Введение 4
1 Теоретические аспекты анализа финансового состояния бюджетной
организации 6
1.1 Нормативное регулирование деятельности бюджетных учреждений.6
1.2 Методические основы анализа финансового состоя 14
1.3 Особенности анализа хозяйственной деятельности в бюджетном
учреждении 30
2 Анализ финансовой деятельности Муниципального бюджетного
учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения Свердловского района города Красноярска» 38
2.1 Общая характеристика деятельности Муниципального бюджетного
учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения Свердловского района города Красноярска» 38
2.2 Анализ структуры имущества Муниципального бюджетного учреждения
«Комплексный центр социального обслуживания населения Свердловского района города Красноярска» 48
2.3. Оценка финансового состояния деятельности учреждения 54
3 Рекомендации по совершенствованию финансового состояния
Муниципального бюджетного учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения Свердловского района города Красноярска» 67
Заключение 72
Список использованных источников 77
Приложения А-В 82-139
Перспектива развития любой организации, предприятия или учреждения в экономическом и финансовом плане наряду с объективными макро - и микроэкономическими факторами во многом обусловлена субъективным фактором, а именно финансовой политикой, проводимой руководством организаций. Разработка стратегии и тактики экономического развития организации невозможна без анализа ее финансового состояния, сравнения экономических показателей, исследования динамики изменения этих показателей в ту или иную сторону. Именно поэтому актуальность темы исследования не вызывает сомнений.
Цель дипломной работы - изучение теории и практики анализа финансового состояния бюджетной организации на примере Муниципального бюджетного учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения Свердловского района города Красноярска» для разработки конкретных рекомендаций по совершенствованию его деятельности.
Для достижения цели будут решены следующие задачи:
1) Изучить нормативное регулирование деятельности бюджетного учреждения.
2) Определить сущность анализа финансового состояния, его цели и задачи.
3) Рассмотреть особенности анализа деятельности бюджетного учреждения.
4) Провести анализ доходов и расходов учреждения.
5) Изучение платежеспособности учреждения и ликвидности активов баланса.
6) Изучение финансовой устойчивости учреждения.
7) Определить направления совершенствования бюджетного финансирования и контроля за расходами бюджетных средств.
Объектом исследования является МБУ «КЦСОН Свердловского района города Красноярска»
Предмет исследования - экономический анализ деятельности и оценка финансового состояния
В целом дипломная работа состоит из: введения, трех глав, заключения, списка источников и приложений к работе. В первой главе представлены теоретические аспекты анализа финансового состояния, рассмотрено нормативное регулирование бюджетных учреждений, определена сущность анализа. Во второй главе рассматривается общая характеристика деятельности, организационная структура, состав бюджетной отчетности получателей бюджетных средств, рассмотрена эффективность использования основных фондов и оборотных активов, дана оценка финансового состояния учреждения. В третьей главе рассмотрены основные направления совершенствования бюджетного финансирования и контроля за расходами бюджетных средств.
При написании работы были использованы нормативные акты по бухгалтерскому учету и анализу различных уровней, учебно-методическая литература, издания периодической печати, ресурсы сети Internet.
В ходе выполнения исследования были выявлены следующие особенности бюджетной организации, обусловленные законодательством о бюджетном устройстве и бюджетном процессе, Инструкцией по бюджетному учету, другими нормативными документами по учету и отчетности в бюджетных организациях, отраслевой их спецификой: система нормативного регулирования;
организация учета в разрезе статей бюджетной классификации; контроль исполнения Плана финансово-хозяйственной деятельности; казначейская система исполнения бюджетов;
выделение в учете кассовых и фактических расходов;
В ходе написания работы были выявлены следующие особенности анализа финансового состояния бюджетной организации:
1. Некоммерческий характер их деятельности и затратный принцип финансирования не предполагают формирование позитивного финансового результата.
2. Организации вынуждены расходовать ресурсы не столько в соответствии с фактической необходимостью в них, сколько исходя из объема выделенных средств.
3. Анализ проводится с целью установить, насколько эффективно используются бюджетные средства и соответствуют ли качество и объем услуг, оказываемых населению или другим субъектам хозяйствования, затратам, которые несет государство по их оказанию.
4. Анализ финансирования предполагает изучение обеспеченности учреждения бюджетными средствами, а также полноты их использования. Для этого плановое финансирование сравнивается с фактическим, и производится сравнение поступивших сумм бюджетных средств с кассовыми расходами учреждения.
В ходе написания работы было изучено нормативное регулирование деятельности бюджетного учреждения.
Были определены сущность и задачи анализа финансового состояния.
Был проведен анализ расходов в бюджетном учреждении КЦСОН, который показал значительное снижение расходов на коммунальные услуги. В конце 2014 года были не до использованы средства, которые перешли на следующий отчетный год, в следствии чего образовался перерасход средств в 2015 году. Общее финансирование увеличилось на 2,34% в большей степени за счет повышения фонда оплаты труда и приобретения работ и услуг,в следствии повышения уровня цен и увеличения окладов минимальной заработной платы населения. А также были определены направления совершенствования бюджетного финансирования и контроля за расходами бюджетных средств.
