Экологическая компетентность школьников с различиями в социокультурном окружении в семейной и образовательной среде Бродовая Елена Владимировна
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Экологическая компетентность как результат
социально - личностного развития школьника под влиянием
социокультурных факторов в семейной и образовательной среде
1.1. Экологическая компетентность как психологический
феномен 8
1.2. Субъектное и субъективное основание экологической 14
компетентности
1.3. Основные подходы в формировании экологической 18
компетентности
1.4. Факторы окружения, обеспечивающие формирование 24
экологической компетентности школьников
Глава 2. Организация и методологическое обеспечение эмпирического исследования корреляции факторов, оказывающих влияние на формирование экологической компетентности школьника с показателями субъективной позиции самого учащегося
2.1 Методологические основания исследования и
характеристика методов исследования 33
2.2 Организационная структура, ход исследования и
характеристика целевой группы 39
Глава 3. Профиль экологической компетентности в группах школьников с различиями в социокультурном окружении в образовательной и семейной среде
3.1 Уровень ресурсопотребления 42
3.2 Ценностная составляющая экологической компетентности 44
3.3 Ценностная составляющая экологической компетентности 46
Заключение 51
Список литературы 54
Приложения
Глава 1. Экологическая компетентность как результат
социально - личностного развития школьника под влиянием
социокультурных факторов в семейной и образовательной среде
1.1. Экологическая компетентность как психологический
феномен 8
1.2. Субъектное и субъективное основание экологической 14
компетентности
1.3. Основные подходы в формировании экологической 18
компетентности
1.4. Факторы окружения, обеспечивающие формирование 24
экологической компетентности школьников
Глава 2. Организация и методологическое обеспечение эмпирического исследования корреляции факторов, оказывающих влияние на формирование экологической компетентности школьника с показателями субъективной позиции самого учащегося
2.1 Методологические основания исследования и
характеристика методов исследования 33
2.2 Организационная структура, ход исследования и
характеристика целевой группы 39
Глава 3. Профиль экологической компетентности в группах школьников с различиями в социокультурном окружении в образовательной и семейной среде
3.1 Уровень ресурсопотребления 42
3.2 Ценностная составляющая экологической компетентности 44
3.3 Ценностная составляющая экологической компетентности 46
Заключение 51
Список литературы 54
Приложения
Перед современным обществом достаточно остро стоят вопросы экологической безопасности. Определяющим в обеспечении экологического равновесия является баланс в системе "Природа-Человек". Власть человека над природой и суверенность от нее иллюзорны, а усиленное воздействие на окружающую среду ведет к резкому ухудшению естественных условий существования всех живых систем. Негативные изменения в физическом и психическом здоровье человека также являются следствием его притязаний к Природе, В связи с этим назрела необходимость как формирования нового экологического мировоззрения, способствующего развитию экологического сознания, экологического мышления и поведения человека, направленного на сохранение жизни на Земле и на установление гармонии во взаимоотношениях человека и Природы.
Ядром экологически ориентированного мировоззрения является экологическое сознание, как относительно новый феномен общественного сознания. Собственно, экологическое сознание является и отражением напряженности экологической ситуации, и своего рода индикатором серьезных изменений духовной и материальной культуры людей1.
Основой экологического сознания выступает экологическая компетентность, имеющая, многокомпонентную структуру и подразумевающая, осознанную способность к самостоятельной экологической деятельности, которая направлена на сохранение и улучшение состояния среды обитания, по средствам выявления, решения и предупреждения экологических проблем.
В целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития в нашей стране, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности принято решение о проведении в России Года экологии в 2017 году.
Экологизация образа жизни и производственных процессов в значительной степени связана с изменением рынка труда, обусловленным технологическими и социальными процессами. Результатом этих изменений стала разработка экспертами Агенства стратегических инициатив, Сколково Атласа новых профессий, где размещен перечень 186 профессий, появления которых стоит ожидать к 2030 году; обучение по ряду новых профессий молодые люди пройдут уже к 2020 году. В перечень навыков и умений каталога внесено экологическое мышление, что предполагает наличие сформированной экологической компетентности у представителей профессий будущего.
