеличивается число детей, страдающих проблем, связанных с развитием эмоциональной сферы, что делает вопросы развития эмоционального интеллекта у дошкольников при изучении иностранного языка в онлайн - формате особенно значимыми в современной образовательной среде [78].
Современное общество стимулирует родителей к раннему обучению детей иностранному языку, что приводит к увеличению их мотивации к обучению ребенка. Часто родители прибегают к авторитарным методам воздействия на детей, не признавая их достижений и предъявляя слишком высокие требования. В долгосрочной перспективе такой подход к воспитанию может привести к усвоению детьми небезопасных образцов поведения. Изучение взаимоотношений между детьми и родителями, а также индивидуальных характеристик эмоциональной сферы детей в контексте онлайн-образования необходимо не только для понимания особенностей развития современного ребенка, но и для разработки эффективных методов воспитания, обеспечивающих безопасность и эмоциональное благополучие детей [57].
Проблема исследования: в современном образовательном онлайн- пространстве у дошкольников все чаще наблюдаются проблемы, связанные с идентификацией эмоций, пониманием эмоций, воспроизведением эмоций при выполнении учебных задач. Необходимо определить, существует ли взаимосвязь индивидуальных характеристик эмоциональной сферы дошкольников и детско-родительских отношений для выявления особенностей семейного взаимодействия, отрицательно влияющих на эмоциональное здоровье субъектов образовательного процесса и снижающих эффективность онлайн-обучения иностранному языку.
Цель исследования: установить взаимосвязь между особенностями детско- родительских отношений и индивидуальными характеристиками эмоциональной сферы дошкольников в условиях онлайн-обучения иностранному языку.
Объект исследования: детско-родительские отношения и особенности эмоциональной сферы дошкольников
Предмет исследования: взаимосвязь особенностей детско-родительских отношений с характеристиками эмоциональной сферы дошкольников в условиях онлайн-обучения иностранному языку.
Гипотеза исследования: особенности родительского отношения:
эмоциональная близость, принятие, сотрудничество, постоянство в требованиях, удовлетворенность отношениями связаны с высоким уровнем индивидуальных характеристик эмоциональной сферы у дошкольников в условиях онлайн- обучения иностранному языку. Другие характеристики: требовательность, строгость, контроль, тревожность родителя, разногласия родителей по вопросам воспитания изменяют способность дошкольников идентифицировать эмоциональные состояния, понимать свои эмоции и эмоциональные проявления других людей, воспроизводить эмоции.
Задачи исследования:
1. Проанализировать подходы к исследованию эмоциональной сферы дошкольников и детско-родительских отношений в аспекте получения онлайн- образования.
2. Представить комплекс методик исследования.
3. Определить взаимосвязь особенностей детско-родительских отношений и индивидуальных характеристик эмоциональной сферы дошкольников в условиях онлайн-обучения иностранному языку.
4. Разработать помогающую программу, направленную на оптимизацию детско-родительских отношений и развитие эмоциональной сферы дошкольников, обучающихся иностранному языку в онлайн-пространстве.
Теоретико-методологическая основа исследования: научные труды известных педагогов и психологов, создавших научные концепции психологических особенностях онлайн-обучения иностранному языку, детско- родительских отношениях в условиях цифровизации:
1. Представления о детско-родительских отношениях - А. Адлер, Ю. В. Братчикова, Дж. Боулби, Д. Баумринт, А. Е. Левченко, А. И. Захаров, А. Фрейд, В. А. Яшуткин.
2. Специфика эмоционального развития в дошкольном возрасте - А. Н. Леонтьев, Е. Ю. Брель, Л. Ф. Обухова, О. А. Орехова, А. М. Щетинина, И. О. Карелина, Н. В. Соловьева, А. Д. Кошелева.
3. Психологические особенности онлайн-обучения - Абабкова М. Ю., Захаркина Т. Н., Янак А. Л., Денисенкова Н. С., Красило Т. А.
4. Представления об особенностях обучения иностранному языку детей дошкольного возраста - А. В. Нечипас, И. В. Вронская, Е. Е. Козина.
