🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

Сравнительный анализ особенностей социализации подростков, предпочитающих общение в реальной жизни и в сети интернет

Работа №194932

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы56
Год сдачи2025
Стоимость4340 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
28
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ, ПРЕДПОЧИТАЮЩИХ ОБЩЕНИЕ В РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ И В СЕТИ ИНТЕРНЕТ 6
1.1 Особенности социализации подростков в современном мире 6
1.2 Специфика общения подростков в современном мире 8
1.3 Особенности общения подростков в реальной жизни и в сети интернет 10
ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ, ПРЕДПОЧИТАЮЩИХ ОБЩЕНИЕ В РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ И В СЕТИ ИНТЕРНЕТ 14
2.1 Организация и методы исследования 14
2.2 Результаты исследования социализации подростков, предпочитающих общение в реальной жизни и в сети интернет 19
2.3 Обсуждение результатов исследования 26
2.4 Практические рекомендации психологам в повышении успешности социализации подростков 34
ВЫВОДЫ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43
ПРИЛОЖЕНИЯ 51


Актуальность работы. Современный мир характеризуется стремительным развитием информационных технологий, оказывающим все возрастающее влияние на различные аспекты человеческой жизни, в том числе и на процесс социализации подрастающего поколения. Интернет стал неотъемлемой частью жизни подростков, предлагая новые возможности для общения, обучения и развлечений. Однако, наряду с преимуществами, виртуальное пространство порождает и определенные риски, связанные с формированием личности и социальным взаимодействием. В связи с этим, исследование особенностей социализации подростков, предпочитающих общение в реальной жизни и в сети интернет, приобретает особую актуальность.
Проблема исследования заключается в выявлении и сопоставлении характеристик социализации подростков с различными предпочтениями в выборе формата общения. Влияние цифровой среды на формирование социальных навыков, самоидентификацию, ценностные ориентации и психологическое благополучие подростков требует всестороннего изучения. Необходимо понять, как предпочтение реальной или виртуальной коммуникации влияет на успешность адаптации к социальным нормам, формирование межличностных отношений и общее развитие личности.
Степень разработанности темы представлена трудами таких авторов, как А.Г. Асмолова, Т.В. Адамовича, Б.Н. Алмазова, О.О. Андронниковой, В.Д. Бадмаевой, Г.Ф. Бактагировой, С. Бургера, Ю.В. Варданяна, Е.н. Волковой, К.А. Воробьевой и др.
Объект исследования –социализация подростков.
Предмет исследования –подростки предпочитающие общение в реальной жизни и в сети интернет.
Цель работы – провести сравнительный анализ особенностей социализации подростков, предпочитающих общение в реальной жизни и в сети интернет.
Задачи:
- рассмотреть особенности социализации подростков в современном мире;
- описать специфику общения подростков в современном мире;
- определить особенности общения подростков в реальной жизни и в сети интернет;
- показать организацию и методы исследования;
- представить результаты исследования социализации подростков, предпочитающих общение в реальной жизни и в сети интернет;
- показать обсуждение результатов исследования;
- предложить практические рекомендации психологам в повышении успешности социализации подростков.
Гипотеза исследования –существуют значимые различия в особенностях социализации подростков, предпочитающих общение в реальной жизни и в сети интернет. Предполагается, что подростки, ориентированные на реальное общение, проявляют большую социальную компетентность, более развитые навыки межличностного взаимодействия, более устойчивую самооценку и более активное участие в общественной жизни. В то же время, подростки, предпочитающие общение в интернете, могут испытывать трудности в установлении и поддержании реальных социальных связей, демонстрировать более высокую тревожность и зависимость от виртуального мира, а также быть более подвержены негативному влиянию кибербуллинга и дезинформации.
Методы исследования – анализ, обобщение полученной информации.
Эмпирическая база исследования – подростки.
Характеристика выборки….
