🔍 Поиск готовых работ

🔍 Поиск работ

Роль сознания в формировании цифровой реальности через алгоритмы, нейроинтерфейсы и Big Data

Работа №194712

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

информатика

Объем работы174
Год сдачи2025
Стоимость4870 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
24
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Онтология мысли: от психической энергии к цифровому конструкту
1.1. Мысль как энергоинформационный процесс: нейрофизиология vs панпсихизм
1.2. Квантовые корреляты сознания: нелокальность и «ментальная причинность»…
1.3. Цифровая реальность как проекция коллективного мыслительного акта
Глава 2. Гносеология ментального творчества…………………………………53
2.1. Архетипы Юнга в эпоху нейросетей: «Тень» как алгоритмическая ошибка
2.2. Психическая энергия в нейроинтерфейсах: трансляция мысли в код…….65
2.3. Big Data как «кристаллизованное бессознательное»: анализ цифровых следов…
Глава 3. Праксиология мыслепорождения
3.1. Нейромаркетинг и манипуляция архетипами: кейс TikTok-трендов…….100
3.2. Квантовые компьютеры как усилители психической энергии: гипотеза..121
3.3. Этические риски «ментального хакинга» в гибридной реальности…….135
Заключение
Список используемой литературы


Актуальность исследования. Роль сознания в формировании цифровой реальности через алгоритмы, нейроинтерфейсы и Big Data становится ключевым аспектом современной технологической эволюции. Основными аспектами этого влияния являются следующие.
Сознание пользователей формирует цифровые следы (соцсети, поисковые запросы, онлайн-покупки), которые анализируются алгоритмами для прогнозирования поведения и персонализации контента. Человеческое восприятие и реакции (например, клики, время просмотра) корректируют работу ИИ через машинное обучение (feedback loops).
Алгоритмы ИИ (например, в рекомендательных системах) кодируют предпочтения, стереотипы и даже когнитивные искажения своих создателей и пользователей. Персонализированные алгоритмы (Google, TikTok) формируют индивидуальные цифровые вселенные, влияя на мировоззрение.
Технологии вроде Neuralink или неинвазивных ЭЭГ-гарнитур переводят нейросигналы в цифровые команды, стирая границы между мыслью и действием в виртуальном пространстве. Нейрофидбэк может менять работу мозга (например, лечение депрессии через интерфейсы), создавая гибридное сознание.
Big Data и ИИ позволяют тонко управлять поведением (таргетинг, deepfake). Нейротехнологии рискуют стать инструментом внешнего контроля над мышлением. Алгоритмы выявляют скрытые паттерны поведения, о которых сам человек не подозревает.
Таким образом, цифровая реальность всё больше становится проекцией коллективного и индивидуального сознания, а технологии (алгоритмы, Big Data, нейроинтерфейсы) – инструментами его воплощения. Критически важно сохранить баланс между расширением возможностей разума и защитой его свободы.
Концепция психической энергии как медиатора между субъективным опытом и объективной реальностью имеет корни в различных философских, психологических и эзотерических традициях.
Ключевыми аспектами медиации являются:
Трансформация– психическая энергия переводит идеи, эмоции и намерения в действия и события.
Символический обмен– через энергию внутренние образы (архетипы, мысли) материализуются в культуре и поведении.
Обратная связь– объективная реальность (социальные условия, физические законы) ограничивает или усиливает проявления психической энергии.
Психическая энергия в этой модели – динамический посредник, обеспечивающий двустороннюю связь между внутренним миром человека и внешней реальностью. Она может пониматься как метафора (в психологии) или как реальная сила (в эзотерике), но в любом случае её роль – объяснить, как субъективное переходит в объективное и наоборот.
Концепция мысли как «квантового триггера» в рамках панпсихистских моделей предполагает, что сознание (и его элементарные акты – мысли) играет активную роль в формировании реальности, взаимодействуя с фундаментальными уровнями материи через квантовые процессы.
Панпсихизм утверждает, что сознание не возникает из материи, а является её изначальным атрибутом на всех уровнях организации. В этом ключе:
Мысль как микро-событие– каждый акт мышления может рассматриваться как проявление элементарного «протосознания» (по аналогии с квантовыми процессами).
