ВВЕДЕНИЕ 6
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА
КОНКУРЕНТНОГО ОКРУЖЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ 6
1.1 Конкурентная среда и конкурентная стратегия: понятие и
структура 6
1.2 Информационное обеспечение анализа конкурентного
окружения предприятия 15
1.3 Методика обоснования выбора конкурентной стратегии 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
В современных условиях каждому предприятию особенно важно правильно оценить создавшуюся рыночную обстановку с тем, чтобы предложить эффективные средства конкуренции, которые, с одной стороны, отвечали бы сложившейся в России рыночной ситуации и тенденциям ее развития, с другой стороны - особенностям конкретного производства.
Наиболее сложными этапами этой работы являются осмысление путей достижения конкурентных преимуществ и разработка на этой основе мероприятий по усилению конкурентной позиции предприятия. Все это делает актуальной тему данной бакалаврской работы.
В связи с этим, необходимо отметить, конкурентоспособность не является имманентным (внутренне присущим) качеством.
Конкурентоспособность может быть оценена в сравнении конкурентов. Поэтому конкурентоспособность - понятие относительное [9].
Опыт последних лет подсказывает, что далеко не все отечественные предприятия готовы к ведению конкурентной борьбы. Многие, даже обладая конкурентоспособной продукцией, из-за отсутствия практики использования всего комплекса менеджмента, не могут реализовать это преимущество.
Вместе с тем конкурентная ситуация с каждым годом все более осложняется постепенным расширением границы рынка и вовлечением в него западных фирм, имеющих значительный опыт работы в условиях жесткой конкуренции. Прямое использование зарубежного опыта на российских предприятиях часто затруднено из-за отсутствия универсальных схем конкурентного поведения на рынке.
В настоящее время данная проблема очень актуальна для фитнес - клуба «Family Fitness DAVINCI», который и является объектом исследования данной бакалаврской работы.
Предметом исследования является конкурентное окружение фитнес- центра «Family Fitness DAVINCI».
Целью бакалаврской работы является оценка конкурентного окружения фитнес - клуба «Family Fitness DAVINCI».
В соответствии с целью были поставлены и решены следующие основные задачи:
- изучить конкурентоспособность фирмы как научную экономическую категорию;
-выделить и проанализировать методики оценки конкурентоспособности предприятия;
- рассмотреть конкурентные стратегии предприятия;
- оценить составляющие конкурентоспособности фитнес-клуба «Family Fitness DAVINCI»;
- провести анализ существующего конкурентного окружения исследуемого объекта;
- разработать концепцию конкурентной стратегии фитнес-клуба «Family Fitness DAVINCI»
- разработать и экономически обосновать план мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности фитнес - клуба «Family Fitness DAVINCI».
Теоретическими основами дипломной работы послужили научные труды как российских, так и иностранных исследователей, опубликованные как в виде отдельных работ, так и в периодической печати. Одними из первых исследовали особенности становления конкурентной среды в России и предложили пути ее оценки Г.Л. Азоев, И.Л. Акулич, Г.Л. Багиев, Л.Е. Басовский, А.В. Беляевский, С.Г. Божук, Г.А. Васильева, Т.А. Гайденко, С.А. Ким, А.Ф. Крюков, В.В. Липчук, Т.Д. Маслова, Р.Г. Фатхутдинов и другие.
Состояние оценки конкурентной среды, применение антимонопольного регулирования в отраслях отражено в работах зарубежных теоретиков Аакера Д, Дибба С., Дойль П., Котлера Ф., Ламбена Ж., Портера М., Шонесси Дж. и многих других авторов.
Аналитическая часть проекта построена на методах классификации и группировок, сравнительного и ситуационного анализа, выборочного наблюдения, факторного анализа, экспертных оценок.
Информационная база исследования сформирована на основе использования законодательных и нормативных актов Российской Федерации.
Практическая значимость бакалаврской работы состоит в практическом использовании методики выработки конкурентной стратегии на предприятиях сферы услуг.
В первой главе, на основе сбора и анализа литературных источников, раскрыто понятие и сущность конкурентной стратегии, информационное обеспечение и принципы ее разработки в условиях рынка, исследованы виды конкурентных стратегий предприятия и методы их обоснования.
Вторая глава бакалаврской работы основана на изучении материалов конкретного предприятия - фитнес-клуба «Family Fitness DAVINCI», определена его деятельность на рынке фитнес-услуг г. Красноярска, проведен анализ экономических показателей фитнес-клуба, изучена конкурентная позиция и выделен круг основных конкурентов.
На основе оценки конкурентного окружения фитнес-клуба «Family Fitness DAVINCI», в третьей главе бакалаврской работы выбрана оптимальная конкурентная стратегия, способствующая улучшению деятельности предприятия и дана экономическая оценка результативности выбранной конкурентной стратегии.