Практическая значимость работы. Результаты исследования могут быть использованы для разработки эффективных программ профилактики и коррекции, направленных на повышение социальной компетентности подростков, укрепление их психологического благополучия и содействие успешной адаптации к условиям современного общества. Кроме того, данное исследование может внести вклад в развитие теории социализации в эпоху цифровых технологий и способствовать формированию более осознанного и ответственного подхода к использованию интернета.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное эмпирическое исследование было посвящено актуальной проблеме изучения особенностей социализации современных подростков в условиях широкого распространения сети Интернет. Основной целью исследования было выявление различий в социальных навыках, общительности и других важных аспектах социализации между подростками, предпочитающими общение в реальной жизни, и подростками, отдающими предпочтение виртуальному взаимодействию.
В ходе работы были решены следующие задачи:
 Разработаны критерии для отнесения подростков к различным группам на основе их предпочтений в общении.
 Для оценки социальных навыков и потребности в общении были использованы стандартизированные методики (СУМ-60 Е.А. Васиной, методика диагностики социабельности личности Т.И. Богачевой).
 С помощью специально разработанных дополнительных вопросов были собраны данные о ценностных ориентациях, мотивах использования Интернета и отношении к реальным социальным контактам.
 Был проведён статистический анализ полученных данных, который позволил выявить значимые различия между группами подростков.
 Проанализированы и интерпретированы результаты исследования, сделаны выводы и сформулированы практические рекомендации для психологов, работающих с подростками.
Основные выводы, полученные в ходе исследования, заключаются в следующем:
 Существуют статистически значимые различия в уровне развития социальных навыков и общительности между подростками, предпочитающими общение в реальной жизни, и подростками, предпочитающими общение в интернете. Первая группа демонстрирует более высокие показатели по большинству исследуемых параметров.
 Предпочтительный тип общения взаимосвязан с уровнем развития социальных навыков и общительности. Более высокий уровень социальных навыков и общительности коррелирует с предпочтением общения в реальной жизни.
 Существуют различия в мотивах использования Интернета и отношении к реальным социальным контактам между группами подростков, отражающие их разные стратегии социализации и ценностные ориентации.
Проведенное исследование имеет важное практическое значение, так как позволяет:
 Получить более глубокое понимание особенностей социализации современных подростков и факторов, влияющих на их выбор способа общения.
 Разработать научно обоснованные рекомендации для в социальном развитии подростков.
В целом проделанная работа является значимым вкладом в изучение проблемы социализации современных подростков и может служить основой для разработки эффективных программ психологической помощи и поддержки, направленных на содействие их успешной адаптации к жизни в быстро меняющемся мире.



1. Асмолов А.Г. Путеводитель школы возможностей: программирование непрограммируемого // Образовательная политика. 2020. № 2 (82). С. 6-7.
2. Адамович Т.В., Егорова М.С., Бобряшова И.А. Развитие темной триады у подростков и ее связь с порядком рождения // Психология XXI века: психология как наука, искусство и призвание. Сборник научных трудов участников международной научной конференции молодых ученых: в двух томах. Под научной редакцией А. В. Шаболтас, С. Д. Гуриевой. Издательство: ООО «Издательство ВВМ» (Санкт-Петербург). - 2018. -С.11-18.
3. Алмазов Б.Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних: монография / Б. Н. Алмазов. - 2-е изд. - Москва: Издательство Юрайт, 2019. - 180 с.
4. Андронникова О.О. Генезис виктимности личности в социально-психологической парадигме: монография / О. О. Андронникова. -Новосибирск: НГПУ, 2017. - 270 с.
5. Андронникова О.О. Онтогенетическая концепция виктимности личности: Дисс. ... д-рапсихол. наук / О.О. Андронникова. - Новосибирск, 2018. - 566 с.
6. Бадмаева В.Д., Карауш И.С., Чибисова И.А., Федонкина А.А. Социально опасное поведение подростков: клинико-психопатологические и психологические характеристики, роль деструктивного контента. Психология и право. 2023. Том 13. № 3. C. 16–29.