Квантовая связь– если даже элементарные частицы обладают некой формой субъективности (как в радикальном панпсихизме Г. Розенберга), то мысль может влиять на их поведение через нелокальные корреляции.
Интеграция опыта– согласно А. Уайтхеду (процесс-философия), реальность состоит из актуальных событий, где мысль выступает «квантом» ментального воздействия на физический мир.
В энергоинформационных моделях мысль рассматривается как носитель информации, способный влиять на материальные процессы через энергетические поля:
Биоэнергетика (П. Гаряев, волновая генетика)– мысль модулирует электромагнитные и акустические поля, влияя на биологические структуры (например, ДНК).
Торсионные поля (Г. Шипов, А. Акимов)– в некоторых эзотерически-ориентированных теориях мысль генерирует спиновые (торсионные) волны, изменяющие пространственно-временную структуру.
Психофизический интерфейс (Р. Шелдрейк, морфогенетические поля)– мысль как паттерн, резонирующий с морфогенетическим полем и вызывающий изменения в реальности.
Идея мысли как «квантового триггера» объединяет панпсихистские, энергоинформационные подходы, предлагая модель, где сознание активно формирует реальность. Однако эта концепция остается на стыке науки и философии, требуя дальнейших исследований – особенно в области квантовой нейробиологии и экспериментов по взаимодействию сознания с материей (например, в духе опытов Дина Радина).
Степень разработанности темы исследования.
Квантовые теории сознания (Пенроуз, Хамерофф, Черепанов).Квантовые теории сознания – это группа гипотез, предполагающих, что классические нейрофизиологические модели не могут полностью объяснить феномен сознания, и предлагающих квантово-механические процессы в качестве его основы. Наиболее известные теории принадлежат Роджеру Пенроузу и Стюарту Хамероффу (модель Orch-OR), а также российскому исследователю Сергею Черепанову.
К основным положениям теории Orch-OR (Пенроуз – Хамерофф) относятся следующие:
Квантовая гравитация и коллапс волновой функции: Пенроуз предположил, что сознание возникает в момент коллапса квантовой суперпозиции в микротрубочках нейронов. Этот коллапс, названный «объективной редукцией» (Objective Reduction, OR), связан с квантовой гравитацией и не является чисто случайным процессом, а несёт элементы невычислимой сложности.
Роль микротрубочек: Хамерофф дополнил теорию, указав, что микротрубочки – белковые структуры внутри нейронов – могут поддерживать квантовую когерентность благодаря своим свойствам (например, π-электронам в тубулиновых димерах).
Связь с анестезией: эксперименты показали, что анестетики, подавляющие сознание, влияют на квантовые колебания в микротрубочках, что косвенно поддерживает Orch-OR.
К альтернативным квантовым теориям относятся:
Модель Фишера (квантовые спины фосфора). Фишер предположил, что ядерные спины атомов фосфора в мозге могут действовать как кубиты, образуя квантовые компьютеры. Эта гипотеза основана на наблюдениях за изотопами лития, влияющими на поведение крыс.
Теория Умезавы – Витиелло использует квантовую теорию поля для описания памяти и сознания, предполагая диалог между классическими и квантовыми процессами в мозге.
Сергей Черепанов развивает концепцию квантового нейрокомпьютинга, связывая сознание с нелокальными квантовыми корреляциями. Его подход ближе к философским интерпретациям, чем к строгим нейрофизиологическим моделям.
Энергоинформационные модели в контексте Живой Этики (Агни Йоги)и исследований В. П. Казначеева представляют собой синтез духовно-философских и научных представлений о взаимодействии энергии, информации и сознания, ключевыми аспектами которого являются следующие.
Живая Этика (Агни Йога) представляет собой синкретическое религиозно-философское учение, созданное Еленой и Николаем Рерихамив первой половине XX века. Оно сочетает элементы западной оккультной традиции (например, теософии Елены Блаватской) с восточным эзотеризмом, включая буддийские и индуистские концепции.
Теория В. П. Казначеева– это научная концепция, разработанная советским и российским учёным-космистом Влаилем Петровичем Казначеевым, которая объединяет идеи медицины, биологии, физики и философии в рамках энергоинформационного обмена между живыми системами и космосом. В. П. Казначеев открыто ссылался на идеи Рерихов, особенно в части психической энергии как реального физического фактора, ноосферы как следующего этапа эволюции разума, единства науки и духовности.
