КОНТРОЛЬНО - НАДЗОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РОСПОТРЕБНАДЗОРА В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
|
ВВЕДЕНИЕ 2
I ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) ЗА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Понятие и сущность государственного контроля (надзора) 5
1.2 Виды государственного контроля (надзора) за
предпринимательской деятельностью 15
II ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА (РОСПОТРЕБНАДЗОР)
2.1 Полномочия и функции Роспотребнадзора 28
2.2 Виды проверок Роспотребнадзора 38
2.3 Правоприменительная практика Роспотребнадзора в сфере
защиты прав потребителей 48
2.4 Юридические последствия, применяемые Роспотребнадзором
при нарушении прав потребителей 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 71
I ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА, ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) ЗА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Понятие и сущность государственного контроля (надзора) 5
1.2 Виды государственного контроля (надзора) за
предпринимательской деятельностью 15
II ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА (РОСПОТРЕБНАДЗОР)
2.1 Полномочия и функции Роспотребнадзора 28
2.2 Виды проверок Роспотребнадзора 38
2.3 Правоприменительная практика Роспотребнадзора в сфере
защиты прав потребителей 48
2.4 Юридические последствия, применяемые Роспотребнадзором
при нарушении прав потребителей 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 71
Актуальность темы исследования. Образование гармоничной системы государственных и общественных органов, защищающих интересы потребителей, отражает процесс становления в России демократического общества. За относительно небольшой период времени сформирована мощная правовая база, защищающая потребительские права граждан от недобросовестных предпринимателей, созданы и успешно функционируют многочисленные общественные объединения потребителей, чья повседневная деятельность направлена не на великие проекты по улучшению качества жизни, а на ежедневное рассмотрение конфликтов в потребительской сфере.
Существовавшая система исполнительных органов, уполномоченных осуществлять контроль и надзор на потребительском рынке товаров и услуг, показала свою неэффективность и неспособность в должной мере реализовать права потребителей, предусмотренные Законом РФ «О защите прав потребителей» от 07 февраля 1992 года № 2300-1 . Контрольные органы зачастую дублировали друг друга, отсутствовали налаженные контакты и координация их деятельности. Численный рост контрольного аппарата был неоправдан. Эти недостатки мешали использовать заложенные в контроле потенциальные возможности для совершенствования управления в экономической сфере.
Роспотребнадзор является особым органом в системе органов управления, поскольку он, наряду со своими властными функциями, осуществляет еще и защиту прав потребителей и осуществляет контрольные мероприятия, а также, согласно статьям 46 и 47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выступает в интересах неопределенного круга лиц и имеет право давать заключения по делам, целью которых является защита прав, свобод и законных интересов других лиц.
На данный момент контрольно-надзорная деятельность находится в процессе реформирования. Основным законодательным актом в сфере защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) является Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ), в статье 2 которого, в частности, определено: государственный контроль (надзор) - деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями.
Объектом дипломной работы являются общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления Роспотребнадзором государственного контроля (надзора) по защите прав потребителей.
Предметом дипломной работы является система правовых норм, регулирующих общественные отношения и правоприменительная практика по вопросам защиты прав потребителей.
Цель данной работы: изучить контрольно-надзорную деятельность, осуществляемую Роспотребнадзором, по вопросам защиты прав потребителей.
В соответствии с целью работы выдвигаются следующие задачи:
1. Изучить понятие и сущность государственного контроля (надзора).
2. Выделить виды государственного контроля(надзора) за предпринимательской деятельностью.
3. Рассмотреть полномочия и функции Роспотребнадзора.
4. Выделить виды проверок Роспотребнадзора.
5. Изучить правоприменительную практику Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
6. Определить юридические последствия, применяемые Роспотребнадзором при нарушении прав потребителей.
В исследовании применялись такие научные методы, как анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнительно-правовой, системный, историкосравнительный, формально-логический и др.
Научно-теоретическую базу выпускной квалификационной работы
составляют труды таких ученых-юристов как А.А. Анисимов, М.А. Астахова, Е.Г. Афанасьева, Д.Н. Бахрах, В.В. Кванина, В.А. Сакович, Н.В. Скворцова, М.Б. Смоленский, Ю.А. Тихомиров, Л.К. Терещенко, В.А. Туровская, К.А. Туровская и др.
Существовавшая система исполнительных органов, уполномоченных осуществлять контроль и надзор на потребительском рынке товаров и услуг, показала свою неэффективность и неспособность в должной мере реализовать права потребителей, предусмотренные Законом РФ «О защите прав потребителей» от 07 февраля 1992 года № 2300-1 . Контрольные органы зачастую дублировали друг друга, отсутствовали налаженные контакты и координация их деятельности. Численный рост контрольного аппарата был неоправдан. Эти недостатки мешали использовать заложенные в контроле потенциальные возможности для совершенствования управления в экономической сфере.
