СПЕЦИФИКА РАБОТЫ ЛИТЕРАТУРНОГО КРИТИКА В НОВЫХ МЕДИА (НА ПРИМЕРЕ АНАЛИЗА ПУБЛИКАЦИЙ Г.ЮЗЕФОВИЧ. К.МИЛЬЧИНА, Е.ЛИСИЦЫНОЙ ЗА 2018-2020 ГГ.)
|
Введение 2
Глава 1 Литературная критика в новых медиа 7
1.1. Современная литературная критика и ее жанры 7
1.2. Функции современной литературной критики 12
1.3. Новые медиа в литературно-критической деятельности 15
1.4. Особенности литературно-критической деятельности в новых медиа .... 19
Глава 2 Специфика работы современных литературных критиков в новых медиа 30
2.1. Анализ публикаций Галины Юзефович в интернет-издании «Meduza» . 30
2.2. Анализ публикаций Константина Мильчина в сетевом издании
«Горький» 40
2.3. Анализ публикаций Евгении Лисицыной в Telegram-канале
«greenlampbooks» 48
Заключение 58
Список литературы и источников 61
Глава 1 Литературная критика в новых медиа 7
1.1. Современная литературная критика и ее жанры 7
1.2. Функции современной литературной критики 12
1.3. Новые медиа в литературно-критической деятельности 15
1.4. Особенности литературно-критической деятельности в новых медиа .... 19
Глава 2 Специфика работы современных литературных критиков в новых медиа 30
2.1. Анализ публикаций Галины Юзефович в интернет-издании «Meduza» . 30
2.2. Анализ публикаций Константина Мильчина в сетевом издании
«Горький» 40
2.3. Анализ публикаций Евгении Лисицыной в Telegram-канале
«greenlampbooks» 48
Заключение 58
Список литературы и источников 61
На данный момент в России активно развивается книжный и литературный рынок, появляются новые издательства, переводится больше зарубежной литературы, открываются школы по Creative writing и магистратуры по литературному мастерству. Одновременно с обзорами литературы в печатных и интернет-изданиях сохраняется литературная критика в толстых литературных журналах, предназначенная для узкой аудитории читателей.
Продолжает публиковаться и литературная критика, предназначенная для широкой аудитории разных печатных и интернет-СМИ. При этом, с развитием новых медиа — в частности, социальных сетей и онлайн-платформ, позволяющих публиковать свой контент любому пользователю, активными участниками в литературной жизни России становятся литературные блоги.
Однако литературные блоги, используя интерактивность новых медиа, сосредоточены не только на литературной критике. К примеру, на платформе Youtube блогеры выкладывают не только свои обзоры книг, но и интервью с писателями, литературными редакторами и издателями, репортажи с литературных мероприятий.
Развитие новых медиа подталкивает не только обычных пользователей сети Интернет публиковать свой контент, но и трансформирует работу тех, кого называют профессиональными литературными критиками. Так, личные страницы литературных критиков в социальный сети Facebook становятся площадками для дискуссий о современном литературном и книжном процессе между критиками и любыми остальными пользователями этой сети, критики активно дают интервью журналистам, литературным блогерам, а также поддерживают различные книжные и литературные проекты, выходящие за рамки традиционной литературной критики.
Однако, чем активнее развиваются новые медиа, тем больше появляется площадок и возможностей для публикаций своих работ как профессионалам, так и обычным пользователям. В связи с этими процессами актуализируется проблема определения того, что сегодня понимается под литературной критикой, какие она выполняет функции и в чем заключается профессионализм критика.
Обозначенные выше процессы в современной литературной жизни в России определяют актуальность данного научного исследования.
Цель исследования состоит в определении особенностей современной литературно-критической деятельности и работы литературных критиков в новых медиа.
Задачи научно-исследовательской работы:
• На основе изучения теоретической литературы по литературно - художественной критике определить актуальные функции и жанры современной литературной критики;
• обозначить роль новых медиа в современной литературно - критической деятельности;
• отобрать материалы для анализа из работ литературных критиков: Г. Юзефович, К. Мильчина, Е. Лисицыной;
• проанализировать отобранные материалы;
• сформулировать результаты исследования;
Гипотеза данного исследования формулируется следующим образом: Специфика работы современного литературного критика в новых медиа заключается в сочетании использования функций профессиональной и читательской критики, классических жанров литературной критики и ориентирования форматов новых медиа на консьюмерскую аудиторию.
Методология исследования основана на использовании теоретических и эмпирических методов, таких как описание, анализ, синтез, обобщение, классификация.
...
Продолжает публиковаться и литературная критика, предназначенная для широкой аудитории разных печатных и интернет-СМИ. При этом, с развитием новых медиа — в частности, социальных сетей и онлайн-платформ, позволяющих публиковать свой контент любому пользователю, активными участниками в литературной жизни России становятся литературные блоги.
