Особенности произвольной памяти детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта (Красноярский государственный педагогический университет)
|
Проведено эмпирическое исследование..
База исследования: Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Красноярская школа № 3».
Выборка: 10 учащихся из 4 «А» класса, с поставленным диагнозом (возраст 9 - 10 лет).
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ИЗУЧЕНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА 6
1.1 Проблема изучения памяти в психологии 6
1.2 Характеристика видов памяти 8
1.3 Особенности развития произвольной памяти младших школьников с интеллектуальными нарушениями 11
Выводы по ГЛАВЕ 1 14
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА…………15
2.1 Организация и методика проведения исследования 15
2.2 Анализ результатов исследования произвольной памяти детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта 18
2.3 Методические рекомендации по развитию произвольной памяти детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта 24
Выводы по ГЛАВЕ 2 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 35
База исследования: Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Красноярская школа № 3».
Выборка: 10 учащихся из 4 «А» класса, с поставленным диагнозом (возраст 9 - 10 лет).
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ИЗУЧЕНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА 6
1.1 Проблема изучения памяти в психологии 6
1.2 Характеристика видов памяти 8
1.3 Особенности развития произвольной памяти младших школьников с интеллектуальными нарушениями 11
Выводы по ГЛАВЕ 1 14
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА…………15
2.1 Организация и методика проведения исследования 15
2.2 Анализ результатов исследования произвольной памяти детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта 18
2.3 Методические рекомендации по развитию произвольной памяти детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта 24
Выводы по ГЛАВЕ 2 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 35
Память служит человеку важной опорой, которая позволяет ему прожить красивую и невероятно насыщенную жизнь. Все те воспоминания, что мы так бережно храним внутри, те знания, что передавались из поколения в поколение и помогают нам до сих пор в каких-то сложных ситуациях – всё это является нашей неотъемлемой частью, как полноценной личности.
Крайне важно изучить и подробно описать этот когнитивный процесс, ведь без него картина устройства нашего мира, наших жизней, будет совершенно неполной.
Актуальность исследования: к сожалению, в наше время рождается всё больше детей с определённым видом дизонтогенеза – умственная отсталость. Поэтому развитие высших психических функций, научение определённым навыкам и компетенциям – является приоритетом в изучении данного дефекта для многих психологов, дефектологов и многих других специалистов.
Такой дефект, как умственная отсталость, подразумевает под собой отставание в развитии познавательной сферы, а конкретно низкий уровень развития произвольного внимания, произвольной памяти и проблемы с саморегуляцией. Также эта патология характеризуется повышенной истощаемостью, психической неустойчивостью и плохо развитой моторикой. Часто нарушены навыки речи и внимания.
Особенно важно изучить особенности развития младшего школьного возраста, так как именно в это время преобразования в познавательной сфере оказывают большое влияние на психику ребёнка.
И, само собой, одним из самых важных процессов в этот период является память. Она становится произвольной, опосредованной, словесно-логической, и по сути своей, очень трудоёмким процессом, требующим от человека много сил, энергии и воли.
Поскольку в младшем школьном возрасте начинает преобладать учебная деятельность, детям приходится структурировать полученные знания и запоминать даже тот материал, который им не интересен. Поэтому уровень развития произвольной памяти в этом возрасте так важен. Этот показатель имеет большое значение для дальнейшего обучения ребёнка.
Многие учёные изучали произвольную память детей с умственной отсталостью. Этим занимались Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, Л.В. Занков, Е.М. Мастюкова и многие другие. Но, несмотря на это, данная тема всё ещё остаётся актуальной, ведь структура дефекта сложна, и имеет различные нарушения в психических функциях, как и в произвольной памяти. В наше время это всё ещё остаётся проблемой, из-за малого количества разработок и методических приёмов, позволяющих таким детям успешно усвоить пройденный материал в нужном объёме.
Цель исследования: выявить особенности развития произвольной памяти детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта и разработать методические рекомендации по коррекции данной психической функции.
Объект исследования: произвольная память детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
Предмет исследования: особенности произвольной памяти детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
Задачи исследования, которые необходимо решить для достижения поставленной цели:
1. На основе анализа различной педагогической и психологической литературы, которая освещает тему умственной отсталости и её влияния на психические функции ребёнка, определить современное состояние проблемы исследования.
