АННОТАЦИЯ 2
ВВЕДЕНИЕ 7
1. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ УГРОЗЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА 9
1.1 Общие понятия и определения экономической безопасности банка 9
1.2 Характеристика угроз экономической безопасности банка 18
1.3 Методы обеспечения экономической безопасности банка 21
2. АНАЛИЗ ПОНЯТИЙНОГО ПОЛЯ, КАСАЮЩЕГОСЯ ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (БАНКОВ) 32
2.1 Понятия и определения деловой репутации и имиджа 32
2.2 Риски и угрозы потери деловой репутации 45
2.3 Факторы формирования стоимости деловой репутации 63
3. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ (КАЧЕСТВЕННЫЕ И КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ) РОЛИ
ДЕЛОВОЙ РЕПУТАЦИИ В БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ 73
3.1 Гудвил и его учет по МФСО и ПБУ 73
3.2 Качественные и количественные методы оценки гудвила 80
3.2.1 Качественные методы оценки деловой репутации 80
3.2.2 Количественные методы оценки деловой репутации 88
3.3 Оценка деловой репутации АО «Альфа Банк» 96
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 113
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 115
Актуальность темы исследования. В эпоху высокой динамики финансового сектора экономики, ужесточение требований к кредитным учреждениям и усиление конкуренции между ними, на первый план выходят вопросы управления банковскими рисками. Это связано не только с их традиционными формами (кредитными, рыночными, операционными и ликвидными), но и репутационными, связанными с несоблюдением требований законодательства, регулированием возникающих конфликтов интересов, невозможностью противостоять легализации преступных доходов, негативной информация в СМИ, снижение рейтинговых позиций, снижение положительного имиджа и доверия со стороны клиентов.
Потеря деловой репутации может наиболее негативно отразиться на основных показателях коммерческого банка, что приведет к оттоку клиентов, и, как следствие, уменьшению ресурсной базы, сокращению объема размещенных средств, снижению ликвидности, снижению рентабельности и доходности.
Известно, что банки являются важными финансовыми посредниками, следовательно, снижение уровня деловой репутации, и, как следствие, потеря ликвидности и даже банкротство одного коммерческого банка приводит к резко отрицательным последствиям. К ним относятся невозврат межбанковских кредитов, неуплата вкладчикам, прекращение или отсрочка платежей клиентов
поставщикам, а они, в свою очередь, сталкиваются с проблемами погашения задолженности перед своими контрагентами.
Неспособность коммерческого банка своевременно и в полном объёме осуществлять переводы либо возврат чужих денежных средств губительна, поскольку из-за включённости каждого банка в систему, его неликвидность умножается и наносит партнерам и клиентам банка многократно усиленный материальный ущерб.
Таким образом, роль деловой репутации в обеспечении экономической безопасности банка нельзя недооценивать. Высокая значимость деловой репутации для эффективной деятельности компаний стимулирует развертывание исследований по этой проблеме. Аналогичные исследования чрезвычайно актуальны и для российских кредитных организаций, что позволит укрепить их позиции на рынках и сформировать дополнительные конкурентные преимущества.
Цель и задачи исследования. Целью ВКР является выявление роли деловой репутации в системе угроз экономической безопасности банка.
Достижению цели способствует решение ряда следующих задач:
• Исследовать сущность понятия экономическая безопасность коммерческого банка;
• Дать характеристику угроз экономической безопасности банка;
• Выявить существующие методы обеспечения экономической безопасности банка;
• Проанализировать определение понятия «деловая репутация», и связанных с ним терминов (например, имидж, брэнд и проч.);
• Привести примеры из новейшей истории России о влиянии деловой репутации на экономическую безопасность коммерческого банка, показать негативные последствия недооценки данного риска;
• Определить риски и угрозы, влияющие на уровень деловой репутации;
• Определить факторы формирования стоимости деловой репутации;
• Отобразить специфику учета деловой репутации в бухгалтерском учете по стандартам МФСО и ПБУ;
• Привести существующие количественные и качественные методы оценки деловой репутации;
• Провести оценку деловой репутации на примере конкретного банка (АО «Альфа-Банк»).
Объектом исследования являлась система угроз экономической безопасности кредитных организаций, в том числе банков.
Предмет исследования - выявление роли деловой репутации в системе угроз экономической безопасности банка.
На основании проведенного исследования по теме роли деловой репутации в системе угроз экономической безопасности банков можно сделать следующие выводы.
Экономическая безопасность банковского сектора экономики подвержена большому количеству рисков и угроз, среди которых отдельно от остальных стоит риск потери деловой репутации. Однако анализ, проведенный нами в настоящей работе, показал, что на данный момент до сих пор у исследователей не сложилось единого мнения по поводу определения деловой репутации.
Выявлено, что деловая репутация является источником серьезного конкурентного преимущества, а рост репутационного капитала может послужить надежным источником увеличения прибыли и капитализации. Вместе с тем определение стоимости деловой репутации является серьезной проблемой.
