Экономическая мотивация выпускников ВУЗов Челябинской области как фактор экономической безопасности региона
|
Аннотация 2
ВВЕДЕНИЕ 7
1 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОТИВАЦИЯ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ НА РЫНКЕ ТРУДА
1.1 Состояние вопроса социально-экономической мотивации молодых специалистов на рынке труда
1.2 Основные задачи рынка труда молодых специалистов 14
1.3 Молодежный рынок труда и его специфика 16
2 РАЗРАБОТКА И УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДА ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОТИВАЦИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ НА РЫНКЕ ТРУДА
2.1 Выбор и усовершенствование методов оценки мотивации выпускников ВУЗов Челябинской области
2.2 Обоснование методов статистической обработки данных 25
3 ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ И ВЫВОДЫ ПО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОТИВАЦИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ НА РЫНКЕ ТРУДА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 58
ВВЕДЕНИЕ 7
1 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОТИВАЦИЯ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ НА РЫНКЕ ТРУДА
1.1 Состояние вопроса социально-экономической мотивации молодых специалистов на рынке труда
1.2 Основные задачи рынка труда молодых специалистов 14
1.3 Молодежный рынок труда и его специфика 16
2 РАЗРАБОТКА И УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДА ОЦЕНКИ СОЦИАЛЬНОЙ И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОТИВАЦИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ НА РЫНКЕ ТРУДА
2.1 Выбор и усовершенствование методов оценки мотивации выпускников ВУЗов Челябинской области
2.2 Обоснование методов статистической обработки данных 25
3 ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ И ВЫВОДЫ ПО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МОТИВАЦИИ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ НА РЫНКЕ ТРУДА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 58
Финансово-экономический кризис, затрагивает экономику всех стран мира, вызывая тем самым различные реакции. Так в России, по данным Программы антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2017 год, началось значительное падение промышленного производства, рост числа безработных, снижение заработных плат и ряд других негативных последствий. По данным Минздравсоцразвития, с начала февраля 2017 г. численность уволенных работников достигла почти 250 000 человек. Однако, наблюдается направление на замедление роста регистрируемой безработицы. Так, за последнюю неделю апреля, согласно данным мониторинга рынка труда, по субъектам Российской Федерации замедление произошло на 0,7%. По мнению ряда экономистов, сегодняшний кризис может носить затяжной характер. В связи с этим многим предприятиям необходимо пересмотреть свою кадровую политику с учетом самого кризиса и посткризисного восстановления. Одним из приоритетов Программы антикризисных мер Правительства РФ на 2018 г. является противодействие росту безработицы, развитие программ переобучения и переподготовки работников. В условиях модернизации экономики России необходимо модернизировать систему мотивации на предприятии для привлечения и удержания молодых специалистов в условиях кризиса. Когда человеческие ресурсы становятся одним из главных конкурентных преимуществ любого предприятия, ведутся поиски новых форм подготовки специалистов, обладающих не только профессиональными знаниями, способностью использовать эти знания на практике, но и мотивированных к высокопроизводительному труду.
Известно, что мотивация к труду начинает формироваться у человека еще до начала его профессиональной трудовой деятельности. Постепенно в процессе обучения в школе, среднем специальном (ССУЗ) или высшем учебном (ВУЗ) заведении и во время социального общения развиваются трудовые качества личности, такие как трудолюбие, ответственность, дисциплинированность, приобретаются первоначальные трудовые навыки. Эти качества лежат в основе мотивации к труду и в дальнейшем получают развитие под влиянием реальной рабочей среды при вступлении в сферу общественного производства. Все вышеперечисленное обуславливает актуальность темы выпускной квалификационной работы.
Цель и задачи работы. На основе теоретических, методических, организационных положений разработать практические рекомендации по оценке социально - экономических мотиваций (интересов) трех групп: государство, общество и выпускник ВУЗа. Определить функциональные связи между показателями мотивационных признаков выпускников ВУЗов Челябинской области и выпускником и государством, государством и обществом, обществом и выпускником.
Конечной целью работы является создание обобщённых рекомендаций по оценке и прогнозированию показателей мотивационных признаков молодых специалистов как фактор экономической безопасности на рынке труда Челябинской области.