2. Изучить особенности произвольной памяти учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
3. Разработать методические рекомендации по развитию произвольной памяти детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
Гипотеза исследования: произвольная память детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями характеризуется слабым уровнем развития и бессистемным характером при воспроизведении необходимой информации.
Методы исследования: теоретические методы (анализ и систематизация полученной в ходе работы информации), подразумевающие подробное изучение специальной литературы.
Изучение таких методик, как «Запоминание 10 слов» А.Р. Лурия, «Узнай фигуры» Р.С. Немова и «Опосредованное запоминание» А.Н. Леонтьева.
Теоретическая значимость: во время работы над данным исследованием было получено более глубокое и обширное представление о том, как устроена память детей с умственной отсталостью, её свойства, и то, как её процессы влияют на жизнедеятельность ребёнка.
Также представленные в данной работе материалы позволят расширить, систематизировать и обобщить представления по проблеме изучения особенностей произвольной памяти детей младших классов с умственной отсталостью.
Этапы проведения исследования:
1. Аналитический. Осуществлялся подбор, изучение и анализ психологической и специальной литературы по проблеме исследования. Определялись теоретические и методологические основы работы, были сформулированы цели и задачи; уточнялись объект и предмет исследования.
2. Практический. На этом этапе был проведён констатирующий эксперимент и описан полный анализ полученных результатов исследования.
3. Заключительно-обобщающий. Систематизировались и обобщались результаты исследовательской работы, уточнялись выводы курсовой работы.
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы в количестве 32 источников.
Крайне важно изучить и подробно описать этот когнитивный процесс, ведь без него картина устройства нашего мира, наших жизней, будет совершенно неполной.
Актуальность исследования: к сожалению, в наше время рождается всё больше детей с определённым видом дизонтогенеза – умственная отсталость. Поэтому развитие высших психических функций, научение определённым навыкам и компетенциям – является приоритетом в изучении данного дефекта для многих психологов, дефектологов и многих других специалистов.
Такой дефект, как умственная отсталость, подразумевает под собой отставание в развитии познавательной сферы, а конкретно низкий уровень развития произвольного внимания, произвольной памяти и проблемы с саморегуляцией. Также эта патология характеризуется повышенной истощаемостью, психической неустойчивостью и плохо развитой моторикой. Часто нарушены навыки речи и внимания.
Особенно важно изучить особенности развития младшего школьного возраста, так как именно в это время преобразования в познавательной сфере оказывают большое влияние на психику ребёнка.
И, само собой, одним из самых важных процессов в этот период является память. Она становится произвольной, опосредованной, словесно-логической, и по сути своей, очень трудоёмким процессом, требующим от человека много сил, энергии и воли.
Поскольку в младшем школьном возрасте начинает преобладать учебная деятельность, детям приходится структурировать полученные знания и запоминать даже тот материал, который им не интересен. Поэтому уровень развития произвольной памяти в этом возрасте так важен. Этот показатель имеет большое значение для дальнейшего обучения ребёнка.
Многие учёные изучали произвольную память детей с умственной отсталостью. Этим занимались Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, Л.В. Занков, Е.М. Мастюкова и многие другие. Но, несмотря на это, данная тема всё ещё остаётся актуальной, ведь структура дефекта сложна, и имеет различные нарушения в психических функциях, как и в произвольной памяти. В наше время это всё ещё остаётся проблемой, из-за малого количества разработок и методических приёмов, позволяющих таким детям успешно усвоить пройденный материал в нужном объёме.
Цель исследования: выявить особенности развития произвольной памяти детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта и разработать методические рекомендации по коррекции данной психической функции.
Объект исследования: произвольная память детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
Предмет исследования: особенности произвольной памяти детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
Задачи исследования, которые необходимо решить для достижения поставленной цели:
1. На основе анализа различной педагогической и психологической литературы, которая освещает тему умственной отсталости и её влияния на психические функции ребёнка, определить современное состояние проблемы исследования.
2. Изучить особенности произвольной памяти учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
3. Разработать методические рекомендации по развитию произвольной памяти детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
Гипотеза исследования: произвольная память детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями характеризуется слабым уровнем развития и бессистемным характером при воспроизведении необходимой информации.
Методы исследования: теоретические методы (анализ и систематизация полученной в ходе работы информации), подразумевающие подробное изучение специальной литературы.
