🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

Особенности произвольной памяти детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта (Красноярский государственный педагогический университет)

Работа №194752

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

дефектология

Объем работы35
Год сдачи2022
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
24
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование..
База исследования: Краевое государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Красноярская школа № 3».
Выборка: 10 учащихся из 4 «А» класса, с поставленным диагнозом (возраст 9 - 10 лет).

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ИЗУЧЕНИЯ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА 6
1.1 Проблема изучения памяти в психологии 6
1.2 Характеристика видов памяти 8
1.3 Особенности развития произвольной памяти младших школьников с интеллектуальными нарушениями 11
Выводы по ГЛАВЕ 1 14
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА…………15
2.1 Организация и методика проведения исследования 15
2.2 Анализ результатов исследования произвольной памяти детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта 18
2.3 Методические рекомендации по развитию произвольной памяти детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта 24
Выводы по ГЛАВЕ 2 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 35

Память служит человеку важной опорой, которая позволяет ему прожить красивую и невероятно насыщенную жизнь. Все те воспоминания, что мы так бережно храним внутри, те знания, что передавались из поколения в поколение и помогают нам до сих пор в каких-то сложных ситуациях – всё это является нашей неотъемлемой частью, как полноценной личности.
Крайне важно изучить и подробно описать этот когнитивный процесс, ведь без него картина устройства нашего мира, наших жизней, будет совершенно неполной.
Актуальность исследования: к сожалению, в наше время рождается всё больше детей с определённым видом дизонтогенеза – умственная отсталость. Поэтому развитие высших психических функций, научение определённым навыкам и компетенциям – является приоритетом в изучении данного дефекта для многих психологов, дефектологов и многих других специалистов.
Такой дефект, как умственная отсталость, подразумевает под собой отставание в развитии познавательной сферы, а конкретно низкий уровень развития произвольного внимания, произвольной памяти и проблемы с саморегуляцией. Также эта патология характеризуется повышенной истощаемостью, психической неустойчивостью и плохо развитой моторикой. Часто нарушены навыки речи и внимания.
Особенно важно изучить особенности развития младшего школьного возраста, так как именно в это время преобразования в познавательной сфере оказывают большое влияние на психику ребёнка.
И, само собой, одним из самых важных процессов в этот период является память. Она становится произвольной, опосредованной, словесно-логической, и по сути своей, очень трудоёмким процессом, требующим от человека много сил, энергии и воли.
Поскольку в младшем школьном возрасте начинает преобладать учебная деятельность, детям приходится структурировать полученные знания и запоминать даже тот материал, который им не интересен. Поэтому уровень развития произвольной памяти в этом возрасте так важен. Этот показатель имеет большое значение для дальнейшего обучения ребёнка.
Многие учёные изучали произвольную память детей с умственной отсталостью. Этим занимались Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, Л.В. Занков, Е.М. Мастюкова и многие другие. Но, несмотря на это, данная тема всё ещё остаётся актуальной, ведь структура дефекта сложна, и имеет различные нарушения в психических функциях, как и в произвольной памяти. В наше время это всё ещё остаётся проблемой, из-за малого количества разработок и методических приёмов, позволяющих таким детям успешно усвоить пройденный материал в нужном объёме.
Цель исследования: выявить особенности развития произвольной памяти детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта и разработать методические рекомендации по коррекции данной психической функции.
Объект исследования: произвольная память детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
Предмет исследования: особенности произвольной памяти детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
Задачи исследования, которые необходимо решить для достижения поставленной цели:
1. На основе анализа различной педагогической и психологической литературы, которая освещает тему умственной отсталости и её влияния на психические функции ребёнка, определить современное состояние проблемы исследования.
2. Изучить особенности произвольной памяти учащихся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
3. Разработать методические рекомендации по развитию произвольной памяти детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.
Гипотеза исследования: произвольная память детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями характеризуется слабым уровнем развития и бессистемным характером при воспроизведении необходимой информации.
Методы исследования: теоретические методы (анализ и систематизация полученной в ходе работы информации), подразумевающие подробное изучение специальной литературы.
Изучение таких методик, как «Запоминание 10 слов» А.Р. Лурия, «Узнай фигуры» Р.С. Немова и «Опосредованное запоминание» А.Н. Леонтьева.
Теоретическая значимость: во время работы над данным исследованием было получено более глубокое и обширное представление о том, как устроена память детей с умственной отсталостью, её свойства, и то, как её процессы влияют на жизнедеятельность ребёнка.
Также представленные в данной работе материалы позволят расширить, систематизировать и обобщить представления по проблеме изучения особенностей произвольной памяти детей младших классов с умственной отсталостью.
Этапы проведения исследования:
1. Аналитический. Осуществлялся подбор, изучение и анализ психологической и специальной литературы по проблеме исследования. Определялись теоретические и методологические основы работы, были сформулированы цели и задачи; уточнялись объект и предмет исследования.
2. Практический. На этом этапе был проведён констатирующий эксперимент и описан полный анализ полученных результатов исследования.
3. Заключительно-обобщающий. Систематизировались и обобщались результаты исследовательской работы, уточнялись выводы курсовой работы.
