Сравнительный анализ особенностей социализации подростков, предпочитающих общение в реальной жизни и в сети интернет
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ, ПРЕДПОЧИТАЮЩИХ ОБЩЕНИЕ В РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ И В СЕТИ ИНТЕРНЕТ 6
1.1 Особенности социализации подростков в современном мире 6
1.2 Специфика общения подростков в современном мире 8
1.3 Особенности общения подростков в реальной жизни и в сети интернет 10
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ, ПРЕДПОЧИТАЮЩИХ ОБЩЕНИЕ В РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ И В СЕТИ ИНТЕРНЕТ 14
2.1 Организация и методы исследования 14
2.2 Результаты исследования социализации подростков, предпочитающих общение в реальной жизни и в сети интернет 19
2.3 Обсуждение результатов исследования 26
2.4 Практические рекомендации психологам в повышении успешности социализации подростков 34
ВЫВОДЫ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43
ПРИЛОЖЕНИЯ 51
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ, ПРЕДПОЧИТАЮЩИХ ОБЩЕНИЕ В РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ И В СЕТИ ИНТЕРНЕТ 6
1.1 Особенности социализации подростков в современном мире 6
1.2 Специфика общения подростков в современном мире 8
1.3 Особенности общения подростков в реальной жизни и в сети интернет 10
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ, ПРЕДПОЧИТАЮЩИХ ОБЩЕНИЕ В РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ И В СЕТИ ИНТЕРНЕТ 14
2.1 Организация и методы исследования 14
2.2 Результаты исследования социализации подростков, предпочитающих общение в реальной жизни и в сети интернет 19
2.3 Обсуждение результатов исследования 26
2.4 Практические рекомендации психологам в повышении успешности социализации подростков 34
ВЫВОДЫ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43
ПРИЛОЖЕНИЯ 51
Актуальность работы. Современный мир характеризуется стремительным развитием информационных технологий, оказывающим все возрастающее влияние на различные аспекты человеческой жизни, в том числе и на процесс социализации подрастающего поколения. Интернет стал неотъемлемой частью жизни подростков, предлагая новые возможности для общения, обучения и развлечений. Однако, наряду с преимуществами, виртуальное пространство порождает и определенные риски, связанные с формированием личности и социальным взаимодействием. В связи с этим, исследование особенностей социализации подростков, предпочитающих общение в реальной жизни и в сети интернет, приобретает особую актуальность.
Проблема исследования заключается в выявлении и сопоставлении характеристик социализации подростков с различными предпочтениями в выборе формата общения. Влияние цифровой среды на формирование социальных навыков, самоидентификацию, ценностные ориентации и психологическое благополучие подростков требует всестороннего изучения. Необходимо понять, как предпочтение реальной или виртуальной коммуникации влияет на успешность адаптации к социальным нормам, формирование межличностных отношений и общее развитие личности.
Степень разработанности темы представлена трудами таких авторов, как А.Г. Асмолова, Т.В. Адамовича, Б.Н. Алмазова, О.О. Андронниковой, В.Д. Бадмаевой, Г.Ф. Бактагировой, С. Бургера, Ю.В. Варданяна, Е.н. Волковой, К.А. Воробьевой и др.
Объект исследования –социализация подростков.
Предмет исследования –подростки предпочитающие общение в реальной жизни и в сети интернет.
Цель работы – провести сравнительный анализ особенностей социализации подростков, предпочитающих общение в реальной жизни и в сети интернет.
Задачи:
- рассмотреть особенности социализации подростков в современном мире;
- описать специфику общения подростков в современном мире;
- определить особенности общения подростков в реальной жизни и в сети интернет;
- показать организацию и методы исследования;
- представить результаты исследования социализации подростков, предпочитающих общение в реальной жизни и в сети интернет;
- показать обсуждение результатов исследования;
- предложить практические рекомендации психологам в повышении успешности социализации подростков.