В работе сформулированы следующие задачи:
- выявить особенности мотивации молодых специалистов на рынке труда Челябинской области;
- произвести анализ социально-экономической ситуации на рынке труда Челябинской области;
- представить краткую характеристику имеющимся методам социально - экономической оценки мотивации молодых специалистов на рынке труда;
- разработать и усовершенствовать метод оценки социально -экономической мотивации Челябинской области «выпускников ВУЗов, общества, государства».
- установить функциональную связь между индикаторами оценки мотиваций и исследуемыми социально-экономическими факторами.
Объектом работы - молодые специалисты, общество и государство К объекту исследования так же относятся показатели (индикаторы) характеризующие мотивационные признаки анализируемых групп.
Термины и определения
В Трудовом кодексе Российской Федерации (ст. 70) используется термин «Лицо, окончившее образовательное учреждение начального,
среднего и высшего профессионального образования, имеющее государственную
аккредитацию, и впервые поступающее на работу по
полученной специальности в течение одного года со дня окончания образовательного учреждения».
Согласно Отраслевому соглашению по организациям Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии на 2009 - 2011 годы (утв. Профсоюзом машиностроителей РФ, Ростехрегулированием 13.01.2009г.) молодыми специалистами считаются лица в возрасте до 30 лет, окончившие с отрывом от производства полный курс обучения в ВУЗе и поступившие на работу в организацию по профилю полученной специальности в течение 3-х месяцев непосредственно после окончания учебного заведения. При этом статус молодого специалиста исчисляется тремя годами с момента заключения трудового договора с работодателем при условии обязательства молодого специалиста отработать в организации не менее 3-х лет.
Экономическая безопасность - это область научного знания, в рамках которой изучают состояние экономики, при котором обеспечивается достаточно высокий и устойчивый рост экономических показателей; эффективное удовлетворение экономических потребностей; контроль государства за движением и использованием национальных ресурсов; защита экономических интересов страны на национальном и международном уровнях.
Трудоустройство - система мероприятий, проводимая государственными органами, общественными организациями, а также специализирующимися на оказании данной услуги предприятиями в целях содействия населению в подыскании, направлении и устройстве на работу, в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей.[2]
Рынок труда - рынок, который определяет, кто имеет работу, а также уровень оплаты за нее. Представляет собой теоретическую концепцию, используемую в макроэкономике.[3]
Заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).[4]
Мотивация труда - совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к деятельности, направленной на достижение определенных целей. В научных исследованиях и практической деятельности используется методология выявления не только индивидуальных мотивов, но и обобщенных (усредненных) - для изучения мотивации руководителя того или иного уровня социальной сферы, специалиста по социальной работе, социального работника, руководителя организации [5].
Работодатель юридическое лицо (организация) или физическое лицо (гражданин), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, установленных федеральными законами, работодателем может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.[6]
Потребность (в психологии) - состояние индивида, создаваемое испытываемой им нужной в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности. П. выступает как такое состояние личности, благодаря которому осуществляется регулирование поведения, определяется направленность мышления, чувств и воли человека. П. человека обусловлены процессом его воспитания в широком смысле, т.е. приобщения к миру человеческой культуры [7].
Молодой специалист - лицо, окончившее высшие и средние специальное учебное заведение [8].
Известно, что мотивация к труду начинает формироваться у человека еще до начала его профессиональной трудовой деятельности. Постепенно в процессе обучения в школе, среднем специальном (ССУЗ) или высшем учебном (ВУЗ) заведении и во время социального общения развиваются трудовые качества личности, такие как трудолюбие, ответственность, дисциплинированность, приобретаются первоначальные трудовые навыки. Эти качества лежат в основе мотивации к труду и в дальнейшем получают развитие под влиянием реальной рабочей среды при вступлении в сферу общественного производства. Все вышеперечисленное обуславливает актуальность темы выпускной квалификационной работы.
Цель и задачи работы. На основе теоретических, методических, организационных положений разработать практические рекомендации по оценке социально - экономических мотиваций (интересов) трех групп: государство, общество и выпускник ВУЗа. Определить функциональные связи между показателями мотивационных признаков выпускников ВУЗов Челябинской области и выпускником и государством, государством и обществом, обществом и выпускником.
Конечной целью работы является создание обобщённых рекомендаций по оценке и прогнозированию показателей мотивационных признаков молодых специалистов как фактор экономической безопасности на рынке труда Челябинской области.
В работе сформулированы следующие задачи:
- выявить особенности мотивации молодых специалистов на рынке труда Челябинской области;
- произвести анализ социально-экономической ситуации на рынке труда Челябинской области;
- представить краткую характеристику имеющимся методам социально - экономической оценки мотивации молодых специалистов на рынке труда;
- разработать и усовершенствовать метод оценки социально -экономической мотивации Челябинской области «выпускников ВУЗов, общества, государства».