Цифровая философия– направление в современной философии, исследующее природу реальности, сознания и бытия в контексте цифровых технологий, искусственного интеллекта и гипотетических компьютерных симуляций.
Цель исследования – доказать, что в цифровой эпохе мысль приобретает статус онтологической категории, конструирующей объективность.
Задачи исследования:
1. Исследовать психическую энергию как квантово-информационный феномен.
2. Проанализировать трансформацию архетипов коллективного бессознательного в алгоритмах искусственного интеллекта.
3. Разработать модель «ментального конструирования реальности» через нейротехнологии.
Методология исследования. В работе применяется подход натуралистического панпсихизма(Д. Чалмерс), предполагающий, что сознание является фундаментальным свойством материи и может проявляться в том числе в цифровых системах. Использована герменевтика цифровых текстов– интерпретация Big Data через призму юнгианских архетипов, что позволяет выявить устойчивые паттерны коллективного бессознательного в цифровой среде.
Научная новизна исследования. Впервые проведён синтез принципов юнгианской аналитической психологии и квантовой теории информации, позволивший ввести концепт «цифрового архетипа» –универсального паттерна коллективного бессознательного, проявляющегося в архитектуре искусственных нейронных сетей.
Теоретическая и практическая значимость исследования:
1. Развитие междисциплинарного подхода в изучении сознания через интеграцию философских (панпсихизм), нейрофизиологических и цифровых парадигм, преодоление редукционизма в исследовании мыслительных процессов.
2. Синтез классических психологических концепций(архетипы Юнга) с современной теорией искусственного интеллекта, разработка новой методологии анализа алгоритмических систем через призму психологии бессознательного.
3. Разработка оригинальной онтологии цифровой реальности как проекции коллективного мыслительного акта, расширяющей понимание природы виртуальных сред и их связи с сознанием.
4. Формулировка концепции «кристаллизованного бессознательного» на основе анализа Big Data, открывающей новые возможности для изучения коллективных ментальных процессов.
5. Теоретическое обоснование гипотезы о возможности усиления психической энергии с помощью квантовых компьютеров через реализацию неклассических вычислительных парадигм.
Положения, выносимые на защиту:
1. Мысль представляет собой гибридный энергоинформационный процесс, который может быть адекватно описан только в рамках синтетической парадигмы, объединяющей нейрофизиологический редукционизм и панпсихические подходы.
2. Квантовые корреляты сознания, проявляющиеся в феноменах нелокальности и ментальной причинности, демонстрируют принципиальную невозможность полной редукции мыслительных процессов к классическим вычислительным моделям.
3. Цифровая реальность является не просто техническим артефактом, но проекцией коллективного мыслительного акта, обладающей собственной онтологической значимостью и способностью к обратному воздействию на сознание.
4. Архетипы коллективного бессознательного (в частности, юнгианская «Тень») находят прямое выражение в работе нейросетей, проявляясь как системные алгоритмические ошибки и латентные смещения (bias), что требует разработки новых эпистемологических моделей анализа ИИ.
5. Нейроинтерфейсы осуществляют принципиально новую форму трансляции – перевод качественных характеристик психической энергии в количественный цифровой код, создавая условия для возникновения гибридных форм творчества.
6. Big Data функционируют как кристаллизованная форма коллективного бессознательного, где цифровые следы становятся репрезентантами архетипических структур, открывая новые возможности для социально-психологического прогнозирования.
7. Современный нейромаркетинг, в частности механизмы формирования TikTok-трендов, представляет собой технологию целенаправленной манипуляции архетипическими структурами сознания для управления коллективным поведением.
8. Квантовые компьютеры потенциально способны выступать в качестве усилителей психической энергии за счет реализации неклассических вычислительных парадигм, адекватных природе квантовых коррелятов сознания.
9. «Ментальный хакинг» в гибридной реальности порождает новые этические риски, связанные с возможностью несанкционированного воздействия на глубинные слои психики, что требует разработки специальных правовых и этических регуляторов.
Структура исследования. Работа состоит из введения, трех глав, девяти параграфов, заключения, списка используемой литературы.
В первой главе рассмотрены: мысль как энергоинформационный процесс: нейрофизиология vs панпсихизм; квантовые корреляты сознания (нелокальность и «ментальная причинность»).