Изучение таких методик, как «Запоминание 10 слов» А.Р. Лурия, «Узнай фигуры» Р.С. Немова и «Опосредованное запоминание» А.Н. Леонтьева.
Теоретическая значимость: во время работы над данным исследованием было получено более глубокое и обширное представление о том, как устроена память детей с умственной отсталостью, её свойства, и то, как её процессы влияют на жизнедеятельность ребёнка.
Также представленные в данной работе материалы позволят расширить, систематизировать и обобщить представления по проблеме изучения особенностей произвольной памяти детей младших классов с умственной отсталостью.
Этапы проведения исследования:
1. Аналитический. Осуществлялся подбор, изучение и анализ психологической и специальной литературы по проблеме исследования. Определялись теоретические и методологические основы работы, были сформулированы цели и задачи; уточнялись объект и предмет исследования.
2. Практический. На этом этапе был проведён констатирующий эксперимент и описан полный анализ полученных результатов исследования.
3. Заключительно-обобщающий. Систематизировались и обобщались результаты исследовательской работы, уточнялись выводы курсовой работы.
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы в количестве 32 источников.
Таким образом, главная цель произвольной памяти – это целенаправленное запоминание и воспроизведение усвоенного материала. Если у ребёнка с нормальным развитием данная функция не вызывает сильных затруднений, и он успешно осваивает и совершенствует её во время учебной деятельности, то ребёнку с умственной отсталостью приходится сложнее. Произвольная память у детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями сформирована либо на очень низком уровне, либо не развита совсем.
Устройство памяти детей с умственной отсталостью имеет определённые особенности, которые не позволяют им полноценно запомнить и воспроизвести новую информацию. Они не способны перерабатывать как словесный, так и наглядный материал, лишь поверхностно запомнить какие-то внешние характеристики предмета или явления. Одна из главных сложностей в работе с такими детьми – неоднократное повторение информации и инструкций. При этом специалист должен следить за развитием эмоционально-волевой сферы ребёнка, его вниманием, мотивацией и многими другими факторами.
В ходе данного исследования была прочитана и проанализирована специальная психолого-педагогическая литература, которая позволила раскрыть данную проблему шире. Были изучены данные, которые позволили сравнить развитие произвольной памяти у детей с нормой и детей с умственной отсталостью. Также в работе были предоставлены методики, с помощью которых можно провести диагностику и узнать уровень развития произвольной памяти у детей с интеллектуальными нарушениями младшего школьного возраста.
После подробного изучения данных методик был проведён констатирующий эксперимент.
Результаты методики «Запоминание 10 слов» А.Р. Лурия представлены следующим образом (50%) детей показали средний уровень наглядного запоминания и узнавания, 30% получили 3 балла, что означает средний уровень. И 10% - 1 балл, то есть низкий уровень слуховой памяти.
Результаты методики «Узнай фигуры» Р.С. Немова показали: 5 (50%) детей средний уровень наглядного запоминания и узнавания, 4 (40%) детей выполнили задание успешно, без единой ошибки (показали высокий уровень), и 1 (10%) ребёнок, допустив 6 неверных ответов, показал низкий уровень узнавания представленных ему фигур.
Результаты методики «Опосредованное запоминание» по А.Н. Леонтьеву: 50% детей успешно справились с заданием (высокий показатель), 40% - это средний показатель (основные заработанные баллы были равны 6,5 и 7), 10% заработало только 3,5 балла – низкий показатель развития памяти.
Таким образом, дети с умственной отсталостью испытывают затруднения с запоминанием, сохранением и воспроизведением информации. Особенно страдает слуховая память, не подкреплённая какими-либо наглядными образами.
В дальнейшем были выделены такие особенности произвольной памяти, как более быстрое запоминание наглядных образов, чем обычной информации. То есть детям для запоминания необходимо больше стимульного материала, вроде картинок и других изображений. Необходимо, чтобы они были яркого и насыщенного цвета.
Вербальный же материал они запоминают с трудом и довольно часто неправильно. А такой процесс как воспроизведение носит, как и предполагалось в гипотезе данного исследования, бессистемный характер и занимает у детей очень много времени.
Память детей с интеллектуальными нарушениями носит нецеленаправленный и быстротечный характер. Объём произвольной памяти крайне мал и требует психолого-педагогической коррекции.
