Аннотация
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Теоретическая база в исследовании особенностей продвижении
научно-технической деятельности среди молодежи 11
1.1 Анализ и оценка деятельности государственной политики в области
популяризации научно-технической деятельности среди молодежной
аудитории 11
1.2 Характерные черты поколения Z 19
1.3 Использование новых типов медиатехнологий в современных реалиях:
производство и распространение контента 29
Выводы по первой главе
Глава 2. Анализ медиапотребления поколения Z 48
2.1 Влияние современных медиатехнологий на модели медиапотребления
поколения Z 48
2.2 Выявление особенностей медиапотребления поколения Z в виртуальной
среде: возможности и зависимости 53
2.3 Проблемы информирования поколения Z о результатах научнотехнической деятельности 67
Выводы по второй главе 74
Глава 3. Разработка программы продвижения научно-технической
деятельности среди молодых людей поколения Z 76
3.1 Повышение уровня осведомленности поколения Z о результатах научнотехнической деятельности 76
3.2 Выбор медиатехнологий в продвижении научно-технической
деятельности 87
3.3 Медиаплан продвижении научно-технической деятельности среди
поколения Z 105
Выводы по третьей главе 115
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 118
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 121
ПРИЛОЖЕНИЯ 133
Приложение 1 Статистика 133
Приложение 2 Текущий прогноз динамики рынка 134
Приложение 3 Статистика 136
Приложение 4 Анкета респондента 138
Приложение 5 ПЕРЕЧЕНЬ ВУЗОВ УЧАСТВУЮЩИХ В ПРОДВИЖЕНИИ
ПРОЕКТА СРЕДИ СТУДЕНТОВ 142
Приложение 6 Анализ целевой аудитории 147
Приложение 7 Оперативные данные компании за 1 квартал 2023 года 148
Приложение 8 Календарный план кампании для продвижения «IT внутри» на
2024 – 2025 годы 149
Приложение 9 Медиаплан продвижения веб-портала «IT внутри» на 2023 -
2024 годы 150
Приложение 10 Интерфейс веб-ресурса «IT-внутри» 155
В 2020 г. президент России поучил разработать меры господдержки для
популяризации отечественной науки. В рамках таких мер 2021 г. был объявлен Годом науки и технологий. Продолжением с 2022 п 2031 гг. стал «Десятилетие науки и технологий». С здание федерального проекта п
популяризации науки привлечет еще больше внимания. Концентрация ресурсов позволит поддержать медийные проекты, авторы которых доступным язык м рассказывают прогрессивных достижениях и исследованиях российских ученых. Обязательное условие выполнения
грантов – информационное сопровождение проекта в СМИ и в Интернете. Благодаря развитию информационных технологий люди будут тратить меньше времени на работу и бытовую занятость, следовательно, экономия
времени станет новым трендом. Технологический прогресс растет, и, вместе с ним, растет количество контента. Это значит увеличивается и запрос на
упрощенную навигацию внутри среды. Людям сейчас важно, как организован сервис и какие инструменты дистрибуции там действуют, в связи с этим ситуация на медиарынке очень быстро меняется и те продукты, и клиентские группы, которые раньше составляли большую часть доходов компании, себя изживают. Один из драйверов рынка – сегмент интернет-рекламы (digital) из-за ухода зарубежных рекламодателей и рекламных платформ впервые столкнулся с одновременным сокращением спроса и предложения (инвентаря). Рост сегмента по итогам первого квартала 2022 года обеспечили лишь активизировавшиеся российские публичные игроки. Необходимо не
просто сохранять за собой превалирующую долю, но и в целом рассмотреть новые «рынки».
Научно-техническое развитие предполагает эффективную рекламную кампанию, которая направлена на целевую аудиторию. Эта аудитория состоит из основных трех компонентов, и решает задачи каждого компонента в отдельности. Успех индивидуального сегмента рынка достигается в результате грамотного планирования, содержания, с учетом специфики сегмента. Желаемый успех достигается путем изучения деятельности потребителей и конкурентов, изучения рынка, изучения товара.