Это всего лишь два факта, ярко свидетельствующие об актуальности экологического образования, воспитания детей и молодежи, просвещения населения. Образовательные организации решают задачи создания условий для формирования экологических компетенций.
На современном этапе (экологическое образование для устойчивого развития) компетентностный подход выступает в качестве методологической базы модернизации экологического образования. Экологическая компетентность является важным звеном в системе результатов экологического образования: экологическая грамотность - экологическая образованность - экологическая компетентность - экологическая культура. Формирование экологической культуры как генеральная цель общего экологического образования должно предусматривать в качестве одной из необходимых стадий формирования экологической компетентности учащихся.
...
Ядром экологически ориентированного мировоззрения является экологическое сознание, как относительно новый феномен общественного сознания. Собственно, экологическое сознание является и отражением напряженности экологической ситуации, и своего рода индикатором серьезных изменений духовной и материальной культуры людей1.
Основой экологического сознания выступает экологическая компетентность, имеющая, многокомпонентную структуру и подразумевающая, осознанную способность к самостоятельной экологической деятельности, которая направлена на сохранение и улучшение состояния среды обитания, по средствам выявления, решения и предупреждения экологических проблем.
В целях привлечения внимания общества к вопросам экологического развития в нашей стране, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности принято решение о проведении в России Года экологии в 2017 году.
Экологизация образа жизни и производственных процессов в значительной степени связана с изменением рынка труда, обусловленным технологическими и социальными процессами. Результатом этих изменений стала разработка экспертами Агенства стратегических инициатив, Сколково Атласа новых профессий, где размещен перечень 186 профессий, появления которых стоит ожидать к 2030 году; обучение по ряду новых профессий молодые люди пройдут уже к 2020 году. В перечень навыков и умений каталога внесено экологическое мышление, что предполагает наличие сформированной экологической компетентности у представителей профессий будущего.
Это всего лишь два факта, ярко свидетельствующие об актуальности экологического образования, воспитания детей и молодежи, просвещения населения. Образовательные организации решают задачи создания условий для формирования экологических компетенций.
На современном этапе (экологическое образование для устойчивого развития) компетентностный подход выступает в качестве методологической базы модернизации экологического образования. Экологическая компетентность является важным звеном в системе результатов экологического образования: экологическая грамотность - экологическая образованность - экологическая компетентность - экологическая культура. Формирование экологической культуры как генеральная цель общего экологического образования должно предусматривать в качестве одной из необходимых стадий формирования экологической компетентности учащихся.
...
Данное исследование носит практико-ориентированный характер, т.к. разработанная таблица, тесты «Экологический след» и «ЭЗОП» будут использоваться при реализации городской программы экологического образования и воспитания школьников «Экополюс
При выполнении дипломной работы были выполнены следующие задачи:
1. Сформулирован понятийный аппарат, позволяющий концептуализировать понятия и описать в психологических терминах взаимосвязь между структурными компонентами экологической компетентности, как результата социально личностного развития:
- экологичная личность - носитель экологических ценностей, экологического мышления, экологической культуры;
- экологическая деятельность;
- экологическое сознание - совокупность представлений о взаимосвязях в системе «человек - природа».
Показана многокомпонентная структура экологической компетентности включает в себя следующие аспекты:
• категориальные (содержание понятий «экологическая компетенция»,
«экологическая компетентность», «формирование экологической
компетентности»);
• функциональные (биосферная, методологическая, интегративная, системная,
культурная, социальная, прогностическая, практическая, функция
профессионального самоопределения, ценностно-смысловая функции );
• структурно-содержательные (состав и содержание основных компонентов экологической компетентности );
• типологические (уровни, критерии, показатели сформированности экологической компетентности учащихся).
Были выделены факторы, обеспечивающие формирование экологической компетентности школьника в составе четырех основных, обозначенных в литературе, компонентах:
• социокультурный (целевой) компонент - наличие носителей экологических ценностей в школе (педагог, одноклассники) и семье - наиболее значимый в рамках данного дипломного проекта.
