Warning: in_array() expects parameter 2 to be array, null given in /var/www/html/workspay.ru/include/main_function.php on line 483 Warning: in_array() expects parameter 2 to be array, null given in /var/www/html/workspay.ru/include/main_function.php on line 483 Warning: in_array() expects parameter 2 to be array, null given in /var/www/html/workspay.ru/include/main_function.php on line 483 Warning: in_array() expects parameter 2 to be array, null given in /var/www/html/workspay.ru/include/main_function.php on line 483 Warning: in_array() expects parameter 2 to be array, null given in /var/www/html/workspay.ru/include/main_function.php on line 483 Warning: in_array() expects parameter 2 to be array, null given in /var/www/html/workspay.ru/include/main_function.php on line 483 Warning: in_array() expects parameter 2 to be array, null given in /var/www/html/workspay.ru/include/main_function.php on line 483 ВЗАИМОСВЯЗЬ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ-Магистерская диссертация


🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

ВЗАИМОСВЯЗЬ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Работа №194981

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы131
Год сдачи2024
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация
Введение 3
1 Теоретические аспекты понятий детско-родительских отношений и
эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста 11
1.1 Подходы к анализу детско-родительских отношений 11
1. 1. 1 Стили семейного воспитания: отечественная и зарубежная классификация 13
1.2 Специфика развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста 17
1.3 Влияние детско-родительских отношений на развитие эмоциональной
сферы у детей дошкольного возраста в условиях онлайн-обучения 23
1.4 Психологические особенности онлайн-обучения дошкольников
иностранному языку 32
Выводы по главе 1 36
2 Организация и методы эмпирического исследования 38
2.1 Описание исследуемой группы 38
2.2 Методы исследования 39
3 Результаты эмпирического исследования особенностей детско - родительских отношений и развития эмоциональной сферы у дошкольников
в условиях онлайн-обучения иностранному языку 49
3.1 Результаты исследования особенностей детско-родительских отношений и уровня развития эмоциональной сферы дошкольников, обучающихся иностранному языку онлайн 49
3.2 Результаты корреляционного анализа между особенностями детско-
родительских отношений и характеристиками эмоциональной сферы дошкольников, обучающихся иностранному языку онлайн 62
3.3 Разработка программы оптимизации детско-родительских отношений и
эмоциональной сферы дошкольников, обучающихся иностранному языку онлайн 67
Выводы по главе 3 74

В современной России наблюдается переход к информационной эпохе, при которой цифровые технологии играют всё более заметную роль. Рост влияния цифровой культуры открывает новый этап в общественном развитии и вызывает необходимость в новых подходах к осмыслению современного мира.
Влияние цифровых технологий приводит к изменениям в общении между родителями и детьми. Одним из результатов этих изменений становится развитие индустрии семейных услуг, включая медицинские, образовательные и психолого-педагогические услуги. Особенно популярными в настоящее время являются онлайн образовательные услуги, связанные с изучением иностранных языков детьми дошкольного возраста [28].
С каждым годом появляется все больше информации о том, что информационные технологии изменяют образ жизни детей. Дети дошкольного возраста становятся грамотными пользователями цифровых технологий, меняется представление о роли взрослого в детско-родительских отношениях [72]. Эти факторы приводят к значительным изменениям в отношениях между детьми и их родителями. Изучение этих изменений необходимо для понимания особенностей развития современных детей и для организации процесса воспитания, который не изолирует ребенка от реального мира, а способствует сохранению его психологического здоровья и эмоционального благополучия.
Обучение детей иностранному языку через интернет-платформы оказывает значительное воздействие на их эмоциональное благополучие и уровень осознания, идентификации и понимания эмоций. С каждым годом увеличивается число детей, страдающих проблем, связанных с развитием эмоциональной сферы, что делает вопросы развития эмоционального интеллекта у дошкольников при изучении иностранного языка в онлайн - формате особенно значимыми в современной образовательной среде [78].
Современное общество стимулирует родителей к раннему обучению детей иностранному языку, что приводит к увеличению их мотивации к обучению ребенка. Часто родители прибегают к авторитарным методам воздействия на детей, не признавая их достижений и предъявляя слишком высокие требования. В долгосрочной перспективе такой подход к воспитанию может привести к усвоению детьми небезопасных образцов поведения. Изучение взаимоотношений между детьми и родителями, а также индивидуальных характеристик эмоциональной сферы детей в контексте онлайн-образования необходимо не только для понимания особенностей развития современного ребенка, но и для разработки эффективных методов воспитания, обеспечивающих безопасность и эмоциональное благополучие детей [57].