Анализ структуры имущества учреждения показал, что в 2016 году по сравнению с предыдущими годами поступило основных средств на 266 633,16 рублей, в основном это происходило за счет средств, выделенных из бюджета.
Анализ эффективности использования оборотных фондов свидетельствует об ухудшении финансового положения учреждения. По сравнению с 2014 и 2015 годом в 2016 году продолжительность одного оборота увеличилась на 0,078 дней, что привело к оттоку денежных средств. В результате замедления оборота снижается высвобождение вещественных элементов оборотных средств, больше требуется запасов, материалов, топлива, и прочее, а, следовательно, расходуются и денежные ресурсы, ранее вложенные в эти запасы и заделы. Расходуемые денежные ресурсы убывают с расчетного счета учреждения, в результате чего ухудшается его финансовое состояние, снижается платежеспособность.
Проведя анализ плана финансово-хозяйственной деятельности можно сделать вывод, что значительную часть в плане ФХД занимают расходы на оплату труда и прочие выплаты. Сумма расходов на оплату труда не является постоянной, изменение происходит за счет повышения заработной платы на 3,66 %. Начисления на оплату труда увеличились на 3,66% в связи с увеличением фонда заработной платы. Статья Прочие выплаты увеличилась на 42,29 % в связи с изменением численности социальных работников на 1.01.2016 г. Транспортные услуги значительно снизились в связи с передачей в безвозмездное пользование автомобиля в 2014 году. Коммунальные услуги скорректированы по фактическим расходам предыдущего года. Услуги на содержание имущества в 2015 г. по сравнению с 2014 г. снижены на 8,11% руб., которые были выделены на текущий ремонт зданий и сооружений. Прочие работы и услуги, прочие расходы стали меньше, так как было уменьшено общее финансирование на 2015 г. Сумма расходов по статье «Увеличение стоимости материальных запасов» изменяется за счет увеличения норм горюче-смазочных материалов и запасных частей для автомобилей служебного пользования. Отсутствие финансирования по статье «Увеличение стоимости основных средств» является негативным моментом в хозяйственной деятельности учреждения, приобретать основные средства «МБУ КЦСОН Свердловского района города Красноярска» вынужден за счет внебюджетных средств. Прибыль, полученная от предпринимательской деятельности, а также целевые средства являются источниками внебюджетного финансирования. Внебюджетный доход и приобретаемое за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение центра и учитываются отдельно. Поступление средств из внебюджетных источников не являются основанием для уменьшения размера финансирования за счет средств бюджета. Внебюджетное финансирование осуществляется через счета, которые открываются в банках или других кредитных организациях. Органы федерального казначейства не вправе контролировать расходование внебюджетных средств.
Анализ исполнения плана финансово-хозяйственной деятельности 2014 г., не использованы расходы по коммунальным услугам, так как в учреждении были поставлены счетчики на тепло, на горячую воду, на электроэнергию, в связи с этим значительно снизились расходы по сравнению с предыдущим годом. По остальным статьям денежные средства были выделены в конце декабря, на основании чего был скорректирован план, но средства освоить не успели. Остатки перешли на следующий год.
Так как остатки прошлого года перешли на текущий год, пошел перерасход бюджета 2015 и 2016 гг. Общее финансирование за 2016 г. увеличилось по сравнению с прошлым годом на 2,34 % за счет увеличения:
- оплаты труда и начислений на выплаты по оплате труда;
- приобретения работ, услуг.
Это происходит из-за повышения цен, увеличения окладов и минимальной заработной платы в области.
Оценка финансового состояния выявила, что что основная доля расходов и доходов в МБУ «КЦСОН Свердловского района» приходится на деятельность по государственному заданию. При этом в 2016 году по данному виду деятельности в учреждении образовался убыток в размере 294,84 тыс. руб. При этом отметим, что по деятельности приносящей доход в учреждении сложилась прибыль в размере 96 696,65 рублей, в следствии чего рентабельность данного вида деятельности составила 2,92%.
Учреждение имеет не абсолютно платежеспособный баланс, что подтверждает общий коэффициент абсолютной ликвидности. Так, произошло снижение коэффициент абсолютной ликвидности на 0,28, что говорит о снижении объема ликвидных активов.
Коэффициент текущей ликвидности говорит о том, что, мобилизовав все оборотные средства предприятие сможет погасить более 100% обязательств по кредитам и расчетам, что подтверждает и платежеспособность учреждения. Коэффициент маневренности в свою очередь показывает, что 7% функционирующего капитала обездвижена, но в 2016 году намечен положительный эффект.
Также учреждение высоко обеспечено собственными средствами, о чем говорит коэффициент обеспеченности собственными средствами. Так анализ отчетности показал, что предприятие имеет не абсолютно ликвидный баланс, однако, в ближайшем будущем Учреждение возможно сможет поправить свою платежеспособность. При этом нужно отметить, что финансовое состояние устойчиво.
1 Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 145-ФЗ. ст. 161 Особенности правового положения казенных учреждений.