Поэтому специалисты PR должны искать новые методы удержания внимания аудитории, а также исследовать различные особенности
потребления сегментами медиаконтента. Для того, чтобы улавливать предпочтения аудитории и налаживать положительную коммуникацию с ней важно понимать особенности медиапотребления в условиях быстрорастущей цифровизации. Меняется не только технологическая база производства, но также глубокие перемены наблюдаются в организации рынков, характере конкурентного соперничества, запросах и поведении потребителей. В наши дни коммуникационная политика компаний должна строиться на новых
концептуальных подходах, базирующихся на новых идеях в различных областях знания. Одна из концепций, которая активно используется сегодня в маркетинге и рекламной практике – теория поколений. В 1981 году Кристиан Урбан предположила, что характеристики разных поколений влияют на
особенности медиапотребления. Она изучила процесс восприятия медиаинформации в контексте сменяющихся поколений в XX и XXI веках в некоторых европейских странах. В 1991 году Нил Хоув и Уильям Штраус –
американские учёные-демографы написали книгу «Generations»1
, в которой был представлен материал, поведавший циклы развития поколений,
характеризующийся, как повторяющийся. Это категории поколений: бэбибумеры, поколение X, поколение Y и поколение Z.
Поколение Z, также известное как поколение Z, iGen или centennials, включает людей, рождённых в период с 1997 по 2012 год, после миллениалов. Это поколение росло в сети Интернет и различных социальных сетях.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что научно обоснованная рекламная практика:
1
Generations: the history of America’s future: a textbook / Willaim Strauss and Neil Howe. [et al.] —
USA: Harper Perennial, 1992
позволяет производителю идентифицировать свою целевую
аудиторию среди поколения Z, благодаря чему решает проблему
бессмысленных затрат на рекламу;
позволяет создавать новые типы медиатехнологий среди
представителей поколения Z: производители контента и распространители
контента;
выявляет ключевые аспекты потребительской мотивации, которые
необходимо принимать во внимание при разработке рекламных материалов и
веб-сайтов с целью привлечения внимания пользователей, стимулирования их
интереса и стимулирования покупки продукта.
Для того, чтобы повысить эффективность рекламных кампаний, следует
обратить внимание на интегрированные маркетинговые коммуникации,
которые призваны информировать целевые аудитории представителей
поколения Z. Пользователи из этой возрастной группы начали
взаимодействовать с гаджетами ещё в старших группах детского сада, им
легко даётся освоение новых цифровых устройств, они быстро адаптируются
к изменениям и позиционируют себя как уникальных и самодостаточных
личностей.
Степень разработанности проблемы. В ходе написания были
использованы материалы исследователей, изучающих рынок
медиапроизводства, тонкости коммуникационных технологий при
взаимодействии представителей масс-медиа с целевой аудиторией и о современных средствах массовой информации в целом. О рынке медиапроизводства писали такие авторы, как: Баранова Е.А., Галкина М.Ю.,
Вырковский А.В., Колесниченко А.В.2
; о методах использования
коммуникационных технологий: Олешко Е В., Олешко В.Ф.3; о современных
Колесниченко А. В., Вырковский А. В., Галкина М. Ю. и др. Трансформация журналистской̆ работы
под влиянием новых технологий: поиск информации, жанры медиатекстов, редакционная культура // Вестн.
МГУ. Сер. 10: Журналистика. 2017.
3
СМИ как медиатор коммуникативно-культурной памяти: [монография] / В. Ф. Олешко, Е. В.