7. Биктагирова Г.Ф. Профилактика и коррекция виктимного поведения студенческой молодежи в Глобальной сети Интернет: теория, практика / Г.Ф. Бактагирова, Р.А. Валеева, А.Р. Дроздикова-Зарипова, Н.Н. Калацкая, Н.Ю. Костюнина. - Казань: Издательство «Отечество», 2019. -320 с.
8. Бургер, С. (2022). Школьная травля - это не конфликт: взаимодействие стилей управления конфликтами, виктимизации при травле и психологической адаптации в школе. Инт. J. Environ. RES. Общественное здравоохранение 2022, 19, 11809.
9. Варданян Ю.В., Семенюк А.А. Педагогические условия развития коммуникативности младших школьников // Гуманитарные науки и образование. 2022. Т. 13. № 4 (52). С. 19-26. DOI: 10.51609/2079-3499_2022_13_04_19
10. Волкова Е.Н., Беляева С.И. «Тревожная оценка перспектив» и психологическое благополучие одаренных подростков // Сибирский психологический журнал. 2021. № 80. С. 91-106. DOI: 10.17223/17267080/80/5
11. Воробьева К.А. Социально-психологические проблемы подростков «группы риска» и пути их разрешения в реальном и виртуальном пространстве // Актуальные проблемы психологического знания. — 2021. — № 3 (56). — С. 69-78.
12. Варданян Ю.В., Савинова Т.В., Чаткина С.Н. Исследование коммуникативной компетентности и самоконтроля в общении подростков // Педагогика и психология образования. 2023. № 4. С. 201–218. DOI: 10.31862/2500-297X-2023-4-201-218
13. Волкова Е.Н. Методологические основания для выработки программ профилактики подросткового буллинга / Е.Н. Волкова, Л.А. Цветкова, И.В. Волкова // Сибирский психологический журнал. - 2019. - №74. -С.88-100.
14. Гришина Т.Г. Влияние проявления насилия в семье на личность подростка // В сборнике тезисов участников шестой всероссийской научно-практической конференции по психологии развития, посвященной 80-летию со дня рождения профессора Л.Ф. Обуховой. Культурно-исторический подход в современной психологии развития: достижения, проблемы, перспективы. / ред. И.В. Шаповаленко, Л.И. Эльконинова, Ю.А. Кочетова - М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2018. - С. 355-358.
15. Гришина Т.Г. Виктимизация подростков в травле и ее взаимосвязь с семейными факторами // Национальное здоровье. 2019. № 4. С. 79-88.
16. Гришина Т.Г. Социально-психологические условия формирования виктимности у подростков в ситуации школьной травли // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2019. Т. 8. № 1-1. С. 320-333.
17. Грязнова Е.В. Индивидуализация в информационном пространстве цифровой культуры: проблемы и перспективы / Е.В. Грязнова Е.М. Кочнева // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2021. – Т. 10. – № 3 (36). – С. 343–345.
18. Доброродний Д.Г. Информационная активность личности как условие информационной открытости общества / Д.Г. Доброродний // Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология. – 2021. – № 1. – С. 39–43.
19. Давыдова Л.Н., Фирсов К.Н. Модель формирования умений самоконтроля агрессивного поведения подростков во внеурочной деятельности // Бизнес. Образование. Право. 2020. № 1 (50). С. 362-366. DOI: 10.25683/ V0LBI.2020.50.112
20. Дозорцева Е.Г., Кирюхина Д.В. Кибербуллинг и склонность к девиантному поведению у подростков // Прикладная юридическая психология. 2020. Том. 1. № 50. С. 80–87. DOI:10.33463/2072-8336.2020.1(50).080-087
21. Дозорцева Е.Г., Ошевский Д.С., Сыроквашина К.В. Психологические, социальные и информационные аспекты нападений несовершеннолетних на учебные заведения // Психология и право. 2020. № 10(2). С. 97–110.
22. Журавлева А.В., Артемьева Г.Н. БУЛЛИНГ КАК ДЕСТРУКТИВНЫЙ ВИД СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ // Вестник науки №10 (67) том 3. С. 400 - 409. 2023 г.