Можно утверждать, что детям данного класса, в котором проводился эксперимент, для дальнейшей успешной социализации, адаптации и освоения своей программы, необходимы дополнительные коррекционные занятия для развития произвольной памяти.
В данном исследовании также были предложены рекомендации для коррекционной работы с детьми с интеллектуальными нарушениями. При такой работе важно не просто заставить ребёнка запомнить то, что нужно, а помочь ему раскрыть свой потенциал и развить желание самостоятельно узнавать и запоминать что-то новое. Лучше делать это через игровую деятельность. С помощью игры ребёнок легче усваивает материал, развивает слуховую, зрительную и другие виды памяти. Корректная работа специалиста способна помочь ребёнку освоить учебную программу в необходимом объёме и приспособиться к дальнейшей жизни в обществе.
Конечно, также стоит учитывать степень тяжести заболевания, ведь даже если прикладывать все усилия, мы мало что можем сделать против тяжёлой степени умственной отсталости, и надеется на особый прогресс в таком случае не стоит. К сожалению, в связи с физиологическим состоянием дефекта, им недоступно опосредованное запоминание.
Несмотря на то, что многие диагностические и коррекционные работы с детьми с интеллектуальными нарушениями подробно изучены, данный дефект всё ещё заставляет задаваться вопросами, и побуждает изучать своеобразие психических процессов детей с такой патологией. И хоть написано множество методик, это не значит, что они всё так же актуальны и подходят детям нашего времени. Их вполне можно усовершенствовать под реалии современного мира и использовать в дальнейшем в более удобном формате.
На основании вышесказанного, можно сделать вывод, что цель исследования была достигнута, а задачи выполнены. На основе анализа психологической литературы мы определили современное состояние проблемы исследования, изучили основные методы диагностики, и применили их на практике. А также мы определили методологические подходы к коррекции произвольной памяти младших школьников с умственной отсталостью. В частности, личностно-ориентированный подход, который позволяет нам проводить коррекционные занятия с детьми более продуктивно и качественно. Создавая для каждого ребёнка с умственной отсталостью определённые условия, и подбирая для них индивидуальные задания, мы помогаем им более успешно освоить учебную программу.
Проблематика темы всё ещё остаётся актуальной в наше время, и данная работа послужит очередным толчком в направлении её более подробного изучения и решения. Уделяя больше внимания такому дефекту, как умственная отсталость, мы внесём серьёзный вклад в специальную психологию, и в дальнейшее развитие детей, которых затрагивает данная область науки.
Устройство памяти детей с умственной отсталостью имеет определённые особенности, которые не позволяют им полноценно запомнить и воспроизвести новую информацию. Они не способны перерабатывать как словесный, так и наглядный материал, лишь поверхностно запомнить какие-то внешние характеристики предмета или явления. Одна из главных сложностей в работе с такими детьми – неоднократное повторение информации и инструкций. При этом специалист должен следить за развитием эмоционально-волевой сферы ребёнка, его вниманием, мотивацией и многими другими факторами.
В ходе данного исследования была прочитана и проанализирована специальная психолого-педагогическая литература, которая позволила раскрыть данную проблему шире. Были изучены данные, которые позволили сравнить развитие произвольной памяти у детей с нормой и детей с умственной отсталостью. Также в работе были предоставлены методики, с помощью которых можно провести диагностику и узнать уровень развития произвольной памяти у детей с интеллектуальными нарушениями младшего школьного возраста.
После подробного изучения данных методик был проведён констатирующий эксперимент.
Результаты методики «Запоминание 10 слов» А.Р. Лурия представлены следующим образом (50%) детей показали средний уровень наглядного запоминания и узнавания, 30% получили 3 балла, что означает средний уровень. И 10% - 1 балл, то есть низкий уровень слуховой памяти.
Результаты методики «Узнай фигуры» Р.С. Немова показали: 5 (50%) детей средний уровень наглядного запоминания и узнавания, 4 (40%) детей выполнили задание успешно, без единой ошибки (показали высокий уровень), и 1 (10%) ребёнок, допустив 6 неверных ответов, показал низкий уровень узнавания представленных ему фигур.
Результаты методики «Опосредованное запоминание» по А.Н. Леонтьеву: 50% детей успешно справились с заданием (высокий показатель), 40% - это средний показатель (основные заработанные баллы были равны 6,5 и 7), 10% заработало только 3,5 балла – низкий показатель развития памяти.