- установить функциональную связь между индикаторами оценки мотиваций и исследуемыми социально-экономическими факторами.
Объектом работы - молодые специалисты, общество и государство К объекту исследования так же относятся показатели (индикаторы) характеризующие мотивационные признаки анализируемых групп.
Термины и определения
В Трудовом кодексе Российской Федерации (ст. 70) используется термин «Лицо, окончившее образовательное учреждение начального,
среднего и высшего профессионального образования, имеющее государственную
аккредитацию, и впервые поступающее на работу по
полученной специальности в течение одного года со дня окончания образовательного учреждения».
Согласно Отраслевому соглашению по организациям Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии на 2009 - 2011 годы (утв. Профсоюзом машиностроителей РФ, Ростехрегулированием 13.01.2009г.) молодыми специалистами считаются лица в возрасте до 30 лет, окончившие с отрывом от производства полный курс обучения в ВУЗе и поступившие на работу в организацию по профилю полученной специальности в течение 3-х месяцев непосредственно после окончания учебного заведения. При этом статус молодого специалиста исчисляется тремя годами с момента заключения трудового договора с работодателем при условии обязательства молодого специалиста отработать в организации не менее 3-х лет.
Экономическая безопасность - это область научного знания, в рамках которой изучают состояние экономики, при котором обеспечивается достаточно высокий и устойчивый рост экономических показателей; эффективное удовлетворение экономических потребностей; контроль государства за движением и использованием национальных ресурсов; защита экономических интересов страны на национальном и международном уровнях.
Трудоустройство - система мероприятий, проводимая государственными органами, общественными организациями, а также специализирующимися на оказании данной услуги предприятиями в целях содействия населению в подыскании, направлении и устройстве на работу, в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей.[2]
Рынок труда - рынок, который определяет, кто имеет работу, а также уровень оплаты за нее. Представляет собой теоретическую концепцию, используемую в макроэкономике.[3]
Заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).[4]
Мотивация труда - совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к деятельности, направленной на достижение определенных целей. В научных исследованиях и практической деятельности используется методология выявления не только индивидуальных мотивов, но и обобщенных (усредненных) - для изучения мотивации руководителя того или иного уровня социальной сферы, специалиста по социальной работе, социального работника, руководителя организации [5].
Работодатель юридическое лицо (организация) или физическое лицо (гражданин), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, установленных федеральными законами, работодателем может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры.[6]
Потребность (в психологии) - состояние индивида, создаваемое испытываемой им нужной в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности. П. выступает как такое состояние личности, благодаря которому осуществляется регулирование поведения, определяется направленность мышления, чувств и воли человека. П. человека обусловлены процессом его воспитания в широком смысле, т.е. приобщения к миру человеческой культуры [7].
Молодой специалист - лицо, окончившее высшие и средние специальное учебное заведение [8].
На основе теоретических, методических, организационных положений разработаны практические рекомендации по оценке социально-экономических мотиваций (интересов) трех групп: государство, общество и выпускник ВУЗа. Определены функциональные связи между показателями мотивационных признаков выпускников ВУЗов Челябинской области и выпускником и государством, государством и обществом, обществом и выпускником. На основе выполненного анализа, созданы обоснованные методические и практические рекомендации по оценке мотиваций по мотивационным признакам, позволяющие усовершенствовать и улучшить эффективность взаимодействия системы «специалист, государство, общество».
Основные выводы по результатам выполненных исследований следующие:
1. В условиях рыночной нестабильности и неудовлетворительного экономического состояния Челябинской области в социально-экономической сфере затруднено или невозможно достоверно оценить их взаимосвязь и на этой основе принять эффективные управленческие решения. Для репрезентативности и достоверности управленческих решений разработаны обоснованные теоретические и практические положения включающие:
• усовершенствование основы выбора критериев оценки социальноэкономического взаимодействия системы «выпускник, государство, общество. Разработаны принципы прогнозирования взаимосвязи (мотиваций) системы, основанных на выявлении закономерностей с получением математических и организационных моделей;
• создание методов получения системы математических моделей, описывающих мотивационное состояние при различном варьировании социальноэкономических факторов поиска оптимальных решений. На этой основе разработаны методы создания и обоснование выбора величин определяющих факторов, характеризующих социально-экономическое состояние Челябинской области;
2. Предложены критерии и произведена классификация социальноэкономических показателей по четырём основным группам:
• специалист;
• общество;
• государство;
3. На основе разработанных алгоритмов и реализующих их компьютерных
программ создана и оптимизирована стратегия управленческих решений, направленных на эффективное функционирование рассматриваемых групп. Метод позволил произвести сравнительную оценку эффективности мотивационного взаимодействия регионов Челябинской области.