Гипотеза исследования –существуют значимые различия в особенностях социализации подростков, предпочитающих общение в реальной жизни и в сети интернет. Предполагается, что подростки, ориентированные на реальное общение, проявляют большую социальную компетентность, более развитые навыки межличностного взаимодействия, более устойчивую самооценку и более активное участие в общественной жизни. В то же время, подростки, предпочитающие общение в интернете, могут испытывать трудности в установлении и поддержании реальных социальных связей, демонстрировать более высокую тревожность и зависимость от виртуального мира, а также быть более подвержены негативному влиянию кибербуллинга и дезинформации.
Методы исследования – анализ, обобщение полученной информации.
Эмпирическая база исследования – подростки.
Характеристика выборки….
Практическая значимость работы. Результаты исследования могут быть использованы для разработки эффективных программ профилактики и коррекции, направленных на повышение социальной компетентности подростков, укрепление их психологического благополучия и содействие успешной адаптации к условиям современного общества. Кроме того, данное исследование может внести вклад в развитие теории социализации в эпоху цифровых технологий и способствовать формированию более осознанного и ответственного подхода к использованию интернета.
Проблема исследования заключается в выявлении и сопоставлении характеристик социализации подростков с различными предпочтениями в выборе формата общения. Влияние цифровой среды на формирование социальных навыков, самоидентификацию, ценностные ориентации и психологическое благополучие подростков требует всестороннего изучения. Необходимо понять, как предпочтение реальной или виртуальной коммуникации влияет на успешность адаптации к социальным нормам, формирование межличностных отношений и общее развитие личности.
Степень разработанности темы представлена трудами таких авторов, как А.Г. Асмолова, Т.В. Адамовича, Б.Н. Алмазова, О.О. Андронниковой, В.Д. Бадмаевой, Г.Ф. Бактагировой, С. Бургера, Ю.В. Варданяна, Е.н. Волковой, К.А. Воробьевой и др.
Объект исследования –социализация подростков.
Предмет исследования –подростки предпочитающие общение в реальной жизни и в сети интернет.
Цель работы – провести сравнительный анализ особенностей социализации подростков, предпочитающих общение в реальной жизни и в сети интернет.
Задачи:
- рассмотреть особенности социализации подростков в современном мире;
- описать специфику общения подростков в современном мире;
- определить особенности общения подростков в реальной жизни и в сети интернет;
- показать организацию и методы исследования;
- представить результаты исследования социализации подростков, предпочитающих общение в реальной жизни и в сети интернет;
- показать обсуждение результатов исследования;
- предложить практические рекомендации психологам в повышении успешности социализации подростков.
Гипотеза исследования –существуют значимые различия в особенностях социализации подростков, предпочитающих общение в реальной жизни и в сети интернет. Предполагается, что подростки, ориентированные на реальное общение, проявляют большую социальную компетентность, более развитые навыки межличностного взаимодействия, более устойчивую самооценку и более активное участие в общественной жизни. В то же время, подростки, предпочитающие общение в интернете, могут испытывать трудности в установлении и поддержании реальных социальных связей, демонстрировать более высокую тревожность и зависимость от виртуального мира, а также быть более подвержены негативному влиянию кибербуллинга и дезинформации.
Методы исследования – анализ, обобщение полученной информации.
Эмпирическая база исследования – подростки.
Характеристика выборки….
Практическая значимость работы. Результаты исследования могут быть использованы для разработки эффективных программ профилактики и коррекции, направленных на повышение социальной компетентности подростков, укрепление их психологического благополучия и содействие успешной адаптации к условиям современного общества. Кроме того, данное исследование может внести вклад в развитие теории социализации в эпоху цифровых технологий и способствовать формированию более осознанного и ответственного подхода к использованию интернета.
Проведенное эмпирическое исследование было посвящено актуальной проблеме изучения особенностей социализации современных подростков в условиях широкого распространения сети Интернет. Основной целью исследования было выявление различий в социальных навыках, общительности и других важных аспектах социализации между подростками, предпочитающими общение в реальной жизни, и подростками, отдающими предпочтение виртуальному взаимодействию.