Во второй главе исследованы следующие вопросы: архетипы Юнга в эпоху нейросетей («Тень» как алгоритмическая ошибка); психическая энергия в нейроинтерфейсах: трансляция мысли в код, Big Data как «кристаллизованное бессознательное»: анализ цифровых следов.
В третьей главе рассмотрены вопросы: нейромаркетинг и манипуляция архетипами (кейс TikTok-трендов); квантовые компьютеры как усилители психической энергии: гипотеза; этические риски «ментального хакинга» в гибридной реальности.
В заключения сделаны выводы по теме исследования


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Историческое развитие понятия «мысль» движется от ее понимания как субстанциональной «психической энергии» или флюида к признанию ее нематериальной, процессуальной природой (информационный процесс, нейронная активность).
Цифровые технологии совершили онтологический переворот, впервые позволив объективировать мысль, превратив ее из внутреннего, субъективного переживания во внешний, независимый, манипулируемый и стабильный цифровой конструкт(код, данные, модель).
Цифровой конструкт – это не просто запись мысли, а новая форма ее существования, обладающая собственной онтологией: он алгоритмичен, интерактивен, способен к независимому от породившего его сознания «существованию» в сетевой среде и воздействию на других пользователей.
Это порождает главный парадокс: обретая внешнюю объективность и социальную значимость, мысль рискует утратить свою связь с внутренним, рефлексивным «Я» человека, став продуктом коллективного цифрового производства и алгоритмического управления.
Архетипические структуры бессознательного приобретают технологическое воплощение. Анализ показал, что юнгианская «Тень» – совокупность вытесненных, непризнанных качеств психики – находит прямую аналогию в работе нейросетей. Она проявляется как «алгоритмическая ошибка» – системные искажения (bias), скрытые уязвимости и непреднамеренные, зачастую деструктивные, результаты работы ИИ, которые не были заложены разработчиками. Это демонстрирует, что бессознательное не является исключительной прерогативой человека, но может быть инкорпорировано в логику цифровых систем, требуя новой «гигиены сознания» при их проектировании.
Психическая энергия получает материального посредника для объективации. Нейроинтерфейсы выступают в роли гносеологического инструмента, который транслирует качество мысли в количественный код. Тем самым, они переводят абстрактное понятие «ментальной энергии» из области умозрительных конструктов в плоскость измеримых и используемых параметров. Процесс творчества, таким образом, из чисто внутреннего акта превращается в гибридный био-технический процесс, где мысль непосредственно становится командой, действием, артефактом.
Коллективное бессознательное кристаллизуется в цифровой среде. Массивы Big Data представляют собой не просто информацию, а овеществленное, «кристаллизованное» коллективное бессознательное. Анализ цифровых следов позволяет выявлять неосознаваемые паттерны поведения, архетипические сценарии и скрытые мотивации в масштабах всего общества. Это превращает Big Data в мощнейший гносеологический ресурс для познания не индивидуальной, а коллективной психической жизни, открывая доступ к «цифровому архитипическому полю».
Современные технологии (нейросети, нейроинтерфейсы, Big Data) совершают коперниканский переворот в гносеологии ментального творчества. Они становятся внешними модулями и усилителями человеческой психики, объективируя и делая доступными для анализа и использования те её аспекты (архетипы, энергия, коллективное бессознательное), которые классическая философия и психология считали сугубо внутренними и поддающимися лишь интроспекции. Творческий акт перестает быть замкнутым в черепной коробке индивида; он становится распределенным, гибридным процессом, протекающим в контуре «человек – машина – цифровая среда». Это требует разработки новой эпистемологии, адекватной для описания творчества в условиях сращивания биологического и искусственного интеллекта.
Мыслепорождение становится объектом технологического управления. На примере нейромаркетинга в TikTok показано, что механизмы генерации мыслей и поведения могут быть целенаправленно смоделированы через воздействие на архетипы и бессознательные паттерны восприятия. Алгоритмы платформ, использующие триггеры внимания и эмоций, трансформируют спонтанный мыслительный процесс в управляемый поток, что свидетельствует о переходе к активному «праксиологическому» конструированию ментального опыта.