Бакалаврская работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников. Общий объем работы 98 стр. Работа иллюстрирована 41 таблицей, 1 рисунком. Список использованных источников включает в себя 60 источников.
Существует множество трактовок понятия «конкурентоспособность», т.к. каждый автор понимает данное понятие по-своему. В любом случае конкурентоспособность рассматривается как неотъемлемая часть организации.
Управление конкурентоспособностью предприятия является важнейшей задачей стоящей перед предприятием в стратегическом и тактическом плане, и в сущности, именно на обеспечение конкурентоспособности предприятия должно быть направлено управление в целом.
Конкурентная стратегия - это преднамеренный поиск плана действий, предназначенного для выработки конкурентного преимущества предприятия. Таким образом, конкурентоспособность предприятия определяется его потенциалом, достаточным, чтобы удержать или расширить занимаемую им долю рынка в условиях конкурентной борьбы.
Индивидуальный предприниматель ИП Деньгин В.Б. действует в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации и Федеральным законом Российской Федерации «Об индивидуальных предпринимателях».
Предприятие ИП Деньгин В.Б. представляет собой фитнес-клуб «Family Fitness DAVINCI», включающий в себя фитнес-зал, тренажерный зал, солярий. Фитнес-клуб расположен по адресу 660028 г. Красноярск пр. Свободный, д. 34 / 2.
Основным показателем, характеризующим деятельность любого предприятия, является оборот от оказания услуг - объем продаж. Каждое предприятие стремиться к увеличению выручки от оказания услуг. Т.к. увеличение объема оборота от оказания услуг приводит к уменьшению уровня издержек обращения, к увеличению прибыли. Оборот от оказания услуг фитнес-клуба «Family Fitness DAVINCI» в своем развитии имел положительную динамику. За 5 месяцев 2016 г. он составлял 9763 тыс. руб., а за 5 месяцев 2017 г - 13381 тыс. руб., таким образом, за предложенный период оборот от оказания услуг вырос на 3618 тыс. руб., что в относительном выражении составило почти 37,06 %. Данную тенденцию следует относить к разряду положительных.
Подводя общий итог, хотелось бы отметить, что огромное главенствующее влияние на исследуемую отрасль оказывает экономический кризис в стране и внешняя политика России. Резкое падение цен на нефть, девальвация рубля, рост цен на иностранную валюту приводят к высокому темпу инфляции и снижению заработных плат россиян, а частично и потере рабочих мест за счет сокращения штата предприятий в кризис. Это в свою очередь приводит к снижению денежных доходов населения и снижению его покупательского спроса.
Следовательно, можно сказать, что фитнес-клуб «Family Fitness DAVINCI» имеет высокий уровень конкурентоспособности.
Для повышения уровня конкурентоспособности фитнес-клуба «Family Fitness DAVINCI» необходимо провести ряд мероприятий, которые приведут к преимуществам по сравнению с другими предприятиями. Что касается услуг, то в данном спортивном зале цены выше, чем у предприятий- конкурентов. За счет этого и происходит рост оборота от оказания услуг, но данный подход является неправильным, поскольку он ориентирован преимущественно на максимизацию прибыли, а не на удовлетворение потребностей потребителей.
Вторым моментом является конкурентоспособность персонала, по многим показателям наблюдается достаточно высокие оценки, но особое внимание следует уделить интеллигентности, культуре и коммуникабельности обслуживающего персонала.
При помощи SWOT-матрицы была выбрано наиболее оптимальная конкурентная стратегия: усиления рынка. В дальнейшем была представлена детализация мероприятия повышения конкурентоспособности предприятия с перечислением возможных мероприятий по ее успешному внедрению, которые будут способствовать достижению генеральной цели предприятия, и предложены основные направления ее реализации:
- Повышение конкурентоспособности персонала предприятия;
- открытие косметического салона;
- видение системы дисконтных карт.
- создание собственного сайта.
В дальнейшем для данных мероприятий разработана программа их реализации с четким выделением ответственных лиц и сроков реализации.
Заключительным этапом стало определение эффективности предлагаемых мероприятий. На основе проведенных расчетов можно сделать вывод, что реализация мероприятий повышения конкурентоспособности для фитнес-клуба «Family Fitness DAVINCI» является эффективным проектом, позволяющим достичь поставленные цели.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации: [офиц. текст по сост. на 25 аир. 2014 г.] Ч. 1, 2 и 3 / кол. авт. Российская Федерация. Законы - М.: Омега-Л, 2014. - 441 с.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации: [офиц. текст по сост. на 17 аир. 2014 г.] / кол. авт. Российская Федерация. Законы - М.: Омега-Л, 2014. - 681 с.