Роспотребнадзор является особым органом в системе органов управления, поскольку он, наряду со своими властными функциями, осуществляет еще и защиту прав потребителей и осуществляет контрольные мероприятия, а также, согласно статьям 46 и 47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выступает в интересах неопределенного круга лиц и имеет право давать заключения по делам, целью которых является защита прав, свобод и законных интересов других лиц.
На данный момент контрольно-надзорная деятельность находится в процессе реформирования. Основным законодательным актом в сфере защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) является Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Федеральный закон № 294-ФЗ), в статье 2 которого, в частности, определено: государственный контроль (надзор) - деятельность уполномоченных органов государственной власти (федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями.
Объектом дипломной работы являются общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления Роспотребнадзором государственного контроля (надзора) по защите прав потребителей.
Предметом дипломной работы является система правовых норм, регулирующих общественные отношения и правоприменительная практика по вопросам защиты прав потребителей.
Цель данной работы: изучить контрольно-надзорную деятельность, осуществляемую Роспотребнадзором, по вопросам защиты прав потребителей.
В соответствии с целью работы выдвигаются следующие задачи:
1. Изучить понятие и сущность государственного контроля (надзора).
2. Выделить виды государственного контроля(надзора) за предпринимательской деятельностью.
3. Рассмотреть полномочия и функции Роспотребнадзора.
4. Выделить виды проверок Роспотребнадзора.
5. Изучить правоприменительную практику Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
6. Определить юридические последствия, применяемые Роспотребнадзором при нарушении прав потребителей.
В исследовании применялись такие научные методы, как анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнительно-правовой, системный, историкосравнительный, формально-логический и др.
Научно-теоретическую базу выпускной квалификационной работы
составляют труды таких ученых-юристов как А.А. Анисимов, М.А. Астахова, Е.Г. Афанасьева, Д.Н. Бахрах, В.В. Кванина, В.А. Сакович, Н.В. Скворцова, М.Б. Смоленский, Ю.А. Тихомиров, Л.К. Терещенко, В.А. Туровская, К.А. Туровская и др.
Анализ законодательства, посвященный контрольно-надзорной деятельности, а также контрольно-надзорной деятельности Роспотребнадзора в сфере защиты прав потребителей, позволил прийти к следующим выводам.
1. Государственный контроль (надзор) выступает в качестве одного из средств государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности. Его целью является как обеспечение публичных интересов государства, так и защита прав субъектов предпринимательской деятельности. Контроль, в отличие от надзора, оценивает деятельность контролируемого объекта в плане законности и целесообразности и осуществляется государственными, ведомственными, общественными организациями в зависимости от субъектов, от имени которых производится контроль; надзор же осуществляется только государственными органами, которые наблюдают за деятельностью поднадзорных им органов или лиц с целью обнаружения нарушений требований законодательства.
2. Государственный контроль (надзор) подразделяется на виды. К видам государственного контроля, в зависимости от объема проверяемой деятельности, относятся общий контроль, который проверяет соответствие решений и действий подконтрольного объекта, и специальный контроль, который проводится в отношении определенных видов деятельности, либо определенного вида организаций. В зависимости от того, на какой стадии деятельности проводится проверка контролируемого объекта, выделяют предварительный, текущий и последующий контроль. В зависимости от территориальности полномочий контролирующих субъектов выделяют федеральный государственный контроль, региональный контроль и муниципальный контроль.
3. В целях оптимального использования ресурсов, снижения издержек, повышения результативности деятельности государственных органов было подвергнуто существенному изменению законодательство о контрольнонадзорной деятельности. В частности, на данный момент органы государственного контроля (надзора) при организации определенного вида государственного контроля должны применять риск-ориентированный подход, который представляет собой метод организации и осуществления контроля (надзора), при котором в предусмотренных законом случаях выбор интенсивности проведения мероприятий по контролю определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности. Данный подход основан на оценке тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований. Риск-ориентированный подход должен решить три основные задачи: оптимизировать затраты на проведение проверок; снизить издержки проверяемых лиц (организаций и индивидуальных предпринимателей); повысить результативность органов государственного контроля.
4. Видом органом государственного контроля является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Российской Федерации.
В своей деятельности Роспотребнадзор осуществляет такие полномочия и функции как нормативно-правовое регулирование по защите прав потребителей, санитарно-эпидемиологический надзор и федеральный надзор в области защиты прав потребителей, деятельность по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства РФ, лицензирование деятельности, связанной с использованием инфекционных заболеваний, санитарно-карантинный контроль через государственную границу, проведение мероприятий по установлению условий, обусловленных воздействием неблагоприятных факторов среды обитания человека, а также мероприятий по санитарной охране территории Российской Федерации.
5. К основным видам проверок Роспотребнадора относятся: плановые проверки, предметом которых является соблюдение хозяйствующим субъектом в процессе осуществлении деятельности требований, установленных законодательством, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям;
внеплановые проверки, предметом которых является соблюдение организацией требований законодательства, выполнение предписаний органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни и здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда; выездные и документарные проверки, которые являются формой проведения плановых и внеплановых проверок.