Однако литературные блоги, используя интерактивность новых медиа, сосредоточены не только на литературной критике. К примеру, на платформе Youtube блогеры выкладывают не только свои обзоры книг, но и интервью с писателями, литературными редакторами и издателями, репортажи с литературных мероприятий.
Развитие новых медиа подталкивает не только обычных пользователей сети Интернет публиковать свой контент, но и трансформирует работу тех, кого называют профессиональными литературными критиками. Так, личные страницы литературных критиков в социальный сети Facebook становятся площадками для дискуссий о современном литературном и книжном процессе между критиками и любыми остальными пользователями этой сети, критики активно дают интервью журналистам, литературным блогерам, а также поддерживают различные книжные и литературные проекты, выходящие за рамки традиционной литературной критики.
Однако, чем активнее развиваются новые медиа, тем больше появляется площадок и возможностей для публикаций своих работ как профессионалам, так и обычным пользователям. В связи с этими процессами актуализируется проблема определения того, что сегодня понимается под литературной критикой, какие она выполняет функции и в чем заключается профессионализм критика.
Обозначенные выше процессы в современной литературной жизни в России определяют актуальность данного научного исследования.
Цель исследования состоит в определении особенностей современной литературно-критической деятельности и работы литературных критиков в новых медиа.
Задачи научно-исследовательской работы:
• На основе изучения теоретической литературы по литературно - художественной критике определить актуальные функции и жанры современной литературной критики;
• обозначить роль новых медиа в современной литературно - критической деятельности;
• отобрать материалы для анализа из работ литературных критиков: Г. Юзефович, К. Мильчина, Е. Лисицыной;
• проанализировать отобранные материалы;
• сформулировать результаты исследования;
Гипотеза данного исследования формулируется следующим образом: Специфика работы современного литературного критика в новых медиа заключается в сочетании использования функций профессиональной и читательской критики, классических жанров литературной критики и ориентирования форматов новых медиа на консьюмерскую аудиторию.
Методология исследования основана на использовании теоретических и эмпирических методов, таких как описание, анализ, синтез, обобщение, классификация.
...
Литературная критика представляет собой анализ и оценку произведений и осуществляется как профессиональными критиками (для которых критика — это основной вид деятельности), так и обычными читателями, часть которых становится литературными блогерами. Профессиональная критика осуществляется в толстых литературных журналах, изданиях СМИ и литературных онлайн-изданиях, а читательская в книжных социальных сетях и авторских блогах.
Классическими жанрами современной литературной критики остаются рецензия, критическая статья и портрет. При этом критиками допускается смешение жанров внутри одной публикации. Если профессиональные критики придерживаются жанровых ограничений для публикаций в онлайн-изданиях, то читательская критика обладает большей свободой в методах анализа и высказываниях о произведениях литературы.
Новые медиа как информационно-коммуникационная среда, в которой используются интерактивные технологии с основной моделью коммуникации «от многих ко многим», позволила литературным критикам и блогерам использовать новые форматы (подкасты, видеоблоги, мессенджеры), а также открыла взаимодействие с консьюмерским типом аудитории. Теперь аудитория может обращаться к критикам напрямую, комментируя или по - другому реагируя на их публикации, а издания и критики анализировать запросы читателей.
К основным функциям литературной критики — информационной, просветительской и аналитической — в современной жизни добавляется развлекательная функция, выполнение которой отводится в большей степени литературным блогерам.
Все больше популяризируется чтение в связи с увеличением количества читательской критики, расширением использования форматов новых медиа в 58
профессиональной критике, с развитием открытого доступа для любого человека в литературно-критическую деятельность. Литература и читательские практики становятся одной из форм развлекательного досуга и все реже ассоциируются с «тяжелым классическим» или «доступным только при наличии определенного кругозора» чтением. Читатели в интернете создают книжные онлайн-клубы, ведут страницы в книжных социальных сетях, устраивают марафоны чтения и создают собственные блоги.
Также профессиональные критики, публикуя свои работы в онлайн- изданиях, ведут параллельно свои личные блоги (страницы в социальной сети Facebook Г. Юзефович и К. Мильчина, telegram-канал К. Мильчина Canal du Midi), в том числе используют форматы новых медиа для более свободной формы обсуждения литературы (подкаст «Книжный базар»). Личность профессионального критика раскрывается в использовании всего многообразия форм литературно-критической деятельности, что позволяет критику и придерживаться жанровых ограничений для анализа литературы, и быть открытой медийной личностью для аудитории.
Большую часть читательской критики составляет литературная блогосфера, к которой относят совокупность всех блогов, посвященных литературной тематике и которая представляет собой отдельное сообщество. Внутри литературной блогосферы выделяются два крупных подсообщества: буктьюбинг и букстаграм. А также развивается направление литературных блогов в мессенджере Telegram.