23. Зимина Н.А. Динамика интеллектуального и личностного развития учащихся при переходе из начальной в среднюю школу // Сибирский психологический журнал. 2021. № 81. С. 166-186. DOI: 10.17223/17267081/81/8
24. Зеер Э.Ф. Цифровое поколение в контексте прогнозирования профессионального будущего / Э.Ф. Зеер, Н.Г. Церковникова, В.С. Третьякова // Образование и наука. – 2021. – Т. 23.– № 6. – С. 153–184. – DOI: 10.17853/1994-5639-2021-6-153-184.
25. Игнатьева Э.А., Софронова Н.В. Психологические особенности взаимодействия людей в информационном обществе: монография. М.: Спутник+, 2017. 158 с.
26. Кудренко С.С. Современное межкультурное общение посредством интернет – пространства / С.С. Кудренко // Инновации. Наука. Образование. – 2021. – № 36. – С. 2643–2649.
27. Кужелева-Саган И.П. Организация социальных пространств 4.0 как условие высокого качества жизни человека цифровой эры / И.П. Кужелева-Саган // В сборнике: ConnectUniversum - 2018. сборник материалов IV Международной трансдисциплинарной научнопрактической WEB-конференции. – 2019. – С. 122–125.
28. Курмаева А.Ф. Электронная культура и цифровая этика как компоненты информационной культуры / А.Ф. Курмаева, Е.В Заварцева // В сборнике: Материалы XXIV научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов Национального исследовательского Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарёва. Материалы конференции. В 3-х частях. Сост. А.В. Столяров, отв. за выпуск П.В. Сенин. – Саранск, – 2021. – 332–336.
29. Комлик Л. Ю. Особенности правовой социализации личности у современного старшеклассника // Вопросы психологии экстремальных ситуаций. – 2023. – № 3. – С. 34-39.
30. Кутянова, И. П. Социализация подростков групп риска : практическое пособие : [16+] / И. П. Кутянова. – Москва ; Берлин : Директ-Медиа, 2020. 412 с.
31. Кирюхина Д.В. Общение подростков в сети Интернет: границы нормативности [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2021. Том 10. № 3. С. 40–47. DOI: 10.17759/jmfp.2021100304
32. Купченко В.Е. Личностные особенности и переживания насилия со стороны сверстников как факторы суицидального риска у подростков / В.Е. Купченко, И.А. Фурманов // Вестник Омского университета. Серия «Психология». - 2018. - №2. - С.38-46.
33. Лангман П. Почему дети убивают. Что происходит в голове у школьного стрелка. М.: Бомбора, 2021. 304 с.
34. Ливазович, Г., и Хэм, Э. (2019). Кибербуллинг и эмоциональное расстройство у подростков: важность семьи, сверстников и школы. Heliyon 5:6.
35. Леванова Е.А., Овсянников Д.И. Тренинг как метод просоциализации в группах современных подростков // Глобальный научный потенциал. 2019. № 12 (105). С. 76-80.
36. Мудрик А.В. Социализация: новации последних десятилетий // Сибирский педагогический журнал. 2023. № 3. С. 6-15. DOI: 10.15293/18134718.2303.01.
37. Мухина Т.К. Формирование коммуникативной компетентности подростков в средней общеобразовательной школе / Т.К. Мухина, Е.А. Кузьмина // Международный научно-исследовательский журнал. — 2024. — №4 (142). DOI: 10.23670/IRJ.2024.142.105
38. Макарова Е.А. Буллинг как психологическое явление, изучаемое в рамках виктимологии / Е.А. Макарова // Вестник ТИУиЭ. - 2018. -№1. - С. 72-75.
39. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 456 с.
40. Нестерова А.А. Предикторы школьной травли в отношении детей младшего подросткового возраста со стороны сверстников / А.А. Нестерова А.А., Т.Г. Гришина // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. - 2018. - №3. -С. 97-114.