2 Панков Д.А. Анализ хозяйственной деятельности бюджетных организаций: Учеб.пособие/ Д.А. Панков, Е.А. Головкова, Л.В. Пашковская и др.; Под общ. ред. Д.А. Панкова, Е.А. Головковой. - 2¬е изд., испр. - М.: Новое знание, 2003. С.-13-15.
3 Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 145-ФЗ. Ст.
215.1 Основы исполнения бюджетов
4 Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 145-ФЗ. п. 1ст. 158 Бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств
5 Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 145-ФЗ. ст.6 Понятия и термины, применяемые в настоящем Кодексе
6 Приказ Минфина России от 30.12.2008 г. №148н "Об утверждении инструкции по бюджетному учету", вступившим в силу с 01.01.2009г
7 Приказ Минфина России от 13.11 2008 г. №128н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", вступившим в силу с 01.01.2009г.
8 Приказ Минфина России от 25.12.2008 г. №145н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации", вступившим в силу с 01.01.2009г и ряд др.
9 Золотун Е.П. Методические основы экономического анализа финансового состояния бюджетного учреждения / Научные статьи [Электронный ресурс] режим доступа: http:cyberlenynka.ru, 2012 г.
10 Шеремет А.Д. Методика финансового анализа: учебник / А.Д
Шеремет. - М.: ИНФРА-М, 2014. 456 с.
11 Чемагин И.А. Пути повышения финансовой устойчивости предприятия // «Экономика и социум».2016. - № 12.
12 Донцова А.В., Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчетности: учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Дело и сервис», 2015. -386 с.
13 Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник. М.: ТК Велби, Издательство «Проспект», 2008. -379 с.
14 БердниковаТ.Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2008. - 215 с.
15 Ильшева Н.Н., Крюков С.И. Анализ финансовой отчетности. М.: ЭНИТИ-ДАНА, 2017. -431 с.
16 Савицкая Т.В. Анализ финансовой деятельности: учебник. - 8-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2014. - 783 с.
17 Красина Ф.А. Финансовый менеджмент [Электронный ресурс]: учебное пособие/Красина Ф.А. - Электронные текстовые данные. - Томск: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, Эль Контент, 2012. - 200 с.
18 Гиляровская Л.Т. Анализ и оценка финансовой устойчивости коммерческих организаций [Текст]: учебное пособие / Л.Т. Гиляросвкая, А.В. Ендовицкая. М.: ЭНИТИ-ДАНА,, 2012, 159 с.
19 Маркарьян Э.А. Экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие. М.: КноРус, 2014. 550 с.,
20 Приказ Минфина России от 28 июля 2010 г. № 81Н «О требованиях финансово-хозяйственной деятельности государственного
21 Приказ Минфина РФ от 30 сентября 2010 г. № 114Н «Об общих требованиях к порядку составления и утверждения отчета о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества (утв. Приказом Минфина РФ от 30 сентября 2010 г. № 114Н).
22 Лукьянова А. А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности Федеральных казенных учреждений [Текст] / А. А. Лукьянова // Научное сообщество студентов : материалы VII Междунар. студенч. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 28 февр. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — С. 262-270. — ISBN 978-5-9907919-4-7.
23 Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 145-ФЗ. п.3 ст. 264.1 Основы бюджетного учета и бюджетной отчетности
24 Приказ Минфина РФ от 28 декабря 2010 г. N 191н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)
25 Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 145-ФЗ. п.3 ст. 264.1 Основы бюджетного учета и бюджетной отчетности
26 Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 145-ФЗ. п.3
ст. 264.1 Основы бюджетного учета и бюджетной отчетности
27 Жердеева Е.Н., Экономический анализ [Электронный ресурс]
28 Алексеева А.И., Васильев Ю.В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие / коллектив авторов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2016 - с. 321-342.
29 Володин А.А., Оборотные средства и финансовое состояние предприятия // Вестник университета. - 2015 - № 3. С. 152-154.
30 Бариленко В.И., Анализ финансовой отчетности: учебное пособие / коллектив авторов; под общ.ред. В.И. Бориленко. - 4-е изд. перераб. - М.: КНОРУС, 2016. С. - 35-41.
31 Приказ Минфина РФ от 25 марта 2011 г. N 33н "Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных
(муниципальных) бюджетных и автономных учреждений" (с изменениями и дополнениями)
32 Приказ Минфина России от 31 октября 2016 г. N 199н "Об
утверждении типовых форм соглашений (договоров) о предоставлении из федерального бюджета субсидии юридическим лицам (за исключением государственных учреждений), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг"
33 Алексеева А.И., Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие / Коллектив авторов. - 3-е издю, перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2016. С. - 154-167.
34 Безденежных М.М. Экономика общественного сектора: учебное пособие/ М.М. Безденежных, Н.Б. Севастьянова. -М.: КНОРУС, 2016. С. -152-160.
35 Логинова А.Г. Новые подходы к оценке эффективности бюджетных расходов на госучереждения / Аналитический портал Отрасли права. -научная статья.