В ходе работы были решены следующие задачи:
Разработаны критерии для отнесения подростков к различным группам на основе их предпочтений в общении.
Для оценки социальных навыков и потребности в общении были использованы стандартизированные методики (СУМ-60 Е.А. Васиной, методика диагностики социабельности личности Т.И. Богачевой).
С помощью специально разработанных дополнительных вопросов были собраны данные о ценностных ориентациях, мотивах использования Интернета и отношении к реальным социальным контактам.
Был проведён статистический анализ полученных данных, который позволил выявить значимые различия между группами подростков.
Проанализированы и интерпретированы результаты исследования, сделаны выводы и сформулированы практические рекомендации для психологов, работающих с подростками.
Основные выводы, полученные в ходе исследования, заключаются в следующем:
Существуют статистически значимые различия в уровне развития социальных навыков и общительности между подростками, предпочитающими общение в реальной жизни, и подростками, предпочитающими общение в интернете. Первая группа демонстрирует более высокие показатели по большинству исследуемых параметров.
Предпочтительный тип общения взаимосвязан с уровнем развития социальных навыков и общительности. Более высокий уровень социальных навыков и общительности коррелирует с предпочтением общения в реальной жизни.
Существуют различия в мотивах использования Интернета и отношении к реальным социальным контактам между группами подростков, отражающие их разные стратегии социализации и ценностные ориентации.
Проведенное исследование имеет важное практическое значение, так как позволяет:
Получить более глубокое понимание особенностей социализации современных подростков и факторов, влияющих на их выбор способа общения.
Разработать научно обоснованные рекомендации для в социальном развитии подростков.
В целом проделанная работа является значимым вкладом в изучение проблемы социализации современных подростков и может служить основой для разработки эффективных программ психологической помощи и поддержки, направленных на содействие их успешной адаптации к жизни в быстро меняющемся мире.
В ходе работы были решены следующие задачи:
Разработаны критерии для отнесения подростков к различным группам на основе их предпочтений в общении.
Для оценки социальных навыков и потребности в общении были использованы стандартизированные методики (СУМ-60 Е.А. Васиной, методика диагностики социабельности личности Т.И. Богачевой).
С помощью специально разработанных дополнительных вопросов были собраны данные о ценностных ориентациях, мотивах использования Интернета и отношении к реальным социальным контактам.
Был проведён статистический анализ полученных данных, который позволил выявить значимые различия между группами подростков.
Проанализированы и интерпретированы результаты исследования, сделаны выводы и сформулированы практические рекомендации для психологов, работающих с подростками.
Основные выводы, полученные в ходе исследования, заключаются в следующем:
Существуют статистически значимые различия в уровне развития социальных навыков и общительности между подростками, предпочитающими общение в реальной жизни, и подростками, предпочитающими общение в интернете. Первая группа демонстрирует более высокие показатели по большинству исследуемых параметров.
Предпочтительный тип общения взаимосвязан с уровнем развития социальных навыков и общительности. Более высокий уровень социальных навыков и общительности коррелирует с предпочтением общения в реальной жизни.
Существуют различия в мотивах использования Интернета и отношении к реальным социальным контактам между группами подростков, отражающие их разные стратегии социализации и ценностные ориентации.
Проведенное исследование имеет важное практическое значение, так как позволяет:
Получить более глубокое понимание особенностей социализации современных подростков и факторов, влияющих на их выбор способа общения.
Разработать научно обоснованные рекомендации для в социальном развитии подростков.
В целом проделанная работа является значимым вкладом в изучение проблемы социализации современных подростков и может служить основой для разработки эффективных программ психологической помощи и поддержки, направленных на содействие их успешной адаптации к жизни в быстро меняющемся мире.
Подобные работы
- ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА У ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМЫХ ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Социально-культурные характеристики поколения “Z”
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2020