Гипотетическое усиление психики через квантовые вычисления открывает новую парадигму. Рассмотренная гипотеза указывает на потенциальный качественный скачок: от внешнего управления вниманием (как в TikTok) к прямому усилению когнитивных процессов. Хотя на текущем этапе это остается спекулятивной моделью, сам вектор развития технологий ведет к возможности фундаментального преобразования природы мышления, его скорости и мощности, что ставит вопрос о будущей «психической энергетике» как ресурсе.
Возникает системная угроза «ментального хакинга» в гибридной реальности. Синтез двух предыдущих трендов – тотального нейромаркетинга и гипотетических когнитивных усилителей – порождает принципиально новые этические риски. Формируется среда, где манипуляция на уровне бессознательного и внедрение мыслей могут стать нераспознаваемыми для индивида. Это создает угрозу не просто приватности, но и самой целостности человеческой личности и автономии воли.
Феномен мыслепорождения выходит из области спонтанной психической деятельности в сферу целенаправленного проектирования и потенциального усиления. Это требует опережающего развития не только технологий, но и нового этико-правового фундамента, способного защитить суверенитет человеческого сознания в условиях гибридной цифрово-биологической реальности.



1. Аксенов С.В., Новосельцев В.Б. Организация и использование нейронных сетей: (методы и технологии) / под общ. ред. В.Б. Новосельцева. Томск : Изд-во науч.- технической лит., 2006.
2. Аксютина З. А. Характеристика понятия «социальность» // Смальта №1. 2020. С. 5-13.
3. Анисова А.А., Жук М.И. Архетип Тени в романе Г. Гессе «Степной волк» с точки зрения теории аналитической психологии К.Г. Юнга // Культурно-языковые кон такты. Вып. 9. – Владивосток: Изд-во ДВГУ, 2006. – С. 300-312. [Электронный ресурс]: Режим доступа: URL: http:// www.hesse. ru/articles/ readar=mzhuk&page =4 (Дата обращения 15.07.2025)
4. Анисова А.А., Жук М.И. Архетип Тени в романе Г. Гессе «Степной волк» с точки зрения теории аналитической психологии К.Г. Юнга // Культурно-языковые кон такты. Вып. 9. – Владивосток: Изд-во ДВГУ, 2006. – С. 300-312.
5. Анохов И. В. Цифровая тень как инструмент для исследования отрасли. E-Management. – 2022. – № 1. – С. 80-92.
6. Антонян Ю.М. Архетип и преступность / Ю.М. Антонян. – М.: Вече, 2009. – С. 297.
7. Антонян Ю.М. Архетип и преступность / Ю.М. Антонян. – М.: Вече, 2009. – С. 289.
8. Антонян Ю.М. Архетип и преступность / Ю.М. Антонян. – М.: Вече, 2009. – С. 303.
9. Арсентьева С.В. Психологические исследования энергии человека: сопоставление восточных и западных подходов // Человеческий фактор: социальный психолог. – 2024. – №1 (49). – С. 98-113.
10. Аршинов В.И. Синергетика конвергирует со сложностью // Вопросы философии. 2011. № 4. С. 73-84.
11. Аршинов В.И., Свирский Я. Сложностный мир и его наблюдатель. Часть первая // Фило софия науки и техники. 2015. Т. 20, № 2. С. 70-84.
12. Бажанов В. А. Абстрагирование и абстракция в оптике нейронауки // Epistemology&Philosophy of Science. 2021. Vol. 58, no. 2. P. 6–18.
13. Балановский В.В. Энергетизм Н.Я. Грота как способ преодоления метафизического и методологического дуализма // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2019. № 1. С. 121 – 127.
14. Бауман З. Ретротопия / Зигмунт Бауман ; пер. с англ. В.Л. Си лаевой; под науч. ред. О.А. Оберемко. М. : ВЦИОМ, 2019. 160 с.
15. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995. 323 с.
16. Бойко В.В. Психоэнергетика. – СПб.: Питер, 2008. – 416 с.
17. Братченко С.Л. Диагностика личностно-развивающего потенциала. - Псков, 1997. – С. 34.
18. Братченко С.Л. Экзистенциальная психология глубинного общения: уроки Джеймса Бьюдженталя. - М., 2001. – С. 57.
19. Брентано Ф. Избранные работы / пер. с нем. В. В. Анашвили. М.: Дом интеллектуальной книги; Русское феноменологическое общество, 1996. 176 с.