41. Новикова М.А., Реан А.А. Семейные предпосылки вовлеченности ребенка в школьную травлю: влияние психологических и социальных характеристик семьи // Психологическая наука и образование. - 2018. - Т. 23. - № 4. - С. 112-120.
42. Нг, Э. Д., Чуа, Дж. Й. К. и Шори, С. (2020). Эффективность образовательных мероприятий по борьбе с традиционной травлей и кибербуллингом среди подростков: систематический обзор и метаанализ. Trauma 2020:3867.
43. Никаева Р.М. Инновационная активность населения как фактор становления цифровой экономики в регионе / Р.М. Никаева, Б.Т. Хайтаев // Известия Кабардино-Балкарского научного центра РАН. – 2018. – № 6-3 (86). – С. 51–57.
44. Никонова Э.И. Цифровая активность студенческой молодежи в процессе удовлетворения социальных потребностей / Э.И. Никонова // Вестник экономики, права и социологии. – 2021. – № 3. – С. 117–120.
45. Педагогические основы социализации молодежи в интернетпространстве: монография / науч. ред. М.С. – Чванова; М-во обр. и науки РФ, ФГБОУ ВО «Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина», ФГБОУ ВО «Моск. гос. ун-т им. К.Г. Разумовского (ПКУ)». – Тамбов: – Издательский дом «Державинский», – 2019. – 104 с.
46. Перевозкина Ю. М. Цифровая социализация личности: исследовательские задачи, практические возможности: электронное учебное пособие / Ю.М. Перевозкина, А.С. Тишкова. – Новосибирск: – НГПУ, – 2023. – 859 Кб.
47. Прюс Ф.П.Х.Ф. Исследование цифровой активности личности в сети интернет: психологический аспект / Ф.П.Х.Ф. Прюс, А.С. Тишкова // СМАЛЬТА. – 2022. – № 4. – С. 70–80.
48. Пойманные одной сетью: социально-психологическое исследование представлений детей и взрослых об Интернете: монография / Г.В. Солдатова [и др.]. М.: Наука, 2018. 176 с.
49. Профилактика деструктивного поведения детей и подростков (для общеобразовательных организаций) : учебно-методическое пособие / сост. М.Ю. Михайлина, О.С. Гришанова, Я.К. Нелюбова, Д.С. Федяй. – Саратов : ГАУ ДПО «СОИРО», 2023. – 60 с.
50. Пучнин А.В., Пучнина М.Ю. Влияние деструктивного интернет-контента на формирование колумбайн-идей среди несовершеннолетних // Вестник СанктПетербургского университета МВД России. 2021. № 3 (91). С. 115–120.
51. Стаббс-Ричардсон, М., и Мэй, Д. К. (2020). Социальное заражение при травле: изучение видов и типов травли в одноранговых сетях. Am. J. Crim. Justice 20:9572.
52. Савинова Т.В., Федосейкина Т.В. Проектирование социально-психологического тренинга как технологии снижения склонности студентов к интернет-зависимому поведению // Учебный эксперимент в образовании. 2019. № 2 (90). С. 12-17.
53. Собкин В.С., Федотова А.В. Подростковая агрессия в социальных сетях: восприятие и личный опыт // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24. № 2. C. 5-18. DOI: 10.17759/pse.2019240201
54. Чаткина С.Н., Варданян Ю.В., Бородастова Ю.В. Особенности психологического тренинга в работе с тревожными подростками // Казанский педагогический журнал. 2021. № 5 (148). С. 223-230. DOI: 10.51379/ KPJ.2021.149.5.031
55. Фаустова И.В., Комлик Л.Ю., Филатова И.Ю., Копылова Н.М. Социальнопсихологические детерминанты саморазрушающего поведения подростков // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №4. – С. 2-9.
56. Шейнов В.П. Кибербуллинг: предпосылки и последствия // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2019. Том 4. № 2(14). С. 77–98.
57. Яницкий О.Н. Вызовы и риски глобализации. Семь тезисов / О.Н. Яницкий // Социологические исследования. – 2019. – № 1. – С. 29–39.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