5. Социально-психологическая помощь семьям и детям - Джудит С. Райкус, Рональд С. Хьюз, Е. Г. Васильева, О. М. Рудницкая.
Методы исследования:
Психодиагностические методики:
1. Опросник И. М. Марковской «Взаимодействие родитель — ребенок» [54]. Цель: диагностика особенностей взаимодействия родителей и детей в условиях онлайн-обучения.
2. Опросник С. С. Степанова «Стратегии семейного воспитания» [6]. Цель: определить стиль семейного воспитания.
3. Методика Е. И. Изотовой «Эмоциональная идентификация» [30]. Цель: выявление особенностей идентификации различных модальностей у детей дошкольного возраста, индивидуальных характеристик эмоционального развития.
4. Методика Г. А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображённых на картинке» Цель: определение уровня понимания и осознания детьми эмоциональных переживаний.
Математические методы. Методы статистического использованием статистического пакета IBM SPSS Statistic. Перед проведением статистической обработки исследуемые признаки были проверены на нормальность распределения с помощью критериев Колмогорова-Смирнова и Шапиро-Уилкоксона. Результаты показали, что распределение отличается от нормального. Для обнаружения и описания статистической зависимости между признаками был использован корреляционный анализ (критерий r-Спирмена).
В процессе корреляционного анализа исследовались взаимосвязи между следующими параметрами:
«Требовательность», «Строгость», «Контроль», «Эмоциональная близость», «Принятие», «Сотрудничество», «Последовательность»,
«Удовлетворенность отношениями», «Авторитарный стиль», «Авторитетный стиль», «Либеральный стиль», «Индифферентный стиль» у родителей и «Осознание собственных эмоций», «Восприятие экспрессии», «Идентификация эмоций», «Понимание эмоций», «Понимание эмоций другого человека», «Произвольное выражение эмоций» у дошкольников.
Исследование взаимосвязи особенностей родительского отношения и индивидуальных характеристик эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в условиях получения онлайн-образовательных услуг было проведено на базе онлайн-школы, специализирующейся на создании курсов по английскому языку для детей и предоставляющей возможность обучения дошкольников. Выборка исследования включает в себя 80 человек из разных городов РФ: 40 детей от 4 до 7 лет (19 мальчиков и 21 девочка) и 40 родителей от 25 до 39 лет (8 мужчин и 32 женщины). Сбор данных был организован полностью в онлайн-формате.
Научная новизна заключается в выявлении взаимосвязи между индивидуальными характеристиками эмоциональной сферы дошкольников от 4 до 7 лет и некоторыми особенностями детско-родительских отношений: сотрудничество, воспитательная конфронтация, постоянность требований, удовлетворенность отношениями в семьях, в которых дети обучаются иностранному языку онлайн.
Теоретическая значимость. Исследование вносит вклад в понимание эмоциональной сферы дошкольников, которые изучают иностранный язык в онлайн-формате, а также обобщает и выявляет ключевые компоненты, составляющие эмоциональную сферу дошкольников.
Практическая значимость. Разработанная помогающая программа по оптимизации детско-родительских отношений и эмоциональной сферы дошкольников может быть использована психологами в процессе оказания профессиональной психологической помощи семьям, в которых есть дети дошкольного возраста для диагностики развития и коррекции нарушений эмоциональной сферы у дошкольников, обучающихся в онлайн -среде....
Влияние цифровых технологий приводит к изменениям в общении между родителями и детьми. Одним из результатов этих изменений становится развитие индустрии семейных услуг, включая медицинские, образовательные и психолого-педагогические услуги. Особенно популярными в настоящее время являются онлайн образовательные услуги, связанные с изучением иностранных языков детьми дошкольного возраста [28].
С каждым годом появляется все больше информации о том, что информационные технологии изменяют образ жизни детей. Дети дошкольного возраста становятся грамотными пользователями цифровых технологий, меняется представление о роли взрослого в детско-родительских отношениях [72]. Эти факторы приводят к значительным изменениям в отношениях между детьми и их родителями. Изучение этих изменений необходимо для понимания особенностей развития современных детей и для организации процесса воспитания, который не изолирует ребенка от реального мира, а способствует сохранению его психологического здоровья и эмоционального благополучия.