20. Брюзова Ю. Ю. Цифровая тень в перспективе цифрового двойника. Актуальные проблемы теории и практики развития научных исследований: сборник статей Международной научно-практической конференции. – Уфа: Аэтерна. 2022. – С. 27–32.
21. Васильев В. В. Сознание и вещи: очерк феноменалистической онтологии. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2014. 240 с.
22. Васильев В. В. Трудная проблема сознания. М.: Прогресс-Традиция, 2009. 272 с.
23. Васильев В.В. Трудная проблема сознания. М. : Прогресс-Традиция, 2009. С. 33.
24. Вдовина Г.В. Лаборатория онтологических понятий: Антоний Сирект и Антонио Тромбетта – скотисты XV в. // Историко-философский ежегодник. 2017. № 2017. С. 21–50.
25. Винер Н. Творец и робот = God and Golem. М., 1966. URL: http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000890/st000.shtml (дата обращения 15.07.2025).
26. Вишманн Т. Процесс индивидуации в аналитической психологии К. Г. Юнга. [Электронный ресурс]: Режим доступа: URL: http:// psychoanalyse.narod.ru/jung/ wischman.htm (Дата обращения 15.07.2025)
27. Возиянова Н.Ю., Каменева Н.В. Нейромаркетинг в цифровой эпохе: состояние и перспективы развития. Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. 2025. № 3. С. 231-243.
28. Волински С. Квантовое сознание: руководство по квантовой психологии / пер. с англ. О. Асманова. М.: Старклайт, 2007. 224 с.
29. Володенков С.В. DIGITAL-технологии в системе традиционных институтов власти: политический потенциал и современные вызовы // Вестник Московского государственного областного университета. 2018. № 2. С. 39-48.
30. Володенков С.В. Total Data как феномен формирования политической постреальности // Вестник Омского университета. Серия: Исторические науки. 2017. № 3 (15). С. 409-415.
31. Гроот Н.Я. Понятия души и психической энергии в психологии // Вопросы философии и психологии. 1897. Кн. 2 (37). С. 239 – 300.
32. Дебор Ги. Общество спектакля. - М.: Логос, 2000. – 219 с.
33. Деев С. А. Цифровые следы и их защита. Исследования молодых ученых: Материалы XLVIII Междунар. науч. конф. Казань: Молодой ученый. – 2022. – С. 1-7.
34. Доценко Е. Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. – СПб. : Речь, 2003. С. 59.
35. Доценко Е.Л. Механизмы межличностной манипуляции// Вестник Московского университета. Серия 14. Психология, 1993. № 4. С. 132–138.
36. Дубровский Д.И. Критический анализ теории сознания Пенроуза-Хамероффа. Часть 1 // Философия науки и техники. 2017. Т. 22. № 1. С. 125-136.
37. Дубровский Д.И. Критический анализ теории сознания Пенроуза-Хамероффа. Часть 2 // Философия науки и техники. 2017. Т. 22. № 2. С. 89-102.
38. Ежова Е. Н. Лингвистика рекламного текста. – Ставрополь : СКФУ, 2018. С. 18-19.
39. Журавлева Е.Ю. Современная социология в сетевой цифровой среде: от вычислительных и электронных социальных наук к цифровым социальным исследованиям // Социс. 2015. № 8. С. 25 – 34.
40. Зелинский С.А. Манипуляции массами и психоанализ. Манипулирование массовыми психическими процессами посредством психоаналитических методик. - СПб.: Издательско торговый дом «Скифия», 2008. – С. 105-111.
41. Зиниша О.С., Кочеян Д.Г., Мокосеева М.А. Технология Big Data в бизнесе и пути его совершенствования // Colloquium-Journal. 2020. № 11-7 (63). С. 46-50.
42. Канке В.А. Философия математики, физики, химии, биологии. М.: КНОРУС, 2011. С. 139.
43. Карчагин Е.В. Эпистемология и эвристические возможности Big Data // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. № 12. С. 151-155. Климович А.П. Вопросы философии больших данных // Инновации в науке. 2018. № 8 (84). С. 30-38.
44. Князев В.Н. Концепция супервзаимодействия в философии физики. М.: МПГУ, 2018. 192 с.