Структура курсовой работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы в количестве 32 источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, главная цель произвольной памяти – это целенаправленное запоминание и воспроизведение усвоенного материала. Если у ребёнка с нормальным развитием данная функция не вызывает сильных затруднений, и он успешно осваивает и совершенствует её во время учебной деятельности, то ребёнку с умственной отсталостью приходится сложнее. Произвольная память у детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями сформирована либо на очень низком уровне, либо не развита совсем.
Устройство памяти детей с умственной отсталостью имеет определённые особенности, которые не позволяют им полноценно запомнить и воспроизвести новую информацию. Они не способны перерабатывать как словесный, так и наглядный материал, лишь поверхностно запомнить какие-то внешние характеристики предмета или явления. Одна из главных сложностей в работе с такими детьми – неоднократное повторение информации и инструкций. При этом специалист должен следить за развитием эмоционально-волевой сферы ребёнка, его вниманием, мотивацией и многими другими факторами.
В ходе данного исследования была прочитана и проанализирована специальная психолого-педагогическая литература, которая позволила раскрыть данную проблему шире. Были изучены данные, которые позволили сравнить развитие произвольной памяти у детей с нормой и детей с умственной отсталостью. Также в работе были предоставлены методики, с помощью которых можно провести диагностику и узнать уровень развития произвольной памяти у детей с интеллектуальными нарушениями младшего школьного возраста.
После подробного изучения данных методик был проведён констатирующий эксперимент.
Результаты методики «Запоминание 10 слов» А.Р. Лурия представлены следующим образом (50%) детей показали средний уровень наглядного запоминания и узнавания, 30% получили 3 балла, что означает средний уровень. И 10% - 1 балл, то есть низкий уровень слуховой памяти.
Результаты методики «Узнай фигуры» Р.С. Немова показали: 5 (50%) детей средний уровень наглядного запоминания и узнавания, 4 (40%) детей выполнили задание успешно, без единой ошибки (показали высокий уровень), и 1 (10%) ребёнок, допустив 6 неверных ответов, показал низкий уровень узнавания представленных ему фигур.
Результаты методики «Опосредованное запоминание» по А.Н. Леонтьеву: 50% детей успешно справились с заданием (высокий показатель), 40% - это средний показатель (основные заработанные баллы были равны 6,5 и 7), 10% заработало только 3,5 балла – низкий показатель развития памяти.
Таким образом, дети с умственной отсталостью испытывают затруднения с запоминанием, сохранением и воспроизведением информации. Особенно страдает слуховая память, не подкреплённая какими-либо наглядными образами.
В дальнейшем были выделены такие особенности произвольной памяти, как более быстрое запоминание наглядных образов, чем обычной информации. То есть детям для запоминания необходимо больше стимульного материала, вроде картинок и других изображений. Необходимо, чтобы они были яркого и насыщенного цвета.
Вербальный же материал они запоминают с трудом и довольно часто неправильно. А такой процесс как воспроизведение носит, как и предполагалось в гипотезе данного исследования, бессистемный характер и занимает у детей очень много времени.
Память детей с интеллектуальными нарушениями носит нецеленаправленный и быстротечный характер. Объём произвольной памяти крайне мал и требует психолого-педагогической коррекции.
Можно утверждать, что детям данного класса, в котором проводился эксперимент, для дальнейшей успешной социализации, адаптации и освоения своей программы, необходимы дополнительные коррекционные занятия для развития произвольной памяти.
В данном исследовании также были предложены рекомендации для коррекционной работы с детьми с интеллектуальными нарушениями. При такой работе важно не просто заставить ребёнка запомнить то, что нужно, а помочь ему раскрыть свой потенциал и развить желание самостоятельно узнавать и запоминать что-то новое. Лучше делать это через игровую деятельность. С помощью игры ребёнок легче усваивает материал, развивает слуховую, зрительную и другие виды памяти. Корректная работа специалиста способна помочь ребёнку освоить учебную программу в необходимом объёме и приспособиться к дальнейшей жизни в обществе.
Конечно, также стоит учитывать степень тяжести заболевания, ведь даже если прикладывать все усилия, мы мало что можем сделать против тяжёлой степени умственной отсталости, и надеется на особый прогресс в таком случае не стоит. К сожалению, в связи с физиологическим состоянием дефекта, им недоступно опосредованное запоминание.
Несмотря на то, что многие диагностические и коррекционные работы с детьми с интеллектуальными нарушениями подробно изучены, данный дефект всё ещё заставляет задаваться вопросами, и побуждает изучать своеобразие психических процессов детей с такой патологией. И хоть написано множество методик, это не значит, что они всё так же актуальны и подходят детям нашего времени. Их вполне можно усовершенствовать под реалии современного мира и использовать в дальнейшем в более удобном формате.
На основании вышесказанного, можно сделать вывод, что цель исследования была достигнута, а задачи выполнены. На основе анализа психологической литературы мы определили современное состояние проблемы исследования, изучили основные методы диагностики, и применили их на практике. А также мы определили методологические подходы к коррекции произвольной памяти младших школьников с умственной отсталостью. В частности, личностно-ориентированный подход, который позволяет нам проводить коррекционные занятия с детьми более продуктивно и качественно. Создавая для каждого ребёнка с умственной отсталостью определённые условия, и подбирая для них индивидуальные задания, мы помогаем им более успешно освоить учебную программу.
Проблематика темы всё ещё остаётся актуальной в наше время, и данная работа послужит очередным толчком в направлении её более подробного изучения и решения. Уделяя больше внимания такому дефекту, как умственная отсталость, мы внесём серьёзный вклад в специальную психологию, и в дальнейшее развитие детей, которых затрагивает данная область науки.