Обучение детей иностранному языку через интернет-платформы оказывает значительное воздействие на их эмоциональное благополучие и уровень осознания, идентификации и понимания эмоций. С каждым годом увеличивается число детей, страдающих проблем, связанных с развитием эмоциональной сферы, что делает вопросы развития эмоционального интеллекта у дошкольников при изучении иностранного языка в онлайн - формате особенно значимыми в современной образовательной среде [78].
Современное общество стимулирует родителей к раннему обучению детей иностранному языку, что приводит к увеличению их мотивации к обучению ребенка. Часто родители прибегают к авторитарным методам воздействия на детей, не признавая их достижений и предъявляя слишком высокие требования. В долгосрочной перспективе такой подход к воспитанию может привести к усвоению детьми небезопасных образцов поведения. Изучение взаимоотношений между детьми и родителями, а также индивидуальных характеристик эмоциональной сферы детей в контексте онлайн-образования необходимо не только для понимания особенностей развития современного ребенка, но и для разработки эффективных методов воспитания, обеспечивающих безопасность и эмоциональное благополучие детей [57].
Проблема исследования: в современном образовательном онлайн- пространстве у дошкольников все чаще наблюдаются проблемы, связанные с идентификацией эмоций, пониманием эмоций, воспроизведением эмоций при выполнении учебных задач. Необходимо определить, существует ли взаимосвязь индивидуальных характеристик эмоциональной сферы дошкольников и детско-родительских отношений для выявления особенностей семейного взаимодействия, отрицательно влияющих на эмоциональное здоровье субъектов образовательного процесса и снижающих эффективность онлайн-обучения иностранному языку.
Цель исследования: установить взаимосвязь между особенностями детско- родительских отношений и индивидуальными характеристиками эмоциональной сферы дошкольников в условиях онлайн-обучения иностранному языку.
Объект исследования: детско-родительские отношения и особенности эмоциональной сферы дошкольников
Предмет исследования: взаимосвязь особенностей детско-родительских отношений с характеристиками эмоциональной сферы дошкольников в условиях онлайн-обучения иностранному языку.
Гипотеза исследования: особенности родительского отношения:
эмоциональная близость, принятие, сотрудничество, постоянство в требованиях, удовлетворенность отношениями связаны с высоким уровнем индивидуальных характеристик эмоциональной сферы у дошкольников в условиях онлайн- обучения иностранному языку. Другие характеристики: требовательность, строгость, контроль, тревожность родителя, разногласия родителей по вопросам воспитания изменяют способность дошкольников идентифицировать эмоциональные состояния, понимать свои эмоции и эмоциональные проявления других людей, воспроизводить эмоции.
Задачи исследования:
1. Проанализировать подходы к исследованию эмоциональной сферы дошкольников и детско-родительских отношений в аспекте получения онлайн- образования.
2. Представить комплекс методик исследования.
3. Определить взаимосвязь особенностей детско-родительских отношений и индивидуальных характеристик эмоциональной сферы дошкольников в условиях онлайн-обучения иностранному языку.
4. Разработать помогающую программу, направленную на оптимизацию детско-родительских отношений и развитие эмоциональной сферы дошкольников, обучающихся иностранному языку в онлайн-пространстве.
Теоретико-методологическая основа исследования: научные труды известных педагогов и психологов, создавших научные концепции психологических особенностях онлайн-обучения иностранному языку, детско- родительских отношениях в условиях цифровизации:
1. Представления о детско-родительских отношениях - А. Адлер, Ю. В. Братчикова, Дж. Боулби, Д. Баумринт, А. Е. Левченко, А. И. Захаров, А. Фрейд, В. А. Яшуткин.
2. Специфика эмоционального развития в дошкольном возрасте - А. Н. Леонтьев, Е. Ю. Брель, Л. Ф. Обухова, О. А. Орехова, А. М. Щетинина, И. О. Карелина, Н. В. Соловьева, А. Д. Кошелева.