В 2018 году был введен еще один вид проверки - контрольная закупка, которая представляет собой мероприятие по контролю, в ходе которого осуществляются действия по созданию ситуации для совершения сделки в целях проверки соблюдения организациями обязательных требований при продаже товаров, выполнения работ, оказания услуг потребителям. При этом Роспотребнадзор не должен предупреждать о контрольной закупке организацию или индивидуального предпринимателя.
1. Государственный контроль (надзор) выступает в качестве одного из средств государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности. Его целью является как обеспечение публичных интересов государства, так и защита прав субъектов предпринимательской деятельности. Контроль, в отличие от надзора, оценивает деятельность контролируемого объекта в плане законности и целесообразности и осуществляется государственными, ведомственными, общественными организациями в зависимости от субъектов, от имени которых производится контроль; надзор же осуществляется только государственными органами, которые наблюдают за деятельностью поднадзорных им органов или лиц с целью обнаружения нарушений требований законодательства.
2. Государственный контроль (надзор) подразделяется на виды. К видам государственного контроля, в зависимости от объема проверяемой деятельности, относятся общий контроль, который проверяет соответствие решений и действий подконтрольного объекта, и специальный контроль, который проводится в отношении определенных видов деятельности, либо определенного вида организаций. В зависимости от того, на какой стадии деятельности проводится проверка контролируемого объекта, выделяют предварительный, текущий и последующий контроль. В зависимости от территориальности полномочий контролирующих субъектов выделяют федеральный государственный контроль, региональный контроль и муниципальный контроль.
3. В целях оптимального использования ресурсов, снижения издержек, повышения результативности деятельности государственных органов было подвергнуто существенному изменению законодательство о контрольнонадзорной деятельности. В частности, на данный момент органы государственного контроля (надзора) при организации определенного вида государственного контроля должны применять риск-ориентированный подход, который представляет собой метод организации и осуществления контроля (надзора), при котором в предусмотренных законом случаях выбор интенсивности проведения мероприятий по контролю определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности. Данный подход основан на оценке тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения обязательных требований. Риск-ориентированный подход должен решить три основные задачи: оптимизировать затраты на проведение проверок; снизить издержки проверяемых лиц (организаций и индивидуальных предпринимателей); повысить результативность органов государственного контроля.
4. Видом органом государственного контроля является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека Российской Федерации.
В своей деятельности Роспотребнадзор осуществляет такие полномочия и функции как нормативно-правовое регулирование по защите прав потребителей, санитарно-эпидемиологический надзор и федеральный надзор в области защиты прав потребителей, деятельность по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства РФ, лицензирование деятельности, связанной с использованием инфекционных заболеваний, санитарно-карантинный контроль через государственную границу, проведение мероприятий по установлению условий, обусловленных воздействием неблагоприятных факторов среды обитания человека, а также мероприятий по санитарной охране территории Российской Федерации.
5. К основным видам проверок Роспотребнадора относятся: плановые проверки, предметом которых является соблюдение хозяйствующим субъектом в процессе осуществлении деятельности требований, установленных законодательством, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям;
внеплановые проверки, предметом которых является соблюдение организацией требований законодательства, выполнение предписаний органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни и здоровью граждан, животным, растениям, окружающей среде, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда; выездные и документарные проверки, которые являются формой проведения плановых и внеплановых проверок.
В 2018 году был введен еще один вид проверки - контрольная закупка, которая представляет собой мероприятие по контролю, в ходе которого осуществляются действия по созданию ситуации для совершения сделки в целях проверки соблюдения организациями обязательных требований при продаже товаров, выполнения работ, оказания услуг потребителям. При этом Роспотребнадзор не должен предупреждать о контрольной закупке организацию или индивидуального предпринимателя.
Подобные работы
- Анализ результативности Роспотребнадзора в сфере защиты прав
потребителей
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - Управление контрольно-надзорной деятельностью в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения на основе риск-ориентированной модели
Магистерская диссертация, маркетинг. Язык работы: Русский. Цена: 4870 р. Год сдачи: 2016 - ЭФФЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ФУНКЦИЙ ПО КОНТРОЛЮ И НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА
Дипломные работы, ВКР, управление качеством. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2016 - Особенности надзора за исполнением законодательства о защите прав потребителей
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2017 - Система государственного санитарно-эпидемиологического надзора и пути повышения его эффективности
Магистерская диссертация, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2022 - ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР, ОСУЩЕСТВЛЯЕМЫЙ
РОСПОТРЕБНАДЗОРОМ (НА ПРИМЕРЕ САНИТАРНО -
ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА)
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4640 р. Год сдачи: 2018 - ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ И
ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО
НАДЗОРА
Бакалаврская работа, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2017 - Законность банковской деятельности в системе принципов финансового права
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Разработка онлайн системы для контроля профессиональных компетенций сотрудников, обеспечивающих контрольно-надзорные мероприятия.
Магистерская диссертация, программирование. Язык работы: Русский. Цена: 6400 р. Год сдачи: 2017