• содержательный компонент - наличие в образовательной программе задач по формированию:
- когнитивного компонента экологической компетентности -
• организационно-методический компонент - участие школьников в программе дополнительного образования;
• результативный компонент - наличие мониторинга, позволяющего выявить образовательные результаты.
2. Сформирован пакет эмпирических и статистических методик, позволяющих раскрыть и верифицировать взаимосвязь психологическими основами экологической компетентности (субъективная позиция) с социокультурным окружением в семейной и образовательной среде. - разработана опросная таблица (приложение 3):
• выбраны методики для определения субъективной позиции обучающегося (тесты «Экологический след». «ЭЗОП», методика М.Рокича), ключевыми критериями различи выбрали: 1. отнесенность образовательного учреждения и семьи к сельской или городской местности; 2. Степень выявленности носителя экологической компетентности материал, для в образовательной и семейной среде. (приложение 1,3)
3. С помощью сформированного методического инструмента был собран эмпирический подтверждения или опровержения выдвигаемой гипотезы о существовании статистической взаимосвязи между степенью выявленности носителя экологической компетентности в микросоциуме школьника и характеристиками субъективной позиции в отношении природы, как базовой психологической составляющей экологической компетентности личности (приложение 2)
4. Описали различия во взаимосвязи между степенью выявленности носителя экологической компетентности в микросоциуме школьника и характеристиками субъективной позиции в отношении природы, как базовой психологической составляющей экологической компетентности личности.
...
При выполнении дипломной работы были выполнены следующие задачи:
1. Сформулирован понятийный аппарат, позволяющий концептуализировать понятия и описать в психологических терминах взаимосвязь между структурными компонентами экологической компетентности, как результата социально личностного развития:
- экологичная личность - носитель экологических ценностей, экологического мышления, экологической культуры;
- экологическая деятельность;
- экологическое сознание - совокупность представлений о взаимосвязях в системе «человек - природа».
Показана многокомпонентная структура экологической компетентности включает в себя следующие аспекты:
• категориальные (содержание понятий «экологическая компетенция»,
«экологическая компетентность», «формирование экологической
компетентности»);
• функциональные (биосферная, методологическая, интегративная, системная,
культурная, социальная, прогностическая, практическая, функция
профессионального самоопределения, ценностно-смысловая функции );
• структурно-содержательные (состав и содержание основных компонентов экологической компетентности );
• типологические (уровни, критерии, показатели сформированности экологической компетентности учащихся).
Были выделены факторы, обеспечивающие формирование экологической компетентности школьника в составе четырех основных, обозначенных в литературе, компонентах:
• социокультурный (целевой) компонент - наличие носителей экологических ценностей в школе (педагог, одноклассники) и семье - наиболее значимый в рамках данного дипломного проекта.
• содержательный компонент - наличие в образовательной программе задач по формированию:
- когнитивного компонента экологической компетентности -
• организационно-методический компонент - участие школьников в программе дополнительного образования;
• результативный компонент - наличие мониторинга, позволяющего выявить образовательные результаты.
2. Сформирован пакет эмпирических и статистических методик, позволяющих раскрыть и верифицировать взаимосвязь психологическими основами экологической компетентности (субъективная позиция) с социокультурным окружением в семейной и образовательной среде. - разработана опросная таблица (приложение 3):
• выбраны методики для определения субъективной позиции обучающегося (тесты «Экологический след». «ЭЗОП», методика М.Рокича), ключевыми критериями различи выбрали: 1. отнесенность образовательного учреждения и семьи к сельской или городской местности; 2. Степень выявленности носителя экологической компетентности материал, для в образовательной и семейной среде. (приложение 1,3)
3. С помощью сформированного методического инструмента был собран эмпирический подтверждения или опровержения выдвигаемой гипотезы о существовании статистической взаимосвязи между степенью выявленности носителя экологической компетентности в микросоциуме школьника и характеристиками субъективной позиции в отношении природы, как базовой психологической составляющей экологической компетентности личности (приложение 2)
4. Описали различия во взаимосвязи между степенью выявленности носителя экологической компетентности в микросоциуме школьника и характеристиками субъективной позиции в отношении природы, как базовой психологической составляющей экологической компетентности личности.
...