Проблема исследования: в современном образовательном онлайн- пространстве у дошкольников все чаще наблюдаются проблемы, связанные с идентификацией эмоций, пониманием эмоций, воспроизведением эмоций при выполнении учебных задач. Необходимо определить, существует ли взаимосвязь индивидуальных характеристик эмоциональной сферы дошкольников и детско-родительских отношений для выявления особенностей семейного взаимодействия, отрицательно влияющих на эмоциональное здоровье субъектов образовательного процесса и снижающих эффективность онлайн-обучения иностранному языку.
Цель исследования: установить взаимосвязь между особенностями детско- родительских отношений и индивидуальными характеристиками эмоциональной сферы дошкольников в условиях онлайн-обучения иностранному языку.
Объект исследования: детско-родительские отношения и особенности эмоциональной сферы дошкольников
Предмет исследования: взаимосвязь особенностей детско-родительских отношений с характеристиками эмоциональной сферы дошкольников в условиях онлайн-обучения иностранному языку.
Гипотеза исследования: особенности родительского отношения:
эмоциональная близость, принятие, сотрудничество, постоянство в требованиях, удовлетворенность отношениями связаны с высоким уровнем индивидуальных характеристик эмоциональной сферы у дошкольников в условиях онлайн- обучения иностранному языку. Другие характеристики: требовательность, строгость, контроль, тревожность родителя, разногласия родителей по вопросам воспитания изменяют способность дошкольников идентифицировать эмоциональные состояния, понимать свои эмоции и эмоциональные проявления других людей, воспроизводить эмоции.
Задачи исследования:
1. Проанализировать подходы к исследованию эмоциональной сферы дошкольников и детско-родительских отношений в аспекте получения онлайн- образования.
2. Представить комплекс методик исследования.
3. Определить взаимосвязь особенностей детско-родительских отношений и индивидуальных характеристик эмоциональной сферы дошкольников в условиях онлайн-обучения иностранному языку.
4. Разработать помогающую программу, направленную на оптимизацию детско-родительских отношений и развитие эмоциональной сферы дошкольников, обучающихся иностранному языку в онлайн-пространстве.
Теоретико-методологическая основа исследования: научные труды известных педагогов и психологов, создавших научные концепции психологических особенностях онлайн-обучения иностранному языку, детско- родительских отношениях в условиях цифровизации:
1. Представления о детско-родительских отношениях - А. Адлер, Ю. В. Братчикова, Дж. Боулби, Д. Баумринт, А. Е. Левченко, А. И. Захаров, А. Фрейд, В. А. Яшуткин.
2. Специфика эмоционального развития в дошкольном возрасте - А. Н. Леонтьев, Е. Ю. Брель, Л. Ф. Обухова, О. А. Орехова, А. М. Щетинина, И. О. Карелина, Н. В. Соловьева, А. Д. Кошелева.
3. Психологические особенности онлайн-обучения - Абабкова М. Ю., Захаркина Т. Н., Янак А. Л., Денисенкова Н. С., Красило Т. А.
4. Представления об особенностях обучения иностранному языку детей дошкольного возраста - А. В. Нечипас, И. В. Вронская, Е. Е. Козина.
5. Социально-психологическая помощь семьям и детям - Джудит С. Райкус, Рональд С. Хьюз, Е. Г. Васильева, О. М. Рудницкая.
Методы исследования:
Психодиагностические методики:
1. Опросник И. М. Марковской «Взаимодействие родитель — ребенок» [54]. Цель: диагностика особенностей взаимодействия родителей и детей в условиях онлайн-обучения.
2. Опросник С. С. Степанова «Стратегии семейного воспитания» [6]. Цель: определить стиль семейного воспитания.
3. Методика Е. И. Изотовой «Эмоциональная идентификация» [30]. Цель: выявление особенностей идентификации различных модальностей у детей дошкольного возраста, индивидуальных характеристик эмоционального развития.
4. Методика Г. А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной «Изучение понимания эмоциональных состояний людей, изображённых на картинке» Цель: определение уровня понимания и осознания детьми эмоциональных переживаний.
Математические методы. Методы статистического использованием статистического пакета IBM SPSS Statistic. Перед проведением статистической обработки исследуемые признаки были проверены на нормальность распределения с помощью критериев Колмогорова-Смирнова и Шапиро-Уилкоксона. Результаты показали, что распределение отличается от нормального. Для обнаружения и описания статистической зависимости между признаками был использован корреляционный анализ (критерий r-Спирмена).
