Особенности мотивации и стимулирования персонала в государственных
органах власти (на примере Министерства информационных технологий и
связи Челябинской области)
АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 6
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА 8
1.1 Основные понятия, цели, задачи и принципы мотивации персонала 8
1.2 Анализ основных теорий мотивации персонала учреждении 8
1.3 Методика анализа системы мотивации персонала в организации 11
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНАХ ВЛАСТИ 20
2.1 Общая характеристика Министерства информационных технологий и
связи Челябинской области 20
2.2 Исследование системы мотивации персонала Министерства
информационных технологий и связи Челябинской области 25
2.3 Проблемы системы мотивации персонала Министерства
информационных технологий и связи Челябинской области 29
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА 36
3.1 Мероприятия по совершенствования системы мотивации персонала 36
3.2 Расчет экономической и обоснование социальной экономической
эффективности разработанного проекта 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 42
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 44
ПРИЛОЖЕНИЕ А - структура Министерства 47
ПРИЛОЖЕНИЕ Б - анкета анонимная 48
На современном этапе развития экономики становится очевидной необходимость создания новой мотивационной системы, стимулирующей внедрение прогрессивных технологий, снижение социальной напряженности и предотвращение трудовых конфликтов.
Трудовая мотивация персонала - это действенный инструмент, который позволяет удовлетворить потребности сотрудников компании, а также добиться стратегической цели, стоящей перед руководством, - повышения прибыли. Эффективная система мотивации должна разрабатываться с учетом специфики деятельности компании.
Мотивация- это процесс побуждения работников к активной трудовой деятельности для удовлетворения целей организации и их собственных потребностей. Можно сказать, что мотивация-это совокупность стойких мотивов, которые определяются характером личности, её ценностной ориентацией и направляющей ее деятельностью.
В самом общем виде мотивация-это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к какой-либо деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. То, как влияет мотивация на поведение человека зависит от множества факторов.
В деятельности человека мотивация оказывает воздействие на такие характеристики деятельности, как:
- усилия;
- старания;
- настойчивость;
- добросовестность;
- нацеленность.
Мотивирование персонала является одной из основных проблем менеджмента. Рано или поздно руководители предприятий задаются вопросом, каким образом мотивировать работников к эффективному выполнению их обязанностей для лучшего достижения целей организации. Дело в том, что мотивирование - это не просто набор общих правил, так как для каждого отдельного человека существуют свои методы. Поэтому чрезвычайно важно найти то, что важно именно для конкретного работника
Ни одна система управления не будет работать с максимальной эффективностью, если она не будет включать в себя действующую систему мотивации. Мотивированный персонал - это, во-первых, залог успешной работы любой организации в направлении реализации её стратегии и, во- вторых, упрочение её положения на рынке в целом. Составление системы стимулов, которые будут побуждать каждого отдельного сотрудника работать с наибольшей отдачей, является одной из самых сложных и трудоемких задач руководителя. Очень важно помнить о том, что от выбранной менеджментом системы мотивирования во многом зависит и то, в какой степени будут достигнуты цели организации.
Работы зарубежных авторов, хотя и представляют несомненный интерес, не учитывают специфику российской экономики, особенности нормативноправовой базы в области трудовых отношений, трудности переходного периода к рыночной экономике.
Проблемы мотивации освещены в трудах отечественных ученых: В.В. Адамчука, Д.И. Адамидова, В.И. Бовыкина, Б.М. Генкина, А.П. Егоршина, Т.И. Заславской, А.Г. Здравомыслова, Е.П. Ильина, А.Я. Кибанова, М.И. Круглова, Ю.П. Кокина, Ю.Г. Одегова, Н.М. Римашевской, Г.Э. Слезингера, В.Д. Шадрикова.
Объект выпускной квалификационной работы: мотивация и
стимулирование персонала в государственных органах власти.
Предмет: система мотивации и стимулирования в государственных органах власти.
Цель: изучить особенности мотивации и стимулирования персонала в конкретном государственном органе власти и разработать рекомендации по её совершенствованию.
Задачи:
1. Изучить основные понятия, цели, задачи и принципы мотивации персонала.
2. Провести анализ основных теорий мотивации персонала организации.
3. Охарактеризовать методику исследования системы мотивации персонала в организации.
4. Дать общую характеристику органа власти.
5. Провести исследование системы мотивации персонала.
6. Выделить проблемы системы мотивации персонала и предложить мероприятия по её совершенствованию.
В ходе исследования были использованы следующие методы научного анализа:
1. ) Проведен анализ литературы по проблеме исследования.