1. Асмолов А.Г. Принципы организации памяти человека. 1985. - 237с.
2. Власова Т.А. О детях с отклонениями в развитии / М. 1973 г.
3. Выготский Л.С. Психология / М.: ЭКСМО – Пресс, 2000. – 520 с.
4. Гоголева Г.С. Практические действия и познание мира детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. 2008 г. – 75 с.
5. Зинченко Т. П. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. СПб.: Питер, 2002. - 320 с.
6. Зайцева Е.А. Современные взгляды и представления на проблему оценивания учебных достижений у обучающихся с умеренной умственной отсталостью.–2017г.
7. Истомина З.М. Развитие памяти. 1978 г.
8. Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007. – 457 с.
9. Лубовский В.И. Специальная психология (учебник) 2009 г. – 146 с.
10. Левченко И.Ю., Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика и обучение умственно-отсталых детей. 2003 г.
11. Липницкая, А.В. Изучение особенностей развития трудовых умений и навыков у школьников с умственной отсталостью / А.В. Липницкая, В.В. Гладкая. – М.: Форум – Инфра – М: 2007. – 140 с.
12. Личностно-ориентированное обучение в начальных классах //Журнал «Начальная школа» № 9, 2001. - 10 с.
13. Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2003. – 514 с.
14. Маллер А.Р. Теоретическое обоснование компенсации нарушений у детей с выраженной интеллектуальной недостаточностью / 2017 г.
15. Мещеряков Б. Г. Память человека: эффекты и феномены. 2004. – 637 с.
16. Норман, Д. Память и научение: Пер. с англ. / Д. Норман. – М. : Мир, 1985. – 160 с.
17. Немов Р.С. Психодиагностика. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001 г.
18. Петрова В. Г. Психология умственно отсталых школьников.М.: Издательский центр «Академия». 2002. - 160 с.
19. Петровский А.В. Введение в психологию. - М.:Инфра-М, 2005. - 365 с.
20. Пинский, Б. И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников / Б. И. Пинский. – М.: Просвещение, 2002. – 319с.
21. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития / сост. и общая редакция В. М. Астапова, Ю. В. Микадзе. – СПб. : Питер, 2001. – 256 с.
22. Рожков О.П. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей. Москва – Воронеж 2004 г.
23. Рожков О.П. Умственная отсталость у детей. – 2007 г.
24. Рубинштейн С. Я. Психология умственно отсталого школьника. М.: «Просвещение». 1983. - 260 с.
25. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. – 1999 г.
26. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. – 1995 г.
27. Уронова, Т. Ю. Активизация мыслительной деятельности школьников / 2005. – 57 с.
28. Худин, В. А. Диагностика детского развития, методы исследования / Киев, 1992. – 96 с.
29. Черемошкина, Л. В. Развитие памяти детей / 2007. – 240 с.
30. Эллис, Н. Умственно отсталый ребёнок / Издательский центр «Академия» 2010. - 186 с.
31. Эльконин, Б. Д. Психология развития / Издательский центр «Академия», 2001. – 144 с.
32. Яковлева Н.Н. Психологическая помощь дошкольнику. – 2019 г.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