В процессе корреляционного анализа исследовались взаимосвязи между следующими параметрами:
«Требовательность», «Строгость», «Контроль», «Эмоциональная близость», «Принятие», «Сотрудничество», «Последовательность»,
«Удовлетворенность отношениями», «Авторитарный стиль», «Авторитетный стиль», «Либеральный стиль», «Индифферентный стиль» у родителей и «Осознание собственных эмоций», «Восприятие экспрессии», «Идентификация эмоций», «Понимание эмоций», «Понимание эмоций другого человека», «Произвольное выражение эмоций» у дошкольников.
Исследование взаимосвязи особенностей родительского отношения и индивидуальных характеристик эмоциональной сферы детей дошкольного возраста в условиях получения онлайн-образовательных услуг было проведено на базе онлайн-школы, специализирующейся на создании курсов по английскому языку для детей и предоставляющей возможность обучения дошкольников. Выборка исследования включает в себя 80 человек из разных городов РФ: 40 детей от 4 до 7 лет (19 мальчиков и 21 девочка) и 40 родителей от 25 до 39 лет (8 мужчин и 32 женщины). Сбор данных был организован полностью в онлайн-формате.
Научная новизна заключается в выявлении взаимосвязи между индивидуальными характеристиками эмоциональной сферы дошкольников от 4 до 7 лет и некоторыми особенностями детско-родительских отношений: сотрудничество, воспитательная конфронтация, постоянность требований, удовлетворенность отношениями в семьях, в которых дети обучаются иностранному языку онлайн.
Теоретическая значимость. Исследование вносит вклад в понимание эмоциональной сферы дошкольников, которые изучают иностранный язык в онлайн-формате, а также обобщает и выявляет ключевые компоненты, составляющие эмоциональную сферу дошкольников.
Практическая значимость. Разработанная помогающая программа по оптимизации детско-родительских отношений и эмоциональной сферы дошкольников может быть использована психологами в процессе оказания профессиональной психологической помощи семьям, в которых есть дети дошкольного возраста для диагностики развития и коррекции нарушений эмоциональной сферы у дошкольников, обучающихся в онлайн -среде....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Работа включает в себя теоретический анализ научной литературы по теме современных детско-родительских отношений и их влияния на эмоциональную сферу детей дошкольного возраста, обучающихся иностранному языку онлайн. Описаны психологические особенности современного онлайн-обучения иностранному языку дошкольниками.
Развитие всех компонентов эмоциональной сферы в дошкольном возрасте является очень важным условием психологического здоровья детей во время онлайн-обучения. Для гармоничного взаимодействия со взрослыми и эффективного онлайн-обучения детям важно развивать навыки понимания эмоций, управления собственными эмоциями и распознавания эмоций других людей.
Во время уроков наблюдаются особенности взаимоотношений родителей и детей, которые оказывают негативное влияние на эмоциональное здоровье ребенка и снижают эффективность образовательного процесса. Данная тема особенно актуальна в условиях дистанционного обучения в связи с тем, что эмоциональные проблемы у детей (непонимание своих эмоций, эмоций персонажей, изображенных на картинке, невозможность контролировать эмоции во время урока) затрудняют процесс обучения и влияют на эмоциональное состояния субъектов образовательного процесса.
В работе представлено эмпирическое исследование взаимосвязи эмоциональной сферы дошкольников с детско-родительскими отношениями в семьях, где ребенок обучается иностранному языку онлайн. В нем приняли участие 80 респондентов. В начале исследования была выдвинута гипотеза о том, что высокий уровень эмоциональной близости и сотрудничества с ребенком, его принятия, удовлетворенность отношениями в детско - родительском взаимодействии связаны с высоким уровнем индивидуальных характеристик эмоциональной сферы у дошкольника, обучающегося иностранному языку онлайн. Другие характеристики родительского отношения: требовательность, строгость, контроль, тревожность за ребенка, воспитательная конфронтация изменяют способность дошкольника идентифицировать эмоциональные состояния, понимать свои эмоции и эмоциональные проявления других людей, воспроизводить эмоции в игровой деятельности.
В ходе интерпретации полученных результатов, были получены следующие данные: родители дошкольников, обучающихся иностранному языку в онлайн-пространстве, отличаются оптимальным уровнем требовательности, хотя четверть родителей склонны к высоким ожиданиям ответственности от ребенка. Для большинства родителей не характерно излишнее беспокойство о ребенке и контроль по отношению к нему, что может быть связано либо с безразличным отношением, либо со стремлением развить в нем самостоятельность. Они демонстрируют низкий уровень эмоциональной близости и сотрудничества во взаимодействии с ребенком. Семьи дошкольников, обучающихся иностранному языку онлайн, имеют склонность к всем стилям воспитания.