45. Ковалев А. А. Ментальные вызовы как философско-антропологическая проблема в условиях гибридной реальности // Вестник Гуманитарного университета. 2024. Т. 12, № 3. С. 106-113.
46. Кокорев Д. С., Юрин А. А. Цифровые двойники: понятие, типы и преимущества для бизнеса. Colloquium-journal. – 2019. – № 10-2 (34). – С. 101-104.
47. Колесов С.Г. Понятие психической энергии в современной психологии // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2011. – № 8. – С. 165-168.
48. Крушанов А.А. Искусственный интеллект – освобождение человека от трудностей или его вытеснение? // Вопросы философии. –2022. –№ 11. –С. 87-98.
49. Курцвейл Р. Как создать разум: секрет человеческого мышления раскрыт. М. : Эксмо, 2015. С. 239.
50. Латур Б. Пересборка социального: Введение в акторно-сетевую теорию / Бруно Латур ; пер. с англ. И. Полонской. М., 2014. 384 с.
51. Лейбин В.М. Зигмунд Фрейд иКарл Густав Юнг. М.: АСТ, 2019. 416 с.
52. Лейбин В.М. Карл Г. Юнг: Психопоэтический портрет / Рос. акад. обр., Мос ковский психол.-социальный ин-т. – М., 2011. – С. 250.
53. Лешкевич Т.Г. Человек-виртуал и передача культурных ценностей поколению эпохи цифры // Вопросы философии. 2022. № 3. С. 53-63.
54. Либерман Я.Л. О единице измерения и методах оценки количества психической энергии, затрачиваемой на восприятие информации человеком // Мир педагогики и психологии. – 2023. - №1 (78). – С.176-184.
55. Мазина Т.В. Интеграция представлений о понятии психической энергии // International Journal Of Medicine And Psychology. – 2022. – Т.5. – №8. – С.98-108.
56. Манин Ю. Вычислимое и невычислимое. – М.: Советское радио, 1980.
57. Маркузе Г. Одномерный человек / пер. с англ. А.А. Юдина. - М.: ACT: Ермак, 2003. – С. 123.
58. Мельниченко Р. Г. Цифровая тень адвоката. Евразийская адвокатура. – 2020. – № 3 (46). – С. 79-83.
59. Менский М.Б. Интуиция и квантовый подход к теории сознания // Вопросы философии. 2015. № 4. С. 48-57.
60. Менский М.Б. Сознание и квантовая механика: Жизнь в параллельных мирах (Чудеса сознания – из квантовой реальности). Фрязино: Век2, 2011. С. 108.
61. Менский М.Б. Человек и квантовый мир. Фрязино: Век2, 2007. С. 215.
62. Мир Огненный. Ч. 1 // Агни-Йога с комментариями: в 2 т. М.: ЭКСМО, 2010 Т. 2. С. 9-181.
63. МихеевГ. В., ДеркачеваЕ. А., КузнецоваО. А. Нейромаркетинг: терминологическиеаспекты // InternationalScientificReview. – 2016. – № 10 (20). – C. 26-28.
64. Налимов В.В. Разбрасываю мысли. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 344 c.
65. Никифоров Г.С. Психология здоровья. История становления. – СПб.: «Скифия», 2024. – 310 с.
66. Николин В. В., Николина О. И. Множественная бесконечность в реальности виртуального: последствия для личности // Вестн. Ом. гос. пед. ун-та. Гуманитарные исследования. –2023. –№ 2 (39). –С. 40-44
67. нисова А.А., Жук М.И. Архетип Тени в романе Г. Гессе «Степной волк» с точки зрения теории аналитической психологии К.Г. Юнга // Культурно-языковые кон такты. Вып. 9. – Владивосток: Изд-во ДВГУ, 2006. – С. 300-312.
68. Паршикова Г. В. Феноменологический аспект рефлексивного опыта как модус существования ментального в виде данностей сознания // Философия и культура. –2014. –№ 9. –С. 1329-1333.
69. Паршикова Г.В. Лингвистический концепт и квалитативное содержание ментальных состояний в объективизации природы сознания // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2015. Т. 2. № 1. С. 70-79.
70. Пенроуз Р. Новый ум короля. О компьютерах, мышлении и законах физики. М.: Едито риал УРСС, 2003. 384 с.