3. Психологические особенности онлайн-обучения - Абабкова М. Ю., Захаркина Т. Н., Янак А. Л., Денисенкова Н. С., Красило Т. А.
4. Представления об особенностях обучения иностранному языку детей дошкольного возраста - А. В. Нечипас, И. В. Вронская, Е. Е. Козина.
5. Социально-психологическая помощь семьям и детям - Джудит С. Райкус, Рональд С. Хьюз, Е. Г. Васильева, О. М. Рудницкая.
Методы исследования:
Психодиагностические методики:
1. Опросник И. М. Марковской «Взаимодействие родитель — ребенок» [54]. Цель: диагностика особенностей взаимодействия родителей и детей в условиях онлайн-обучения.
2. Опросник С. С. Степанова «Стратегии семейного воспитания» [6]. Цель: определить стиль семейного воспитания.
3. Методика Е. И. Изотовой «Эмоциональная идентификация» [30]. Цель: выявление особенностей идентификации различных модальностей у детей дошкольного возраста, индивидуальных характеристик эмоционального развития.
4. Методика Г. А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображённых на картинке» Цель: определение уровня понимания и осознания детьми эмоциональных переживаний.
Математические методы. Методы статистического использованием статистического пакета IBM SPSS Statistic. Перед проведением статистической обработки исследуемые признаки были проверены на нормальность распределения с помощью критериев Колмогорова-Смирнова и Шапиро-Уилкоксона. Результаты показали, что распределение отличается от нормального. Для обнаружения и описания статистической зависимости между признаками был использован корреляционный анализ (критерий r-Спирмена).
В процессе корреляционного анализа исследовались взаимосвязи между следующими параметрами:
«Требовательность», «Строгость», «Контроль», «Эмоциональная близость», «Принятие», «Сотрудничество», «Последовательность»,
«Удовлетворенность отношениями», «Авторитарный стиль», «Авторитетный стиль», «Либеральный стиль», «Индифферентный стиль» у родителей и «Осознание собственных эмоций», «Восприятие экспрессии», «Идентификация эмоций», «Понимание эмоций», «Понимание эмоций другого человека», «Произвольное выражение эмоций» у дошкольников.
Исследование взаимосвязи особенностей родительского отношения и индивидуальных характеристик эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в условиях получения онлайн-образовательных услуг было проведено на базе онлайн-школы, специализирующейся на создании курсов по английскому языку для детей и предоставляющей возможность обучения дошкольников. Выборка исследования включает в себя 80 человек из разных городов РФ: 40 детей от 4 до 7 лет (19 мальчиков и 21 девочка) и 40 родителей от 25 до 39 лет (8 мужчин и 32 женщины). Сбор данных был организован полностью в онлайн-формате.
Научная новизна заключается в выявлении взаимосвязи между индивидуальными характеристиками эмоциональной сферы дошкольников от 4 до 7 лет и некоторыми особенностями детско-родительских отношений: сотрудничество, воспитательная конфронтация, постоянность требований, удовлетворенность отношениями в семьях, в которых дети обучаются иностранному языку онлайн.
Теоретическая значимость. Исследование вносит вклад в понимание эмоциональной сферы дошкольников, которые изучают иностранный язык в онлайн-формате, а также обобщает и выявляет ключевые компоненты, составляющие эмоциональную сферу дошкольников.
Практическая значимость. Разработанная помогающая программа по оптимизации детско-родительских отношений и эмоциональной сферы дошкольников может быть использована психологами в процессе оказания профессиональной психологической помощи семьям, в которых есть дети дошкольного возраста для диагностики развития и коррекции нарушений эмоциональной сферы у дошкольников, обучающихся в онлайн -среде....
Работа включает в себя теоретический анализ научной литературы по теме современных детско-родительских отношений и их влияния на эмоциональную сферу детей дошкольного возраста, обучающихся иностранному языку онлайн. Описаны психологические особенности современного онлайн-обучения иностранному языку дошкольниками.
Развитие всех компонентов эмоциональной сферы в дошкольном возрасте является очень важным условием психологического здоровья детей во время онлайн-обучения. Для гармоничного взаимодействия со взрослыми и эффективного онлайн-обучения детям важно развивать навыки понимания эмоций, управления собственными эмоциями и распознавания эмоций других людей.