У дошкольников, обучающихся иностранному языку онлайн преобладает средний уровень сформированности способностей к восприятию лицевой экспрессии, понимания и идентификации эмоций. Преобладающая часть респондентов способна к произвольному воспроизведению эмоций в игровой и коммуникативной деятельности. Трудности возникали при попытках дошкольников изобразить отвращение, стыд, удивление, злость. Данная группа дошкольников имеет средний уровень осознанности собственных эмоциональных переживаний и понимания эмоций других людей.
Чем больше родители принимают своего ребенка, эмоционально близки с ним и чем выше уровень удовлетворенности и партнерства в отношениях между родителями и детьми, тем выше уровень идентификации и понимания эмоций других людей, восприятия ребенком экспрессивных признаков (мимика, жесты), навыков воспроизведения эмоциональных состояний, осознания собственных эмоций. Чем выше уровень контроля и разногласия в семье по вопросам воспитания ребенка, тем ниже уровень восприятия мимических признаков у дошкольников.
Чем больше родитель склонен к индифферентному стилю воспитания, тем хуже у дошкольника развиты все исследуемые индивидуальные характеристики эмоциональной сферы - восприятие экспрессии, идентификация эмоций, понимание эмоций, произвольное выражение эмоций. Чем более родитель склонен к авторитетному или либеральному стилю воспитания, тем более развита у ребенка способность к пониманию эмоций других людей.
На основании эмпирического исследования разработана помогающая программа для родителей и детей, направленная на оптимизацию детско - родительских отношений в семьях, где ребенок обучается иностранному языку онлайн. Данная программа способствует повышению уровня эмоциональной близости и сотрудничества родителя с ребенком, что положительно повлияет на характеристики эмоциональной сферы дошкольника, его эмоциональное благополучие и успехи в обучении иностранному языку.


1. Абабкова М. Ю. Психологические аспекты онлайн-обучения // Сборник научных трудов XXV Международной научной и учебно -практической конференции. - 2021. - С. 505-511.
2. Авдеева Н. Н. Зависимость типа привязанности ребенка ко взрослому от особенностей их взаимодействия / Н. Н. Авдеева, Н. А. Хаймовская // Психологический журнал. - 1999. - Т. 20. - № 1. - С. 20-25.
3. Адлер А. Индивидуальная психология // История зарубежной психологии. 30-60 годы ХХ века. - 1986. - 344 с.
4. Азизова Х. М. Возрастные особенности детей дошкольного возраста (социально-психологические особенности в теории и практике) // Сборник материалов IV Международной научно-практической конференции. - 2021. - С. 9-16.
5. Алексеева Е. Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. // М. : Юрайт, 2020. - 196 с.
6. Арбатская Е. С. Диагностика выявления проблем в детско-родительских отношениях: методическое пособие / Е. С. Арбатская, Н. Ю. Дичина. Иркутск : УМЦ РСО, 2017. - 104 с.
7. Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства: учебное пособие / В. Н. Белкина. - 2-е изд. - М. : Юрайт, 2024. - 170 с.
8. Божович Л. И. Проблемы формирования личности / Под редакцией Д. И. Фельдштейна. - М. : Издательство «Институт практической психологии», 1995. - 351 с.
9. Братчикова Ю. В. Дошкольное детство: роль родителей в развитии эмоционального интеллекта ребенка / Ю. В. Братчикова, Н. С. Волошина // Актуальные проблемы психологии личности: сб. науч. трудов. - 2021. - С. 5060.
10. Брель Е. Ю. Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в условиях педагогической поддержки // Вестник КемГУ. Гуманитарные и общественные науки. - 2020. - №2 (14). - С. 95-106.
11. Бреслав Г. М. Психология эмоций. - М. : Смысл : Академия, 2004. - 544 с.
12. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонения / Г. М. Бреслав. - М. : Педагогика, 1999. - 144 с.
13. Бурменская Г. В. Привязанность ребенка к матери как основание типологии развития // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2009. - №4 . - С. 17-31.
14. Варга А. Я. Системная семейная психотерапия: краткий лекционный курс. СПб. : Речь, 2001 - 144 с.
15. Варга А. Я. Структура и типы родительского отношения : автореф. дис. ... канд. психол. наук / А. Я. Варга. - Москва, 1986. - 351 с....106


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