Олешко; Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный средствах массовой информации: Щепилова Г.Г., Круглова Л.А.4, Жильцова
О.Н, Синяева И.Н.5, Иванушкина М.В., Крылова Н.В. и другие исследователи
изучают стратегические коммуникации в контексте различных организаций,
рассматривая коммуникации преимущественно в образовательной среде или
на телевидении. Что касается изучения деятельности научно-технических
пространств, авторы, такие как Вартанов С. А., Вьюгина Д. М., Гуреева А. Н.,
Кошель В. А., Шкляр Т. Л.6 исследуют формирование этих пространств, их
воздействие на общество и качество жизни, функциональность и организацию.
Однако применение медиатехнологий в научно-технической сфере остаётся
недостаточно изученным.
О.В. Лысенко, В.Н. Муха7 В.А. Литовка, Д. В. Вахрамеева исследовали отличия поколений, социологические аспекты их формирования. О.Н.
Скоблик9 дополнил их идеи современной, классической концепцией; авторы
считаются основателями теории поколений. Джин М.10 также занимается
изучением поколений, особое внимание акцентирует на уникальном портрете
нового поколения Z....
Цифровые технологии вошли в число национальных приоритетов
России. Согласно Стратегии научно-технологического развития РФ (Указ
Президента Российской Федерации от 01.12.2016 г. No 642). В целях
практической реализации указанного приоритета для поддержки развития
ключевых технологий с 2017 года в стране запущено в реализацию
национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации».
Большие данные, нейротехнологии и искусственный интеллект, системы
распределённого реестра, квантовые технологии, новые производственные
технологии, промышленный интернет, компоненты робототехники и
сенсорики, технологии беспроводной связи и виртуальной и дополненной
реальности.
С учетом важности цифровых технологий для молодого поколения и
активной его вовлеченности в развитие таких технологий необходима более глубокая оценка информированности молодежи о технологическом развитии нашей страны, ключевых цифровых технологиях. В настоящее время поколение Z получают информацию из социальных сетей. Эта информация
бесплатная и доступная. Существуют реальные риски, которые присутствуют
в виртуальной среде, такие как мошенничество и кража личных данных.
Поколение Z может стать жертвой кибербуллинга или травли. На них могут
выместить агрессию. Так как молодежь является еще не созревшей личностью,
они болезненно воспринимая критику в свой адрес, по-разному реагируют в
создавшийся ситуации. Существует проблема воздействия социальных сетей
на поколение Z. Есть положительные стороны, а есть и отрицательные.
Молодые люди находят в соц. сетях друзей, используют большое количество
полезной информации, бесплатной и доступной. А с другой стороны –
нарушена организация личного досуга, неактуальна учеба и домашние обязанности, возникает зависимость от социальных сетей. Недалеко то время,
когда эта зависимость будет считаться медицинским расстройством. Для
устранения этого негатива молодым людям нужно рекомендовать участие в
цифровой детоксикации, а это значит сократить время использования
электронных устройств, таких как смартфоны и компьютеры.
Следует подчеркнуть, что основополагающие труды были созданы
экспертами, стоявшими у истоков московской и петербургской школ PR. В
связи с этим было принято решение сместить акцент с научной литературы на
профессиональные источники, чтобы зафиксировать и проанализировать
последние достижения специалистов, актуальные инструменты продвижения,
способные привлечь внимание представителей поколения Z.
Во второй главе проводится анализ и оценка известной теории
поколений, а также изучается уровень осведомлённости представителей
поколения и особенности их общения через комьюнити на основе исследований из открытых источников.
Третья глава была написана в контексте реализации проекта и стала
заключительным этапом работы над диссертацией. В первых двух главах были
произведены и описаны исследования, благодаря которым был создан
медиаплан, который направлен на заинтересованность поколения Z в
получении и укреплении знаний и навыков научно-технической сферы.
Принципы и тенденции продвижения позволяют взаимодействовать заинтересованные стороны. В итоге результатом проектной деятельности стал веб-портал, ориентированный на аудиторию и создателей контента из
поколения Z.
1. Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 02.05.2023) «О
рекламе» [Электронный ресурс] – Доступ из справочно-правовой системы
«КонсультантПлюс» – Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58968/ (Дата обращения:
02.05.2023)
2. Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 31.07.2023) «О
некоммерческих организации [Электронный ресурс] – Доступ из справочноправовой системы «КонсультантПлюс» – Режим доступа:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8824/ (Дата обращения: 12.08.2023)
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от
24.06.2017 № 1325-р – [Электронный ресурс] – Доступ из справочно-правовой
системы «КонсультантПлюс» – Режим доступа:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_219002/f62ee45faefd8e2a11
d6d88941ac66824f848bc2/ (Дата обращения: 10.08.2023)
4. Ансофф, И. Стратегический менеджмент: классическое издание /
Игорь Ансофф; [пер. с англ. под ред. А. Н. Петрова]. – Москва: ЗАО
«Бизнеском», 2019. – 342 с.
5. Багоцци, Ричард П. Социальная психология потребителя: [учебное
пособие] / Ричард П. Багоцци, Цейнеп Герхан-Канли, Йозеф Р. Пристер ; [пер.
с англ. А. В. Александровой, С. А. Семеновой ; науч. ред. рус. текста Т. В.
Фоломеева]. - Москва: Академия, 2008. – 268 с.
6. Бакунин, М.О. Agile-маркетинг в интернете: [руководство по
привлечению клиентов в условиях постоянных изменений] / М.О. Бакунин. –
Москва: АСТ, Времена, 2020. – 222 с.
7. Белугин, Ю.Н. Формирование стратегии маркетинга в
организации: Ю.Н. Белугин: монография. – Ставрополь: Фабула, 2020. – 89 с.
8. Бек, М. А. Маркетинг В2В: учебное пособие / М.А. Бек; под ред. Н.Н. Бек. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: ИНФРА-М, 2021. – 392 с.
9. Вайрах, Ю.Н. Интернет-журналистика: учебное пособие /
Ю.В. Вайрах, М.Ф. Желновакова, А.В. Казорина; Министерство науки и
высшего образования РФ, Иркутский национальный исследовательский технический университет. – Иркутск: Издательство Иркутского национального исследовательского технического университета, 2021. – 98 с.
10. Вартанов С.А. Медиапотребление «цифровой молодежи» в России: монография / [С.А. Вартанов, Д. М. Вьюгина, А. Н. Гуреева и др.]; под
редакцией Д. В. Дунаса; Московский государственный университет имени М.
В. Ломоносова, Факультет журналистики. – Москва: Факультет журналистики МГУ, 2021 (Москва). – 404 с.
11. Вологина, Е.В. Онлайн-журналистика: учебное пособие /Е.В. Вологина, О.В. Андронникова; Министерство образования и науки
Российской Федерации, Кубанский государственный университет. − Краснодар: Кубанский государственный университет, 2018. − 176 с.
12. Гавриков, А.В. Интернет-маркетинг: настольная книга digitalмаркетолога / А.В. Гавриков. – Москва: АСТ, 2020. – 345 с.
13. Жильцова, О.Н. Развитие современного комплекса коммуникаций
маркетинга: тенденции, теория и практика: монография / О.Н. Жильцова, И.Н. Синяева; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. – Москва: Перо, 2020. – 231 с.
14. Евдокимов, В.А. Массмедиа в социокультурном пространстве: учебное пособие / В.А. Евдокимов; Омская гуманитарная академия. – Омск:
Издательство ОмГА, 2021. – 362 с.
15. Иванушкина, М.В. Сторителлинг в библиотечной практике /М.В. Иванушкина // Городские молодежные культуры: навигаторы,
коллаборации, креативность: материалы XLVII научно-творческой конференции студентов СГИК, 18 апреля 2019 года. – Дон-ТР: Самарский гос.
ин-т культуры, 2019. – С. 101-103....82