4. На основе организационно-математических моделей получена система уравнений обобщённых (интегральных) показателей, позволяющих комплексно оценить уровень социально-экономического взаимодействия системы «выпускник, государство, общество».
5. Сравнительное ранжирование Челябинской области по критичному обобщенному показателя выявило, что относительная стабильность функционирования системы относится к г. Магнитогорск, Златоуст, Челябинская область при величине оптимального порога ОП равного 0,3074... 0,4440.
Результаты проделанной работы показали, что практические шаги, которые необходимо предпринять будут очевидны. В тоже время может выявиться неполнота тех или иных практических действий или необходимость их пересмотра. Тогда, совершенно очевидно, что придётся корректировать модель и снова проделать какие-либо действия из завершённых этапов.
Основные выводы по результатам выполненных исследований следующие:
1. В условиях рыночной нестабильности и неудовлетворительного экономического состояния Челябинской области в социально-экономической сфере затруднено или невозможно достоверно оценить их взаимосвязь и на этой основе принять эффективные управленческие решения. Для репрезентативности и достоверности управленческих решений разработаны обоснованные теоретические и практические положения включающие:
• усовершенствование основы выбора критериев оценки социальноэкономического взаимодействия системы «выпускник, государство, общество. Разработаны принципы прогнозирования взаимосвязи (мотиваций) системы, основанных на выявлении закономерностей с получением математических и организационных моделей;
• создание методов получения системы математических моделей, описывающих мотивационное состояние при различном варьировании социальноэкономических факторов поиска оптимальных решений. На этой основе разработаны методы создания и обоснование выбора величин определяющих факторов, характеризующих социально-экономическое состояние Челябинской области;
2. Предложены критерии и произведена классификация социальноэкономических показателей по четырём основным группам:
• специалист;
• общество;
• государство;
3. На основе разработанных алгоритмов и реализующих их компьютерных
программ создана и оптимизирована стратегия управленческих решений, направленных на эффективное функционирование рассматриваемых групп. Метод позволил произвести сравнительную оценку эффективности мотивационного взаимодействия регионов Челябинской области.
4. На основе организационно-математических моделей получена система уравнений обобщённых (интегральных) показателей, позволяющих комплексно оценить уровень социально-экономического взаимодействия системы «выпускник, государство, общество».
5. Сравнительное ранжирование Челябинской области по критичному обобщенному показателя выявило, что относительная стабильность функционирования системы относится к г. Магнитогорск, Златоуст, Челябинская область при величине оптимального порога ОП равного 0,3074... 0,4440.
Результаты проделанной работы показали, что практические шаги, которые необходимо предпринять будут очевидны. В тоже время может выявиться неполнота тех или иных практических действий или необходимость их пересмотра. Тогда, совершенно очевидно, что придётся корректировать модель и снова проделать какие-либо действия из завершённых этапов.
Подобные работы
- Оценка уровня и выработка механизмов обеспечения экономической
безопасности в сфере образования
Дипломные работы, ВКР, экономическая безопасность. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2021 - Личностно ориентированное обучение студентов современных вузов как фактор сохранности здоровья
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Оценка социально -экономической мотивации выпускников вузов УрФО
как фактор экономической безопасности макрорегиона
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - УПРАВЛЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЕМ КАРЬЕРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ УЧРЕЖДЕНИЙ СРЕДНЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2020 - Формирование экономической компетентности будущих педагогов
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2020 - Детско-юношеская газета «САМИ» как современный ресурс
медиаобразования и социализации школьников
Магистерская диссертация, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 5650 р. Год сдачи: 2021 - Формирование и реализация потребностей учащейся молодежи в техническом образовании в современных условиях
Диссертации (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2018 - ФАКТОРЫ ПРОТЕСТНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2018 - ИМИДЖ УНИВЕРСИТЕТА КАК ИНСТРУМЕНТ ЕГО РАЗВИТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ТОМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА)
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2018