3. Аакер, Д. Стратегическое рыночное управление. - 6-е изд. / Д. Аакер. - СПб. : Питер, 2007. - 544 с.
4. Азоев, Г. Л. Конкурентные преимущества фирмы : учебник для вузов / Г. Л. Азоев, А. П. Челенков. - М. : Новости, 2008. - 253 с.
5. Азоев, Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика / Г. Л. Азоев — М.:ЦЭИМ, 2006.-207 с.
6. Азоев, Г.Л. Маркетинговые исследования : учеб. пособие / Г. Л. Азоев, Е. А. Михайлова. -М. : Финстатинформ, 2009. - 124 с.
7. Акулич, И. Л. Маркетинг: учебник для студентов высших учебных заведений по экономическим специальностям / И. Л. Акулич. - Мн.: Вышэйшая школа, 2010. - 524 с.
8. Ансофф, И. Стратегический менеджмент. Классическое издание / И.Ансофф. - СПб.: Питер, 2011. - 344с.
9. Багиев, Г.Л. Маркетинг / Г.Л. Багиев, В.М. Тарасевич. - СПб.: Питер, 2012. - 560с.
10. Басовский, Л. Е. Маркетинг: курс лекций / Л. Е. Басовский. - М. : ИНФРА-М, 2008.- 66 с.
11. Белоусова, С. Н. Маркетинг: учебное пособие по специальностям экономики и управления / С. Н. Белоусова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2010. - 381 с.
12. Беляевский, И. К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз : учеб, пособие для вузов / И. К. Беляевский. - М. : Финансы и статистика, 2007.-320 с.
13. Божук, С. Г. Маркетинговые исследования / С. Г. Божук, Л. Н. Ковалик - СПб. : Питер, 2006. - 304 с.
14. Васильева, Г.А. Маркетинг. / Г.А. Васильева, Т.А. Гайденко. - М.:Юнити-Дана, 2012. - 238 с.
15. Воронов, А. Устойчивое развитие предприятия как стратегическая цель маркетинга / А. Воронов, С. Рубанов // Маркетинг. - 2010. - № 3. - С. 31-37.
16. Гайдаенко, Т. А. Маркетинговое управление : принципы упр. решений и рос. практика / Т. А. Гайдаенко. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : ЭКСМО : МИРБИС, 2008. - 509 с.
17. Гайденко, Т. А. Маркетинговое управление. Полный курс МВА. Принципы управленческих решений и российская практика. - 2-е изд.; перераб. и доп. / Татьяна Альбертовна Гайденко. - М.: Эксмо. 2006. - 496 с. -(Полный курс МВА).
18. Ганаева, Е.А. Маркетинг: Учебно-методическое пособие. / Е.А. Ганаева. - М.: МГОУ, 2011. - 118 с.
19. Голубков, Е. П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. - 2-е изд., переаб. и доп. / Е. П. Голубков. - М. : Финпресс,2006. -464с.
20. Голубков, Е. П. Сбыт и его их значение/ Е.П. Голубков //Маркетинг в России и за рубежом. - 2009. - №15. - С. 62-73.
21. Глубокий, С.К. Маркетинг услуг/С.К.Голубков. - М.: Юнити-Дана, 2007. - 80с.
22. Данько, Т. П. Управление маркетингом (методологический аспект): учебное пособие / Т. П. Данько. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 363 с.
23. Дибб, С. Практическое руководство по сегментированию рынка / С. Дибб, Л. Симкин. - СПб. : Питер, 2005. - 240 с.
24. Дихтль, Е., Хёршген, X. Практический маркетинг: Учебное пособие.
Пер. с нем. А.М. Макарова, Под ред. И.С. Минко. - М.: Высшая школа: ИНФРА-М, 1996. - 225 с., ил.
25. Дойль, П. Маркетинг менеджмент и стратегии. - 4-е изд.; пер. с англ. / П. Дойль, Ф. Штерн. - СПб.: Питер, 2007. - 544 с.
26. Дурович, А.П. Маркетинг: курс интенсивной подготовки: [учебное пособие] / А. П. Дурович. - Мн.: Современная школа, 2010. - 253 с.
27. Карлофф, Б. Деловая стратегия / Б.Карлофф - М.: Экономика, 1991.¬239с.
28. Катернюк, А.В. Основы современного маркетинга / А. В. Катернюк. - Р н/Д.: Феникс, 2008. - 666 с.
29. Ким, С.А. Маркетинг: Учебное пособие. / С.А. Ким. - М.: Дашков и К0, 2008. - 240 с.
30. Котлер, Ф. Основы маркетинга: краткий курс: [перевод с английского] / Филип Котлер. - М.: Вильямс, 2012. - 488 с.
31. Крюков, А. Ф. Управление маркетингом: учебное пособие / А. Ф. Крюков. - М.: КНОРУС, 2012. - 368 с.
