🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

Анализ и оценка состояния теневой экономики на мезоуровне (на примере УрФО)

Работа №194975

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы78
Год сдачи2018
Стоимость4780 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
14
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 6
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В ИССЛЕДОВАНИИ «ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ» 8
1.1 «Теневая экономика»: понятие, сущность, причины 8
1.2 Классификация «теневой экономики» 16
1.3 Коррупция как часть «теневой экономики» 19
1.4 Коррупция и экономические преступления 26
1.5 Подходы к оценке масштабов «теневой экономики» и коррупции 30
2 СОСТОЯНИЕ «ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ» В РОССИИ 36
2.1 Экспертные оценки «теневой экономики» в России 36
2.2 Динамика данных по состоянию экономических преступлений за период
2011-2О17гг 41
2.3 Анализ корреляционной зависимости уровня «теневой экономики» от ключевых показателей развития экономики региона и численности
работников государственных органов и органов местного самоуправления 55
3 ОЦЕНКА УРОВНЯ «ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ» УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА 61
3.1 Расчет уровня коррупции и «теневой экономики» 61
3.2 Мероприятия, направленные на снижение уровня «теневой экономики»
региона 65
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 71
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Оценочная величина уровня «теневой экономики» 75
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Рейтинг стран по Индексу восприятия коррупции в 2017г... .76


Изучению вопросов «теневой экономики» уделяется большое внимание во всем мире. Существование «теневой экономики» признается научным сообществом. В ходе многочисленных исследований подтверждено присутствие теневых элементов абсолютно во всех экономических системах, независимо от государственного строя, уровня социально-экономического развития страны, сектора экономики, административной системы управления и любых других факторов. «Теневая экономика» является существенной частью рыночного хозяйства, вопросам изучения проблем ее образования и функционирования посвящено огромное количество экономических исследований в различных областях знаний.
Актуальность темы заключается в том, что для разработки планов социально-экономического развития страны и отдельных регионов, требуется реальная оценка уровня теневой экономики. В настоящий момент ее уровень оценивается с помощью экспертных оценок, поэтому для разработки мероприятий по снижению уровня коррупции и минимизации негативных факторов теневой экономики требуется оценить уровень теневой экономики, как по стране, так и в регионе. Для реального сокращения «теневой экономики» важно знание объективных основ ее возникновения, механизмов развития, что предполагает как проведение теоретического анализа экономических отношений, обеспечивающих функционирование теневых рынков, так и анализа текущего состояния экономической ситуации.
Основная цель данной работы - определение количественного выражения доли «теневой экономики» в ВРП региона.
В работе поставлены следующие задачи:
• раскрыть сущность «теневой экономики», а также подходы к ее определению;
• осуществить обзор классификации «теневой экономики»;
• выявить взаимосвязь между коррупцией и «теневой экономикой»;
• определить основные подходы к оценке масштабов «теневой
экономики»;
• проанализировать существующие методики по оценке уровня «теневой экономики» региона.
Предметом исследования является оценка уровня «теневой экономики» в Уральском Федеральном Округе.
Объектом исследования является теневой сектор как элемент, осложняющий развитие региональной экономики в современной России.
Теоретическая значимость работы состоит в обобщении подходов к оценке уровня «теневой экономики».
Практическая значимость работы состоит в том, что произведена количественная оценка уровня «теневой экономики» Уральского Федерального Округа, а также апробирована методика расчета ее уровня через количество экономических преступлений, средней суммы ущерба от них и валового регионального продукта.
В процессе исследования использованы методы системного и структурного анализа, статистические методы, метод экспертных оценок.
Информационной базой исследования являются классические и современные труды отечественных и зарубежных ученых, таких как, Беккер Г., Богомолов В.А., Господарик Ю.П., Есипов В.М., Комлев Н.Г., Кудрявцев Ю.А., Купрещенко Н.П., Наумов Ю.Г., Латов Ю.В., Манусов В.М., Моисеев В.В., Радаев В.В., Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Сатаров Г.А., Гроссман Г..
В работе использованы данные Росстата по РФ и ее субъектам, Портала правовой статистики Генеральной Прокуратуры Российской Федерации, Электронного Фонда правовой и нормативно-технической документации; статистические данные, приводимые в научных публикациях и официальных отчетах, а также факты, опубликованные в научной литературе и печати, законодательные и нормативные документы Российской Федерации.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Исследования показали, что среди авторов и законодателей нет единства в определении «теневой экономики», но все они сходятся на том, что «теневая экономика» имеет два основных взаимосвязанных признака:
■ противоправная деятельность в целях получения исключительно в собственных интересах неконтролируемого дохода;
■ получение дохода, который полностью или частично выведен из- под фискального контроля в целях получения дополнительных экономических выгод.
Также стоит отметить, что на сегодняшний день нет единой системы оценки «теневой экономики». Трудность оценки масштабов «теневой экономики» приводит к серьезным ошибкам в определении важнейших экономических и социальных показателей развития, что делает затруднительным выработку управленческих решений на различных уровнях управления экономикой, и прежде всего, региональном.
Анализ факторов, влияющих на уровень «теневой экономики», позволил выделить наиболее значимые среди них. К ним следует отнести:
1. Валовой региональный продукт;
2. среднедушевые денежные доходы населения;
3. численность работников государственных органов и органов местного самоуправления.
Наибольшее влияние на уровень «теневой экономики» оказывают среднедушевые денежные доходы населения (R2=0,8973).
Доля «теневой экономики» с учетом количества экономических преступлений в России составила 7,81%, в Уральском Федеральном Округе - 13,62%, в Челябинской области - 24%.
Помимо указанных показателей в расчете также учитывалась доля вывезенных средств без официального источника дохода, которая составила 32,3%.
С помощью методики Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ (ИЗИСП) в рамках программы МОНКОР (Международная программа мониторинга коррупции) выявлен общий уровень «теневой экономики», который в России составил 40%, в Уральском Федеральном Округе почти 46%, в Челябинской области 56%.
Стоит отметить, что расчет исходя из количества преступлений имеет тот недостаток, что каждый регион регистрирует или не регистрирует те или иные экономические преступления, в зависимости от отношения к этому территориальных органов МВД. И, следовательно, уровень «теневой экономики» по каждому региону мог быть меньше или больше выявленного по произведенному расчету.
Таким образом, методика, разработанная ИЗИСПом подтвердила свою достоверность. Но, поскольку из-за нехватки данных статистики ущерб от экономических преступлений рассчитывался исходя из среднего ущерба в стране, оценочная величина «теневой экономики» в каждом регионе имеет погрешность. Это обстоятельство затруднило точный расчет уровня «теневой экономики». Для этого лишь требуется информация по средней величине ущерба от экономических преступлений по каждому региону.