Во время уроков наблюдаются особенности взаимоотношений родителей и детей, которые оказывают негативное влияние на эмоциональное здоровье ребенка и снижают эффективность образовательного процесса. Данная тема особенно актуальна в условиях дистанционного обучения в связи с тем, что эмоциональные проблемы у детей (непонимание своих эмоций, эмоций персонажей, изображенных на картинке, невозможность контролировать эмоции во время урока) затрудняют процесс обучения и влияют на эмоциональное состояния субъектов образовательного процесса.
В работе представлено эмпирическое исследование взаимосвязи эмоциональной сферы дошкольников с детско-родительскими отношениями в семьях, где ребенок обучается иностранному языку онлайн. В нем приняли участие 80 респондентов. В начале исследования была выдвинута гипотеза о том, что высокий уровень эмоциональной близости и сотрудничества с ребенком, его принятия, удовлетворенность отношениями в детско - родительском взаимодействии связаны с высоким уровнем индивидуальных характеристик эмоциональной сферы у дошкольника, обучающегося иностранному языку онлайн. Другие характеристики родительского отношения: требовательность, строгость, контроль, тревожность за ребенка, воспитательная конфронтация изменяют способность дошкольника идентифицировать эмоциональные состояния, понимать свои эмоции и эмоциональные проявления других людей, воспроизводить эмоции в игровой деятельности.
В ходе интерпретации полученных результатов, были получены следующие данные: родители дошкольников, обучающихся иностранному языку в онлайн-пространстве, отличаются оптимальным уровнем требовательности, хотя четверть родителей склонны к высоким ожиданиям ответственности от ребенка. Для большинства родителей не характерно излишнее беспокойство о ребенке и контроль по отношению к нему, что может быть связано либо с безразличным отношением, либо со стремлением развить в нем самостоятельность. Они демонстрируют низкий уровень эмоциональной близости и сотрудничества во взаимодействии с ребенком. Семьи дошкольников, обучающихся иностранному языку онлайн, имеют склонность к всем стилям воспитания.
У дошкольников, обучающихся иностранному языку онлайн преобладает средний уровень сформированности способностей к восприятию лицевой экспрессии, понимания и идентификации эмоций. Преобладающая часть респондентов способна к произвольному воспроизведению эмоций в игровой и коммуникативной деятельности. Трудности возникали при попытках дошкольников изобразить отвращение, стыд, удивление, злость. Данная группа дошкольников имеет средний уровень осознанности собственных эмоциональных переживаний и понимания эмоций других людей.
Чем больше родители принимают своего ребенка, эмоционально близки с ним и чем выше уровень удовлетворенности и партнерства в отношениях между родителями и детьми, тем выше уровень идентификации и понимания эмоций других людей, восприятия ребенком экспрессивных признаков (мимика, жесты), навыков воспроизведения эмоциональных состояний, осознания собственных эмоций. Чем выше уровень контроля и разногласия в семье по вопросам воспитания ребенка, тем ниже уровень восприятия мимических признаков у дошкольников.
Чем больше родитель склонен к индифферентному стилю воспитания, тем хуже у дошкольника развиты все исследуемые индивидуальные характеристики эмоциональной сферы - восприятие экспрессии, идентификация эмоций, понимание эмоций, произвольное выражение эмоций. Чем более родитель склонен к авторитетному или либеральному стилю воспитания, тем более развита у ребенка способность к пониманию эмоций других людей.
На основании эмпирического исследования разработана помогающая программа для родителей и детей, направленная на оптимизацию детско - родительских отношений в семьях, где ребенок обучается иностранному языку онлайн. Данная программа способствует повышению уровня эмоциональной близости и сотрудничества родителя с ребенком, что положительно повлияет на характеристики эмоциональной сферы дошкольника, его эмоциональное благополучие и успехи в обучении иностранному языку.