32. Лаева, Т.В. Сценарный анализ как основа стратегического планирования в организации / Т.В. Лаева // Менеджмент в России и за рубежом. -2013.- № 2.- С.56-64.
33. Ламбен, Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Пер. с фр. - СПб.: Питер, 2007. - 185 с.
34. Ландреви, Ж., Леви, Ж., Линдон, Д. Меркатор. Теория и практика менеджмента / Перевод с франц.: В2т. - Т.2. - М.: МЦ ФЭР, 2006. - 512 с.
35. Липчук, В. В. Маркетинг: основы теории и практики / В. В. Липчук, А. П. Дудяк, С. Я. Бупль. - М.: Юнити-Дана, 2013. - 288 с.
36. Моисеева, Н. К. Управление маркетингом: теория практика, информационные технологии. / Н. К. Моисеева, М. В. Конышева. - М.: Финансы и статистика, 2011. -416 с.
37. Маркетинг. / Под ред. проф. Э.А. Уткина - М.: ЭКМОС, 2008. - 320 с.
38. Маркетинг. Менеджмент: экспресс-курс / Ф. Котлер, К. Л. Келлер. - СПб.: Питер: Мир книг, 2012. - 479 с.
39. Маркетинг: учебное пособие для магистров, аспирантов и специалистов, осуществляющих маркетинговую деятельность / [И. М. Синяева и др.]. - М.: Вузовский учебник: Инфра-М, 2013. - 383 с.
40. Маркетинг: учебник для экономических вузов / Р. К. Цахаев, Т. В. Муртузалиева. - М.: Дашков и К0, 2009. - 548 с.
41. Маркетинг: учебник для студентов / Б. А. Соловьев, А. А. Мешков, Б. В. Мусатов. - М.: Инфра-М, 2013. - 335 с.
42. Маркетинг: учебное пособие по направлению 080500 "Менеджмент" / Л. Е. Басовский, Е. Н. Басовская. - М.: Инфра-М, 2010. - 420 с.
43. Маркетинг: [перевод с английского] / Роман Хибинг, Скотт Купер. - М.: Эксмо, 2010. - 846 с.
44. Маркетинговая стратегия: курс MBA: пер. с ант. /О. Уолкер мл., X. Бойд мл., Ж.-К. Ларше, Дж. Маллинз. - М.: Вершина, 2006. - 492 с.
45. Маслова, Т. Д. Маркетинг / Т. Д. Маслова, С. Г. Божук, Л. Н. Ковалик. - СПб. : Питер, 2009. - 380 с.
46. Мащенко, В.Е. Системное корпоративное управление / В.Е.Мащенко. - М.: Сирин, 2003. - 251с.
47. Тренев, Н.Н. Технологии управления корпорацией. / Н.Н. Тренев. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012. - 679c.
48.Основы маркетинга; пер с англ. - [12-е изд.] / Котлер Ф., Армстронг Г., Сондерс Дж., Вонг Вероника. - М.; СПб.: Вильяме, 2010. - 1072 с.
49.Основы маркетинга. Теория и практика: [учебное пособие] / И. И. Пичурин, О. В. Обухов, Н. Д. Эриашвили. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 381 с.
50. Портер, М. Конкуренция: Учебное пособие/ М. Портер. - М.: Вильямс, 2012. - 495 с.
51. Райзберг, Б. А. Современный экономический словарь. / Б. А. Райзберг, Л.Ш. Лозовский, Е.Б. Стародубцева. М.: ИНФРА-М, 2005. - 480с.
52. Стратегический маркетинг: Учебное пособие / С.Г. Чувакова. - М.: Дашков и К0, 2010. - 272 с.
53. Томпсон, А. А, Стрикленд Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа. 12-е изд: пер. с англ. — М.: Вильямс, 2011. — 928 с.
54. Управление маркетингом: [учебник для вузов: перевод с английского] / Н. Капой, В. Колчанов, Дж. Макхалберт. - СПб.: Питер: Лидер, 2010. - 832 с.
55. Шонесси, Дж. Конкурентный маркетинг: стратегический подход / Пер. с англ. под ред. Д.О. Ямпольской. - СПб.: Питер, 2002. - 864 с.
56. Фатхутдинов, Р.А. Стратегический маркетинг/ Р.А. Фатхутдинов. - 5-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2008. - 368с.
57. Юданов, АЮ. Конкуренция: теория и практика: учебно-практическое пособие / Юданов .-2-еизд., испр. и доп.- М.: Гном-Пресс, 2001.-142 с
58. Юшкова, Л.В. Конкурентный анализ товарных рынков и услуг: учеб. пособие/ Л.В. Юшкова; Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т. - Красноярск,
2008. -294 с.