Изучение сущности репутационных рисков позволило нам определить их как комплексную категорию, отражающую качественные и количественные аспекты данного понятия. При этом репутационный риск - возможность снижения деловой репутации, то есть сложившегося позитивного мнения о кредитной организации. Потери в материальной, финансовой и прочих формах выступают количественным признаком риска, они проявляются в падении доходности банка, снижении прибыльности операций проводимых банком и осуществляемых им услуг, ухудшении финансовой устойчивости, снижение позиций банка в специализированных рейтингах.
Репутационные риски имеют множество критериев классификации, на них влияет огромное число внешних и внутренних факторов, группируемых по самым различным параметрам (по времени воздействия и характеру выявления, по субъектному составу, по степени влияния и масштабу).
Управление репутационным риском представляет собой процесс целенаправленного воздействия на объект (коммерческий банк), осуществляемый для организации его функционирования по запланированной программе на фоне снижения рисков, угрожающих деловой репутации. Предваряет процесс непосредственного воздействия на объект процедура оценки репутационных рисков с помощью качественных и количественных методов.
В настоящей выпускной работе произведена оценка деловой репутации АО «Альфа-Банк». Она показала, что данная организация имеет положительную деловую репутацию, она выражается не только в присвоении ей высоких оценок в кредитных рейтингах, составляемых известными рейтинговыми агентствами и положительным представлением «Альфа-Банка» в СМИ, но также, что особенно важно, устойчивым приростом чистой прибыли и вкладов физических лиц.
Косвенным образом репутация банка влияет на значения всех показателей устойчивости банка. Так, например, положительный имидж банка позволяет брать большую цену за оказываемые услуги, что является брэндовой надбавкой и ведет к увеличению показателя прибыльности. Сама по себе хорошая репутация банка свидетельствует о правильности реализации управленческой политики, что способствует более высокой оценке группы показателей управления. Кроме того, именно хорошая репутация помогает банку сохранить клиентов и пассивы в кризисных условиях, что снижает чувствительность банка к рискам.
Таким образом, деловая репутация оказывает влияние на финансовую устойчивость банка. С помощью грамотного репутационного менеджмента банк во многом может улучшить свою долгосрочную устойчивость, поддерживать высокие позиции в кредитных рейтингах и привлекать новых инвесторов. Все это является ярким свидетельством важной роли деловой репутации в системе экономической безопасности банка как кредитной организации.
1 Аветисян, С. Постмодернизм и брэндинг. Некоторые размышления свободного практика / С. Аветисян // Топ-менеджер. - 2002. - № 17. - http ://789.ru/news/7840-842. html.
2 Агарков, М.М. Основы банковского права. Учение о ценных бумагах. Курс лекций. Научное исследование / М.М. Агарков. - М.: Издательство БЕК, 1994. - 350 с.
3 Азгальдов, Г.Г. Нематериальные активы и интеллектуальная собственность: проблемы и решения / Г.Г. Азгальдов, Н.Н. Карпова // Рынок ценных бумаг. - 1998. - № 6. - С. 86-92.
4 Андреева, Е.А. Индикаторы экономической безопасности
многофилиального банка с иностранным участием / Е.А. Андреева // Вестник Института экономики Российской академии наук. - 2014. - № 4. - С. 116-125.
5 Андреева, Е.А. Обеспечение экономической безопасности банка с многопрофильным участием: дис. ... канд. экон. наук / Е.А. Андреева. - М., 2014. - 184 с.
6 Андрианова, Е.П. Особенности управления деловой репутацией коммерческого банка / Е.П. Андрианова, А.А. Баранников // Научный журнал КубГАУ. - 2013. - № 87 (03). - С. 1-19.
7 Астрелина, В.В. Оценка деловой репутации банка / В.В. Астрелина, П.К. Бондарчук // Деньги и кредит. - 2012. - №12. - С. 16-23.
8 Банковское дело: учебник / под ред. Г.Г. Коробовой. - М.: Экономист, 2006. - 766 с.
9 Бинецкий, А.Э. Паблик рилейшнз: защита интересов и репутации бизнеса / А.Э. Бинецкий. - М.: ИКФ «ЭКМОС», 2003. - 218 с.
10 Боков, В.В. Предпринимательские риски и хеджирование в отечественной и зарубежной экономике / В.В. Боков, П.В. Забелин, В.Г. Федцов. - М.: Приор, 1999. - 128 с.
11 Большая Российская Энциклопедия / Ю.С. Осипов; под ред. С.Л. Кравец. - М.: Изд-во Большая Российская Энциклопедия, 2006. - Т. 6. - 766 с.
12 Большой энциклопедический словарь / Под ред. А. Азрилияна. - М.: Институт новой экономики, 1999. - 1248 с.
13 Бочаров, С. Причины банковского кризиса России / С.Бочаров // Чужие деньги. - 2004. - № 17. - С. 9.
14 Букин, С.О. Безопасность банковской деятельности: учебное пособие / С.О. Букин. - СПб.: Питер, 2011. - 288 с.
15 Бурланков, С.П. Репутационные риски предприятий сферы обслуживания и оказания транспортных услуг / С.П. Бурланков, И.Е. Ильина, О.Г. Родина // Современные проблемы науки и образования. - 2011. - №6. - С. 202-207.
...124