Развитие всех компонентов эмоциональной сферы в дошкольном возрасте является очень важным условием психологического здоровья детей во время онлайн-обучения. Для гармоничного взаимодействия со взрослыми и эффективного онлайн-обучения детям важно развивать навыки понимания эмоций, управления собственными эмоциями и распознавания эмоций других людей.
Во время уроков наблюдаются особенности взаимоотношений родителей и детей, которые оказывают негативное влияние на эмоциональное здоровье ребенка и снижают эффективность образовательного процесса. Данная тема особенно актуальна в условиях дистанционного обучения в связи с тем, что эмоциональные проблемы у детей (непонимание своих эмоций, эмоций персонажей, изображенных на картинке, невозможность контролировать эмоции во время урока) затрудняют процесс обучения и влияют на эмоциональное состояния субъектов образовательного процесса.
В работе представлено эмпирическое исследование взаимосвязи эмоциональной сферы дошкольников с детско-родительскими отношениями в семьях, где ребенок обучается иностранному языку онлайн. В нем приняли участие 80 респондентов. В начале исследования была выдвинута гипотеза о том, что высокий уровень эмоциональной близости и сотрудничества с ребенком, его принятия, удовлетворенность отношениями в детско - родительском взаимодействии связаны с высоким уровнем индивидуальных характеристик эмоциональной сферы у дошкольника, обучающегося иностранному языку онлайн. Другие характеристики родительского отношения: требовательность, строгость, контроль, тревожность за ребенка, воспитательная конфронтация изменяют способность дошкольника идентифицировать эмоциональные состояния, понимать свои эмоции и эмоциональные проявления других людей, воспроизводить эмоции в игровой деятельности.
В ходе интерпретации полученных результатов, были получены следующие данные: родители дошкольников, обучающихся иностранному языку в онлайн-пространстве, отличаются оптимальным уровнем требовательности, хотя четверть родителей склонны к высоким ожиданиям ответственности от ребенка. Для большинства родителей не характерно излишнее беспокойство о ребенке и контроль по отношению к нему, что может быть связано либо с безразличным отношением, либо со стремлением развить в нем самостоятельность. Они демонстрируют низкий уровень эмоциональной близости и сотрудничества во взаимодействии с ребенком. Семьи дошкольников, обучающихся иностранному языку онлайн, имеют склонность к всем стилям воспитания.
У дошкольников, обучающихся иностранному языку онлайн преобладает средний уровень сформированности способностей к восприятию лицевой экспрессии, понимания и идентификации эмоций. Преобладающая часть респондентов способна к произвольному воспроизведению эмоций в игровой и коммуникативной деятельности. Трудности возникали при попытках дошкольников изобразить отвращение, стыд, удивление, злость. Данная группа дошкольников имеет средний уровень осознанности собственных эмоциональных переживаний и понимания эмоций других людей.
Чем больше родители принимают своего ребенка, эмоционально близки с ним и чем выше уровень удовлетворенности и партнерства в отношениях между родителями и детьми, тем выше уровень идентификации и понимания эмоций других людей, восприятия ребенком экспрессивных признаков (мимика, жесты), навыков воспроизведения эмоциональных состояний, осознания собственных эмоций. Чем выше уровень контроля и разногласия в семье по вопросам воспитания ребенка, тем ниже уровень восприятия мимических признаков у дошкольников.
Чем больше родитель склонен к индифферентному стилю воспитания, тем хуже у дошкольника развиты все исследуемые индивидуальные характеристики эмоциональной сферы - восприятие экспрессии, идентификация эмоций, понимание эмоций, произвольное выражение эмоций. Чем более родитель склонен к авторитетному или либеральному стилю воспитания, тем более развита у ребенка способность к пониманию эмоций других людей.
На основании эмпирического исследования разработана помогающая программа для родителей и детей, направленная на оптимизацию детско - родительских отношений в семьях, где ребенок обучается иностранному языку онлайн. Данная программа способствует повышению уровня эмоциональной близости и сотрудничества родителя с ребенком, что положительно повлияет на характеристики эмоциональной сферы дошкольника, его эмоциональное благополучие и успехи в обучении иностранному языку.
Подобные работы
- ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ
В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018