2. ) Математическая статистика.
3. ) Наблюдение.
4. ) Фиксирование информации.
Мотивационный механизм включает: цели и задачи, инструменты и используемые методы, этапы процесса мотивации, а также должна учитывать внутренние и внешние по отношению к компании факторы.
Мотивационный механизм в системе менеджмента компании является эффективным средством управления персоналом только в том случае, если он качественно разработан и правильно используется на практике.
Идеального мотивационного механизма в системе менеджмента компании не существует.
Формирование мотивационного механизма в системе менеджмента заключается в следующем: руководству предприятия необходимо из
подсистемы мотивов выделить те, которые будут согласовываться с целями предприятия, что сделает его деятельность высокоэффективной, и воздействовать на них мероприятиями, удовлетворяющими потребности наемных работников, причем мероприятия должны быть согласованы с потенциальными возможностями предприятия реализовать их.
Система мотивации Министерства включает материальную и
нематериальную мотивацию. За 2014-2016 гг. происходит снижение расходов на персонал. Разработана система нематериальной мотивации: адаптация, обучение, устная благодарность руководства, создание благоприятных условий труда.
Слабыми сторонами процесса является отсутствие системы исследования проблем мотивации, обратной связи, объективной оценки, неблагоприятный психологический климат.
Для Министерства в первую очередь, необходимо ввести в систему мотивации персонала проведение исследований проблем мотивации персонала путем анкетирования. И уже на его основе принимать решения об эффективности данного процесса и о внесении необходимых изменений.
Подсистеме мотивации сотрудников необходимо провести обновление, а именно:
-согласовать цели мотивации сотрудников со стратегией компании, закрепить полномочия за конкретным лицом,
-реализовать стимулирующие мероприятий, в том числе:
-повысить заработную плату и увязать с выполнениями плана по продажам продукции сопутствующих и основных товаров,
-провести корректировку документов о корпоративной культуре и создать иные документы,
-ознакомить сотрудников с новыми документами.
- внедрение модели компетенций.
В результате этих мероприятий, мы предполагаем, произойдет значительное сокращение текучести кадров, что повысит статус Министерства на рынке труда г. Челябинска, так и изменит отношение работников в положительную сторону.
С целью совершенствования системы мотивации персонала на основе модели компетенций был разработан план мероприятий.
По результатам экономических расчетов эффективности проекта, можно сделать итоговое заключение о том, что проект экономически целесообразен и рекомендуется для внедрения.
1. Федеральный закон № 169-ФЗ от 8.12.2003«О государственных и
муниципальных унитарных учреждениях», Российская газета № 252 от
16.12.2003
2. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ. (ред. от 29.12.2015). «Об общих принципах учреждении местного самоуправления в Российской Федерации»
3. Федеральный закон от 08.01.1998 № 8-ФЗ (ред. от 25.07.2002) «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации»
4. Книга двух авторов:
Антропов, В.А. Современные проблемы управления персоналом предприятий./ В.А. Антропов, А.В. Пиличев/ Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2011.
5. Книга двух авторов
Базаров, Т.Ю. Управление персоналом. / Т.Ю. Базаров, Б.Л. Еремин/ М.,«ЮНИТИ», 2009
6. Богданов, И.Л. Развитие муниципального сектора экономики.//
Муниципальное управление, № 4. 2007
7. Вершинина, Т.В. Взаимосвязь текучести и производственной адаптации рабочих. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 2010
8. Воронин, А.Г. Муниципальное хозяйствование и управление, М., Финансы и статистика, 2011 г
9. Книга трех авторов:
Герасимов, Б.Н. Менеджмент персонала, / Б.Н. Герасимов, В.Г. Чумак, Н.Г. Яковлева / Р-н-Д, 2009
10. Григорин, А.Г. Формирование современного механизма управления персоналом ; М., Дело, 2011.
11. Кибанов, А.Я. Основы управления персоналом : учебник, М., Инфа-М, 2006.
12. Лукичева, Л.И. Управление организацией, М, Омега-Л, 2010.
13. Макарова, И.К. Управление персоналом. Учебник. М., Юриспруденция, 2009.
14. Маслов, Е.В.Управление персоналом учреждения: Учебное пособие / Под ред, П.В. Шеметова. - М.: ИНФРА-М; Новосибирск: НГАЭиУ, 2009.
15. Книга двух авторов:
Манаев, С.В. Адаптация новых сотрудников: роли, функции, назначение. / С.В. Манаев, Ю.Л. Горковенко / Трудовое право №1, 2010.
..51