Литературные блогеры отличаются от профессиональных критиков тем, что для них критика — это не основной вид деятельности. Литературным блогером может стать любой пользователь интернета, который выберет для себя площадку для регулярных публикаций на литературную тематику. Но несмотря на низкий порог входа в блогерство, не требующий специального образования, часть литературных блогеров использует в качестве основы для анализа произведений элементы профессионального рецензирования.
Учитывая популярность литературных блогеров, онлайн-издания привлекают их к сотрудничеству: так, издание «Горький» несколько месяцев публиковало рецензии telegram-блогеров на произведения списка зарубежной литературы премии «Ясная поляна». А писатели и критики признают значимость литературных блогов в популяризации чтения и развития литературной среды, поэтому ежегодно вручают премию для литературных блогеров и регулярно с ними сотрудничают в рамках проведения интервью, литературных мероприятиях и пр.
Таким образом, специфика работы современного литературного критика в новых медиа заключается в сочетании использования функций профессиональной и читательской критики (в зависимости от используемой платформы), сочетании классических жанров литературной критики и ориентирования на консьюмерскую аудиторию. Такое расширение литературно-критической деятельности способствует развитию всей литературной критики в целом.
Классическими жанрами современной литературной критики остаются рецензия, критическая статья и портрет. При этом критиками допускается смешение жанров внутри одной публикации. Если профессиональные критики придерживаются жанровых ограничений для публикаций в онлайн-изданиях, то читательская критика обладает большей свободой в методах анализа и высказываниях о произведениях литературы.
Новые медиа как информационно-коммуникационная среда, в которой используются интерактивные технологии с основной моделью коммуникации «от многих ко многим», позволила литературным критикам и блогерам использовать новые форматы (подкасты, видеоблоги, мессенджеры), а также открыла взаимодействие с консьюмерским типом аудитории. Теперь аудитория может обращаться к критикам напрямую, комментируя или по - другому реагируя на их публикации, а издания и критики анализировать запросы читателей.
К основным функциям литературной критики — информационной, просветительской и аналитической — в современной жизни добавляется развлекательная функция, выполнение которой отводится в большей степени литературным блогерам.
Все больше популяризируется чтение в связи с увеличением количества читательской критики, расширением использования форматов новых медиа в 58
профессиональной критике, с развитием открытого доступа для любого человека в литературно-критическую деятельность. Литература и читательские практики становятся одной из форм развлекательного досуга и все реже ассоциируются с «тяжелым классическим» или «доступным только при наличии определенного кругозора» чтением. Читатели в интернете создают книжные онлайн-клубы, ведут страницы в книжных социальных сетях, устраивают марафоны чтения и создают собственные блоги.
Также профессиональные критики, публикуя свои работы в онлайн- изданиях, ведут параллельно свои личные блоги (страницы в социальной сети Facebook Г. Юзефович и К. Мильчина, telegram-канал К. Мильчина Canal du Midi), в том числе используют форматы новых медиа для более свободной формы обсуждения литературы (подкаст «Книжный базар»). Личность профессионального критика раскрывается в использовании всего многообразия форм литературно-критической деятельности, что позволяет критику и придерживаться жанровых ограничений для анализа литературы, и быть открытой медийной личностью для аудитории.
Большую часть читательской критики составляет литературная блогосфера, к которой относят совокупность всех блогов, посвященных литературной тематике и которая представляет собой отдельное сообщество. Внутри литературной блогосферы выделяются два крупных подсообщества: буктьюбинг и букстаграм. А также развивается направление литературных блогов в мессенджере Telegram.
Литературные блогеры отличаются от профессиональных критиков тем, что для них критика — это не основной вид деятельности. Литературным блогером может стать любой пользователь интернета, который выберет для себя площадку для регулярных публикаций на литературную тематику. Но несмотря на низкий порог входа в блогерство, не требующий специального образования, часть литературных блогеров использует в качестве основы для анализа произведений элементы профессионального рецензирования.
Учитывая популярность литературных блогеров, онлайн-издания привлекают их к сотрудничеству: так, издание «Горький» несколько месяцев публиковало рецензии telegram-блогеров на произведения списка зарубежной литературы премии «Ясная поляна». А писатели и критики признают значимость литературных блогов в популяризации чтения и развития литературной среды, поэтому ежегодно вручают премию для литературных блогеров и регулярно с ними сотрудничают в рамках проведения интервью, литературных мероприятиях и пр.
Таким образом, специфика работы современного литературного критика в новых медиа заключается в сочетании использования функций профессиональной и читательской критики (в зависимости от используемой платформы), сочетании классических жанров литературной критики и ориентирования на консьюмерскую аудиторию. Такое расширение литературно-критической деятельности способствует развитию всей литературной критики в целом.
Подобные работы
- Функциональный диапазон книжного блогинга (на материалах сетевой публицистики Г. Юзефович и канала «Книжный чел»)
Дипломные работы, ВКР, информационные системы. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021