Таким образом, дети с умственной отсталостью испытывают затруднения с запоминанием, сохранением и воспроизведением информации. Особенно страдает слуховая память, не подкреплённая какими-либо наглядными образами.
В дальнейшем были выделены такие особенности произвольной памяти, как более быстрое запоминание наглядных образов, чем обычной информации. То есть детям для запоминания необходимо больше стимульного материала, вроде картинок и других изображений. Необходимо, чтобы они были яркого и насыщенного цвета.
Вербальный же материал они запоминают с трудом и довольно часто неправильно. А такой процесс как воспроизведение носит, как и предполагалось в гипотезе данного исследования, бессистемный характер и занимает у детей очень много времени.
Память детей с интеллектуальными нарушениями носит нецеленаправленный и быстротечный характер. Объём произвольной памяти крайне мал и требует психолого-педагогической коррекции.
Можно утверждать, что детям данного класса, в котором проводился эксперимент, для дальнейшей успешной социализации, адаптации и освоения своей программы, необходимы дополнительные коррекционные занятия для развития произвольной памяти.
В данном исследовании также были предложены рекомендации для коррекционной работы с детьми с интеллектуальными нарушениями. При такой работе важно не просто заставить ребёнка запомнить то, что нужно, а помочь ему раскрыть свой потенциал и развить желание самостоятельно узнавать и запоминать что-то новое. Лучше делать это через игровую деятельность. С помощью игры ребёнок легче усваивает материал, развивает слуховую, зрительную и другие виды памяти. Корректная работа специалиста способна помочь ребёнку освоить учебную программу в необходимом объёме и приспособиться к дальнейшей жизни в обществе.
Конечно, также стоит учитывать степень тяжести заболевания, ведь даже если прикладывать все усилия, мы мало что можем сделать против тяжёлой степени умственной отсталости, и надеется на особый прогресс в таком случае не стоит. К сожалению, в связи с физиологическим состоянием дефекта, им недоступно опосредованное запоминание.
Несмотря на то, что многие диагностические и коррекционные работы с детьми с интеллектуальными нарушениями подробно изучены, данный дефект всё ещё заставляет задаваться вопросами, и побуждает изучать своеобразие психических процессов детей с такой патологией. И хоть написано множество методик, это не значит, что они всё так же актуальны и подходят детям нашего времени. Их вполне можно усовершенствовать под реалии современного мира и использовать в дальнейшем в более удобном формате.
На основании вышесказанного, можно сделать вывод, что цель исследования была достигнута, а задачи выполнены. На основе анализа психологической литературы мы определили современное состояние проблемы исследования, изучили основные методы диагностики, и применили их на практике. А также мы определили методологические подходы к коррекции произвольной памяти младших школьников с умственной отсталостью. В частности, личностно-ориентированный подход, который позволяет нам проводить коррекционные занятия с детьми более продуктивно и качественно. Создавая для каждого ребёнка с умственной отсталостью определённые условия, и подбирая для них индивидуальные задания, мы помогаем им более успешно освоить учебную программу.
Проблематика темы всё ещё остаётся актуальной в наше время, и данная работа послужит очередным толчком в направлении её более подробного изучения и решения. Уделяя больше внимания такому дефекту, как умственная отсталость, мы внесём серьёзный вклад в специальную психологию, и в дальнейшее развитие детей, которых затрагивает данная область науки.
Подобные работы
- Особенности произвольной памяти у младших школьников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2020 - Психологическая коррекция внимания учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2018 - ИЗУЧЕНИЕ НОРМАТИВНОЙ СЕНЗИТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ ЖИЗНИ РЕБЕНКА
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4880 р. Год сдачи: 2016 - АДАПТИРОВАННАЯ КОРРЕКЦИОННАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (С СИНДРОМОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ С ГИПЕРАКТИВНОСТЬЮ)
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Психолого-педагогическая коррекция нарушений опосредованной памяти младших школьников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2020 - Проявление нарушений письменной речи учащихся третьего класса общеобразовательной школы
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2016 - Особенности проявления дисграфий у обучающихся 3-го класса с легкой умственной отсталостью
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2019 - ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЛЁГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2020 - Проявления оптической дисграфии у учащихся первого класса
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2016