71. Пенроуз Р. Тени разума: в поисках науки о сознании. Часть I. Понимание разума и новая физика. М., Ижевск : Институт компьютерных исследований, 2003. С. 16.
72. Пенроуз Р., Шимони А., Картрайт Н., Хокинг С. Большое, малое и человеческий разум. СПб. : Амфора, 2008. С. 101.
73. Пенроуз Р., Шимони А., Картрайт Н., Хокинг С. Большое, малое и человеческий разум. М.: Мир, 2004. 191 с.
74. Петухов С.В., Амбарцумов Р.А., Лавелина В.С. Актуальные вопросы применения Big Data: правовой аспект // Проблемы экономики и юридической практики. 2018. № 6. С. 93-96.
75. Письменная А. С. Маркетинг бизнес-экосистем: как нейрометрики помогают создавать цифровые продукты // Маркетинговые модели, практики и тренды, вызовы и перспективы региона Большой Евразии : сборник материалов 1-й Евразийской конференции по маркетингу (ЕМС-2023), Санкт-Петербург, 1–2 декабря 2023 г. – СПб., 2023. – С. 131–139.
76. Письменная А. С. Научный и прикладной потенциал нейромаркетинга в системемаркетинговых исследований компании: автореф. дис. ... канд. экон. наук. – СПб., 2021.
77. Пономарёв А.М. Технологии искусственного интеллекта в контексте теорий П.А. Сорокина и Б. Латура // Вестн. Удм. ун-та. Социология. Политология. Международные отношения. 2025. Т. 9, вып. 1. С. 9-13.
78. Попов Е.В., Семячков К.А. Проблемы экономической безопасности цифрового общества в условиях глобализации // Экономика региона. 2018. Т. 14. № 4. С. 1088-1101.
79. Почепцов Г.Г. Победа над массовым сознанием и мышлением: как работает объективный инструментарий на субъективной основе // 21-й век. 2017. №2 (43). С. 18 – 33.
80. Пржиленский В.И. «Реальность»: социально-эпистемологическое исследование // Вопросы философии. 2013. № 9. С. 91-106.
81. Пржиленский В.И. Внутренний мир в перспективе конструктивизма // Эпистемология и философия науки. 2014. № 1. С. 29-33.
82. Пржиленский В.И. Понятие цифровой реальности: значение и смысл // Философия науки и техники 2021. Т. 26. № 2. С. 68–80
83. Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М.: Едиториал УРСС, 2014. 304 с.
84. Прыгин Г.С. Психическая энергия - реальность или оксюморон? // Методология современной психологии. – 2024. – № 23. – С.243-258.
85. ПуляєвськаM. Є. Психосемантичнамікросегментаціякористувачівсоціальнихмереж // Проблемисоціальноїроботи: філософія, психологія, соціологія. – 2017. – № 1. – С. 62-69.
86. Пую Ю.В. Истоки и генезис феномена манипулирования// Известия РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. № 72. С. 21.
87. Резаев А.В., Стариков В.С., Трегубова Н.Д. Социология в эпоху «искусственной социальности» // Социологические исследования. № 2. 2020. С. 3-12.
88. Розин В. М. Методологическая программа социокультурного изучения социальности // Культура культуры. 2018. № 3 (15). С. 103-107.
89. Рязанова С.В. Роль теории архетипов в анализе мифа // Вестник Пермского университета. 2012. Выпуск 3(20). С. 7–16.
90. Савельев А.И. Проблемы применения законодательства о персональных данных в эпоху «Больших данных» (Big Data) // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2015. № 1. С. 43-66.
91. Смирнов С. А. Виртуальная реальность как превращенная форма // Философский журнал. 2023. Т. 16, № 1. С. 21–38.
92. Спрукуль П. С. Концепт субъекта в контексте гипотезы компьютерной симуляции // Вестн. Том. гос. ун-та. Философия. Социология. Политология. 2022. № 68. С. 146–153.
93. Тазитдинов Е.В., Солодилов Е.С. Энергия движения: как физическая активность улучшает психическое здоровье? // Тенденции развития науки и образования. – 2024. - № 110-15. – С.91-94.
94. Танюшина А. А. Виртуальный реализм, информационная онтология сознания и структурный реализм в философии Дэвида Чалмерса // Философский журнал. –2021. –Т. 14, –№ 4. –С. 53–64.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