1 Конституция Российской Федерации: (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/

2 Налоговый Кодекс Российской Федерации (принят Государственной Думой 16.07.1998) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/

3 Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 04.06.2018) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19702/

4 Уголовный Кодекс РФ от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 23.04.2018, с изм. от 25.04.2018) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/

5 Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 N 273-ФЗ (последняя редакция) URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82959/

6 Указ Президента РФ от 30.06.2018 № 378 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2018-2020гг.» URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201806300002

Книги и статьи

7 Барихин А.Б. Большая юридическая энциклопедия // М.: Книжный мир. - 2016. - 960 с.

8 Бейдина Т.Е., Быстрянцев С.Б. Коррупция в Российской Федерации: генезис, формы, технологии, противодействие: Монография под общ. ред. проф. Н.Н. Меньшениной; Министерство образования и науки Рос. Федерации, Урал. федерал. ун-т. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та. - 2014. —202 с.

9 Беккер Г. Преступление и наказание: экономический подход // Истоки. Вып. 4. М.: ГУ-ВШЭ. - 2000. - 215 с.

10 Богомолов В.А. Введение в специальность «Экономическая безопасность»: учебное пособие // Юнити-Дана. - 2012. - 280 с.

11 Годунов И.В. Основы противодействия коррупции: учебник - Москва: Российская академия образования, Университет Российской академии образования, Научно-исследовательский институт противодействия организованной преступности. - 2012. - 302 с.

12 Господарик Ю.П., Пашковская М.В. Международная экономическая безопасность: учебник // Университет «Синергия». - 2016. - 417 с.

13 Есипов В.М. Теневая экономика: Учебное пособие // М.: ОНиРИО Московского института МВД России. - 1997. - 67 с.

14 Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов. Москва, ЭКСМО - Пресс. - 2006. - 1168 с.

15 Кудрявцев Ю.А. Государственные режимы: Юридический центр. - 2015. - 352 с...37


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